Положение клуба народных традиций

Детско-родительский клуб » Русская горница»

Скачать:

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД №52 «САМОЛЁТИК»

КЛУБ «РУССКАЯ ГОРНИЦА»

программа для родителей и детей старшего дошкольного возраста

Срок реализации программы: 1 год

Воспитатели: Афанасьева Н.В.

Календарно – тематическое планирование

КЛУБ «РУССКАЯ ГОРНИЦА» программа для родителей и детей старшего дошкольного возраста

Основание для разработки программы

Педагогический совет, родители (законные представители)

Основные разработчики программы

Организация исполнитель программы

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад № 52 «Самолётик», (далее – МАДОУ г. Нижневартовска ДС №52)

Адрес организации исполнителя, телефон/факс

Улица Ханты-Мансийская, 35 «А», город Нижневартовск, Тюменская обл., ХМАО – Югра, Россия.

Родители (законные представители) и дети старшего дошкольного возраста от 6 до 7 лет

Сроки реализации Программы

2019-2020 учебный год

Знакомство детей и их родителей с традициями и истоками русской народной культуры.

1. Формирование и углубление знаний у детей и их родителей: о русском крестьянском быте; о народных и семейных традициях; о русском фольклоре и народных промыслах.

2. Обогащение и активизация словаря, через использование народных пословиц, поговорок, закличек и т. д.

1. Развивать интерес к фольклору через народные игры, хороводы, попевки, потешки, частушки.

2. Развитие внимания, памяти, воображения, монологической речи и коммуникативных умений.

3. Формирование интереса к чтению и художественному творчеству.

1. Воспитание уважения к обычаям и традициям старины, через бережное отношение к старинным вещам, предметам народных промыслов.

2. Формирование интереса к русской народной культуре, желания узнавать новое об истории своего народа.

3. Воспитывать любовь к Родине, близким людям, народу.

Ожидаемые результаты реализации программы

1. Повышение активности родителей в образовательном процессе, в нравственно-патриотическом и художественно–эстетическом воспитании детей.

4. Познакомятся со старинными предметами домашнего обихода.

5. Словарный запас обогатиться архаизмами, пословицами, поговорками, приметами, загадками.

6. Дети проявят интерес к фольклору через народные игры, хороводы, попевки, потешки, частушки.

Погружая ребенка в национальный быт, мы создаем условия для познания первоначально родной семьи, затем родного детского сада, в более старшем возрасте – мир родного города, мир родной отчизны. Тем самым мы создаем естественную среду для овладения языком родного народа, его традициями, укладом жизни и, таким образом, пробуждаем любовь к малой и большой Родине.

Уже в дошкольном возрасте, открывая вместе с ребенком своеобразие мира природы, искусства, культуры родного края, задача взрослых – способствовать становлению основ самосознания ребенка как члена семьи, как гражданина, как активного преобразователя окружающей и общественной среды. Данная программа позволяет: познакомить детей с традициями и истоками русской народной культуры; сформировать у детей знания о русском крестьянском быте, о народных и семейных традициях, русском фольклоре и народных промыслах.

2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Сформированность нравственных ценностей является важнейшим показателем целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о своем будущем жизненном пути. Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребенка, так как именно в это время закладываются базовые качества личности, формируется система духовно-нравственных ценностей, происходит накопление ребенком социокультурного опыта знаний о своей народной культуре.

В соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования одним из основных принципов является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. По утверждению А.И.Арнольдова, Н.П.Денисюка, Л.А.Ибрагимовой, А.И.Лазарева, В.М.Семенова, приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности. Так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.

Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению В.Г. Безносова, В.П.Зеньковского, Д.С.Лихачева, является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.

Концепция дошкольного образования положила начало реформе дошкольного образования. В ней говорится о том, что семья и ДОУ имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. В законе РФ «Об образовании» ст. 18 п. 1 определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте. Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.

Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших социальных технологий, более широкие возможности получения образования и др.) заставляют искать новые формы взаимодействия, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, не поощрять, принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать ребенку настоящим другом и авторитетным наставником. Папам и мамам необходимо помнить, что детский сад только помощник в воспитании ребенка, потому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательно образовательного процесса.

В основу данной программы заложена программа О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Программа ценна тем, что родители и дети знакомятся шире и глубже с жизнью и бытом русского народа, с декоративно-прикладным искусством, участвуют в календарных праздниках, что помогает им понять и представить, как жили люди на Руси.

Программа предусматривает ознакомление дошкольников и их родителей с народными промыслами России и включает в себя знакомство с обычаями, традициями, трудом русского народа по народному календарю, с поэтическим народным творчеством. Воспитывать интерес к народной культуре, устному народному творчеству, народной музыки, народным играм и промыслами.

Принципы организации программы

Основные принципы организации клуба самым непосредственным образом вытекают из общих современных требований к педагогическому процессу:

3. Принцип природосообразности. При организации клуба учтены психофизиологические особенности детей дошкольного возраста и созданы условия для раскрытия личностного потенциала ребенка.

4. Принцип культуросообразности. Работа клуба приобщает дошкольников и родителей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям (отношение к природе, к культуре, к другим людям и к себе) через освоение ценностей и норм русской народной культуры.

5. Принципы динамичности и вариативности. При работе клуба постоянно проводятся тематические выставки. Проводятся праздники и развлечения и на улице, и в музыкальном зале, и в физкультурном зале.

6. Принцип учета регионального компонента. Экспонаты музея, используемые в работе, отражают историческое, географическое, природное, культурное разнообразие окружающего мира.

7. Принцип экологичности. В экспозициях преобладают экологически безопасные для здоровья ребенка материалы, в том числе природного происхождения. Все природные материалы собраны в экологически чистых местах.

8. Принцип непрерывности. Мини-музей является частью образовательного пространства детского сада, он связан с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью, а также деятельность клуба в нём отражает тематику НОД, экскурсий, праздников и т.п.

Формы работы по ознакомлению с русской народной культурой:

Программа предполагает проведение занятий – в мини – музее «Русская горница» во второй половине дня.

Итогом деятельности могут служить выставки детского творчества в детском саду; участие детей и родителей в фольклорных развлечениях и досугах, посвященных народным праздникам.

Источник

Программа кружка «Традиции русской культуры»
рабочая программа

Дополнительная общеразвивающая программа

«Традиции русской культуры»

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение

дополнительного образования Кыштовского района

Дом детского творчества

Принята на заседании Утверждаю:

методического совета ________________

от « » ___________2018г. Директор МКУ ДО ДДТ

Протокол № Федоренко Е.В.

______ Приказ № от_________

Дополнительная общеразвивающая программа

«Традиции русской культуры»

Кириенко Ирина Александровна,

педагог дополнительного образования

с. Верх-Майзас, 2018 г.

Дополнительная общеразвивающая программа «Традиции русской культуры» разработана на основе нормативных документов:

Направленность программы – художественная.

Сложные социально-экономические и политические изменения, происходящие в стране, усугубляются кризисом в нравственной и духовной сфере жизни человека. Мы сегодня отчетливо осознаем, насколько важна роль духовно-нравственных ценностей в развитии общества, ибо будущее нашего Отечества в первую очередь зависит не от инвестиций или новых технологий, а от духовно-нравственного потенциала молодежи, от ее доброты, честности, справедливости, трудолюбия, от ее любви к своей Родине.

Читайте также:  Устное народное творчество казахов представлено

Нравственное, духовное формирование личности ребенка происходит путем освоения им общественно-исторического опыта человечества в процессе предметно-практической деятельности, усвоения социально-этических норм и общечеловеческих гуманистических отношений в целом. Эти нормы четко зафиксированы в народных традициях и выступают как образцы, где в концентрированном виде сосредоточены лучшие черты, качества личности, нравственные эталоны, принятые в социуме, обеспечивающие его выживание и активное функционирование. Народные традиции, в которых аккумулируется коллективное знание этноса, являются хранилищем коллективной памяти, проявляющей себя в формах духовной и материальной культуры: устных и письменных произведениях народного творчества, диалектной речи, художественно-прикладном искусстве. Любая народная традиция является уникальным феноменом общечеловеческой культуры, её истоком и вершиной. Она пронизана свойством формировать все важнейшие черты личности. Народное творчество как феномен культуры обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает, даёт отдых, то есть выполняет все функции, которые присущи дополнительному образованию.

Программа «Традиции русской культуры», реализуемая нами, призвана хотя бы частично, решить эту задачу. Дети, занимающиеся в объединении, должны больше узнать об истории родного края, культуре своих предков, о традициях и особенностях языка. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней и традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Приобщение к ценностям народной культуры должно начинаться с колыбели и красной нитью пронизывать все слои образования. Именно так ставится вопрос о правах ребёнка (1991 г.), где об образовании сказано, что оно должно быть направлено на «воспитание уважения к родителям, его культурной самобытности, в которой ребёнок проживает, стране его происхождения, и к цивилизациям, отличным от его собственной».

Уровень сложности – стартовый.

Отличительные особенности программы заключаются в опоре на современные педагогические теории, анализ имеющихся педагогических ресурсов, знакомство с современными технологиями воспитательной работы в условиях дополнительного образования.

В основу данной программы положены календарно-традиционные праздники и обычаи русского народа, взятые в том виде, в каком они существуют сейчас, в живой культуре – как синтез древнейших фольклорных форм и возрожденных православных устоев бытия.

Объем и срок освоения программы составляет 108 часов

К каждому ребенку применяется индивидуальный подход

Личностный подход требует от педагога создания на занятиях условий, при которых ученик чувствует себя личностью, ощущает внимание наставника лично к нему.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий

Занятия с учащимися 2 года обучения проводятся один раз в неделю по 1 часу.

Цель и задачи программы:

Цель программы: создание условий для активного приобщения детей к культурным традициям русского народа и содействие на этой основе формированию у них национального самосознания.

-формировать у детей уважительное отношение к народной культуре, традициям, обычаям русского народа, народному творчеству; развивать навыки общения, культуры поведения в среде сверстников; воспитание усидчивости, аккуратности, ответственности.

— развивать творческие способности и эмоциональную сферу детей.

— познакомить детей с бытом, традициями и обычаями русской деревни, с фольклорными произведениями, национальным бытом, обрядами праздников, народной психологией.

— создать у детей определенный запас русских народных песен, стихов, потешек, хороводных игр.

Источник

Положение о проведении открытого фестиваля устного народного творчества «Русь».
методическая разработка

Цель: сохранение и развитие российской национальной культуры, популяризации традиционных форм устного народного творчества, поддержка и развитие детского творчества, направленного на приобщение к национальному искусству.

Скачать:

Предварительный просмотр:

о проведении открытого фестиваля

устного народного творчества«Русь»

1.1. Настоящее положение определяет порядок организации и проведения открытого фестиваляустного народного творчества «Русь» (далее – Фестиваль), его организационное обеспечение, порядок участия, категорию участников и подведение итогов данного мероприятия.

1.2. Фестиваль проводится в заочной форме в соответствии с планом Открытых образовательных событий сети Центров этнокультурного образования Томской области на 2017-2018 учебный год.

1.3. Организаторы: Центр этнокультурного образования МДОУ «Детский сад №7 «Рябинушка» общеразвивающего вида городского округа Стрежевой» при организационно-информационной поддержке ОГБУ «РЦРО».

1.4. Подготовку, проведение и подведение итогов Фестиваля осуществляет организационный комитет (далее – оргкомитет).

II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ФЕСТИВАЛЯ

Цель : сохранение и развитие российской национальной культуры, популяризации традиционных форм устного народного творчества, поддержка и развитие детского творчества, направленного на приобщение к национальному искусству.

III. ФУНКЦИИ ОРГКОМИТЕТА

3.1. Общее руководство подготовкой и проведением Фестиваля осуществляет Оргкомитет.

3.2. Оргкомитет Фестиваля :

Жюри при подведении итогов Фестиваля вправе:

Итоги оценки жюри по каждой номинации оформляются протоколом, который подписывается председателем и его членами.

В Фестивале принимают участие воспитанники дошкольных образовательных организацийг.о. Стрежевой, Александровского района.

Фестиваль проводится в двух возрастных группах:

Допускается индивидуальное участие (солисты), коллективное участие (фольклорные группы).

V. СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ФЕСТИВАЛЯ

Фестиваль проводится заочно – с 17 апреля по 22 мая 2018 года.

Мероприятие проводится в три этапа:

VI. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ФЕСТИВАЛЯ

6.1. Для участия в Фестивале участникам до 02 мая 2018 года необходимо направить:

Видеоролик с выступлением участника предварительно размещается на сайте http://www.youtube.com (инструкция в Приложении).

ВНИМАНИЕ! Присылать видеоролик на электронную почту ДОУ не требуется!

Длительность видеоролика от 2 до 10 минут. К участию в программе Фестиваля не допускаются работы низкого качества.

Работы, не соответствующие положению, а также работы, представленные позже указанного срока, к участию в Фестивале не допускаются

6.2Фестиваль проводится по номинациям :

6.3.1. «Бабушкин сундук»:

6.3.2. «Детский фольклор» :

6.3.3. «Народный театр» :

Координатор: Наливайко Светлана Александровна, заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе МДОУ «Детский сад №7 «Рябинушка» общеразвивающего вида городского округа Стрежевой», e-mail: rjabinushka@guostrj.ru тел.:8 (38259) 5-74-96.

VII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ И НАГРАЖДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ФЕСТИВАЛЯ

7.1. По результатам выступлений жюри подводит итоги и определяет победителей в каждой номинации.

7.2. Участникам Фестиваля при подведении итогов вручаются Грамоты по номинациям, сертификатыМДОУ «Детский сад №7 «Рябинушка» общеразвивающего вида городского округа Стрежевой» и ОГБУ «РЦРО».

Заявка на участие в фестивалеустного народного творчества«Русь»

Источник

Перспективный план «Народная культура и традиции»

Елена Ремизова
Перспективный план «Народная культура и традиции»

Народная культура и традиции

Содержание работы\ реализация образовательных областей Период\ дата реализации Используемое методическое обеспечение\ литература

Продолжать знакомить детей с народными

традициями и обычаями, с народным декоративно-прикладным искусством (Городец, Гжель).

Расширять представления о народных игрушках (матрешки — городецкая, богородская; бирюльки). Знакомить с национальным декоративно-прикладным искусством.

Рассказывать детям о русской избе и других

строениях, их внутреннем убранстве, предметах быта, одежды.

Ознакомление с окружающим миром

НОД: «В гостях у бабушки Пелагеи»

Цель: Формирование интереса к русской народной культуре и любви к традициям русского народа.

25.01 Интернет ресурсы

«Народные традиции и обычаи»

«Русская народная игрушка»

«Чем играли наши бабушки?»

«Матрешки – народная игрушка»

Цель: развивать разговорную речь детей.

НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ЖИВОЙ И НЕЖИВОЙ ПРИРОДОЙ 09.01-31.01

Цель: упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 5 по образцу и названному числу, познакомить со значением слов далеко-близко.

Цель: упражнять в счете звуков на слух в пределах 5, сравнивать предметы по величине.

Цель: упражнять в счете звуков в пределах 5, различать и называть геометрические фигуры

Цель: упражнять в счете предметов на ощупь в пределах 5, сравнивать предметы по расположению. Работа в тетрадях. 10.01

НОД: «Народная игрушка кукла-самоделка»

Цель: развивать интерес к познанию истории и культуры наших предков 18.01

Цель: Учить детей, следуя плану рассматривания игрушки, рассказывать о ней при минимальной помощи педагога.

НОД: «Лисичка-сестричка и волк»

Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и волк», помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок из произведения.

НОД: Звуковая культура речи: звук ч

Цель: Объяснить детям, как правильно произносится звук ч, упражнять в произнесении звука. Развивать фонематический слух детей.

Цель: продолжить знакомить детей с русской народной игрушкой – матрёшкой, с внешним обликом, особенностями росписи Семёновской и Полхов- Майданской матрёшек. 09.01

Цель: украшать предметы одежды, используя линии, мазки т. д. подбирать краски в соответствии с цветом свитера.

НОД: «Украшение платочка»

Цель: знакомить с росписью дымковской игрушки, выделять элементы узора, равномерно покрывать лист, слитными линиями.

НОД: «Украсим платьице кукле»

Цель: составлять узор из знакомых элементов 12.01

Цель: познакомить с дымковскими игрушками, закреплять приемы примазывания, сглаживания. 20.01

Цель: составлять узор на квадрате, заполняя элементами середину, углы. Разрезать полоску пополам, предварительно сложив ее пополам.

Цель: закреплять вырезать нужные части для создания образа предмета, срезать углы, закругляя их. 13.01

27.01 Т. С. Комарова с. 34

КГН: самостоятельно мыть руки, насухо вытирать лицо, руки своим полотенцем. С помощью взрослого приводить себя в порядок, пользоваться индивидуальными предметами, во время еды правильно держать ложку, аккуратно складывать свой вещи.

Читайте также:  Почечные отеки народные средства

Цель: расширять словарный диапазон детей, формировать правильное произношение.

Утренняя гимнастика (картотека №1-10)

Коррегирующая гимнастика, хождение по массажному коврику, прогулка на свежем воздухе.

ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА: картотека

Дыхательная гимнастика: картотека

Цель: выполнять правила игры.

Цель: учить ориентироваться в пространстве.

СЮЖЕТНО –РОЛЕВЫЕ ИГРЫ:

Цель: передавать обстановку уличной ярмарочной торговли.

Цель: реализовать и развивать сюжет игры, формировать стойкий интерес к играм, учить взаимодействовать во время игр. Совершенствовать умение создавать для задуманного сюжета игровую обстановку.

Фрагмент календарного плана в подготовительной группе «Народная культура и традиции» Тема недели: «Народная культура и традиции»Цели деятельности педагога:расширять представления детей об искусстве, традициях и обычаях народов.

Конспект занятие для второй младшей группы «Народная культура и традиции». Аппликация «Матрешка» Декоративная аппликация «Наряды для матрешки» Возрастная группа: вторая младшая (3-4 года) Цель: учить детей выполнять декоративное изображение.

Сценарий мероприятия «Народная культура и традиции русского и чувашского народов» Цель: Познакомить детей с традициями русского и чувашского народов. Познакомить со здоровьесберегающими компонентами через русские и чувашские.

Перспективный план. Гимнастика пробуждения для детей раннего и Младшего возраста. Образовательная область: Физическая культура ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН. Гимнастика пробуждения ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА. [/b][/b] Образовательная область: Физическая культура Область.

Проект «Чувашская народная культура». Проект «Чувашская народная культура». Выполнила:Пирюшова Наталья Ивановна Музыкальный руководитель, ГБОУ СОШ СП д. с «Берёзка» с. Орловка,.

Рекомендации для родителей детей старшей группы по теме Тема: «Народная культура и традиции». • Сходить на экскурсию в музей «Русская изба», «Старинная и современная посуда», «Что за чудо печь». (Или посмотреть в интернете картинки).

Традиции русского народа (перспективный план-старший дошкольный возраст) Октябрь 1-я неделя Утро. Рассматривание куклы в национальном русском наряде, русских сарафанов, иллюстраций с изображением старинной русской.

Источник

Организация и проведение фольклорных праздников в учреждении дополнительного образования детей (творческий отчет)
методическая разработка на тему

Выявление возможности фольклорных праздников как средства приобщения обучающихся к народной культуре. Глава I. Сущность и особенность народных праздников и обрядов

1.1.История возникновения народных традиций

Традиционная празднично обрядовая культура представляет поистине уникальные возможности для ее реализации. Русские народные праздники и обряды – одна из наиболее ярких и самобытных составных частей традиционной художественной культуры.

1.2. Классификация праздников и обрядов

· социальные или семейно-бытовые.

1.3. Народный праздник как педагогическая система

В самой природе человека заложена необходимость органического сочетания будней и праздников, подытожить результаты трудовой деятельности. В стремлении человека к завтрашней радости есть стимул развития социальной активности, на которой можно построить эффективную воспитательную систему.

Глава II. Организационные аспекты проведения фольклорных празднико

2.1. Характеристика основных этапов подготовки и проведения фольклорного праздника

Организуя праздник в образовательном учреждении, необходимо учитывать психолого-педагогические закономерности эстетического восприятия обучающихся и их возрастные особенности.

Традиционная народная художественная культура является наиболее благоприятной средой для раскрытия творческих способностей развития личности.

Наиболее массовой, доступной и естественной формой реализации творческого потенциала каждого человека остается народное искусство, фольклор, обрядово праздничная культура, т.е. все то, что нам сейчас так необходимо. А отсюда необходимость популяризации, всяческого поощрения использования народных культурных традиций в системе дополнительного образования.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Целостность образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей обеспечивается единством принципов развивающей образовательной работы по всем направлениям. Реализация единой линии развития ребенка на всех этапах образования, придает педагогическому процессу последовательный и перспективный характер. Решая на каждой возрастной ступени свою совокупность воспитательных задач, мы можем моделировать образ современного обучающегося.

Выпускник предстает человеком, для которого значимы общечеловеческие ценности, такие как доброта, гуманизм, справедливость, сострадание по отношению к близким, любовь к родине. Его нравственный потенциал кроется в осмыслении целей и смысла жизни, усвоении ценностей «Отечество», «творчество», «любовь», чувстве гордости за принадлежность к своей нации, за свою Родину, проявлении в отношениях с окружающими людьми доброты, честности, порядочности, вежливости, милосердия. Это все составляющие понятия «культура».

Фольклор и фольклорные праздники способствуют развитию ребенка, помогая ему проявлять свои умения и фантазию. В народных праздниках можно почерпнуть прекрасный материал для развития эстетических чувств обучающихся, для расширения их кругозора и повышения культурного уровня.

Основной задачей изучения народных традиций через фольклорные праздники является раскрытие значения фольклора как средства активизации творческого мышления. На его основе у детей развивается понимание истинно прекрасного, появляется потребность приобщения к ценностям народной музыки, к истории родного края, к традициям и обычаям своего народа, к песенному наследию предков.

К сожалению, в современной школьной практике знакомство с фольклорными праздниками обычно происходит эпизодически и осуществляется главным образом через разучивание песен и восприятие музыки. Отсутствие систематического изучения культурных традиций своего народа является причиной того, что дети не испытывают к ним достаточного интереса. В этом плане учреждение дополнительного образования находится в более выгодных условиях. Оно имеет возможность выстроить систему фольклорного воспитания, систему праздников.

Цель: выявление возможности фольклорных праздников как средства приобщения обучающихся к народной культуре.

Глава I. Сущность и особенность народных праздников и обрядов

1.1.История возникновения народных традиций

К основным аспектам содержания народной культуры можно отнести: мировоззрение народа, народный опыт, жилище, костюм, трудовую деятельность, досуг, ремесла, семейные отношения, народные праздники и обряды, знания и умения, художественное творчество.

Следует отметить, что как любое другое общественное явление, народная культура обладает специфическими чертами, среди которых следует выделить: неразрывную связь с природой, со средой обитания; открытость, воспитательный характер народной культуры России, способность к контакту с культурой других народов, диалогичность, самобытность, цельность, ситуативность, наличие целенаправленного эмоционального заряда, сохранение элементов языческой и православной культуры, чувство юмора.

Система обычаев традиций любого народа – это результат его воспитательных усилий в течение многих веков. Через эту систему каждый народ воспроизводит себя, духовную культуру, свой характер и психологию, в ряду сменяющих друг друга поколений.

Как отмечает С. А. Шмаков, праздник – душа народа. И он нужен детям как вид их индивидуального творчества. Для детей и школьников праздник – тот допинг, который позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться, отдохнуть от одинаковости будничных дней. Праздник хранит историю Времени и Народа [11].

В знаменитом «Толковом словаре» В. И. Даля написано: «Праздничный день или праздник вообще, день, посвященный отдыху, не деловой, не работный… день, празднуемый по уставу церкви, или же по случаю и в память события гражданского, государственного, или по местному обычаю, по случаю, относящемуся до местности, до лица» [11].

Праздники существовали всегда, во все времена, трансформируясь по содержанию и форме, сообразуясь с духовным и эстетическим развитием общества. Они несут большую эмоциональную и воспитательную нагрузку, обеспечивая передачу традиций из поколения в поколение.

Корни большинства народных праздников уходят во времена язычества. Несмотря на тысячелетнее усилие православной церкви по их искоренению, многие из древних обрядов и ритуалов сохранились в народной традиции до наших дней. Часть таких обрядов церковь умело приспособила к своим праздникам, а отдельные народные праздники стали частью или продолжением церковных праздников.

1.2. Классификация праздников и обрядов

Первый вид обрядов возник на почве земледельческого быта, ввиду чего их иногда называют «аграрными». Однако их тематика шире, так как они членили год земледельца на определенные отрезки времени, отмечали переход от одного периода к другому и в целом должны были способствовать воспроизведению и самого человека, и окружающей его среды: растительности, животных в масштабах года и в рамках годичной повторяемости.

Обряды календарно-земледельческого круга связаны с землей, солнцем, небом.

Святки – зимний праздник, длящийся две недели от Рождественского сочельника 25 декабря (6 января) до Крещения 6 января (19 января).

Символом приближающейся весны были наполнены обряды другого праздника «Сретения Господня» (в народе Устреченья) –15 февраля. Старики считают, что в этот день зима с летом встречаются.

Воистину народным праздником считается масленица. Ее празднование связано с лунным календарем. Оно начинается за восемь недель до первого весеннего полнолуния и приходится на конец февраля начала марта. Длится целую неделю и традиционно связано с проводами зимы и встречей весны.

Праздником весны считается день весеннего равноденствия – 22 марта по новому стилю – «Сороки», вторая встреча весны, сорок птиц прилетает. Крестьяне считали, что приход весны можно устроить, ускорив, выполнив определенные обрядовые действия. Сегодня мы можем довольствоваться лишь записями «заклинаний весны, особыми песнями – закличками (веснянками) да выпечкой из теста фигурок птиц: «птюшек», «куликов», «жаворонков», «голушек», «сорок». Вечером ребятишки съедали «жаворонков», а остатки бросали в реку, отдавали скотине, либо зарывали в землю, веря, что обрядовые фигурки принесут благополучие. Здесь же «играли» особые песни прибаутки.

Читайте также:  Ребенок и общество в средней группе на тему белорусское народное творчество конспект

Естественно с течением времени многие праздники видоизменялись. Детский календарный фольклор представлен песнями календарно-земледельческого круга: колядки, щедровки, веснянки, купальские, различный закличник: дождю, радуге, солнцу – с просьбой мочить, обогреть; считалки; игры (драматические, спортивные и хороводные). Спортивные игры способствуют физическому развитию детей, усовершенствованию тех или иных спортивных навыков. Например: «Прятки», «салки», «Волк и гуси» и многие другие. Так разнообразные варианты игры в прятки содержат в себе отзвуки старинных приемов воспитания детей, формирования и развития личности ребенка, когда существовали школы подготовки их к боям и охоте.

Так во многих драматических и хороводных играх имитируется повседневная работа взрослых забота о детях и животных, семейные взаимоотношения, производственные процессы: посев, уборка урожая – что дает возможность с малых лет приучить детей к существующему порядку вещей и подготовить их к труду и самостоятельной жизни.

1.3. Народный праздник как педагогическая система

В самой природе человека заложена необходимость органического сочетания будней и праздников, подытожить результаты трудовой деятельности. В стремлении человека к завтрашней радости есть стимул развития социальной активности, на которой можно построить эффективную воспитательную систему.

Многообразные воспитательные функции массовых народных праздников обуславливают целесообразность широкого использования этой формы эстетического и нравственного воздействия в системе воспитания, в первую очередь подрастающее поколение и молодежь.

Современная система массовых народных праздников это своеобразная педагогическая система, которая органически связана со всей воспитательной работой в данной социальной общности. Она обеспечивает постоянное воспитательное воздействие на людей, отражает их мировоззрение

Анализ опыта организации и проведение народных праздников позволяют сформировывать основные педагогические принципы организации этой формы:

Для системы воспитания немаловажное значение имеет и принцип дифференцированного подхода к участникам, позволяющий создать гибкую систему воздействия на массы, тем самым лучше и действенно показать свои возможности в любом виде искусства.

В каждом празднике, представляющем собой конкретную педагогическую систему, проявляются закономерности педагогики как науки о воспитании подрастающих поколений и взрослых людей посредством целенаправленной специально организованной системы воздействия.

Праздник, как педагогическая система одновременно обращен и ко всей массе составляющих его индивидов, и к каждому в отдельности.

Функции народных праздников:

Наиболее полно развивающее начало воплощено в информационно-просветительной функции массовых праздников. Под термином «просвещение» в данном случае подразумевается педагогическая образовательная и самообразовательная деятельность, направленная на духовное обогащение личности, приобретение определенной системы знаний, получение необходимой информации.

Глава II. Организационные аспекты проведения фольклорных праздников

2.1. Характеристика основных этапов подготовки и проведения фольклорного праздника

Организуя праздник в образовательном учреждении, необходимо учитывать психолого-педагогические закономерности эстетического восприятия обучающихся и их возрастные особенности.

Ход подготовки к празднику должен обсуждаться в детском и педагогическом коллективах. Характер обсуждения будет определяться тематикой праздника и возрастом детей.

Подготовительный этап к проведению праздника начинается с обзорных экскурсий к историческим истокам появления праздника. Народный праздник станет более ярким, если у детей будет накапливаться опыт освоения народных традиций, например, через такую форму как экскурсии. Обучающиеся часто посещают краеведческий музей. Там они знакомятся с историей русского костюма и т. д. Но больше всего всем нравится разнообразие фольклорной программы, где бывают, задействованы сами дети: это и обряд «Новоселье» с чаепитием, с различными забавами и шутками, это и фольклорный праздник «Рождество. Новый год», после которого всех угощают пышными блинами с горячим чаем и вареньем. А про блины на Масленицу дети вспоминают в течение долгого времени. Таким образом, экскурсии являются подготовительным этапом к проведению народных праздников с непосредственным участием детей.

Следующим элементом подготовительного этапа являются игры. Многие народные традиции связаны с игрой, в которой воспроизводятся жизнь и труд старших. Поэтому здесь находят отражение моральные установки народа, его национальные черты, особенности хозяйственной деятельности.

Игра всегда существует одновременно как бы в двух временных измерениях: в настоящем и будущем. С одной стороны, она представляет личности сиюминутную радость, служит удовлетворению назревших, актуальных проблем и потребностей. С другой стороны, игра всегда направлена в будущее, т.к. в ней прогнозируются или моделируются жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, умения, необходимые личности для выполнения социальных, творческих функций, а также для физической закалки организма. Игра является неизменным атрибутом гуманного воспитания, в ней заключается возможность воспитывать и обучать ребенка в радости.

Играя, дети с большим вниманием относятся к подготовке праздника: с помощью игры ярче запоминаются роли участников, лучше воспринимается индивидуальность персонажей, их речевые особенности.

При составлении сценария праздника особое внимание обращается на его сюжет. Сюжет – это действие, которое развивается в ходе праздника. Сюжет, а значит и весь праздник, становится особенно ярким и увлекательным, когда действию есть противодействие. В борьбе добра и зла особенно ярко вырисовывается идея праздника. Различные приключения, участниками которых становятся дети, делают сюжет увлекательным, побуждают всех включаться в действие. Именно благодаря этому они из зрителей превращаются в действующих лиц праздника (на принципе соучастия сейчас строятся почти все детские спектакли).

Праздник предполагает несколько, а по возможности, много ролей. Сценарий тогда успешен, когда он многоролевой. На каждом празднике необходимы роли для встречающих гостей, для сюрпризов, для организации игр, для концерта и т.д. и т.п.

Ролевой праздник – это и есть детский праздник. В нем нет гостей, все хозяева, все активные участники. Роль тогда роль, когда угодила ребенку.

В контексте практически любого праздника включаются игры. Правомерно включать в праздник все виды и «жанры» игр: спортивные и подвижные, забавы и аттракционы, дидактические познавательные, музыкальные и хороводные и т.д. Включение игры в сценарий особенно характерно для народных праздников.

Рассматривая этапы подготовки и проведения фольклорного праздника, можно выделить следующие этапы :

1 этап – предварительная работа педагога. На этой стадии продумывается форма проведения праздника с использованием элементов народных традиций. Составляется приблизительный план сценария.

2 этап – коллективное планирование праздника. На этой стадии обсуждается праздник с детьми. Обучающиеся могут высказать свои предложения. Учитывая ход обсуждения, педагог наравне со всеми, вносит свои пожелания и идеи.

3 этап – коллективная подготовка дела. Распределяются обязанности между участниками: любишь рисовать – готовь декорации, придумывай костюмы; актеры репетируют роль; танцоры, певцы – у каждого свои обязанности. Дети всегда охотно берутся за работу: придумывают название представления, подбирают стихи и песни. Некоторые народные песни имеют сложный текст, который приходится нам вместе с детьми немного изменять, но, не нарушая смысла. «Художники» рисуют декорации. Теперь нужно было продумать, как украсить зал, сцену, чтобы создавалось полное ощущение праздника.

4 этап – проведение праздника. Театрализованное представление в зале, в котором принимают участие «артисты» и зрители.

5 этап – коллективное подведение итогов. С участниками праздника обсуждается, что понравилось, что не понравилось, что удачно получилось, что не очень.

6 этап – последействие. Дети обмениваются своими впечатлениями, предложениями на будущее.

Как показало наблюдение, в результате проведения подобных мероприятий многие обучающиеся предстают совсем с другой стороны: некоторые дети, которые обычно тихие, застенчивые, во время праздника оказались очень раскрепощенными, активными, артистичными. Еще в процессе подготовки к празднику видно, как зарождается праздничная совместимость детей, их дружелюбное и уважительное отношение друг к другу.

Заложенные в традиционной культуре высокая духовность и нравственность выступает гарантами ведения здорового образа жизни, уважение к традициям, доброжелательных отношений с окружающими, любви и бережного отношения к природе.

Воспитательная роль народной культуры и прежде всего – культуры традиционной проявляется через воздействие на каждую личность будь это младший школьник или подросток, таким образом, она активно влияет на весь уклад жизни и общества.

Следование канонам традиционной культуры развивает у детей и подростков чувство собственного достоинства и национальной гордости, способствует осознанию роли своего народа в мировой цивилизации.

Успешная и наиболее полная реализация преобразующего, созидательного и воспитывающего потенциала народной культуры осуществимо только при благоприятствующих этому условиях: сохранение, возрождение, в целом и ее традиционной составляющей – особенности; воспитание населения, особенно детей и подростков, на материалах наследия народной культуры, путем ненавязчивых форм приобщения к его богатству; активное участие всех желающих в любых формах народного творчества.

Традиционная народная художественная культура является наиболее благоприятной средой для раскрытия творческих способностей развития личности.

12. Тульцева Л. А. современные праздники и обряды народов СССР. – М.: Наука, 1985.

администрации Тяжинского муниципального района

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр дополнительного образования для детей»

Источник

Поделиться с друзьями
Блог о здоровье и полезных жизненных советах
Adblock
detector