Положение о женских училищах ведомства министерства народного просвещения год

Содержание
  1. Некоторые аспекты законодательного реформирования системы образования в 60-х годах XIX века Текст научной статьи по специальности « История и археология»
  2. Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пищулина А.Р.
  3. Some aspects of the legislative education system reform in the 60s XIX century
  4. Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты законодательного реформирования системы образования в 60-х годах XIX века»
  5. 37. Система образования и просвещения в России в XIX в
  6. Министерство народного просвещения Российской Империи
  7. Содержание
  8. История министерства в 1802—1863 годах
  9. История министерства в 1863—1904 годах
  10. История министерства в 1904—1917 годах
  11. Основные подразделения министерства
  12. Главное правление училищ (1802—1863)
  13. Совет министра народного просвещения (1863—1917)
  14. Департамент народного просвещения (1803—1917)
  15. Департамент общих дел (1904—1917)
  16. Ученый комитет (1817—1831, 1856—1917)
  17. Канцелярия министра народного просвещения (1825—1917)
  18. Главное управление цензуры (1826—1863)
  19. Совет по делам высших учебных заведений (1916—1917)
  20. Совет по делам профессионального образования (1916—1917)
  21. Основные комитеты и комиссии, существовавшие при министерстве
  22. Комитет устройства учебных заведений (1826—1850)
  23. Археографическая комиссия (1834—1837)
  24. Комиссия по устройству архивов (1871, 1873—1885)
  25. Постоянная комиссия народных чтений (1872—1917)
  26. Комиссия по международному обмену изданий по части наук и художеств (1877—1917)
  27. Министры народного просвещения и управляющие министерством
  28. См. также
  29. Литература (в хронологическом порядке)
  30. Справочники по учебным заведениям
  31. Статистические справочнки
  32. Примечания
  33. Смотреть что такое «Министерство народного просвещения Российской Империи» в других словарях:

Некоторые аспекты законодательного реформирования системы образования в 60-х годах XIX века Текст научной статьи по специальности « История и археология»

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пищулина А.Р.

В статье рассматриваются некоторые аспекты законодательного реформирования систем начального, среднего и высшего образования в ключе масштабных реформ, проходивших в Российской империи в 60-годах XIX века, их отражение в « Положении о начальных народных училищах » от 19 июля 1864 г.», «Уставе гимназий и прогимназий ведомства Министерства Народного Просвещения» от 19 ноября 1864 г., « Положении о женских училищах ведомства Министерства Народного Просвещения » от 10 мая 1860 г., «Общем уставе императорских российских университетов» от 18 июня 1863 г.

Some aspects of the legislative education system reform in the 60s XIX century

The article deals with some legislation reform aspects in the system of primary, secondary and higher education in the course of large-scale reforms, which took place in the Russian Empire in the 60 years of the XIX century, their representation in the «Regulations on the primary national schools dated July 19, 1864», «Gymnasiums and progymnasiums Charter of the department of the Ministry of National Education,» dated November 19, 1864 «Regulations on the women’s schools of the department of the Ministry of National Education,» dated May 10, 1860 «General charter of imperial Russian universities « dated June 18, 1863

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты законодательного реформирования системы образования в 60-х годах XIX века»

некоторые аспекты законодательного реформирования системы образования В 60-х годах XIX века

Вторая половина XIX века в Российской империи ознаменовалась множеством реформ в политической, экономической и культурной сферах, что являлось основанием для формирования индивидуально-гражданского типа права и государства [2]. Одной из важнейших их них была Крестьянская реформа 1961 года, которая оказала огромное влияние на развитие страны [4]. И хотя реформа получилась не такой, какой ожидали ее увидеть, она имела огромное историческое и нравственное значение, открыв перед Россией новые перспективы, покончившей с крепостным рабством. С этого времени страна уверенно вступила на путь капиталистического развития [3].

Важным нормативным правовым актом стало «Положение о начальных народных училищах» от 19 июля 1864 г., которое устранило государственно-церковную монополию на просвещение. В статье 2 этого документа закреплены виды образовательных организаций, относящихся к народным училищам [9]. В Положении прописаны предметы учебного курса, примечательно, что четко указано, что преподавание в них совершается на русском языке и могут быть приняты дети всех сословий и вероисповеданий, тем самым прописаны общедоступность образования и официальный язык преподавания [7].

По всей России с этого времени открываются воскресные школы, делаются попытки сделать образование доступным для детей из крестьянских семей, внедрить новые педагогические принципы.

В числе таких народных школ, руководствовавшихся передовыми педагогическими идеалами своего времени (уважение к личности ребенка, доброе и справедливое отношение, пробуждение у ребенка интереса к получению знаний) были Яснополянская школа, основанная Л.Н. Толстым в 1859 г., Василеостров-ская школа, основанная В.П. Острогорским, Л.Н. Модзалевским и др. в 1860 г., Таврическое училище, основанное М.И. Семевским, Д.Д. Семеновым и др. в 1859

г. в Петербурге, другие.

Устав средней школы («Устав гимназий и прогимназий ведомства Министерства Народного Просвещения», утвержден 19 ноября 1864 г.) хоть и вводил плату за обучение, но также содержал в себе принцип равенства всех сословий и вероисповеданий.. Устанавливалось два типа гимназий: классическая (с преподаванием латинского и греческого языков, углубленным изучением гуманитарных дисциплин) и реальная (без древних языков и с углубленным изучением естественных наук), обе с семилетним сроком обучения. Серьезным новшеством стало то, что право на поступление в университет получали только выпускники классических гимназий, выпускники реальных гимназий получали лишь свидетельства и имели право поступать только в технические вузы. В результате получилось, что хотя реальная гимназия и была популярна в обществе в целом, родители учеников предпочитали отдавать детей в классическую, так как она открывала путь к университету.

Проблемы развития университетов также занимали не последнее место, поэтому не случайно встал вопрос о существенных изменениях в структуре университетов, о разработке нового университетского устава [11].

4 декабря 1861 года Александром II была утверждена специальная комиссия, которая должна была разработать новый устав российских университетов. В ее состав вошли университетские профессора и попечители учебных округов. Проект нового общего устава университетов был готов уже 5 января 1862 года, который составила комиссия под председательством фон-Брадке. По распоряжению Министерства народного просвещения, проект устава был предложен на рассмотрение одновременно во все университетские советы, а также некоторым лицам духовного и гражданского ведомства. Для возможности рассмотрения иностранными учеными и педагогами, он был переведен на французский и немецкий языки. Все это было сделано с целью привлечь общественное мнение к разрешению вопроса столь высокой важности и выслушать замечания авторитетных специалистов [10].

Читайте также:  Русская народная сказка волк и семеро козлят текст распечатать

Против обращения к иностранным авторитетам в обществе и печати сделаны

Особенно горячую полемику возбудил основной вопрос: о сохранении или коренном изменении самого типа русского университета. Н.И. Костомаров возобновил мысль, высказанную несколько лет тому назад бароном Корфом, о необходимости превратить университет в открытое для всех учебное заведение, в систему публичных лекций, преподаваемых не для учащегося юношества, а для людей любознательных обоего пола, всякого звания и возраста; между посетителями лекций не устанавливалось бы при этом никаких прочных отношений, кроме простого знакомства; как в театре, в церкви или на улице, так и в стенах университета благочиние охранялось бы общею государственною полициею. Противники этого проекта возражали, что устранение из университетов всех учебно-воспитательных элементов повлекло бы за собою прямо уничтожение университетов. Поэтому большинство мнений в данном споре стояло за выделение учащихся в университете вместе с учащими в особую корпорацию [10].

по 4 стипендии имени Свв. Кирилла и Мефодия, преимущественно для занимающихся славянской филологией; 8 апреля 1863 г. обращено внимание попечителей на необходимость строгих испытаний при кандидатских экзаменах [10].

И в итоге 18 июня 1863 года император Александр II именным указом утвердил новый Общий устав императорских российских университетов [7].

Все эти преобразования были только одним шагом в реформе образования в России, реформе, которая была призвана остановить упадок образования, создать условия для его развития и подъема на качественно новый уровень.

Реформы в сфере образования, как и все законодательство «Великих реформ», проводились для становления индивидуально-гражданских прав человека [5]. В то же время женщины, по сути, были лишены права обучаться в высших учебных заведениях [1]. Борьба за равноправие женщин проводилась отдельными теоретиками, так как нормативно не были закреплены ограничения на получение образования по половому признаку. Такая борьба принесла свои плоды только в

2. Дружинина А.В. Некоторые аспекты становления и развития индивидуально-гражданского типа права и государства в России // Государство и право в

10. Рождественский С. В. Исторический обзор деятельности Министерства

Романова С.В., Жуенко С.Н.

история становления и развития судебной системы в россии

В этой связи особую актуальность представляет собой проблема становления и развития в России института судебной защиты.

Россия по созданию эффективной независимой судебной системы прошла серьезный путь, однако ее реформирование продолжается и по сегодняшний день. Современная система судебной системы в России во многом является схожей с той, которая была в пореформенной России XIX века. Однако преимущество той системы заключалось в единстве ее судебных органов и судебной практики, обеспечивающимся Правительствующим сенатом, в настоящее время отмечается обособленность деятельности судов.

В 1990-е годы в России появилась необходимость проведения судебной реформы. Концепция судебной реформы 1991 года в качестве основой задачи определила построение правового государства, а также утверждение независимой судебной власти [1].

Основные направления судебной реформы также получили свое закрепле-

Источник

37. Система образования и просвещения в России в XIX в

Система образования в XIX веке

Самое начало XIX века характеризовалось либеральными начинаниями в области просвещения. В 1802 г. было создано Министерство народного. Вводилась новая система народного образования и управления учебными заведениями. В основу системы были положены три принципа:

— бессословность (кроме крепостных крестьян),

— преемственность учебных заведений.

Система народного образования, подчиненная министерству, включала в себя:

4) Университеты – 5-7 лет.

При этом в гимназию и университеты не допускались дети крепостных крестьян и девочки.

Гимназия давала законченное среднее образование и готовила к поступлению в университет. Содержание обучения отличалось энциклопедичностью: предполагалось изучение иностранных новых и латинского языков, математики, географии и истории всеобщей и российской, есте­ственной истории, философии, политической экономии, изящных ис­кусств, технологии и коммерции. При этом в гимназии не преподавали родной язык, отечественную литературу и Закон Божий.

Приходские училища могли открываться в губернских, уездных городах и в селении при каждом церковном приходе. Они также имели две цели: готовить к обучению в уездном училище и давать детям общеобразовательные знания (могли учиться совместно мальчики и девочки). Предметы обучения: Закон Божий и нравоучения, чтение, письмо, первые действия арифметики.

При гимназиях открывались пансионы, их воспитанники сверх гимназического курса изучали французский язык, танцы, музыку, фехтование, верховую езду. К 1850 г. в России было 47 таких пансионов.

Расширялась и сеть частных учебных заведений, но правительство сознательно сдерживало их рост. В 1883 г. было запрещено открывать их в Москве и Петербурге, хотя позже они были разрешены вновь. Частные школы также находились под строгим правительственным контролем.

Начало второй половины XIX века в России характеризовалось великим реформаторским движением, всколыхнувшим общество. Вслед за реформой 1861 г. об освобождении крестьян от крепостной зависимости, наметились и другие реформы: судебная, земская, просветительная, образовательная. К этому времени вопросы воспитания и образования стали пониматься как «важнейшие вопросы жизни».

В эти годы к педагогической теории и деятельности обращается много выдающихся людей: Пирогов Н.И. (знаменитый хирург, общественный деятель, педагог), Ушинский К.Д., Толстой Л.Н. и др. Для них это было время наиболее интенсивной новаторской работы. Много интересных деятелей приобщилось к проблемам педагогики и к педагогическому труду в различных губерниях России

В 1864 году было разработано «Положение о начальных народных училищах». Согласно ему, народные училища могли открываться различными правительственными ведомствами, обществами, частными лицами, которые сами и решали вопрос о платности или бесплатности их. В 1864 году был введен «Устав гимназий и прогимназий». Педагогические советы получили большие права: могли утверждать программы преподавания, выбирать учебники.

В 1860 году было издано «Положение о женских училищах ведомства Министерства народного просвещении». Устанавливалось два типа бессословных женских училищ:

В 1863 году был введен «Университетский устав», предоставляющий некоторую автономию университетам – был создан Университетский совет, который руководил всей учебной работой, и на котором выбирался ректор. Жесткие ограничения в деятельности университетов, установленные при Николае I были частично сняты, но оставалось подчинение университета попечителю учебного округа и Министерству народного просвещения. Женщины в университет не допускались. В университетах было 4 факультета: историко-филологический, физико-математический (с естественным отделением), юридический и медицинский. Открылось много новых кафедр.

Читайте также:  Татарская народная сказка камыр батыр на русском языке

«Земства», созданные в 60-х гг., получили право открытия учебных заведений; они же должны были заниматься их материальным обеспечением. Земства разрабатывали планы всеобщего обучения, открывали школы, проводили курсы и съезды учителей, разрабатывали новые программы и учебники, создавали учительские.

Влияние оказывала война 1812 и движение декабристов. Общественно-политическая мысль представлена декабристами.

-Западники ( Никита Муравьеви- идея конституционной монархии)

-Славянофилы ( Павел Пестель-идея республики)

первая половина 19в. – завершение формирования русской национальной культуры. Развитие культуры определяют социально-экономические и политические процессы.

Культура развивается в трудных условиях:

Видна критическая направленность культуры.

Уровень грамотности населения был очень низок. Дороговизна книг. Распространено переписывание книг. Книгопчатание до 1783 было государственной монополией. Затем Екатерина издала указ о разрешении открывать частные монополии (до 1796) –ввод столичной цензуры

1800- Павел I запретил ввоз иностранной литературы.

Источник

Министерство народного просвещения Российской Империи

Министе́рство наро́дного просвеще́ния (МНП) — центральное государственное учреждение в Российской империи, руководившее учреждениями народного просвещения и науки. Существовало в 1802—1817 и 1824—1917 годах.

Содержание

История министерства в 1802—1863 годах

Первым учрежденим для управления образованием в Российской империи стала Комиссия об учреждении народных училищ, образованная в 1782 году и двадцатью годами позже ставшая частью Министерства народного просвещения, образованого манифестом императора Александра I от 8 (20) сентября 1802 года «Об учреждении министерств» в целях «воспитания юношества и распространения наук». К его ведению манифестом были отведены:

типографии частные и казенные, издания ведомостей и всякие периодические издания, народные библиотеки, собрания редкостей, натуральные кабинеты, музеи и школы всех типов

Министерство руководило составлением уставов и правил для императорских университетов, средних и низших учебных заведений; ведало назначением и перемещением профессорско-преподавательского состава; занималось снабжением учебных заведений книгами и учебными пособиями. С 1803 года в ведении министерства находилась Императорская Академия наук.

Согласно Манифесту «О разделении государственных дел на особые управления» от 25 июля (6 августа) 1810 года к МНП перешло управление всеми академиями и учебными заведениями кроме военных и духовных. Манифест об «Общем учреждении министерств» от 25 июня (7 июля) 1811 года так обозначал сферу деятельности МНП:

Основными задачами МНП в первые годы его существования стало создание системы учебных округов: открытие новых университетов и превращение их в органы управления системой образования, а также составление и утверждение уставов учебных заведений на основах автономии в вопросах внутреннего управления и суда. 5 (17) ноября 1804 года утвержден «Устав учебных заведений, подведомственных университетам», согласно которому создавалась сеть местных учебных заведений, носивших всесословный характер. Наряду с ними был открыт ряд привелегированных учебных заведений — лицеев.

В 1804—1826 годах МНП осуществляло цензуру печатных изданий через специальные цензурные комитеты, созданные при университетах. В 1826 году для этой цели было создано специальное Главное управление цензуры (см. ниже).

В 1817—1824 годах Министерство народного просвещения было частью Министерства духовных дел и народного просвещения, создание и существование которого тесно связаны с деятельностью министра князя А. Н. Голицына. После расформирования этого министерства вопросы управления православным духовенством были переданы в Синод, а но дела иностранных исповеданий оставались в ведении МНП вплоть до 1832 года, когда они отошли к Министерству внутренних дел.

В 1834 году на МНП была возложена обязанность собирания и издания источников отечественной истории, для чего при нем была образована особая Археографическая комиссия (см. ниже).

История министерства в 1863—1904 годах

В 1863 году была проведена реорганизация Министерства народного просвещения, закрепленная принятым 18 (30) июня 1863 года «Учреждением Министерства народного просвещения». Согласно нему центральный аппарат министерства состоял из Совета министра, Департамента народного просвещения и Ученого комитета.

В ведении министерства находились Императорская Санкт-Петербургская Академия наук, Николаевская главная обсерватория, Императорская публичная библиотека, Румянцевский музей.

В ходе реформ Александра II Министерством народного просвещения были подготовлены Университетский устав 18 (30) июня 1863 года и Устав гимназий 19 ноября (1 декабря) 1864 года, отличавшиеся либеральной направленностью. Несколько позже был подготовлен также Устав училищ 15 (27) мая 1872 года. Эти нормативные документы сздали новую законодательную базу для деятельности учреждений образования. Для совершенствования управления учебными заведениями в 1864 году министерство образовало губернские и уездные училищные советы, а в 1869 году были созданы должности инспекторов народных училищ.

В 1874 и 1875 году ведомственными изданиями МНП стали газеты «Санкт-Петербургские ведомости» и «St. Peterburger Zeitung», бывшие до того академическими.

В 1881 году Министерству народного просвещения было передано большинство учебных заведений, находившихся в ведомстве Министерства финансов, а также целый ряд учебных заведений в Финляндии, Закавказье и др.

История министерства в 1904—1917 годах

31 мая (13 июня) 1904 года была проведена еще одна реорганизация Министерства народного просвещения. В состав его центральных учреждений теперь входили Совет министра, Департамент народного просвещения, Департамент общих дел, Ученый комитет, а также Управление пенсионных касс народных учителей и учительниц, юрисконсульская часть, Постоянная комиссия народных чтений и другие учреждения.

Стремительный рост числа учебных заведений требовал от министерства активной деятельности. Целый ряд реформистских шагов был предпринят в министерство графа П. Н. Игнатьева. Для того, чтобы справиться с вопросами управления системой высшего образовния в марте 1916 в МНП были созданы Совет по делам высших учебных заведений и межведомственный Совет по делам профессионального образования.

В октябре 1917 года МПН прекратило свое существование, его функции перешли к Народному комиссариату по просвещению РСФСР.

Основные подразделения министерства

Главное правление училищ (1802—1863)

Первоначально (до января 1803 года) называлось комиссия об училищах. Под указанным названием существовало с 24 января (5 февраля) 1803 года по 18 (30) июня 1863 года. Состояло из попечителей университетов и учебных округов, а также особо назначенных императором членов. Работало под председательством министра народного просвещения.

После сосредотчения в 1835 году основных административных функций в Департаменте народного просвещения, главное правление выполняло функции совета при министре, решая дела, предварительно рассмотренные в департаменте.

В 1803 году образованы канцелярия Главного правления училищ и контора Главного правления училищ, занимавшаяся управлением доходами главного правления. В 1808 году на основе одной из экспедиций конторы и канцелярии образован хозяйственный комитет.

Совет министра народного просвещения (1863—1917)

Сменил Главное правление училищ. Согласно «Учреждению Министерства народного просвещения» (1863) в его ведении находилось рассмотрение общих вопросов развития образования и науки в России.

Читайте также:  Росписи доски по народным мотивам

Подробнее см. отдельную статью.

Департамент народного просвещения (1803—1917)

Создан 7 (19) января 1803 года. Являлся высшим совещательным органом в МНП, был наделен главным образом административно-распорядительными функциями. С сентября 1831 года в департаменте была сосредоточена статистическая работа, а с июня 1835 года — хозяйственные дела МНП, руководство архивом и книжным магазином, а также «Журналом Министерства народного просвещения».

Согласно «Учреждению Министерства народного просвещения» (1863) в ведении департамента находились: личный состав учебных заведения, инспекторские, счетные, хозяйственные и судебные вопросы. С 1883 года в департаменте открыто специальное отделение, занимавшееся промышленными училищами.

Часть вопросов перешла впоследствии во вновь созданный в МНП Департамент общих дел.

Департамент общих дел (1904—1917)

Создан в 1904 году. Занимался делами по личному составу, составлением финансовых смет, статистическими вопросами и другими.

Ученый комитет (1817—1831, 1856—1917)

Создан в составе Министерства духовных дел и народного просвещения 27 марта (8 апреля) 1817. Ведал общими вопросами учебного характера и рассматривал проекты учебных пособий. Распущен 10 (22) сентября 1831 года. Вновь создан 5 (17) мая 1856 года.

Согласно «Учреждению Министерства народного просвещения» (1863) в ведении Ученого комитета находилось рассмотрение учебных программ, оценка содержания учебников, проекты уставов ученых обществ, отчеты лиц, имевших особые поручения по МНП. Особый отдел при комитете ведал рассмотрением книг, рекомендующихся для народного чтения.

В 1884 при комитете образовано Отделение по техническому и профессиональному образованию. В 1900 в составе последнего был выделен специальный отдел по женскому профессиональному образованию.

Подробнее см. отдельную статью.

Канцелярия министра народного просвещения (1825—1917)

Начала работу 20 января (1 февраля) 1825 года. Канцелярия вела секретные дела, частную переписку министра, занималась переводами с иностранных языков и тому подобной секретарской работой.

Главное управление цензуры (1826—1863)

Ведало цензурой в Российской империи. Образовано в соответствии с «Уставом о цензуре» 1826 года. Существовало с 22 апреля (4 мая) 1826 года по 10 (22) марта 1863 года. Расформировано в связи с передачей вопросов цензуры в Министерство внутренних дел.

Подробнее см. отдельную статью.

Совет по делам высших учебных заведений (1916—1917)

Был создан в марте 1916 г. для разработки и предварительного обсуждения законопроектов, правил, инструкций, общих мероприятий в министерстве с целью объединить управление подведомственными высшими учебными заведениями. Занимался эвакуацией высших школ, изучением финансового положения университетов и институтов, открытием новых вузов, разработкой правил приема и т. д.

Совет по делам профессионального образования (1916—1917)

Был создан при Министерстве народного просвещения 11 (24) марта 1916 года, с целью согласования управления высшими учебными заведениями различной ведомственной подчиненности. Совет являлся последней инстанцией в решении таких вопросов высшего специального образования, как издание законоположения о специальных высших школах, планирования их развития, координации их деятельности, а также согласования систем специального и общего высшего образования. Контроль за состоянием образования на местах предполагалось осуществлять силами губернских советов по делам профессионального образования, подчиненных имперскому. Однако совет практически не успел начать работу, он собирался на заседания только два раза.

Основные комитеты и комиссии, существовавшие при министерстве

Комитет устройства учебных заведений (1826—1850)

Межведомственный комитет, действовавший под руководством министра народного просвещения. Основной его задачей было рассмотрение уставов учебных заведений.

Подробнее см. отдельную статью.

Археографическая комиссия (1834—1837)

Учреждена указом Николая I от 24 декабря 1834 (5 января 1835) года для публикации материалов, собранных археографической экспедицией П. М. Строева. Согласно высочайше утвержденным «Правилам» от 18 февраля (2 марта) 1837 года стала самостоятельно действущим государственным учреждением.

Подробнее см. отдельную статью.

Комиссия по устройству архивов (1871, 1873—1885)

Постоянная комиссия народных чтений (1872—1917)

Комиссия по международному обмену изданий по части наук и художеств (1877—1917)

Создана 22 апреля (4 мая) 1877 года.

Министры народного просвещения и управляющие министерством

См. также

Литература (в хронологическом порядке)

Справочники по учебным заведениям

Статистические справочнки

Примечания

Смотреть что такое «Министерство народного просвещения Российской Империи» в других словарях:

Министерство народного просвещения Российской империи — Здание Министерства народного просвещения в Санкт Петербурге на пл. Ломоносова (б. Чернышёва площадь) Архитектор К. И. Росси. Министерство народного просвещения (МНП) центральное государственное учреждение в Российской империи,… … Википедия

Министерство духовных дел и народного просвещения Российской империи — Министерство духовных дел и народного просвещения центральное государственное учреждение в Российской империи, руководившее духовными делами всех исповеданий в России и учреждениями народного просвещения и науки. Существовало в 1817 1824 годах.… … Википедия

Министерство духовных дел и народного просвещения Российской Империи — Министерство духовных дел и народного просвещения центральное государственное учреждение в Российской империи, руководившее духовными делами всех исповеданий в России и учреждениями народного просвещения и науки. Существовало в 1817 1824 годах.… … Википедия

Министерство народного просвещения — Здание Министерства народного просвещения в Санкт Петрбурге на Чернышевской (Ломоносовской) площади. Архитектор К. И. Росси. Министерство народного просвещения (МНП) центральное государственное учреждение в Российской империи, руководившее… … Википедия

Народный комиссариат народного просвещения — Народный комиссариат просвещения (Наркомпрос) государственный орган СССР, контролировавший в 20 30 х годах практически все культурно гуманитарные сферы: образование, библиотечное дело, книгоиздательство, музеи, театры и кино, клубы, парки… … Википедия

Ведомственные округа Российской империи — Ведомственный округ территориально административная структура, подчинённая какому либо государственному учреждению (ведомству). Округ административно территориальная единица, учреждаемая для известной отрасли управления. Существуют… … Википедия

Цензура в Российской империи — Цензура По странам Цензура по странам По отраслям Цензурирование Интернета Запрещённые книги Сожжение книг По методам … Википедия

Образование в Российской империи — В этой статье слишком короткое вступление. Пожалуйста, дополните вводную секцию, кратко раскрывающую тему статьи и обобщающую её содержимое … Википедия

Учебные округа Российской империи — Учебные округа административно территориальные единицы в Российской империи, в рамках которых осуществлялось управление учебными заведениями Министерства народного просвещения в 1803 1917 годах. Возглавлялись попечителями учебных округов.… … Википедия

Министерство образования и науки Российской Федерации — (Минобрнауки России) Общая информация Страна Россия Дата создания 9 марта 2004 Предшествующие ведомства Министерство высшего и среднего специального образования СССР Министерство промышленности, науки и технологий РФ (в части науки) Руководство… … Википедия

Источник

Поделиться с друзьями
Блог о здоровье и полезных жизненных советах
Adblock
detector