Положение о выборах народных судей

Положение о выборах народных судей

О ВЫБОРАХ НАРОДНЫХ СУДОВ РСФСР

(с изм. и доп., внесенными Указами Президиума ВС РСФСР

от 04.10.1954, от 12.09.1957)

Глава I. Избирательная система

1. На основании статьи 113 Конституции РСФСР и статьи 22 Закона о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик народные суды избираются гражданами района на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании сроком на три года.

2. Народным судьей и народным заседателем может быть избран каждый гражданин РСФСР, пользующийся избирательным правом и достигший ко дню выборов 23 лет. Не могут быть избраны в народные судьи и народные заседатели лица, имеющие судимость.

3. На основании статьи 18 Конституции РСФСР граждане всех других союзных республик пользуются на территории РСФСР правом избирать и быть избранными в народные судьи и народные заседатели наравне с гражданами РСФСР.

4. На основании статьи 23 Закона о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик народные судьи и народные заседатели избираются гражданами района по избирательным округам. Избирательный округ по выборам народного суда (народного судьи и народных заседателей) охватывает все население, проживающее на территории деятельности данного народного суда.

5. Расходы, связанные с проведением выборов народных судов, производятся за счет государства.

Глава II. Списки избирателей

7. В списки избирателей включаются все граждане, мужчины и женщины, имеющие избирательное право и проживающие к моменту составления списков на территории данного Совета, достигшие ко дню выборов 18 лет, независимо от расовой и национальной принадлежности, вероисповедания, образовательного ценза, оседлости, социального происхождения, имущественного положения и прошлой деятельности.

8. Не вносятся в списки избирателей лица, лишенные избирательных прав по суду, в течение всего установленного в судебном приговоре срока лишения избирательных прав, а также лица, признанные в установленном законом порядке умалишенными.

9. Списки избирателей составляются по каждому избирательному пункту по установленной форме в алфавитном порядке, с указанием фамилии, имени, отчества, возраста и местожительства избирателя и подписываются председателем и секретарем исполнительного комитета Совета депутатов трудящихся.

10. Списки избирателей, состоящих в воинских частях и войсковых соединениях, составляются за подписью командира. Все прочие военнослужащие вносятся в списки избирателей по месту жительства соответствующими исполнительными комитетами Советов депутатов трудящихся.

11. За 20 дней до выборов исполнительный комитет Совета депутатов трудящихся вывешивает списки избирателей для всеобщего обозрения или обеспечивает избирателям возможность ознакомления с этими списками в помещении Совета или избирательного пункта.

12. Заявления о неправильности в списке избирателей ( невключение в список, исключение из списка, искажение фамилии, имени, отчества, неправильное включение в список лиц, лишенных избирательных прав) подаются в исполнительный комитет Совета депутатов трудящихся, опубликовавший список.

13. Исполнительный комитет Совета депутатов трудящихся обязан рассмотреть каждое заявление о неправильности в списке избирателей в трехдневный срок и внести необходимые исправления в список избирателей либо выдать заявителю письменную справку о мотивах отклонения его заявления. В случае несогласия с решением исполнительного комитета Совета депутатов трудящихся заявитель может подать жалобу в исполнительный комитет вышестоящего Совета депутатов трудящихся, решение которого является окончательным.

Глава III. Избирательные округа и избирательные пункты

по выборам народных судов

14. В каждом избирательном округе по выборам народного суда избираются один народный судья и народные заседатели в числе от 50 до 75 человек.

Число народных заседателей, подлежащих избранию в каждом избирательном округе, устанавливается Президиумом Верховного Совета автономной республики или исполнительным комитетом краевого, областного, городского (городов республиканского подчинения) Совета депутатов трудящихся.

15. Списки избирательных округов по выборам народных судов с указанием числа народных заседателей, подлежащих избранию по каждому округу, опубликовываются Президиумом Верховного Совета автономной республики или исполнительным комитетом краевого, областного, городского (городов республиканского подчинения) Совета депутатов трудящихся не позднее чем за 28 дней до выборов.

16. Для приема избирательных бюллетеней и подсчета голосов на территории избирательного округа по выборам народного суда образуются избирательные пункты.

Образование избирательных пунктов производится не позднее чем за 25 дней до выборов.

19. Территория сельского Совета, насчитывающего не более 2000 человек населения, относится, как правило, к одному избирательному пункту.

В каждой станице, деревне, ауле, насчитывающих от 500 до 2000 человек населения, образуется отдельный избирательный пункт.

В селении или в группе селений с населением менее 500 человек, но не ниже 300 человек, в тех случаях когда расстояние от таких селений до избирательного пункта превышает 10 километров, могут быть образованы отдельные избирательные пункты.

20. В отдаленных северных и восточных районах, где преобладают мелкие поселения, допускается образование избирательных пунктов для населения не менее 100 человек.

В национальных округах Севера, а также в горных и кочевых районах могут быть образованы избирательные пункты для населения менее 100 человек, однако не ниже 50 человек.

21. В воинских частях и войсковых соединениях образуются отдельные избирательные пункты с числом не менее 50 и не более 3000 избирателей.

Глава IV. Организация выборов

22. Выборы народных судов организуются Президиумами Верховных Советов автономных республик и исполнительными комитетами краевых, областных, городских (городов республиканского подчинения) Советов депутатов трудящихся через исполнительные комитеты районных и городских Советов депутатов трудящихся. Президиумы Верховных Советов автономных республик и исполнительные комитеты краевых, областных, городских (городов республиканского подчинения) Советов депутатов трудящихся наблюдают на всей территории автономной республики, края, области, города за исполнением в ходе выборов настоящего Положения о выборах и разрешают жалобы на неправильные действия исполнительных комитетов районных и городских Советов депутатов трудящихся.

Читайте также:  Шоу народный артист группа

23. На исполнительные комитеты районных и городских (городов без районного деления) Советов депутатов трудящихся возлагается:

а) регистрация кандидатов в народные судьи и народные заседатели, выставленных с соблюдением требований Конституции РСФСР, Закона о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик и настоящего Положения о выборах;

б) снабжение избирательных пунктов избирательными бюллетенями установленной формы для выборов народных судей и народных заседателей;

в) назначение уполномоченных для приема избирательных бюллетеней и подсчета голосов по избирательным пунктам;

г) установление результатов выборов народного судьи и народных заседателей по каждому избирательному округу;

д) выдача избранным народным судьям и народным заседателям удостоверений об избрании и составление списка избранных народных заседателей по каждому народному суду;

е) рассмотрение жалоб на неправильные действия уполномоченных по избирательным пунктам.

Глава V. Порядок выставления кандидатов

в народные судьи и народные заседатели

27. Не позднее чем за 15 дней до выборов все общественные организации или общества трудящихся, выставившие кандидатов в народные судьи и народные заседатели, обязаны зарегистрировать этих кандидатов в исполнительном комитете районного или городского Совета депутатов трудящихся.

Исполнительный комитет районного или городского Совета депутатов трудящихся обязан зарегистрировать всех кандидатов в народные судьи и народные заседатели, выставленных общественными организациями и обществами трудящихся с соблюдением требований Конституции РСФСР, Закона о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик и настоящего Положения о выборах.

28. Общественная организация или общество трудящихся, выставившие кандидата в народные судьи или народные заседатели, обязаны для регистрации кандидата представить в исполнительный комитет районного или городского Совета депутатов трудящихся следующие документы:

а) протокол собрания или заседания, на котором был выставлен кандидат в народные судьи или народные заседатели, подписанный членами президиума, с указанием их местожительства; в протоколе должны быть указаны: наименование организации, выставившей кандидата, место, время и количество участников собрания или заседания, фамилия, имя, отчество кандидата в народные судьи или народные заседатели, его возраст, местожительство, партийность, занятие;

б) заявление кандидата в народные судьи или народные заседатели о его согласии баллотироваться по данному избирательному округу от выставившей его организации.

29. Кандидат в народные судьи или народные заседатели может баллотироваться только в одном избирательном округе.

30. Отказ исполнительного комитета районного или городского Совета депутатов трудящихся в регистрации кандидатов в народные судьи и в народные заседатели может быть обжалован в двухдневный срок в Президиум Верховного Совета автономной республики или в исполнительный комитет краевого, областного, городского (городов республиканского подчинения) Совета депутатов трудящихся, решение которого является окончательным.

31. Фамилия, имя, отчество, возраст, занятие, партийность каждого зарегистрированного кандидата в народные судьи и народные заседатели и наименование общественной организации, выставившей кандидата, опубликовываются исполнительным комитетом районного или городского Совета депутатов трудящихся не позднее, чем за 12 дней до выборов.

32. Все зарегистрированные кандидаты в народные судьи и народные заседатели подлежат обязательному включению в избирательные бюллетени.

33. Исполнительный комитет районного или городского Совета депутатов трудящихся обязан разослать по всем избирательным пунктам избирательные бюллетени не позднее, чем за 10 дней до выборов.

34. Избирательные бюллетени печатаются отдельно для выборов народного судьи и отдельно для выборов народных заседателей по каждому избирательному округу.

35. Избирательные бюллетени печатаются на языках населения соответствующего избирательного округа в количестве, обеспечивающем всех избирателей.

36. Каждой организации, выставившей кандидата, зарегистрированного в исполнительном комитете районного или городского Совета депутатов трудящихся, равно как каждому гражданину, обеспечивается право беспрепятственной агитации за этого кандидата на собраниях, в печати и иными способами, согласно статье 129 Конституции РСФСР.

Глава VI. Порядок голосования

37. Выборы народных судов производятся в течение одного дня, общего для РСФСР.

День выборов устанавливается Президиумом Верховного Совета РСФСР не позднее, чем за 30 дней до выборов. Выборы производятся в нерабочий день.

38. Подача голосов избирателями производится в день выборов от 6 часов утра до 12 часов ночи по местному времени.

39. В 6 часов утра в день выборов уполномоченный исполнительного комитета районного или городского Совета депутатов трудящихся по данному избирательному пункту в присутствии членов счетной комиссии проверяет избирательные ящики и наличие составленного по установленной форме списка избирателей, после чего закрывает и опечатывает ящики и приглашает избирателей приступить к подаче голосов.

40. Каждый избиратель голосует лично, являясь для этого в помещение для голосования. Подача голосов избирателями производится путем опускания в избирательный ящик избирательных бюллетеней.

41. В помещении для выборов отводятся особые комнаты или оборудуются отдельные кабины для заполнения избирателями избирательных бюллетеней. В этих комнатах или кабинах во время заполнения избирателями избирательных бюллетеней запрещается присутствие кого бы то ни было (в том числе уполномоченного исполнительного комитета и членов счетной комиссии), кроме голосующих.

43. Избиратель в помещении, отведенном для заполнения избирательных бюллетеней, оставляет в каждом избирательном бюллетене фамилии тех кандидатов в народные судьи и народные заседатели, за которых он голосует, вычеркивая фамилии остальных, затем избиратель направляется к избирательному ящику и опускает в него избирательные бюллетени.

44. Избиратель, не имеющий возможности, в силу неграмотности или какого-либо физического недостатка, самостоятельно заполнить избирательные бюллетени, вправе пригласить в помещение, где заполняются избирательные бюллетени, любого другого избирателя для заполнения избирательных бюллетеней.

45. Выборная агитация в помещении для выборов во время подачи голосов не допускается.

Читайте также:  Сталкер народная солянка 2016 ящик патронов для беса где найти

46. Ответственность за порядок в помещении для выборов несет уполномоченный исполнительного комитета районного или городского Совета депутатов трудящихся, и его распоряжения для всех присутствующих обязательны.

47. В день выборов, в 12 часов ночи, уполномоченный исполнительного комитета районного или городского Совета депутатов трудящихся объявляет подачу голосов законченной, и счетная комиссия приступае т к вскр ытию избирательных ящиков.

Глава VII. Определение результатов выборов

48. В помещении, где производится подсчет голосов по избирательному пункту, при подсчете голосов имеют право присутствовать специально на то уполномоченные представители общественных организаций и обще ств тр удящихся, а также представители печати.

49. Счетная комиссия, вскрыв ящики, сверяет число поданных бюллетеней с числом лиц, получивших бюллетени по списку избирателей, и результаты сверки заносит в протокол.

50. Признаются недействительными:

а) бюллетени неустановленного образца;

б) бюллетени для выборов народного судьи, в которых при голосовании оставлено больше одного кандидата.

51. Уполномоченный исполнительного комитета районного или городского Совета депутатов трудящихся составляет протокол голосования за кандидатов в народные судьи и в народные заседатели по данному избирательному пункту. Протокол подписывается уполномоченным и всеми членами счетной комиссии.

52. В протоколе голосования по избирательному пункту должно быть указано:

а) время начала и окончания подачи голосов;

б) общее число избирателей по списку;

в) число избирателей, получивших избирательные бюллетени;

г) число избирателей, принявших участие в голосовании;

д) число бюллетеней, признанных недействительными, отдельно по выборам народного судьи и отдельно по выборам народных заседателей;

е) число бюллетеней, в которых вычеркнуты фамилии всех кандидатов, отдельно по выборам народного судьи и отдельно по выборам народных заседателей;

ж) число голосов, поданных за каждого кандидата в народные судьи и в народные заседатели.

53. Протокол голосования по избирательному пункту уполномоченный немедленно пересылает в исполнительный комитет районного или городского Совета депутатов трудящихся.

На исполнительный комитет Совета депутатов трудящихся возлагается обязанность хранить избирательные бюллетени в течение трех месяцев со дня выборов.

55. Окружные счетные комиссии при исполнительных комитетах районных или городских Советов депутатов трудящихся производят подсчет голосов, поданных за каждого кандидата в народные судьи и в народные заседатели по каждому избирательному округу, на основании протоколов, представленных уполномоченными по избирательным пунктам.

При подсчете голосов имеют право присутствовать специально на то уполномоченные представители общественных организаций и обще ств тр удящихся, а также представители печати.

56. Кандидат в народные судьи или в народные заседатели, получивший абсолютное большинство голосов, то есть больше половины всех голосов, поданных по округу и признанных действительными, считается избранным.

57. Окружная счетная комиссия при исполнительном комитете районного или городского Совета депутатов трудящихся составляет протокол голосования за кандидатов в народные судьи и народные заседатели по избирательному округу в двух экземплярах. Протокол подписывается всеми членами счетной комиссии.

58. В протоколе голосования по избирательному округу должно быть указано:

а) общее число избирателей по округу;

б) число избирателей, получивших избирательные бюллетени;

в) число избирателей, принявших участие в голосовании;

г) число бюллетеней, признанных недействительными, отдельно по выборам народного судьи и отдельно по выборам народных заседателей;

д) число бюллетеней, в которых вычеркнуты фамилии всех кандидатов, отдельно по выборам народного судьи и отдельно по выборам народных заседателей;

е) число голосов, поданных за каждого кандидата в народные судьи и народные заседатели.

59. После окончания подсчета голосов председатель исполнительного комитета районного или городского Совета депутатов трудящихся обязан переслать один экземпляр протокола голосования по каждому избирательному округу в Президиум Верховного Совета АССР или в исполнительный комитет краевого, областного, городского (городов республиканского подчинения) Совета депутатов трудящихся.

Второй экземпляр протокола остается вместе со всем делопроизводством по выборам народного суда в делах исполнительного комитета районного или городского Совета депутатов трудящихся.

Президиум Верховного Совета АССР или исполнительный комитет краевого, областного, городского (городов республиканского подчинения) Совета депутатов трудящихся направляет списки избранных народных судей и народных заседателей Верховному Суду АССР или краевому, областному, городскому суду.

60. После подписания протокола голосования по каждому избирательному округу председатель исполнительного комитета районного или городского Совета депутатов трудящихся оглашает результаты выборов и выдает избранным народным судьям и народным заседателям удостоверение об избрании, а также передает каждому избранному народному судье список избранных народных заседателей по данному народному суду, подписанный председателем и секретарем исполнительного комитета Совета депутатов трудящихся.

61. Если ни один из кандидатов в народные судьи по избирательному округу не получил абсолютного большинства голосов, исполнительный комитет районного или городского Совета депутатов трудящихся сообщает об этом немедленно Президиуму Верховного Совета АССР или исполнительному комитету краевого, областного, городского (городов республиканского подчинения) Совета депутатов трудящихся и объявляет перебаллотировку двух кандидатов, получивших наибольшее количество голосов. День перебаллотировки назначается не позднее, чем в двухнедельный срок по истечении первого тура выборов.

62. Если число кандидатов в народные заседатели, получивших абсолютное большинство голосов, меньше установленного числа народных заседателей, подлежащих избранию, исполнительный комитет районного или городского Совета депутатов трудящихся сообщает об этом немедленно Президиуму Верховного Совета АССР или исполнительному комитету краевого, областного, городского (городов республиканского подчинения) Совета депутатов трудящихся.

Президиум Верховного Совета автономной республики или исполнительный комитет краевого, областного, городского (городов республиканского подчинения) Совета депутатов трудящихся дает указание либо о назначении перебаллотировки, либо о соответствующем уменьшении числа народных заседателей по данному избирательному округу.

Читайте также:  Русские народные песни комментарии иностранцев

Перебаллотировка, если она будет признана необходимой, назначается не позднее двух недель после первого тура выборов. На перебаллотировку ставится необходимое число кандидатов в народные заседатели, получивших при первом туре выборов наибольшее число голосов.

63. Если поданное количество голосов по избирательному округу составляет меньше половины числа избирателей, имеющих право голосовать по этому округу, исполнительный комитет районного или городского Совета депутатов трудящихся сообщает об этом немедленно Президиуму Верховного Совета АССР или исполнительному комитету краевого, областного, городского (городов республиканского подчинения) Совета депутатов трудящихся и назначает новые выборы не позднее чем в двухнедельный срок после первых выборов.

64. Перебаллотировка кандидатов в народные судьи и народные заседатели, равно как новые выборы взамен признанных недействительными, производится по спискам избирателей, составленным для первых выборов, и в полном соответствии с настоящим Положением о выборах.

66. Если за выбытием значительного числа народных заседателей наличное число народных заседателей будет недостаточно для нормальной работы данного народного суда, организуются дополнительные выборы народных заседателей.

67. Всякий, кто путем насилия, обмана, угроз или подкупа будет препятствовать гражданину РСФСР в свободном осуществлении его права избирать и быть избранным в народные судьи и народные заседатели, карается лишением свободы на срок до двух лет.

68. Должностное лицо, совершившее подделку избирательных документов или заведомо неправильный подсчет голосов при выборах народных судов, карается лишением свободы на срок до трех лет.

Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы.

Источник

Кодинцев А.Я., зав. кафедрой теории и истории государства и права Сургутского государственного университета, кандидат исторических наук, доцент.

Вышла серия постановлений ПВС РСФСР о порядке проведения выборов, о печатях уполномоченных, о ящиках для голосования, об утверждении форм избирательных документов (всего 8 форм). 2 декабря 1948 г. вышло Постановление ПВС РСФСР «О выборах народных судей в воинских частях и войсках МВД и МГБ СССР». Порядок в целом не отличался от других выборов. Только уполномоченных избирательных комиссий в воинских частях назначали по представлению командиров частей. 16 октября 1948 г. вышла Инструкция ЦК ВКП(б) «Об организационной и агитационно-пропагандистской работе партийных организаций в связи с выборами народных судей». 13 декабря 1948 г. вопрос о подготовке выборов обсуждался на Секретариате ЦК. На заседании отмечалось, что в сельских районах подготовка проходит плохо. Срываются собрания, не изучаются кандидатуры на выборы, плохо обстоит дело с организационно-технической подготовкой.

Активное участие в подготовке к выборам принимали УМЮ. Так, УМЮ по Курганской области в рамках подготовки к выборам народных судов распространяло положение о выборах, провело дислокацию участков, определило количество народных заседателей, проверило всех народных судей совместно с отделом кадров обкома. Из 49 народных судей решили выдвинуть 31 судью. Народные судьи провели доклады, проведена разгрузка дел, обревизованы все участки. В Курганской области в 1948 г. при подготовке к выборам было проведено 389 докладов и 107 бесед. В Курганской области к выборам 1949 г. было оборудовано только 476 участков из 890. Не везде прошли совещания. Кандидатами в народные заседатели было выдвинуто 2994 человека, в том числе 1289 членов партии. Подавляющее большинство с низшим образованием. Сформировано 49 избирательных округов. В Челябинской области подготовительная работа к выборам народных судей завершилась к 20 октября 1948 г. Она проходила под контролем комитетов партии. Горкомы, райкомы, исполкомы советов представляли в обком материалы на рекомендуемых кандидатов. Их рассматривала специальная комиссия. В области было создано 113 округов и 1246 избирательных пунктов, избрано 1246 уполномоченных, утверждены списки счетных комиссий. Создано 1302 агитпункта, собрано 31675 агитаторов. Проходили выступления по радио. Газеты регулярно печатали материалы по выборам, списки кандидатов. В кандидаты в народные заседатели было подобрано 8256 человек. 5 декабря начались собрания по обсуждению и «выдвижению» кандидатов. Небольшое количество заседателей было отведено. В итоге избрали 113 народных судей и 8305 заседателей.

После первых выборов избирательное законодательство уточнялось. 1 августа 1949 г. вышел Указ ПВС РСФСР «О сроках проведения выборов народного судьи вместо выбывшего до истечения срока полномочий». В нарушение Указа УМЮ произвольно отстраняли судей без постановления ПВС РСФСР, проводили выборы и замещали судей народными заседателями. Осенью 1949 г. обсуждался проект указа ПВС РСФСР, разработанный МЮ СССР, «О порядке отзыва избирателями народного судьи РСФСР». Проект предполагал, что поставить вопрос об отзыве могли не менее 5 организаций. На них этот вопрос должен был обсуждаться с приглашением судьи. После этого рай/горисполком в 5-дневный срок входил с представлением в облисполком. Облисполком в 10-дневный срок направлял заключение начальнику УМЮ. Тот направлял заключения в ПВС РСФСР. Отзыв мог возбудить только министр юстиции СССР или РСФСР. Если ПВС РСФСР признавал факт голосования граждан об отзыве обоснованным, то отзывал. Такая громоздкая процедура отзыва резко бы контрастировала с тем униженным положением, в котором пребывал народный судья. После длинной дискуссии проект был снят с обсуждения в апреле 1950 г.

Центральным объектом работы руководства юстиции в послевоенный период стало решение кадровой задачи. Частью кадровой политики стали политические кампании по выборам народных судей СССР. Выборы судей контролировались Министерством юстиции. Процедура избрания судей и заседателей осложнила и еще более бюрократизировала деятельность министерств юстиции. Выборы стали также важным моментом при смене народных судей. К 1954 г. сложилась практика, по которой большинство отстраняемых судей сменялось именно накануне выборов.

Источник

Поделиться с друзьями
Блог о здоровье и полезных жизненных советах
Adblock
detector