Поклон в русском народном танце

Содержание
  1. Музыка, эскизы костюмов, шумотека и многое другое для детского спектакля
  2. Общение
  3. СКАЧАТЬ!
  4. ПЬЕСЫ С МУЗЫКОЙ
  5. Наша кнопка
  6. Поклоны в русском танце
  7. Движения рук и поклоны в бальных танцах в русском стиле
  8. Позиция кисти
  9. Позиция руки
  10. Движения рук.
  11. Упражнения по раскрытию рук.
  12. Музыка:
  13. Исходное положение:
  14. Упражнение 1. Движение одной рукой.
  15. Раскрыть правую руку в сторону:
  16. Перевести (закрыть) правую руку на талию:
  17. Упражнение 2. Движение двумя руками одновременно.
  18. Раскрыть обе руки в стороны:
  19. Перевести (закрыть) обе руки на талию:
  20. Музыка:
  21. Исходное положение:
  22. Поклон мальчика:
  23. Поклон девочки:
  24. Характер поведения партнеров в бальных танцах в русском стиле.
  25. Литература
  26. Видео к танцевальным движениям в русском стиле
  27. План – конспект занятия на тему: ПОСТАНОВКА ЭЛЕМЕНТОВ РУССКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА » РУССКИЙ ХОРОВОД»
  28. Скачать:
  29. Предварительный просмотр:

Музыка, эскизы костюмов, шумотека и многое другое для детского спектакля

Общение

Сейчас один гость и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

СКАЧАТЬ!

ПЬЕСЫ С МУЗЫКОЙ

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

Апдейт : Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его «жёлтым» мусором.

Поклоны, приветствия, приглашения

В русской народной хореографии существуют разные виды приветствий и приглашений, например, «кивок головой», «касание платочком», «поясной поклон» и др.
Вы знаете, что у русских людей приветственных поклонов много. Во-первых, женский и мужской поклоны отличаются один от другого. Во-вторых, на Руси исстари каждая социальная группа имела свои традиционные поклоны, приветствия и приглашения. Купцы кланялись не так, как крестьяне, монахи не так, как военные или как городские мещане. В-третьих, будничные поклоны отличались от праздничных поклонов и приветствий; обрядовые поклоны — от тех и других. В-четвёртых, говоря о приветствиях и поклонах, нельзя не учитывать время, эпоху. У каждого времени своя жестикуляция, своя «модная» манера раскланиваться. Кроме того, в каждом регионе России были традиционно приняты свои местные поклоны, приветствия и приглашения.
В учебнике А.А. Климова даются описания пяти видов поклонов. В основе каждого из них лежит «маховое движение», то есть наклон корпуса, головы, сопровождаемый сгибаниями и разгибаниями рук.
Некоторые виды поклонов даны в комбинации с шагами, но это не означает, что только так они реально исполняются в житейской практике. Поклоны, приветствия, приглашения — это самостоятельное явление, имеющее в быту этикетное значение. В зависимости от конкретной ситуации каждый вид поклона, приглашения или приветствия в исполнении конкретного плясуна или плясуньи всегда обрастал и обрастает такими деталями и оттенками, которые просто не поддаются фиксированию. К тому же не надо забывать, что вышеназванные виды поклонов в пособии даются как учебные, то есть примерные. В практике плясовой импровизации они будут и должны быть реально наполнены жизненно индивидуальными пластическими интонациями и эмоциями.
Предлагаем вам, Сударыни, исполнить по очереди простой поясной поклон на месте и с подходом, а также поклон сложный праздничный (хороводный). Разумеется, у каждой из вас это должны быть сугубо ваши, индивидуальные поклоны, наполненные вашим, интонационно личным отношением.

Такое же задание и у вас, Судари. Естественно, ваши поклоны должны отличаться от женских поклонов не только пластическими деталями. Особое значение имеет то, что у каждого из вас поклон имеет свою индивидуальную, притом мужскую, эмоционально-интонационную окраску.

Закон диалектики, как известно, гласит о том, что развитие жизни происходит в силу заложенных в ней противоположностей. Единство и противостояние разностей, двойственность мира сказываются буквально во всём, в том числе и в русской народной пляске. В этой связи, обратите внимание на то, как сочетаются разные элементы в поклонах, приветствиях и приглашениях, в каких отношениях они находятся друг к Другу.
Вообще в традиционной русской народной хореографии много противоречий. Мы немного касались этого вопроса, рассказывая об основополагающих «коленах» русской пляски. Здесь мы можем добавить и уточнить, что любая русская пляска складывается из разных искусств: музыки, движений, костюма, этикетного поведения. Причём, внутри каждого из этих искусств имеются свои внутренние противоречия. В пляске, например, они обнаруживаются на уровне «колен», которые состоят из разнонаправленных действий. «Колена», в свою очередь, составляют плясовые движения. Из них складываются «комбинации движений», «плясовые мотивы», из которых и строится сама русская пляска. Как видите, одно вытекает из другого.
Так, в основе поклонов, приветствий, как мы выяснили, лежит «маховое движение», то есть наклон корпуса, головы, сопровождаемый движениями рук. Напомним, что и само «маховое движение» представляет собой сочетание двух противоположных действий — сгибание и разгибание. Уже в них намечены противоречия, которые в дальнейшем укрепляются, усложняются. Таким образом, все плясовые движения этой (и не только этой!) группы представляют собой структуры, элементы которой находятся в постоянном противостоянии друг с другом. Они, взаимодействуя меж собой, влияют один на другого, изменяются сами, преобразуют себя и преобразуют друг друга. Эта тенденция наблюдается в движениях всех последующих групп. По ходу анализа мы будем указывать вам на её проявления.

Читайте также:  Предвестники войны народные приметы

Источник

Поклоны в русском танце

Поклоны в русском танце — это обычай приветствовать людей дошедший до нас из глубокой древности. Раньше говорили «бить челом», то есть почтительно кланяться, благодарить, приветствовать. На Руси, где при подходе ко многим городам дороги поднимались на холм или высокий гребень, существовал такой обычай: путники, пешие или конные, ехали ли они на телегах или в экипажах, слезали с коней, выходили из экипажей и кланялись городу. Такие холмы назывались поклонные. Во многих городах России и до наших дней остались эти названия — Поклонная гора. Значение поклонов в русском танце может быть самое разнообразное — это поклоны приветствия, благодарности, прощания, уважения, приглашения на танец и т.д. Поклоны могут выполняться на месте, а также в продвижении. В различных танцах разных областей могут встречаться своеобразные стилистические особенности, нюансы, отклонения, характерные окраски исполнения поклонов. Почти все

бытовые поклоны перешли в танец и были дополнены и украшены движениями рук и ног. Существует несколько видов поклонов:

1. Маленький поклон — с легким наклоном корпуса вперед происходит плавный кивок головы с возвращением в исходное положение.

2. Поясной поклон — верхняя часть туловища от пояса наклоняется. Такой поклон был распространен как у женщин, так и у мужчин. В боярских домах женский поклон в пояс во время церемонии встречи гостей назывался «малым обычаем». Правая рука поднималась впереди по корпусу или со стороны, прикладывалась к левой стороне груди и в этом положении делался наклон головы и корпуса вперед.

3. Поклон ниже пояса — глубокий низкий поклон до земли. Чаще всего это мужской поклон. Чем ниже поклон, тем больше проявлялось уважение. Иногда при глубоком поклоне рука или шапка касались земли. Правая рука поднималась тыльной стороной и, не сгибаясь вместе с сильным наклоном корпуса опускалась вниз почти касаясь пола.

4. У мужчин все вышеописанные положения в поклонах, могут быть исполнены на опорном колене с вытянутой работающей ногой вперед или в сторону.

5. Обе руки открываются через первую позицию во вторую и, соединив обе ладони на груди, держатся так, пока происходит поклон. При возвращении в исходное положение руки опускаются вдоль корпуса. (Бытуют в народе и другие своеобразные поклоны, сложные по исполнению, которые требуют большой пластичности рук, музыкальности и танцевальности исполнителя. Они встречаются в хороводах центральных, северо — западных областей России.)

6. Сложный праздничный женский поклон — обе руки поочередно со второй позиции описывают небольшой кружок кистью по направлению к голове. Если левая рука начинает двигаться от локтя влево, голова вместе с наклоном корпуса поворачивается влево; взгляд следует за движением кисти левой руки. Девушка во время этого поклона как бы любуется собой в зеркале, или в отражении воды, поочередно поглаживая бусинки или другие украшения головного убора.

7. Женский поклон с поочередным раскрыванием и закрыванием концов большого платка накинутого на плечи. С открыванием правой руки вправо, голова поворачивается вслед за рукой и наоборот. Правую руку закрыть на уровне диафрагмы, под грудью, левую подвести параллельно, небольшой вздох и одновременный поклон вниз — концы платка раскрываются вдоль корпуса.

8. Праздничный мужской поклон «расстелить дорожку». Руки, сгибаясь в локтях, поднимаются до уровня подбородка, затем корпус вместе с руками начинает сгибаться в поясе. Руки, оставаясь параллельными, начинают двигаться от локтей вниз и назад к корпусу, не прижимаясь к нему. Локти отводятся назад. Это исполняется дважды, затем руки разводятся в стороны, а корпус выпрямляется. В этом поклоне усиленная просьба, двойное приглашение, любовь к девушке. Может выполняться с подходом вперед и отходом назад.

Источник

Движения рук и поклоны в бальных танцах в русском стиле

Исполнение бальных танцев в русском стиле имеет свою специфику и технику движений. От танцоров требуется освоение определенной манеры исполнения и характера движений этих танцев, которые выражаются в связи форм и линий движений с содержанием, смыслом, чувством и настроением танца.

Позиция кисти

Кисть – длинная, все пальцы вытянуты и собраны вместе, ладошка плоская. Большой палец прижат к ладони рядом с указательным пальцем.

Позиция руки

В бальных танцах в русском стиле – руки слегка согнуты в локтях и плавно закруглены. При этом локоть не поворачивается вниз, не опускается.

Кисть – мягкое продолжение руки и слегка повернута ладонью вперед/вверх.

Локти закруглены и направлены в стороны.

Кисти чуть повернуты ладонями вверх.

Локти закруглены и направлены назад.

Кисти естественно завершают чуть округленную линию рук, идущую от плеча немного вперед и вниз. Кисти раскрыты вперед/вверх, ладони смотрят вверх.

Ладонь полностью лежит на бедре, плотно прижата: четыре пальца кисти плотно соединены и направлены вперед, большой палец кисти направлен назад. Локоть направлен в сторону, для чего его необходимо подать вперед, но без движения и подъема плеч.

Читайте также:  Урок по теме образы народных заступников в поэме кому на руси жить хорошо

Движения рук.

Раскрытие рук в стороны (из положения на поясе) и перевод рук обратно на пояс.

Особое внимание при исполнении бальных танцев в русском стиле следует обратить на движения рук, для которых характерны плавные, широкие переводы из положения на талии в положение в сторону и обратно.

Упражнения по раскрытию рук.

Музыка:

Музыкальный размер 2/4. Счет: 1-2

Исходное положение:

Упражнение 1. Движение одной рукой.

Раскрыть правую руку в сторону:

1- Открыть правую руку вперед (в 1 позицию).

Локоть закруглен и направлен в сторону, кисть чуть повернута ладонью вверх.

2- Раскрыть правую руку в сторону (не полностью раскрытая 2 позиция).

Локоть округлен и направлен назад. Кисть повернута ладонью вверх, ладонь плоская, все пальцы собраны.

Голова слега поворачивается в сторону работающей руки, взгляд сопровождает движение руки. 2 такт

Перевести (закрыть) правую руку на талию:

2- Плавно поставить правую руку на талию.

Повторить эти движения левой рукой.

Упражнение 2. Движение двумя руками одновременно.

Раскрыть обе руки в стороны:

1- Открыть руки вперед (в 1 позицию).

Локти закруглены и направлены в стороны, кисти чуть повернуты ладонями вверх.

2- Раскрыть руки в стороны (не полностью раскрытая 2 позиция).

Локти округлены и направлены назад. Кисти повернуты ладонями вверх, ладони плоские, все пальцы собраны. 2 такт

Перевести (закрыть) обе руки на талию:

2- Плавно поставить обе руки на талию.

Характер движения рук плавный, фиксируются исходное положение на талии и положение рук в стороны.

При обратном движении рук (закрытии на талию) необходимо следить, чтобы, проходя через 1 позицию, кисти не поворачивались ладонями вниз.

Музыка:

Музыкальный размер 2/4. Счет: 1-И-2-И

Исходное положение:

Партнеры стоят рядом, лицом в центр круга (девочка справа от мальчика).

Руки опущены вниз, вдоль корпуса.

Поклон мальчика:

1- Шаг правой ногой вперед/в сторону (по диагонали) перед девочкой, с поворотом на подушечке правой ноги вправо на 180 град., лицом к девочке. Руки остаются опущенными вниз, вдоль корпуса.

2- Приставить правую ногу к левой ноге в 1 позицию и выполнить мягкий и неспешный поклон головой.

Поклон девочки:

1- Шаг правой ногой в сторону, вправо. Руки остаются опущенными вниз, вдоль корпуса.

И- Приставить левую ногу к правой ноге в 1 позицию. Голова приподнята.

2- Выполнить мягкий и сдержанный поклон головой с небольшим наклоном корпуса вперед. Взгляд опускается вниз, в пол. Руки мягко удерживаются вдоль корпуса. Ноги выпрямлены в коленях.

Следить за тем, чтобы при корпусном наклоне девочки спина была прямая, плечи отведены назад.

Характер поведения партнеров в бальных танцах в русском стиле.

При исполнении танца взгляд партнера, как правило, обращен на партнершу, кроме тех случаев, когда необходимо подчеркнуть движение руки в сторону поворотом головы и корпуса.

Партнерша должна быть очень скромна и сдержана, особенно в медленных танцах, взгляд ее отведен от партнера в сторону и может быть немного опущен.

Литература

Видео к танцевальным движениям в русском стиле

Необходимо отметить, что при исполнении бальных танцев, сохраняя основную стилистику движений русского народного танца, выполнять все движения следует значительно сдержанней и мягче.

Источник

План – конспект занятия на тему: ПОСТАНОВКА ЭЛЕМЕНТОВ РУССКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА » РУССКИЙ ХОРОВОД»

ЦЕЛЬ: познакомить с традициями русского народного танца; показать многообразие его видов и различную манеру исполнения.

Скачать:

Предварительный просмотр:

ГБОУДО города Москвы

ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «СВИБЛОВО»

План – конспект занятия

РУССКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА

Педагог дополнительного образования: Илларионова Н.В.

ЭЛЕМЕНТОВ РУССКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА.

Возраст обучающихся: 12-14 лет

Форма занятий: групповая, состав 12 человек

ЦЕЛЬ: познакомить с традициями русского народного танца; показать многообразие его видов и различную манеру исполнения.

Для педагога: музыкальный центр, CD и DVD диски с музыкальным и видео материалом, компьютер, экран, стенд с фотографиями.

Для обучающихся: костюмы для танца.

Большой, светлый, хорошо проветриваемый хореографический зал с большими окнами, зеркалами и хореографическими станками.

Начало занятия: вход в зал и поклон (под русско-лирическую музыку простым переменным шагом; русский поклон).

Проверка присутствующих, внешнего вида, готовности к занятию, настроения.

Танец – это яркое, красочное творение народа, являющееся эмоциональным художественным специфическим отображением его многовековой многообразной жизни. Народный танец всегда имеет ясно выраженную тему и идею – он всегда содержателен. В танце всегда существуют драматургическая основа и сюжет, в нем есть и обобщенные и конкретные художественные образы, которые создаются посредством разнообразных пластических движений и пространственных рисунков – построений.

В танце прежде всего существует радость, веселье, и не случайно в древнем русском словаре «Азбуковнике иностранных слов, перешедших в русский язык», – рядом со словом «танец» стоит слово «лик» (славянское «лик» – лицо, образ, а также хор, собрание ликующих, поющих). Танцую – значит «ликую», пою душой, праздную, радуюсь, веселюсь.

Читайте также:  Решение исполкома районного совета народных депутатов

2. Этап подготовки детей к усвоению знаний.

Мотивация на успех: высокохудожественное исполнение номера.

Разминка: обработка правильной постановки корпуса, работа над развитием основных групп мышц и суставов.

3. Создание психологического настроя на учебную деятельность.

Активизация внимания: повторение изученных танцевальных элементов, работа в парах, этюды на артистизм.

Замечания педагога, поощрения.

Импровизации на тему русских танцев (для отдыха и переключения детей на основную часть занятия).

Развитие русского народного танца тесно связано со всей историей русского народа. Уже на раннем этапе язычества, в период становления восточных славянских племен, существуют народные игрища или сходбища, где встречались племя, род или несколько племен или родов. Обожествляя солнце, гром, молнию, реки, огонь, камни и другие предметы, славяне поклонялись им. Весь окружающий мир воспринимался ими в конкретных одушевленных образах. На игрищах славяне веселились и совершали обряды, чтобы умилостивить природу, состоящую по их понятиям из множества могучих существ, богов и духов. Эти обряды сопровождались хороводами, игрищными плясами, пением, игрой на музыкальных инструментах и заклинаниями. Менялись эпохи, менялось отношение к народному танцу, но он не потерял своей самобытности, своих подлинно народных корней. Русское танцевальное искусство является неотъемлемой частью общенациональной культуры. Красотой русского танца восхищались и Г.Р. Державин, и А.Н. Радищев, и А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, М.Ю. Лермонтов, Л.Н. Толстой и многие другие русские писатели и деятели культуры. Державин оставил восторженное стихотворение, воссоздающее картину русской девичьей пляски:

Зрел ли ты, певец тиинский,

Как в лугу весной бычка

Пляшут девушки российски

Под свирелью пастушка?

Как, склонясь главами, ходят,

Башмачками в лад стучат,

Тихо руки, взор поводят

Русский танцевальный фольклор бережно хранится и развивается. Среди прославленных профессиональных коллективов, хранящих и воссоздающих традиции русского танца, можно назвать Государственный академический ансамбль народного танца им. И.А. Моисеева, Государственный академический хореографический ансамбль «Березка» и многие другие.

Хоровод – один из основных жанров русского народного танца. Это не только самый распространенный, но и самый древний вид русского танца. Не случайно основное построение хоровода – круг, его круговая композиция и движение по ходу солнца, хождение за солнцем, «посолонь», берут свое начало из старинных языческих обрядов и игрищ славян, поклонявшихся могущественному богу солнца – Яриле.

Хороводы весьма разнообразны в своих построениях: можно встретить двойной круг – круг в круге, или два круга рядом, иногда они переливаются один в другой, образуя «восьмерки», зигзаги, линии. Каждый рисунок, каждое построение хоровода имеет свое определенное название, например, «круг», «воротца», «восьмерка», «колонна», «корзиночка», «карусель» и т.д.

Хороводы исполняются в медленном, среднем и быстром темпах, но все же при слове «хоровод» возникает картина плавного движения стройных девушек – «лебедушек», уверенная поступь парней – «ясных соколов» и разнообразные замысловатые рисунки.

Выполнение тренировочных упражнений на освоение и закрепление знаний, умений и навыков по образцу. Постановка элементов русского народного танца.

Показ педагогом и выполнение обучающимися упражнений у станка.

Полуприседания и полные приседания: муз. размер 2\4; в русском лирическом характере.

2 полуприседания – 1 такт в закрытой позиции, 2 такт в выворотной позиции.

1 полное приседание – на два такта.

Упражнения на развитие подвижности стопы и каблучные упражнения: муз. размер 2\4; в русском плясовом характере.

Маленькие броски: муз. размер 2\4; в русском плясовом характере, в сочетании с приседанием и ударом в позицию.

Круговые движения ногой по полу: муз. размер 3\4, Мазурка. В комбинации используется ключ и переступание с маленьким броском в сторону. Обязательна работа головы.

Каблучные упражнения и верёвочка: муз. размер 2\4, в русском плясовом характере. В комбинации с верёвочкой используются молоточки и вынос ноги на каблук с ножницами.

Соскоки: муз. размер 2\4; в белорусском характере «Лявониха».

Развороты бедра: муз. размер 6\8; в молдавском характере, музыка молдавская Хора. Комбинация в сочетании с tombee и releve. Рука открыта в сторону.

«Мазки»: муз. размер 2\4; в цыганском характере.

Большие броски: муз. размер 2\4; в венгерском характере, в сочетании с developpe и с выпадом в колено с разворотом.

Повторение изученных ранее элементов русского танца: «моталочка», «молоточки», «веревочка», «дробь».

Комбинация с «моталочкой». В комбинации используются «молоточки» и «вихилястник».

Комбинация с «верёвочкой»: одинарная, двойная, с ударом, с выносом на каблук (темп!).

Основные фигуры хороводов: круг, восьмерка. Шаг: простой, переменный.

6. Этап. Закрепление изученного.

Формирование визуальных представлений о русских народных танцах. Показ видеоматериалов.

Исполнение выученных элементов и комбинаций.

Уровень исполнения элементов танца удовлетворительный.

Дети самостоятельно отмечают лучших. Педагог эмоционально поддерживает остальных.

Указания на дом: совершенствование изученных элементов.

Перспектива на следующее занятие: изучение комбинаций русского народного танца.

Занятие прошло в режиме диалога воспитанников с педагогом. Атмосфера – творческая, доброжелательная. Тема занятия в целом раскрыта, поставленные задачи решены: освоены элементы русского народного танца – хоровода.

Источник

Поделиться с друзьями
Блог о здоровье и полезных жизненных советах
Adblock
detector