Подскоки в народном танце

Элементы русской народной пляски

Элементы русской народной пляски

Движение занимает 1/2 такта. Исходная позиция ног – I свободная.

А) С продвижением вперед. На каждую четверть, начиная с правой ноги делается по одному шагу. Юноши ставят ногу на всю стопу; шаги широкие. Девушки в начале ставят ногу на низкие полупальцы, затем мягко опускают ее на всю стопу.

Б) С продвижением назад. Первая четверть – правая нога делает шаг назад на низкие полупальцы и опускается на всю стопу. Левая слегка сгибается в колене и остается впереди; каблук слегка приподнят над полом. Вторая четверть – тот же шаг с левой ноги.

Движение занимает один такт. И.П. – I свободная.

А) С продвижением вперед. Первая четверть

первая восьмая – шаг правой ногой вперед,

вторая восьмая – шаг левой ногой вперед.

первая восьмая – шаг правой ногой вперед,

вторая восьмая – пауза.

Б) С продвижением назад.

Переменный с притопом

Движение занимает один такт.

А) С продвижением вперед. Первая четверть

Б) С продвижением назад.

Выполняется также, как и переменный шаг назад. Притоп выполняется также, как и в шаге с продвижением вперед.

Переменный с каблука

Движение может выполняться на месте и с продвижением вперед.

Движение занимает 1/2 такта.

Существуют еще несколько видов дробей: «мелкая разговорная дробь», «в три ножки», «дробь хромого» (трех четвертная), тройные поочередные выстукивания.

Бывает двух видов: без подскоков и с подскоками.

«Ковырялочка» очень хорошо комбинируется с «гармошкой», припаданием, дробями и другими основными элементами русского танца.

Движение бывает пяти видов: простая, с двойным ударом, простая с переступанием на всю стопу или на ребро каблука, с дойным ударом с переступанием на всю стопу или ребро каблука или с двойным ударом с переборами.

Виды: с подскоком на полупальцах, с подскоком на всей стопе.

Движение повторяется с другой ноги.

«Хлопушки» характерны для мужской пляски.

Из одинарных, двойных и тройных хлопков составляют хлопушечные комбинации.

С открыванием на ребро каблука,

С открыванием ноги на воздух,

назад на полупальцы.

Виды полной присядки: «Гусиный шаг», «Мяч», «Ползунок», «Закладки».

Простой хороводный шаг

Отличается от обычной ходьбы большей плавностью и устремленностью. Этим шагом дети водят хороводы. На первых занятиях учитель добивался от детей именно плавности движений.

Шаг с притопом на месте

Полуприседания с выставлением ноги на пятку

Русский хороводный шаг

Русский переменный шаг

Исходное положение; ступни параллельны, колени слегка согнуты. Выполняется подвижно, ритмично, на месте, на всей ступне. Притопы быстро чередуются; правой, левой, левой ногой и т.д. Движение ног активное, ступни поднимаются от пола не высоко. Корпус прямой. Дробный шаг может исполнятся с продвижением впёрёд и при кружении на месте.

Шаг с притопом на месте в сторону; шаг вправо правой ногой, левая нога подводится к правой и ставится на всю ступню, слегка пристукнув. Такое же движение выполняется влево с левой ноги.

Полуприседание с выставлением ноги на пятку

Выполняется на один такт музыки. Исходное положение; третья позиция ног [ правая нога впереди левой, под углом к ней ], руки на поясе.

На счёт «и« подскоком на правой ноге слегка подскользнуться на месте. Левую ногу, отделив от пола, с согнутым коленом занести за правую ногу.

На счёт «и« повторить движение, исполняемое на затакт.

Затем движение исполнять сначала [со счёта «раз«].

На «раз« поднять не высоко вперёд правую ногу, упасть на неё, перенеся центр тяжести тела; левую ногу сзади приподнять. На «два« откачнуться назад на левую ногу, перенеся на неё центр тяжести. Все движения повторяются.

Прыжки делаются на левой ноге, правая нога пристукивает об пол стопой. Руки энергично раскачиваются к себе, от себя. Выполняются на счёт «раз«, «два«. Движения задорные, размашистые, энергичные, используются чаще в пляске мальчиков.

Источник

Мужской класс в народном танце

Русские народные танцы, всегда отличались своим многообразием, зажигательностью. За большой промежуток времени, создалось большое количество различных танцевальных движений. Они оттачивались годами и передавались от поколения к поколению.

Движения народного танца были тесно связаны с образом жизни, быта русских людей. Довольно часто в танцах применяются различные приседания, притопы и хлопки. Очень активна работа ног. Большое значение придается движению рук.

Мужские элементы народного танца:

Из одинарных, двойных и тройных хлопков составляют хлопушечные комбинации.

“ Хлопушки” сложны по исполнению, богаты и разнообразны по ритмическому орнаменту. Исполняются они сильно, четко, в среднем и быстром темпах. Они хорошо сочетаются и комбинируются почти со всеми элементами русского танца.

Хотя “хлопушки” в основном характерны для мужской пляски, в некоторых плясках, например в саратовской “Карачанке” и ряде волжских кадрилей, “хлопушки” встречаются и у девушек. Исполняются они в таком случае в паре с парнем или с девушкой. “Хлопушки”, исполняемые девушками, мягче, тише, медленнее, чем у парней. Интересно, что мягкость девичьего исполнения “хлопушек” передается парню, и его лихой жест смягчается.

— является одним из самых сложных элементов в мужском танце. Он требует систематических тренировок. Большой выносливости, крепости мышц ног и коленных связок, хорошей физической подготовки. «Присядки» делятся на два вида:

Выполнение присядок 1-го вида.

Исполнитель, чуть подскочив, резко и глубоко приседает на полупальцах по 1-й позиции, пятки вместе, носки врозь, колени направлены в стороны. Затем исполнитель поднимается с глубокого приседания, слегка подскакивая, и с подскока опускается или на обе ноги, или на одну ногу.

Опускаясь в глубокое приседание, необходимо до конца движения держать себя на упругих мышцах бедра и голени, не давая нагрузку на коленный сустав.

Во все время присядки корпус прямой, подтянутый. Необходимо крепко держать спину, напрягая мускулы и соединяя лопатки. Ни в коем случае нельзя наклоняться вперед.

Читайте также:  Что нужно делать 14 января по народным поверьям

Присядки 1-го вида могут выполняться отдельно и в сочетании с другими движениями — с «ковырялочкой», хлопушками, подскоками и т. д.

Присядка с выбрасыванием ноги вперед

Исполнитель поднимается с глубокого приседания поочередно то на одну, то на другую ногу, одновременно выбрасывая свободную ногу вперед. Исходное положение ног: 1-я позиция. Музыкальный размер: 2/4.

Раз – Исполнитель с чуть заметного подскока резко и глубоко приседает на полу – пальцах обеих ног по 1-й позиции, пятки вместе, носки врозь, колени направлены в стороны.

Два – Исполнитель с небольшим подскоком поднимается с глубокого приседания и опускается на низкие полупальцы левой ноги, присогнутой в колене. Правая нога поднимается невысоко вперед, свободная в колене и подъеме.

Движение продолжается с другой ноги. Корпус прямой.

В этой присядке можно выбрасывать ногу не прямо вперед, а вперед накрест опорной ноги. Когда правая нога поднимается вперед накрест левой ноги, обе руки броском переводятся вправо, не выше талии, локти свободны, голова приподнята нелегка повернута к левому плечу; когда поднимается левая нога, руки переводятся влево, голова поворачивается к правому плечу.

Боковая присядка с выбрасыванием ноги в сторону

Исполнитель поднимается с глубокого приседания на одну ногу, одновременно поднимая свободную ногу в сторону. Исходное положение ног: 1-я позиция. Музыкальный размер: 2/4.

Движение выполняется или поочередно с одной и другой ноги или все время с одной ноги: исполнитель отскакивает несколько раз вправо на правой ноге и поднимает левую ногу влево (и наоборот).

Эту присядку можно выполнять несколько иначе: не поднимая свободной ноги в сторону, а ставя ее в сторону на каблук. Опорная нога после подскока опускается на всю ступню, колено более присогнуто. Движение может выполняться в быстром и среднем темпе.

Присядка с проскальзыванием на каблуках во 2-ю позицию

Исполнитель поднимается с глубокого приседания на обе ноги и на каблуках проскальзывает во 2-ю позицию. Исходное положение ног: 1-я позиция. Музыкальный размер: 2/4.

На счет «раз» следующего такта исполнитель с каблуков с чуть заметного подскока опускается в глубокое приседание по 1-й позиции. Корпус прямой.

Присядка с вскакиванием на носки и перескоком на каблуки

Исполнитель поднимается с глубокого приседания на носки обеих ног, затем перескакивает на каблуки по 2-й позиции. Исходное положение ног: 1-я позиция. Музыкальный размер: 2/4.

Присядка с проскальзыванием на каблуках одной ногой вперед, другой назад

Выполняя этот вид присядки, исполнитель поворачивается после двух глубоких приседаний на полкруга, то спиной, то лицом к зрителю. Исходное положение ног 1-я позиция. Музыкальный размер: 2/4.

Движение занимает четыре такта.

Корпус во время всего движения прямой. Выполняется движение четко, легко, живо. Темп медленный, средний или быстрый.

Приясядка «с ковырялочкой»

Исполнитель поднимается с глубокого приседания на одну ногу, затем делает другой ногой движение «ковырялочки».Исходное положение ног: 1-я позиция. Музыкальный размер: 2/4.

Движение продолжается с другой ноги и может выполняться с тройной «ковырялоч-кой» после одного глубокого приседания.

Присядка с ударами ладонью по голенищу сапога

Исполнитель, поднявшись после глубокого приседания на одну ногу, поднимает другую ногу вперед и ударяет ладонью по голенищу сапога поднятой ноги. Исходное положение ног: 1-я позиция. Музыкальный размер: 2/4.

Со следующим тактом движение повторяется причем исполнитель ударяет ладонью левой руки по голенищу правой ноги.

Второй вариант этого движения: на счет «два» исполнитель ударяет ладонью не по голенищу, а по подошве сапога.

Третий вариант: вместо удара по голенищу сапога на счет «два» исполнитель может делать простой хлопок в ладоши под коленом ноги, поднятой вверх. В этом случае нога поднимается вперед без выворотности с чуть присогнутым коленом, направленным вперед.

По сравнению с присядками 1-го вида более разнообразны по технике выполнения. В некоторых из них исполнитель, не поднимаясь с глубокого приседания, поочередно перескакивает с одной ноги на другую, в других, опираясь на одну ногу и поднимая свободную ногу, вращается на опорной ноге и т. д.

Присядки как 1-го, так и 2-го вида могут выполняться на месте и с продвижением вперед или в сторону, за исключением «волчка», который выполняется всегда на месте.

«Ползунок». «Ползунок» 1-го вида.

Не поднимаясь с глубокого приседания, исполнитель перескакивает на полупальцах с одной ноги на другую, поочередно выбрасывая вперед то правую, то левую ногу.

Исходное положение: исполнитель находится на глубоком приседании по 6-й позиции, на полупальцах, колени направлены вперед.

Музыкальный размер: 2/4.

Выполняя «ползунок», нельзя «оседать», давая нагрузку на коленный сустав: во все время движения необходимо держать тяжесть тела на упругих мышцах бедра и голени. Корпус прямой, подтянутый. «Ползунок» выполняется легко, живо, в быстром, среднем и медленном темпе.

«Ползунок» 1-го вида может сочетаться с хлопками в ладоши под ногой, вытянутой вперед. Хлопки делаются или одновременно с выбрасыванием ноги вперед, т. е. на счет «раз» и «два», или же после выбрасывания ноги, т. е. на счет «раз-и», «два-и». Во время хлопков корпус наклонен вперед.

Перескакивание с ноги на ногу выполняется, как в 1-м виде. Различие только в том, что, выбрасывая ногу вперед, исполнитель ставит ее на каблук.

Перескакивания с ноги на ногу выполняются по 1-й позиции, ноги поочередно выбрасываются не вперед, а в сторону.

Исполнитель вращается на одной ноге, на глубоком приседании, помогая вращению руками, которые упираются ладонями в пол. Исполнитель находится на глубоком приседании на полупальцах правой ноги, колено и носок направлены вперед. Левая нога поднята влево или вперед и во время движения все время находится в воздухе.

Корпус сильно наклонен вперед, к опорной ноге. Руки упираются ладонями в пол на расстоянии ширины плеч, пальцы направлены вперед. В таком положении юноша выполняет вращение вправо, быстро перебирая руками по ходу вращения, т. е. поочередно опуская на пол ладонь правой, затем левой руки, на каждую восьмую такта. Опорная нога вращается на месте, на подушечке стопы.

Читайте также:  Снять боль косточки на ноге у большого пальца народными средствами

С глубокого приседания исполнитель подскакивает слегка вверх с поджатыми и скрещенными ногами, затем опускается на полупальцы обеих ног. Исходное положение ног: 1-я позиция. Музыкальный размер: 2/4.

Исполнитель в этом виде присядки должен отскакивать невысоко от пола, упруго, как мячик после удара об пол. Корпус прямой.

Руки при выполнении высокого прыжка всегда крепкие, сильные, помогающие исполнителю выше взлететь на воздух. Они могут раскрываться в сторону, подниматься вверх, делать удары по ногам и т.д. Большие прыжки и их названия отличаются друг от друга по положению ног и рук на взлете.

Существуют ряд сложных по технике исполнения прыжков:

Растяжка в воздухе или разножка в украинском танце

После полуприседания по 1-й позиции исполнитель делает высокий прыжок, раскрывая в воздухе ноги в стороны и ударяя во время прыжка ладонями по носкам обеих ног. Исходное положение ног: 1-я позиция. Музыкальный размер: 2/4.

Раз — Исполнитель, чуть заметно подскочив, делает полуприседание по 1-й позиции. Корпус прямой.

Два — Сильно оттолкнувшись, исполнитель высоко прыгает, резко, рывком раскрывая в стороны ноги, вытянутые в коленях, с невытянутым подъемом, и ладонями поднятых в стороны рук сверху ударяет по носкам, направленным вверх. Корпус, помогая движению, сильно наклоняется вперед.

На счет «раз» следующего такта исполнитель опускается на полупальцы обеих ног по 1-й позиции, слегка приседая. Выполняется растяжка легко, исполнитель быстро отскакивает от пола и как бы повисает в воздухе. Движение может исполняться самостоятельно или чередоваться с присядками.

Высокий прыжок, поднимая ноги вперед, щучка в украинском танце

Принцип движения тот же, что и в предыдущем движении. Исполнитель, сделав полуприседание по 6-й позиции, высоко прыгает вверх и во время прыжка поднимает обе ноги вперед, сильно вытянутые в коленях, подъем не вытянут, носки направлены вверх. Во время прыжка исполнитель ударяет пальцами по носкам обеих ног сверху. Корпус во время прыжка сильно наклоняется вперед.

Высокий прыжок, поднимая назад ноги, согнутые в коленях

Принцип движения тот же, что и в предыдущих прыжках. После полуприседания по 6-й позиции исполнитель делает высокий прыжок, поднимая назад согнутые в коленях ноги. Корпус, сильно прогибаясь в талии, отклоняется назад, голова во время прыжка поворачивается или к правому, или к левому плечу. С прыжка исполнитель опускается на полуприседание по 6-й позиции.

Все большие прыжки могут исполнятся как на месте, так и с разбега. Прыжок с разбега по исполнению более сложный, чем на месте. В этом виде прыжков встречаются такие, где исполнитель отталкивается от пола не только двумя, но и одной ногой.

Вращение, кружение, верчение, повороты, «крутка», разнообразны «вертушки» родились из старинных народных игр и праздневств. Все эти элементы объединяются одним словом «верчение».

Одна из особенностей верчений состоит в том, что они вбирают в себя почти все основные движения русского народного танца. «Уральские молоточки» или бег на каждую четверть, «дробная дорожка» или дробь с подскоком, присядки или «хлопушки» и т. д., объединившись с разнообразными видами верчения, становятся техничнее, виртуознее, приобретают новые исполнительские краски и превращаются в самостоятельное своеобразное движение, в новый элемент русского народного танца.

Верчение имеет несколько разновидностей исполнения.

Вращение чаще всего не связано и не объединено с другими элементами. Оно исполняется на месте на полупальцах одной ноги. Оттолкнувшись один раз от пола другой ногой, танцор может вращаться на одной ноге вокруг своей оси любое количество тактов. Длительность и количество вращений зависят от мастерства исполнителя. Вначале вращения руки находятся во 2-й позиции, после начала движения они постепенно переходят в 1-ю позицию, прижимаясь к корпусу, усиливая тем самым еще больше вращение корпуса. Часто вращение на одном месте на полупальцах или пятке одной ноги выполняется с несколькими периодическими отталкиваниями другой ногой (такое вращение часто называют «циркулем»). Исполняется оно также неопределенное количество тактов. Руки во вращении с периодическим отталкиванием одной ногой чаще всего находятся во 2-й позиции. В момент этого или другого вращения корпус необходимо держать вертикально и строго следить за его равновесием.

Повороты исполняются на месте вправо или влево вокруг себя, вокруг своей оси, по четверти или половине круга. Полный поворот можно исполнить, например, за четыре или восемь простых или переменных шагов, за четыре или восемь припаданий, за два или четыре подскока как на одной, так и на двух ногах и т.д.

В «крутке» и различных «вертушках» объединяются несколько элементов. И «крутку» и «вертушки» можно исполнять как на месте, так и в продвижении в различных направлениях.

Источник

Подскоки в народном танце

Особое место в русском танце отводилось движению рук. Они особенно ярко передавали национальный характер и колорит танцев. Рассмотрим основные мужские и женские движения русского народного танца.

1. Одинарные хлопки (фиксирующие)

Движение занимает 1/2 такта.

Исходное положение ног — 1 свободная позиция ног.

Руки раскрыты в сторону.

Перед собой с движением рук сверху вниз и снизу вверх

2. Одинарные удары (фиксирующие)

Движение занимает 1/2 такта.

По голенищу сапога (в выворотном положении ног)

Движение занимает 1 такт.

По голенищу сапога (в невыворотном положении; с отведением ноги назад- вверх)

— Правой рукой ударить сверху по голенищу сапога правой ноги, вытянутой вперед и поднятой не ниже 90°. По голенищу сапога правой ноги находящейся в том же положении, можно ударить и ладонью левой руки из положения накрест- вперед.

— Одновременные пли поочередные удары ладонями то по внутренним, то по внешним сторонам голенищ сапог обеих ног, согнутых в коленях и находящихся сначала носками ног, развернутыми наружу, а затем в положении носками внутрь (или по голенищам сапог скрещенных ног).

Читайте также:  Русские народные песни смоленской области

— Поочередные или одновременные удары ладонями об пол перед собой или сбоку. Ноги при этом согнуты в коленях.

3. Одинарные хлопки (скользящие)

— Руки раскрыты в сторону. Одна рука, описав большой полукруг над головой, делает ладонью хлопок по ладони другой руки, находящейся перед грудью и, продолжая движение вниз но кругу, возвращается в исходное положение.

— Левая рука присогнута в локте и раскрыта в сторону. Правая рука согнута в локте и находится над левым плечом ладонью вниз; стремительно двигаясь по направлению к ладони левой (от себя, от плеча), делает хлопок, после которого обе руки раскрываются в стороны. Обе руки одновременно начинают движение навстречу друг другу, делают скользящий хлопок на уровне груди и, продолжая движение расходятся меняются местами — левая поднимается вверх, правая опускается в низ.

4. Одинарные удары (скользящие)

По голенищу сапога — к себе и от себя.

Существуют и другие виды ударов по голенищу сапога, например:

Некоторые фиксирующие и скользящие удары исполняются не только ладонью, но и ее тыльной стороной. В этом случае они исполняются несколько мягче. Все одинарные хлопки и удары, как фиксирующие, так и скользящие, исполняются не только на сильную, но и на слабую долю такта. Фиксирующие удары исполняются мягче, чем скользящие, но они не менее выразительны.

Это трудный элемент русского танца, требует большой физической подготовки, силы, выносливости, крепких мышц ног и исполняется только мужчинами. Если присядки разучивать постепенно, правильно, регулярно и систематически, то мышцы ног и связки коленного сустава станут крепче.

Присядки делятся на два вида:

— полуприсядки (танцор после каждого глубокого приседания поднимается или же сочетает это движение с другим, исполняющимся в полный рост)

— полные присядки (танцор находится в положении глубокого приседания и исполняет вес движение, не поднимаясь из этого положения).

(с выносом ноги на ребро каблука в пол)

Движение занимает 1 такт.

(с открыванием ноги на воздух)

Движение занимает 1/2 такта.

Корпус и голова остаются в исходном положении (или поворачиваются в сторону работающей ноги влево). Это движение может, выполняться и на полусогнутой опорной ноге. В этом случае, поднимаясь из глубокого приседания после подскока на правой ноге, опорная, сгибаясь в колене, опускается на всю стопу или низкие полупальцы. При выполнении присядки с открыванием ноги на воздух вперед нога может быть согнута в колене в выворотном положении. Стопа вытянута (или сокращена).

«Разножка» в стороны на ребро каблука

Движение занимает 1 такт.

Движение повторить с одновременного подскока на обеих ногах и резкого опускания в глубокое приседание в 1-е положение.

Движение занимает 1 такт.

Движение занимает 1 такт.

Центр тяжести перенести на правую ногу, корпус слегка наклоняется

(переваливается) вправо. Левую ногу, подняв на высокие полупальцы, перевести на подъем, при этом колено не касается пола.

Русская дробь имеет более разнообразный и сложный ритмический рисунок по сравнению с дробными движениями, исполняемыми в танцах других народов. Что же такое дробь? Это движение состоит из коротких, сильных и резких ударов ногами в пол всей стопой, полупальцами или каблуком. Удары сочетаются между собой в различных комбинациях и ритмических рисунках и могут быть одинарными (выполняются поочередно то правой, то левой ногой (два удара одной ногой) и тройными (три удара одной ногой). Удары исполняются на каждую четверть, на каждую восьмую, на каждую шестнадцатую и даже на тридцать вторую долю такта. Все зависит от технического мастерства исполнителя, от его творческой фантазии.

Дроби исполняются на месте, с продвижением вперед или назад, с поворотами: движение легко комбинируется со многими элементами русского танца. Существует множество видов дробей. Основные принципы исполнения неизменны и имеют свои названия.

«Печатка» (одновременный притоп двумя ногами)

Движение занимает 1/2 такта.

Удары полупальцами, являются составной частью дробей. Поочередные выстукивания полупальцами обеих ног на каждую четверть или каждую восьмую долю такта в различных темпах дают возможность отрабатывать технику исполнения дробей. Удары выполняются как на сильную, так и на слабую долю такта; могут исполняться самостоятельно и в комбинациях с другими танцевальными элементами. Так, очень распространено движение «переборы». Движение занимает 1 такт.

Это движение выполняется на месте, с продвижением в сторону и с поворотом вокруг оси. В «переборах» мужчины удары полупальцами могут заменить на удары каблуком.

Движение занимает 1/8 такта.

Одновременно левая нога с сокращенным подъемом слегка поднимается над полом. Корпус наклоняется вперед. При продолжении движения выполняются поочередные удары каблуком в пол на каждую восьмую долю такта. Движение исполняется на месте, с небольшим продвижением вперед и с отходом назад.

Тройные выстукивания (притопы)

Движение занимает 1/2 такта.

Движение повторить с левой ноги.

Это простая мелкая непрерывная дробь с одинарным ударом каблука, поочередно то с одной, то с другой ноги.

Движение занимает 1 такт.

«Дробная дорожка» с переменой ног

Движение занимает 2 такта.

Дробь с подскоком и двойным ударом (каблуком или всей стопой) Движение занимает 1/2 такта.

Движение повторить с правой ноги.

Дробь исполняется живо, четко, задорно.

Основные женские движения

Движение занимает 1 такт.

Движение занимает 1 такт.

Движение занимает 1/2 такта.

Припадание выполняется плавно, задумчиво, с незначительным продвижением вперед или в сторону; шаги небольшие, на полстопы. Очень часто этот вид припадания исполняется на месте или в медленном повороте вокруг себя. Полный поворот совершается за 4 или 8 припаданий.

Движение занимает I такт.

При повторении движения с другой ноги центр тяжести перенести на правую ногу, которая переходит с ребра каблука на всю стопу.

Источник

Поделиться с друзьями
Блог о здоровье и полезных жизненных советах