10гд 34 в автомобиль

Хорошо звучащие колонки при минимальных затратах

Построить хорошо звучащие колонки при минимальных затратах – мечта любого самодельщика. Именно поэтому статья Олега Салтыкова «Малогабаритный Громкоговоритель», вышедшая в журнале «Радио» в далёком 1977-м году, до сих пор не теряет актуальности. Конструкция горячо обсуждается на форумах, предлагается масса вариантов её улучшения. Один из них, прекрасно показавший себя на практике, мы сегодня и рассмотрим.

ИГРА В КУБИКИ,
Или как сделать хорошие недорогие колонки

Со времени публикации в «Радио» той самой статьи с «Кубиками» Салтыкова (такое название закрепилось за этим проектом) и до недавнего времени, когда я сам занялся изготовлением и настройкой колонок, так и не удалось увидеть их реальную АЧХ. Есть тема по этой конструкции на vegalab.ru, но и там, в основном, либо отзывы владельцев о звучании, либо вопросы как применить тот или иной динамик вместо указанного.

И вот недавно я получил посылку с парой промышленных колонок 6АС-224, доработанных владельцем по мотивам «Кубиков». Кроме самих колонок, в посылке было множество разных динамиков, позволивших поэкспериментировать с их применением в этой конструкции.

Работа началась с измерения самих колонок без вмешательства. Исходный набор динамиков был такой: 6ГД-6 на НЧ, 2ГД-36 на ВЧ, а фильтры по схеме из того же журнала «Радио».

АЧХ колонок 6АС-224 на расстоянии 0,5 м по оси

Розовым цветом показана АЧХ НЧ-головки 6АС-224 в ближнем поле. Порт фазоинвертора – зеленым, суммарная характеристика — черным

АЧХ пищалки 6АС-224 в ближнем поле

Что же мы видим? 1. Выраженная неравномерность АЧХ, особенно наверху. Хорошего звука ожидать не стоит. 2. Нижняя граница в районе 60 — 70Гц с учетом работы порта фазоинвертора. Резонанс НЧ динамика 80 Гц, фазоинвертор настроен на 65 — 70 Гц.

АЧХ пищалки 2ГД-36 с фильтром от «Кубиков» просто чудовищная. На слух это подтвердилось, звук ужасен. Вместо ВЧ полочки какие-то зубы дракона. С этим набором всё ясно.

Но в той же посылке я нашел пару запечатанных новеньких пищалок Visaton TW70. Я с ними хорошо знаком, это удачные и недорогие бумажные, с приятным звуком динамики. Вот и узнаем, пригодятся ли они взамен жутковатых 2ГД-36. А пользуясь счастливым случаем, сравним их с нашими 2ГД-36, для чего из кучи наших пищал я отобрал лучшую, перебрав гору откровенно кривого барахла.

АЧХ лучшего экземпляра 2ГД-36, отобранного из кучи барахла

Сравнение АЧХ 2ГД-36 и Visaton TW70

АЧХ Visaton TW70 при 30º вне оси

Резонанс у TW70 в районе 2 кГц, значит, с 3 — 4 кГц можно её стыковать с нашим мидом (что и получилось дальше). АЧХ достаточно спокойная, протяженная и без резких изломов. У всех наших 2ГД-36 есть провал на 10 кГц, а как мы знаем, эта частота весьма важна для достоверного звучания. Там живут все реально слышимые звуки на верхнем крае диапазона, и потери на 10 кГц недопустимы — звук на высоких частотах стухнет и лишится серебра.

В этом плане Визатон оказался удачнее. К тому же у него есть пичок на верхнем крае, килогерцах на 13, за счет чего получается красивый акцент на всех щёточках-тарелочках и звенелочках, но не ярко выраженный, в пределах нормы. Итак, выбираем в пищалки Visaton TW70.

Читайте также:  Диагностика авто в сервисе цена

В посылке также оказались ранее незнакомые мне басовички с непривычно мощным магнитом, блестящим куполом-пыльником и маркированные буквами БРЗ — Бердский Радиозавод. На корзине размытая надпись 25ГДН… и ещё что-то. Позже выяснилось, что это 25 ГДН3-4 — нашел в сети ролики с прекрасной лекцией о них, измерениями и теплыми отзывами, как о шедевре нашего радиопрома. С чем сам искренне согласен, динамик превосходен по АЧХ, иным параметрам и звуку.

Итак, оценим характеристики НЧ-динамика при прямом включении и с катушкой фильтра.

Характеристики 25ГДН3-4 в ящике от 6АС-224 без фильтра по оси на расстоянии 0,5 м

Сначала рассмотрим характеристику в верхней части графика. Там два резонансных горба на кривой импеданса, это резонансы динамика на воздухе (48 Гц), его резонанс в ящике с закрытым портом фазоинвертора (70 Гц) и участок АЧХ в районе нижнего среза. Эти данные позволят прикинуть добротность Qtc.

Видно, что на 70 Гц спад отдачи относительно полки (она у нас идёт по уровню 120 дБ) составил минус 7 дБ, это соответствует полной добротности в ящике порядка 0,45. Соответственно, добротность самого динамика примерно 0,35, т.е. идеальна для фазоинверторного оформления.

Переходим к АЧХ, снятой на дистанции полуметра на оси басовичка. Видим чуть сваленную влево полочку, плавный монотонный спад с небольшим пиком в районе 5 кГц (это «работа» пылезащитного колпачка) и спокойный спад выше по частоте. Звучание динамика тоже порадовало, чистое, спокойное, без крика. И это напрямую, без фильтра.

Определившись с выбором динамиков, я, как обычно, выбросил прибывшие незнакомые фильтры (с ними успеем разобраться) и быстренько спаял макет собственных, простых двухполосных. Так у меня за годы как-то само собою сложилось, и после всех попыток сочинить что-то более крутое, обычно возвращаюсь к привычному варианту.

4-омному динамику 25ГДН3-4 для выравнивания АЧХ потребовалась катушка 0,68 мГн. Сразу оговорюсь, что есть и редкий 8-омный басовик 25ГДН3-8, он устанавливался в колонках Вега 15АС110. Если использовать его, то катушка понадобится вдвое большей индуктивности, 1,5 мГн.

АЧХ 25ГДН3-4 с катушкой Mundorf 0,68 мГн

Виден красивый пологий спад с маленьким пичком на 1 кгц. Как раз этот участок отвечает за презенс и живость голоса, супер! А выше, на 2 — 3 кГц, как раз спад, полезный для комфортности звучания.

Обратите внимание на поведение динамиков в ящике с учетом порта фазоинвертора. Срез басовика начинается с 60 — 65 Гц, инвертор протягивает отдачу герц до 50 уверенно, да и на слух бас превосходен. Можно не трогать и не достраивать.

Чтобы сделать фильтр для Визатона TW70 не понадобилось много времени, набор деталей типовой. Чуть убавил отдачу с помощью гасящего сопротивления на 3 Ома последовательно с пищалкой. И суммарная АЧХ сложилась в итоговую.

Финальный вариант «Кубика» от Александра Бокарева

Сквозь суммарную характеристику типа «черный забор» просматриваются раздельные АЧХ по полосам.

Жутковатая схема на картинке вверху позже будет облагорожена и выложена отдельно.

Предположим, что в нашем распоряжении не оказалось таких шикарных динамиков, о которых рассказано выше, а имеются те же самые из «Кубиков», 10 ГД-34-80 и 2ГД-36. Можно ли здесь что-то улучшить?

Для начала рассмотрим вариант колонки с оригинальными «Кубиками» от Олега Салтыкова. В ящике установлены эти динамики, ещё раз посмотрим на исходную АЧХ.

АЧХ колонок 6АС-224 на расстоянии 0,5 м по оси

АЧХ пищалки 2гд-36 с моим фильтром

Здесь уже ВЧ-фильтр мной подправлен, сглажен выброс на 5 кГц до общего уровня. Для этого схему я переделал на 2-й порядок, оставив входную ёмкость 2 мкФ (подойдёт и 1,5 мкФ) и добавив катушку на 0,3 мГн. В паре с 10ГД-34 и фильтром НЧ от Олега Салтыкова зазвучало неплохо. Кстати, в его схеме есть загадочный резистор на 22 Ома, включенный параллельно динамику. На самом деле этот резистор в сочетании с емкостью на 10 мкФ образует особую цепочку Цобеля, облагораживающую звучание на нижних частотах. Она формирует благозвучный многоступенчатый срез АЧХ и, как следствие, отменное звучание всей колонки в целом. Басовичок с этим фильтром можно слушать даже без пищалки, он удивительно музыкален. Автор угадал и выстроил все верные нотки в звучании этого фильтра.

Читайте также:  Авто резина кама каталог

Поэтому несмотря на уже рабочую схему моего макета, на роль НЧ-фильтра был безоговорочно выбран авторский вариант Салтыкова.

И вот что в итоге получилось:

АЧХ «Кубика» Александра Бокарева, версия от 14 02 2020

Привожу три рабочих варианта фильтров для колонок по мотивам Кубиков. Кто-то найдет для себя свой. Они все звучат в пределах своих возможностей, но достаточно тщательно выведены в звук и отслушаны придирчиво.

А вот как выглядят «Кубики» изнутри и снаружи.

Источник

Улучшение динамиков 10 ГДШ-1-4 (10 ГД-36К) и новая АС закрытого типа

Было дело, я нашел в гараже старые колонки под названием Маяк 15АС-222, в народе их называли просто «Кубики». Они стояли без дела как минимум 10 лет. Корпус по углам начал пухнуть из-за влаги, а поролоновые подвесы от легкого давления превратились в кашу. По звучанию колонки были не очень, хотя какой то потенциал у них был. Они очень сильно бубнили на низких частотах, иногда входили в резонанс и издавали гул.

Сейчас они мало чем напоминают те «Кубики» которые валялись в гараже как с виду, так и по звучанию.

Содержание / Contents

Параметры улучшенного динамика, к сожалению, не сделал. Возможно, в ближайшее время сниму новые показатели уже в готовой колонке.

↑ Улучшаем динамики 10 ГДШ-1-4 (10 ГД-36К)

Далее нужно сделать обширную ампутацию старого подвеса. Варварским способом выдираем подвес из динамика. Слева можно увидеть, во что он превратился. Если взять ту кучу опилок и сжать в руке, то она склеится в однородную массу.

Новенький красивенький подвес, куплен на радиорынке.

Чтобы его наклеить, я сначала промазал корзину и диффузор клеем «88», затем аккуратно пропитал поролоновый подвес. Клеить было тяжело, после промазки клеем он взялся волной по внутреннему и внешнему краю, в итоге кое-как наклеил. Преображение на лицо.

В продаже ещё были резиновые подвесы, они больше подходят для НЧ динамиков. Ещё можно заказать тканевые подвесы Петра Зодниева.

На очереди магниты. Здесь видно маленький не очень мощный ферритовый магнит. Я не нашёл книг по проектированию динамических головок, но читал в интернете как он устроен и принцип его работы. Современные дорогие динамики делают на неодимовых магнитах, которые при том же объёме почти в 10 раз мощнее.

Насколько я понимаю, размер магнита больше обусловлен его стоимостью в производстве, соответственно если найти такой же по размерам неодимовый магнит, то сила индукции катушки будет намного выше, а соответственно чувствительность динамика увеличится. Высокочастотные колебания динамика станут более «отзывчивыми», и вообще всё это будет только на пользу. Вот только где же найти такой магнит, и сколько он будет стоить?

Выход есть. Это примерно такой-же по размерам магнит, найден на радиорынке.

Клеить нужно в противофазе (чтобы они отталкивались). Я клеил на то, что было, а именно на жидкие гвозди. Сравнения по звучанию до и после привести не могу, ибо я не делал замеры, но то, что сейчас играет, пока я пишу статью — мне нравится. Думаю, хоть какой-то вклад в качество звучания он внёс.

Читайте также:  Амортизация авто сколько брать

Подвижные провода имеют свойство перегибаться в местах пайки. Это медная оплётка, внутри которой пучок ниток. Они потихоньку начали ломаться со стороны крепления на корзине. Было решено их отодрать и заменить проводом МГТФ.

Провод МГТФ очень хорошо подходит для подобных целей. Он очень устойчив к частым перегибам, а диффузор, как известно, сильно болтается, особенно в поршневом режиме, до 200 Гц.

После припайки проводов их нужно приклеить к диффузору, потому что самым слабым местом, где ломается провод, является место возле пайки, аки место перехода неподвижного участка провода в подвижный. Можно так же провод тупо пришить нитками к диффузору, но это уже дело вкуса.

Опять же клеил на то, что было. Жидкие гвозди.

Далее идёт вещь, которая может вызвать кровотечение в головном мозге. Это моя реализация ПАС (Панель Акустического Сопротивления). Если вы когда-нибудь разбирали наушники, то видели, что на динамиках видели нечто похожее. Были предложения обклеить все синтепоном, который не очень подходит для демпфирования, или ватой, которая расслаивается, опустится кусок на диффузор и будет шуршать.

Данный кусок некого материала был взят из мешка, предназначение которого я не знаю. Очень упругий материал и, возможно, перфорированный. Скорее там не отверстия, а прессованные квадратики. Материал мягкий, нормально пропускает воздух, создавая лёгкое сопротивление. Причиной выбора этого материала ещё и в защите диффузора от пыли или кусков демпфирующего материала изнутри колонки.

Смысл этого ПАС — это снизить колебания воздуха ещё на уровне корзины. Проходя через ткань, воздух будет тереться об его структуру, тем самым теряя свою силу. Материал упруго натянут, так что резонировать и трепаться не будет. Аудиофилы говорят, что такой метод демпфирования динамика положительно сказывается на его добротности и резонансной частоте. Замеры не делал ни до, ни после. Итоговый результат мне нравится, никаких нареканий по звучанию у меня нет.

Вот такие у меня крутые скатерти динамики. Вот то, что я называю модификацией — полезное улучшение чего-либо с сохранением/улучшением свойств и вида.

Следующее видео я снял на радостях того что я услышал от этих «отстойных» динамиков. Если мысленно включить корректор АЧХ в мозге и прислушаться, то можно услышать, как круто работает динамик. Работу усилителя выполняет DVD плеер от Samsung с AUX входом. Ящик с динамиком используется как сабвуфер, в качестве сателлитов — Radiotehnika S-30. Тестовый ящик собран при помощи жидких гвоздей и нереального количества саморезов, а внутри 2 большие распорки для гашения резонансов.

↑ Новые корпуса АС в формате «ЗЯ»

Металлические сеточки со старых колонок так же пошли в ход после того как паразиты дети повредили ВЧ рупор.

↑ Итого

Такого хорошего звука я ещё не слышал. Средина и верхняя средина играет просто очуменно! Высоких частот не много и не мало. Если честно, я удивлён, что широкополосный динамик выдаёт ВЧ такого качества, да и вообще, так чисто играет.

Ну, а низкие частоты — это что-то. Бас такой глубокий, что аж под кожу лезет, а если включить погромче, то грудная клетка начинает резонировать.

Эти колонки звучат лучше, чем мои наушники Audio-Technica ATH-M30. Если позволяет ситуация, то я лучше послушаю колонки, чем наушники.

Всем спасибо за внимание!

Камрад, рассмотри датагорские рекомендации

🌻 Купон до 1000₽ для новичка на Aliexpress

Никогда не затаривался у китайцев? Пришло время начать!
Камрад, регистрируйся на Али по нашей ссылке. Ты получишь скидочный купон на первый заказ. Не тяни, условия акции меняются.

🌼 Полезные и проверенные железяки, можно брать

Куплено и опробовано читателями или в лаборатории редакции.

Источник

Поделиться с друзьями
Блог о здоровье и полезных жизненных советах
Adblock
detector