Полномочия судей и народных заседателей

Вопрос 9. Права и обязанности судей и народных заседателей. Председатель районного суда

/. Основные права судей и народных заседателей

2. Основные обязанности судей и народных заседателей

3. Функции председателя районного суда 1. Основные права судей и народных заседателей:

• судьи и народные заседатели в ходе судебного заседания имеют равные права по исследованию доказательств, задаванию вопросов сторонам, свидетелям и другим допрашиваемым лицам, принятию решений по существу дела, заявленным ходатайствам и отводам и т. п.;

• судья (председательствующий) вправе принимать необходимые меры для нормального хода судебного заседания и руководства им;

• судья вправе истребовать доказательства от граждан и организаций; вно­сить представления в государственные органы, общественные органи­зации и должностным лицам об устранении причин и условий, способ­ствовавших совершению правонарушения; запрашивать информацию от государственных органов, общественных организаций и информацион­ных центров. При этом указанные органы и должностные лица обязаны выполнять требования судей, своевременно реагировать на их запросы и представления;

• судьи вправе вносить в Верховный Суд РФ предложения о даче разъяс­нений по вопросам применения законодательства;

• судьи вправе ставить на обсуждение конференций судей вопросы, пред­ставляющие интерес для судейского сообщества.

2. Обязанности судей и народных заседателей:

• судьи и народные заседатели обязаны в своей деятельности строго со­блюдать закон исходя из обеспечения прав и свобод человека и граждани­на, охраны общественных и государственных прав и законных интересов;

• судьи обязаны участвовать в изучении и обобщении судебной практи­ки, работе по повышению уровня правовых знаний народных заседате­лей и работников аппарата суда;

• судьи и народные заседатели в своей служебной и внеслужебной дея­тельности обязаны не допускать поступков, могущих нанести ущерб авторитету судебной власти, достоинству судьи либо вызвать сомнения в компетентности и беспристрастности судьи;

V судьи обязаны проходить квалификационную аттестацию и повышать свой профессиональный уровень;

• судьи обязаны оказывать народным заседателям помощь при рассмот­рении дел: своевременно знакомить с подлежащими рассмотрению де­лами, действующим в соответствующей области законодательством и практикой его применения;

• судьи и народные заседатели не вправе нарушать тайну совещания в совещательной комнате и разглашать сведения, которые стали им изве­стны в ходе закрытого судебного заседания.

Народные заседатели своевременно вызываются в суд для рассмотре­ния дел. При этом предприятия и организации, где они работают, обязаны свободно отпускать их для выполнения функций по рассмотрению дел. Народные заседатели избираются коллективами по месту работы или службы, месту жительства сроком до 5 лет. В случае истечения полномо­чий народного заседателя во время рассмотрения конкретного дела с его участием эти полномочия продляются до окончания рассмотрения дела. За выполнение своих функций народные заседатели получают вознаг­раждение из федерального бюджета. Народные заседатели привлекают­ся к выполнению своих обязанностей не более чем на 2 недели в тече­ние года. Продление этого срока допускается в случае необходимости закончить дело, начатое с участием этого народного заседателя. 3. Организационное руководство районным судом осуществляет его пред­седатель. Если районный суд состоит из одного судьи, то он одновре­менно является и его председателем.

Помимо участия в судебных заседаниях председатель районного суда выполняет следующие функции:

• распределяет дела между судьями;

• ведет личный прием;

• организовывает работу по приему граждан и рассмотрению заявлений и

• организовывает работу с народными заседателями для повышения уровня

их правовых знаний;

• руководит обобщением судебной практики и ведением судебной стати­стики;

• вносит в государственные органы, общественные организации и долж­ностным лицам представления об устранении причин и условий, спо­собствовавших совершению правонарушений;

• руководит аппаратом суда и представляет к назначению администрато­ра суда;

• осуществляет иные функции.

В случае временного отсутствия председателя суда (отпуск, болезнь и пр.) его функции выполняет заместитель либо один из судей соответ­ствующего суда. Если же этот суд состоит из одного судьи, то по реше­нию председателя суда субъекта РФ его функции выполняет судья из ближайшего районного суда.

Источник

Права и обязанности судей и народных заседателей.

Статья 89. Права и обязанности судей и народных заседателей

Судьи и народные заседатели имеют полномочия, необходимые для осуществления правосудия, обладают правами и исполняют обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом и иными законодательными актами.

Судья имеет право:

требовать от государственных органов, иных организаций, а также от должностных лиц и граждан исполнения судебных постановлений, связанных с осуществлением возложенных на него обязанностей;

запрашивать информацию у государственных органов, иных организаций, а также у должностных лиц и иных граждан.

При осуществлении правосудия судьи и народные заседатели должны неукоснительно соблюдать Конституцию РБ, законы и иные законодательные акты, обеспечивать защиту прав и свобод граждан, охраняемых законодательством интересов государства и организаций, индивидуальных предпринимателей, высокую культуру судебной деятельности, быть справедливыми и беспристрастными. Судья также обязан строго соблюдать положения Кодекса чести судьи РБ.

Судья и народный заседатель не должны высказывать мнение по существу дел, находящихся в их производстве, а также передавать дела кому бы то ни было для ознакомления иначе, как в порядке и случаях, предусмотренных законодательными актами.

Лица, отобранные судом для участия в рассмотрении дела в качестве народных заседателей, обязаны явиться в указанный суд в назначенное время и исполнить возложенные на них обязанности.

Кодекс чести судьи. Общая характеристика.

в Кодексе чести судьи РБ (принят на первом съезде судей РБ 5 декабря 1997 года) В ст. 3 названного Кодекса указано: «Всегда и везде судья должен вести себя таким образом, чтобы в обществе утверждалась уверенность в его независимости, объективности и беспристрастности при осуществлении правосудия».

изложенные в Кодексе чести судьи РБ правила поведения обязательны для исполнения как в профессиональной деятельности, так и во внеслужебных отношениях. Судьи хоз. судов обязаны следовать общепринятым нормам морали и избегать всего, что может умалить авторитет судебной власти.

Судья также обязан строго соблюдать положения Кодекса чести судьи РБ.

Кодекс чести судьи РБ

2. Нормы, определяющие поведение судьиВ соответствии с Конституцией РБ судья независим и подчиняется только закону.Никакие ссылки на «высшую справедливость» и целесообразность, чьи-либо интересы и другие обстоятельства не могут признаваться приоритетными по отношению к Конституции РБ и другим принятым в соответствии с ней актам законодательства. При осуществлении правосудия судья должен руководствоваться законом и своей совестью.Судья всей своей деятельностью и поведением должен способствовать формированию у должностных лиц и граждан чувства уважения к Конституции РБ, показывать пример законопослушания.

3. Правила поведения, обеспечивающие независимость, объективность и беспристрастность судьиВсегда и везде судья должен вести себя таким образом, чтобы в обществе утверждалась уверенность в его независимости, объективности и беспристрастности при осуществлении правосудия.

Судья не должен допускать влияния на свою деятельность по осуществлению правосудия со стороны кого бы то ни было, в том числе должностных лиц вышестоящих судов, других должностных лиц, независимо от занимаемой должности и положения, коллег по работе, родственников, друзей или знакомых. Добросовестное выполнение судьей служебного долга должно иметь для него преобладающее значение. Судья должен быть свободен от влияния общественного мнения, каким бы оно ни было для него неблагоприятным, от опасений критической оценки его деятельности.

4. Недопустимость использования судьей своего служебного положения вопреки требованиям Конституции РБСудья не вправе использовать свое служебное положение в личных целях, а равно для удовлетворения чьих-либо интересов вопреки требованиям Конституции РБ, а также давать своим поведением повод другим лицам создавать впечатление, что они располагают возможностью влиять на него. Судья должен быть осмотрительным при выборе друзей и знакомых, избегать связей, которые могут скомпрометировать его. Во всех случаях судья должен продуманно осуществлять любой свой поступок, предвидеть его возможные последствия, соотносить его с нормами нравственности. Судья не может оставлять без реагирования публичные обвинения его в умышленном нарушении Конституции РБ, других актов законодательства, злоупотреблении служебным положением, корыстной или иной личной заинтересованности в исходе рассмотрения дел. В случае необоснованного обвинения судьи он вправе рассчитывать на поддержку судейского сообщества.

5. Культура общения судьиВ общении с людьми, при исполнении своих служебных обязанностей и во внеслужебных отношениях судья обязан соблюдать общепринятые правила поведения, вести себя с достоинством. Судью должны отличать вежливое, корректное обращение, терпение, принципиальность, стремление глубоко разобраться в существе вопроса, умение выслушать собеседника и понять его позицию, взвешенность и аргументированность при принятии решений6. Обязанность судьи по воздержанию от публичных комментариев по делам до вступления в законную силу решений по ним Судья не вправе делать публичные комментарии, высказывать публично свое мнение по делам, поступившим в суд, находящимся в производстве самого судьи или других судей, а также по рассмотренным делам до вступления в законную силу состоявшихся по ним решений. Судья не должен использовать для целей, не связанных с судопроизводством, или предавать гласности информацию, полученную в связи с осуществлением своих полномочий.

7. Внеслужебная деятельность судьи Согласно Конституции РБ судья не может осуществлять предпринимательскую деятельность, выполнять иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской и научно-исследовательской. Судья не вправе участвовать в просветительской и благотворительной деятельности, если это может повлиять на осуществление им должностных полномочий. 8. Ограничения участия судьи в политической деятельности В соответствии с Конституцией РБ судья не может быть членом политической партии или другого общественного объединения, преследующего политические цели, поддерживать их материально либо иным способом. Судья должен избегать публичного выражения своих симпатий и Судья не должен публично агитировать за или против кандидатов для избрания или назначения их на государственный пост. Судья имеет право избирать и быть избранным в органы судейского самоуправления.

9. Обязанность судьи по повышению своей профессиональной квалификации Судья обязан постоянно заниматься повышением своей профессиональной квалификации, поддерживать знания на уровне, необходимом для надлежащего выполнения служебных обязанностей по осуществлению правосудия.

Судья может участвовать в деятельности, направленной на совершенствование законодательства, судебной системы, судоустройства и судопроизводства.

10. Обязанности судьи перед судейским сообществом Судья должен воздерживаться от публичной критики поведения другого судьи. Как член судейского сообщества судья должен хранить лучшие традиции судебной власти РБ, передавать их новому поколению судей. Долгом судьи является оказание помощи молодым судьям в овладении профессиональным мастерством.

11. Этика судьи в судебном заседании Судья должен стремиться к созданию в судебном заседании обстановки торжественности, доброжелательности и спокойствия.Судья должен проявлять терпение, уважение и вежливость в отношении сторон, их представителей, свидетелей, других участников судебного заседания. Он не должен выражать каким-либо способом (словом, жестом, мимикой) свое отношение к тому или иному участнику судебного заседания. Судья не должен оставлять без внимания нарушения норм этики со стороны работников суда в отношении участников судебного заседания и посетителей.

12. Обязанность судьи по сохранению профессиональной тайны Судья обязан хранить профессиональную тайну в отношении информации, связанной с выполнением служебных обязанностей, за исключением информации, полученной в открытом судебном заседании.

Читайте также:  Скачать минус детских народных песен

13. Ответственность судьи перед законом За совершение проступка, дискредитирующего суд, либо должностного или иного преступления судья несет ответственность в соответствии с законодательством.

14. Право судьи на проверку его заявлений В соответствии с положениями настоящего Кодекса судья вправе требовать от соответствующих судов, а также органов судейского самоуправления всесторонней и объективной проверки его заявлений.

Источник

§ 4. Основные права и обязанности судей и народных заседателей

Судьи судов основного звена имеют право: требовать от отдельных должностных лиц и граждан исполнения распоряжений, связанных с осуществлением возложенных на них обязанностей;

вносить представления в государственные органы, общественные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона или причин и условий, способствовавших совершению правонарушений; запрашивать информацию от государственных и общественных органов, научных учреждений и информационных центров.

В свою очередь государственные органы, общественные организации и должностные лица обязаны выполнять требования и рас-поряжения судей, связанные с осуществлением судебной деятельности, своевременно отвечать на их представления и запросы.

дьи вправе ставить на обсуждение съездов и конференций судей вопросы, представляющие интерес для судейского сообщества, а также вносить непосредственно в Верховный Суд РФ предложения о даче разъяснений, касающихся применения законодательства. В то же время судьи и народные заседатели имеют ряд

При рассмотрении гражданских, уголовных дел и дел об административных правонарушениях они должны точно исполнять требования законов, обеспечивать охрану прав и свобод граждан, их чести и достоинства, интересов общества, высокую культуру и воспитательное воздействие судебной деятельности, быть справедливыми и гуманными. Судьи обязаны повышать уровень профессиональных знаний, изучать и обобщать судебную практику, участвовать в работе по повышению правовых знаний работников аппарата судов и народных заседателей.

При выполнении своих обязанностей в суде, а также во внеслужебных отношениях судьи и народные заседатели должны избегать всего, что могло бы как-то причинить ущерб авторитету правосудия, достоинству судьи или вызвать сомнение в его объективности и бес-пристрастности.

Улучшению качественного состава судей, стимулированию роста их профессиональной квалификации, повышению ответственности за укрепление законности, охрану интересов общества и прав граждан призвана способствовать квалификационная аттестация, которую должны проходить все судьи, в том числе районные (см. § 5

Судьи обязаны своевременно знакомить народных заседателей

с делами, подлежащими рассмотрению, с действующим законодательством и практикой его применения, оказывать иную помощь в

осуществлении их полномочий.

Судьи и народные заседатели не вправе разглашать тайну совещания судей и сведения, полученные при проведении закрытых

Народные заседатели обязаны своевременно являться в суд для

выполнения своих функций. Вызов народного заседателя в суд обязателен для администрации предприятия, учреждения, организации, где работает или учится народный заседатель. Воспрепятствование должностным лицом явке в суд народного заседателя для выполнения возложенных на него обязанностей влечет ответственность.

Если срок полномочий народных заседателей истекает в период рассмотрения ими судебного дела, то эти полномочия сохраняются

до окончания разбирательства данного дела.

Народные заседатели призываются к исполнению своих обязанностей в судах в порядке очередности не более чем на две недели в году. Продление этого срока допускается в случаях, когда возникает необходимость закончить рассмотрение судебного дела, начатого с их участием. За время участия в осуществлении правосудия на-

родным заседателям выплачивается вознаграждение из федерального бюджета.

Источник

§ 4. Основные права и обязанности судей и народных заседателей

Для выполнения своих задач по осуществлению правосудия и других функций судьи и народные заседатели обладают властными полномочиями, которые определяются в законодательном порядке.

Судьи судов основного звена имеют право : требовать от отдельных должностных лиц и граждан исполнения распоряжений, связанных с осуществлением возложенных на них обязанностей; вносить представления в государственные органы, общественные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона или причин и условий, способствовавших совершению правонарушений; запрашивать информацию от государственных и общественных органов, научных учреждений и информационных центров.

В свою очередь государственные органы, общественные организации и должностные лица обязаны выполнять требования и распоряжения судей, связанные с осуществлением судебной деятельности, своевременно отвечать на их представления и запросы. Судьи вправе ставить на обсуждение съездов и конференций судей вопросы, представляющие интерес для судейского сообщества, а также вносить непосредственно в Верховный Суд РФ предложения о даче разъяснений, касающихся применения законодательства.

В то же время судьи и народные заседатели имеют ряд обязанностей.

При рассмотрении гражданских, уголовных дел и дел об адми­нистративных правонарушениях они должны точно исполнять тре­бования законов, обеспечивать охрану прав и свобод граждан, их чести и достоинства, интересов общества, высокую культуру и вос­питательное воздействие судебной деятельности, быть справедли­выми и гуманными. Судьи обязаны повышать уровень профессио­нальных знаний, изучать и обобщать судебную практику, участво­вать в работе по повышению правовых знаний работников аппара­та судов и народных заседателей.

При выполнении своих обязанностей в суде, а также во внеслу­жебных отношениях судьи и народные заседатели должны избегать всего, что могло бы как-то причинить ущерб авторитету правосудия, достоинству судьи или вызвать сомнение в его объективности и бес­пристрастности.

Улучшению качественного состава судей, стимулированию рос­та их профессиональной квалификации, повышению ответственно­сти за укрепление законности, охрану интересов общества и прав граждан призвана способствовать квалификационная аттестация, которую должны проходить все судьи, в том числе районные (см. § 5 гл. XII учебника).

Судьи обязаны своевременно знакомить народных заседателей с делами, подлежащими рассмотрению, с действующим законода­тельством и практикой его применения, оказывать иную помощь в осуществлении их полномочий.

Судьи и народные заседатели не вправе разглашать тайну со­вещания судей и сведения, полученные при проведении закрытых судебных заседаний.

Народные заседатели обязаны своевременно являться в суд для выполнения своих функций. Вызов народного заседателя в суд обя­зателен для администрации предприятия, учреждения, организации, где работает или учится народный заседатель. Воспрепятствование должностным лицом явке в суд народного заседателя для выполне­ния возложенных на него обязанностей влечет ответственность.

Если срок полномочий народных заседателей истекает в пери­од рассмотрения ими судебного дела, то эти полномочия сохраняются до окончания разбирательства данного дела.

Обращения в правоохранительные органы. Наряду со специализированными природоохранными органами существуют правоохранительные органы, .

Источник

Тема № 6. Статус судьи и народного заседателя

Судьи всех судов в Республике Беларусь являются государственными служащими, занимают государственные должности, обладают единым статусом и различаются между собой полномочиями. Судьи военных судов и Военной коллегии Верховного Суда, являющиеся военнослужащими, проходят военную службу в соответствии с Законом Республики Беларусь от 5 ноября 1992 года «О воинской обязанности и воинской службе».

Особенности статуса судей и народных заседателей определяются Конституцией Республики Беларусь, настоящим Кодексом и иными законодательными актами.

Независимость судей и народных заседателей, подчинение их только закону

Судьи и народные заседатели при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону. Независимость судей и народных заседателей обеспечивается установленными законодательными актами порядком их назначения (избрания, утверждения), приостановления и прекращения полномочий, неприкосновенностью, процедурой рассмотрения дел и вопросов, тайной совещания при вынесении судебных постановлений и запрещением требовать ее разглашения, ответственностью за неуважение к суду или вмешательство в его деятельность, иными гарантиями, соответствующими статусу судей и народных заседателей, а также созданием надлежащих организационно-технических условий для деятельности судов.

Воздействие в какой-либо форме на судей и народных заседателей с целью воспрепятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению конкретного дела или добиться вынесения незаконного судебного постановления влечет за собой ответственность, установленную законодательными актами.

Средства массовой информации не вправе предрешать в своих сообщениях результаты судебного разбирательства по конкретному делу или иным образом воздействовать на судью или народного заседателя.

Судья не может быть переведен на другую должность или в другой суд без личного согласия. Полномочия судьи не могут быть приостановлены или прекращены иначе, как в порядке и по основаниям, установленным настоящим Кодексом.

Неприкосновенность судьи и народного заседателя

Судьи являются неприкосновенными в течение срока своих полномочий. Неприкосновенность судьи распространяется на его жилище, служебное помещение, транспорт и средства связи, корреспонденцию, имущество и используемые им документы.

Судья, народный заседатель не могут быть привлечены к какой-либо ответственности за высказанное ими при осуществлении правосудия суждение и принятое решение, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена их виновность в совершении преступления против интересов службы.

В случае дачи в установленном Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь порядке согласия на возбуждение в отношении судьи, народного заседателя уголовного дела, привлечение их в качестве подозреваемых или обвиняемых, а также на применение в отношении указанных лиц меры пресечения в виде заключения под стражу одновременно принимается решение о приостановлении их полномочий.

Производство по уголовным делам в отношении судей и народных заседателей осуществляется в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь.

Деятельность, несовместимая с должностью судьи

На судью распространяются ограничения, связанные с государственной службой.

Судьи не могут быть членами Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутатами Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь и местных Советов депутатов, а также членами политических партий и иных общественных объединений, преследующих политические цели.

Права и обязанности судей и народных заседателей

Судьи и народные заседатели имеют полномочия, необходимые для осуществления правосудия, обладают правами и исполняют обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом и иными законодательными актами.

требовать от государственных органов, иных организаций, а также от должностных лиц и граждан исполнения судебных постановлений, связанных с осуществлением возложенных на него обязанностей;

запрашивать информацию у государственных органов, иных организаций, а также у должностных лиц и иных граждан.

Судья Конституционного Суда имеет право требовать его созыва, предлагать вопросы на его рассмотрение, выражать особое мнение по поводу решений Конституционного Суда. При решении всех вопросов, относящихся к компетенции Конституционного Суда, судьи Конституционного Суда пользуются равными правами и вправе присутствовать на открытых (по приглашениям – и на закрытых) заседаниях любых государственных органов.

При осуществлении правосудия судьи и народные заседатели должны неукоснительно соблюдать Конституцию, законы и иные законодательные акты, обеспечивать защиту прав и свобод граждан, охраняемых законодательством интересов государства и организаций, индивидуальных предпринимателей, высокую культуру судебной деятельности, быть справедливыми и беспристрастными. Судья также обязан строго соблюдать положения Кодекса чести судьи.

Судья и народный заседатель не должны высказывать мнение по существу дел, находящихся в их производстве, а также передавать дела кому бы то ни было для ознакомления иначе, как в порядке и случаях, предусмотренных законодательными актами.

Лица, отобранные судом для участия в рассмотрении дела в качестве народных заседателей, обязаны явиться в указанный суд в назначенное время и исполнить возложенные на них обязанности.

Кандидатом на должность судьи общего или хозяйственного суда может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 25-летнего возраста, владеющий белорусским и русским языками, имеющий высшее юридическое образование с присвоением квалификации «юрист», стаж работы по специальности не менее трех лет, порядок исчисления которого определяется Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен на должность судьи.

Кандидат на должность:

судьи областного (Минского городского), Белорусского военного судов должен иметь стаж работы в должности судьи не менее трех лет;

судьи Верховного Суда Республики Беларусь, кроме судьи судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда, и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь должен иметь стаж работы в должности судьи не менее пяти лет.

Читайте также:  Русские народные мотивы вышиваем крестом книга скачать бесплатно

Судьей судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда может быть лицо, имеющее как высшее юридическое, так и высшее техническое или высшее естественнонаучное образование. Судья судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда, не имеющий высшего юридического образования, должен иметь стаж работы в области патентоведения не менее пяти лет.

Судьи военных судов и Военной коллегии Верховного Беларусь назначаются на должности из числа военнослужащих, имеющих воинские звания офицерского состава.

На должность судьи не может быть назначено:

лицо, в отношении которого имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор суда;

лицо, не способное по состоянию здоровья исполнять обязанности судьи, что подтверждается медицинским заключением;

лицо, признанное ограниченно дееспособным или недееспособным решением суда, вступившим в законную силу.

Кандидат на должность председателя, заместителя председателя районного (городского), межгарнизонного военного, специализированного судов должен иметь стаж работы в должности судьи не менее трех лет.

Кандидат на должность председателя, заместителя председателя областного (Минского городского), Белорусского военного судов, хозяйственного суда области (города Минска), специализированного хозяйственного суда должен иметь стаж работы в должности судьи не менее пяти лет.

Квалификационный экзамен на должность судьи проводится в целях оценки уровня профессиональных знаний, умений и навыков лиц, претендующих на занятие должности судьи, их деловых и морально-психологических качеств.

К квалификационному экзамену на должность судьи может быть допущен гражданин Республики Беларусь, имеющий высшее юридическое образование с присвоением квалификации «юрист».

Квалификационный экзамен на должность судьи проводится экзаменационными комиссиями, которые создаются:

при Верховном Суде – для приема квалификационных экзаменов у лиц, претендующих на занятие должности судей общих судов;

при Высшем Хозяйственном Суде – для приема квалификационных экзаменов у лиц, претендующих на занятие должности судей хозяйственных судов.

Экзаменационные комиссии создаются из наиболее квалифицированных судей, представителей Министерства юстиции и иных специалистов в области права.

Персональный состав экзаменационных комиссий, порядок подготовки и проведения квалификационных экзаменов утверждаются соответственно Председателями Верховного, Высшего Хозяйственного Суда. Председателями экзаменационных комиссий являются соответственно один из его заместителей, а заместителями председателей экзаменационных комиссий – представители Министерства юстиции.

Подбор лиц, претендующих на занятие должности судей общих и хозяйственных судов, представление их кандидатур экзаменационным комиссиям осуществляются соответственно Верховным Судом, Высшим Хозяйственным Судом, Министерством юстиции.

Положительный результат квалификационного экзамена является основанием для зачисления кандидатом в судьи и действителен в течение двух лет с момента его сдачи.

Заявление о зачислении кандидатом в судьи с приложением документов, подтверждающих соответствие заявителя требованиям, предъявляемым к кандидату в судьи, направляется в соответствующую квалификационную коллегию судей и рассматривается ею в течение одного месяца с момента подачи заявления на заседании квалификационной коллегии судей с участием лица, обратившегося с таким заявлением.

Квалификационная коллегия судей дает оценку деловым и морально-психологическим качествам заявителя и осуществляет функции конкурсной комиссии.

По результатам рассмотрения заявления принимается решение о регистрации в качестве кандидата в судьи или об отказе в регистрации в качестве кандидата в судьи, которое объявляется заявителю.

При наличии в суде вакантной должности судьи квалификационная коллегия судей рекомендует зарегистрированного ею кандидата в судьи для назначения на вакантную должность судьи и прохождения специальной подготовки, о чем информирует Министерство юстиции Республики Беларусь.

Министерство юстиции направляет кандидата в судьи, рекомендованного квалификационной коллегией судей, для прохождения специальной подготовки на должность судьи общего или хозяйственного суда.

Специальная подготовка на должность судьи общего или хозяйственного суда включает обучение до одного года в специализированном учреждении образования с совмещенной стажировкой в одном из судов республики под руководством судьи, назначенного соответственно Председателем Верховного Суда или Председателем Высшего Хозяйственного Суда.

Условия и порядок прохождения специальной подготовки на должность судьи общего или хозяйственного суда, а также ее программа определяются Министерством юстиции совместно соответственно с Верховным Судом или Высшим Хозяйственным Судом.

Судьи районных (городских), межгарнизонных военных и специализированных судов, областных (Минского городского), Белорусского военного судов назначаются Президентом по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда.

Судьи хозяйственных судов областей (города Минска) и специализированных хозяйственных судов назначаются Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Высшего Хозяйственного Суда.

Судьи Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда назначаются Президентом с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по представлению соответственно Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Хозяйственного Суда.

Судьи назначаются на должность сроком на пять лет и могут быть назначены на новый срок или бессрочно. Судьи исполняют свои обязанности до достижения ими предельного возраста пребывания на государственной службе.

Задачей аттестации судьи является объективная оценка уровня его профессиональных знаний, деловых качеств и умения применять их при осуществлении правосудия.

Аттестация подразделяется на очередную и внеочередную.

Очередная аттестация проводится:

в отношении судей, впервые назначенных на должность судьи и не имеющих квалификационного класса, – по истечении шести месяцев работы;

при присвоении очередного квалификационного класса – не позднее одного месяца со дня истечения срока пребывания судьи в присвоенном квалификационном классе;

в отношении судей, назначенных на должность судьи бессрочно, – периодически один раз в пять лет не позднее одного месяца со дня истечения пятилетнего срока после предшествующей аттестации.

Внеочередная аттестация проводится:

при назначении судьи на должность на новый срок;

при назначении судьи на должность председателя, заместителя председателя соответствующего суда;

при назначении судьи на должность судьи в вышестоящий суд;

при досрочном присвоении квалификационного класса или понижении в квалификационном классе;

при длительном (более одного года непрерывно) неисполнении обязанностей судьи.

При наличии оснований для проведения очередной и внеочередной аттестации проводится очередная аттестация.

Аттестация проводится в отношении:

заместителей Председателя и иных судей Верховного Суда (кроме Председателя Верховного Суда) – квалификационной коллегией судей Верховного Суда по представлению Председателя Верховного Суда;

председателей областных (Минского городского), Белорусского военного судов и заместителей председателей этих судов, членов квалификационной коллегии судей Верховного Суда и квалификационных коллегий судей областных (Минского городского) судов, военных судов – квалификационной коллегией судей Верховного Суда по совместному представлению Председателя Верховного Суда и Министра юстиции;

судей областных (Минского городского) судов (кроме председателей и заместителей председателей), председателей, заместителей председателей и судей районных (городских), специализированных судов – квалификационными коллегиями судей областных (Минского городского) судов по совместному представлению председателей областных (Минского городского) судов и начальников управлений юстиции областных (Минского городского) исполнительных комитетов;

судей Белорусского военного суда (кроме Председателя и заместителей Председателя Белорусского военного суда), председателей, заместителей председателей и судей межгарнизонных военных судов – квалификационной коллегией судей военных судов по совместному представлению Председателя Белорусского военного суда и Министра юстиции;

заместителей Председателя Высшего Хозяйственного Суда и иных судей Высшего Хозяйственного Суда (кроме Председателя Высшего Хозяйственного Суда) – квалификационной коллегией судей хозяйственных судов по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда;

председателей и заместителей председателей хозяйственных судов областей (города Минска), специализированных хозяйственных судов – квалификационной коллегией судей хозяйственных судов по совместному представлению Председателя Высшего Хозяйственного и Министра юстиции;

судей хозяйственных судов областей (города Минска), специализированных хозяйственных судов (кроме председателей и заместителей председателей) – квалификационной коллегией судей хозяйственных судов по совместному представлению председателей хозяйственных судов областей (города Минска), специализированных хозяйственных судов и начальников управлений юстиции областных (Минского городского) исполнительных комитетов.

В отношении Председателя, заместителя Председателя и судей Конституционного Суда Республики Беларусь, председателей Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда аттестация не проводится.

На судью, подлежащего аттестации, не позднее чем за месяц до ее проведения председателем соответствующего суда (вышестоящего суда – в случае аттестации председателя суда) составляется характеристика, которая должна содержать полную и объективную оценку профессиональной деятельности судьи, его деловых и нравственных качеств, уровня профессиональной подготовки.

В зависимости от уровня профессиональных знаний, стажа, опыта работы аттестуемого судьи и занимаемой им должности квалификационная коллегия судей может принять одно из следующих заключений:

о возможности присвоения судье очередного квалификационного класса;

о возможности присвоения судье более высокого квалификационного класса;

об оставлении судье ранее присвоенного квалификационного класса;

о наличии оснований для понижения судьи в квалификационном классе;

об отсрочке аттестации на срок не более шести месяцев;

о несоответствии судьи занимаемой должности с ходатайством об освобождении его от должности.

Квалификационная коллегия судей вправе также по результатам аттестации ходатайствовать перед председателем соответствующего суда о поощрении судьи, о зачислении его в резерв кадров для назначения на вышестоящие должности.

Заключение об оценке деятельности судьи принимается квалификационной коллегией судей в отсутствие аттестуемого и носит рекомендательный характер.

По результатам аттестации судьи оформляется аттестационный лист.

Копии заключения квалификационной коллегии судей, аттестационного листа и характеристики судьи хранятся в его личном деле.

Для судей судов Республики Беларусь устанавливаются высший, первый, второй, третий, четвертый и пятый квалификационные классы.

Квалификационные классы присваиваются:

высший квалификационный класс – Председателю, заместителю Председателя и судьям Конституционного Суда, председателям Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда;

высший, первый и второй квалификационные классы – заместителям председателей и судьям Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда;

первый, второй, третий и четвертый квалификационные классы – председателям, заместителям председателей областных (Минского городского), Белорусского военного судов, районных (городских), межгарнизонных военных и специализированных судов, хозяйственных судов областей (города Минска), специализированных хозяйственных судов, а также судьям областных (Минского городского), Белорусского военного судов и хозяйственных судов областей (города Минска), специализированных хозяйственных судов;

второй, третий, четвертый и пятый квалификационные классы – судьям районных (городских), межгарнизонных военных и специализированных судов.

Судьям, впервые назначенным на должность судьи районного (городского), межгарнизонного военного и специализированного судов, присваивается пятый квалификационный класс, на должность судьи хозяйственного суда области (города Минска), специализированного хозяйственного суда – четвертый квалификационный класс. С учетом профессиональных качеств может быть присвоен и более высокий квалификационный класс в пределах, определенных частью второй настоящей статьи, исходя из опыта и стажа предыдущей работы в качестве стажера судьи, государственного арбитра, секретаря судебного заседания, работника органов прокуратуры, учреждений юстиции, органов внутренних дел, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, иного государственного служащего.

При поступлении лица, имеющего квалификационный класс судьи, на работу в государственный орган на государственную должность ему может быть в установленном порядке присвоен в соответствии с квалификационным классом более высокий класс государственного служащего, чем предусмотренный по данной государственной должности, но не более чем на два класса.

Судьям военных судов и Военной коллегии Верховного Суда присваиваются воинские звания офицерского состава. Присвоение очередного воинского звания, понижение в воинском звании или лишение такого звания производятся в порядке, установленном законодательством:

— в отношении судей Военной коллегии Верховного Суда – по согласованию с Председателем Верховного Суда;

— в отношении судей военных судов – по согласованию с Председателем Верховного Суда и Министром юстиции.

В каждом квалификационном классе судьи пребывают определенный срок, который устанавливаются:

в пятом квалификационном классе – два года;

в четвертом квалификационном классе – три года;

в третьем квалификационном классе – четыре года.

Срок пребывания в первом и втором квалификационных классах не устанавливается.

Читайте также:  Чем понизить давление народными методами

Присвоение очередного квалификационного класса производится, как правило, после окончания установленного срока нахождения в предыдущем классе.

Высококвалифицированному судье с учетом стажа и опыта работы в должности судьи допускается присвоение квалификационного класса вне зависимости от предусмотренного по занимаемой должности, а также без соблюдения последовательности и срока пребывания в присвоенном квалификационном классе, но не более чем на один квалификационный класс выше того, который предусмотрен статьей Кодекса О судоустройстве и статусе судей.

Присвоение квалификационных классов, понижение в квалификационном классе и лишение квалификационного класса судей общих и хозяйственных судов (кроме председателей, заместителей председателей и судей Верховного и Высшего Хозяйственного Суда) производятся Президентом по совместному представлению Председателя Верховного и Высшего Хозяйственного Суда и Министра юстиции.

Присвоение квалификационных классов Председателю, заместителю Председателя и судьям Конституционного Суда, председателям Верховного и Высшего Хозяйственного Суда производится Президентом при назначении (избрании) их на должность.

Присвоение квалификационных классов, понижение в квалификационном классе и лишение квалификационного класса заместителей председателей и судей Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда производятся Президентом по представлению соответственно Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Хозяйственного Суда.

Представление вносится Президенту в установленном порядке. К представлению прилагается заключение соответствующей квалификационной коллегии судей.

В случае принятия квалификационной коллегией судей заключения об оставлении судьи в ранее присвоенном ему квалификационном классе повторная аттестация проводится не ранее чем через год со дня принятия указанного заключения.

За судьей, пребывающим в отставке, присвоенный ему квалификационный класс сохраняется пожизненно. Судья может быть лишен квалификационного класса в случае освобождения его от должности в связи с совершением им поступка, порочащего честь и достоинство судьи, или совершением иных действий, дискредитирующих судебную власть, а также в связи со вступлением в силу в отношении судьи обвинительного приговора.

Судья может быть привлечен к дисциплинарной ответственности:

— за нарушение требований законодательства при осуществлении правосудия;

— за нарушение Кодекса чести судьи Республики Беларусь;

— за несоблюдение судьями правил внутреннего трудового распорядка, совершение иного служебного проступка.

Отмена или изменение судебного постановления не влекут за собой ответственности судьи, участвовавшего в вынесении указанного судебного постановления, за исключением случая, когда установлено преднамеренное вынесение незаконного судебного постановления.

Видами дисциплинарных взысканий являются:

— предупреждение о неполном служебном соответствии;

— понижение в квалификационном классе судьи на срок до шести месяцев;

— освобождение от должности.

При наложении взыскания учитываются характер нарушения и его последствия, тяжесть проступка, личность судьи, степень его вины.

Судья может быть подвергнут дисциплинарному взысканию не позднее двух месяцев со дня обнаружения дисциплинарного проступка, не считая времени болезни или пребывания в отпуске, но не позднее шести месяцев со дня его совершения.

Если в течение одного года со дня наложения дисциплинарного взыскания судья не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания.

По истечении шести месяцев со дня наложения взыскания по представлению лица, возбудившего дисциплинарное производство, а также по инициативе председателя соответствующего суда, наложившего дисциплинарное взыскание, оно может быть снято досрочно при безупречном поведении судьи и добросовестном отношении его к исполнению своих обязанностей.

Если судья, имеющий дисциплинарное взыскание, будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то сроки, предусмотренные частями второй и третьей настоящей статьи, начинают течь со дня наложения последнего дисциплинарного взыскания.

Полномочия судьи приостанавливает Президент Республики Беларусь в случае:

— возбуждения в отношении судьи уголовного дела, привлечения судьи в качестве подозреваемого или обвиняемого – до вступления в законную силу приговора, постановления о применении принудительных мер безопасности и лечения или постановления о прекращении уголовного дела;

— участия судьи в избирательной кампании в качестве кандидата в Президенты, депутаты Палаты представителей Национального собрания, депутаты местных Советов депутатов – на время участия его в избирательной кампании.

Приостановление полномочий судьи по мотивам, указанным в абзаце третьем части первой настоящей статьи, не влечет за собой отмены его личной неприкосновенности, материальных и социальных гарантий.

Полномочия судьи возобновляются по решению Президента Республики Беларусь в случае, если отпали основания для приостановления полномочий судьи, предусмотренные частью первой настоящей статьи.

Полномочия судьи Конституционного Суда могут быть прекращены в случае:

подачи им заявления об освобождении от должности по собственному желанию;

достижения предельного возраста пребывания в должности судьи Конституционного Суда;

истечения срока его полномочий;

отказа от принесения присяги;

прекращения гражданства Республики Беларусь вследствие выхода из гражданства или его утраты;

назначения (избрания) на другую должность либо перевода на другую работу;

занятия деятельностью, несовместимой с должностью судьи, несоблюдения ограничений, связанных с государственной службой;

грубого нарушения должностных обязанностей, совершения проступка, несовместимого с нахождением на государственной службе;

вступления в законную силу обвинительного приговора;

вступления в законную силу решения суда о признании судьи ограниченно дееспособным или недееспособным;

признания судьи в установленном порядке нетрудоспособным либо неспособности его, подтвержденной медицинским заключением, по состоянию здоровья в течение длительного времени (не менее одного года) исполнять обязанности судьи;

смерти судьи, объявления его умершим либо признания безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу, – без принятия специального решения.

Прекращение полномочий Председателя и судей Конституционного Суда осуществляется Президентом, в том числе на основании личного письменного заявления судьи об отставке или об освобождении от должности по собственному желанию либо представления Конституционного Суда о прекращении полномочий судьи по иным основаниям, предусмотренным частью первой настоящей статьи, с уведомлением Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь. При этом представление Конституционного Суда принимается большинством голосов от полного состава судей Конституционного Суда, за исключением внесения представления о прекращении полномочий по основанию, предусмотренному абзацем десятым части первой настоящей статьи, которое должно быть принято большинством не менее двух третей от полного состава судей.

Полномочия судей общих и хозяйственных судов могут быть прекращены в случае:

— подачи им заявления об освобождении от должности по собственному желанию;

— достижения предельного возраста пребывания на государственной службе;

— истечения срока его полномочий;

— отказа от принесения присяги;

— прекращения гражданства Республики Беларусь вследствие выхода из гражданства или его утраты;

— назначения (избрания) на другую должность либо перевода на другую работу;

— занятия деятельностью, несовместимой с должностью судьи, несоблюдения ограничений, связанных с государственной службой;

— отказа судьи от перевода в другой суд в связи с ликвидацией суда либо сокращением численности судей;

— систематических дисциплинарных нарушений (привлечение к дисциплинарной ответственности более двух раз в течение одного года);

— грубого нарушения должностных обязанностей, совершения проступка, несовместимого с нахождением на государственной службе;

— вступления в законную силу обвинительного приговора;

— вступления в законную силу решения суда о признании судьи ограниченно дееспособным или недееспособным;

— признания судьи в установленном порядке нетрудоспособным либо неспособности его, подтвержденной медицинским заключением, по состоянию здоровья в течение длительного времени (не менее одного года) исполнять обязанности судьи;

— смерти судьи, объявления его умершим либо признания безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу, – без принятия специального решения.

Прекращение полномочий судей общих и хозяйственных судов (кроме председателей и судей Верховного и Высшего Хозяйственного Суда) осуществляется Президентом, в том числе по совместному представлению Министра юстиции и соответственно Председателя Верховного и Высшего Хозяйственного Суда, основанному на заключении соответствующей квалификационной коллегии судей.

При наличии оснований, предусмотренных частью третьей настоящей статьи, прекращение полномочий председателей и судей Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда осуществляется Президентом. О прекращении полномочий председателей и судей Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда Президент уведомляет Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь.

Процедуру досрочного прекращения полномочий председателей, заместителей председателей и судей судов Республики Беларусь вправе инициировать должностные лица, уполномоченные в соответствии с законодательными актами возбуждать дисциплинарное производство.

При прекращении полномочий председателей и заместителей председателей судов в связи с истечением срока, на который они были назначены (избраны), за ними сохраняются полномочия судей соответствующих судов, если срок таких полномочий не истек.

Полномочия судьи прекращаются в день вступления в силу соответствующего решения Президента Республики Беларусь или в день, указанный в данном решении. При этом не допускается прекращение полномочий судьи в связи с истечением срока его полномочий, установленного настоящим Кодексом, или достижением им предельного возраста нахождения в должности судьи до окончания рассмотрения по существу дела, начатого с участием этого судьи.

Решение о прекращении полномочий судьи может быть обжаловано в Верховный Суд.

В случае отмены обвинительного приговора или постановления суда о применении в отношении судьи принудительных мер безопасности и лечения, а также решения суда о признании судьи ограниченно дееспособным или недееспособным либо об объявлении его умершим или о признании безвестно отсутствующим судья может быть восстановлен в должности судьи Президентом Республики Беларусь.

Народные заседатели

Граждане Республики Беларусь имеют право участвовать в деятельности суда по осуществлению правосудия в качестве народных заседателей в порядке и случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законодательными актами.

Народными заседателями могут быть граждане Республики Беларусь, достигшие 25-летнего возраста, владеющие белорусским и русским языками.

Народными заседателями не могут быть:

лица, в отношении которых имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор суда;

лица, признанные ограниченно дееспособными или недееспособными решением суда, вступившим в законную силу;

лица, состоящие на учете в наркологических и психоневрологических диспансерах;

депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, руководящие работники государственных органов и иных организаций, должности которых включены в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь, судьи, прокурорские работники, работники судов, учреждений юстиции, сотрудники органов внутренних дел, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь и органов государственной безопасности, нотариусы, адвокаты, а также лица, занимающие выборные должности в органах местного управления и самоуправления;

Количество народных заседателей устанавливается в следующем соотношении:

для районных (городских), межгарнизонных военных и специализированных судов – 35 народных заседателей на одного судью;

для областных (Минского городского), Белорусского военного судов – 25 народных заседателей на одного судью;

для Верховного Суда Республики Беларусь – 10 народных заседателей на одного судью.

Подбор кандидатов и составление списков народных заседателей осуществляются соответствующими районными (городскими), областными (Минским городским) исполнительными комитетами сроком на пять лет на основании списков граждан Республики Беларусь, имеющих право участвовать в выборах, референдуме, голосовании об отзыве депутата. Включение граждан Республики Беларусь в названные списки производится с их согласия.

Списки народных заседателей утверждаются:

районных (городских), межгарнизонных военных, специализированных, областных (Минского городского) судов – соответствующими областными (Минским городским) Советами депутатов;

Белорусского военного суда, Верховного Суда Республики Беларусь – Президентом Республики Беларусь.

В случае, если полномочия более половины народных заседателей, включенных в соответствующий список, досрочно прекращены, формируется новый список народных заседателей в порядке, установленном настоящей статьей.

Народные заседатели вправе осуществлять правосудие только после принесения присяги следующего содержания:

«Я, (фамилия, имя, отчество), торжественно клянусь перед народом Республики Беларусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только Конституции Республики Беларусь, быть беспристрастным и справедливым, как велят мне долг и моя совесть».

Источник

Поделиться с друзьями
Блог о здоровье и полезных жизненных советах
Adblock
detector