Политика народного фронта заключалась в

Политика народного фронта заключалась в

Вы будете перенаправлены на Автор24

Развитие фашистского движения во Франции

После 1933 года (приход к власти Гитлера в германии) во Франции активизировались крайние правые движения. В отличии от Италии и Германии фашистские организации не смогли достичь договорённости и выступить единым фронтом. Объединение французских фашистов называлось лигой. Самой влиятельной была лига «Огненные кресты», созданная в 1927 году под руководством Казимира де ля Рока. Ещё одно объединение фашистов «Французское действие» образовал Шарль Моррас.

Кроме крупных лиг в стране действовало несколько десятков более мелких организаций. Все они призывали к насильственной смене правительства и уничтожению «режима партий». Активизация фашистского движения была вызвана «делом Ставиского».

«Дело Ставиского» – мошенническая операция финансиста Александра Ставиского, заключающаяся в подделке векселей на общую сумму в 200 миллионов франков. Афера была раскрыта, что привело к политическому кризису во Франции в декабре 1933 года.

Готовые работы на аналогичную тему

6 февраля 1934 года фашистские организации попытались штурмовать здание парламента, но неудачно. Тем не менее, этот шаг привёл к консолидации антифашистских сил.

Образование Народного фронта

Первыми за объедение всех сил на борьбу с фашизмом выступили писатели Анри Барбюс и Ромен Роллан. По их инициативе состоялся Международный антивоенный конгресс в Амстердаме. В результате выполнения его решений во Франции был создан Национальный комитет борьбы против фашизма и войны.

Левые партии также стремились объединить свои усилия для борьбы с фашизмом. 27 июля 1934 года социалисты и коммунисты подписали Пакт о единстве действий. В 1935 году при праздновании Дня взятия Бастилии на манифестацию 14 июля вышло около полумиллиона человек. Это послужило датой создания Народного фронта.

Народный фронт – это политических союз левых партий, объединённых общей целью – борьба с фашизмом. Народный фронт находился у власти в 1936-1937 годах.

Из Организационного комитета был сформирован Национальный комитет Народного фронта. В него вошли представители всех крупнейших организаций:

Консолидация антифашистских сил вела к объединению профсоюзных организаций. В 1936 году ВКТ и УВКТ объединились в общую организацию, взявшую старое название – Всеобщая конфедерация труда.

Народный фронт у власти

В 1936 году Народный фронт победил на выборах и образовал правительство во главе с социалистом Леоном Блюмом. Блюм приступил к реализации предвыборной программы:

В правительстве Народного фронта ярко выразились некоторые вопросы, приведшие к разногласию в объединении политических сил.

Непопулярность его шагов привела кабинет к отставке. Вот главе нового правительства в июне 1937 года встал радикал Камиль Шотан. Он продержался у руля власти до марта 1938 года.

Источник

Народный фронт во Франции

Альянс антифашистских сил предложили коммунисты, сумев­шие в начале 1930-х гг. отказаться от лозунга «класс против класса».

Перед угрозой наступления фашизма VII конгресс Коминтерна в августе 1935 г. разработал ряд важных вопросов теории и тактики борьбы с фашиз­мом и создания единого (антифашистского) Народного фронта.

Создание Народного фронта

В июле 1934 г. Французская Коммуни­стическая партия (ФКП) и Социалисти­ческая партия Франции подписали пакт о единстве действий для защиты демо­кратии и конституции, против фашизма и милитаризма. ФКП предложила лозунг «Единство всех прогрессивных сил в рам­ках народного фронта за хлеб, свободу и мир». В следующем году коммунисты и социалисты сумели договориться с пар­тией радикалов и радикал-социалистов о совместных действиях. В сентябре 1935 г. объединённые профсоюзы поддержали блок левых партий. В янва­ре 1936 г. была опубликована программа Народного фронта. Пар­тии, вошедшие в альянс, предлагали активизировать борьбу с фа­шизмом, выступали за защиту политических свобод, демократиза­цию средств массовой информации, за разоружение и в защиту мира. В экономической сфере они также придерживались принци­пов «дирижизма», предлагая национализировать важнейшие пред­приятия и банки, осуществлять плановое развитие экономики и ак­тивное участие государства в инвестиционной политике и финан­совых операциях, а также в регулировании трудовых отношений.

Приход к власти Народного фронта

Апрельские выборы 1936 г. принесли партиям Народного фрон­та уверенную победу. При этом коммунисты впервые получили бо­лее 70 мест в парламенте и сумели увеличить свою численность (350 тыс. человек в 1936 г.). Тем не менее партия решила не входить в состав правительства, чтобы не участвовать в «политических иг­рах» и не «растворяться» в коалиции.

Правительство Народного фронта во Франции

Народный фронт действовал активно. Ему удалось добиться под­писания Матиньонских соглашений между объединённой Всеоб­щей конфедерацией труда (ВКТ) и промышленниками. Договорён­ность предусматривала установление 40-часовой рабочей недели, введение ежегодных двухнедельных оплачиваемых отпусков для на­ёмных работников, повышение зарплаты (в среднем на 12 %). На производстве создавались органы рабочего контроля. Были увели­чены зарплаты госслужащих и пенсии. Специальное Зерновое бю­ро гарантировало крестьянам твёрдые и высокие цены на сельхоз­продукцию. Правительство Народного фронта, как и обещало, по­высило налоги на крупные состояния и сверхдоходы, а для мелких предприятий, наоборот, их снизило. Кабинет начал финансирова­ние сети общественных работ для безработных и «отпускные путе­шествия» наёмных работников. Военный сектор промышленности и железные дороги частично перешли под контроль государства.

Крупные предприниматели отнеслись к политике Народного фронта с подозрением и опаской. За 1936-1937 гг. они перевели из Фран­ции в зарубежные банки примерно 100 млрд франков. Государству не хватало денег на вложения в промышленность. В 1937 г. в стране продолжали расти инфляция и безработица, производство резко сократилось. Парламент (в том числе многие депутаты от Народно­го фронта) отказался поддержать идею премьер-министра Л. Блю­ма о переходе к жёсткому регулированию экономики, введению но­вых налогов на капитал и запрете вывоза капитала за рубеж. Материал с сайта http://doklad-referat.ru

Распад Народного фронта во Франции

Последующие правительства Народного фронта метались от крайности к крайности и не могли найти выход из ситуации. В 1938 г. правительство возглавил радикал Эдуард Даладье. Народный фронт был практически «мёртв». Даладье отказался от программных прин­ципов блока и, хотя ещё не порвал формально союз с левыми, начал активно проводить так называемый «национальный курс».

Серьёзных шансов на успех у Народного фронта не было. Его участников слишком многое разъеди­няло, и им не удавалось договориться о том, что важнее — социальная политика или жёсткий анти­кризисный «дирижизм». Коммунисты хотели бы превратить альянс в массовое общественно-полити­ческое движение, но с этим не были согласны ради­калы, желавшие видеть Народный фронт мощной, но гибкой пар­ламентской коалицией.

Источник

Внешняя и внутренняя политика Народного фронта во Франции.

В 1930 г. генсеком ЦК КПФ становится Морис Торез. При нем стала разрабатываться новая линия коммунистов, задачей которых была борьба с фашистами. 14 июля 1934 г. состоялась демонстрация в Париже. Было решено сформировать пролетарский фронт с фашизмом. Создается специальный следственный комитет. Проводились массовые акции, митинги.

В 1936 г., в условиях мощного антифашистского движения и образования Народного фронта во Франции, рядовые члены Всеобщей конфедерации труда (ВКТ) добились объединительного съезда в Тулузе. Единая ВКТ, в руководство которой от бывшей Унитарной ВКТ (УВКТ) вошел Фрашон, успешно боролась за осуществление программы Народного фронта.

Во Франции проводилась пацифистская политика. Существовало движение «За мир».

В 1935 г. состоялся VII конгресс Коминтерна в Москве. Сталин позволил принять решение о создание Пролетарского фронта, а на его базе и Народного фронта. Встал вопрос о разработке программы Народного Фронта (НФ). Участники хотели отразить в программе свои требования. В начале 1936 г. опубликована программа НФ, состоящая из 2-х частей: Политические требования и Экономические требования. Требовалось распустить фашистские организации; все споры разрешать на основе арбитража; установить 40-часовую рабочую неделю с 2-мя выходными; двухнедельные отпуска; повышение зарплат, пенсий, пособий; введение обязательного начального образования.

В 1936 г. выборы в парламент. НФ вышел со своей программой. Победу одержал НФ (57% голосов). НФ получил право на формирование правительства. Задачу решил глава социалистов Блюм. Проводятся оккупационные забастовки. Блюм предлагает переговоры между ВКТ и Всеобщей конфедерацией промышленников (ВКП). Были приняты Матиньонские соглашения: увеличились зарплаты; установлена 40-часовая рабочая неделя; введен 3-хнедельный оплачиваемый отпуск.

Прошла национализация железных дорог. Банк «Устрика» национализирован. Введено всеобщее бесплатное начальное образование. Распущены военизированные организации фашистов. Социальный вариант: повышение жизненного уровня; покупательской способности населения. НФ показал пример всем странам, как надо вести борьбу с фашизмом. Уменьшилась забастовочная волна. Одновременно Блюм ощутил нехватку средств. Решено было повысить учебную ставку с 3 до 5%. Капиталы не пришли и Блюм ушел в отставку. Правительственная чехарда. Девальвация франка. Недовольство Народным фронтом.

События 1936 – 39 гг. в Испании оказали влияние. Франция объявила о нейтралитете и вместе с Англией создали комитет. Члены НФ требовали оказать помощь республиканской Испании. Коммунисты приступили к формированию интернациональных отрядов. Была разоблачена деятельность профашистской организации кагуляров. В октябре 1938 г.в парламенте слушался вопрос о внешней политике страны. Компартия требовала голосования за вотум доверия правительству. Радикалы и радикал-социалисты объявили о выходе из НФ. Деятельность НФ получила высокую оценку.

Причины распада НФ: 1) организационная слабость; 2) коммунистам было предложено войти в правительство. Было решено в правительство не вступать; 3) разные цели у участников; 4) угроза фашизма заставила партии с разными целями и разными идеологиями сплотиться, а когда отпала угроза фашизма, то и отпала необходимость в НФ.

В 1937 г. Франция опять погрузилась в очередной МЭК. Принимается программы строительства авиации, танков.

Внутренняя и внешняя политика Ллойд-Джорджа 1919 – 1921 гг.

Когда закончилась война, у власти находилось коалиционное правительство Дэвида Ллойда Джорджа, состоявшее из либералов, консерваторов и лейбористов, которое пошло на ряд реформ в политической и социальной областях. Так, в начале 1918 г. была реформирована система выборов, по которой число избирателей увеличивалось с 8 млн. до 21 млн. человек. Женщины, достигшие 30-летнего возраста, получали право избирать и быть избранными в парламент наравне с мужчинами, для которых возрастной ценз составлял 21 год.

Демобилизованным солдатам до их трудоустройства выдавались пособия. Материальную помощь получали рабочие, уволенные в связи с сокращением военного производства. Социальные функции государства расширились. Правительство Ллойда Джорджа участво­вало в осуществлении программ помощи безработным, в жилищном строительстве, развертывании системы народного образования.

Внешнеполитическая деятельность правительства Ллойда Джорджа была направлена на восстановление Англии в качестве лидера. На Парижской мирной конференции ее дипломатия играла ведущую роль. Однако серьезные проблемы возникли перед Британией в ее колониальных владениях. Британские доминионы — Канада, Австралия и Южно-Африканский Союз — на Имперской конференции 1917 г. добились статуса автономных государств в составе Британской империи. В 1923 г. они получили право самостоятельно заключать договоры с иностранными государствами.

Читайте также:  Рассказ о русском народном празднике троица

Усилилось национально-освободительное движение в Индии.

В послевоенные годы Англия формально провозгласила Египет независимым королевством, но сохранила на его территории свои войска и осуществляла экономический и политический контроль над страной.

В 1919 г. Англии пришлось отказаться от контроля над внутренней и внешней политикой Афганистана, Правительство Ирана расторгло кабальный англо-иранский договор, фактически отказавшись от британского протектората. Турция отстояла свою независимость.

Особое значение имела освободительная борьба в старейшей английской колонии — Ирландии, которая с особым упорством добивалась свободы и независимости. Во главе национальной борьбы стояла партия Шин фейн (шин фейн — “мы сами”). Шинфейнеры требовали создания республики. Собравшись в Дублине, они образовали в январе 1919 г. национальный парламент, провозгла­сивший Ирландию республикой. Президентом и главой правительства стал лидер шинфейнеров де Валера. Три года Англия не могла сломить Ирландскую республику. После долгих переговоров в 1921 г. в Лондоне правительство Ллойда Джорджа подписало договор, по которому Ирландия расчленялась. Южная ее часть в составе 26 графств образовала Ирландское свободное государство с правами доминиона, шесть индустриально развитых северо­восточных графств (Ольстер) были присоединены к Великобритании.

19 октября 1922 г. кабинет Ллойда Джорджа подал в отставку. Так закончилась политическая карьера выдающегося деятеля старой волны Ллойда Джорджа. До начала 30-х годов XX в. Ллойд Джордж был одним из самых ярких и выдающихся деятелей западного мира.

Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 1054 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Народный Фронт во Франции. Внутренняя политика и причины его краха

Последствия Первой Мировой войны для Франции. Франция в 1920-е

Франция немало получила в итоге войны, но победа в войне дорого обошлась французскому народу.

Она пострадала более других стран Антанты:

— Более 4 млн. убитых и тяжелораненых (800 тыс. из которых стали инвалидами);

— Наиболее индустриально развитая северо-восточная часть страны оказалась под многолетней германской оккупацией;

— Франция потеряла ½ флота;

— значительный экономический ущерб;

— лишилась роли «мирового ростовщика».

Но позитивных итогов войны тоже было немало, Франция оставалась великой мировой державой:

1) увеличилась ее колониальная империя;

2) в первые послевоенные годы Франция имела самую сильную в мире сухопутную армию;

3) финансовый ущерб от войны предполагалось компенсировать репарациями с Германии

4) военный разгром Германии и последовательная политика французского правительства, направленная на максимальное ослабление своего традиционного противника, создавали благоприятные условия для утверждения ведущей роли Франции на европейском континенте.

1) введение 8-часового рабочего дня,

2) узаконение права профсоюзов на коллективные договоры,

3) реформа избирательной системы,

4) меры по трудоустройству и социальной реабилитации сотен тысяч фронтовиков, пенсии инвалидам, вдовам и детям погибших солдат-фронтовиков.

В 20-е годы XX века особенностями Франции были:

1) многочисленность политических партий и частая смена правительств, которые всегда были коалиционными;

2) традиционная популярность социалистических идей, влияние левых сил – социалистов и коммунистов;

3) своеобразие политической системы порождало ожесточенные споры о том, в каком направлении должно двигаться общество, как и за счет чего решать многочисленные проблемы.

Две наиболее влиятельны силы:

В 20-е гг. сменились правительства Мильерана, Бриана, Пуанкаре, Эррио, целью которых было достижение более или менее стабильного социально-экономического и политического положения.

Во второй половине 30-х годов во Франции возникло новое явление – к власти пришли правительства Народного фронта – широкая коалиция левых партий и организаций.

Причинами их возникновение было:

1) решение объединиться в борьбе против общего врага – фашизма. В состав Народного фронта вошли коммунисты (1935 г., Коминтерн) и социалисты (1934 г., Социнтерн) как основа + все демократические антифашистские силы;

2) создание Народного Фронта как вариант выхода из кризиса и состояния депрессии – новая модель государственного регулирования.

6 февраля 1934 г. французские фашисты предприняли попытку штурма здания парламента, что привело к решению консолидировать все левые силы. Лидер Французской Коммунистической Партии Мориз Торез призвал антифашистские силы к единству, забыть о разногласиях и бороться против фашизма.

Компартия и соцпартия подписали соглашение о единстве действий (совместное проведение митингов, демонстраций и др.). Главная задача – защита демократических свобод и запрет фашистских организаций. После присоединения ряда других организаций à в июле 1935 года возник Народный фронт, его основу составили социалисты, коммунисты и радикалы.

Принимается программа Народного фронта «За мир, хлеб, свободу, против реакции и фашизма».

Среди политических требований:

1) политическая амнистия, свобода печати, совести, профсоюзов;

2) разоружение и роспуск фашистских организаций;

3) бесплатное образование;

4) международное сотрудничество в рамках Лиги Наций за мир и разоружение;

Среди экономических требований:

1) меры против безработицы и промышленного кризиса;

2) меры против кризиса в сельском хозяйстве и торговле;

3) национализация Французского банка, упорядочение банковской деятельности, реформа налогообложения.

В мае 1936 года партия Народного Фронта победила на парламентских выборах (Леон Блюм), собрав более 50% голосов. Сформировано правительство НФ в составе социалистов и радикалов. Коммунисты не вошли в правительство, но оказывали ему поддержку.

Для реализации программы Народного Фронта парламент утвердил 133 закона.

В первые же месяцы произошли широкие социальные преобразования, среди которых:

1) 40-часовая рабочая неделя без сокращения зарплаты;

2) Ежегодный двухнедельный оплачиваемый отпуск;

3) Повышение минимальной зарплаты;

4) Пособия многодетным семьям;

5) Организация общественных работ;

6) Увеличение размера пенсий;

7) Выделение средств для развития науки, образования, культуры.

В сфере государственного регулирования:

1) национализация ряда военных заводов;

3) под контроль государства поставлен Французский банк;

3) ограничение вывоза капитала;

4) создано Национальное общество железных дорог.

В политической области:

1) роспуск и запрет фашистских полувоенных организаций;

2) но политические организации фашистского толка не запрещались.

Таким образом, предпринятое правительством НФ активное государственное регулирование и широкие демократические реформы создали во Франции особую, радикально-демократическую модель государственного регулирования.

1) у входящих в состав НФ партий не было единства мнений и действий по многим важным вопросам, что и предопределило его непрочность. Пока была угроза возможного фашистского переворота, сохранялось единство. Как только эта угроза была устранена, на первый план выступили разногласия.

Прежде всего, они касались политики внутренних реформ:

— социалисты и радикалы – считали, что необходимо сделать «передышку» в реформах, закрепить достигнутое;

— коммунисты – требовали продолжения реформ, большего государственного контроля над экономикой и финансами.

Во внешней политике:

— социалисты и радикалы – за союз с Англией;

— коммунисты – за сотрудничество с СССР.

2) в условиях экономического и финансового кризиса экономическая политика правительства НФ оказалась неэффективной:

— социальные реформы требовали огромных средств, но в условиях кризиса это было невозможно à рост дефицита госбюджета;

— буржуазия, недовольная вмешательством государства в дела бизнеса, переводила капталы за границу. «Бегство капиталов» принимает огромные масштабы сокращение золотого запаса Франции в 2 раза, отсутствие ресурсов, необходимых для инвестиций в промышленность.

Социально-экономические мероприятия выходили за привычные рамки либерального реформизма à неоднозначная реакция и во французском обществе, и в самом НФ.

В 1938 г. правительство Блюма уходит в отставку. Социалисты отказались участвовать в новом правительстве. Народный фронт перестал существовать. Новое правительство приняло курс на отказ от программы НФ.

Значение НФ:

1) помог отстоять режим парламентской демократии;

2) обеспечил крупные демократические преобразования во всех областях жизни, эти завоевания невозможно было отменить.

Источник

Реферат. Народный фронт во Франции
учебно-методический материал по истории (9, 10, 11 класс)

Цель исследования: осветить историю и политику Народного фронта во Франции.

Предмет исследования: образование, деятельность и раскол Народного фронта во Франции.

Скачать:

Предварительный просмотр:

I. Формирование Народного фронта. …. 3-8

II. Деятельность Народного фронта. 8-12

III. Раскола Народного фронта. 12-20

Список литературы. 23-24

В середине 30-х годов XX века в мировой политике наблюдается усиление фашизма. К 1936 году в 20 европейских странах существовало несколько десятков фашистских партий и групп. Высшей степени зрелости фашизм достиг в Италии, Германии, Португалии и Испании. До середины 30-х годов моделью фашистских режимов служила фашистская система в Италии, но с установлением нацистской диктатуры в Германии роль эталона мирового фашизма перешла к ней. Влиятельную силу фашизм приобрел в Австрии, Венгрии, Румынии, Финляндии. Во Франции же фашисты как таковые не были столь многочисленны и активно действовали в более массовых праворадикальных организациях («Огненные кресты», «Французское действие», «Патриотическая молодёжь»).
Перед лицом растущей фашистской опасности исключительно важным было объединение антифашистских сил, создание единого фронта борьбы против этой угрозы.

Задачи:
— осветить причины и предпосылки прихода к власти Народного фронта;
— раскрыть сущность народного фронта во Франции;
— осветить политику Народного фронта;
— определить причины раскола Народного фронта во Франции.

Объект исследования: Народный фронт во Франции.

Предмет исследования: образование, деятельность и раскол Народного фронта во Франции.

I. Формирование Народного фронта.

Образование тоталитарных государств, массовых фашистских движений в европейских странах неразрывно связано с Мировым финансовым кризисом 1929 года.
После первой мировой войны французская экономика развивалась в благоприятных условиях. Как держава-победительница, Франция приумножила свои колониальные владения. Она расширила сырьевую базу за счет богатых углем и железом Эльзаса, Лотарингии и Саарской области, получала с Германии большую часть репарационных платежей. В 1928-1931 гг. золотой запас Французского банка удвоился.
Тем не менее, избежать кризиса относительного перепроизводства Франции не удалось. Он начался в конце 1930 года. Объем промышленного производства сократился почти наполовину. Наиболее сильно пострадали традиционные отрасли, текстильная промышленность, производство предметов роскоши, виноделие. Экспорт французских товаров встретил серьезные препятствия и сократился на треть. Уже в июне 1931 года число официально зарегистрированных безработных достигло полумиллиона. Доходы тех, кто сохранил возможность трудиться, сократились примерно на треть.
В бедственном положении оказались пенсионеры, бывшие фронтовики, студенты, лица свободных профессий, лишившиеся привычных условий существования.

В 1932 г. во Франции была сделана попытка создания другой политической коалиции. Накануне происходивших в мае этого года парламентских выборов был воссоздан так называемый «левый блок», т.е. коалиция радикальной партии и СФИО (« Французская секция рабочего интернационала» или «Социалистическая партия Франции»). К тому времени во Франции уже был опыт деятельности «левого блока» (1924-1926 гг. у руля управления страной одно за другим находилось несколько правительств партии радикалов, которые действовали при поддержке СФИО, но без участия социалистов в правительстве). «Левый блок» одержал победу на выборах 1932 года. Было образовано новое правительство во главе с лидером радикалов Э.Эррио, которое, как и в 1924 г., действовало при поддержке социалистической партии, но снова без её участия в правительстве. Но перед правительством «левого блока» в ещё более острой форме возникла та же альтернатива: сдвиг вправо грозил ему утратой массовой базы, а проводить решительные демократические мероприятия в социальной области и радикалы и социалисты опасались. Поэтому после недолгого существования правительство Эррио в декабре 1932 года ушло в отставку. Вслед за этим во Франции началась настоящая министерская чехарда; всего за 14 месяцев, с декабря 1932 года до февраля 1934 года в стране сменилось 5 кабинетов, средний срок каждого из которых не достигал и трех месяцев. Неустойчивость государственной власти во Франции еще более усилилась.

Читайте также:  Составной частью реформирования народного хозяйства является создание ответы

Реакционные силы умело использовали разразившийся скандал. Скрывая факты причастности к аферам Стависского деятелей правых партий, они обвинили радикалов, стоявших тогда во главе правительства, в продажности. Спекулируя на чувствах разорившихся акционеров, реакционно-фашистские группы начали массовую кампанию за замену «прогнившего парламентаризма» твердой властью, за изгнание воров из всех органов власти, за кардинальную ревизию конституции Третьей республики. В течение всего января 1934 г. на улицах Парижа чуть ли не ежедневно проводились массовые демонстрации, шумные марши военизированных мятежных лиг. Они привели к первому успеху реакционеров : к концу января 1934 г. премьер-министр К.Шотан подал в отставку. Однако это привело к совсем не тем итогам, которых ожидали организаторы манифестаций, правительство возглавил ненавистный правым радикал-социалист Э. Даладье. Одним из его первых шагов стало смещение с должности префекта полиции Кьяппа, известного своими симпатиями к фашистам.

Терпению последних пришёл конец. 6 февраля 1934 года более 40 тысяч фашистских активистов двинулись на штурм Бурбонского дворца, где заседал парламент, намереваясь разогнать его. Начались столкновения с полицией, в ходе которых 17 человек было убито и более 2 тысяч ранено. Дворец захватить они не смогли, но неугодное им правительство пало. Даладье заменил правый радикал Г.Думерг. В состав его правительства вошли такие влиятельные в правых кругах люди, как Тардье, Лаваль, Петен. Произошла серьёзная подвижка сил в политическом процессе в пользу правых. Над страной реально нависла угроза установления фашистского режима.

Франция была в шоке! Давно на улицах Парижа не лилась кровь!

В этих условиях решающую роль сыграла победа Г. Димиторва над фашистами. (Димитров, болгарский коммунист, обвинённый гитлеровцами в том, что он поджёг Рейхстаг, но Димитров сумел доказать свою правоту. С триумфом он вернулся в Советский Союз, стал подлинным лидером Коминтерна наряду со Сталиным. И Димитров, научившись на этом немецком опыте, стал говорить, что только в союзе со всеми демократами мы можем остановить фашизм. [2]

Л. Блюм сформировал вместе с радикал-социалистами правительство Народного фронта, пользовавшееся поддержкой коммунистов.

Образование Народного фронта во Франции стало возможным после осознания вероятности захвата власти фашистами. Однако, следует отметить, что как коммунисты, так и другие политические силы, которые вошли в состав Народного фронта преследовали свои цели, которые позволяли лишь временно оставаться в состоянии компромисса.

II. Деятельность Народного фронта.

Правительство Блюма было сформировано 4 июня 1936 года. Почти сразу во Франции развернулось массовое движение рабочих за осуществление программы Народного фронта. В середине мая началась волна забастовок, которая достигла максимума в начале июня 1936 года. Она охватила все районы страны и все отрасли промышленности. В ней участвовало не менее 2 млн. человек, причем среди участников были не только промышленные рабочие, но и торгово-банковские служащие, печатники, фармацевты, портные, работники сферы обслуживания.

Стачечники использовали новые формы борьбы: они не покидали территорию предприятий. При этом они проявляли исключительную дисциплинированность, внутри предприятий поддерживался образцовый порядок. Рабочим сочувствовали мелкие торговцы, которые в кредит отпускали им продовольствие. Часто над бастующими фабриками развевались красные флаги. Все это оказывало сильнейшее психологическое влияние на хозяев предприятий.

Крупный капитал охватила паника. Это заставило правительство Народного фронта сразу же перейти к активным действиям. 7 июня в резиденции премьер-министра, в Матиньонском дворце, под его председательством начались переговоры между представителями профсоюзов и Всеобщей конфедерацией предпринимателей. По условиям достигнутых соглашений заработная плата повышалась в среднем на 7—15%, коллективные договоры становились обязательными для всех предприятий, где этого требовали профсоюзы, и, наконец, правительство обязалось внести в парламент ряд законов о социальной защите трудящихся.

— о создании Национального зернового бюро для закупки у крестьян зерна по твердым ценам. [3]

В 1937г. была проведена налоговая реформа и были выделены дополнительные кредиты на развитие науки, образования, культуры. Под контроль государства был поставлен Французский банк, создано Национальное общество железных дорог со смешанным капиталом, в котором 51% акций принадлежал государству, и, наконец, национализирован ряд военных заводов.

Предпринятые правительством Народного фронта активное государственное регулирование экономики и широкие демократические реформы создали во франции особую, радикально-демократическую модель государственного регулирования. Действия правительства вызвали огромный энтузиазм народа, так как принятые меры вели к реальному улучшению положения трудящихся.

Эти мероприятия, выходившие за привычные рамки либерального реформизма, вызвали неоднозначную реакцию и во французском обществе, и в самом Народном фронте. Социальные мероприятия правительства Народного фронта значительно увеличили дефицит государственного бюджета. Крупные предприниматели саботировали выплату налогов, переводили капиталы за рубеж. Общая сумма капиталов, изъятых из французской экономики, составила, по некоторым оценкам, 60 миллиардов франков.

Мероприятия Народного фронта, направленные на улучшение материального положения трудящихся, естественно, потребовали дополнительных расходов и, следовательно, увеличили бюджетный дефицит. Встал главный вопрос: как его преодолеть? Где взять средства для осуществления программы Народного фронта? Наиболее радикальный ответ на этот вопрос давала Французская коммунистическая партия: заставить платить богачей.

В соответствия с этим ФКП выступила с проектом коренной налоговой реформы Она предусматривала введение прогрессивного налогообложения крупных состояний, предлагала также введение чрезвычайного налога на крупные доходы в размере 1% на доходы свыше 100 тыс франков и 4% «на доходы, превышавшие 1 млн франков. Наконец, проект налоговой реформы, предложенной коммунистами, предусматривал запрет «бегства капиталов» и введение судебного преследования за нарушение этих норм. Но продолжение «бегства капиталов» происходило не столько по экономическим, сколько по политическим причинам. Крупный капитал стремился торпедировать Народный фронт, опорочить его в глазах средних слоёв, оторвать радикалов от союза с ФКП и с СФИО.

Нарастание финансовых трудностей искусно использовалось право-буржуазными силами для агитации против правительства Народного фронта. Они обвиняли правительство Л. Блюма в том, что проведенные им социальные реформы резко увеличили бюджетный дефицит, а повышение заработной платы сократило экспортные возможности французской промышленности. Из этого делался вывод, что политика правительства Народного фронта потерпела крах, а значит, надо резко изменить правительственный курс, оздоровить финансовую систему, восстановить доверие владельцев капиталов, сократить бюджетный дефицит за счет снижения уровня социальных расходов.

К агитации правобуржуазных партий все чаще стали присоединяться и деятели правого крыла радикальной партии. Под их влиянием в феврале 1937 г, Л. Блюм объявил о «передышке» в осуществлении программы Народного фронта во имя стабилизации положения в стране. Но нарастание трудностей продолжалось.

III. Раскол Народного фронта.

В этой ситуации в нюне 1937 г. Л. Блюм потребовал предоставления правительству чрезвычайных полномочий. Было предложено ввести ряд косвенных налогов и с этой целью увеличить размеры почтово-телеграфных тарифов, а также установить некоторые прямые налоги. За счет этого предполагалось получить 5 млрд франков. Предполагалось, кроме того, ввести строгий контроль за переводом капиталов за границу и потребовать от владельцев промышленных предприятий обязательно вкладывать часть своих прибылей в развитие производства.

Хотя коммунисты всё время выступали против чрезвычайного законодательства и против увеличения налогообложения трудящихся, парламентская фракция ФКП поддержала проект чрезвычайного законодательства, предложенный Л. Блюмом, т.к. он был рассчитан на укрепление позиций правительства Народного франта. Палата депутатов одобрила план Л. Блюма. Однако сенат, в котором позиции партий Народного фронта были гораздо слабее, отверг этот план. Палата депутатов во второй раз приняла предложение Блюма, но сенат снова отказался согласиться с этим. Нападки правобуржуазных кругов на Народный фронт еще более усилились.

Для правительства Блюма еще оставались возможности продолжать борьбу. Ведь большинство в палате депутатов было готово в третий раз одобрить проект Блюма. В случае нового отказа сената правительство могло пойти на самые решительные меры вплоть до роспуска парламента и назначения новых выборов. Однако Л. Блюм не решился пойти по этому пути. 22 июня 1937 г. он объявил о своей отставке, оправдывая это решение тем, что борьба против сената стала бы «революционной борьбой» и привела бы к «социальной смуте» в стране. [4]

После отставки Блюма было создано новое правительство во главе с радикалом К. Шотаном. Состав нового правительства мало изменился: 27 из 33 членов правительства Блюма вошли в состав кабинета Шотана, а сам Л. Блюм занял в нем пост вице-премьера Поэтому официально кабинет Шотана оставался правительством Народного фронта.

Но на самом деле произошел явный сдвиг вправо. Пост премьер-министра перешел от социалиста к радикалу. Более того, важный пост министра финансов был передан правому радикалу Ж. Боннэ решительному противнику Народного фронта. Произошли и крупные изменения в правительственном курсе. В официальном заявлении нового правительства премьер-министр Шотан дал понять, что он намерен добиваться примирения с сенатом на условиях «паузы» в социальных реформах и будет осуществлять более консервативный курс финансово-экономической политики.

Хотя кабинет Шотана официально оставался правительством Народного фронта, его конкретная политика прямо противоречила программе Народного фронта. Новое правительство сразу же провело ряд чрезвычайных мер, на сей раз одобренных не только палатой депутатов, но и сенатом. Они предусматривали увеличение налогов, были повышены железнодорожные тарифы и было объявлено о проведении второй девальвации франка. Но ограничения «бегства капитала» новые меры не предусматривали.

Политика правительства Шотана еще более ухудшила положение широких масс населения. Положение обострилось и в связи с тем, что во второй половине 1937 г. начался новый экономический кризис, вновь приведший к сокращению промышленного производства и росту безработицы. В этих условиях нападки правых сил принимали все более ультимативный характер. Правые требовали отмены закона о 40-часовой рабочей неделе, отказа от других социальных реформ. Они заявляли о необходимости полного разрыва с ФКП, решительной борьбы против стачечников. Правительство Шотана осенью 1937 г, поддержало эти требования, идя тем самым на прямой отказ от программы Народного фронта. Но в ответ на это фракции ФКП и СФИО отказали Шотану в поддержке, и в январе 1938 г. он вынужден был уйти в отставку.

Таким образом, в 1936-1937 гг. в правительстве Народного фронта и в поддерживавших его политических партиях нарастали разногласия по вопросам социально-экономической и финансовой политики.

Но противоречия между партиями Народного фронта все более нарастали и по другим проблемам политической жизни Франции. Острейшие споры развернулись и по вопросу об отношении к реакционно-фашистским г руппировкам. Дело в том, что декретом 18 июня 1936 г. были запрещены лишь военизированные мятежные лиги, как это и предусматривалось программой Народного фронта. На основании этого декрета была прекращена деятельность Лиги франсистов, Лиги патриотической молодежи и группы «Французская солидарность». Но рад крупных политических организаций реакционно-экстремистского тола, и прежде всего, «Боевые кресты», поспешившие переменить свое официальное название и объявившие себя Французской социальной партией, на законном основании продолжали функционировать и еще более активизировали свои действия. Резко увеличилась численность ФСП: по ее данным, в ней было в 1937 г. 2 млн членов. Хотя эти данные явно преувеличивали число последователей партии де ла Рока, бесспорно, что Французская социальная партия стала крупной политической силой.

Традиционные правобуржуазные партии немало содействовали этому.

Партия Дорио выступила с инициативой объединения всех реакционно-фашистских сил в так называемый «Фронт свободы». Однако партия де ла Рока отказалась присоединиться к этому блоку. В какой-то мере это объяснялось тем, что ее отпугивали широко применявшиеся Французской народной партией програмно-террористические методы действия.

Читайте также:  Простыя словы народны альбом скачать

В 1937 г. развернула активные подрывные действия еще одна реакционно-экстремистская группа. Это было так называемое «Социальное движение революционного действия» во главе с морским инженером Эженом Делонклем. которое объединило ряд экстремистских группировок реакционного офицерства, действовавших под покровительством таких виднейших представителей высшего военного командования Франции, как маршалы Петэн и Ф. дЭспере.

Организация Делонкля, членам которой современники дали название «кагуляров», вступила на путь подготовки реакционного государственного переворота. Осенью 1937 г. был организован ряд поджогов и взрывов в Всеобщей конфедерации французского производства. Реакционные круги сразу же обвинили в этом левые силы, прежде всего коммунистов. Но заговор был раскрыт.

Нерешительная, колеблющаяся позиция правительственных кругов вызывала недовольство левых сил французского общества.

Однако и правительство Блюма, к тем более правительство Шотана проводили другой внешнеполитический курс. Они активно участвовали в политике «невмешательства» в испанские дела, в политике «умиротворения» агрессоров, надеясь та достижение компромисса с Германией. Естественно, что это вызывало еще большее расхождение в позициях партий Народного фронта.

Но против этой попытки решительно выступили не только ФКП, но и СФИО, а также профсоюзы ВКТ. Тогда формирование нового кабинета вновь было поручено Л. Блюму, который выдвинул идею создания «национального объединения вокруг Народного фронта», которое включило бы и правоцентристские силы, т. е. Демократический альянс. Иными словами, предлагалось пойти на создание коалиции. П. Рейно в свою очередь потребовал привлечь к участию в коалиции Республиканскую федерацию т. е. откровенно консервативные, а то и реакционные силы. Лидеры ФКП отвергли эти притязания и заявили о своей готовности участвовать в правительстве только в том случае, если оно будет действовать на основе программы Народного фронта. Но на это ответили отказом правоцентристские силы. В результате проект Блюма провалился.

Формирование правительства после этого было поручено К. Шотану. Но на сей раз кабинет был сформирован без участия СФИО, что стало новым сдвигом вправо. Правда, правительство Шотана существовало недолго: в марте 1938 г., после новой попытки добиться чрезвычайных полномочий, оно ушло в отставку.

В марте 1938 г. было сформировано новое правительство Л. Блюма. Правые силы, соглашаясь с этим, фактически делали стайку на провал действий этого кабинета, на то, что он не справится с решением тех острейших проблем, которые поставили перед страной новый экономический кризис и резкое усиление международной напряженности Л. Блюм ответил на это новой попыткой создать коалицию «национального единения», на сей раз под эгидой социалистической партии. Идея привлечь к управлению страной реакционные силы была скептически встречена в общественных кругах.

Новый проект лидера СФИО провалился так же, как и предыдущий.

Чрезвычайные меры были утверждены палатой депутатов, но вновь заблокированы сенатом 10 апреля 1938 г., сразу же после решения сената, Л.Блюм подал в отставку.

В эти первые месяцы 1938 г. Французская коммунистическая партия значительно усилила свою агитационную деятельность. Она резко критиковала консервативный курс финансово-экономической политики правительства и его отказ от решительной борьбы с реакционно-фашистскими силами внутри страны и с угрозой фашистской агрессии на международной арене. Компартия настаивала на полном осуществлении всех пунктов официальной программы Народного фронта. Более того, лидеры ФКП считали, что обстановка требует расширения и углубления программы Народного фронта. С этой целью коммунисты выдвинули требования включить в нее такие пункты, как национализация рада крупнейших корпораций, имеющих общенациональное значение, установление народного контроля над банками, проведение кардинальной налоговой реформы, прямой запрет «бегства капиталов», запрещение всех реакционно-фашистских организаций.

В то же время фракция ФКП стремилась во что бы то ни стало сохранить существующие правительства Народного фронта, не раз голосовала за доверие кабинетам Л. Бяюма и К. Щотана, стремилась побудить их к активным действиям.

Однако новые предложения ФКП были категорически отвергнуты радикалами, а к ним фактически присоединились и социалисты, т.к., прежде всего, под влиянием агитации правобуржуазных кругов изменилась позиция радикалов, усилилась их оппозиция продолжению сотрудничества с ФКП. Лидеры СФИО тоже склонялись к этой же линии. Их н е устраивала ни новые радикальные предложения коммунистов, ни планы создания выборных комитетов Народного фронта.

Но в 1937-1938 гг. сказывалось и решительное ослабление позиции ФКП. В какой-то мере это объяснялось определенным разочарованием народных масс недостаточной эффективностью существующих правительств Народного фронта. Поддерживая эти правительства, коммунисты разделяли ответственность за их политику. К тому же в конце 30-х гг. обозначился определенный спад массового движения.

Но главной причиной ослабления позиций ФКП было крайне неблагоприятное влияние событий, происшедших с 1936-1938 гг. в Советском Союзе, где в условиях полностью сложившегося тоталитарного режима шло подавление демократии, развернулись массовые репрессии. Позорные судебные процессы 1936-1938 г.г., резко изменили настрой большинства общественного мнения Франции по отношению к СССР.

Трагедия французских коммунистов заключалась в том, что они вынуждены были поддерживать вес действия ВКП(б) и правительства СССР, безоговорочно одобряемые руководством Коминтерна, полностью подчиненного сталинскому диктату.

Это был крупный шаг к разрыву с Народным фронтом, хотя радикалы еще говорили о его сохранении. Именно поэтому почти все левые парламентские фракции голосовали за доверие кабинету Даладье, рассчитывая на то, что они смогут влиять на политику правительства через официально сохранившийся Народный фронт.

Однако первые же шаги нового кабинета показали, что им был взят курс на постепенный отказ от программы Народного фронта. Добившись предоставления чрезвычайных полномочий, правительство Даладье повысило налоговое обложение трудящихся, провело новую, уже третью девальвацию франка, попыталось ревизовать закон о 40-часовой рабочей неделе и обрушилось с репрессиями на стачечников.

В ноябре 1938 г. партия радикалов приняла решение о выходе из его рядов. За этим последовала серия чрезвычайных мер, идущих вразрез с программой Народного фронта. Последствия такого хода событий оказались гибельными для самого режима Третьей республики. Не прошло и двух лет, как Франция пала жертвой гитлеровского нашествия.

Появление идеи Народного фронта – следствие наступления фашизма и осознания его левыми партиями главной опасностью для демократии и рабочего движения. Сначала, как правило, возникал единый рабочий фронт, – объединение социалистов и коммунистов, – затем он становился центром притяжения всех демократических антифашистских сил – так появлялся Народный фронт. Толчком к началу сближения социалистов и коммунистов во Франции стала попытка фашистского переворота 6 февраля 1934 года.
Французский фашизм был намного слабее германского и не в пример ему никогда не был в организационном плане единым движением. Но на фоне кровавого подавления демократии в Германии этот путч буквально всколыхнул Францию. Начались массовые антифашистские демонстрации, организованные поначалу отдельно социалистами и коммунистами. По призыву социалистов 12 февраля началась политическая стачка с требованием запрета фашистских организаций. К участию в ней призвали своих сторонников и коммунисты. Так началось встречное движение коммунистов и социалистов. Летом того же года они подписали пакт о единстве действий, в 1935 году к ним присоединилась часть радикальной партии. 14 июля, в день взятия Бастилии, была проведена первая совместная антифашистская демонстрация. Ее возглавили Леон Блюм, Морис Торез и Эдуард Даладье – лидеры социалистов, коммунистов и радикалов.
В 1936 году эти партии разработали совместную программу и, получив на выборах 330 из 612 мест в Палате депутатов парламента, получили право формировать правительство Франции. Возглавил правительство социалист Леон Блюм. Правительство Народного фронта во главе с социалистом Л. Блюмом запретило полувоенные организации фашистов. Была повышена зарплата, введен оплачиваемый отпуск, увеличены пенсии и пособия. После реализации своей программы, между участниками Народного фронта возникли разногласия. Партии, его составлявшие, встали перед необходимостью выбора пути дальнейшего развития.
Вокруг этого разгорелись споры. Коммунисты и часть социалистов требовали полного искоренения фашизма даже в ущерб конституционной законности. Радикалы, большая часть социалистов и сам Леон Блюм считали невозможным нарушение конституции. Коммунисты считали, что нужно двигаться вперед, в сторону социализма; настаивали на новых шагах, направленных на ослабление крупного капитала. Это предполагалось сделать как за счет резкого увеличения налогов на богатых, так и за счет ужесточения государственного контроля над экономикой и финансами.
Экономическое положение Франции тем временем стало ухудшаться. Опасаясь введения высоких налогов, французская буржуазия поспешила перевести капиталы за границу. Падение капиталовложений во французскую экономику, естественно, замедляло ее рост. С другой стороны, стремительный рост зарплаты и разнообразных государственных пособий привел к увеличению денежных доходов населения. Начались рост цен и инфляция. Они вызвали массовое разочарование в Народном фронте. Это еще более усугубило отношения между партиями Народного фронта, вызвало их взаимные нападки. В июне 1937 года Леон Блюм ушел в отставку – кризис Народного фронта стал очевидным.
В 1938 году Народный фронт во Франции потерпел крах.

Это объяснялось прежде всего происшедшим во второй половине 30-х гг. поворотом вправо радикалов и социалистов, ослаблением позиций ФКП, усилением наступления правых сил и ослаблением сопротивления широких масс населения натиску реакции.

Немалую роль сыграли и организационные слабости Народного фронта, отсутствие сети местных комитетов, в результате чего Народный фронт стал лишь верхушечным объединением, а не крепкой массовой организацией французского народа.

Крайне неблагоприятной была в конце 30-х гг. международная обстановка. Несмотря на нарастание фашистской угрозы, сохранялись сильные пацифистские иллюзии, стремление сохранить мир любой ценой. В этих условиях выступления ФКП против Мюнхена осенью 1938 года были непопулярными.

Тем не менее в исторической перспективе несомненны большое принципиальное значение Народного фронта и его позитивная роль в истории Франции, В 30-х гг. он помог отбить наступление реакции и фашизма, отстоять режим парламентской демократии во Франции. Деятельность правительств Народного фронта обеспечила крупные демократические завоевания французского народа во всех областях жизни. Эти завоевания уже невозможно было отменить даже в самые трудные периоды жизни Франции. Они стали основой для борьбы прогрессивных сил этой страны за расширение социальных реформ и укрепление политической демократии, развернувшейся после второй мировой войны.

Список использованной литературы.

1. Александров В.В. Новейшая история стран Европы и Америки 1918-1945 гг.: Учеб. пособ. для студ. вузов, обуч. по спец. «История».—М.:Высш. шк.,1986.—591с.

2. Всеобщая история. С.В.Новиков, А.С. Маныкин, О.В. Дмитриева.-М.: АСТ.СЛОВО:Полиграфиздат, 2012.-640 с.-(Высшее образование).

3. История государства и права зарубежных стран: Учеб. для студ. юрид. вузов и фак. Ч.2 /Под общ. ред. О.А. Жидкова, Н.А.

4. История новейшего времени стран Европы и Америки 1918-1945: Учеб пособ. /Под ред. Е.Ф.Язькова.—М.:Просвещение,1989.—447с.

7. Новейшая история зарубежных стран. Европа и Америка.1917-1939. Учеб. пособ. для студ. ист. фак. пед. ин-тов.—М.: Просвещение,1975.—368с.

8. Садиков В.Н. Хрестоматия по всеобщей истории гос-ва и права. М.: ТК Велби, 2002.- 768 с.

9.Семенов А.Л. Народный фронт во Франции в освещении французских историков // Новая и новейшая история. – 1984. – № 5.

10.Смирнов В.П. Франция в ХХ в. – М., 2001.

11.Смирнов В.П. Начало французского движения Сопротивления. Новые догмы // Новая и новейшая история. – 1999. – № 2.

13.Шубин А.В. 7 дней истории. (Электронный ресурс)//Режим доступа: http://uchu24.ru — Дата доступа: 25.01.2013.

Источник

Поделиться с друзьями
Блог о здоровье и полезных жизненных советах