Политика народного фронта ссср

Социально-экономическая политика правительств «Народного фронта». Историография Н.Ф. во FRA.

1-е правит-во Н.Ф. – лидер СФИО Л. Блюм; лето 1936 стих. pабастовки с треб осущ. программы Н.Ф. – более 130 законов соц. напр-ти à основа – «Матиньонские соглашения» м/ду Всеобщ. конф. фр. промыш-ов и объед. ВКТ: повыш з/п на 7-15%, особо низкая – в 2-3 раза; раб. избирают делегатов, следивших за исполн. колл. договоров; предпр. обязыв. уважать права рабочих и не наказывать за участие в забастовке.

Правит-во Блюма проводит важный антифаш. закон о запрещ. фаш. лиг; 3 самых попул. закона у рабочих: о 40час раб.неделе без сокращ. з/п; об оплач. отпуске 2 нед. + проезд на ж/д меньше на 40-60%; о колл. договорах; др. законы: повыш. з/п горянкам и гос. служ-м; увел. пенсии фронтовикам; орг-я общ. работ для б/раб., пособия по б/раб.; отстрочка по долгам в промыш-ти, торговле, с/х; м. торговцам – льготные кредиты; созд. Нац. посредн. бюро по продаже зерна по тв. ценам – усил. вмеш-ва в эк-ку; сел. жителям выплачивалось сем. пособие; 1937 – налог. реформа: для мел. предпр. налог – 2% с оборота, для круп. – 6%, повыш. на круп. насл-ва и доходы; реформа FRA Б. – под контроль гос-ва, но не национ-я (упр-е Б. – ген.совет, назн. правит-ом + входили предст. профсоюзов и др. общ. орг-й); част. национ-я военн. промыш. в огран. масшт., полностью национ-ны ж/д – Нац. общество FRA ж/д – акц. компания (гос/частн.)

Противоречия Н.Ф.: 1) Гр. война в ISP: FRA имеет прямой инетерес, в случае победы Франко – окруж. фаш. гос-вами + воодуш. FRA фаш. орг-й; придерж. политики невмеш-ва: радикалы, социалисты – за, коммунисты – против; 2) проблема использ. полит. свобод правоэкстрем. группир-ми (ликвид. только военизир-е) – ряд провокац. митингов; 3) соц-экон. политика: соц. меропр. Н.Ф. улучш. полож. труд-ся, но à дефицит бюджета; круп. бурж. отказ платить налоги в полном V 3 – «бегство капиталов».

Попытки решения: ФКП – устан. чрзв налога на круп. сост-я и введ. фиск. Удостов. à соц-ты и радикалы против; решение о девальвации франка (сниж зол. содерж., ин. стоимости на 30%) èудешевление FRA товаров за границей + снижение покуп. способности франка внутри страны (ФКП девальв. не одобрил, но подд. правит-вл Блюма для сохр-я Н.Ф.); февраль 1937 – Блюм, ссылаясь на тяж. фин. положение – «передышка» (ФКП против паузы, радикалы – виновато соц. закон-во); июль 1937 – план по оздор. Финансов (повыш. косв. налогов на труд-ся, увел. прямых налогов на круп. капитал) à Сенат отверг à ФКП предлож конфл. С Сенатом à Блюм сложил полномочия è кризис Н.Ф.; след. 2 правит-ва Шотана продолж. «передышку».

Источник

Социально-экономическая политика правительств «Народного фронта». Историография Н.Ф. во FRA.

1-е правит-во Н.Ф. – лидер СФИО Л. Блюм; лето 1936 стих. pабастовки с треб осущ. программы Н.Ф. – более 130 законов соц. напр-ти à основа – «Матиньонские соглашения» м/ду Всеобщ. конф. фр. промыш-ов и объед. ВКТ: повыш з/п на 7-15%, особо низкая – в 2-3 раза; раб. избирают делегатов, следивших за исполн. колл. договоров; предпр. обязыв. уважать права рабочих и не наказывать за участие в забастовке.

Правит-во Блюма проводит важный антифаш. закон о запрещ. фаш. лиг; 3 самых попул. закона у рабочих: о 40час раб.неделе без сокращ. з/п; об оплач. отпуске 2 нед. + проезд на ж/д меньше на 40-60%; о колл. договорах; др. законы: повыш. з/п горянкам и гос. служ-м; увел. пенсии фронтовикам; орг-я общ. работ для б/раб., пособия по б/раб.; отстрочка по долгам в промыш-ти, торговле, с/х; м. торговцам – льготные кредиты; созд. Нац. посредн. бюро по продаже зерна по тв. ценам – усил. вмеш-ва в эк-ку; сел. жителям выплачивалось сем. пособие; 1937 – налог. реформа: для мел. предпр. налог – 2% с оборота, для круп. – 6%, повыш. на круп. насл-ва и доходы; реформа FRA Б. – под контроль гос-ва, но не национ-я (упр-е Б. – ген.совет, назн. правит-ом + входили предст. профсоюзов и др. общ. орг-й); част. национ-я военн. промыш. в огран. масшт., полностью национ-ны ж/д – Нац. общество FRA ж/д – акц. компания (гос/частн.)

Противоречия Н.Ф.: 1) Гр. война в ISP: FRA имеет прямой инетерес, в случае победы Франко – окруж. фаш. гос-вами + воодуш. FRA фаш. орг-й; придерж. политики невмеш-ва: радикалы, социалисты – за, коммунисты – против; 2) проблема использ. полит. свобод правоэкстрем. группир-ми (ликвид. только военизир-е) – ряд провокац. митингов; 3) соц-экон. политика: соц. меропр. Н.Ф. улучш. полож. труд-ся, но à дефицит бюджета; круп. бурж. отказ платить налоги в полном V 3 – «бегство капиталов».

Попытки решения: ФКП – устан. чрзв налога на круп. сост-я и введ. фиск. Удостов. à соц-ты и радикалы против; решение о девальвации франка (сниж зол. содерж., ин. стоимости на 30%) èудешевление FRA товаров за границей + снижение покуп. способности франка внутри страны (ФКП девальв. не одобрил, но подд. правит-вл Блюма для сохр-я Н.Ф.); февраль 1937 – Блюм, ссылаясь на тяж. фин. положение – «передышка» (ФКП против паузы, радикалы – виновато соц. закон-во); июль 1937 – план по оздор. Финансов (повыш. косв. налогов на труд-ся, увел. прямых налогов на круп. капитал) à Сенат отверг à ФКП предлож конфл. С Сенатом à Блюм сложил полномочия è кризис Н.Ф.; след. 2 правит-ва Шотана продолж. «передышку».

Источник

Определение фашизма в докладе Г. Димитрова и тактика Народных фронтов: история и современность

Введение

В настоящее время одним из важнейших и в то же время часто дискутируемых вопросов является вопрос о фашизме. К сожалению, фашизм во многом превратился в ругательное слово, за руганью же часто теряется научная и классовая сущность данного явления. Отсюда, пользуясь незнанием трудящимися сущности фашизма, фашизмом клеймят всё, что не нравится, либо что должно не понравиться. Часто можно встретить отождествление фашизма с нацизмом, что также не верно и не способствует научному пониманию ситуации. Не менее дискуссионным является и вопрос о противостоянии фашизму, о конкретных формах стратегии и тактики этого противостояния. В частности, неоднозначно среди екоторых левых и коммунистов оценивается и тактика коммунистических партий в условиях наступления фашизма, а именно тактика Народных фронтов. Актуальность темы понимания фашизма и борьбы с ним состоит в том, что фашизм не ушёл в прошлое, а продолжает поднимать голову сегодня. Это мы видим и на примерах ряда стран постсоветского пространства. Наиболее явно это проявляется на Украине, но также фашизация полным ходом идет и в России, Казахстане, странах Средней Азии (особенно Туркмении), где вместе со сворачиванием даже буржуазной демократии и расстрелом рабочих (пример Жанаозена чего стоит!), поднимают голову откровенно традиционалистские, клерикальные ультраправые силы. Следовательно, коммунисты должны вырабатывать тактику противодействия фашизму, но для этого необходимо выработать научное понимание фашизма, а также изучить опыт прошлого, его позитивные и негативные уроки.

Читайте также:  Посуда русского народного промысла

Демонстрация Народного фронта, Франция

Люди приветствуют победу на выборах Народного фронта в Испании

Фашизм: понятие, условия возникновения и современность

После победы Великой Октябрьской социалистической революции, мир вступил в новую эпоху – эпоху перехода от капитализма к коммунизму, эпоху пролетарских революций. Вместе с тем революционное движение столкнулось со сложностями: очаги мировой революции в разных странах были подавлены, выстоявшее Советское государство оказалось во вражеском окружении, коммунистические партии и революционное движение хоть и вышли на качественно новый уровень, но по-прежнему в европейских странах уступало реформистам. Это видно по выборам в парламенты ряда европейских стран. Так, например, в Великобритании на выборах в Палату общин Рабочая партия получала в 1922, 1923, 1924 гг. от 29 до 33 % голосов. А компартия – менее 0,3 %. В 1929 г. Рабочая партия получила голоса 8 370 417 избирателей – 37% и 287 мандатов. А компартия – 50 634 голоса – 0,2% и 0 мандатов. Похожие результаты были и во Франции, где социалисты в 1924,1928 и 1932 годах получали 20,1%, 18,1% и 20,5%, а коммунисты 9,8%, 11,3% и 8,35%. В 1920-е годы в Австрии коммунисты получали на выборах меньше 1% голосов, в Польше 1-2%, в Швеции 3-6%. В Германии в результате выборов в Рейхстаг в 1920, 1924, 1928 и 1930 годах коммунисты получили 2,1%, 12,6%, 10,6%, 13,1%, социал-демократы же 21,7%, 26,8%, 29,8% и 24,5%. Это при том, что правые фашистские силы только увеличивали свое влияние. Так, национал-социалисты улучшили свои позиции с 3% голосов в 1924 году до 18,33% в 1930, получив 107 мандатов. (см http://www.agitclub.ru/front/com/stal/class.htm). Как видно, несмотря на существенный рост коммунистического влияния, капитализм не собирался сдаваться и использовал новые, наиболее античеловеческие и варварские формы для сохранения своего господства.
Так и произошло. Капитализм в 1920-е и особенно 1930-е годы для сохранения своего господства, подавления рабочего и революционного движения в своих странах и уничтожения первого в мире социалистического государства пролетарской диктатуры стал прибегать к прямому террору, наступлению не только на социально-экономические, но даже буржуазно-демократические свободы. Фашизм использовал национальные чувства масс, связанные с унижением Версальской системой (особенно в странах, проигравших в Первой мировой войне), социальную и даже псевдосоциалистическую демагогию. Всё это помогло ему увлечь за собой в ряде стран широкие слои мелкой буржуазии, люмпен-пролетариата и даже некоторые отряды рабочего класса. Основной целью фашизма была борьба с революционной угрозой, военный разгром СССР и уничтожение большевизма.

Г. Димитров на VII конгрессе Коминтерна

Особенно стоит отметить ответственность социал-демократии за приход к власти фашизма. Своим реформизмом она дезориентировала рабочий класс, отучала его от борьбы. Своей половинчатостью и нерешительностью она не создавала должного отпора фашизму, а то и шла у него на поводу. В конце концов, Гитлер пришел к власти в Германии, где у власти находились социал-демократы. Да и в отношении тактики единого рабочего фронта социал-демократия постоянно уклонялась от союза с коммунистами. Так, уже в 1935 году, когда Исполком Коминтерна обратился к Социалистическому рабочему интернационалу с предложением объединить усилия против военной опасности, Исполком Социнтерна отклонил предложение коммунистов.
Во всех странах, где фашизм приходил к власти, главным врагом фашизма всегда являлись коммунисты, на них и обрушивались в первую очередь репрессии. Они же, коммунисты, являлись главными организаторами антифашистского сопротивления. Однако, кроме этого, фашизм осуществлял наступление и на буржуазную демократию, буржуазно-демократические организации, тем самым бил не только по революционному лагерю пролетариата, но и по другим силам, заинтересованным в буржуазной демократии. Поэтому, при очевидной стратегической линии на социализм, без установления которого окончательно победить фашизм невозможно, на отдельных тактических этапах борьбы с фашизмом целесообразно взаимодействие коммунистических сил с силами буржуазной демократии. Отсюда напрашивалась тактика единого фронта со всеми демократическими силами.

Тактика Народного фронта

Антифашистская демонстрация в Филадельфии, 1939 год

В чем заключалась новая тактика?

Во-вторых, с учетом международной обстановки и угроз, которые исходят от фашизма международному коммунистическому движению и его главному оплоту – СССР, главным противником становился фашизм. Огромную роль играло существование социалистического государства. Сам факт того, что в мире есть социалистическое государство (причем, достаточно крупное и сильное), заставлял буржуазию капиталистических стран оглядываться в своей политике на этот фактор, позволял трудящимся выбивать больше уступок. В области формирования народного антифашистского фронта давление на буржуазию капиталистических государств осуществлялось с двух сторон: со стороны трудящихся этих государств и со стороны внешней политики, направленной на реальную борьбу с фашизмом, проводимую СССР. В этом смысле можно смело сказать, что поддерживая буржуазную демократию против фашизма, трудящиеся поддерживали политику своего социалистического государства – СССР.

В-третьих, в борьбе с фашизмом допускалось опираться на силы буржуазной демократии, заключать коалиции, выступать единым фронтом со всеми прогрессивными демократическими силами (в первую очередь, социал-демократами) на уличных акциях, в выборных кампаниях, формировать единый профсоюзный фронт и пр. При этом, коммунисты оставляли за собой право идеологической борьбы с оппортунизмом и соглашательством (VII конгресс Коммунистического Интернационала и борьба против фашизма и войны. (Сборник документов). М., Политиздат, 1975. С. 183).

В-четвертых, допускалось коммунистам входить в правительство народного фронта или иным способом поддерживать это правительство в борьбе с фашизмом. При этом, подчеркивалось, что это правительство не принесет окончательного спасения, что полное освобождение возможно лишь при советской власти. Именно поэтому такое правительство не может «окончательно устранить угрозы фашизма» (VII конгресс Коммунистического Интернационала и борьба против фашизма и войны. (Сборник документов). М., Политиздат, 1975. С. 177). Тем не менее, как тактический этап поддерживать такое правительство против фашизма считалось допустимым.

Читайте также:  Сухой плеврит народные средства

Французский Народный фронт выступает против фашизма

В-пятых, в условиях империалистической войны, коммунисты капиталистических государств, которые подверглись фашистской агрессии, должны были бороться с агрессором. Так, в постановлении ИККИ от 1 апреля 1936 года указывалось, что в группе стран – потенциальных жертв агрессии центральной задачей становится борьба за национальный антигитлеровский фронт всех демократических, прогрессивных и патриотических сил. Почему нельзя было применить тактику желания поражения своему правительству в империалистической войне, как это делали большевики во времена Первой мировой войны? Ведь война для империалистов Англии, Франции была тоже империалистической, как и для Германии. Потому что в новых условиях фашизм представлял собой наиболее агрессивный отряд буржуазии, наиболее жесткий вариант шовинизма, наиболее воинствующий и антикоммунистический ударный кулак буржуазного класса. Если империалисты Англии, США и Франции представляли угрозу на перспективу, то фашизм угрожал всему человечеству здесь и сейчас. Главным образом, фашизм стремился развязать войну с первым социалистическим государством. Отказ противодействовать фашизму означал оказание фактической помощи фашизму в борьбе с первым в мире социалистическим государством, а следовательно, и с коммунистическим движением во всем мире.

Опыт Народных фронтов и современность

Испания. В Испании борьба с фашизмом вылилась в Гражданскую войну, продолжавшуюся несколько лет. В 1936 году был подписан пакт Народного фронта, куда вошли коммунисты, социалисты, левые республиканцы, ряд профсоюзов, студенческих и крестьянских организаций. Народный фронт добился победы на выборах в кортесы в феврале 1936 года. Надо отметить, что данная победа не была с абсолютным перевесом. Народный фронт получил в кортесах 263 места из 473. Коммунисты получили 18 мандатов. 18 июля 1936 года Франко при поддержке фашистской Италии и нацистской Германии начал фашистский мятеж. В конце того же года было сформировано правительство народного фронта во главе с лидером левых республиканцев Ф. Ларго Кабальеро. Коммунисты в правительство вошли с целью укрепления антифашистских сил. Реформы правительства Кабальеро были нерешительными и непоследовательными. И тем не менее, удалось наметить ряд важных мер, реализованных позднее (национализация крупных промышленных предприятий, банков, принадлежащих предательски настроенным капиталистам и пр.). Весной 1937 г. противоречия между левым и правым политическим флангами республиканцев обострились, что привело к падению правительства Ларго Кабальеро 13 мая 1937 года. 17 мая 1937 г. образовалось правительство Народного фронта во главе с Хуаном Негрином. Данное правительство действовало более решительно и провело ряд мер: была национализирована часть фабрик, проведена аграрная реформа, дисциплинирована армия, уничтожено господство финансовой олигархии (Коваль Б.И. Революционный опыт ХХ века. М.: Мысль. С. 224).

В марте 1939 года республика потерпела поражение. Одной из причин стало ослабление народного фронта, вызванное разногласиями организаций в народном фронте, а также преступная политика невмешательства, проводимая западными странами, и непоследовательность испанской буржуазии в борьбе с фашизмом. Получилась печальная картина: фашистским мятежникам Франко помогали полным ходом Германия и Италия, республиканским же силам помогал лишь один Советский Союз.

Выводы

Во всех практических опытах реализации тактики Народного фронта есть свои особенности, но нам важно обозначить общие закономерности становления, развития и распада Народных фронтов. На наш взгляд эти закономерности можно свести к четырем.
Во-первых, исторический опыт показал, что Народный фронт действительно смог стать реальным препятствием на путях наступления фашизма. С этой точки зрения как антифашистская сила Народный фронт сумел сплотить значительные широкие массы трудящихся, укрепить авторитет коммунистов как наиболее последовательной антифашистской силы. В конечном счете, тактика широкого народного антифашистского фронта привела к установлению советской власти в ряде государств Восточной Европы.
Во-вторых, Народный фронт явился одной из форм смычки пролетариата с широкими слоями трудящихся, что приводило к укреплению влияния коммунистов не только на заводской пролетариат, но и на других слои трудящихся (мелкую буржуазию, студенчество, трудовую демократически настроенную интеллигенцию).
В-третьих, во всех случаях буржуазия показывала свою непоследовательность в борьбе с фашизмом. Буржуазия оказывалась ненадежным союзником даже в деле защиты буржуазной демократии от фашизма, была склонна к переговорам и умиротворению фашистов, а то и прямому пособничеству фашизму. Последовательная антифашистская политика проводилась лишь коммунистами. И это не удивительно – ведь, несмотря на определенную разницу, и фашисты, и антифашистски настроенные круги буржуазии – представители одного класса и порождение одной системы, поэтому неудивительно, что буржуазная демократия зачастую боится больше союзников из коммунистического лагеря, чем противников из фашистского.

В-четвертых, буржуазный антифашизм очень быстро становился своей противоположностью, что отчетливо можно наблюдать в особенности на французском примере, когда правительство Даладье осуществило запрет на коммунистическую печать и деятельность, а также проводила политику умиротворения во внешней политике, что способствовало усилению позиций Гитлера. Это же мы видели в Греции, где революционные силы были задавлены реакционерами, поддерживаемыми британским империализмом (хотя, казалось бы, Великобритания воевала в антигитлеровской коалиции). Да и сама политика буржуазных стран антигитлеровской коалиции весьма показательна. Едва успев закончить Вторую Мировую войну, в США уже разрабатывались вполне серьезные планы атомной бомбардировки крупнейших городов СССР (план «Дропшот»). По своему цинизму и масштабам жертв в случае реализации этих планов, вчерашние антифашисты вполне могли превзойти своих фашистских противников. Да и сам факт сброса атомной бомбы на Хиросиму и Нагасаки тоже показателен. Вчерашние антифашисты быстро превращаются в проводников фашистской политики, будь то внешняя политика, связанная с атомной бомбардировкой мирных городов, или внутренняя, выражающаяся в запрете коммунистических организаций (как, например, во Франции). А всё оттого, что фашизм есть порождение капитала, и пока жив капитализм, всегда будет существовать почва для возрождения фашизма в том или ином виде.

Анализ указанных закономерностей, должен приводить современных коммунистов к определенным выводам:

В-третьих, чтобы быть ядром народного протеста, пролетариат должен стать внушительной силой, отсюда –каждодневная организация пролетариата на борьбу за свои права, а также политическое просвещение широких масс трудящихся являются первейшей обязанностью коммунистов.

Все это, конечно, еще не фашизм как система власти, однако элементы фашизма по всему миру за последнее время только усиливаются. Это означает, что коммунистам всех стран необходимо действовать с учетом конкретной обстановки. Если речь идет об империалистических государствах, то там на первое место должна выходить классовая самоорганизация пролетариата и его политическое просвещение, разоблачение «своего» фашизма, «своей» буржуазии. Для коммунистов империалистических стран должно быть понятно, что главный враг в своей стране. Но это не означает, что нельзя использовать трещины между конкурирующими между собой империалистами в целях усиления позиций рабочего класса, в целях борьбы с явными проявлениями фашизма, в целях противостояния с религиозным радикализмом. Бесспорно в условиях наступления оппортунизма, который превратился в полностью подконтрольный капиталу идеологический и политический инструмент контроля над рабочим классом, борьба с ним для современных коммунистов должна быть одним из приоритетных направлений. В России необходима борьба с шовинизмом, маскирующимся под советские знамена. Не секрет, что формальный статус РФ как правопреемника СССР побуждает ряд сил отождествлять усиление позиций российского империализма с движением к восстановлению СССР. Но мы-то понимаем, что это не так. Мы понимаем, что подлинным условием восстановления подлинного СССР может быть только революционный переход к социализму, а усиление империализма РФ мешает этому процессу. Ведь усиление российского империализма сопряжено с усилением политического влияния российской буржуазии, отсюда играет не на руку силам прогресса, а на руку реакции, регрессу, как и усиление любого другого империализма.

Читайте также:  Русская народная сказка зимовье зверей пересказ

Источник

НАРОДНЫЙ ФРОНТ ВО ФРАНЦИИ

Коалиция левых партий, находившаяся у власти во Франции в 1936-1938 гг.

На выборах 26 апреля-3 мая 1936 г. Народное объединение одержало победу. Из 618 мест оно получило 381 мандат. ФКП увеличила свое представительство с 10 до 72 депутатов, социалисты — с 97 до 146 (они стали крупнейшей фракцией), а вот радикалы потеряли места — со 159 до 106. 4 июня было сформировано правительство социалиста Л. Блюма.

Сразу после победы “Народного фронта” поднялась волна забастовок — рабочие требовали не медлить с реформами, они занимали предприятия. Рабочие вернулись к работе только после того, как на переговорах профсоюзов и предпринимателей было заключены 6 июня Матиньонские соглашения о повышении зарплаты и введении важнейших социальных гарантий, которые затем были закреплены законодательством «Народного фронта». Рабочий день был ограничен 40 часами в неделю, рабочие получали двухнедельный оплачиваемый отпуск. Предприниматели были обязаны заключать с рабочими коллективные договоры, на предприятиях учреждались официальные рабочие представители, которые получали право контролировать соблюдение прав рабочих. Проводилась национализация железных дорог, части военной и угледобывающей промышленности. Было улучшено пенсионное обеспечение, отсрочки по долгам. Была реорганизована банковская система, регулировались цены на зерно, включая его государственные закупки, были выделены средства на проведение общественных работ. Срок обязательного обучения в школе был увеличен с 13 до 14 лет. Гражданские права, существовавшие во Франции, были распространены на колонии.

Коммунисты требовали введения дополнительных налогов на капитал, но и те меры, которые уже были проведены, усилили отток капитала из Франции. 13 февраля 1937 г. Блюм заявил о «паузе» в реформах из-за начавшегося финансового кризиса.

В августе 1936 г. правительство Л. Блюма инициировало политику невмешательства в гражданскую войну в Испании, отказав в помощи родственному режиму Народного фронта в Испании. Эта моральная капитуляция перед лицом фашизма, активно боровшегося против Испанской республики, разложила французский «Народный фронт» сильнее, чем экономические проблемы. Лидеры СФИО и радикалов опасались как противостояния с фашизмом в Европе, так и гражданской войны во Франции, и готовы были идти на далеко идущие уступки правым силам. В июне 1936 г. был принят декрет о роспуске праворадикальных организаций. Однако они сохранились под новыми названиями. 16 марта 1937 г. в парижском пригороде Клиши произошли столкновения между левыми демонстрантами и полицией, защищавшей митинг правых радикалов, погибло 5 человек и 200 было ранено.

В 1937 г. Блюм внес в парламент проект закона о чрезвычайных финансовых полномочиях правительства. Палата депутатов поддержала его, но сенат отверг законопроект. Несмотря на поддержку правительства в парламенте, 22 июня 1937 г. Блюм подал в отставку. Стало ясно, что французский «Народный фронт» не готов к более глубоким преобразованиям. Власть перешла к радикалам (К. Шотан, Э. Даладье), которые стали проводить либеральную экономическую политику, экономя на социальных обязательствах государства, данных в 1936 г.

После отставки Блюма была предпринята попытка возродить «Народный фронт» снизу. По инициативе коммунистов и движения против фашизма и войны началось создание сети комитетов Народного фронта, в которые люди объединялись независимо от партийной принадлежности. Создание новой «сверхпартии» вызвало опасения лидеров СФИО и радикалов. Национальный комитет коалиции Народное объединение (Народный фронт) заявил, что не признает комитеты Народного фронта своими.

11 сентября 1937 г. «Тайный комитет революционного действия», известный также как «Кагуль» (балахон), организовал взрывы в зданиях Всеобщей конфедерации французских предпринимателей и Объединения предпринимателей обрабатывающей промышленности. Усилив ощущение нестабильности и левой угрозы, терракты кагуляров позволили правым политикам усилить нажим на наследие «Народного фронта».

19 сентября премьер-министр Шотан заявил, что 40 часовой рабочий день может применяться, только если для этого есть условия. 2 октября в так называемой декларации Рамбуйе правительство официально ограничило закон о социальных гарантиях, обусловив его задачами подъема производства.

Некоторые надежды сторонники «Народного фронта» возлагали на второе правительство Блюма, которое пришло к власти в марте 1938 г. Но Блюм снова потребовал «чрезвычайные полномочия», получил отказ и подал в отставку. 10 апреля к власти пришло правительство Даладье, в котором уже не было социалистов. Даладье опирался не на «Народное объединение», а на правый центр. На первый план его политики вышли внешнеполитические задачи, связанные с проведением политики «умиротворения». В августе правительство приняло чрезвычайные декреты, которые ограничивали социальные гарантии. Даладье ввел 48 часовую неделю на предприятиях военной промышленности. Премьер требовал «вернуть Францию на работу».

В октябре 1938 г. из-за участия Даладье в подписании Мюнхенского договора парламентский блок «Народное объединение» распался окончательно. Радикалы в ответ на резкую критику со стороны коммунистов вышли из национального комитета Народного объединения. После этого «Народный фронт» сохранялся как неустойчивая оппозиционная коалиция социалистов и коммунистов, опирающаяся на комитеты «Народного фронта».

Но, несмотря на упадок движения Народного фронта, его костяк не исчез — после разгрома Франции Германией в 1940 г. он участвовал в движении Сопротивления. Народный фронт в итоге способствовал укреплению гражданского общества Франции, что имело далеко идущие последствия во время войны и после нее. Его завоевания были восстановлены после войны в полном объеме и положили начало социальному государству во Франции.

Источник

Поделиться с друзьями
Блог о здоровье и полезных жизненных советах