Положение о народных училищах результаты

Положение о начальных народных училищах. 14 июля 1864

Ст. 1. Начальные народные училища имеют целью утвердить в народе религиозные и нравственные понятия и распространять первоначальные полезные знания.

Ст. 2. К начальным народным училищам относятся: 1) ведомства Министерства народного просвещения: а) приходские училища в городах, посадах и селах, содержимые на счет местных обществ и частию на счет казны и пожертвований частных лиц, и б) народные училища, учреждаемые и содержимые частными лицами разного звания. 2) Ведомства Министерств государственных имуществ, Внутренних дел. Удельного, Горного: сельские училища разных наименований, содержимые на счет общественных сумм. 3) Ведомства духовного: церковноприходские училища, открываемые православным духовенством в городах, посадах и селах, с пособием и без пособия казны, местных обществ и частных лиц. 4) Все вообще воскресные школы, учреждаемые как правительством, так и обществами городскими и сельскими и частными лицами для образования лиц ремесленного и рабочего сословий обоего пола, не имеющих возможности пользоваться учением ежедневно.

Ст. 3. Предметами учебного курса начальных народных училищ служат: а) закон божий (краткий катехизис и священная история); б) чтение по книгам гражданской и церковной печати; в) письмо; г) первые четыре действия арифметики, и д) церковное пение там, где преподавание его будет возможно.

Ст. 4. В начальных народных училищах преподавание совершается на русском языке.

Ст. 6. В училища могут быть принимаемы дети всех сословий без различия вероисповедания.

Ст. 10. Для учреждения начальных народных училищ городскими и сельскими обществами и частными лицами требуется разрешение уездного училищного совета. Училища сии могут быть закрываемы по распоряжению губернского училищного совета в случае беспорядка и вредного направления учений.

Ст. 17. Наблюдение за религиозно-нравственным направлением во всех начальных народных и воскресных училищах возлагается на местного приходского священника. В случае надобности он сообщает свои замечания учителю и лицам, заведующим училищем, а если бы его замечания не были приняты, доносит о том уездному училищному совету.

Из откликов общества на проект устава низших и средних учебных заведений

Дайте нам что-нибудь прочесть из жизни Греции и Рима в удобочитаемом переводе, или в дельной ученой статье, мы прочтем с удовольствием, а учиться для этого древним языкам, извините, у нас нет времени. Что касается наших детей, то научите их немножко правильнее писать по-русски да немножко понимать по-французски и по-немецки. Латынь же служит только к тому, что они, по крайней мере, два раза в неделю остаются без обеда, а это очень вредит их здоровью. Если же хотите поболее развить их, то познакомьте их с теми знаниями, которых наиболее требует современная жизнь и наука: мы не хотим видеть их ни греками, ни римлянам, а образованными европейцами и русскими, мы не думаем делать из них каких-нибудь ремесленников, но и не желаем, чтобы они уже с детства приготовлялись быть специальными учеными и притом по науке, которая ни нам, ни им не по сердцу.

Свод замечаний на проект устава низших и средних учебных заведений. СПб., 1863. С. 230.

Классические или реальные гимназии?

[. ] У нас древние языки не составляют такого необходимого ингредиента истинного образования, каким они справедливо были в Европе. Кроме того, знание древних языков совершенно бесплодно, когда оно остается полу-знанием, как оставалось за крайне редкими исключениями у наших учащихся; для этих языков нужно поэтому усиленное, настойчивое преподавание, которого не выдержала бы масса наших учащихся, и которому было бы совершенно бесполезно подвергать ее. К чему греческий язык этой массе, большинство которой не встретит после в своей практической жизни ни одного случая употребить в дело и с пользой свое знание? к чему обременение памяти тяжелым грузом плохо заученных греческих спряжений (потому что дальше их и не уйдет большинство учащихся, что уже доказано горьким долголетним опытом? [. ]

Естественные науки дают [. ] необходимое основание для множества практических и прикладных изучений, которые сделались настоятельной потребностью при новом промышленном развитии, и недостаток которых чувствуется на каждом шагу в нашем отечестве. Объяснять подробно необходимость изучения естественных наук и реального знания становится совершенно излишне. У нас все еще нет своих инженеров, техников, машинистов; мы все еще за всякой малостью вынуждены обращаться в своих промышленных предприятиях к немцам и англичанам. Еще недавно рассказано было в газетах, что за разработку каменно-угольных копей, открывшихся в вятской или пермской губернии (не ближе), берется бельгийская (!) компания: собственного умения не хватает, и конечно половина, если не больше, своего богатства будет пропадать от собственного невежества. А тут, когда нужно разрабатывать угольные копи и строить железные дороги, у нас клянут реальные школы и рекомендуют изучение Фукидида! [. ]

В настоящее время учреждение реальных школ было бы самым разумным делом, какое только может быть сделано на пользу русского образования. Учреждение их совпало бы с настоятельно высказывающимися потребностями общества, научными и практическими; потребности эти совершенно законны, положительно разумны и потому имеют полное право на удовлетворение. Государство, которому принадлежит высшее распоряжение школами, одним учреждением реальных училищ, принесло бы реальную пользу и своим интересам, и обществу: распространение реального знания отразилось бы благодетельно и на интеллектуальном развитии общества, и на промышленно-практических отношениях страны.

Классические или реальные гимназии? По поводу спора г. Леонтьева с г. Вороновым) // Современник. СПб., 1863. №9. С. 64-66.

Естествознание у нас решительно в моде. Дух естествознания, с его фактической основой, проникает, по-видимому, всюду. Дитя своего времени, Ученый комитет главного правления училищ с своей стороны не остается глух к требованиям современности и, свергая рутину, торопливо спешит на новые пути… Весь проект гимназий, составленный комитетом, есть не что иное, как смело задуманный план экспериментов над русским просвещением. Здесь не мертвая материя, а самый дух послужит материалом опыта; здесь собираются разлагать, перегонять и дистиллировать самый дух русского народа. [. ] Твердо надеемся, что план гимназического учения, составленный Ученым комитетом главного правления училищ, останется в области фантазии, где его настоящее место, а в действительности послужит только поучительным предостережением от невообразимых последствий канцелярски-прогрессивного обращения с таким великим делом, как народное просвещение».

Читайте также:  Урок на тему народные праздники

Катков М.Н. Труды Ученого Комитета Главного правления

училищ по рассмотрению проекта устава

общеобразовательных заведений // Современная летопись. М., 1863. №22.

Устав гимназий и прогимназий ведомства Министерства народного просвещения19 ноября 1864 г.

§ 1. Гимназии имеют целью доставить воспитывающемуся в них юношеству общее образование и вместе с тем служат приготовительными заведениями для поступления в университет и другие высшие специальные училища.

§ 2. По различию предметов, содействующих общему образованию, и по различию целей гимназического обучения гимназии разделяются на классические и реальные.

§ 3. В гимназии полагается семь классов с годичным курсом для каждого класса.

§ 4. Гимназии учреждаются в таких городах и местечках, где по численности и потребностям народонаселения они признаны будут нужными. В каждой губернии полагается по крайней мере одна гимназия, но по мере потребности в одной губернии и даже в одном городе может быть несколько гимназий.

§ 5. Кроме гимназий там, где представится надобность и возможность, а также в местах, не имеющих гимназий, могут быть учреждаемы прогимназии, состоящие только из 4-х низших классов гимназии и разделяющиеся также на классические и реальные.

§ 8. Гимназии и прогимназии содержатся или на счет правительства, или на счет обществ, сословий и частных лиц.

§ 39. Учебный курс классических гимназий составляют следующие предметы:

2) русский язык с церковно-славянским и словесность,

3 и 4) латинский и греческий языки,

6 и 7) физика и космография,

10) естественная история (краткое наглядное объяснение трех царств природы),

II и 12) немецкий и французский языки, и

13) чистописание, рисование и черчение.

§ 40. В реальных гимназиях преподаются:

а) в одинаковом объеме с классическими:

2) русский язык с церковно-славянским и словесность,

б) в большом объеме сравнительно с классическими:

7) естественная история с присоединением к ней химии,

8 и 9) физика и космография,

10 и 11) немецкий и французский языки (оба обязательно), и

12) рисование и черчение;

в) вовсе не преподаются: латинский и греческий языки.

§ 41. В гимназиях и классических и реальных сообщается ученикам высшего класса перед выпуском директором, или, по его выбору, инспектором или одним из учителей, в кратком изложении по особо составленному по распоряжению Министерства народного просвещения учебнику или руководству понятие о нашем государственном устройстве, об основных законах империи, касающихся верховной власти, о значении разных присутственных мест и о главных законах гражданских и уголовных.

§ 53. В гимназии и прогимназии обучаются дети всех сословий без различия звания и вероисповедания.

§ 55. В первый класс гимназии и прогимназии принимаются дети умеющие читать и писать по-русски, знающие главные молитвы и из арифметики сложение, вычитание и таблицу умножения. При сем наблюдается, чтобы в первый класс поступали дети не моложе 10 лет.

§ 59. Все ученики гимназий и прогимназий обязаны вносить плату за учение пополугодно вперед в течение двух первых месяцев каждого полугодия. Не внесшие платы в означенные сроки считаются выбывшими из заведения.

§ 60. От платы за учение по определению местного педагогического совета освобождаются заслуживающие того по своему поведению и прилежанию дети совершенно недостаточных родителей; причем наблюдается, чтобы общее число освобождаемых от платы за учение составляло в отношении ко всему числу учащихся не более десяти процентов.

ПСЗРИ. Собр. 2. № 41472. 19 ноября 1864

Реформа печати

Указ правительствующему Сенату

О ДАРОВАНИИ НЕКОТОРЫХ ОБЛЕГЧЕНИЙ И УДОБСТВ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕЧАТИ

Желая дать отечественной печати возможные облегчения и удобства, Мы признали за благо сделать в действующих цензурных постановлениях, при настоящем переходном положении судебной у нас части и впредь до дальнейших указаний опыта, нижеследующие перемены и дополнения:

1. Освобождаются от предварительной цензуры: а) В обеих столицах:

1 ) все выходящие доныне в свете повременные издания, коих издатели сами заявят на то желание;

2) все оригинальные сочинения объемом не менее 10-ти печатных листов, и

3) все переводы объемом не менее 20-ти печатных листов.

1) все издания правительственные;

2) все издания Академий, Университетов и учебных обществ и установлений;

3) все издания на древних классических языках и переводы с сих языков;

4) чертежи, планы и карты.

П. Освобожденные от предварительной цензуры повременные и другие издания, сочинения и переводы, в случае нарушения в них законов, подвергаются судебному преследованию; повременные же издания, кроме того, в случае замеченного в них вредного направления, подлежат и действию административных взысканий, по особо установленным на то правилам.

III. Заведывание делами цензуры и печати вообще сосредоточивается при Министерстве Внутренних Дел, под высшим наблюдением Министра, во вновь учреждаемом Главном по сим делам Управлении.

IV. Действие настоящего указа не распространяется ныне: а) на сочинения, переводы и издания, а также места в них, подлежащие, по действующим постановлениям и распоряжениям, духовной цензуре. Постановления и распоряжения спи, равно как и цензура иностранная, остаются на существующем теперь основании;

б) на повременные и другие издания эстампов, рисунков и других изображений с текстами и без оных, которые подлежат действию цензурного Устава также на существующем основании.

Читайте также:  Процесс производства в народном хозяйстве

Утвердив вместе с сими те перемены и дополнения, которые оказываются, вследствие вышеизложенных мер, необходимыми в подробностях действующих ныне касательно печати постановлений, повелеваем Правительствующему Сенату сделать к обнародованию сей Нашей воли надлежащее распоряжение с тем, чтобы она приведена была в исполнение с 1-го Сентября текущего года. Полное собрание законов Российской Империи. Собрание 2. Отд. 1. Т.40. № 41988. С.396.

/Печатается по: Политическая история России. Хрестоматия. Ч. 2. М., 1995. С. 186-187./

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Источник

Положение о начальных народных училищах (1874)

Отдел первый [ править ]

Цель, различные виды начальных народных училищ и учение в оных

Ст. 1. Начальные народные училища имеют целью утверждать в народе религиозные и нравственные понятия и распространять первоначальные полезные знания.

Ст. 2. К начальным народным училищам относятся:

Ст. 3. Предметами учебного курса начальных народных училищ служат:

а) закон божий (краткий катехизис) и священная история; б) чтение по книгам гражданской и церковной печати; в) письмо; г) первые четыре действия арифметики и д) церковное пение там, где преподавание его будет возможно.

Ст. 4. В начальных народных училищах преподавание совершается на русском языке.

Ст. 5. В начальных народных училищах употребляются учебные руководства, одобренные министерством народного просвещения и духовным ведомством, по принадлежности.

Ст. 6. В училища могут быть принимаемы дети всех состояний, без различия вероисповедания.

Ст. 7. Там, где не представляется возможности иметь отдельные мужские и женские училища, дети обоего пола могут обучаться в одном и том же училище, нэ с тем, чтобы в таких смешанных училищах девочки были не старее 12 лет. Воскресные же школы учреждаются исключительно для учащихся одного пола.

Ст. 8. Установление платы за учение и освобождение от оной зависят от усмотрения тех ведомств, городских и сельских обществ 1 частных лиц, на счет которых училища содержатся.

Ст. 9. Правительственные ведомства и духовное начальство, каждое по своей части и по своему распоряжению, открывают и закрывают учрежденные ими начальные народные училища, сообщая только об этом для сведения уездному училищному совету.

Ст. 10. Начальные народные училища учреждаются земством, городскими и сельскими обществами и частными лицами, с предварительного разрешения инспектора народных училищ и с согласия председателя уездного училищного совета, о чем и доводится до сведения сего совета. В случае отказа в таковом разрешении может быть приносима жалоба губернскому училищному совету.

Ст. 11. Упомянутые в предыдущей статье училища, в случае беспорядка и вредного направления учения, закрываются временно, по соглашению председателя уездного училищного совета с инспектором народных училищ; окончательное же упразднение такового училища зависит от решения уездного училищного совета. Решения о временном закрытии какого-либо училища принимаются не иначе, как по личном председателя училищного совета и инспектора народных училищ удостоверении на месте в происшедшем беспорядке или во вредном направлении, принятом училищем.

Ст. 12. Размер содержания и порядок отчетности в денежных суммах по начальным народным училищам устанавливаются теми ведомствами, земством, городскими и сельскими обществами и частными лицами, на счет которых училища учреждены и содержатся. В распоряжения по всем этим предметам члены губернского и уездного училищных советов не входят, а принимают их только к соображению при обсуждении вообще материальных средств училищ.

Ст. 13. Земству, а также городским и сельским обществам, учреждающим и содержащим начальные народные училища, предоставляется для ближайшего заведывания оными избирать особых попечителей и попечительниц. Учредители же частных и воскресных школ сами состоят их распорядителями. В женских воскресных школах обязанности этого звания возлагаются преимущественно на лица женского пола. Попечители и попечительницы начальных народных училищ, равно как распорядители и распорядительницы частных и воскресных школ, утверждаются в сих званиях и увольняются от оных губернским училищным советом, по представлении надлежащего уездного училищного совета, в коем они имеют право заседать и подавать голос только по делам своих училищ и школ.

Ст. 14. Попечители и попечительницы начальных народных училищ, а равно распорядители и распорядительницы частных и воскресных школ, заведывая делами вверенных им учебных заведений, входят в соглашения по оным с инспектором народных училищ и вполне ответствуют за порядок в сих заведениях.

Ст. 15. Начальные народные училища освобождаются от представления всякого рода срочных ведомостей, донесений и т. п. Необходимые о них сведения собираются членами училищного совета на месте, при осмотре училищ.

Ст. 16. Закон божий может быть преподаваем в начальных народных училищах или приходским священником или особым законоучителем, с утверждения епархиального начальства, по представлению инспектора народных училищ.

Ст. 17. Высшее наблюдение за преподаванием закона божия и религиозно-нравственным направлениам обучения в начальных народных училищах принадлежит местному епархиальному архиерею, который или сам образовывает оные или поручает это особо назначаемым им для сего духовным лицам и, буде признает нужным, сообщает свои по сему предмету замечания и соображения непосредственно министру народного просвещения.

Ст. 18. Прочим предметам в начальных народных училищах могут обучать, с дозволения инспектора сих училищ, как духовные, так и светские лица; о тех и других инспектор народных училищ сообщает уездному училищному совету, коим лица эти и утверждаются в должностях, по прошествии учебного года, на которых они были допущены к исправлению учительских обязанностей, и по представлению удостоверения инспектора народных училищ в способности их к педагогической деятельности. Жалобы на инспектора народных училищ за недопущение к исполнению учительских обязанностей приносятся уездному училищному совету, который, по выслушании объяснений инспектора, постановляет по сим жалобам надлежащее решение.

Читайте также:  Ремонт обуви народного ополчения

Примечание. Лица, заявившие уже себя опытными и благонадежными преподавателями и известные училищному совету, могут быть утверждаемы советом в должностях учителей и без упомянутого годичного испытания.

Отдел второй [ править ]

Заведывание начальными народными училищами

Ст. 19. Попечение об удовлетворении потребностей населения в начальном образовании и о надлежащем нравственном направлении оного возлагается: в каждом уезде — на уездного предводителя дворянства и уездный училищный совет, а в целой губернии — на губернского предводителя дворянства и губернский училищный совет.

Ст. 20. Заведывание учебною частию всех начальных народных училищ вверяется директору народных училищ и инспектору сих училищ, как непосредственно ему подчиненным помощникам, которые назначаются в каждой губернии в том числе, какое будет определено министерством народного просвещения, соразмерно с пространством и населенностью оной и с числом имеющихся в ней училищ.

Ст. 21. Директор народных училищ избирается попечителем учебного округа из лиц, получивших высшее образование, и утверждается в должности министром народного просвещения. Инспекторы народных училищ избираются из лиц, известных педагогическою опытностью, и утверждаются в должности попечителем учебного округа.

Ст. 22. Директор народных училищ следит за ходом учебной части в начальных народных училищах как личным осмотром оных в пределах губернии, так равно и по донесениям своих непосредственных помощников и вообще направляет деятельность инспекторов народных училищ; он состоит членом и управляет делами губернского училищного совета, заседания коего происходят при его участии или же, в случае его отсутствия, при участии другого члена от министерства народного просвещения.

Ст. 23. Директор народных училищ предварительно рассматривает поступающие в губернский училищный совет отчеты уездных училищных советов и вносит свои по ним заключения, вместе с общим очерком состояния народных училищ губернии, на рассмотрение губернского училищного совета.

Ст. 24. Председатель уездного училищного совета, равно как и инспектор народных училищ, могут устранять неблагонадежных преподавателей от исполнения их обязанностей, с соблюдением правил, постановленных в статье 11 относительно временного закрытия училищ и с доведением о принятой мере до сведения уездного училищного совета в ближайшем его заседании; причем от усмотрения сего совета зависит окончательное увольнение таких учителей.

Ст. 27. Училищные советы, находясь в ведении министерства народного просвещения, состоят:

Уездный, под председательством уездного предводителя дворянства, из инспектора народных училищ, членов: по одному от министерства народного просвещения по назначению попечителя учебного округа, от министерства внутренних дел по назначению губернатора и от епархиального ведомства по назначению архиерея; двух от уездного земского собрания и одного от городского общества, если оно жертвует на школы, по выбору сего общества. Губернский совет, под председательством губернского предводителя дворянства, из директора народных училищ, членов: от министерства народного просвещения по назначению попечителя учебного округа, одного от министерства внутренних дел по назначению губернатора, одного от епархиального ведомства по назначению архиерея и двух членов от губернского земского собрания. Примечание. В случае болезни или отсутствия предводителей дворянства, а равио и лиц, исправляющих их должность, в училищных советах председательствуют: в губернском — директор народных училищ,, а в уездном — инспектор народных училищ.

Ст. 28. Члены от земства избираются в уездные и губернские училищные советы уездными и губернскими земскими собраниями, по принадлежности. Участвуя вместе с другими членами в делах совета, они обязываются представлять земским собраниям ежегодно сведения о состоянии в уезде или губернии народных училищ, в содержании которых участвует земство.

Ст. 29. Уездный училищный совет имеет следующие обязанности:

Ст. 32. Губернский училищный совет имеет предметами занятий:

Ст. 38. Предводители дворянства, сверх обязанностей своих, в качестве председателей училищных советов, посещают, по мере возможности, по общему званию попечителей народных училищ, начальные училища своих уездов, вникая во все их нужды и изыскивая все местные способы к их удовлетворению.

Ст. 39. Предводители дворянства всеми зависящими от них способами содействуют поддержанию существующих начальных училищ и открытию новых, равно как и правильному посещению оных учащимися.

Ст. 40. При посещении начальных училищ предводители дворянства удостоверяются в нравственных качествах преподавателей и в полезном влиянии их на учащихся.

Ст. 41. В видах обеспечения более бдительного и постоянного наблюдения за нравственным направлением народных училищ предоставляется губернскому училищному совету, по ходатайству уездных предводителей дворянства, избирать в помощь сим последним тех из указанных ими самими местных жителей, которые заявили свое сочувствие к народному образованию учреждением какого-либо народного училища, или содействием к поддержанию и улучшению оного денежными взносами, или личною о них заботливостью, и которые по своим нравственным качествам представляют достаточное ручательство в том, что употребят оказываемое им доверие в пользу преуспевания в их местности начального народного образования и для поддержания его в добром направлении. Эти доверенные лица, не делая от себя никаких распоряжений в посещаемых ими училищах, сообщают о своих наблюдениях и предположениях председателю уездного училищного совета.

Ст. 42. По всем заслуживающим особого внимания делам начальных народных училищ предводители дворянства могут входить в сношения с попечителем учебного округа; в случаях же особой важности — и непосредственно с министром народного просвещения.

Ст. 43. Губернатору принадлежит общее наблюдение за ходом и направлением первоначального обучения в губернии. На этом основании, сверх принадлежащих ему по закону как представителю высшей губернской административной власти, прав, ему предоставляется сообщать министерству народного просвещения свои по означенному предмету замечания и соображения.

Источник: «Хрестоматия по истории педагогики». Под ред. С. А. Каменева, сост. Н. А. Желваков. М. 1936.

(Сборн. постановл. по мин. нар. просв., т. VI, стр. 223—234)

Источник

Поделиться с друзьями
Блог о здоровье и полезных жизненных советах
Adblock
detector