17 мгновений весны автомобиль штирлица

Все машины Штирлица. Раскрываем тайны фильма «Семнадцать мгновений весны»

Власти объяснили, каким водителям не нужно проходить техосмотр

Знаменитый сериал «Семнадцать мгновений весны» вышел на экраны 47 лет назад — в августе 1973 года. Харизматичный главный герой в исполнении Вячеслава Тихонова, держащий в напряжении до последней серии сюжет и очаровательная музыка Микаэла Таривердиева сразу же покорили советского зрителя. Популярность фильма была столь велика, что уже через три месяца после премьеры был запущен повторный показ киноленты.

Помимо ярких героев, которые на многие годы отложились в памяти зрителей, не последнюю роль в сериале сыграли автомобили. Действительно, кто не мечтал в детстве о «машине, как у Штирлица»? Мы решили разобраться, на каких автомобилях ездил легендарный разведчик, какие ляпы допустили создатели ленты и на чем в реальности по улицам военного Берлина мог передвигаться герой Вячеслава Тихонова.

В знаменитой книге Юлиана Семенова «17 мгновений весны» советский разведчик Макс Отто фон Штрилиц, которого сыграл Вячеслав Тихонов, ездил на роскошном Horch. На данный момент точно неизвестно, почему в своем произведении писатель не стал указывать точную модель автомобиля. При этом в одной из глав можно узнать, что машина была оснащена «усиленным мотором, урчавшим ровно и мощно». Во время езды на роскошном автомобиле главный герой предпочитал слушать радио. Чаще всего в динамиках Horch звучали «веселенькие песенки», которые специально ставили во время налетов союзной авиации на Берлин.

По одной из легенд, в одноименном фильме машиной Штирлица должен был стать Horch-853. Этот роскошный кабриолет начали в собирать в 1935 году. Автомобиль получил 5,0-литровый рядный восьмицилиндровый мотор мощностью 100 л.с., который работал совместно с 4-ступенчатой коробкой передач. В этом же году новинка удостоилась престижного звания «Автомобиль года» на Парижском автосалоне. Через два года в серию была запущена версия 853А с модернизированным двигателем, отдачу которого увеличили до 120 л.с., и понижающей передачей.

Создателям фильма удалось разыскать Horch-853 в единственном экземпляре в Москве. Автомобиль находился в частной коллекции и нередко принимал участие в съемах различных фильмов. Например, его можно увидеть в киноленте «Здравствуйте, я ваша тетя» или сериале «Щит и меч». По слухам, эта машина до войны принадлежала чуть ли не министру авиации Третьего Рейха Герману Герингу, однако убедительных доказательств этого факта обнаружить до сих пор не удалось.

К сожалению, договориться с владельцам роскошного кабриолета не получилось. Якобы, участие в 12-серийном фильме не укладывался в плотный график Horch-853, который в том время был просто нарасхват у советских киношников. Впрочем, стоит признать, что такая машина Штирлицу была совсем не по чину. Для штандартенфюрера — именно такое звание носил законспирированный разведчик — были положены автомобили попроще.

В сериале «Семнадцать мгновений весны» основной машиной советского разведчика стал более скромный Mercedes-Benz 230 W143. Хотя это был тоже не самый дешевый автомобиль в Германии. В те времена цена на четырехдверку составляла около 6 тыс. марок. Найти такие трофейные лимузины в СССР даже в 1970-х года не было проблемой. За всю историю в Германии было собрано более 20 тысяч Mercedes-Benz 230 W143, и многие из них после войны были вывезены в Страну советов старшими офицерами.

Другое дело, что большинство машин находились не в самом лучшем состоянии, а основной проблемой стала нехватка запасных частей. В итоге в съемках киноленты, которые происходили в Москве, Риге и Берлине, приняли участие три немецких лимузина. Один их них сейчас можно увидеть в музее Мосфильма. По свидетельствам очевидцев, машины на съемках часто ломались, а механикам нередко приходилось устранять всевозможные мелкие неисправности.

Премьера Mercedes-Benz 230 состоялась в 1937 году. Машина весила около 1,5 тонны и оснащалась 2,3-литровым мотором мощностью 55 лошадиных сил. Разогнаться лимузин мог до 126 км в час. Механическая коробка передач имела 4 ступени и была полностью синхронизирована. Хотя, с большой вероятностью, киношные Mercedes-Benz 230 оснащались другими моторами и коробками, которые были позаимствована у доноров. Оригинальные агрегаты лимузинов в ту пору, скорее всего, уже пришли в негодность. Например, в одной из сцен фильма Mercedes-Benz 230 можно увидеть «обутым» во внедорожные советские шины.

В реальности Штирлицу в качестве личного автомобиля больше подошел бы Opel Kapitan, который стал последней премьерой немецкой компании перед войной. Машина дебютировала в 1939 г. на автосалоне в Женеве и выпускалась в трех вариантах: двухдверный лимузин, четырехдверный лимузин и двухдверный кабриолет. На внутреннем рынке цены на машину стартовали от 3,5 тыс. марок. Всего с 1938 по 1940 год было выпущено 25 374 таких автомобиля.

Под капотом заднеприводного Opel Kapitan устанавливался 2,4-литровый мотор мощностью 55 лошадиных сил. Двигатель работал в паре с 3-ступенчатой механической коробкой передач производства Adam Opel AG. Автомобиль с современным несущим кузовом мог разогнаться до 125 км в час.

Кстати, Opel Kapitan все же появляется в фильме «Семнадцать мгновений весны». Именно на такой машине в одной из серий агенты гестапо следили за Штирлицем. Трофейные автомобили Opel Kapitan имели очень широкое распространение в СССР в послевоенные годы. Боле того, узлы машины были детально изучены советскими инженерами. Полученный опыт использовался при разработке ГАЗ-М-20 «Победа», однако о полном копировании речь в данном случае не идет.

К концу войны в Германии практически весь личный транспорт был изъят для нужд, терпящей катастрофу армии. Впрочем, советский разведчик в таком случае всегда мог воспользоваться служебным автомобилем с шофером. Такой машиной вполне мог стать Wanderer W 24. Автомобиль среднего класса начали выпускать в 1937 г. и комплектовали четырехцилиндровым мотором с отдачей 44 лошадиные силы. Машина весом в 1120 кг могла разогнаться до 108 км в час.

Автомобиль предлагался как в кузове четырехместный седан с двумя или четырьмя дверями. Кроме того, было выпущено около 300 версий в кузове кабриолет, которые сейчас являются настоящей редкостью среди коллекционеров ретро-машин. В сериале на Wanderer W 24 Штирлица привозят на встречу с агентом Клаусом.

Штирлиц вполне мог воспользоваться и услугами такси. Конечно, в 1945 году эта услуга уже вряд ли была доступна жителям Германии, однако в киноленте машины с шашечками мелькают в некоторых эпизодах. Так, создатели сериала решили использовать в качестве автомобиля такси седан BMW 321. Автомобиль со стильным дизайном считался для своего времени технически продвинутым и надежным. Например, машина могла без проблем ездить на бензине низкого качества.

Читайте также:  Автомобиль богдан 2110 что это

В будущем это качество оценят советские граждане, в распоряжение которых после войны попадут трофейные автомобили. Седан комплектовался шестицилиндровым двигателем с верхнеклапанным газораспределением и независимой подвеской, а четырехступенчатую механическую коробку передач автомобиль позаимствовал у модели BMW 326.

Разгон до сотни занимал у BMW 321 36 секунды. По свидетельствам очевидцев, к явным минусам автомобиля относился достаточно узкий и тесный салон, а также неудобный доступ к багажнику. Поэтому в реальности седан был не слишком удачным выбором для перевозки берлинцев. В реальности же большую часть таксопарка столицы Германии в довоенный времена составляли машины Volkswagen.

Источник

eponim2008

Жизнь замечательных имен

Короткие истории о вещах и о людях, давших им свое имя

На каком автомобиле ездил Штирлиц?

Есть писатели, создающие миры. По Средиземью Дж.Р.Толкина или по городу Ершалаиму из «Мастера и Маргариты» можно путешествовать, не боясь провалиться в какую-нибудь дырку в сюжете или наступить на явный ляп. Все увязано, все аккуратно уложено в канву сюжета.

Юлиана Семенова с такими писателями сравнивать нельзя. В своих произведениях он никогда не гнался за «правдой жизни». В самом знаменитом романе Ю.Семенова «Семнадцать мгновений весны» знатоки и фанаты находят большое количество «ляпов». Специалисты же, изучающие нацистский период в истории Германии, не придираются к мелочам, а бьют по крупным целям и обнаруживают в культовой книге груды небывальщины. По их словам, описанные Ю.Семеновым приключения Штирлица могли бы свободно произойти на Лубянке в Москве, но никак ни на Принц Альбрехт штрассе в Берлине. Не та культура, не то воспитание, не те привычки. Да и структура двух, казалось бы, схожих карательных органов существенно различалась. Так что Штирлица можно рассматривать одновременно и как «кривое зеркало Третьего Рейха», и как «кривое зеркало Лубянки».

О том, что Ю.Семенов к историческим реалиям относился без особого пиетета, свидетельствует даже марка автомобиля, в который он усадил своего героя.

Итак, Макс Отто фон-Штирлиц по воле Ю.Семенова по просторам романа разъезжает на автомобиле «Хорьх-853».

Никогда еще Штирлиц не был так близок к провалу! Роскошный представительский автомобиль был для него явно «чужими санями». Звание штандартенфюрера СС соответствовало всего-навсего армейскому полковнику, а на «Хорьхе-853» ездили нацистские начальники более высокого ранга. Потому этот автомобиль стал даже своеобразной легендой, о которой будет рассказана ниже.

В свое время я работал в коллективе, где одним из моих коллег был человек по фамилии Ойхер. Из-за не вполне благозвучной для русского уха фамилии, над ним все беззлобно подшучивали. Хотя, как он сам говорил, фамилия эта была немецкого происхождения и в оригинали писалась как «Horcher», что в вольном переводе означает «слухач». Таким образом, фамилия этого коллеги была одного корня с фамилией знаменитого автопромышленника. «Хорьх» по-немецки означает «слушать».

А.Хорьх родился в семье кузнеца в небольшом городке Винненден (Winnenden) неподалеку от Штутгарта. Закончив школу в тринадцать лет, он три года помогал отцу. И, кстати, в отцовской кузнице, Август построил свое первое транспортное средство, велосипед. В двадцатилетнем возрасте юноша поступил в техникум в маленьком городке Миттвайда (Mittweida ) в Саксонии и через три года стал дипломированным инженером. С 1891 по 1896 год он работал инженером в Лейпциге и на верфях в Ростоке.

В 1896 году А.Хорьх увидел впервые автомобиль К.Бенца и влюбился в только-только нарождающийся вид транспорта. Не долго думая, он написал К.Бенцу письмо с просьбой о приеме на работу, и уже с 1896 года трудился на автозаводе в Мангейме. В 1899 году он стал директором этого завода, но решил начать собственное автомобильное производство. В 1899 году открывается предприятие «Horch & Cо Motorwagenwerke A.G.» в Кельне. В 1900 году из ворот этого предприятия выходит первый автомобиль Хорьха. На нем стоял двухцилиндровый бензиновый мотор мощностью 4-5 л.с.

А в 1902 году А.Хорьх переносит свой завод на восток Германии, в Саксонию, в городок Цвиккау. Производство автомобилей в Цвиккау оказалось успешным. Качество автомобилей «Хорьх» успешно конкурировало с качеством известных уже на рынке автомобилей «Бенц» и «Мерседес» конструкторов К.Бенца и Г.Даймлера.

Завод «Хорьх» был акционерным обществом. Стремление А.Хорьха интенсивно совершенствовать автомобили вошло в конфликт с желанием акционеров вкладывать больше денег в развитие производства, чтобы получать прибыль от продажи уже зарекомендовавших себя автомобилей. Судя по всему, А.Хорьх был человеком горячим и хладнокровно «разрулить» возникший конфликт не смог. Поссорившись с советом директоров предприятия, А.Хорьх в 1909 году решил основать новую компанию и ушел из созданной им фирмы. Потеряв при этом не только хорошее место работы и жирный кусок бонусов, но не имея даже права распоряжаться собственным именем. Право использовать название автомобилей «Хорьх» осталось за заводом в Цвиккау.

В начале 1930-х годов было принято решение объединить немецкие автопредприятия, чтобы они смогли выжить во время разразившегося экономического кризиса. В концерн «Autounion», одним из руководителей которого стал Август Хорьх, вошли заводы DKW, Wanderer, Audi и Horch. Так А.Хорьх сумел отомстить своим давним обидчикам и возвратить под свою эгиду заводы, носящие его имя.

Символом концерна стали четыре сплетенных кольца, которые и по сей день красуются на радиаторах автомобилей Audi.

Влившись в «Autounion», заводы «Хорьх» продолжали специализироваться на производстве дорогих представительских автомобилей. В 1935 году на Парижском автосалоне был представлен могучий «Хорьх-853». Вопреки лозунгу, продвигаемому в свое время в массы небезызвестным О.Бендером, этот автомобиль был не столько средством передвижения, сколько роскошью на колесах. А.Гитлер подарил этот выставочный экземпляр Г.Герингу, зная что тот является большим любителем красивых цацек и красивых тачек.

В те славные годы как бы сама собой установилась своеобразная иерархия: кому какой трофей положен. Что касается авто-мотосредств, то командир роты, к примеру, мог расчитывать на мотоцикл или же на относительно небольшой BMW-231. Полковнику позволялось увезти на Родину автомобиль побольше, например, «Хорьх-830», А самые большие машины доставались, естественно, генералам и маршалам. «Хорьх-853» был большой машиной, поэтому бывший автомобиль Г.Геринга стал трофеем маршала К.К.Рокоссовского. Маршал же подарил эту машину генерал-полковнику авиации М.И.Самохину. Тот привез автомобиль в Москву и ездил на нем до 1956 года. К этому времени трофейный «Хорьх» перестал казаться машиной экстра-класса. Его затмили внушительные и дорогие, как коверкотовое пальто, советские «ЗИМ»ы. Генерал продал «немца» директору Тушинского авиационного завода, и «Хорьх» служил тому верой и правдой еще 12 лет. И уже в совершенно раздолбанном виде его приобрел Александр Алексеевич Ломаков, известный в Москве коллекционер старинных автомобилей. Несмотря на свою «сокрушительную» фамилию, Александр Алексеевич имел умелые руки и за три года восстановил автомобиль до первоначального вида. Автомобиль Геринга снимался во многих советских кинофильмах, но в «Семнадцать мгновений. » его заполучить не удалось. Поэтому Штирлиц-Тихонов и ездит там на «Мерседесе-230». Тоже машине не слабой и еще более дорогой, чем «Хорьх-853». «Мерседес-230» был любимым автомобилем Гитлера.

Читайте также:  Виниловые наклейки тигры на авто

Злые языки говорят, что легенду эту сам А.А.Ломаков и придумал, для того, чтобы поднять в глазах окружающих ценность одного из экспонатов своего музея. И что в легенде этой немало нестыковок и ляпов. И, мол, совсем не Герингу принадлежала машина из ломаковской коллекции. Впрочем, что обсуждать? Легенда на то и легенда, чтобы быть красивой и не вполне правдивой. Совсем как знаменитый роман Юлиана Семенова.

Статья опубликована на сайте Школа жизни

Источник

Андрей Архангельский размышляет о неувядаемой народной любви к сериалу «Семнадцать мгновений весны»

45 лет назад, 11 августа 1973 года, в СССР впервые показали многосерийный фильм «Семнадцать мгновений весны». С тех пор наши знания о войне и мире значительно расширились, но это не изменило культового статуса фильма в России. «Огонек» пытается разобраться в феномене

Сегодня слово «планета» употребляют в значении «все, что связано с культовым произведением». Выражение «планета Штирлиц» вполне описывает массив материала, которым фильм оброс за 45 лет. Хотя бы по количеству анекдотов, которое не сравнится ни с одним советским феноменом. Причем они в своем роде вечный двигатель, поскольку продолжают плодиться прямо сейчас. «В баре за стойкой мужчина в ОЗК (общевойсковой защитный комплект.— «О») смешивал в колбе ядохимикаты. «Новичок!» — подумал Штирлиц»; «Штирлиц знал, что запоминаются только последняя фраза и первый час корпоратива». Сравнить культ самих «Семнадцати мгновений» в России можно, пожалуй, только с культом Высоцкого. Сегодня биография Высоцкого описана буквально по часам и минутам. Почти с той же степенью детализации описан почти каждый кадр «Семнадцати мгновений весны». Эти культы сравнимы еще и потому, что и то, и другое — сугубо стихийная, народная инициатива, добровольный дар общества своим кумирам.

Андрей Архангельский об универсальных ценностях шпионских сериалов

Андрей Архангельский об универсальных ценностях шпионских сериалов

Есть, например, народная коллекция киноляпов в фильме, начиная со знаменитого — когда радистка Кэт садится в Берне в вагон, на котором по ошибке указана грузоподъемность на русском языке — «тара 58 тонн». Ляпы бывают в любом фильме, но в «Семнадцати мгновениях» они учтены, можно сказать, с любовью. Посчитаны буквально все лишние или ошибочные предметы быта, техника или топонимика. Посчитаны все советские мотоциклы в роли «немецких»; все ЗИЛы и УАЗы, которые по ошибке или недосмотру заехали в кадр.

Татьяна Лиознова и Вячеслав Тихонов на съемках. 1970-е

Татьяна Лиознова и Вячеслав Тихонов на съемках. 1970-е

Отдельного упоминания стоит немецкий мир, в котором живет Штирлиц: он также изучен досконально любителями. До корешков. Как мы помним, Штирлиц в качестве предлога для знакомства с Плейшнером просит «Мёверса, 1857 года, лейпцигское издание». Почему именно его. Франц Карл Мёверс — немецкий ориенталист; его труд по истории Финикии в свое время считался классическим. По наблюдению Андрея Светлако, Штирлиц просит именно «первое посмертное издание Мёверса», в которое были внесены некоторые изменения, и это действительно «невозможная просьба в годы войны», и профессор Плейшнер не мог не знать об этом. Или вот: для дешифровки Штирлиц использует, как известно, томик Шиллера; если точно — четвертый, из собрания сочинений штутгартского издания 1883 года с иллюстрациями Карла фон Гёдеке, где собраны философские и теософские произведения поэта. За стеклом в доме у Штирлица стоят мемуары, справочники и монографии по военному делу, строительству, радио, морскому ведомству издания 1900–1910 годов; «лишним» среди них является сборник фотографий «Берлин в моем портфолио» Генриха Зуле, который издавался в 1960–1970-х годах.

Или вот, например, изучен досконально план передвижения Штирлица по Берлину (экскурсии «Дорогами Штирлица» в Берлине тоже возможны, автор интересовался). Конечно же, старейший ресторан Берлина «Последняя инстанция» (Zur letzten Instanz), в районе Митте неподалеку от Александерплац, названный в фильме «Грубый Готлиб» (здесь и далее цитируется авторский блог Вальтера Гутяра). Дом Штирлица в Бабельсберге (на самом деле в районе Панков, в конце 1990-х годов дом был перестроен). «Перекрестка Курфюрстендамм /Карлштрассе», на котором находился филиал страховки, которую упоминает радистка Кэт, никогда не было, как и остановки «Митльплатц», где Штирлиц оторвался от слежки. А вот Гартенштрассе, 2, в районе Целендорф, на которой проживает пастор Шлаг, существует. Или вот Штирлиц перечисляет улицы, объясняя Мюллеру, как оказался возле дома радистов в районе Кёпеник: «Стоял у Парижской площади, ехал к Доротеенштрассе, затем по Байройтерштрассе, свернул налево, объезд через Кёпеникштрассе». В реальности это «набор слов»; все эти улицы находятся далеко друг от друга.

Жестокость палачей оттеняет мужество разведчиков (кадр из фильма)

Жестокость палачей оттеняет мужество разведчиков (кадр из фильма)

В «Википедии» перечислены на сегодня не только все ведущие артисты фильма, но и те, которые появляются в эпизодических ролях или вообще не указаны в титрах — как, например, солдаты или официанты. Посчитаны, кажется, даже все статисты. Упоминается среди специалистов «женщина с сумкой» (после перекраски она стала «женщиной с розовой сумкой»), которая появляется в фильме дважды — в 4-й и 8-й сериях (на 18-й минуте 6-й секунде). Ее роль — переходить дорогу перед машиной Штирлица. Объяснить технически это просто: сцену с заворачивающей машиной на берлинской улице снимали один раз. Труднее объяснить подобный интерес к фильму. Это даже не фанатизм, это что-то маниакальное, фильм буквально засмотрен тысячами людей до дыр. Хочется сказать: «Тут нечто большее» — только непонятно в данном случае, с чем сравнивать. Большее, чем что. Куда уж больше, как говорится.

За 45 лет стало окончательно ясно, что сюжет фильма не имеет почти никакой связи с реальностью; за исключением того, что сепаратные переговоры между нацистами и союзниками в 1945 году действительно шли, но они ничего уже не могли изменить. Одним из тех, кто сообщил о переговорах, был Рудольф Рёсслер, самый высокооплачиваемый советский агент; но он работал также и на Англию, США и Швейцарию. Разведчику Киму Филби приписывают выражение о герое сериала Штирлице: «С таким сосредоточенным лицом он не продержался бы и дня». Все русские фильмы и сериалы о разведке сегодня как бы сознательно спорят со Штирлицем: герой-разведчик там кидается во все тяжкие, лишь бы не выглядеть «паинькой и занудой». Даже американский сериал «The Americans» (2013–2018) — о советских нелегалах в Америке — тоже, кажется, явный «анти-Штирлиц». В «Мгновениях» приведено множество подробностей именно советской жизни 1930-х годов, а не немецкой; этот фильм, конечно, не про Германию, а про СССР, чему историк Константин Залесский посвятил целую книгу («Семнадцать мгновений весны. Кривое зеркало Третьего рейха», 2006).

Удивительнее всего, что вышел фильм «про жизнь и приключения ума» — это, оказывается, тоже может быть захватывающим сюжетом. Режиссеру Татьяне Лиозновой удалось буквально показать в кадре мыслительный процесс, само напряжение, работу мысли — с помощью, конечно, гениальной музыки Таривердиева. Подобный интеллектуализм в массовом кино сегодня невозможен. В фильме минимум в двух главных ролях — универсальные, «узнаваемые» интеллигенты, профессор Плейшнер и пастор Шлаг; сюжет во многом строится именно на их мировоззрении, культурных принципах и этической позиции. В этом смысле сказанное ими 45 лет назад сегодня как раз приобретает новую актуальность — они ведь, по сути, размышляют в фильме о способах сосуществования личности и государства. Конечно, по сюжету они оба помогают советскому разведчику; это, как говорится, «какими нас видит наша бабушка»; именно так рассматривала советская идеология интеллигента. Но при формальной лояльности это одновременно получился фильм о психологии советского человека 1970-х, который чувствует себя на работе «как между Мюллером и Шелленбергом», по выражению кинокритика Юрия Богомолова. Получилась в итоге сага о двоемыслии советского человека (говоришь одно, думаешь другое). Загадка до сих пор — делала ли это Лиознова специально или случайно так вышло? Жизнь Штирлица можно рассматривать в качестве варианта существования интеллигента в СССР; единственная возможность сохранить себя как личность — бегство во внутреннюю жизнь как альтернатива миру внешнему. Как говорится, нельзя быть свободным от общества, но можно быть Штирлицем в нем.

Читайте также:  Автомобили класса лексус сравнения

Каждый из нас до сих пор немного Штирлиц

Каждый из нас до сих пор немного Штирлиц

…Все это, не объяснимое никакой практической надобностью, постоянное возвращение к фильму 45-летней давности, что-то нам напоминает. К чему мы относимся с такой же внимательностью, к чему бесконечно возвращаемся, какие мелочи и детали мы помним так подробно? Конечно же, это сравнимо только с детством. «Мгновения» интересны сегодня прежде всего нашим отношением к фильму; они, по-видимому, выражают «скрытое», то есть являются ключиком к нашей коллективной психологии.

Массовое почитание фильма за 45 лет не изменилось потому, что фактичность тут вообще не важна. Историческая привязка играет лишь роль антуража. Это наша общая детская сказка, и корректнее сравнивать сегодня Штирлица с Суперменом или Бэтменом. Это наш комикс, который был снят по книге. Это совсем не про войну, не про разведку. Штирлиц — это идеальное представление нашего человека о себе. То, каким он себя представляет и хотел бы, чтобы его видели другие. Островом благородства, чести, мужества и выдержки посреди моря лжи и обмана. Любовь к «Мгновениям» — это и история о том, что в выдуманном мире нам жить легче; как и притворяться кем-то другим нам приятнее, чем быть самими собой. Привязка к войне важна только в одном смысле; при всем том нам еще бы хотелось быть причастными к какому-то по-настоящему важному, большому, великому делу, от которого зависит судьба страны и желательно мира. Там, где на кон не поставлена судьба страны или мира, нам неинтересно, скучно. Глядя на Штирлица, мы смотрим в воображаемое зеркало и видим там, конечно же, самих себя — лучших, чем мы на самом деле. В этом, видимо, разгадка феноменального успеха и массовой любви к фильму.

Анекдот как антидот

Мнение

Штирлиц стал литературным Големом, «бродячим сюжетом». Почему на эту роль был выбран совершенно кондовый идеальный советский персонаж? Почему анекдоты про Штирлица продолжают самовоспроизводиться в связи с любым значимым событием? И почему большинство из них построено на игре слов?

«Всенародная любовь к образу Штирлица, перекочевавшему в постсоветские анекдоты, не объяснима лишь великолепной игрой актеров, удачной режиссурой, популярным сюжетом Юлиана Семенова и потомственным антифашизмом целевой аудитории. Фильм выявил ключевые паттерны народного согласия в номинально вымышленном персонаже.

Как известно, анекдоты травят в ситуации безысходной коллективной скуки (например, при долгих переездах или в ожидании автобуса), за которой прячется нечто более жуткое и зловещее — вытесненные в коллективное же бессознательное травматические события. Но иногда они возвращаются в анекдоте, в виде на первый взгляд чисто языковой, филологической игры знаков, которые на самом деле обыгрывают вполне себе реальное социально-политическое содержание.

Так, Штирлиц — это агент внутренней колонии, ведущий непрерывную войну с окружившими его врагами. Но инверсивно он типичный российский саботажник, имитатор трудовых, научных и инновационных процессов, разрушающий все ему порученное да еще и выталкивающий всех более или менее талантливых и активных людей в эмиграцию, впоследствии их там настигая. Штирлиц — шпион, но наш, «хороший». Поэтому он и стал мемом уже современных коротких историй. Разве не в «штирлицах» оцениваем мы действия современных разведчиков, ретроспективно с ними примиряясь? В этом прелесть анекдота, позволящего нам коротать гнетущее время настоящего.

Игорь Чубаров, директор Института социально-гуманитарных наук Тюменского государственного университета

Пастор не слаб

Досье

Вопрос о прототипах героев «Мгновений», за исключением реальных исторических фигур, на сегодня почти философский. Пожалуй, из всех героев наиболее близок к реальности пастор Шлаг

По утверждению историка Константина Залесского, прототип Штирлица —– это просто «обобщенный советский разведчик N». Более всего он напоминает Вилли Лемана, который работал в Главном управлении имперской безопасности и одновременно на советскую разведку до своей гибели в 1942 году. В образе Штирлица также можно узнать черты нескольких членов антифашистского сопротивления, сотрудничавших с советской разведкой: Арвида Харнака, Шульце-Бойзена, силезского аристократа Рудольфа фон Шелиа, от которого, возможно, Исаев получил приставку «фон».

Наиболее близким к реальности является образ пастора Шлага. С ним связана самая фундаментальная ошибка в фильме. Пастор может быть только в протестантской церкви. В то же время «пастор Шлаг» ведет переговоры с Ватиканом, а в его личном деле записано «католический священник». Авторы фильма походя «объединили» две церкви — протестантскую и католическую. Дитрих Брауэр, архиепископ Евангелическо-лютеранской церкви России, считает, что в образе Шлага воплощены черты пастора Пауля Шнайдера, который был казнен в 1939 году нацистами в Бухенвальде. Также Шлаг напоминает пастора Мартина Нимёллера, которого еще в 1938 году судили по обвинению в «скрытых нападках на государство и злоупотреблении проповеднической деятельностью». Но наиболее реальный прототип Шлага — активный участник антифашистского Сопротивления в Германии, лютеранский богослов, философ и доктор теологии, пастор Дитрих Бонхоффер.

Он родился в 1906 году в Бреслау. Изучал теологию в Тюбингене и Берлине, защитил две диссертации, преподавал в Берлинском университете. Еще до прихода к власти нацистов в протестантской общине выделилось движение «Немецких христиан», симпатизирующее нацизму. При Гитлере оно превратилось в «Евангельскую церковь германской нации». Ей противостояла «Правомочная Германская евангелическая церковь». К ней и примкнул Бонхоффер. Он читал антифашистские проповеди и доклады, выступал против идеологии антисемитизма, был соавтором протестантского манифеста, в котором провозглашалась антифашистская и антимилитаристская ориентация церкви. В 1936 году его уволили из университета. В 1939 году Бонхоффер побывал в США. Его пытались уговорить остаться, но он вернулся в Германию. В Швейцарии и Швеции Бонхоффер встречался с политиками и священниками, пытаясь убедить тех в необходимости христианского сопротивления нацизму. Он был участником одного из заговоров против Гитлера, в апреле 1943 года арестован, два года провел в тюрьмах. В апреле 1945 года его казнили. После казни в одной из камер обнаружили Библию и томик Гёте с росчерком Бонхоффера.

Источник

Поделиться с друзьями
Блог о здоровье и полезных жизненных советах
Adblock
detector