Подобрать потешки стихи народный фольклор с акцентом на гендер колыбельные песенки 5 7 примеров

Колыбельные песни

Содержание:

Детский фольклор – это особенная область народного творчества, особый мир детства. В течении многих веков прибаутки, потешки, приговорки, сказки, считалки, загадки любовно и мудро воспитывают, поучают ребенка, их родные мотивы приобщают его к культуре своего народа, его знаниям и традициям.

↑ Детский фольклор, как средство народной педагогики

Народные педагоги, наши предки, хорошо понимали важное значение детского возраста, и максимально использовали его возможности для закладки фундаментальных основ народных знаний об окружающем мире, роли славянина в нем, причем активной роли. Во всевозможных колыбельных, потешках, присказках, поговорках, сказках содержатся уроки для их слушателя, психологические и бытовые, заговоры на крепкое здоровье ребеночка, его красоту, ум, счастливую судьбу. Они формируют нравственные привычки, отношение к важнейшим аспектам народной духовной жизни, воспитывают настоящий славянский дух. Игры физически развивают, закаляют ребенка, готовят его к взрослой жизни соответственно половому предназначению, учат общению, коллективному взаимодействию.

Детский фольклор, ориентированный на общие закономерности возрастного развития детей, имеет чёткое функциональное назначение каждого жанра. То есть, каждый жанр детского фольклора по-своему способствует сохранению душевного, психического и физического здоровья ребёнка, развитию его личности, установлению разнообразных отношений в сообществе взрослых и детей.

Много существует литературы на эту, актуальную в наше время, тему. Но интересно рассмотреть детский народный фольклор с точки зрения пробуждения генетической памяти ребенка, ее настройки.

Рассмотрены жанры детского фольклора, окружающие ребенка с рождения до 3 лет – это колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки, первые сказки.

↑ Колыбельная песня

Заметим, что во всех народных колыбельных песнях ребенка называют по имени. Поэтому любая народная колыбельная песня – это обращение мамы, бабушки к заботливой, оберегающей ребеночка богини Лели.

Люшеньки-люли,
Спи, дитя, усни,
До утреннней зари,
До свежей росы.

Ай, люли-люленьки.
Прилетели гуленьки.
Сели гули на кровать
Стали гули ворковать
Стали гули ворковать,
Стал наш Юра засыпать.

Птицы в древнеславянском мировозрении – это вестники Бога. Именно они помогают заботиться о растущем малыше.

Баю-баюшки-баю,
Баю, Сашеньку, баю!
Приди котик ночевать,
Мою детоньку качать,
Качать, прибаюкивать
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кусок пирога
И кувшин молока.

Кот у славян – олицетворение вредоносной силы, относится к нижнему миру славянского мироздания, берет на себя вред, направленный на дом и его жильцов, теперь понятно, почему коту доверяют баюкать ребеночка.

Наши предки обязательно благодарили нижний мир за помощь (изначально, это жертвы предкам).

ЛАДушки, ЛАДушки,
Где были? –
У Бабушки.

Кашку поели.
Бражку попили.

Полетели, полетели
На головку сели,
Ладушки запели.

Упоминание о Богине ЛАДЕ – Богине лета, любви и красоты, счастливой судьбы и материнства. Вспоминая, что “ЛАДом”, “ЛАДой” нежно называли любимого супруга: мужа или жену, возможно, предположить, что ЛАДушки – это ласковое обращение к людям.

Согласно устной славянской традиции, существовал Бог-творец, создавший мироздание, который носил имена Сварог, Прабог, Пращур (предок), Прадедо, Прадо. А Земля носила имя Прабабы, Прабы. От Прадедо с Прабабой пошли боги и люди. В “Слове о полку Игоревом” люди-славяне так и упоминаются “Сварожьи внуки” (3, 8).

Таким образом, “Где были (люди)?” У своей Бабушки – Прабабы – Земли-Кормилицы. Там они ели и пили, но не простую, а ритуальную еду.

Зерно появляется в результате “союза” всех четырех почитаемых славянами стихий: Ветра, Земли, Огня и Воды. Поэтому каша, сладкая (сваренная на меду) каша, заправленная ягодами, являлась древнейшей ритуальной едой. Она несет мощную идею плодородия, победы над смертью, вечного возвращения жизни. Мед – один из символов “живой воды” у самых разных народов, и ягоды также связаны с идеей “неисчислимого” плодородия (14, 65). Бражка – напиток, который пился славянами во время ритуалов и подносился Богам.

Вся эта символика “прочитывалась” древними славянами так же легко, как мы читаем книгу. И так же легко эта символика, как и все, что ребенок слышит в самом раннем детстве от мамы, бабушки, откладывается где-то в нашем подсознаниии. Причем при последних словах ручки ребенка разводят и кладут на голову. Так происходит кодирование ребенка (постановка психологического якоря) на принятие всех этих важнейших для славян знаний о мире и о правилах (законах) существования славянина в нем.

Детский устный народный фольклор, имеет мощнейшее всеобъемлющее значение, влияющее на развитие человека. Интересно рассмотреть его с помощью традиционного славянского мировоззрения, иначе говоря, в трехмерности славянского мироустройства: Мир Прави (мир Богов), Мир Яви (мир людей), Мир Нави (мир предков).

С одной стороны значение детского фольклора – в эстетическом, музыкальном, умственном воспитании, в развитии творческого мышления, памяти, становлении уравновешенной психики (ценности среднего мира для человека, дающие возможность успешно и творчески существовать и взаимодействовать в мире людей). С другой стороны – в тончайшем формировании духовности, нравственности человека, народности его души, его мировоззрения (ценности верхнего мира для человека, дающие возможность духовного роста). С третьей стороны – в настройке генетической памяти человека, в связи с этим: включения механизмов защиты ребенка, пробуждения силы рода и получения всех генетических ресурсов, т.е. формирования мощной связи со своим естественным традиционным эгрегором (ценности нижнего мира для человека для человека, дающие возможность черпать силы для осуществления своих целей, ощущать защиту и поддержку предков).

↑ Генетические ресурсы с точки зрения традиционного славянского миропонимания

Мир Нави: Преемственно-энергетические
Защита предков, знания и сила Рода, возможность передачи этих знаний, т.е. формирование мощной связи со своим естественным традиционным эгрегором, получение его поддержки.

Мир Яви: Личностные психофизиологические
Возможность нормального, успешного развития личности (интеллектуального, нравственного, творческого, психологического, физического) в генетически предрасположенных границах.

Мир Прави: Духовно-сакральные
Формирование духовных структур человека, народности его души, его мировоззрения,
постепенное поступенчатое посвящение в тайные традиционные знания народа.

Начинать петь колыбельные малышу можно уже во время беременности. Начиная с пятого месяца беременности малыш слышит, различает и запоминает звуки. Новорожденный малыш, услышав песенки, которые мама пела ему до рождения, узнает их и успокаивается.

↑ Тексты колыбельных

Колыбельные про котов

Вы коты, коты, коты,
У вас желтые хвосты.
Вы коты, коты, коты,
Принесите дремоты.

Котик серенький
Соломку сбирал,
Под головку складал,
Да и Ваню качал.

У кота ли, у кота
Колыбелька золота.
У дитяти моего
Есть покраше его.

У кота ли, у кота
Периночка пухова,
У дитяти моего
Есть помягче его.

У кота ли, у кота
Изголовье высоко.
У дитяти моего
Есть повыше его.

У кота ли, у кота
Одеяльце шелково.
У дитяти моего
Есть получше его.
Да покраше его,
Да помягче его,
Да почище его.

Уж ты, котинька-коток

Ветер, солнце и орел

Со вечера дождик
Землю поливает,
Землю поливает,
Траву прибивает.

Траву прибивает,
Брат сестру качает,
Брат сестру качает,
Ее величает.

Ее величает
Расти поскорее,
Расти поскорее,
Да будь поумнее.

Читайте также:  Рисование русского народного костюма в подготовительной группе

Да будь поумнее,
Собой хорошее,
Собой хорошее,
Лицом побелее.

Лицом побелее,
Косой подлиннее,
Косой подлиннее,
Нравом веселее.

Нравом веселее,
Вырастешь большая,
Вырастешь большая,
Отдадут тя замуж.

Отдадут тя замуж
Во чужу деревню,
Во чужу деревню,
В дальнюю сторонку.

Со вечера дождик
Землю поливает,
Землю поливает
Брат сестру качает.

Спи, сыночек мой, усни

Сидит Дрема,
Сидит Дрема,
Сидит Дрема, сама дремлет,
Сидит Дрема, сама дремлет.

Взгляни Дрема,
Взгляни Дрема,
Взгляни Дрема на народ,
Взгляни Дрема на народ

Бери Дрема,
Бери Дрема,
Бери Дрема кого хошь,
Бери Дрема кого хошь.

Сидит Дрема,
Сидит Дрема,
Сидит Дрема, сама дремлет,
Сидит Дрема, сама дремлет.

Источник

Мастер-класс «Народные колыбельные песни и потешки в семье и детском саду»

Людмила Пожарских
Мастер-класс «Народные колыбельные песни и потешки в семье и детском саду»

Целью проведения занятия является познакомить родителей с разновидностями народных произведений (колыбельных песен, потешек, произведениями детского фольклора, с историей их возникновения; осветить общие понятия и необходимость использования произведений фольклора в воспитании дошкольников не только в детском саду, но и в семье. А также пропагандировать народное творчество среди родителей воспитанников. Беседа носит рекомендательный характер.

Один глазок у Алёнушки спит, другой смотрит; одно ушко у Алёнушки спит, другое слушает.

Спи, Алёнушка, спи, красавица… набирайся силушки…

Русская народная музыка – это животворящий неиссякаемый источник песен, прибауток, сказок, былин, пословиц и поговорок, в которых отражается жизнь народа, его быт, уклад, история. Как говорится, плох тот народ, который не помнит, не знает своей истории. А составная часть истории любого государства – это творчество, культура его народа.

В связи с этим хочется процитировать слова русского композитора М. П.Мусоргского: «Утрата народом своего искусства, своих художественных ценностей – это национальная трагедия и угроза самому существованию нации».

Действительно, традиционная культура каждого народа уникальна и необъятна. Тысячелетиями складываются мировоззрение, жизненный уклад, нормы поведения, искусство и ремёсла. Историческое время и повседневная жизнь отметают всё, что противоречит складу национального характера и здравому смыслу. Народная культура донесла до наших дней древние традиции, которые не должны быть утрачены, стёрты урбанизированной массовой культурой.

Дети, их жизнь и творчество – это феномен в культуре каждого народа, так как от того, как мы воспитаем наших детей – таким будет и наше, и их будущее.

В зрелом возрасте, умудрённые жизненным опытом, с теплотой и нежностью вспоминаем мы незатейливую колыбельную, которую напевала нам мама или бабушка, первые сказки, весёлые шутливые приговорки, загадки, считалки, дразнилки, народные игры, которые впитали, общаясь во дворе со сверстниками. А сколько пословиц и поговорок неизвестно откуда всплывает в памяти к месту и случаю! А ведь это всё дошло до нас с тех далёких времён, когда люди в большинстве своём даже не знали грамоты, а имели только житейский опыт, который бережно передавался из поколения в поколение вместе с песнями, сказками и другими произведениями фольклора.

В 80-90-е гг интерес к народному творчеству не был активным и массовым. И уж, конечно, как результат, позабылись многие традиции, произведения фольклора.

В наши дни, когда большую часть жизни дети проводят вне дома, вне семьи, когда ослаблены связи не только с родственниками, но даже с родителями – семья теряет свою былую ведущую роль. А дети не получают элементарных представлений о народной культуре, страдают нравственные устои.

Наша с вами задача сохранить то, что осталось, то, что ещё не забыто.

Кстати, нужно сказать, что дети с большим интересом относятся к традиционной культуре своего народа, способны оценить и освоить его основы – а это определяет их физическое и духовное здоровье.

В детском саду постоянно ведётся работа по ознакомлению наших воспитанников с русским фольклором. На развитии речи они учат загадки, пословицы, поговорки, читают сказки. На занятиях по изодеятельности дети знакомятся с прикладными видами искусств, познают особенности росписи.

На музыкальных занятиях дети поют народные песни. Водят хороводы, исполняют народные пляски и танцы. Уже в первой младшей группе они слушают и поют русские народный песни («Зайчик», «Петушок», «Ладушки» и др.).

Детям старшего дошкольного возраста я объясняю уже более сложный фольклорный материал – мы определяем жанр музыки (песня или танец, характер музыки. Тем самым я подвожу их к осознанию того, что русская народная музыка – особенная. И основные определяющие черты её – это песенность, напевность, широта мелодии, наличие распевов.

В ДОУ создана хорошая музыкально-развивающая среда – это литература, муз. инструменты, фонотека, русские народные костюмы. В каждой группе созданы уголки патриотического воспитания, где представлены куклы в народных костюмах, народные муз. инструменты. Кроме того, в ДОУ проводятся фольклорные праздники и развлечения – ярмарки, Праздник русской берёзки, Рождество, Масленица и др.

Необходимо, чтобы и дома у ребятишек поддерживался интерес к искусству родного края.

Сегодня мы поговорим с вами о значении русского фольклора в развитии и воспитании дошкольников, о его разновидностях и многообразии.

Музыка помогает человеку стать духовно богаче. Развивает эмоции, мышление, восприимчивость к работе.

Наукой доказано, что ребёнок эмоционально реагирует на музыку с первых дней жизни. Более того, опыт восприятия музыки, вкусы начинают формироваться у ребёнка ещё в утробе матери. Народная педагогика начинается с колыбельной песни, в которой воплощены народная мудрость, традиции, обычаи. Малыш ещё не знает языка, не понимает слов. Но, слушая колыбельную песню, он успокаивается, затихает, засыпает. Его убаюкивают мягкие, спокойные интонации голоса матери, ласковое обращение, монотонность пения. Колыбельные песни – первые мелодии, первые музыкальные представления об окружающих предметах, животных, птицах. В некоторых колыбельных содержатся элементы нравоучений – они учат добру. Но наиболее действенное влияние на ребёнка оказывает сама материнская нежность, любовь, составляющая стихию колыбельных. Ребёнку необходимо чувствовать себя любимым, защищённым, а колыбельная песня восполняет его потребность в общении со взрослыми. У него возникает ответное чувство привязанности к родному человеку, любовь к матери, близким.

Небольшой экскурс в историю. Название колыбельная песня произошло от слов колыбель, колебать (качать). В народном обиходе было и другое их название – байки, которое произошло от древнерусского глагола байкать (баюкать, качать, усыплять)

Мы большое внимание уделили сегодня колыбельным песням. Но есть и другие формы общения с детьми через фольклорные произведения. Это так называемые потешки. И хотя потешки – это не музыкальный фольклор, ноя бы ва тоже рекомендовала их использовать в обыденной жизни при общении с ребёнком. Они так же дошли до нас из глубины времён. Например, умывая малыша,приговаривайте:

Источник

Пестушки, потешки, прибаутки как средства воспитания в народной педагогике.
учебно-методический материал на тему

Пестушки, потешки, прибаутки как средства воспитания в народной педагогике.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Пестушки, потешки, прибаутки как средства воспитания в народной педагогике.

«Согласно правилам народной педагогики, отмечает исследователь детского фольклора М.Н. Мельников, – чтобы воспитать физически здорового, жизнерадостного и любознательного человека, в ребенке необходимо поддерживать в часы его бодрствования радостные эмоции». Наступает время пестушек. В словаре В. И. Даля сказано, что пестовать – значит «нянчить, носить, вынашивать на руках ребенка, растить, холить, ходить за ним». Поэтому пестушки представляют собой как бы свод приемов физического воспитания, разработанных русским народом и передаваемых из поколения к поколению. Они очень кратки, порой состоят из одного предложения.

Читайте также:  Эффективные средства народной медицины от кашля

Распеленав ребенка, пестуют, делая своего рода массаж:

А в ножках ходунюшки,

А в ручках хватунюшки,

А в головку разумок.

Малыша учат осознанному движению руками:

А Ванюшеньке – Большую, пребольшую.

Стимулируя жизненные функции организма, ребенка подбрасывают на коленях, приговаривают:

С орехами, с орехами!

С калачами, с калачами!

По кочкам, по кочкам

Так малыша готовят к неожиданным «падениям» на своих первых шагах.

Утешают ребенка при первых ушибах, воспитывая выносливость и терпение:

На березу в лес улети.

Уча ребенка плясать, топать и прыгать, для развития мышц, подвижной активности используют такую пестушку:

Большие ноги шли по дороге:

Маленькие ножки бежали по дорожке:

Народная педагогика заложила в пестушки не только приемы физического, но и умственного воспитания: они стимулируют познание окружающего мира, пополняют запас слов, ускоряют их запоминание и осмысление. Поэтому поэзия пестушек вызывает у ребенка радость, улыбку, развивает память.

Потешки – песенки к первым играм и забавам с пальцами, ручками, ножками. Их воспитательное назначение – сначала потешить, развеселить, позабавить ребенка, а вслед за этим приготовить его к познанию окружающего мира в процессе игры, которая в период пестования является основной. Одна из самых популярных и любимых детьми потешек-игр, очень умная и полезная – в «ладушки». По ней малыш распознает доброту и строгость:

Где были? – У бабушки.

Поварешкой стук в лоб.

Конец потешки сопровождается легким шуточным щелчком в лоб, повторяется несколько раз и вызывает детское волнение, смех и восторг.

Игра в «сороку-ворону», кроме того, что призвана развивать мелкую моторику рук ребенка, несет простейший нравственный урок. Играя с ребенком, бабушка или мама учат его работать – игрушки за собой убирать, одежду на место класть. Так происходит постепенное приучение к труду. Мораль: получил больше тот, кто трудился – воду носил, дрова колол, а кто ничего не делал, тот ничего и не получил:

Этому дала – он воду носил.

Этому дала – он баньку топил,

Этому дала – он дрова колол,

Этому не дала – он воду не носил,

А чтобы дать ребенку разрядку, развеселить его, идет в ход концовка:

Стимулом во время кормления детей служит такая припевка:

Таких игр-потешек у русского народа существует много, и все они, постепенно усложняясь, несут новую информацию в сознание ребенка, ведут к познанию богатств родного языка, народной поэзии, становятся для него уроками трудового, нравственного и умственного воспитания.

Дети растут, и на смену потешкам приходят прибаутки – смешные короткие рассказы, чаще всего в стихотворной форме, или смешные рифмованные выражения, придающие речи юмористический оттенок. Прибаутками также потешают, развлекают детей, но от потешек их отличает то, что они не сопровождаются определенными игровыми действиями.

Потешки, подготовив ребенка к игре, дали ему необходимый запас слов, чтобы узнавать многие предметы и явления окружающего мира. Так заканчивается колыбельный период. Прибаутки же развивают богатое воображение детей, в них много фантастики, они схожи со сказкой, так как птицы, насекомые и звери наделены человеческими качествами, ворон играет на трубе, таракан колет дрова, кошка шьёт ширинку (полотенце), коза собирает орехи, утка играет на дудке и т.п.

Среди прибауток есть и короткие песенки, которые используют обычно как похвалу ребенку, возможность поставить его в пример:

Наша доченька в дому

Что оладушек в меду

Что оладушек в меду,

Сладко яблочко в саду.

Такие хвалебные песенки имеют большое воспитательное значение: они заставляют детей обратить на себя внимание и поступать таким образом, чтобы оправдать добрые слова. Осмысление прибауток расширяет мировоззрение ребенка до понимания социальных проблем, классовых отношений, элементарных философских категорий, что для него жизненно необходимо», – замечает В. А. Николаев.

Различают прибаутки-шутки, схожие с колыбельными песнями, в которых действуют насекомые, птицы, животные, выполняющие человеческие дела. Они ненавязчиво внушают ребенку мысль о необходимости трудиться членам всей семьи, чтобы жить в достатке:

Три сдобные лепешки.

Три погреба молока.

Прибаутки также учат строить диалогическую речь. Например:

Где ты была? – Коней стерегла,

Наиболее же поучительны занимательные прибаутки-притчи, высмеивающие лодырей, глупых, нерасторопных, людей. К примеру: – Федул, а Федул,

– Один ворот остался!

Тем детям, что вечно торопятся, делают все кое-как, наспех, часто приговаривают:

– Вот колесо. Сел да поехал

– Ах, хорошо! Оглянулся назад

Резюмировав вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что потешки, пестушки и прибаутки могут служить не только средством развлечения малыша. Как подтверждают приведенные выше тексты, пестушки кроме этого помогают стимулировать физическое развитие, потешки – развить мелкую моторику. Прибаутки хорошо организованы, они легко запоминаются, так как сложены в рифму, содержат много повторов, интересных сравнений. Подобно другим жанрам детского творчества, пестушки, потешки и прибаутки выполняют важную педагогическую функцию: они несут обширную сумму знаний, помогают разобраться в окружающем мире, подготавливают ребенка к восприятию более сложных средств народного воспитания.

Источник

Альбом по малым формам фольклора для детского сада

Малые фольклорные формы.

1.Колыбельные

Малые фольклорные формы

1.Поговорки

Трудно себе представить ребячью жизнь без игр, веселых, шумных, нередко с песнями, считалками, загадками, скороговорками и дразнилками.

Вот из таких произведений и складывается русский фольклор для детей.

Каково значение фольклора в развитии детей? Что дает детям знакомство с русским детским фольклором?

Фольклор развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям и воспитывает художественный вкус. А также многому учит.

Русский детский фольклор характерен яркими, оригинальными, доступными по форме и содержанию произведениями, которые легко запоминаются. Знакомство с ними поможет узнать ближе жизнь и творчество сельской детворы матушки Руси и даст возможность использовать этот материал в современных играх с детьми.

Название произошло от глагола баять , баить – « говорить «. Старинное значение этого слова – » шептать,заговаривать».)

Такое название колыбельные песни получили не случайно: самые древние из них имеют прямое отношение к заговорной поэзии. «Дремушка-Дрема, отойди ты от меня!» говорили крестьяне, борясь со сном. Нянька или мать, напротив, звали Дрему к малышу.

Обычно это мелодия или песня, напеваемая людьми для успокаивания и засыпания. Отличительным признаком колыбельной песни является её цель — достичь засыпания. Колыбельная не требует каких-либо инструментов для её исполнения, достаточно только голоса.
Колыбельная песня — песня, с помощью которой убаюкивают ребенка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.

Баю, баю, баюшок,

Ване спать не дает.

Крепкий сон к тебе приди.

только глазки закрывать.

все на них глядели.

ты, собаченька, не лай,

Ванюша будет спать

Да большой вырастать.

Он поспит подольше,

В избу Дрема пришла

И по зыбочке брела,

К Саше в зыбочку легла,

Сашу ручкой обняла.

Спи-ка Сашенька, усни,

Крепкий сон к тебе приди.

Ручки белые прижми,

Глазки милые сожми.

Ты приди к нам ночевать,

Вову в люлечке качать.

Уж как я тебе, коту,

Сладких пряников мешок.

По горам идет олень.

На рогах он Дрему носит,

В каждый дом ее заносит,

В люльку Дрему он кладет,

Ходит Сон по лавочке

Читайте также:  Положение о выставке народного творчества

В красненькой рубашечке,

Дрему Катеньке несут.

Спать нам, Бука, не мешай,

Сделай там себе рожок,

станешь песенки играть,

Петушок, не кричи,

А приди к нам ночевать.

Нашу Катеньку качать.

Скатаю Кате валенки,

Катю к бабушке пошлю.

Будет бабушка встречать,

Катю кашкой угощать,

Даст ей тепленький блинок

Два яичка всмяточку

Пестушка — короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, которые пестуют младенца.

Когда ребенок начинает учиться

А дыбок, дыбок, дыбок,

Скоро Петеньке годок!

Ай, дыбок, дыбок, дыбок,

Стоит Танечка дыбок!

Купим Танечке платок –

Во всю голову цветок!

Купая ребёнка, напевают:

Лаская ребёнка припевают :

При кормлении малыша стараются отвлечь песней :

На зелёном на лугу

Стоит чашка творогу.

Прилетели две тетери,

Это песенки, сопровождающие несложные игры и забавы взрослого с ребенком. Дети, слушая песенки, которыми сопровождаются игры, вырабатывают основы ритмического слуха, запоминают интонации и мотивы потешек, нередко затем сами повторяют их. Ценность потешек состоит еще в том, что они практически и психологически подготавливают детей к самостоятельному творчеству, к восприятию и исполнению произведений уже своего детского фольклорного репертуара, к участию в играх со сверстниками.

Тяни холсты,

Молодой дроздок

По водичку пошел, Молодичку нашел.

Задери тебя волчок!

Для нашего Андрюшки!

На столе преснушки.

На крыльцо скакала,

Этому кашки, этому бражки,

Этому малины, этому калины,

А этому шишок, шишок под носок!

Ой мальчик мал, крепку не драл,

По воду не ходил, кашки ему не дадим!

А маленькому Сашке не досталось кашки!

У дедушки на точку,

У бабушки в колпачку.

Я за горку схоронюсь!

По боку дратая!

Кто молочка не пьёт,

Говорит, Катю заколет,

Киль, киль, киль, киль!

За малыми ребятами.

Хвостиком хлоп, хлоп,

Рогами пыр! Другими пыр!

В город за орехами,

По кочкам, по кочкам,

Раздавили сорок мух!

Я бегать мастерица,

Чики, чики, чикалочки,

Сидит зайчик на палочке,

Щёлкает орешки.

Иди, зайчик, не проси,

Сам орешков натруси!

Ладушки-ладушки, где были?

— Брашку! Кашка масленька!

Шуууу. (Домой) Полетели!

На головку сели! («Ладушки» запели)

Дальше (Домой) полетели.

Небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. Многие из них сопровождаются игровыми действиями, имитирующими процесс крестьянского труда.

Все явления и силы природы: солнце, радуга, гром, дождь, ветер, а также времена года: весна, лето, осень, зима – живут в закличке, как одушевленные существа. Ребенок сам вступает с ними в контакт, сговор.

В закличке не просто обращение к природным стихиям, но выраженная в слове, ритме, интонации гамма чувств – переживаний, восхищения, нежности, восторга. Эмоции радости, доверия, убежденности в хорошем заложены в самом строе стиха – в волнообразных повторах, в смене картинок-просьб, в ритме – бойком, задорном, в звучании каждой строчки, каждого слова.

Закличка рождает в ребенке веру в весомость и значимость слова. Эта вера укрепляется самим действием заклинания и в то же время чувством защищенности в случае неблагоприятного исхода просьбы, ибо обращается к силам природы ребенок всегда вместе с другими детьми (возможно, и взрослыми).

Заклички, а также веснянки, приговорки называются традиционными, они переходили из поколения в поколение.

Чаще заклички сопровождают уличные игры и используются в затруднительных случаях.

Заклички про солнце

Солнышко, покажись!
Красное, снарядись!
Поскорей, не робей,
Нас ребят обогрей!

Солнышко, покажись!
Красное, снарядись!
Чтобы год от года
Давала нам погода:
Теплое летечко,
Грибы в берестечко,
Ягоды в лукошко,
Зеленого горошка.

Солнышко, снарядись!
Красное, покажись!
Выйди из-за тучи,
Дам орехов кучу!

Солнышко, солнышко.
Красное семенышко,
Выйди поскорее,
Будь к нам подобрее!
Твои детки плачут,
По лужочку скачут,
Соломку жгут —
Тебя в гости ждут!

Солнышко, солнышко,
Колоколнышко!
Не пеки за реку,
Пеки к нам в окно,
Будет нам тепло!

Солнышке, солнышко,
Выгуляйся!
Выйди на пенек,
Опряди кужелек,
Разгуляй весь денек!

Заклички про дождь

Дождик, дождик, пуще,
Дам тебе гущи,
Выйду на крылечко,
Дам огуречка.
Дам и хлеба каравай –
Сколько хочешь поливай!

Туча, туча,
Дождь не прячь!
Лейся, дождик,
Дам калач!

Дождик, дождик, пуще!
Дам тебе гущи,
Хлеба краюшку,
Щей черепушку,
Дам тебе ложку —
Кушай понемножку!

Дождик, лей!
Дождик, лей!
На меня и на людей!
На меня по ложке,
На людей по плошке,
А на лешего в бору —
Лей по целому ведру!

Заклички про явления природы

Месяц, месяц, свети,
Под плетень гляди!
Ходи, гуляй
Да нас утешай!

Морозушка-Мороз!
Не тяни домой за нос,
Не стучи, не балуй,
А на окнах рисуй!

Радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышко,
Красно ведрышко.

Туман, туман,
Не стелись по лугам,
А стелись по болотам,
По крутым наволокам!

Гром, гром,
Не бей в наш дом!
А бей в колоду,
В болотную воду —
Жабке напиться,

Вихрь, вихрь, не на меня,
А на злого старика!
Он в мышиной норе,
На медвежьей тропе!

Заклички про насекомых, животных и растений

Божья коровка,
Лети на небко,
Там твои детки
Кушают котлетки.
Всем по одной,
А тебе ни одной.

Улитка, улитка,
Высуни рога,
Дам тебе пирога.

Мышка, мышка,
На тебе молочный,
Дай мне костяной.

Огуречек, огуречек,
Не ходи на тот конечек:
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет.

Свет-светлячок,
Посвети в кулачок.
Посвети немножко,
Дам тебе горошка,
Кувшин творога
И кусок пирога.

— Стрелочка-стрекозочка,
Полети на облачко!
— Сухо будет — полечу,
А сыро будет — посижу!

Сей, сей горох,
Рассевай горох!
Уродись, горох,
В огороде не плох!
И крупен, и бел —
На потеху всем,
И сам тридесят —
Для малых ребят!
Уродитесь, бобы,
Круты и велики!
В чистом поле
На все доли —
Старым на потешки,
Детям на посмешки!

Яры пчелушки,
Медоносушки,
Летите на лужок,
Садитесь на цветок,
Собирайте медок!
Пчёлка, гуди,
В поле лети!
С поля лети,
Медок неси!

Черёмушка зелёная,
Тонкая, высокая,
Листом широкая.
Под лучами ясными,
Под звёздами частыми
Цвети до зазимки —
С комля до вершинки.
На потеху старым,
На диво детям малым.

Ягода клюква,
Покажись крупна,
Да подснежная,
Да валежная.
Мы тебя искали,
По кочкам скакали.

Заклички про весну

Приди к нам, весна,
Со радостью!
Со великою к нам
Со милостью!
Со рожью зернистою,
Со пшеничкой золотистою,
С овсом кучерявым,
С ячменем усатым,
Со просом, со гречею,
С калиной-малиною,
С грушами, с яблочками,
Со всякой садовинкой,
С цветами лазоревыми,
С травушкой-муравушкой.
Жавороночки-полетовочки,
Прилетите к нам,
Принесите нам
Весну красную,
Лету теплую!
Нам зима надоела,
Весь хлеб у нас поела,
Всю скотинку поморила.

Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью.
С радостью, радостью,
С великою милостью:
Уроди лен высокий,
Рожь, овес хороший.

Весна! Весна красна!
Тепло солнышко!
Приди скорей,
Согрей детей!
Приди к нам с радостью!
С великой милостью!
С льном высоким!
С корнем глубоким!
С хлебом богатым!

Небылицы и перевёртыши – это такие стихи, в которых всё перевёрнуто, чтобы насмешить людей, поднять их настроение; это заведомая чепуха, прекрасное средство для воспитания и развития чувства юмора, удовлетворяющая ненасытную потребность ребёнка в смехе, веселье, радости.
Перевёртыш начинается с указания на чудо, а затем следует перечисление озорных и диковинных вещей, неразберих и путаниц.

Источник

Поделиться с друзьями
Блог о здоровье и полезных жизненных советах