Подписи для реализации народной правотворческой инициативы

Подписи для реализации народной правотворческой инициативы

Народная законодательная инициатива является одной из форм прямой (непосредственной) демократии, наряду с референдумом и др. [1] В отличие от представительной демократии, при которой власть народа осуществляется через представляющие его государственные органы, прямая демократия предполагает принятие государственных решений самими гражданами.

Народная законодательная инициатива представляет собой право определенной группы избирателей предложить проект закона, который подлежит обязательному рассмотрению парламентом. При этом парламент, как правило, может принять любое решение: согласиться с проектом, внести в него поправки или отклонить его [2]. Этим народная законодательная инициатива отличается как от референдума, решение которого имеет силу закона, так и от права на обращения в органы власти с предложениями (петициями), которые предполагают ответ, но не требуют обязательного рассмотрения на уровне законодательной власти.

В России народная законодательная инициатива – это явление новое, хотя простые обращения (заявления, жалобы) в органы государственной власти практиковались довольно давно [3]. В Конституции РФ 1993 года также закреплено право граждан на обращения в органы власти (ст.33), а упоминание народной законодательной инициативы как формы непосредственной демократии отсутствует. В то же время, поскольку непосредственное осуществление власти народом является основой нашего конституционного строя (ст.3), есть возможность дополнительно раскрывать способы выражения этой власти в специальных законах. На федеральном уровне такие законы приняты в отношении референдумов. Народная законодательная инициатива в федеральном законодательстве еще не получила правового закрепления [4]. В этом отношении регионы России обогнали центр, поскольку во многих субъектах федерации народная инициатива уже стала правовой нормой. Эта форма прямой демократии установлена не менее чем в 20 субъектах РФ (см. таблицу), что можно считать достаточно широким распространением нового для нашей страны института власти.

Отсутствие федерального регулирования народной законодательной инициативы открыло для регионов свободу творчества, что привело к значительному разнообразию определений этой формы прямой демократии в разных субъектах федерации. Народная законодательная инициатива называется также «народная законотворческая инициатива» (Иркутская область), «народная правотворческая инициатива» (Липецкая, Ярославская, Калужская области), «народная инициатива (граждан)» (Томская область), «законодательная инициатива» граждан (Тамбовская, Липецкая, Волгоградская, Свердловская, Астраханская, Смоленская, Омская области). При этом в Уставе Волгоградской области существует также «гражданская инициатива», которая является формой обращения (заявления), поскольку не предполагает обязательного рассмотрения законодательного предложения в парламенте. Похожая ситуация в законодательстве Кемеровской области, где речь идет о законодательном предложении. Кроме того, нельзя считать народной законодательной инициативой право вносить законопроекты, предоставленное почетным гражданам (Санкт-Петербург, Камчатская область), а также общественным организациям (в том числе коренных и малочисленных народов) (Корякский автономный округ, Приморский край, Республика Карелия, Белгородская область) и профсоюзам (Тульская область). В данном случае субъекты законодательной инициативы выступают либо как частные лица, либо как организации, то есть в обоих случаях отсутствует элемент народовластия. В Уставе Костромской области вводится понятие «народная инициатива», которая включает в себя и обращения граждан, и сходы, и предложения по законопроектам.

Несмотря на большой разброс в названиях, в основу большинства региональных подходов положена соответствующая практика, сложившаяся в развитых демократических странах Европы. В соответствии с ней для осуществления законодательной инициативы сначала образуется инициативная группа, которая официально регистрирует инициативу, а затем эта группа собирает определенное количество подписей в поддержку инициативы. Затем инициируемый документ и подписи направляются в представительный орган власти, который рассматривает инициативу и принимает по ней решение. Эта практика народной законодательной инициативы нашла отражение в российском региональном законодательстве. Вопрос о том, кто может выступить с народной законодательной инициативой (быть субъектом законодательной инициативы), во всех регионах решен примерно одинаково – это граждане, проживающие на соответствующей территории и обладающие активным избирательным правом. Различия народной законодательной инициативы в региональном законодательстве связаны с определением содержания инициативы и процедуры ее осуществления.

К содержательной стороне народной законодательной инициативы относится также определение того, по каким вопросам она может осуществляться. В ряде субъектов РФ на этот счет установлены ограничения, которые связаны с разделением полномочий между Российской Федерацией и регионами (Волгоградская, Ярославская, Брянская области, Алтайский край). В Свердловской и Омской областях установлены особые правила для законодательной инициативы по внесению изменений в региональные Уставы (требуется большее число подписей в поддержку).

Говоря о процедурах народной законодательной инициативы, в первую очередь необходимо отметить, что в законодательстве лишь нескольких субъектов РФ она описана достаточно подробно, чтобы служить реальным механизмом осуществления народом своей власти (Волгоградская, Ярославская, Брянская, Калужская области, г. Москва, Алтайский край). В остальных случаях региональное законодательство, как правило, ограничено установлением минимального числа граждан, поддержка которых необходима для рассмотрения инициативы соответствующим парламентом. Для определения легитимного количества голосов применяется два подхода:

При этом число необходимых подписей колеблется от одной тысячи (Калужская область) до 100 тысяч (Краснодарский край), и от 0,1% (Приморский край) до 5% (Республика Хакасия).

Отвечая на вопрос о том, какой из названных способов определения необходимого числа граждан является наиболее оптимальным, В.В. Комарова пишет: «… установление абсолютного числа граждан значительно упрощает дело, поскольку освобождает инициативную группу и представительный орган власти (или избирательную комиссию) от необходимости вычисления процентного отношения и ведения споров, от какого числа избирателей необходимо вычислять конкретный процент. Применение процентного отношения в какой-то мере объективизирует ситуацию. Необходимо только унифицировать это число для всех гражданских инициатив соответствующего уровня и выразить его в абсолютном числе для упрощения подсчетов и исключения споров » [6].

Читайте также:  Чем подкормить кукурузу народные средства

Рассмотрим более подробно механизм законодательной инициативы в тех субъектах РФ, в которых он определен. Начнем с того, как запускается весь процесс. В Брянской и Ярославской областях и в Москве это осуществляет инициативная группа граждан количеством не менее 20-ти, 5-ти и 50-ти человек, соответственно. В Калужской области субъекты законодательной инициативы должны сначала о ней заявить и опубликовать свой проект, а затем уже создают инициативную группу (5 человек). Особая ситуация в Алтайском крае, где прежде готовится ходатайство о возбуждении процедуры законодательной инициативы, которое должно быть подписано не менее чем тремястами гражданами. Затем проводится рассмотрение ходатайства, экспертиза и публикация законопроекта. И лишь после этого создается инициативная группа по сбору подписей. По поводу состава инициативных групп никаких особых требований нет – во всех регионах это должны быть граждане-избиратели.

Для сбора подписей во всех четырех регионах, в которых есть проработанный механизм законодательной инициативы граждан, утверждены соответствующие бланки. Срок для сбора подписей в Брянской области и Алтайском крае составляет 2 месяца, в Ярославской области – 30 дней, а в Калужской области срок не установлен. Проект законодательной инициативы вместе с подписями передается в Брянской области сразу в областную Думу, в Ярославской области и Алтайском крае – в Избирательную комиссию для проверки подписей, и уже оттуда поступает в представительный орган власти. В Калужской области законодательная инициатива осуществляется через депутата Законодательного Собрания.

Рассмотрение народной законодательной инициативы в представительных органах государственной власти регионов, как правило, осуществляется так же, как и любого другого законопроекта. Хочется отметить как положительный момент, что в Уставе Волгоградской области указано, что « законопроекты и предложения, направленные в областную Думу в порядке реализации права законодательной инициативы граждан, рассматриваются Думой в первоочередном порядке ». Кроме того, в Брянской области и Алтайском крае предусмотрено, что в случае, если представительный орган власти откажется придать законопроекту силу закона, то проект выносится на региональный референдум.

Завершая обзор, можно сказать, что в отношении народной законодательной инициативы в России сложилась редкая ситуация, когда региональное законодательство оказалось впереди федерального. Хотя во многих регионах это пока только правовая декларация, закрепленная в Уставе или Конституции, без определения четкого механизма осуществления, это открывает путь для дальнейшего движения по пути к развитию институтов прямой демократии.

Региональное законодательство в области осуществления
народной законодательной инициативы

Развитость законодательства по вопросам народной законодательной инициативы

Источник

Народная правотворческая инициатива как форма законотворческой политики Текст научной статьи по специальности « Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Човган Вячеслав Анатольевич

В работе рассматриваются вопросы формирования народной (общественной) законотворческой инициативы. Предлагается классификация уровней правового регулирования правотворческой инициативы в субъектах РФ. Автор предлагает считать народную правотворческую инициативу формой законотворческой политики.

Текст научной работы на тему «Народная правотворческая инициатива как форма законотворческой политики»

народная правотворческая инициатива как форма законотворческой политики

Ключевые слова: правовая политика, законотворчество, правовая инициатива, правовая активность личности, гражданское общество. Аннотация: В работе рассматриваются вопросы формирования народной (общественной) законотворческой инициативы. Предлагается классификация уровней правового регулирования правотворческой инициативы в субъектах РФ. Автор предлагает считать народную правотворческую инициативу формой законотворческой политики.

В условиях построения демократического гражданского общества особое значение приобретают проблемы реализации самоуправление ских прав населения (граждан), обеспечивающих их участие в осуществлении государственной власти. В различные периоды набор форм реализации прав был неодинаков. Особенно актуальна проблема набора форм реализации прав в настоящее время.

Прежде всего отметим, что соответствии с Конституцией РФ гражданам предоставлено право на обращение в государственные органы. Однако тенденции развития федерального и регионального законодательства по пути расширения форм непосредственного участия населения в решении вопросов как федерального, так и местного значения, требует развития правового механизма их реализации на федеральном и региональном уровнях.

Являясь одной из коллективных форм проявления муниципальной демократии, народная правотворческая инициатива может реализовываться социально-территориальной группой населения. Так, одним из ярких примеров реализации гражданами права на правотворческую инициативу в субъектах РФ является внесение изменений и дополнений в ст. 11 Устава г. Саратова, гласящих, что: «Население города имеет право на правотворческую инициативу в вопросах городского значения. Проекты правовых актов по вопросам городского значения вносятся в городскую Думу при наличии не менее 1000 подписей граждан, обладающих активным избирательным правом, в поддержку вносимого проекта правового акта. Внесенные про-

* Аспирант кафедры теории и истории государства и права Белгородского университета потребительской кооперации.

екты правовых актов подлежат обязательному рассмотрению в городской Думе на открытом заседании с участием представителей населения. Результаты рассмотрения подлежат обязательному опубликованию в десятидневный срок».1

Другим примером является создание в г. Казани организации территориального общественного самоуправления (ТОС) и реализация их жителями права на правотворческую инициативу (как закрепленно в принятом положении «О порядке реализации правотворческой инициативы граждан») в форме внесения проектов муниципальных правовых актов, а также проектов решений городской думы, постановлений мэра, руководителя исполнительного комитета.2 Таким образом, закрепление народной правотворческой инициативы федеральным и региональным законодательством, а также нормативными правовыми актами местного самоуправления создает условия для использования этой формы в осуществлении месного самоуправления. Тем более, значимость института народной правотворческой инициативы, на наш взгляд, бесспорна именно на региональном уровне.

Как справедливо отмечает А. В. Малько, инициатива есть высшая форма и конкретное проявление активности личности, которую можно рассматривать как активность добровольную, состоящую в том, что субъекты своими целенаправленными действиями могут вызывать к жизни права и обязанности, изменять или прекращать их, при этом влияя на процессуальные правила их реализации.3 Как отмечалось, законодательное закрепление народной правотворческой инициативы в различных нормативно-правовых актах на различных государственных уровнях и их анализ показывает, что обозначенный институт получил правовую регламентацию как в конституциях (уставах) субъектов Федерации,4 так и в специальных законах на региональном и муниципальном уровнях.5

Читайте также:  Русская деревня на народного ополчения адрес и телефон

1 Зараковский С. В Саратове впервые реализована народная правотворческая инициатива // Гражданское общество. 2003. №2.

2 Пахомова В. У казанцев появилось право на правотворческую инициативу // www. evenmg-kazan.ru/fride.asp?from=search&id=21216

3 См.: Малько А. В. Стимулы и ограничения в праве. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2003. С. 157-158.

4 См.: Устав г. Саратова (принят на референдуме 22.12.1996 г.) // Саратовская мэрия. 1997. № 29 (222); Устав г. Курска (утв. решением Курского городского Собрания от 05.02.1999 г. № 72-1-РС) // Городские известия. № 26-27. 1999.

5 См.: Закон Алтайского края от 11 февраля 2002 г. № 3-3с «О народной законодательной инициативе в Алтайском крае»; Закон Калужской области от 3 июня 1996 г. № 24 «О народной правотворческой инициативе»; Закон Волгоградской области от

Изложенное позволяет предложить следующую классификацию уровня правового регулирования правотворческой инициативы в субъектах Федерации:

1) субъекты Федерации, в которых правовое регулирование института правотворческой инициативы граждан ограничено дублированием положений федеральных норм (Республика Марий Эл, Чувашская Республика, Хабаровский край, Курская, Липецкая, Самарская, Саратовская, Ульяновская, Челябинская области и др.);

2) субъекты Федерации, в законах которых содержится положение

о том, что порядок осуществления местными жителями правотворческой инициативы устанавливается представительным органом муниципального образования (Нижегородская, Ярославская области);

3) субъекты Федерации, в которых отсутствует упоминание о данном институте (Белгородская, Курганская область).6

Надо сказать, что обозначенная нами классификация рассматривает институт народной правотворческой инициативы только на региональном и местном уровнях. Однако думается, что данный институт следует более детально регламентировать и на федеральном уровне. Это обусловливается тем, что население (граждане) проявляет активный интерес к выделению средств на развитие здравоохранения, охрану общественного порядка, охрану окружающей природной среды, реализации программ индивидуального жилищного строительства (ИЖС) и решение других вопросов, отвечающих их интересам и потребностям. Иными словами, граждане не только хотят, но и могут быть при необходимости активными участниками законотворческого и законодательного процессов.

По мнению С. А. Авакьяна, народная правотворческая инициатива на федеральном уровне может быть регламентирована специальным законопроектом, создание которого должно быть инициировано путем сбора подписей граждан в поддержку принятия такого закона. При этом для Государственной Думы данный вариант правотворческой инициативы будет обозначать такую же обязательность действий, как и при реализации права

17 июля 1996 г. № 75-ОД «О порядке осуществления права законодательной инициативы органами местного самоуправления в Волгоградской области»; решение Городского совета муниципалитета от 19 мая 1999 г. № 229 «О правотворческой инициативе населения в городе Новосибирск» и др.

6 См.: Кузьмин М. А. Право граждан на разработку и внесение проектов муниципальных актов: проблемы нормативного регулирования и практической реализации // Государственная власть и местное самоуправление. 2005. № 1.

законодательной инициативы иными субъектами, обозначенными в ст. 104 Конституции РФ.’

В связи с этим возникает закономерный вопрос, какому федеральному органу государственной власти будет предоставлено право принимать к своему рассмотрению проект правового акта, внесенный в порядке народной правотворческой инициативы. Показателен тот факт, что на региональном и местном уровнях (в данном случае подразумеваются субъекты, в которых принят и действует соответствующий нормативно-правовой акт

0 народной правотворческой инициативе) данное полномочие, как правило. принадлежит соответствующему законодательному (представительному) органу. Так, к примеру, в г. Иркутске Устав городского самоуправления предусматривает, что проект решения в порядке правотворческой инициативы может быть внесен на рассмотрение городской Думы, если в его поддержку инициативной группой жителей города будет собрано не менее 1% подписей от числа избирателей, зарегистрированных в городе на 1 января или

1 июля года, в котором реализуется правотворческая инициатива.8

Думается, что на федеральном уровне таким органом должен выступать парламент в лице Государственной Думы. В связи с этим, считаем, необходимым принять на федеральном уровне соответствующий закон, который закреплял бы порядок реализации народной правотворческой инициативы. В частности, следует установить срок, в течение которого собираются подписи в поддержку народной правотворческой инициативы, срок предоставления текста проекта правового акта и подписные листы в парламент, который будет проверять представленные документы на предмет соответствия предъявляемым требованиям. Необходимо также указать основания для отказа в принятии коллективного обращения в форме правотворческой инициативы, а в случае если внесенный проект получил необходимую поддержку населения и отвечает предъявляемым требованиям, нужно определить порядок принятия данного проекта, срок его рассмотрения и порядок опубликования.

Думается, что принятие соответствующего нормативно-правового акта послужит основой для активизации участия гражданского общества в

7 См.: Авакьян С. А. Общественный фактор в законотворчестве: некоторые проблемы и предложения // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 3. С. 9.

8 См.: Решение городской Думы г. Иркутска «О принятии Устава города Иркутска в новой редакции» от 20.05.2004 г. № 003-20-430537/4 // Ведомости органов городского самоуправления г. Иркутска. 2004. II квартал. Ст. 11.

Вместе с тем, несмотря на активное внедрение данного института в ряде регионов, существуют и противники предоставления гражданам права прямого правотворчества, которые считают, что граждане не компетентны в разрешении многих вопросов, и их правотворческая инициатива может подрывать авторитет законодательных органов, а объективные условия не способствуют детальному и взвешенному обсуждению проектов нормативно-правовых актов. Считаем, значение института правотворческой инициативы нельзя не преувеличивать, не приуменьшать. На наш взгляд, обращение к народной законодательной инициативе целесообразно лишь в случае, когда определенный вопрос не может быть разрешен посредством обычной законодательной процедуры.9 Этому может способствовать, обоснованно полагает Е. В. Каменская, и развитие такого института, как общественная правовая инициатива.10

Как справедливо отмечает В. В. Лобанов, «граждане и общественные организации могут участвовать в государственной политике (на наш взгляд, это относится и к законотворческой политике) в форме политического, гражданского и общественного участия, что напрямую зависит от уровня развития самого гражданского общества и готовности органов государственной власти поддерживать гражданские инициативы».11 Таким образом, полагаем, что наряду с иными формами законотворческой (правотворческой) политики, такими как всенародное обсуждение, общественные слушания, референдумы, работа постоянно действующих научных и общественных организаций (различного рода институтов, советов, палат),12 народная правотворческая инициатива является формой законотворческой

Читайте также:  Сталкер народная солянка 2016 квесты акима

9 См.: Руденко В. Н. Институт народной правотворческой инициативы в современном конституционализме // Конституционное и муниципальное право. 2002. № 2. С. 5-6.

10 См.: Каменская Е. В. Общественная инициатива в региональном правотворчестве // Региональное нормотворчество: Аналитический бюллетень / Под ред. В. М. Манохина, Н. Т. Разгельдеева. Саратов, 2004. Ч. 1. С. 23.

11 Лобанов В. В. Государственное управление и общественная политика. СПб., 2004.

(правотворческой) политики. Она выражается в непосредственном участии граждан (общественных организаций) в решении значимых вопросов, осуществляется «напрямую», путем внесения в государственный орган проекта правового акта (в том числе и закона) для обязательного, открытого рассмотрения в присутствии представителей населения с последующим официальным опубликованием результатов.

Источник

Народная правотворческая инициатива: основания и порядок реализации

Согласно ст. 26 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» с правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.

Минимальная численность инициативной группы граждан устанавливается нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может превышать 3% от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.

Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения.

Представителям инициативной группы граждан должна быть обеспечена возможность изложения своей позиции при рассмотрении указанного проекта.

В случае если принятие муниципального правового акта, проект которого внесен в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, относится к компетенции коллегиального органа местного самоуправления, указанный проект должен быть рассмотрен на открытом заседании данного органа.

Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта муниципального правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, должно быть официально в письменной форме доведено до сведения внесшей его инициативной группы граждан.

Территориальное общественное самоуправление: понятие, юридическая природа, формы осуществления, порядок формирования органов. 55. Полномочия территориального общественного самоуправления и организационно-правовые формы его взаимодействия с органами местного самоуправления.

Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. Названное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан. Границы указанных территорий устанавливаются представительным органом поселения по предложению населения, проживающего на данной территории.

Территориальное общественное самоуправление осуществляется в поселениях непосредственно населением путем проведения собраний, конференций граждан, создания органов территориального общественного самоуправления. Органы территориального общественного самоуправления избираются на собраниях, конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории.

Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения. Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации. Такая регистрация осуществляется налоговыми органами. Собрание граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимают участие не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста. Конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие не менее 2/3 избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.

В уставе территориального общественного самоуправления устанавливаются:

1) территория, на которой оно осуществляется;

2) цели, задачи, формы и основные направления деятельности территориального общественного самоуправления;

3) порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов территориального общественного самоуправления;

4) порядок принятия решений;

5) порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами;

6) порядок прекращения осуществления территориального общественного самоуправления.

Компетенция территориального общественного самоуправления. К исключительным полномочиям собрания, конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, относятся:

1) установление структуры органов территориального общественного самоуправления;

2) принятие устава территориального общественного самоуправления, внесение в него изменений и дополнений;

3) избрание органов территориального общественного самоуправления;

4) определение основных направлений деятельности территориального общественного самоуправления;

5) утверждение сметы доходов и расходов территориального общественного самоуправления и отчета о ее исполнении; 6) рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов территориального общественного самоуправления.

Органы территориального общественного самоуправления:

1) представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории;

2) обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;

3) могут осуществлять хозяйственную деятельность по содержанию жилищного фонда, благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета;

4) вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.

Источник

Поделиться с друзьями
Блог о здоровье и полезных жизненных советах