Подумайте могли ли повлиять на особенности народных промыслов природные условия края

34. Роль Европейского Севера в развитии русской культуры

1. По разным источникам информации определите центры этих художественных промыслов (рис. 98).

Вологодское кружево, как нетрудно до­гадаться, изготавливается в Вологде. Та­кие художественные промыслы, как резь­ба по кости и работа по бересте, использу­ют местный материал: моржовые бивни и наружную часть коры березы. В старину на бересте писали как на бумаге. Начиная с 1951 г. было обнаружено свыше 800 бе­рестяных грамот, больше всего в Великом Новгороде. Наибольшее развитие эти про­мыслы получили в городах Нарьян-Мар (резьба по кости) и Великий Устюг (работа по бересте).

2. Подумайте, могли ли повлиять на особенности народных промыслов природные условия края, где они возникали и развивались (рис. 98).

В народных промыслах чаще всего ис­пользуется местный природный матери­ал, то, чем в отличие от окрестных терри­торий богата земля. Например, резьба по кости могла родиться только на берегах Северного Ледовитого океана у отважных морских охотников на моржей. И в изо­браженных на рисунке 98 фрагментах яр­ко представлен быт ненцев — олени в сан­ных упряжках и моменты охоты на мор­жей. Толщина кожи моржей достигает 3-4 см, и пробить ее копьем может толь­ко очень сильный человек. В начале века хищнический промысел поставил моржей на грань исчезновения и они были занесе­ны в Красную книгу Международного союза охраны природы и природных ресурсов, а промысел их запрещен. Но для ненцев и некоторых других народов Севе­ра разрешена ограниченная добыча, кото­рая и поддерживает сейчас старинный промысел резьбы по кости.

Береста — широко распространенный по всей лесной зоне материал, использует­ся многими российскими мастерами для изготовления коробов, корзин, изящных шкатулочек и кухонной посуды.

3. Расскажите об особенностях историко-куль­турных памятников Европейского Севера. Какие природные и исторические факторы определили их развитие? Дайте географическое описание одного из природных или культурных памятников Севера на основе различных источников информации.

Есть в 215 км к северо-западу от Волог­ды небольшой городок Тотьма, пристань на р. Сухона. Сейчас здесь живет около 10 тыс. человек, и трудно поверить, что этот городок старше Москвы — он извес­тен с 1137 г. Тотьма лежала на торговом пути из Москвы в Архангельск и быстро развивалась в XVI-XVII вв., когда основ­ная торговля с Европой шла через Белое море. В XVIII в. здесь было построено не­мало церквей в стиле барокко, четыре из них сохранились и по сей день — церк­ви Иоанна Предтечи, Рождественская,

Троицкая, Максимовская. Взгляните на карту — железные дороги обошли сторо­ной этот городок, и он не получил про­мышленного развития. Зато дома, сруб­ленные в Тотьме, стоят во многих подмо­сковных дачных поселках.

На железной дороге, ответвляющейся от Воркутинской магистрали и ведущей на Лабытнанги, на границе республики Коми и Ямало-Ненецкого АО, находится необычный памятник — столб, марки­рующий границу Европы и Азии. При­мерно на 67° с. ш. дорога пересекает По­лярный Урал. Здесь, на 99-м км перего­на Полярный Урал — Обь и находится пограничный столб между частями света. В 2004 г. знаку исполнилось 50 лет, и ре­шено было провести его реставрацию.

4. Составьте (на выбор) туристический маршрут по Карелии, Мурманской, Архангельской или Воло­годской области. Какой вид туризма здесь пред­почтительнее? В какое время года?

Для туристических маршрутов по Евро­пейскому Северу, кроме традиционных автобусов и железнодорожных поездов, характерны также байдарки и катера. Только на катере можно добраться сей­час на Соловецкие острова, Валаам, Ки­жи. Лучшее время для путешествия по Северу — конец лета. Хотя родину Деда Мороза г. Великий Устюг обычно посеща­ют под Новый год.

5. Предложите вариант северного «Золотого кольца» туристических маршрутов по аналогии с Центральной Россией. Какие объекты вы в него включите? В чем их уникальность? Какой транспорт целесообразнее использовать? Как пролегали доро­ги к выбранным вами местам в далеком прошлом? Какие виды транспорта вы бы предпочли для вос­создания образов исторического прошлого и более полного эмоционального восприятия памятников культуры?

Наверное, самым колоритным был бы маршрут по Ненецкому АО на оленьих упряжках или по Белому морю на кочах. Коч — основное средство передвиже­ния сибирских первопроходцев в XVI- XVII вв. Это морское деревянное однопа­лубное одномачтовое парусно-гребное суд­но с малой осадкой.

Источник

Факторы, влияющие на возникновение и бытование традиционных народных промыслов и ремесел на территории поликультурного региона (на примере Республики Мордовия).

Кандрина Елена Владимировна

преподаватель, кафедра Гражданско-правовых дисциплин, Саранский кооперативный институт

430012, Россия, Мордовия область, г. Саранск, ул. Борина, 24 а

Kandrina Elena Vladimirovna

Postgraduate student, the department of Ethnology and Ethnography, Scientific Research Institute under the Government of the Republic of Mordovia; Educator, the department of Civil Law Disciplines, Saransk Institute of Cooperation

430012, Russia, Mordoviya oblast’, g. Saransk, ul. Borina, 24 a

Просмотров статьи: 3285 c 5.5.2015

Дата направления статьи в редакцию:

В статье выявлены и классифицированы по группам факторы, оказывающие непосредственное влияние на структуру, особенности бытования народных промыслов и ремесел на территории отдельно взятого поликультурного региона, проведен комплексный анализ роли каждого фактора на процесс возникновения, бытования, развития, угасания отдельных видов промысловой деятельности, сохранившихся на территории Мордовии на современном этапе. Определены основные факторы, влияющие на возможность возрождения, сохранения и развития традиционных промысловых занятий, издавна бытовавших на территории мордовского края в условиях рыночной экономики. Методологическую основу исследования составили универсальные научные принципы историзма, объективности, познания, всесторонности, а также специальные методы: историко-этнографический, сравнительно-функциональный, полевое этнографическое исследование. Новизна исследования заключается в том, что автором не только выявлены, но и обобщены сущностные характеристики факторов, влияющие на характер, структуру и уровень развития народных промыслов и ремесел в условиях отдельно взятого поликультурного региона. В результате проведенного комплексного исследования, автором были выявлены закономерности изменения степени влияния того или иного фактора на отдельные виды промысловой деятельности в зависимости от смены исторических формаций и политического курса, проводимого государством. Определена группа факторов, занимающих главенствующую в процессе сохранения и развитии народных промыслов и ремесел на территории Мордовии на современном этапе.
Ключевые слова: полиэтнический регион, народные промыслы, факторы, природно-географический, социально-экономический, исторический, социокультурный факторы, деревообработка, валяние, гончарный промысел

This article determines and classifies the factors that directly affect the structure and peculiarities of existence of the folk crafts and arts in a particular polycultural region. Complex analysis is conducted on the role of each factor in the process of emergence, existence, development and extinction of the individual types of crafts retained in Mordovia at the present stage. The author determines the key factors affecting the possible revival, preservation and development of the traditional crafts that for a long time have existed in Mordovia in the conditions of market economy. The scientific novelty consists in identification and generalization of the essential characteristics of the factors impacting the nature, structure and level of development of the folk crafts and arts in the context of a particular polycultural region. As a result, the author reveals the pattern of changes in the degree of impact of certain factor upon the separate types of crafts activity depending on the shift in the historical formation and political course conducted by the government. The author highlights the group of factors holding a leading position in the process of preservation and development of the folk crafts and arts in the Republic of Mordovia at the current stage.

historical, social and economic, natural and geographical factors, factors, folk craft and arts, polyethnic region, social and cultural factors, woodworking, felting, pottery

Активные процессы модернизации происходят в настоящее время в разных сферах жизнедеятельности общества, в том числе они касаются традиционных народных промыслов и ремесел, которые являются не только частью традиционной культуры различных этносов, но перспективным направлением для социокультурного, социально-экономического развития российских регионов, их инвестиционной и туристической привлекательности.

В современных условиях бытование и развитие традиционной народной культуры внутри каждого отдельно взятого региона представляет собой сложный и противоречивый процесс. Народные промыслы сегодня – это, прежде всего, самобытные мастера, владеющие уникальными традиционными технологиями и техниками, художественно-стилистическими системами, мотивами и сюжетами народного творчества. Безусловно, сохранение уникальности, самобытности того или иного вида промысловой деятельности во многом зависит от использования традиционных устойчивых компонентов, таких как: материал, оборудование и инструменты, технология производства, орнаментация, передача навыков от носителей культуры.

Зачастую, история развития народных промыслов иллюстрирует примеры перестройки и изменений указанных основополагающих компонентов, что приводило к утере исторически сложившейся традиционной составляющей промысла, сформировавшейся на основе местных локальных проявлений крестьянского творчества, национальных художественных ценностях. Такие изменения во многом зависят не столько от творческой воли отдельно взятого мастера, сколько от объективных факторов, отражающих общий прогресс.

В связи с вышесказанным целью данной статьи является анализ факторов, оказывающих влияние на степень сохранности, бытование и развитие народных промыслов и ремесел в рамках отдельно взятого полиэтнического региона. Обозначенная цель исследования предполагает решение ряда следующих задач: 1) определить и классифицировать группы факторов, оказывающих влияние на состояние промысловой деятельности на отдельно взятой территории; 2) проанализировать влияние различных факторов на процесс возникновения, бытования, развития, исчезновения различных видов промыслов; 3) выявить основополагающие факторы сохранения традиционных промыслов и ремёсел на современном этапе.

Объектом данного исследования являются традиционные народные промыслы и ремесла, издавна бытовавшие на территории мордовского края, сохранившиеся на сегодняшний день (деревообработка, изготовление плетеных изделий, обработка шерсти, вышивка, изготовление одежды, гончарное производство). Предмет исследования составляют факторы, влияющие на жизненный цикл промысловой деятельности.

Методологической основой изучения факторов, оказывающих влияние на возникновения и бытования традиционных народных промыслов в рамках, исследуемого поликультурного региона стали такие методы как: историко-этнографический, системный, сравнительно-функциональный, метод анализа, экспедиционное полевое этнографическое исследование автора, основанное на проведении опроса, наблюдения, интервью.

Из вышесказанного следует, что в рамках поликультурного региона на формирование промысловой деятельности оказывает влияние целый комплекс факторов, к которым следует отнести: природно-географические, социально-экономические, историко-этнические, социокультурные (Таблица 1).

Таблица 1 – «Факторы, влияющие на формирование структуры, условия бытования, развития, угасания промысловой деятельности на территории поликультурного региона».

Показатели, раскрывающие фактор

— наличие собственной локальной ресурсной базы;

— транспортная доступность территорий бытования промысла;

— наличие/отсутствие плодородной почвы, способствующие формированию кустарного или отхожего промысла.

— выработка сезонной или постоянной основы промысловой деятельности.

— влияние смены исторических формаций, государственного и политического строя на культуру, систему ценностей и потребления населения поликультурного региона.

— степень сохранения базовой связи народных промыслов и ремесел с этнической традицией и крестьянским искусством;

— воздействие интенсивности межэтнического и межкультурного взаимодействия этносов проживающих на территории мордовского края на промысловую деятельность.

— возможность доставки сырья из других ближайших территорий, точек сбыта на внутреннем и внешнем рынках;

— наличие спроса и точек сбыта изделий традиционных народных промыслов и ремесел, уровень доходов населения.

— утилитарный характер производимых изделий народных промыслов;

— адресная ориентация промысла на внутреннего и внешнего потребителя;

— наличие возможности совмещения основной трудовой деятельности с промысловой или ремесленной.

— степень развитости инфраструктуры поддержки субъектов ремесленной деятельности, в которых возможно совместное использование помещений, оборудования, механизмов, позволяющее снизить издержки.

— степень сохранения этнокультурных традиций народностей в регионе;

— наличие сложившейся системы обучения и передачи навыков молодому поколению;

— степень сохранности традиционных техник, использования традиционного сырья в различных видах промысловой деятельности;

— наличие образовательных учреждений и центров народной культуры на местах исконного бытования промыслов;

Отметим, что влияние исторического и социально-экономического факторов в данный период приводит к тому, что ручной промысел не выдерживает конкуренции с изделиями механизированных производств, вследствие этого приходит вымирание уникальных самобытных видов промысловой деятельности, утрачиваются традиции и навыки, передававшиеся из поколения в поколения.

Социокультурный фактор также играет немаловажной роль, в реалиях нового исторического периода, так в 30-40 годы XX века активизируется государственная плановая работа по развитию национальной культуры, основанной на популяризации этнического компонента. Например, ансамбль песни и танца «Умарина» стал неким маркером, который ярко демонстрировал видовую, материальную культуру, благодаря этому впоследствии сценический образ творческих коллективов формируется с использованием аутентичного национального костюма.

С установлением советского государственного строя и внедрением плановой экономики возрастает роль социально-экономического фактора, поскольку механизация производства ускоряет и упрощает процесс изготовления изделий, при этом основной фигурой здесь становится профессионал, имеющий соответствующее образование, а не самобытный мастер. Именно в это время промыслы во многом теряют свое утилитарное и практическое значение и становятся частью советского декоративного искусства.

Принятие Постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР в 1966-1968гг. способствовало организации новых форм народных промыслов – сувенирных предприятий, цехов при основных производствах по всей стране. Благодаря этому в Мордовии на базе действующих производств открывались сувенирные цеха, изделия которых разрабатывались на основе национального компонента. Так, на основе Мельцанского райпромкомбина и Ардатовской ватной фабрики были созданы цехи точеных игрушек, в Ельниковском и Краснослободском деревообрабатывающих комбинатах, открыты сувенирные цехи, на базе Рузаевского комбината стройматериалов цех художественной керамики, создана фабрика «Мордовские узоры», выполнявшая заказы по воссозданию традиционных комплексов национального костюма с машинной вышивкой этнического орнамента для творческих коллективов). В целях дальнейшего развития художественных промыслов республики в 1978 г. создано производственное объединение «Бисеринка», в котором работали мастера-надомники из г. Саранска, Большеберезниковского, Зубово-Полянского, Ковылкинского, Темниковского, Старо-Шайговского и других районов Мордовии, создававшие бисерные украшения и изделия художественного вязания с использованием символики традиционного мордовского орнамента.

В период перестройки многие предприятия, производящие изделия народных художественных промыслов, прекращают свое существование, поскольку полностью разрушается плановая экономика, а переход на рыночные отношения еще не осуществлен. Сложная политическая и экономическая ситуация в стране, а именно отсутствие дотаций и финансирования государственных учреждений и отраслей экономики, стабильной заработной платы высокий уровень безработицы, активизировало деятельность художников, профессиональных мастеров и народных умельцев к поиску форм применения своего творческого потенциала и дополнительного заработка по направлению народных художественных промыслов. Кроме предметов быта, имеющих утилитарное назначение (столовые приборы, кухонная утварь, мебель, гончарные изделия, бондарные и плетеные изделия, создание костюмного комплекса), в большом количестве появился пласт разнообразной сувенирной продукции. Многие виды промысловой деятельности, воссозданные в данный период, по сути уже не является хранителями приоритетных местных или региональных ремесленных традиций, их основным ориентиром становится удешевление себестоимости производимого изделия, это приводит к замене традиционного материала и технологии его обработки и техники исполнения, что свидетельствует о первостепенном влиянии социально-экономического фактора.

На современном этапе народные промыслы и ремесла характеризуются сложностью противоречивостью, стихийным характером, особенно в современной социально-экономической ситуации, где законы рыночной экономики создают новые тенденции и проблемы их бытования. В настоящее время в Мордовии продолжают существовать навыки некоторых прежних кустарных промыслов (горшечного, кузнечного, валяльного, бондарного, плотницкого и т.д.). Появляется интерес к возрождению и развитию некоторых традиционных художественных промыслов (ручное ткачество, плетение кружев, производство художественных керамических изделий, художественная обработка металла). Возобновилась индивидуальная работа мастеров на заказ и на рынок.

К примеру, крупным центром валяльного промысла, в недавнем прошлом имеющего отхожий характер, является с. Урусово Ардатовского района. Изготовление изделий из дерева, точеных форм, оформление жилых и хозяйственных построек осуществляют мастера с. Сивинь Старошайговского района, с. Ичалки Ичалковского района (причем несколько лет назад промысел имел отхожий характер, артель мордовских мастеров вахтовым методом работала в г. Сургут [25] ). Бондарный промысел развивается благодаря мастерам А. А. Уварову (с. Редкодубье Ардатовского района) и О. В. Бурову (с. Большие Березники Большеберезниковского района). Плетеные изделия из ивового прута до сих пор являются ходовым товаром и пользуются спросом у потребителей, благодаря чему промысел достаточно развит.

Единственным предприятием народных промыслов, сохранившихся после реформ 90-х годов XX века на территории республики, и вошедшим в состав 250 предприятий, зарегистрированных в ассоциации народных промыслов России, является фабрика «Мордовские узоры». Объемы производства предприятия формируются благодаря заказам коллективов художественной самодеятельности республики. Предприятие воссоздает этнографические образцы и стилизованные формы национального костюмного комплекса, на основе традиционной вышивки разрабатывает современные модели одежды с орнаментацией, выполненной как ручным, так и машинным способом.

В реалиях современного исторического периода бытование и развитие традиционных народных промыслов и ремесел на сегодняшний день в большей степени зависит от влияния с одной стороны социально-экономического фактора, связанного с потребностью особенно населения сельской местности в получении дополнительного заработка. С другой, социокультурного фактора, отражающего стремление этносов, к сохранению традиций и самоидентичности, посредством возрождения аутентичных промысловых занятий, хранящих историю и условия бытования мордовского народа. Развитие высокотехнологичного производства, транспортной системы, информационных ресурсов снижает степень влияния природно-географического фактора на промысловую деятельность, поскольку снижается зависимость мастеров от местного сырья (качество и доступность которого иногда становится препятствием развития отдельных видов народных промыслов и ремесел), что во многом разрушает традиционную структуру промыслов.

Подводя итог, следует отметить, что влияние факторов на структуру и характер промысловой деятельности имеет комплексный характер, в свою очередь повышение роли того или иного фактора в основном связано с реалиями исторического периода и политического курса, проводимого государством.

В конце XIX – начале XX века доминирующая роль принадлежит природно-графическому фактору, поскольку промыслы были включены в структуру крестьянских земледельческих хозяйственно-культурных циклов, а характер ресурсной базы, климатические условия территории, особенность расположения относительно торговых путей во многом определяли структуру и степень развития отдельных видов промысловой деятельности. Влияние социально-экономического фактора связано с положением крестьян в пореформенное время, промыслы становятся значительным подспорьем для поддержания экономики семьи в условиях малоземелья, высоких налоговых платежей. Социокультурный фактор проявляется в необходимости передачи мастерства, и его совершенствования благодарю межэтническому взаимодействию.

Политический курс социалистического государства и плановая экономика, формирует условия для трансформации, домашних, кустарных, отхожих, артельных форм промысловой деятельности в предприятия, который продолжают функционировать на основе местной сырьевой базой. Что свидетельствует о значимости природно-географического фактора в данный период. Однако увеличение объемов производства приводит к тому, что традиционных промысловые и ремесленные изделия приобретают характер унифицированных товаров народного потребления, необходимых для жизнеобеспечения населения. Так, доминирующие влияние социально-экономического фактора в этот период приводит к необходимости сохранения национальных этнических традиций, теряющих свою уникальность в производственном цикле, осуществляемом не носителями культуры, а профессиональными мастерами. Все это приводит к возрастанию роли социокультурного фактора, который выражается в выделении их хозяйственно-экономической деятельности предприятий такого направления как «народные художественные промыслы», художественный образ которых позволял отразить этническую уникальность производимых изделий. Такие изделия, становятся своеобразным узнаваемым брендом поликультурного региона: «мордовская матрешка», «мордовский орнамент», «мордовские валенки».

Современная экономическая и национальная политика государства, Стратегия развития народных художественных промыслов, направлены на сохранение этнического культурного разнообразия и экономического развития территорий страны. Поэтому особое значение на современном этапе приобретают социально-экономический фактор, отражающийся в необходимости развития села, создания новых рабочих мест, повышении инвестиционной и туристической привлекательности региона. А также социокультурный фактор, оказывающий непосредственное влияние на необходимость сохранения культурного наследия мордвы, в том числе посредством сохранения и возрождения традиционных промыслов и ремёсел, воспитания молодого поколения в традициях национальной культуры. Кроме того, возможность сохранения самобытности, аутентичности и уникальности традиционных промыслов и ремесел, бытовавших на территории мордовского края возможно лишь с учетом природно-географического фактора. Поскольку промысел можно возродить только в том месте, где он существовал, имея под собой собственную ресурсную базу, определявшую внутреннюю структуру промысла, особенности и технологии обработки материала.

Источник

Читайте также:  Положительные образы в русских народных сказках
Поделиться с друзьями
Блог о здоровье и полезных жизненных советах
Adblock
detector