Подчеркни названия русских народных сказок три медведя

Олимпиада по чтению 4 класс
олимпиадные задания по чтению (4 класс) на тему

Литература 4 класс. 1 тур

Олимпиадные задания

1. Ответь на вопросы (по 1 баллу)

А) Из какой сказки эти слова:
Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелчка тебе по лбу…
____________________________________________________________________________
Б) Какое имя дал король эльфов Дюймовочке? ____________________________________
В) Назовите имя кошки из сказки П. Бажова «Серебряное копытце».__________________
Г) В кого превратили месяцы злую мачеху и её дочку? _____________________________
Д) Назовите сказку, в которой даётся необычный рецепт каши.
____________________________________________________________________________

2. Напиши выражение СУХАЯ ТРАВА четырьмя буквами (1 балл).
____________________________________________________________________________

3. Назови сказочных героев, чьи имена начинаются на букву М (по 1 баллу).
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________

4. Ответь на вопросы (по 2 балла).

А) Кто помог князю Гвидону навестить родного отца? ______________________________
Б) Что поймал старик в сеть, закинув её в первый раз? ______________________________
В) К кому первому обратился Елисей, ища свою невесту? ___________________________
Г) Что делает кот, когда идёт направо? ___________________________________________
Д) Чем хотел морщить море Балда? ______________________________________________
Е) Кто автор сказки «Маугли»? __________________________________________________
Ж) В кого превращалась хозяйка Медной горы в сказах Павла Бажова? ________________
З) Каким транспортом пользовалась Баба-Яга для перевозки пассажиров?
_____________________________________________________________________________
И) Как звали котёнка в рассказе Н. Носова «Живая шляпа»? __________________________

5. Отгадай пословицы и запиши их (по 2 балла).

6. Напиши двумя буквами слово «ВОЛ» (4 балла). __________________________________

7. Что зимой в доме замерзает, а на улице нет? (4 балла) ____________________________

8. Отгадай ребусы (5 баллов).

чаА _________________ 00 ____________________
тя

Литература 4 класс. 2 тур

Олимпиадные задания

1. Ответь на вопросы (по 1 баллу)

– Кто отправил своё письмо на деревню дедушке? ______________________
– Товарищ Соломинки и Уголька из сказки братьев Гримм. ______________
– Как назывались первые исторические сочинения на Руси? ______________
– Как называется русский героический эпос? ___________________________
– Кто автор сказки «Волшебник Изумрудного города»? __________________

2. Устойчивые сочетания заблудились. Соедини их (по 2 балла).

Дождь лил как снег на голову
Скоро дело наладилось и пошло как сивый мерин
Я знал городские переулки как рыба в воде
Гости свалились как из ведра
Он всегда врёт как по маслу
У себя во дворе Мишка был как свои пять пальцев

3. Вспомни и запиши пословицы, по которым созданы следующие газетные заголовки (по 2 балла):

Готовь лыжи летом. ________________________________________________
Шайбы по весне считают. ___________________________________________
Когда в соседях согласья нет._________________________________________

4. Ответь на вопросы (по 2 балла).

– Каким ключом нельзя отвернуть гайку? ______________________________
– Какую соль не кладут в суп? ________________________________________
– Из какого крана не льётся вода? _____________________________________
– Какой лук не режут в салат? ________________________________________
– По какому мостику нельзя перейти реку? _____________________________

5. Подчеркни названия народных сказок (+2 балла за правильный ответ, –2 балла – за неправильный).

«Три толстяка», «Три медведя», «Два брата», «Два клёна», «Семь Симеонов»

6. Разгадай ребусы (по 3 балла).

З
Ч

А) Царевна-Лебедь
Б) Тину
В) К солнцу
Г) Песнь заводит
Д) Верёвкой
Е) Р. Киплинг
Ж) В ящерку
З) Гуси-лебеди
И) Васька

Маленькое дело лучше большого безделья.
Не сиди сложа руки, не будет и скуки. Умелые руки не знают скуки.
Делу время – потехе час.

6. О

8. Передача. Натянули.

Литература 4 класс. 2 тур

Олимпиадные задания (ответы)

Ванька Жуков
Боб
Летописи
Былина
А. Волков

Дождь лил как из ведра
Скоро дело наладилось и пошло как по маслу
Я знал городские переулки как свои пять пальцев
Гости свалились как снег на голову
Он всегда врёт как сивый мерин
У себя во дворе Мишка был как рыба в воде

Готовь летом сани, а зимой телегу.
Цыплят по осени считают.
Когда в товарищах согласья нет.

Скрипичным, родником, дверным
Морскую, ноту СОЛЬ
Из подъемного
Лук для метания стрел
По капитанскому, по гимнастическому

6. Значок, смородина.

Глупость, спесь, высокомерие, чванливость – Король («Новое платье короля»)
Жадность, ограниченность интересов, чванливость – Крот («Дюймовочка»)
Красота, доброта, талант, бескорыстие – Соловей («Соловей»)

Лиса. «Волк и лиса». Русская народная сказка
Карлсон. «Малыш и Карлсон». А. Линдгрен

Ученье – свет, а неученье – тьма. Много будешь знать – скоро состаришься.
Старый друг лучше новых двух. Сколько волка не корми, всё равно в лес смотрит.
Не плюй в колодец – пригодится воды напиться. Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.

один – Один в поле не воин.
два – «Два брата». Два сапога – пара. (и т.д.)

Скачать:

Предварительный просмотр:

Литература 4 класс. 1 тур

1. Ответь на вопросы (по 1 баллу)

А) Из какой сказки эти слова:
Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелчка тебе по лбу…
____________________________________________________________________________
Б) Какое имя дал король эльфов Дюймовочке? ____________________________________
В) Назовите имя кошки из сказки П. Бажова «Серебряное копытце».__________________
Г) В кого превратили месяцы злую мачеху и её дочку? _____________________________
Д) Назовите сказку, в которой даётся необычный рецепт каши.
____________________________________________________________________________

2. Напиши выражение СУХАЯ ТРАВА четырьмя буквами (1 балл).
____________________________________________________________________________

3. Назови сказочных героев, чьи имена начинаются на букву М (по 1 баллу).
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________

4. Ответь на вопросы (по 2 балла).

А) Кто помог князю Гвидону навестить родного отца? ______________________________
Б) Что поймал старик в сеть, закинув её в первый раз? ______________________________
В) К кому первому обратился Елисей, ища свою невесту? ___________________________
Г) Что делает кот, когда идёт направо? ___________________________________________
Д) Чем хотел морщить море Балда? ______________________________________________
Е) Кто автор сказки «Маугли»? __________________________________________________
Ж) В кого превращалась хозяйка Медной горы в сказах Павла Бажова? ________________
З) Каким транспортом пользовалась Баба-Яга для перевозки пассажиров?
_____________________________________________________________________________
И) Как звали котёнка в рассказе Н. Носова «Живая шляпа»? __________________________

5. Отгадай пословицы и запиши их (по 2 балла).

6. Напиши двумя буквами слово «ВОЛ» (4 балла). __________________________________

7. Что зимой в доме замерзает, а на улице нет? (4 балла) ____________________________

8. Отгадай ребусы (5 баллов).

чаА _________________ 00 ____________________
тя

Литература 4 класс. 2 тур

1. Ответь на вопросы (по 1 баллу)

– Кто отправил своё письмо на деревню дедушке? ______________________
– Товарищ Соломинки и Уголька из сказки братьев Гримм. ______________
– Как назывались первые исторические сочинения на Руси? ______________
– Как называется русский героический эпос? ___________________________
– Кто автор сказки «Волшебник Изумрудного города»? __________________

2. Устойчивые сочетания заблудились. Соедини их (по 2 балла).

Дождь лил как снег на голову
Скоро дело наладилось и пошло как сивый мерин
Я знал городские переулки как рыба в воде
Гости свалились как из ведра
Он всегда врёт как по маслу
У себя во дворе Мишка был как свои пять пальцев

3. Вспомни и запиши пословицы, по которым созданы следующие газетные заголовки (по 2 балла):

Готовь лыжи летом. ________________________________________________
Шайбы по весне считают. ___________________________________________
Когда в соседях согласья нет._________________________________________

4. Ответь на вопросы (по 2 балла).

– Каким ключом нельзя отвернуть гайку? ______________________________
– Какую соль не кладут в суп? ________________________________________
– Из какого крана не льётся вода? _____________________________________
– Какой лук не режут в салат? ________________________________________
– По какому мостику нельзя перейти реку? _____________________________

5. Подчеркни названия народных сказок (+2 балла за правильный ответ, –2 балла – за неправильный).

«Три толстяка», «Три медведя», «Два брата», «Два клёна», «Семь Симеонов»

Читайте также:  Сарафан народный детский синий

6. Разгадай ребусы (по 3 балла).

,,

смор1а
____________________________ _________________________

7. Соотнеси качества характера с персонажами сказок Х.К. Андерсена (по 3 балла).

Глупость, спесь, высокомерие, чванливость. Крот («Дюймовочка»)
Жадность, ограниченность интересов, чванливость. Король (« Новое платье короля»)
Красота, доброта, талант, бескорыстие. Соловей («Соловей»)

8. Кому принадлежат следующие слова? Назови героя, название произведения, автора (по 2 балла).

– Битый небитого везёт! _____________________________________________
– Спокойствие, только спокойствие! ___________________________________

9. Вспомни недостающие части перепутавшихся пословиц и поговорок. Запиши обе пословицы (по 4 балла).

– Ученье – свет, скоро состаришься. __________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
– Старый друг всё равно в лес смотрит. ________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
– Не плюй в колодец, вылетит – не поймаешь. __________________________

10. Напиши названия произведений, пословицы, поговорки, в названиях которых есть имена числительные ( например: один – Один в поле не воин.) (по 1 баллу).______________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________

Источник

Образы животных в русских и английских народных сказках (на примере сказки «Три медведя»)

Исследовательская работа, в которой рассматриваются вопросы:

1. Образы животных (медведя) в русских и английских народных сказках.

2. Приводится сравнительный анализ русского и английского вариантов сказки «Три медведя».

3. Поиск подтверждения теории о «блуждающих сюжетах» («Сказка путешествует по миру вместе с ее рассказчиками, но претерпевает различные видоизменения, как бы подстраиваясь под менталитет и образ жизни того народа, в фольклоре которого она остается на века»).

Скачать:

Предварительный просмотр:

Актуальность:
Актуальность данной темы заключается в том, что сравнение русских и английских сказок о животных представляет большой интерес.

В проекте рассматриваются вопросы:

Сравнивая русскую народную и английскую народную сказки о животных можно увидеть, что в них очень много общего, так как народы мира живут на одной планете, развиваются по общим законам истории. Но сказки одновременно демонстрируют национальное своеобразие фольклора каждого народа.

Предмет исследования: русские и английские народные сказки о животных.

Цель:
Сравнение русской народной и английской народной сказки.

Гипотеза:
Предположительно, что если знать сравнительные особенности русской и английской сказки, то можно глубже разобраться в композиции сказки, художественных средствах языка.

План работы над проектом:

2. Основная часть. Сказки о животных.

2.1. Особенности сказок о животных.

Сказки — это коллективно созданные и коллективно храни мые народом устные художественные эпические повествования в прозе с таким нравственно-этическим, социально-политическим и общественно-бытовым содержанием, которое по самой своей основе требует полного или частичного использования приемов: неправдоподобного изображения действительности и в силу этого; прибегает к фантастическому вымыслу, разнообразные и тради ционные формы которого, не повторяясь больше ни в каком другом жанре фольклора, складывались на протяжении веков в тесной связи со всем укладом народной жизни и находились в первоначальной связи с мифологией.

Сказки о животных — своеобразная разновид ность сказочного жанра, возникнув в глубокой древности, они отразили наблюдения над животными человека первобытного общества — охотни ка» и зверолова, а затем и скотовода. Смысл этих сказок в те времена состоял прежде всего в передаче молодым людям жизненного опыта и знаний о животном мире.

Вначале складывались простые рассказы о животных и птицах и рыбах, об их отношениях между собой и с человеком. Позже, с развитием художественного мышления, рассказы превратились в сказки. Жанр формировался длительное время, обогащался сюжетами, типами персонажей, вырабатывая определенные структурные особен ности.

Выделение сходных особенностей у животных и человека (речь — крик, поведение — повадки) послужило основой для совмещения в образах животных их качеств с качествами человека: животные говорят и ведут себя, как люди. Это совмещение повело и к типизации характеров животных, которые стали воплоще нием определенных качеств: лиса — хитрости, волк — глупости и жад ности, медведь — доверчивости, за яц — трусости. Так сказки приобре ли иносказательный смысл: под жи вотными стали разуметь людей оп ределенных характеров.

Сказки о животных, создавая образы персонажей, в которых соеди няются черты животного и человека, естественно, передают немало ха рактерного для психологии людей. Однако едва ли есть основания счи тать, что во всех сказках в образах животных изображаются человече ские черты. Своеобразие образа животного в сказках как раз в том и сос тоит, что черты человеческие в нем никогда не вытесняют полностью черт животного.

В сказках о животных нет мифологических мотивов и образов, а есть реалистиче ские (в некоторой степени) фигуры животных; они резко отличаются от фантастической жар-птицы волшебных сказок: такой птицы нет в дей ствительности, но лиса, волк, медведь, заяц, журавль взяты из реальной жизни.

Читайте также:  Прочитай болгарскую народную сказку курица несущая золотые яйца

Однако следует подчеркнуть, что основной смысло вой аспект сказок о животных — моральный. В моральном плане можно выделить две основных идеи сказок о животных: прославление товарищества, благодаря которому слабые побеж дают злых и сильных, и прославление самой победы, которая приносит слушателям моральное удовлетворение.

Структура сказок о животных довольно проста. Самая примечательная особенность строения этого типа сказок — нанизывание эпизодов. Весьма характерна для развития действия встреча животных друг с другом. Нередка в сказках трехкратность ситуаций. Началу сказок свойственна конструкция «жили-были».

В сказках о животных диалогизм развит значительно более, нежели в сказках другого типа: он движет действие, раскрывает ситуации, показывает состояние персонажей. Широко вводятся в сказки песенки: лиса пе сенкой выманивает петуха, волк песенкой обманывает козлят, колобок бежит и напевает песенку: «Я по коробу скребён, по сусеку метен. ». Для сказок о животных характерен яркий оптимизм: слабые всегда выходят из сложных положений.

Одним из самых любимых и популярных сказочных персонажей (и в русских, и в английских народных сказках) является медведь.

2.2. Образ медведя в русских народных сказках.

Другим известным персонажем сказок о животных (и русских, и английских) является медведь.

Михаил Потапыч, Михаил Иваныч, Топтыгин, Миша, Мишутка… Большой косолапый медведь пользовался заслуженной популярностью у наших предков за свою необузданную силу и сноровку.

Это только на первый взгляд медведь кажется неуклюжим. Наши предки, которые с этим лесным жителем виделись чаще, чем мы, хорошо знали о его ловкости и необыкновенной прыти, о его умении ловить рыбу в реке и залазить на деревья, несмотря на внушительные размеры. А кто из нас не знает о его любви к меду и ягодам? У наших предков столетиями существовали культ медведя и медвежьи праздники. В их основе лежала вера людей в родственную связь с животными.

К медведю относились как к предку рода, о нем слагали предания, сказки и песни, его изображали на амулетах и ему подражали в танцах. Для наших предков, медведь – символ предусмотрительности, страж и хранитель домашнего очага. Поэтому и сегодня изображение «хозяина тайги» находится на гербах некоторых русских городов и областей. И в некотором смысле, он является символом русского характера и России.

Мы попытаемся сравнить русскую и английскую сказку «Три медведя» и понять:

Источник

Олимпиада по чтению (3-4 кл)
олимпиадные задания по чтению (3,4 класс) на тему

Предлагается печатная версия олимпиады по чтению.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Олимпиадные задания по литературному чтению.

Ша ро кни я га хо ший друг луч

2. Закончи фразеологизм подходящим словом (фразеологизм – устойчивое сочетание слов)

Голоден как __________________ Хитра как ____________________________

Нем как _____________________ Как мокрая ____________________________

3. Подчеркни названия народных сказок:

4.Вспомни, героям какой сказки понадобился этот предмет. Соедини линиями.

Зонтик «Дикие лебеди»

Санки «Стойкий оловянный солдатик»

Скорлупа грецкого ореха «Оле-Лукойе»

Крапива «Снежная королева»

Бумажный кораблик «Дюймовочка»

5.Замени выражение одним словом

Зарубить на носу- _______________________Ломать голову_________________________________

6.К каждой паре слов подбери такое прилагательное, которое с одним словом употреблялось бы в прямом значении, а с другим – в переносном:

7.Запиши название басен, из которых взяты эти крылатые выражения:

А) «Ай, Моська! Знать она сильна, что лает на слона» __________________________________

Б) « Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт!»____________________________

Запишите автора этих басен _________________________________________

8. Соедини автора с его произведением

Братья Гримм «Кот в сапогах»

В.Гауф «Волшебник Изумрудного города»

Ш.Перро «Храбрый портной»

П.Ершов « Карлик Нос»

9.Путём перестановки букв в каждой паре слов составь третье слово – имя существительное. Должны быть использованы все буквы.

1.Лик + пена = ________________________

2.Иск + том = ___________________________

3. Кожа + ворон = _______________________________

1)Что поднесли семь богатырей царевне: конфеты, пирожок, пряник.

2)что принесли богатыри царевне на подносе: вино, джин, квас

3)место, где спала мёртвая царевна: гора, утёс, поле.

4).место, где стоял терем богатырей: дубрава, равнина, усадьба

5). кто сказал королевичу Елисею, где спит царевна: ветер, месяц, речка

6) дичь, на которую охотились богатыри: орлы, совы, утки

7)красоте царевны завидовала: мачеха, нянька, сестра

В выделенных клетка по вертикали: предмет, которым грозила мачеха Чернавке.

Напиши это слово ______________________________________________

Источник

Поделиться с друзьями
Блог о здоровье и полезных жизненных советах