Подобрать русскую народную песню игровую

Подобрать русскую народную песню игровую

Старинные русские игры: ГОРЕЛКИ ((Огарыши, Столбом, Парами)

Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Стой подоле,
Гляди на поле:
Ходят грачи
Да едят калачи.
Птички летят,
Колокольчики звенят!

Как только пропоют эти слова, водящий должен посмотреть на небо, а дети последней пары отпускают руки и тихо пробегают вдоль колонны, один слева, другой справа. Когда они поравняются с водящим, все громко кричат ему:

Раз, два, не воронь.
Беги, как огонь!

Двое детей бегут вперед, ловко увёртывается от водящего, стараются взять друг друга за руки. Если они возьмутся за руки, то “горелка” им не страшен, они спокойно идут и становятся впереди первой пары, а водящий вновь “горит”.

Но если водящему удаётся поймать одного из убегающих, он встает с ним впереди всей колонны, а “горит” тот, кто остался без пары. Игра продолжается до тех пор, пока не пробегут все пары.

-Водящий не должен поворачиваться назад.
-Он догоняет убегающих сразу же после слов: “Беги, как огонь!”.
-Игроки последней пары начинают бег только с последними словами: “Колокольчики звенят!”.

Селезень мой,Селезень мой,

Селезень мой, сизкосастый*, Селезень мой, сизкосастый,

Молоденький, кудревастый, Молоденький, кудревастый,

Поплывешь ты, Поплывешь ты, Поплывешь ты, вдоль Дуная, Поплывешь ты, вдоль Дуная*,

Вдоль Дуная, погуляю,

Повесёлом сядь под рощей,

Сядь под рощей да й послушай,

Как старухи пляшут, скачут:

Как молодки скачут, пляшут:

Белы руки подымают,

2 *Далее приводится основной текст, он распевается по образцупервых трех строф (каждая строка повторяется дважды).

3 *Далее текст песни повторяется сначала до слов «Сядь под рощей дай послушай».

Водяной (водящий) сидит в кругу с закрытыми глазами. Играющие водят вокруг него хоровод со словами:

Дедушка водяной,
Что сидишь ты под водой?
Выгляни на чуточку,
На одну минуточку.
Раз, два, три – водяной не спи!

Хоровод останавливается, «водяной» встает и, не открывая глаз, подходит к одному из играющих.
Задача водяного — определить, кто перед ним. Если водяной угадал, он меняется ролью и теперь тот, чьё имя было названо, становится водящим. «Водяной» может трогать стоящего перед ним игрока, но глаза открывать нельзя. Для большей сложности «водяной» при последних словах песни раскручивается навстречу движения хоровода.

P.S.
Когда долго играют, то многих уже узнают по одежде, поэтому наши ребята иногда меняются шарфами, или снимают какую-либо деталь одежды, чтобы было посложнее. Приседают пониже или встают на цыпочки. Игра очень веселая. Как правило, в нее играют дольше всех.

Эта игра также является хорошей проверкой внимательности. Она очень проста, ее правила легко объяснить. Правой рукой покажите на пол и назовите: «Пол». Затем покажите на нос (лучше будет, если Вы его коснетесь), скажите: «Нос», а потом поднимите руку вверх и скажите: «Потолок». Делайте это не торопясь. Пусть ребята показывают с Вами, а называть будете Вы. Ваша цель запутать ребят. Скажите: «Нос», а сами покажите в это время на потолок. Ребята должны внимательно слушать и показывать правильно.

В игре участвуют дети от 3 до 40 человек.

Выбирается один водящий — «медведь», который становится в углу площадки (или помещения). Остальные играющие — дети. Они располагаются на другой стороне площадки в своем «доме». Пространство между «берлогой» «медведя» и детьми — «бор» («лес»).

Дети идут в «бор» за «грибами» и «ягодами», постепенно приближаясь к «медведю». Во время сбора «грибов» и «ягод» дети припевают:

У медведя во бору
Грибы, ягоды беру,
Медведь простыл,
На печи застыл!

Последние две строки теперь часто заменяют на:

А медведь сидит
И на нас рычит!

После последних слов «медведь», который до этого притворялся спящим, потягивается и бежит к детям, а они быстро поворачиваются и бегут к себе «домой» или разбегаются в разные стороны, стараясь не попасться «медведю», который стремится поймать их (дотронуться рукой — осалить).

Кого «медведь» поймает, тот меняется с ним ролью. Если «медведю» не удастся поймать кого-либо (все ребята спрячутся к себе в «дом»), он идет к себе в «берлогу» и продолжает водить.

«Медведь» не имеет права выбегать и ловить ребят, пока они не скажут последние слова речитатива.
Ловить можно только в установленных пределах площадки.

У медведя во бору
Грибы, ягоды я рву.
А медведь не спит,
Всё на нас глядит,
А потом как зарычит
И за нами побежит.

Ребята ходят вокруг «леса» и дразнят Медведя:

Уж мы ягоды берём,
А медведю не даём.
Идём в лес с дубинкой —
Бить медведя в спинку!

Источник

«Русская, народная, игровая, хороводная…»

Содержимое публикации

Педагог: Асташкина Ольга Вячеславовна

Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Торбеевская средняя общеобразовательная школа №1»

Должность: учитель музыки.

Тема урока: «Русская, народная, игровая, хороводная…»

Цель: познакомить обучающихся с жанрами русских народных песен, способствовать формированию у обучающихся следующих универсальных учебных действий:

— Личностные: установление связи между целью и мотивом деятельности: способность нравственно- этического оценивания усеваемого содержания.

— Регулятивные: целеполагание, прогнозирование, коррекция, оценка результата, способность к волевому усилию.

— Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, умение обобщать знания и делать выводы, умение осознанию и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Читайте также:  Торт русские народные сказки

— Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, строить продуктивное сотрудничество с сверстниками, способность выражать собеседнику эмпатию.

Через вопросы помочь обучающимся осознать источники русской пени и ее значение в жизни людей.

Учить обобщать аналитический материал и осознавать жанровые особенности русских народных песен.

Учить слушать музыку и анализировать средства музыкальной выразительности: интонации, темп, ритм, динамику, жанровые особенности.

Развивать познавательную активность, умение работать в группе.

Научить сравнивать, сопоставлять средства музыкальной выразительности, подбирать

ассоциации и звучащие жесты (музыкальные движения) к музыке.

Привить навык самостоятельной работы.

Сформировать опыт самоанализа в процессе слушания музыки используя схему.

Воспитывать умение высказывать свою точку зрения и прислушиваться к мнению другого.

Оборудование: проектор мультимедиа, компьютер, музыкальный центр, фортепиано, экран, словарь эстетических эмоций, музыкальные инструменты.

Цель: которая должна быть достигнута обучающимися:

Настроить на продуктивную работу на уроке.

Цель, которую хочет достичь учитель на данном этапе:

Создать условия для продуктивной работы на уроке.

Задача: создать положительный эмоциональный настрой.

Метод: хоровое пение.

Вход детей в зал под музыку.

— Учитель: Очень рады видеть вас, друзья! У нас на уроке- гости. Давайте их поприветствуем!

Этап подготовки к изучению нового материала.

Цель: которая должна быть достигнута обучающимися:

Осознать чувства, мысли, переживания человека, связанные с русской народной песней.

Цель, которую хочет достичь учитель на данном этапе:

Создать условия для осознания чувств, мыслей, переживаний, связанных с русской народной песней.

Метод: выполнение творческих заданий.

-Ребята, давайте выполним задания.

Индивидуальная работа.(Записать струнные, духовые, клавишные, ударные музыкальные инструменты).

Работа в парах. Доскажи словечко.

Оркестр народных … (инструментов)

Я с комариком … (плясала)

Русская народная… (песня)

Ой, вставала я … (радешенька)

Работа с классом. Найди лишнее слово из перечисленных.

Сарафан, лапти, платок, кроссовки, рубаха.

Ложки, гармошка, магнитофон, бубен, дудочка.

Цель: которая должна быть достигнута обучающимися:

научиться самостоятельно формулировать свои ожидания и видеть свое продвижение вперед.

Цель, которую хочет достичь учитель на данном этапе:

создать условия для формирования умения самостоятельно формулировать свои ожидания и видеть свое продвижение вперед.

Этап изучения нового материала.

Цель: которая должна быть достигнута обучающимися: познакомить с жанрами русских народных песен, источником их возникновения и осознать их значение в жизни человека.

Цель, которую хочет достичь учитель на данном этапе:

познакомить учащихся с жанрами русских народных песен, создать условия для осознания источника их возникновения и значения песни в жизни человека.

Методы : хоровод- игра, самоисследование,

групповое взаимодействие, сравнительный анализ, работа с текстом песни, музыкальное движение, слушание музыки, анализ средств музыкальной выразительности.

— Ребята, посмотрите на экран! Прочитайте слова «Русская, народная, игровая, хороводная…»

— О чем они говорят? (О песне.)

— Почему вы так решили? (Ответы детей.)

Послушайте стихотворение «Ты откуда, русская, зародилась музыка?»

— Ребята, как вы понимаете эти слова «С песней на Руси родилась.» (Ответы детей.)

— Сегодня на уроке мы будем говорить о народных песнях и посмотрим какие они бывают.

— А какую песню мы называем народной?

— Чем народная песня отличается от композиторской?

— А кто нам скажет какой вид музыкального искусства на Руси является самым древним? (Ответы детей. )

— А мы сейчас проверим и поиграем в игру «Эхо» используя песню «Со вьюном я хожу».

Хоровод— игровой элемент с платком.

— Самым древним видом музыкального искусства на Руси является хоровод. Хоровод- это древний народный круговой танец. Хоровод водили в избе (доме) во время бесед, на зеленых лужайках. Когда люди вставали в круг они старались задобрить солнце. Показывали в движении как нужно,

чтобы вырос лен и рожь. Люди верили в то, что после исполнения такого хоровода урожай будет хорошим.

— Ребята, а что значит «играть» песню? (Возможные ответы детей.)

— Очень часто можно услышать народные песни, которые «играют», это значит, песня сопровождается движениями, в которых раскрывается сюжет танца.

— На прошлых уроках мы выучили песню «А я по лугу». Давайте ее исполним.

— Какая эта песня по характеру? (Напевная, плавная, мелодичная).

— А сейчас давайте исполним песню с движениями (Девочки исполняют песню в хороводе).

— Большой популярностью у детей пользовались сюжетно- игровые песни. Часто здесь разыгрывались действия или целые представления. Главные герои выступали в образе животных или птиц.

— Ребята, назовите мне песню, которую можно разыграть. «Жили у бабуси». (Исполнение).

— Какое настроение вызывает у вас эта песня?

— А что еще хотелось вам делать под эту музыку?

— Сколько китов в этой песне?

— Давайте ее разыграем?

Носок- пятка, перетоп,

Носок- пятка, перетоп,

Мы танцоры удальцы.

Русский танец начинаем.

Припадаем мы на ножку

И покружимся немножко.

Каблучками я стучу,

Пляску русскую учу.

Пляска русская моя-

Пятки вместе, носки врозь-

Потанцуй, лениться брось!

— Гости дорогие, учителя. Ребята!

Как хочется в русский пляс с душой пуститься!

Приглашаем всех вас повеселиться!

(Исполнение танца «Спляшем, Ваня».)

-Говоря о русских народных мелодиях, нельзя не вспомнить на каких народных инструментах исполняют их. Какие вы знаете народные инструменты? На какие делятся музыкальные инструменты?

— Послушайте загадку что это за инструмент?

1. У нее есть три струны,

Их рукой щипать должны,

Можно под нее плясать

И по- русски приседать! (Балалайка.)

— Балалайка- один из инструментов, ставший музыкальным символом русского народа. Под нее плясали во время праздников, пели песни. Обратите внимание, у нее треугольный корпус и длинный гриф, на который натянуты три струны.

Читайте также:  Татарский народный танец доклад

— К какой группе музыкальных инструментов относят балалайку?

— Давайте послушаем звучание балалайки.

— Вот вам следующая загадка.

Вот так поет она всегда!

Не полочка, не трубочка,

А что же это… (Дудочка.)

— А к какой группе относится дудочка?

Дудочка состоит из одной трубки с боковыми отверстиями и свистком.

Давайте послушаем звук дудочки.

3.У него рубашка в складку

Любит он плясать вприсядку.

Он и плачет и поет-

Если в руки попадет.

Сорок пуговиц на нем

С перламутровым огнем.

Голосистый мой… (Баян)

— К какой группе относится баян?

— Ни один праздник не обходился без баяна.

— Что это за пуговицы у баяна? (Это кнопки)

(Давайте послушаем звучание баяна.)

Чьи мы слышим перекаты?

Словно гром гремит- раскаты.

В ряд пластинки- будто щетки,

А звучит сейчас- трещотка.

— трещотка- русский народный инструмент, из 20 и более дощечек, разделенные узкими палочками, которые нанизаны на ремешок. Трещотка- от слова трещать, шуметь.

— К какой группе относится трещотка?

А сейчас послушаем стихотворение про оркестр.

— Эх, оркестр народный

То он грянет плясовую,

Вместе с ним я затанцую.

То он грянет грустную,

Грусть в душе почувствую,

То он плачет. То хохочет,

С нами делает, что хочет.

— А сейчас мы создадим свой оркестр.

-Чтобы было интересней,

Мы сыграем вам все вместе.

Инструменты есть у нас.

Все мы вместе- молодцы

Русских песен много знаем,

Вам одну сейчас сыграем.

(У вас на столах лежат музыкальные инструменты. Какими звуками будем играть на ложках? (Короткими и длинными.)А какими на дудочке и свистульке? (Длинными).)

— Исполнение рус.нар.песни «Ах, вы сени».

— Молодцы, играли дружно,

Отдохнуть теперь вам нужно.

Этап закрепления изученного материала.

Цель: которая должна быть достигнута обучающимися:

сформировать представление о русской народной песне, осознать роль народных песен в жизни человека.

Цель, которую хочет достичь учитель на данном этапе:

создать условия для того, чтобы у обучающихся сформировать представление о русской народной песне, помочь осознать роль народных песен в жизни человека.

— Ребята, о чем мы сегодня говорили? (О рус. нар. песне)

— Какая песня вам понравилась больше всего?

— Скажите, а почему в названии темы нашего урока стоит многоточие?

(Потому что рус. нар. песни очень разнообразны.)

— Совершенно верно. Но все- таки, какая же она?

— А сейчас послушаем стихотворение «Сколько песен у России».

— Молодцы, ребята. Послушайте музыкальное задание- и ответьте на него.

1. Какие музыкальные инструменты входят в состав русского народно оркестра?

2. Творческая работа «Плясовая» в цветовых оттенках, на эскизах рисунков.

-Ребята, подумайте, какие цвета больше всего подходят плясовой музыке?

на ваших столах лежат образцы русских платков, карандаши, фломастеры.

Раскрасьте свои образцы такими цветами, какие больше всего подходят плясовой музыке.

— Работать будем по группам (4 эскиза). Рисуют.

— Что получилось? Какие цвета вы выбрали? Почему?

Анализ и итог урока.

— Ребята, как вы думаете, зачем нужны такие песни?

Они повышают настроение, под них хочется петь и плясать. Они учат добру.

Этап оценивания учащихся.

Этап информации о домашнем задании.

Цель, которую хочет достичь учитель на данном этапе:

подобрать соответствующие изобразительные средства.

Цель, которую хочет достичь учитель на данном этапе:

развивать познавательный интерес через поисковую деятельность.

Д/з: сделать иллюстрацию к любой понравившейся песне на уроке.

Цель, которую хочет достичь учитель на данном этапе:

осознать свои ожидания, опыт, умения, знания, полученные на уроке, увидеть свое продвижение вперед.

Цель, которую хочет достичь учитель на данном этапе:

побудить обучающихся к осознанию своих ожиданий, знаний, умений, опыта, полученного на уроке, увидеть свое продвижение вперед в изучении предмета музыки.

— «Цветы настроения». Оцените наш урок, какое настроение сопровождало вас на уроке и нарисуйте его.

— Все сегодня занимались,

Каждый, каждый- молодец!

А теперь пора прощаться,

Уроку наступил конец!

— А на память о нашем уроке, как частичку русской народной песни, частичку русского платка, русской души и просто хорошего настроения. Вам, дорогие гости я хочу подарить вот эти цветы, сделанные своими руками.

Источник

Музыкально-фольклорные игры как средство приобщения дошкольников к истокам национальной культуры

Анна Гричановская
Музыкально-фольклорные игры как средство приобщения дошкольников к истокам национальной культуры

«Музыкально-фольклорные игры как средство приобщения дошкольников к истокам национальной культуры»

Систематизировать представления педагогов о фольклорных

играх как о форме приобщения детей к здоровому образу

жизни и их значении в нравственно-патриотическом воспитании.

1. Познакомить педагогов с некоторыми русскими народными играми.

2. Закрепить знания участников мастера –класса о классификации,

организации и проведении подвижных игр с

детьми старшего дошкольного возраста.

3. Повысить профессиональную компетентность участников мастер –класса.

фольклорным играм, их значению в здоровом образе жизни дошкольников, нравственно-патриотическом воспитании и приобщении к истокам национальной культуры дошкольников.

По содержанию музыкальные народные игры классически лаконичны,

образны, выразительны и эмоциональны, а народные мелодии хороши своей простотой, доступной формой, напевностью, легко запоминающимся мотивом.

Чёткой классификации народных игр нет. На основе исследований Капицы О. И., Науменко Г. М. игры условно можно разделить на виды:

а) подвижные (спортивные) игры;

б) обрядовые (календарные);

в) по отношению к природе (природные);

Читайте также:  При петре i комплектование русской армии стало проходить на основе а народного ополчения

г) трудовые (бытовые)

д) с ведущим (водящим);

ж) драматические (с элементами театрализованных действий)

К подвижным (спортивным) играм относятся игры имеющие соревновательный характер, они включают в себя бег, прыжки и развивающие силу, ловкость, быстроту, ориентировку в пространстве («Горелки», «Ловишки», «Прятки», «Звонари», «Бубен» и др.)

Природные игры не только воспитывают любовь и доброе отношение к окружающему миру, но и имеют познавательное значение: дети знакомятся с окружающей их природой. Это игры: «Сорока», «У медведя во бору», «Заинька», «Паучок», «Ворон», «Олень» и др.

Трудовые (бытовые) игры знакомят с историческим наследием русского народа, с повседневным трудом наших предков. («Горшок», «Каравай», «Я весёлая ткачиха, «Клубочек», «Баба сеяла горох», «Мельница» и др.)

В своей работе, при проведении музыкально-фольклорных игр, я учитываю возрастные

особенности детей, физическую подготовленность, количество детей и условия проведения.

Многие игры, как правило, начинаются с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки, которая помогает выбрать ведущего, распределить роли весело, без обмана и обид.

Благодаря знакомству с музыкально-фольклорными играми в детском саду, мы сохраняем свои традиции, передаем их будущему поколению, тем самым обеспечиваем не только физическое, но и духовное здоровье наших детей.

А сейчас я вас познакомлю с несколькими играми, непосредственными участниками которых мы с вами сейчас и будем. Выходят педагоги и выполняют построения для предстоящих игр.

Два игрока (водящие, стоя лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их высоко, образуя так называемые «ворота». Остальные игроки сцепляются за руки и образуют круг (хоровод, который проходит через «ворота». Хоровод движется пока поётся песня:

Тетёра шла, меховая шла.

Шла по улочкам, по заулочкам.

Сама прошла и детей провела,

А самого лучшего оставила.

На последние слова «воротики» опускаются. Кто попался, становится вместе с водящими, образуя еще одни «воротики» и т. д. Игра продолжается, пока в цепочке хоровода не останется 2 игрока. Тогда оставшиеся двое становятся новыми «воротами» и игра начинается заново.

Игра «Уж я улком шла»

Участники берутся за руки цепочкой. Один крайний участник ведёт за собой всю цепочку вокруг второго крайнего участника(«узелок»). Таким образом, постепенно вся цепочка закручивается вокруг «узелка» и останавливается. Затем, «узелок» пробирается наружу и вытаскивает всех остальных, «расплетая клубок». Во время игры поется песенка:

Клубок ниточек нашла.

Клубок дали, дали, дали.

Нитка доли, доли, доли.

Последние две строчки поются до тех пор, пока клубок не расплетётся.

. Я за ниточку бралась,

Тонка нитка порвалась!

На словах «…Тонка нитка порвалась!»,- все участники демонстративно «разрывают» руки и приседают. Главная задача: во время игры не расцепить руки.

Участники поют песенку и выполняют движения:

По дубочку постучишь, Участники стучат кулачком по воображаемому дереву.

Вылетает синий чиж! Дети бегают, машут руками, как крыльями.

У чижа, у чижика, Дети присаживаются на корточки и положив

Хохолочек рыженький, Руку на голову, шевелят пальцами.

Чижик по полю летал, Дети бегают, машут руками «крыльями»

Правой ножкой все махал, Размахивают вперед-назад ножкой

Себе пару выбирал! Каждый участник старается быстрей найти себе пару.

Затем игра повторяется, только один «чиж» состоит из двух участников, взявшихся за руки. На последней строчки каждый участник выбирает себе новую пару.

Участники встают парами, взявшись за руки, как в игре «Ручеёк». Лицом к ним, на небольшом расстоянии перед первой парой, стоит водящий с платком в руке. Поётся песня.

На слова «Раз, два, три, беги!» Последняя пара отпускает руки и бежит в разные стороны «ручейка», кто вперёд за платочком. Тот, кто схватил платочек, становится водящим, проигравший берёт за руку бывшего водящего и становится с ним первой парой. Игра продолжается, пока не наиграются.

Спасибо всем участникам!

Эти игры пригодятся вам как для проведения фольклорных праздников и досугов, так и для игр на свежем воздухе.

Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры 1.(с) Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память. И мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору,.

«Приобщение к истокам национальной культуры народов Саха. Ознакомление с национальным праздником Ысыах». «Приобщение к истокам национальной культуры народов Саха. Ознакомление с национальным праздником Ысыах». Составила: воспитатель Романова.

Мастер-класс с родителями на тему Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культур Мастер – класс с родителями на тему «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям.

Народное творчество как средство приобщения детей среднего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры ГБДОУ «Детский сад №89 компенсирующего вида» группа № 3 «ПОЧЕМУЧКИ» КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ НА ТЕМУ: «Народное творчество.

Народное творчество как средство приобщения детей среднего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры ГБДОУ «Детский сад №89 компенсирующего вида» группа № 3 «ПОЧЕМУЧКИ» КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ НА ТЕМУ: «Народное творчество.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения детей к национальной культуре Нравственно патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения детей к национальной культуре. Казакова Наталья Николаевна Воспитатель.

Проект «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры» Информационная карта проекта Анализ ситуации: «Только тот, кто любит, ценит и и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением,.

Театрализованная деятельность как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре Театральное искусство на протяжении всей истории человечества и цивилизаций всегда было связано со стремлением человека к миропознанию.

Источник

Поделиться с друзьями
Блог о здоровье и полезных жизненных советах