Подпиши ремесла и народные промыслы которыми славится наше отечество

Классный час «Народные промыслы России» 3 класс

Классный час 3 класс

Тема: «Народные промыслы России»

Цель: Формирование представлений о многообразии народных промыслов России.

Познакомить учащихся с народными промыслами (Хохлома, Дымковская игрушка, Городецкая роспись, русская матрешка) Формировать умения раскрашивать узор по росписи. Способствовать проявлению аккуратности в работе.

Оборудование: выставка изделий (Хохлома, Дымковская игрушка, Городецкая роспись, русская матрешка), облака с надписями: народные промыслы России, Хохлома, Дымковская игрушка, Городецкая роспись, русская матрешка, конверты с пословицами на каждую парту, презентация, музыка и песни.

Учитель: Наше занятие мы начнём с посещения выставки, я вас приглашаю подойти к выставке.

Россия испокон веков славится своими мастерами. Русские мастера трудились на славу и в свою работу они вкладывали свое умение, душу, потому изделия их получались такими красивыми, так радовали глаз. Нельзя жить без красоты. Все вы не раз слышали фразу «Красота спасёт мир».

А про упорный труд народ сложил свои пословицы.

Работа с пословицами в парах.

Задание. На каждой парте в конвертах даны части двух пословиц. Надо из этих частей составить пословицы. И объяснить смысл пословиц.

Труд человека кормит, лень портит .

Ремесло пить – есть, не просит, а само кормит .

Хорошая работа два века живет.

Скучен день до вечера, коли делать нечего .

Учитель. Действительно, настоящие мастера никогда не сидят без дела.

Сегодня мы побываем в гостях у мастеров народных промыслов, узнаем о русском декоративно-прикладном искусстве.

Ученик: Велика Россия наша,

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет.

Звучит песня «Русские умельцы»

Учитель. Когда-то давно, на поросшем лесом берегу реки Вятки, появилось поселение – слобода. По утрам хозяйки дружно топили печи, и кудрявые дымки весело поднимались к небу. Наверное, потому и назвали слободу Дымковской.

— А чем же славится село Дымково?

Учитель: Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей!

В ней нету цвета дымного, что серости серей.

В ней что-то есть от радуги, от капельки росы.

В ней что-то есть от радости, гремящей, как басы!

Удивительному чуду мы поклонимся не раз

И о дымковской игрушке поведём сейчас рассказ.

Слайд 5
В начале были свистульки. Всю зиму женщины лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька.

Вроде бы игрушки эти не очень большие, но труда они требуют немалого.

(Сначала надо правильно приготовить глину, потом слепить игрушку. Затем её надо высушить и обжечь в специальных печах, потом её белят и только потом расписывают красками.)

Для росписи игрушек дымковские мастера используют простые узоры: кружочки, кольца, клетки, прямые и волнистые линии, точки-горошины.

Слобода Дымковская славилась ярмарками, праздничными гуляньями, где можно было услышать разные прибаутки.

Ученики: 1. Барашек – свисток,

Левый рог – завиток.

Правый рог – завиток,

2. Индя – индя – индючок,

Ты похож на сундучок,

Красный, белый, золотой.

4. На курочке шапочка алая,

Что пёстрый сарафанчик.

Учитель. А теперь я хочу познакомить вас о нашей национальной игрушке, которая не так стара, ей чуть больше 100 лет. Отгадайте, с какой игрушкой я вас буду знакомить?

« Восемь кукол деревянных,

круглолицых и румяных,

в разноцветных сарафанах

в гости к нам они идут.

Угадайте, как зовут?» (Матрешка)

Ученик . Кто матрешку сделал, я не знаю

Но известно мне, что сотня лет

Покоряет кукла белый свет.

Где он краски брал, искусный мастер,

В нивах шумных, в сказочном лесу?

Создал образ неуёмный страсти,

Истинную русскую красу.

Учитель. Я хотела бы подробнее рассказать вам о Русской кукле – Матрешке.

Матрёшка для всего мира является самым ярким национальным символом России. Прообраз её – деревянная пустотелая кукла, в которую вкладывались несколько таких же кукол, художник Сергей Васильевич Малютин увидел в Японии. Но кукла эта была японцем – сердитым на вид, узкоглазым стариком. Малютин переодел куклу в русский костюм и показал народным умельцам. В России привыкли из белой, пахучей, прочной липы точить деревянную посуду. Почему бы и забавную куклу не выточить? Выточил первую русскую матрёшку Василий Звёздочкин, и состояла она из восьми фигурок, которые отличались не только размером, но и оформлением. Чаще всего матрёшки бывают пятиместными, хотя рекордное количество в одной игрушке доходило до сорока восьми.

Заморская пришелица прижилась у нас на диво быстро. Яблоками лёг на щёки румянец, прикрыл голову алый платочек, свесилась из-под него толстая коса. Так и хотелось назвать куклу русским именем. Дуняша! Матрёша! И стали новые игрушки матрёшками. Матрёшка и в настоящее время остаётся символом плодородия, семейного очага и материнства.

Звучит песня «Русская матрешка»

-Что на небе жёлтое и тёплое?

Потянулись к солнышку.

— Что зелёное на земле?

Присели, погладили травку.

— Что на деревьях бывает зелёным и желтым?

Подняли руки вверх и потрясли кистями рук.

— Какие ягоды вы видели на узорах?

Нагнулись и собрали ягоды.

Учитель. А теперь поговорим о Золотой хохломе.

Отголоски лета. В зелени травы,

Рощи – перелески. Шёлковые всплески

Солнечной медовой. Золотой листвы.

Роспись хохломская. Словно колдовская,

В сказочную песню. Просится сама,

И нигде на свете. Нет таких соцветий,

Всех чудес чудесней. Наша Хохлома.

С древних времен люди стремятся украсить свое жилище и предметы быта. В городе Семенов, который расположен в Нижегородском крае, издревле украшали росписью деревянную посуду.

Учитель. Хохлома, Хохлома! Блещут золотом дома!

Миски, ложки, чаши, блюда – золотая вся посуда!

Не просто так называют эту посуду золотой хохломой. Будто это необыкновенные деревянные миски да ложки, ковши да чаши, а золотые! Как же появилось это диво дивное – золотая хохлома?

Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах человек. Кто он и откуда пришёл, неведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так раскрашивал, что казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера? Ко мне его!». Послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Но сколько, ни искали солдаты, не смогли найти чудо-мастера. Ушёл он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду. В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки. А было это село под названием Хохлома.

Традиционные элементы хохломы – ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери. Все изделия расписываются вручную, причём рисунок нигде не повторяется.

Ах, как вкусно есть из такой сказочной посуды! Не боится хохлома ни жары, ни стужи. Всё так же будут сиять её краски, не потускнеет золото, потому что сделали это чудо золотые руки мастеров.

Пожеланием добра, благополучия и счастья с давних пор на Руси считались изображения цветущих кустов и плодов. Эту прекрасную традицию сохраняют сегодня хохломские художники, украшая обычные предметы нарядной росписью.

А какие красивые ложки и ковши используются в качестве подарков. А ложки использовались и используются как музыкальные инструменты.

Звучит песня «Русские ложки»

Городецкая роспись, резьба

Учитель. Городецкая роспись родилась в городе Городце Нижегородской области. Это город культуры и красоты. Народные умельцы Городца радуют не только местных жителей, но и весь мир своими талантами. Чем же знаменит Городец?

Ученик. Есть на Волге город древний,
Под названьем Городец.
Славится по всей России,
Своей росписью творец.

Ярко красками горя,

Будто в сказку нас зовя.

Если взглянешь на дощечки,

Городецкий конь бежит,

Вся земля под ним дрожит!

Птицы яркие летают,

И кувшинки расцветают!

Учитель. Главными персонажами удивительной и волшебной городецкой росписи всегда считаются птицы и «конь-огонь», всадники.

Примеры элементов «Городецкой росписи»

Учитель. Городецкой резьбой украшали корабли в петровские времена. Когда традиция украшения кораблей отошла, резьба перешла на дома. И в наше время люди украшают свои дома и построения городецкой резьбой.

Городецкой резьбой украшают прялки, мебель, двери, шкатулки, пряничные доски и другие изделия домашнего обихода.

Учитель. Вот мы и познакомились с мастерами народных промыслов, с русским декоративно – прикладным искусством. Узнали много нового и интересного.

— С какими русскими промыслами мы познакомились? (Весёлый Городец, Золотая Хохлома, праздничная Дымка, русская матрёшка).

— Какие краски использовали мастера для дымковской игрушки?

(красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый)

— Какие краски использовали мастера для «золотой» хохломы?

(красный, черный, «золотой»)

— Какие краски использовали мастера для городецкой росписи?

(желтый, красный, синий, черный)

— Чему учит нас декоративно-прикладное искусство?

(видеть красоту природы, быта, любить свою Родину, землю, гордится своими мастерами, помогает нам быть добрыми, внимательными,)

Физ. Минутка для рук

Учитель. Народная мудрость гласит: «Где труд, там и счастье». Вот и мы сейчас попробуем стать мастерами народного промысла.

Вы выбираете рисунок по своим способностям и расписываете рисунок, используя правильный цвет.

В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку.

Выставка детских работ.

Учитель. Много интересного вы узнали о народных промыслах России.

Когда вы научитесь видеть во всем простом – прекрасное, тогда мир вокруг вас станет богаче и радостней, а сами вы добрее.

И я хочу, чтобы вы навсегда запомнили, как велика наша страна – Россия и сколько в ней талантов. В свой труд вкладывать душу, старание и умение.

Источник

Викторина «Народные промыслы России»

«Народные промыслы России»

Этот старинный русский народный промысел зародился в 17 веке в Нижнем Новгороде и в его ближайших поселениях. Веками мастера изготавливали и расписывали деревянную посуду, мебель и игрушки. Традиционными элементами росписи являются красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки, часто встречаются птицы и звери. Как называется этот промысел ?

а) Хохломская роспись

б) Гжельская роспись

в) Палехская роспись

Изготовление этих прекрасных фарфоровых изделий с кобальтовыми (синими и голубыми) узорами является одним из самых популярных и широко известных в мире русских народных промыслов. Истоки промысла зародились в русской глубинке уже более 670 лет назад. Как называется этот промысел ?

а) Борецкая роспись

б) Семеновская роспись

в) Гжельская роспись

Этот древний народный промысел появился в Ивановской Области. Лаковые миниатюры выполняют темперной краской на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно. Типичные сюжеты миниатюры позаимствованы из повседневной жизни, литературных произведений классиков, сказок, былин и песен. Как называется этот промысел?

а) Жостовская миниатюра

б) Палехская миниатюра

в) Холуйская миниатюра

Как называется вид русского кружева, плетённого на коклюшках (деревянных палочках); распространённый в Вологодской области?

в) Вологодское кружево

Этот старинный русский народный промысел, известен уникальной художественной росписью подносов из металла. Промысел расписных металлических подносов возник в середине XVIII в. на Урале. Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. Как называется этот промысел?

а) Жостовская роспись

б) Ракульская роспись

в) Городецкая роспись

Изготовление таких восхитительных платков является одним из русских народных промыслов и история их начинается с конца 17 века.

платки знамениты густым цветочным рисунком: по краям платка пышные цветы, в центре чаще располагаются небольшие гирлянды цветов; часто платки украшают восточные орнаменты. Платки изготавливаются из полупрозрачной или плотной шерстяной ткани. Как называются эти платки?

а) Оренбургские платки

Читайте также:  Укрепление мочевого пузыря у женщин народными

б) Павловопосадские платки

в) Ростовские платки

а) Хохломская роспись

б) Пермогорская роспись

в) Городецкая роспись

перед Вами один из самых старинных промыслов Руси, который существует на Вятской земле более четырёхсот лет. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уток. Узор, которым расписываются игрушки, всегда отличается строгой геометрией и состоит из полос, кругов и клеток.

Как называется этот народный глиняный художественных промысел?

а) Дымковская игрушка

в) Абашевская игрушка

Перед вами старейший народный художественный промысел России, зародившийся в Тульской области, впервые упоминается в древних летописях XVI века. Основную массу изделий составляют традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи. Основными элементами росписи являются яркие разноцветные полоски, решетки, елочки и солнце.

Как называется этот народный художественных промысел?

а) Мазыкская игрушка

б) Дымковская игрушка

в) Филимоновская игрушка

Этот русский художественный промысел пришел к нам из Архангельской области, где глиняных дел мастера помимо посуды любили изготавливать глиняные игрушки. Для изготовления игрушек и по сей день используется красная глина. Фигурки отличаются грубоватостью и коренастостью. По традиции, В основном, это одиночные фигурки людей или животных, иногда два — три персонажа, связанные единым сюжетом. Роспись фигурок отличается простотой: полосы, штрихи, ромбики и крапинки. В качестве цветов используется голубая, кирпично-красная, зеленая и черная краска.

Как называется этот народный глиняный художественных промысел?

а) Абашевская игрушка

б) Каргопольская игрушка

в) Дымковская игрушка

Это древнейший декоративно-художественный промысел России, один из наиболее интересных и ярких видов миниатюрной живописи.

в качестве основного материала используется эмаль, представляющая собой особый сплав стекла, окрашенного в разные цвета окислами металлов. Процесс изготовления эмали чрезвычайно сложный и трудоемкий и требует высокого живописного мастерства художника по эмали.

Как называется этот художественных промысел?

Перед вами древней вид ювелирной техники, представляющий собой ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. данная техника В Древней Руси стала использоваться с IX—X веков.

Как называется эта древняя ювелирная техника?

Знать культуру России её традиции и народные промыслы,такова цель данной викторины. Состоит из 12 вопросов. Викторина адресована для обучающихся 5-6 классов. Мероприятие из цикла: Внеурочная деятельность школьной библиотеки. Цель урока: воспитывать любовь к народному искусству, уважение к народному мастеру, создающему красоту на радость людям.

Образовательные задачи: познакомить с различными изделиями разных областей России.

Воспитательные задачи: воспитание любви к декоративно-прикладному искусству нашей Родины; воспитание уважения к труду.

Развивающие задачи: развивать художественный вкус.

Номер материала: ДБ-700501

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Мини-музей группы № 12 «Ремёсла и промыслы России»

« Р емёсла и п ромыслы России »

Воспитатель: Бедарева К.А.

Россия испокон веков славится своими мастерами, людьми, способными своими руками создавать и творить настоящую красоту. Через искусство народных промыслов отслеживается связь прошлого с настоящим. В российских произведениях художественных промыслов живёт душа народа.

Цель: Формировать знания детей о традиционных русских народных промыслах (гжельской, хохломской, городецкой, дымковской и жостовской росписях), развитие основ духовно-нравственной культуры детей посредством ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством.

2. Научить различать виды народных декоративно-прикладных промыслов, а также изделия народных промыслов в повседневной жизни: народные игрушки (Дымка), посуда (Хохлома, Гжель), разделочные доски (Городец), подносы (Жостово) и их характерные особенности, материалы (дерево, глина, жесть, фарфор).

1. Развивать речь, память, мышление.

2. Вызвать интерес у детей к изучению истории России, русского народного творчества.

3. Развивать творческие способности.

Воспитывать любовь к народному декоративно-прикладному искусству, промыслам, народным традициям.

-Изделия из бересты и лык а ;

-Кукла в русском народном костюме;

-Салфетки (вышитые, вязанные крючком);

-фигурки из глины и гипса для росписи дымковской игрушки;

Атлас «Промыслы и ремёсла России»;

Альбомы: «Дымковская игрушка», «Полхов-майдан», «Сказочная гжель», «Хохлома», «Филимоновская свистулька», «Русский народный костюм»;

Информационная папка «Что такое народное декоративно-прикладное искусство?»;

Открытки «Жостовские подносы»;

Раскраски-образцы по каждой росписи.

Выставка экспонатов для мини-музея:

-Дымковская игрушка: свистулька

-Филимоновская игрушка: свистулька

-Хохломская роспись: вазон,

-С алфетница и солонка

-Жостовская роспись: поднос

-Изделия из лазы: корзины

-Кукла в русском народном костюме

-Салфетки вышитые и вязанные

Перспективный план НОД «Народные ремёсла и промыслы России»

Виды совместной деятельности (НОД)

Формирование целостной картины мира

Познавательное занятие: «Народные ремёсла и промыслы России»;

«Жостовская роспись. Узоры на подносах»;

Беседа : «Народные промыслы» ; «Жостовская роспись»; «Золотая хохлома»; «Гжель»;

Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»;

Чтение отрывка из книги Н. Бедник «Хохлома» (об истории хохломской росписи); «Русская народная игрушка» Л. Е. Кыласова;

Разучивание стихотворений Е. А. Никоновой «Семёновские матрёшки», «Дымковская игрушка», «Узоры гжели», «Золотая хохлома»;

Прослушивание аудио записи русской народной песни “Матрёшка”.

Социально – коммуникативное развитие

Сюжетно – ролевые игры: «К нам пришли гости», «Магазин промыслов»;

Дид актические игры: «Укрась слово».

Утренняя гимнастика Л. И. Пензулаева «Оздоровительная гимнастика» комплекс № 10;

Гимнастика пробуждения Т. Е. Харченко «Забавные художники»;

П/гимнастика «Оладушки», «Фома»;

А/гимнастика «Грибок», «Фокус», «Дудочка»;

Подвижные игры: «Ручеёк», «Посуда»;

Хороводные народные игры: «Гуси-Лебеди», «Каравай».

Художественно – эстетическое развитие

Раскрашивание :«Дымковская барыня», «Сказочные птицы», «Золотая хохлома»;

Роспись: «Роспись досок; Городецкая роспись»;

Лепка: «Козлики», «Дымковская игрушка-петушок», «Жостовский цветок»;

Конструирование из бумаги: «Русская народная изба»; из дерев янного конструктора «Русская изба. Хозяйский дворик».

Взаимодействие с родителями

Папка «Что такое народное декоративно-прикладное искусство?»;

Консультация: «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»;

Привлечь родителей к созданию мини – музея русского быта, народной утвари.

Беседа «Народные промыслы»

Цель: Формирование у детей познавательного интереса к русской культуре через ознакомление с народными промыслами русского народа.

Подвижная игра: Хороводная игра «Гуси-Лебеди».

Рефлексия: спросить у детей, что им запомнилось из беседы.

Познавательное занятие «Народные промыслы России»

Цель: Формирование у детей познавательного интереса к русской культуре через ознакомление с народными промыслами русского народа.

Ход занятия: На подносе, под платком, лежат различные предметы народных промыслов (фабричные и самодельные) – Гжель, Городец, Хохлома, Дымково, Жостово.

Звучит яркая народная композиция (Комаринская, плясовая и т.п.).

Воспитатель : Ребята, что за музыка звучит? ( ответы детей ) Как вы думаете, куда она нас приглашает? ( ответы детей ). Она нас зовет в деревню, к русскому народу.

Ребята, сегодня мы сегодня с вами откроем наш мини-музей «Народных промыслов». Посмотрите, ( снять платок ) какие предметы народных умельцев лежат в этом чудесном подносе. Они не простые, их сделали русские мастера из Дымково, Городца, Гжели, Хохломы, Жостово.

Воспитатель читает стихотворение:

Посмотрите! Эти вещи

Нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты

Древней, чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России

Мир преданий и добра

Чтоб сказать, что есть в России

История, особенности промысла Дымковская игрушка:

Воспитатель : Отгадайте-ка загадку:

Весёлая красная глина

Кружочки, полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собачки, гусары и рыбы

А ну, назовите меня!

Что это за роспись такая? Это Дымковская игрушка.

Воспитатель: Посмотрите на слайд. (№1, на слайде – разные виды дымковской игрушки ). Дымковская игрушка появилась в посёлке Дымково, около города Вятка. Делают ее мастера из красной глины, затем обжигают в печи. Все фигурки покрывают белой краской и начинают расписывать геометрическим орнаментом (волнистые линии, широкие и тонкие полосы, круги овалы, горошины, сочетание мелких и крупных элементов).

Ок а ймл ё н лесами

Вечера зимою длинны,

И лепили там из глины.

Все игрушки не простые,

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

История, особенности промысла Гжель:

Воспитатель: Переходим к следующему экспонату. Снова загадка:

Расскажи-ка, ты откуда?

Видно издали пришла

И цветами расцвела:

Посмотрите на слайд. (№2, на слайде – разные виды гжели ).

Гжель – это селение под Москвой, около реки Гжелка. Гжельская посуда сделана из тонкого белого фарфора, которую расписывают всеми оттенками синего цвета в виде птиц, животных, а также растений. Самый красивый узор – это гжельская роза. После росписи изделия покрывают глазурью и обжигают в печи. Посуда становиться блестящей.

Воспитатель читает стихотворение о гжельском промысле:

Синие птицы по белому небу,

Море цветов голубых,

Изделие рук золотых.

Словно весною капель.

Ласка, забота, тепло и терпенье,

Русская звонкая Гжель.

История, особенности промысла Городец:

Воспитатель: Переходим к следующему промыслу. И снова загадка:

Из липы доски сделаны,

И прялки, и лошадки

Как будто полушалки.

Там лихо скачут всадники,

Жар-птицы ввысь летят,

И точки черно-белые

На солнышке блестят. Это- Городец.

Посмотрите на слайд. (№3, на слайде – разные виды предметов городецких мастеров ). Что же такое городецкая роспись? В маленьком городке на берегу Волги появились мастера, которые делали изделия из дерева (доски, шкатулки, мебель) и расписывали их. Основной мотив – цветок (розы, розаны, ромашки, купавки), а также птицы, животные. Городецкая птица является символом семейного счастья, а конь-символом богатства. Фон не окрашен, имеет цвет дерева. Готовые изделия покрывают лаком.

Воспитатель читает стихотворение:

-Есть на Волге город древний

По названью – Городец

Славится по всей России

Своей росписью творец.

Мастера из Городца

История, особенности промысла Хохлома.

Воспитатель: Переходим к следующему экспонату. Что это?

-Разные ложки и ковши

Ты разгляди, не спеши.

Трава там вьется и цветы

Блестят они, как золотые,

Как будто солнцем залитые.

Все листочки, как листочки

Здесь же каждый – золотой.

Красоту такую люди

Воспитатель: Покажите нам, пожалуйста, предметы золотой хохломы. ( кто-то из детей показывает ).

Воспитатель читает стихотворение:

-Хохломская роспись – алых ягод россыпь.

В сказочную песню просится сама.

И нигде на свете нет таких соцветий

Всех чудесней… наша Хохлома.

История, особенности промысла Жостово:

Воспитатель: Ребята, о стался жостовский поднос.

Посмотрите на слайд. (№5, на слайде – разные виды жостовс к ой росписи ). Жостовская роспись появилась в деревне Жостово, Московской области. Она известна народным промыслом — изготовлением и росписью подносов из жести, по железу. Знамениты жостовские подносы. Железные подносы покрываются черной краской, а затем расписывают различными цветами. В центре цветы крупные, а по краям – поменьше. Каждый поднос разный. Фон может быть синий, зеленый.

Подвижная игра «Посуда»:

Вот стоит стеклянный чайник ( одна рука на поясе, другая – носик чайника)

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки ( приседания ),

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца ( покружиться ),

Если стукнуть – разобьются ( хлопок ),

Вот серебряные ложки ( наклоны, с поднятыми вверх руками),

Вот он, жостовский поднос ( нарисовать круг руками ),

Он посуду нам принёс.

Читайте также:  Ромашка аптечная применение и противопоказания лечебные свойства в народной медицине

Рефлексия: спросить у детей, что больше всего им понравилось из показанных слайдов, из промыслов.

Конструирование из бумаги «Русская изба»:

Цели: углубить представление о русской избе как памятнике русской деревянной архитектуры; научить делать избу из бревен (бумажных рулончиков) ; закрепить умение вырезать из бумаги, сложенной гармошкой; развивать координацию движений руки; воспитывать любовь и интерес к старине; познакомить детей с такими понятиями, как «подзор», «наличники».

Воспитатель с детьми рассматривают фотографии, иллюстрации, репродукции, на которых изображены русские избы, обращая внимание на их характерные особенности.

Предложить детям «срубить» бревенчатую избу с резными украшениями. Брёвна сделать, скатав бумагу рулончиками и приклеив их. Там, где будут окна и двери, приклеивать рулончики меньших размеров. Слушают воспитателя, рассматривают иллюстрацию избы. Делают избу, сворачивая бумагу.

Подвижная игра: Хороводная народная игра «Каравай».

Рефлексия: Рассмотреть все работы. Отметить самые аккуратно выполненные работы.

Рисование «Доски не простые – весёлые расписные»:

Цели: продолжать знакомство с городецкой росписью. Познакомить с разными способами составления цветочных композиций, используя пазлы. Способствовать развитию художественного вкуса, восприятию цвета.

Ход занятия: (Звучит русская народная мелодия)

Воспитатель держит в руках расписные доски:

— Красивые доски? Посмотрите, как на них по-разному расположены узоры. Здесь – из угла вверх веточка и вниз, а здесь украшен центр доски и верх и низ. Везде есть украшения. А вот здесь у меня еще для вас сюрприз – отдельные части узора – пазлы. Они помогут нам составить красивый узор.

— А вот вам и доски. Хотите украсить?

— А для кого сделаем такую красоту? (в подарок маме и папе)

— Чтобы узор получился как можно красивее, я предлагаю сначала выложить узоры из пазлов на досках. Вспомните, как расположить: можно из уголка пустить веточку вверх и в сторону; можно украсить центр и верх, и низ; можно в виде пирамидки. (Дети располагают элементы узора на доске)

— А теперь нужно обвести их карандашом и можно приступать к работе.

— Напомните мне, какие цветовые сочетания наиболее удачны? (розово-коричневый, бежевый, зеленый, синий)

(Воспитатель во время работы помогает детям, поощряет, напоминает о постановке руки при рисовании).

Физкультминутка: пальчиковые игры «Оладушки», «Фома».

Заключительная часть: выставка детских работ.

Рисование на тему «Золотая хохлома».

Цели: познакомить с историей промысла, особенностями хохломской росписи; учить рисованию волнистой линии, коротких завитков и травинок слитным, плавным движением; упражнять в рисовании тонких плавных линий концом кисти; развивать чувство цвета ритма, умение передавать колорит хохломы.

Ход занятия: Воспитатель:-Сегодня мы продолжим знакомиться с русским народным декоративно-прикладным искусством – хохломской росписью. Посмотрите на эти изделия и скажите: нравятся ли они вам? Почему они вам понравились? Как вы думаете, что необычного в этой посуде? Золотистого цвета деревянные изделия этого промысла с растительным орнаментом, называют Хохлома. Хохлома – это название старинного торгового села, куда привозили на продажу расписную деревянную посуду. Откуда же пришло к нам это диво? Вы хотите узнать? Тогда слушайте. В народе сказывают о чудо-мастере, который жил в нижегородских лесах. Построил мастер дом в лесу на берегу реки Хохломки и начал изготовлять посуду. Один раз прилетела к нему жар-птица. Мужик накормил ее крошками. Птица захотела отблагодарить мужика. Задела она своим крылом простую посуду деревянную и посуда в миг превратилась в «золотую». С тех пор стал мужик делать посуду и все его узорные чашки и ложки были похожи на золотые. Узнали об этом в Москве, и послал царь за мастером царских солдат. Когда услышал об этом мастер, он позвал мужиков, рассказал им секрет «золотой» посуды. А сам исчез… И стали другие мастера изготовлять «золотую» посуду. Как вы думаете, трудно ли изготовить такую посуду? Конечно изготовить ее не просто. Изделие надо сначала выточить на станке, затем оно шпаклюется, шкуриться, олифиться, лудиться, т. е. покрывается аллюмин и евым порошком, подвергается закалке в печи с высокой температурой.

Подвижная игра «Продаём горшки».

Заключительная часть: выставка детских работ.

Лепка на тему «Жостовски й цветок»

Цель: дать представление о промысле, колорите, истории происхождения жостовской росписи, основных элементах росписи.

Оборудование и материал: изображения жостовских подносов, аудиозаписи, презентация «Жостовская роспись»; заготовка цветов и подноса для создания композиции, пластилин, черный картон, стеки, салфетки.

Звучит музыка П.И.Чайковского «Вальс цветов».

Воспитатель: Ребята, поспешите,

На эту красоту посмотрите.

Подносы разноцветные в ряд стоят,

Яркими рисунками радуют ребят.

Кто знает, как называется это чудо? (ответы детей). Это жостовские подносы.

Ребята, давайте отправимся в местечко под названием Жостово и посмотрим с чего все начиналось.

Читает стихотворение Г. Степанова:

Цветущий край, родимые просторы –

В них Жостово изящные узоры,

Федоскина былинная краса!

И я – росток от корня векового,

Я – плоть и кровь Мыти щ инской земли.

Не зря наш край, исконный, родниковый,

Жемчужиной России нарекли!

Беседа о жостовской росписи:

Как вы думаете, какое название дали этим подносам? (ответы детей).

Да, ребята, название их пошло от имени села, «жостовский поднос» ( Слайд 2 )

Жостовские мастера прославили свое село на всю Россию. Никто лучше их не умел рисовать цветы на железных подносах. Как вы думаете, чем отличается жостовская роспись от других народных промыслов? (Ответы детей) ( Слайд 3 ).

Правильно, они отличаются от других тем яркими, крупными цветами, расположенными на черном, лакированном фоне. Обратите внимание, какое разнообразие форм ( Слайд 4 ). Формы и размеры подносов разные: прямоугольные и круглые, большие и маленькие. Как же делают такое чудо? Сначала подносы придумали делать из бумаги, но они были не прочными, и мастера решили создавать их из железа. Это был очень трудный процесс, потому что все делали вручную. В наши дни подносы стали делать по-новому ( Слайд 5 ). Металл прессуют, краски тоже стали применять новые. Основа подносов черного цвета, покрывается лаком. Когда краска высыхает, приступают к нанесению рисунка. Мастера наносят рисунок без трафаретов, поэтому нет ни одного одинаково подноса.

Ребята, а что в основном изображают на подносах? ( Слайд 6 ) Букеты, цветы.

Воспитатель читает стихотворение «Подарок из Жостова»:

Вот жостовский чёрный изящный поднос

С букетом из лилий, пионов и роз.

В нём бликами летнее солнце играет,

Каймой золотистой по краю сверкает.

Полюбуйтесь на меня я поднос из Жостово,

В середине много роз, ярких как олово.

Вот такую красоту подарю Наташке.

Пусть посмотрит на поднос и представит лето,

Веет запах васильков, по тропинке где-то.

Давайте и мы с вами попробуем создать такое чудо. Свои подносы мы будем создавать с помощью пластилина. Но для начала, подготовим наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Цветок»:

Утром рано он закрыт,

( Кисти рук плотно сомкнуты, бутон)

Но к полудню ближе

( Кисти рук у запястья соединены,

а пальцы плавно расходятся в разные стороны,

напоминая раскрывшийся цветок)

К вечеру цветок опять

И теперь он будет спать

До утра, как птенчик.

(Кисти рук возвращаются в исходное положение.

Кладут кисти рук под щеку, имитируя сон)

Воспитатель показывает детям приёмы лепки:

Приготовим из пластилина маленькие шарики: фиолетовых, красных и белых.

2. Выкладываем фиолетовый шарик, «наступаем» на него пальчиком и тянем его в центр;

3. Чтобы цветок стал объёмным, выкладываем второй ряд из красных шариков и также вытягиваем их к середине.

4. То же самое проделываем с белыми шариками.

5. Из жёлтого пластилина делаем сердцевину цветка.

6. Из зеленого пластилина делаем листики, усики, стебельки.

7. Оформляем край подноса (по желанию).

Дети выполняют задания: Создание композиции в технике пластилинография

(на картонных заготовках еле заметно карандашом намечены места, где будут располагаться цветы).

Цель : Учить расписывать подносы по мотивам жостовской росписи, размещать узор только в центре или только по углам, по сторонам; закреплять знания цветов.

(музыкальное оформление: р.н.м. «Сударушка», обработка Ю.Слонова).

Воспитатель: Загадывает загадку детям:

Разной формы, железные

В хозяйстве очень полезные.

Чёрные, жёлтые, красные

Ответы детей. (Жостовские подносы).

Воспитатель исполняет частушку:

-Вы послушайте, ребята,

Вам частушки буду петь.

Ох, любо дорого смотреть.

В подмосковной-то деревне

Под названьем Жостово

Ох, занимались росписью.

На подносы нанесли

Розы, маки, незабудки

Ох, тут же рядом расцвели.

Было некогда скучать

Лучше не было веселья

Ох, чем подносы рисовать.

Те подносы выставлялись

Аж за тридевять земель

Ими долго любовались

Ох, Монреаль, Нью-Йорк, Брюссель.

Это дело продолжают

Мастера и в наши дни

В поле чёрное сажают

Ох, распрекрасные цветы.

1.Дети выполняют задания «Составь композицию». Бумажные заготовки подносов дети украшают вырезанными цветами.

2. «Разрезные картинки» . Дети собирают поднос из разрезных картинок (предлагается несколько вариантов).

Воспитатель: Вы замечательно потрудились, можно и немного отдохнуть.

На лугу растут цветы

Потягивания — руки в стороны.

К солнцу тянутся цветы.

С ними потянись и ты.

Потягивания — руки вверх.

Только это не беда.

Дети машут руками, изображая ветер.

А потом опять встают

И по-прежнему цветут.

(Дети садятся на столы).

Воспитатель: Ребята, а как же жостовские мастера создавали свои подносы? Я открою вам эту тайну. На самом деле жостовская роспись многослойная. Что это значит? (предположения детей). Краски накладываются друг на друга в строгой последовательности. Для этого жостовские мастера пользуются специальные приёмы ( Слайд 1 ).

Сначала художник придумывает, какой цветок будут рисовать. Разбавленной краской наносит его изображение на поднос, замалёвывает. Называется это приём «замалёвка».

Затем мастер наносит полупрозрачными красками тени. Этот приём называется «тенёжка». Далее наступает очень ответственный момент, когда мастер прорисовывает детали цветов. Они становятся объёмными. Этот приём называется «прокладка цветом».

Чтобы добавить рисунку цвет, используют приём «бликовка». Цвет добавляют с помощью белой краски. Букет становится светлее, как будто на него светит солнышко.

На следующем этапе у цветов прорисовывают прожилки, семечки, края лепестков. Для это мастер использует тонкую кисточку. Называют этот приём «чертёжка».

А чтобы связать все цветы в один букет, мастер как бы привязывает их друг к другу с помощью стебельков, травинок, усиков. Этот приём так и называется – «привязка».

Предлагаю вам стать мастерами и создать свой поднос. Я хочу узнать, запомнили ли вы этапы работы. Свои подносы мы будем создавать с помощью гуаши и кисточек.

Дети рисуют на бумажных тарелках. Во время анализа работ дети отличали, что в середине подноса все рисовали крупные цветы, а по краю или углам – мелкие.

Рефлексия: спросить у детей, что больше всего им понравилось на занятии.

Раскрашивание цветными карандашами «Промыслы»:

Цель: продолжать знакомить детей с народными промыслами; учить раскрашивать карандашами. не выходя за контуры рисунка; воспитывать в детях аккуратность; закреплять знания цветов.

Фоном звучит спокойная русская народная музыка ( «Выйду ль я на реченьку» обработка Ломовой).

Воспитатель: Пришло время пополнить наш музей экспонатами разных промыслов. Сколько народных промыслов мы вспомнили? ( Ответы детей: Пять ) Предлагаю рассчитаться на «первый, второй…пятый» и разбиться на группы по счёту. Замечательно, у нас получилось 5 групп и пять промыслов. Теперь предлагаю вам загадки, и кто первый отгадает, тот и будет выбирать задание для своей команды. Представители (победители загадок) групп вытягивают задание на листах.

Задание: нужно расписать предметы той или иной росписью (из перечисленных, даются образцы элементов). Группы проходят за столы, на которых стоят корзинки с определённым набором гуаши, кисточек, тряпочек, заготовок предметов (для гжели, жостовской, хохломской, городецкой) и керамопластика с дощечками и стеками (для дымковской). Фоном звучит спокойная русская народная музыка, дети раскрашивают раскраски.

Читайте также:  Чем фольклор отличается от народного творчества

Рефлексия: Уже появляются первые экспонаты в наш музей народных промыслов. Вам понравилось быть народными умельцами? Будем дальше пополнять музей другими экспонатами? ( Конечно, да ) Впереди нас ждут другие народные промыслы, не менее интересные.

Лепка филимоновской игрушки «Козлик»:

Цель: познакомить детей с филимоновской игрушкой; учить лепить козлика из двух частей: из большей части делать туловище и ноги; из меньшей – голову и шею, передавая выразительные особенности (удлинённая шея, отверстие для свистка); вызвать интерес к народной игрушке.

Показ приёмов работы: разделить пласт и лин на две неравные части; вылепить из большей части туловище: скатать столбик, согнуть дугой, сделать надрез для ног стекой; от меньшей части глины взять небольшой кусочек для изготовления свистка; вылепить шею и голову: скатать столбик, обозначить голову, вытянув мордочку и рога; примазать шею с головой к туловищу; вылепить столбик-свисток, примазать к туловищу, обозначить стекой отверстие в свистке. Самостоятельная работа. Заключительная часть: выставка детских работ.

Лепка «Дымковская игрушка-петушок»

Цели: развивать творческое воображение, мелкую моторику рук; совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках лепки; побуждать к фантазированию, воспитывать эстетические чувства, дружеские взаимоотношения, обогащать речь; вызывать желание и творческий интерес дополнить созданную работу украшением по собственному замыслу.

Материалы и оборудование: соленое тесто одного цвета, трафареты, стеки, вода, кисточки чесночница (пресс для чеснока) ; для оформления поделки: бусинки, горошек черного перца и пр.

Показ приёмов работы: разделить тесто на две неравные части; вылепить из большей части туловище: скатать столбик, согнуть дугой, сделать надрез для ног стекой; от меньшей части глины взять небольшой кусочек, вылепить шею и голову: скатать столбик, обозначить голову, вытянув клюв и гребешок; примазать шею с головой к туловищу. Самостоятельная работа.

Подвижная игра: Народная игра «Ручеёк».

Заключительная часть: выставка детских работ.

Народная игра «Ручеёк»

Цель: Обучение в игровой манере ходьбе, внимательности, игре в коллективе.

Правила игры: Дети становятся парами, взявшись за руки. Руки надо поднять вверх таким образом, чтобы получился «домик». Пары детей становятся друг за другом, постепенно передвигаясь вперед. Формируется что-то вроде «ручейка», который постоянно течет. Один человек заходит в начало этого ручейка, проходит под поднятыми руками игроков и выхватывает из основной массы одного из игроков за руку, уводя его с собой в конец ручейка, вставая последним его звеном. На освободившееся место встает следующая пара игроков, а освободившийся игрок идет в начало ручейка и проделывает то же самое – идет под руками игроков, выхватывая из ручейка понравившегося человека за руку и уводя его в самый конец ручейка. Варианты: В зависимости от размеров игровой площадки играющие пары идут ровным уверенным шагом прямо или по кругу. По сигналу воспитателя (хлопок в ладоши, свисток) первая пара, пригнувшись, входит в «коридор» из рук.

Игра «Продаём горшки»:

Цель игры: развитие ловкости, быстроты двигательной реакции, укрепление мышц опорно-двигательного аппарата.

Правила игры: бегать разрешается только по кругу, не пересекая его;

бегущие не имеют права задевать других игроков; водящий может начинать бег в любом направлении. Если он начал бег влево, запятнанный должен бежать вправо. Играющие разделяются на две группы: дети-горшки и игроки—хозяева горшков. Дети-горшки образуют круг, встав на колени или усевшись на траву. За каждым горшком стоит игрок—хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом.

Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор:

«Эй, дружок, продай горшок!»

Сколько дать тебе рублей?

Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать горшок его хозяин, но не более трех рублей) касается рукой хозяина, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим.

Работа с родителями:

Цель: помочь со сбором предметов народных промыслов для мини-музея; активно интересоваться деятельностью ребёнка в группе; помочь детям разучивать стихи.

«Что такое народное декоративно-прикладное искусство?»

Декоративно-прикладное искусство — область декоративного искусства: создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и художественная отделка утилитарных предметов (утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, одежда, украшения, игрушки и т. д.).

Декоративно-прикладное искусство является почвой и основой любой национальной культуры, от него тянутся нити ко всем видам художественной деятельности людей. Возникнув в глубокой древности, декоративно-прикладное искусство всегда было одной из важнейших областей народного творчества.

Украшая быт, произведения декоративно-прикладного искусства жили и умирали вместе с поколениями людей. В них отражалась эпоха, жизненный уклад, вкусы и идеалы людей определенного времени.

Как правило, народные мастера создавали вещи для себя и ограниченного круга односельчан. Использовали их в крестьянской семье и хозяйстве. Так делали многие предметы деревянной утвари, орудия труда, игрушки, ткани, вышивки. Мастер вкладывал в изделие вето свою любовь и талант. Произведения декоративно-прикладного искусства порой наивны, но искренни и простодушны. В них выражена мудрая простота взглядов, дум, чувств и чаяний народа.

«Русская народная игрушка»:

Народное искусство всегда понятно и всеми любимо. Это могут быть игрушки из дерева, глины, посуда, ковры, кружева и т.д. Каждое изделие несет в себе добро, радость, тепло рук мастера и фантазию, которая увлекает и детей и взрослых.

Народная игрушка образна, красочна, оригинальна по своему замыслу. Она доступно детскому восприятию, так как несет в себе понятное детям содержание, которое конкретно и лаконично. Это знакомые детям сказочные образы, люди и животные, выполненные из дерева или глины.

Дымковские изделия удивляют пластикой формы, особыми пропорциями, необычным по яркости узором. Всем нравятся живые, праздничные, пышные по лепному оформлению и росписи куклы барыни-франтихи, козлы, кони, петухи с расписными хвостами.

Промысел зародился в далеком прошлом. На гулянье, «Свистопляску», люди приносили с собой небольшие свистульки и целый день свистели в них. Так и повелось, что «в Вятке делают игрушки для свиста». Mастера работали в селе Дымково в одиночку и семьями. Копали глину, смешивали с песком, месили сначала ногами, а потом руками. Изделия обжигали в русских печах, а потом расписывали. В этой работе принимали участие женщины и дети.

Сейчас народные умельцы работают в мастерских. Чего только здесь нет: барыни-франтихи, расписные козлы, кони, уточки-свистульки, поросята, медведи и много других игрушек.

Дымковская игрушка весьма специфична. В создании ее формы и в оформлении существуют свои традиции, которые выражаются прежде всего в статичности, пышности форм и яркости окраски. Например, в композиции «Мать с детьми» фигура женщины смотрит прямо перед собой, она как бы замерла в этом положении. Если внимательно посмотреть на другие игрушки, изображающие козлов, петухов, медведей, то эта статичность чувствуется и в них. Мастерицы строго сохраняют и поддерживают традиции, установленные прежними мастерами, но каждая имеет свои особенности в работе.

Все изделия дымковских мастеров отличаются жизнерадостностью и тонким юмором, что особенно привлекает внимание детей: им нравится рассматривать игрушки, слушать рассказы о том, где и как их делают.

Известным народным промыслом является деревня Филимоново Одоевского района Тульской области, где делают удивительную глиняную игрушку. Деревня находится около залежей хорошей белой глины. Легенда говорит, что жил в этих местах дед Филимон, он и делал игрушки.

У всех игрушек упругие тела, длинные или короткие ноги, вытянутые шеи с маленькими головками. Забавны игрушки, изображающие длинноногих и вытянутых солдат в характерных костюмах. Роспись яркая, и в основном преобладает желтый, красный, оранжевый, зеленый, синий и белый цвета. Роспись игрушек традиционна: коней, коров баранов окрашивают полосами, а фигурки людей расписывают, используя все элементы в самых различных сочетаниях. Лица фигурок всегда остаются белыми, и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза, рот, нос.

Когда смотришь на собранные вместе филимоновские игрушки, то невольно появляется радостное настроение. Игрушки полыхают огнем, переливаются всеми цветами радуги. Маленький ребенок прежде всего видит в филимоновской игрушке забаву.

Однако это первое впечатление создается, из-за того, что в цветовую гамму росписи входят черные, темно-зеленые и коричневые цвета. Что же касается сюжетов, то среди них много забавных образов, вылепленных просто, но с большой теплотой и народным юмором. Изображения людей даются с психологической характеристикой, поэтому зритель может представить себе быт и уклад жизни местных жителей. «Мужик поит коня», «Мужик-сеятель», «Мужик с корзиной грибов» и т.д.).

Cейчас мастера для оживления игрушек вносят желтый, голубой и оранжевый цвета. Основными элементами орнамента являются комбинации из пересекающихся линий, кругов, веточек без листьев, елочек, точек и полос.

Лепят игрушки по частям. Основой фигурки служит туловище, которое вместе с головой прикрепляется к заранее вылепленной юбке. Для изображения мужских фигур к туловищу прикрепляются ноги и руки в виде валиков. Вылепленные изделия сушат одну-две недели и обжигают в печи. Расписывают игрушки темперными красками.

Недалеко от Москвы, в Раменском районе находится село Гжель. Гончарными ремеслами занимались здесь издавна, примерно с XIV в.

Делали квасники, кумганы, тарелки и игрушки, расписанные керамическими красками. В настоящее время фарфоровые изделия Гжели завоевали мировую известность благодаря неповторимости рисунка и формы. Гжельский фарфор легко узнать по синей росписи на белом фоне.

Однако синева узоров не однотонна, и если вглядеться внимательно, то можно увидеть голубизну неба, озер и рек. Иногда цвет росписи бывает коричневого и желтовато-зеленого цветов.

Гжельские мастера удивительно точно сочетают рисунок орнамента с формой изделия, что является еще одной традицией промысла. Пишут по фарфору мазками и линиями, а в орнамент рисунка входят листья и цветы: ромашки, колокольчики, васильки, розы, тюльпаны и ландыши. Рисуют мастера так быстро, что не успеваешь за ними следить, а мазки ложатся ровно, и кажется, что все они одного цвета. Но после обжига окраска приобретает множество тонов и оттенков.

Кроме посуды, в Гжели делали малую скульптуру и игрушки. Среди них можно увидеть любимых детьми сказочных персонажей. Все скульптуры тонко расписаны и, несмотря на один цвет росписи и легкую позолоту, выглядят весело и изысканно.

Гжель – название народного «сине-белого» промысла, керамический центр России. гончарные деревни: Трошкóво, Глебово и Фенино; Речúцы, Ново-Харитоново, Турыгино, Бахтеево, Меткомелино, Володино, Жирово, Игнатьево, Карпово, Кузяево, Коломино – вообще всего их около 30. Интересно, что правильно все-таки говорить: поехать не «в Гжель», а «во Гжель».

Гжельская волость в к 18 веку в одной из ревизских сказок описывалась так: «Земля песчаная, хлеб посредственный, покосы худшие, лес дровяной, крестьяне на оброке промысел имеют деланием разных сортов посуды и сервизов…»

Золотая хохлома — один из старинных самобытных русских народных промыслов, на протяжении веков формирующий быт и жизненный уклад целых поколений и являющийся неотъемлемой частью российской культуры. Особенностью хохломского промысла является изготовление золоченой деревянной посуды без применения драгоценного металла и своеобразная растительно-травная роспись. Символом хохломской росписи стала огненная жар-птица, украшенная яркими цветами. Столицей золотой хохломы по праву считается город Семенов, расположенный в 80 километрах от Нижнего Новгорода.

Хохломской промысел насчитывает более трёх столетий. Он зародился в нижегородском Заволжье и пошел от иконописи. Деревянные иконы покрывали слоем серебра, растертого в порошок, после чего олифили, затем ставили в печь. После закалки икона приобретала новый золотистый цвет. На всю Россию славилась расписная деревянная посуда заволжских мастеров. «Парадная» посуда изготавливалась из разных пород дерева, разных форм и художественной отделки, и предназначалась для дарения именитым гостям и иностранным послам.

Источник

Поделиться с друзьями
Блог о здоровье и полезных жизненных советах