Положение об органах народного контроля в ссср

Положение об органах народного контроля в ссср

Центрального Комитета КПСС

и Совета Министров СССР

от 19 декабря 1968 г. N 1020

ОБ ОРГАНАХ НАРОДНОГО КОНТРОЛЯ В СССР

В Советском государстве, выражающем интересы и волю всего народа, право контроля принадлежит самому народу, как единственному хозяину своей страны.

Органы народного контроля занимают важное место в советском обществе, являясь одной из форм социалистической демократии. Через них широкие массы трудящихся осуществляют право контроля в области экономики, хозяйственного и культурного строительства, участвуют в управлении делами государства.

В органах народного контроля сочетается государственный контроль с общественным контролем трудящихся на предприятиях, в колхозах, учреждениях и организациях. Главной их силой являются рабочие, колхозники и служащие, которые работают в группах, постах и комитетах народного контроля, участвуют в проверке исполнения директив Партии и Правительства, помогают претворению их в жизнь, добиваются единства решения и дела.

Органы народного контроля работают под руководством Партии и Правительства, выступают их активными помощниками в повседневной деятельности по воспитанию кадров в духе высокой организованности и дисциплины. Партийные организации направляют деятельность органов народного контроля, оказывают им всемерную поддержку и помощь в работе.

I. Основные задачи органов народного контроля

1. Главным в деятельности органов народного контроля является оказание помощи партийным и государственным органам в систематической проверке фактического исполнения директив Партии и Правительства советскими, хозяйственными и другими организациями, в дальнейшем совершенствовании руководства коммунистическим строительством, в борьбе за всемерный подъем экономики, укрепление государственной дисциплины и социалистической законности.

Органы народного контроля:

а) осуществляют систематический контроль за ходом выполнения государственных планов и заданий;

б) ведут активную борьбу за выявление и использование резервов народного хозяйства, повышение эффективности общественного производства, экономное расходование трудовых, материальных ресурсов и денежных средств, внедрение в производство всего нового, прогрессивного;

в) решительно выступают против нарушений государственной дисциплины, проявлений местничества, ведомственного подхода к делу, бесхозяйственности и расточительства, любых попыток обмана государства, посягательств на социалистическую собственность;

г) строго пресекают проявления бюрократизма и волокиты, добиваются совершенствования работы государственного аппарата и его удешевления, внедрения научной организации труда и управления, четкой постановки ведомственного контроля.

Всей своей деятельностью органы народного контроля призваны развивать у советских людей чувство хозяина страны, чувство высокой ответственности каждого за дела всего общества.

4. Органы народного контроля работают на основе принципа коллективности.

Практические вопросы органы народного контроля решают в тесной связи с соответствующими партийными, советскими, хозяйственными, кооперативными, профсоюзными, комсомольскими и другими организациями.

5. Органы народного контроля в своей деятельности руководствуются действующим в СССР законодательством, решениями Партии и Правительства, настоящим Положением. Они периодически отчитываются перед партийными и советскими органами о своей работе, докладывают им о результатах наиболее важных проверок, вносят предложения по устранению вскрытых недостатков, передают, когда это необходимо, на их рассмотрение дела на работников, допустивших недостатки и нарушения.

6. Органы народного контроля воспитывают своих работников и активистов в духе высокой ответственности за выполнение возложенных на них почетных обязанностей.

7. Советские, хозяйственные, кооперативные и общественные организации, должностные лица должны оказывать всяческое содействие органам народного контроля, создавать необходимые условия для выполнения возложенных на них обязанностей.

II. Построение, организация работы органов

8. Органами народного контроля в СССР являются: Комитет народного контроля СССР, комитеты народного контроля союзных республик, комитеты народного контроля автономных республик, краевые, областные, автономных областей, окружные, городские и районные комитеты народного контроля, группы и посты народного контроля при сельских и поселковых Советах депутатов трудящихся, на предприятиях, в колхозах, учреждениях, организациях и воинских частях. Комитеты, группы и посты народного контроля составляют единую систему органов народного контроля СССР.

Группы и посты народного контроля

9. Основу системы органов народного контроля составляют группы и посты народного контроля. Они призваны осуществлять контроль непосредственно на предприятиях, в колхозах, учреждениях и организациях, помогать партийным организациям и администрации добиваться на всех участках производства, управления и обслуживания создания обстановки, которая исключала бы возможность проявления бесхозяйственности и расточительства, нарушения государственной и производственной дисциплины, социалистической законности.

10. Группы и посты народного контроля в необходимых случаях проводят проверки, рейды, смотры на предприятиях, в колхозах, учреждениях и организациях, принимают участие в проверках и ревизиях их производственной и финансово-хозяйственной деятельности, осуществляемых вышестоящими органами, имеют право знакомиться с документами и материалами, характеризующими состояние дел на проверяемых объектах, заслушивать по итогам проверок объяснения лиц, виновных в срыве производственных планов и заданий, допустивших нарушения государственной дисциплины, бюрократизм и волокиту, бесхозяйственность и злоупотребления, объявлять виновным лицам общественные порицания, обязывать их выступить перед коллективом с сообщением о мерах, принимаемых к устранению недостатков, передавать дела на рассмотрение товарищеских судов.

Группы и посты народного контроля ставят перед администрацией, партийными и другими общественными организациями коллектива вопросы, которые возникают в результате проверок, в частности вопросы о привлечении к ответственности работников, виновных в допущении тех или иных недостатков.

Руководители предприятий, колхозов, учреждений и организаций обязаны оказывать группам и постам народного контроля всемерную помощь в работе, рассматривать их предложения, рекомендации и принимать необходимые меры к устранению вскрытых недостатков. Группы и посты проверяют, как осуществляются их предложения и рекомендации, и результаты проверок доводят до сведения коллективов трудящихся.

В необходимых случаях группы и посты народного контроля обращаются с вопросами, вытекающими из их деятельности, в партийные, советские, хозяйственные органы, в комитеты народного контроля. Они вносят на рассмотрение комитетов народного контроля предложения о проведении более глубокой проверки соответствующего предприятия, колхоза, учреждения, организации с участием представителей того или иного комитета народного контроля, о приостановке явно незаконных распоряжений и действий должностных лиц, о производстве денежных начетов, привлечении виновных лиц к ответственности и по другим вопросам.

Группы народного контроля при сельских и поселковых Советах депутатов трудящихся образуются путем избрания членов групп на собраниях граждан населенных пунктов, расположенных на территории соответствующего сельского, поселкового Совета, или на собраниях их уполномоченных. Эти группы работают под руководством соответствующих партийных организаций, сельских и поселковых Советов и комитетов народного контроля. Они осуществляют контроль по вопросам, относящимся к компетенции сельских и поселковых Советов, координируют свою работу с деятельностью групп народного контроля, созданных на предприятиях, в колхозах, учреждениях и организациях, расположенных на территории соответствующего Совета.

В группы и посты народного контроля избираются передовые, наиболее активные и авторитетные рабочие, колхозники, служащие, студенты, а также пенсионеры и домашние хозяйки, как коммунисты, так и беспартийные.

Количественный состав группы или поста народного контроля определяется собранием коллектива трудящихся с учетом необходимости широкого вовлечения рабочих, колхозников, служащих в дело контроля и в зависимости от объема работы и масштаба предприятия, колхоза, учреждения, организации. Избрание членов групп и постов производится открытым голосованием. Коллективы трудящихся на своих собраниях могут давать наказы группам и постам народного контроля. Группы и посты отчитываются о своей деятельности перед избравшими их коллективами трудящихся.

Собрание или конференция представителей коллектива трудящихся по своей инициативе или по предложению группы, поста народного контроля могут досрочно отозвать члена группы, поста, если он не оправдал оказанного ему доверия.

Группа народного контроля предприятия (колхоза, учреждения, организации) осуществляет контроль в масштабе всего предприятия (колхоза, учреждения, организации), руководит работой групп и постов в цехах, отделениях, бригадах.

Руководитель поста народного контроля избирается открытым голосованием на собрании членов поста и организует их работу.

13. Группы и посты народного контроля на предприятиях, в колхозах, организациях и учреждениях работают под руководством партийных организаций и соответствующих комитетов народного контроля. Они должны проявлять в своей работе инициативу, широко привлекать к участию в проверках рабочих, колхозников, служащих, специалистов, общественных контролеров профсоюзных и комсомольских организаций.

14. Члены групп и постов народного контроля осуществляют свою деятельность на общественных началах. Эта их работа является почетной общественной обязанностью.

Народный контролер призван постоянно проявлять заботу о сохранении и приумножении народного достояния, показывать пример трудолюбия, высокой организованности и дисциплинированности, быть требовательным к себе, принципиальным и непримиримым, когда дело идет о защите государственных и общественных интересов.

Комитеты народного контроля, партийные, советские, хозяйственные, кооперативные и иные общественные организации используют для поощрения наиболее отличившихся активистов народного контроля действующие формы поощрения.

Комитеты народного контроля

Важными задачами районных, городских, окружных, областных, краевых комитетов народного контроля являются осуществление руководства группами народного контроля, обеспечение активной деятельности каждой из них, повышение ответственности групп и постов за состояние дел на предприятиях, в колхозах, учреждениях и организациях.

Читайте также:  Слушать народное радио беларусь

17. Комитет народного контроля СССР является союзно-республиканским органом. Комитет работает под непосредственным руководством ЦК КПСС и Совета Министров СССР.

Комитет народного контроля СССР направляет деятельность всех органов народного контроля в стране, осуществляет контроль за выполнением директив Партии и Правительства, государственных планов и заданий министерствами, ведомствами, советскими и хозяйственными организациями, предприятиями и колхозами.

Комитет народного контроля СССР своей деятельностью способствует осуществлению задач, поставленных перед министерствами и ведомствами, содействует воспитанию их кадров в духе строгого соблюдения государственных интересов и дисциплины, повышению ответственности каждого работника за порученное ему дело.

Комитет народного контроля СССР по результатам проверок вносит в ЦК КПСС и Совет Министров СССР предложения, имеющие общегосударственное значение, представляет доклады о состоянии дел в отдельных отраслях народного хозяйства, об организации работы в министерствах и ведомствах.

Контроль в Вооруженных Силах СССР осуществляется Комитетом народного контроля СССР на основании настоящего Положения и в соответствии со специальной инструкцией, утверждаемой Советом Министров СССР.

Органы народного контроля осуществляют контроль в отраслях оборонной промышленности на основании настоящего Положения и в соответствии со специальной инструкцией, утверждаемой Советом Министров СССР.

18. Комитеты народного контроля по результатам проверок принимают соответствующие постановления и в пределах предоставленных им настоящим Положением прав определяют меры по устранению вскрытых недостатков. Руководители предприятий, колхозов, организаций, министерств, ведомств должны безотлагательно устранять вскрытые недостатки и нарушения и о результатах сообщать комитетам народного контроля.

19. Комитет народного контроля СССР, комитеты народного контроля союзных и автономных республик, краевые, областные, окружные, городские, районные комитеты народного контроля в соответствии с возложенными на них задачами имеют право:

а) запрашивать у руководителей и должностных лиц предприятий, колхозов, организаций, министерств, ведомств необходимые документы и материалы, заслушивать по итогам проверок их доклады и объяснения, давать (соответственно) указания об устранении вскрытых недостатков и нарушений;

б) в случае необходимости назначать и с участием представителей соответствующих органов проводить ревизии хозяйственно-финансовой деятельности, производственно-технические экспертизы;

в) приостанавливать явно незаконные распоряжения и действия должностных лиц и сообщать об этом руководителям соответствующих предприятий, колхозов, учреждений и организаций или вышестоящим органам;

г) указывать на недостатки, допущенные должностными лицами, делать им предупреждения, передавать материалы об их проступках на обсуждение коллективов трудящихся, общественных организаций.

20. В случаях, когда средств общественного воздействия недостаточно и проступки по своему характеру вызывают необходимость привлечения допустивших или совершивших их должностных лиц к более строгой ответственности, комитеты народного контроля:

а) налагают на виновных взыскания (постановка на вид, выговор, строгий выговор);

б) производят в соответствии с утвержденными Советом Министров СССР Правилами денежные начеты на тех должностных лиц, кто своими действиями причинил материальный ущерб государству, кооперативно-колхозным и общественным предприятиям и организациям;

в) отстраняют от занимаемых постов должностных лиц за срыв выполнения решений Партии и Правительства, грубые нарушения государственной дисциплины и другие серьезные упущения в работе. Последующее увольнение указанных работников производится в установленном порядке;

г) направляют в органы прокуратуры материалы о хищениях, злоупотреблениях и других преступных действиях должностных лиц.

Правила производства денежных начетов утверждены Постановлением Совета Министров СССР от 4 августа 1969 г. N 612.

Жалобы на постановления комитетов народного контроля о привлечении должностных лиц к ответственности рассматриваются вышестоящими комитетами народного контроля или другими органами, которым комитеты народного контроля, наложившие взыскания, подчинены.

21. Взыскания, наложенные комитетами народного контроля, снимаются ими по заявлениям лиц, подвергшихся наказанию, или по ходатайству соответствующих органов народного контроля, министерств, ведомств, предприятий, колхозов, учреждений и организаций после устранения недостатков, за которые были наложены взыскания.

22. Комитеты народного контроля наряду со штатным аппаратом создают отделы по отраслям хозяйства, науки и культуры, постоянные и временные комиссии, работающие на общественных началах. Работники этих отделов и комиссий отбираются из числа наиболее авторитетных, опытных рабочих, колхозников, служащих, а также пенсионеров и утверждаются комитетами народного контроля по рекомендациям партийных и других общественных организаций.

Работники внештатных отделов и комиссий комитетов народного контроля выполняют поручения, как правило, в общественном порядке, а в необходимых случаях по согласованию с руководителями соответствующих предприятий, колхозов, учреждений, организаций с освобождением от основной работы на срок до двух недель в год, с сохранением среднемесячной заработной платы по месту работы.

Комитеты народного контроля привлекают к проверкам, обследованиям, ревизиям рабочих, колхозников, специалистов, а также представителей советских, хозяйственных, профсоюзных и комсомольских организаций, работников печати, министерств, ведомств, членов ревизионных комиссий кооперативных организаций, с их участием вырабатывают меры по устранению выявленных недостатков и улучшению общего положения дел.

23. Комитеты народного контроля создают бюро жалоб и предложений трудящихся, которые рассматривают поступающие в комитеты предложения, заявления и жалобы, добиваются правильного решения поставленных в них вопросов. Бюро жалоб и предложений изучают причины, вызывающие жалобы, вносят на обсуждение комитетов наиболее важные вопросы, вытекающие из писем и заявлений, осуществляют контроль за исполнением решений комитетов, принятых по жалобам и предложениям трудящихся.

Руководители и должностные лица предприятий, колхозов, учреждений и организаций, которым комитеты народного контроля направляют на рассмотрение жалобы и предложения трудящихся, должны давать на них ответы в установленные сроки.

Комитеты народного контроля осуществляют прием трудящихся. Прием ведут председатели, заместители председателей, члены комитетов, работники бюро жалоб и предложений и другие штатные и внештатные работники аппарата.

24. Структура и численность работников аппарата Комитета народного контроля СССР, а также общая штатная численность работников комитетов народного контроля утверждаются Советом Министров СССР. Комитет народного контроля СССР имеет право вносить изменения в структуру и утверждать штатное расписание своего аппарата в пределах установленных для центрального аппарата численности работников и фонда заработной платы, с соблюдением схемы должностных окладов.

Структура и штаты комитетов народного контроля союзных республик и местных комитетов народного контроля в пределах общей численности работников органов народного контроля утверждаются Советами Министров союзных республик по согласованию с Комитетом народного контроля СССР.

25. Финансирование комитетов народного контроля осуществляется за счет средств союзного бюджета.

26. Комитет народного контроля СССР имеет печать с изображением Государственного герба СССР и со своим наименованием.

Комитеты народного контроля союзных и автономных республик, краевые, областные, окружные, городские и районные комитеты народного контроля имеют печати с изображением Государственного герба союзной республики и со своим наименованием.

Интернет архив законодательства СССР. Более 20000 нормативно-правовых актов.
СССР, Союз Советских Социалистических республик, Советская власть, законодательство СССР, Ленин, Сталин, Маленков, Хрущев, Брежнев, Андропов, Черненко, Горбачев, история СССР.

Источник

Закон СССР О народном контроле в силе


==

Секретариат
Общественного избирательного комитета ВОИНР СССР, ххх@voinru.com, www.voinru.com

Исх.: № 012/025-р «29» мая 2017 г.

В связи с поступившими в Секретариат обращениями и предложениями от граждан СССР, оформивших документально свои имущественные права на совладение имуществом СССР, Секретариат провел проверку соблюдения законности при принятии постановления Верховного Совета СССР по вопросу о признании Закона СССР «О народном контроле в СССР» утратившим силу.

16 мая 1991 г. п. 5 постановления Верховного Совета СССР О введении в действие Закона СССР «О Контрольной палате СССР» признаны утратившими силу с момента введения в действие Закона СССР «О Контрольной палате СССР»:
— Закон СССР от 30 ноября 1979 года «О народном контроле в СССР» (Ведомости Верховного Совета СССР, 1979 г., N 49, ст. 840; 1987 г., N 14, ст. 189);
— Положение о производстве денежных начетов комитетами народного контроля, утвержденное Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 августа 1981 года (Ведомости Верховного Совета СССР, 1981 г., N 35, ст. 1017);
— Указ Президиума Верховного Совета СССР от 16 июля 1980 года «О порядке образования комитетов народного контроля в Вооруженных Силах СССР».

При этом допущено грубое нарушение положения действующей Конституции СССР в части исключительных полномочий Съезда народных депутатов СССР. Поскольку этот вопрос — об отмене актов, принятых Верховным Советом СССР, согласно п. 9 ст. 108 Конституции СССР, отнесен к исключительной компетенции Съезда народных депутатов СССР.
Кроме того, новый Верховный Совет СССР, образованный согласно изменениям в Конституцию СССР в редакции 1977 года, внесенным прежним Верховным Советом СССР (высшим органом представительной власти в СССР), имеет правовое состояние, которое ниже по статусу, чем статус прежнего Верховного Совета и потому не имеет и с этой точки зрения права на отмену актов более высокого органа управления.

Компетенции прежнего Верховного Совета СССР соответствует компетенция Съезда народных депутатов СССР. Остальные перечисленные в пункте пятом постановления Верховного Совета СССР акты права — указы Президиума ВС СССР изданы во исполнение действующего Закона «О народном контроле в СССР» (о производстве денежных начётов комитетами народного контроля и порядке образования комитетов народного контроля в Вооруженных Силах СССР), не могли быть отменены, упразднены, признаны утратившими силу. (Компетенция Верховного Совета СССР в обновленном новой редакцией тексте Конституции СССР аналогична компетенции Президиума Верховного Совета СССР в прежней (первоначальной) редакции Конституции СССР 1977 г.).

Читайте также:  Сталкер народная солянка 2016 старые документы акиму на агропроме

Постановление от 16 мая 1991 г. обновленного изменениями в Конституцию Верховного Совета СССР, со сниженным уровнем полномочий, по сравнению с прежним высшим законодательным органом СССР, в указанной части (п. 5), является ничтожным, то есть не подлежащим применению.

Учитывая изложенное, разъяснить гражданам СССР, что их право на участие в органах народного контроля СССР, на основании перечисленных нормативно-правовых актов (закона и указов Президиума Верховного Совета СССР), остается неизменным.

Система органов народного контроля СССР возобновляет свою работу в полном объеме. Посты, группы и районные комитеты народного контроля, а также комитеты народного контроля на предприятиях и в организациях образуются на основании Закона СССР «О народном контроле в СССР».

До окончания составления списков избирателей СССР на местах, проведения выборов местных Советов народных депутатов районного городского, областного и краевого, а также автономной республики уровня, контрольно-распорядительные и организационно-управленческие функции исполняют территориальные объединения избирателей СССР (ТО ВОИНР СССР), опираясь на волеизъявление граждан СССР избирательного возраста, включенных в списки избирателей СССР.

Территориальным объединениям граждан Советского Союза рекомендуется в кратчайшие сроки принять меры для восстановления деятельности комитетов народного контроля СССР районного и городского уровня. Осуществлять методическое руководство и правовую помощь в организации и деятельности этих комитетов. Ведение делопроизводства органов народного контроля СССР временно возложить на секретариаты общественных избиркомов ТО ВОИНР.

Членство в народном контроле граждан СССР оформлять удостоверениями установленного образца и только в том случае, если у кандидатов имеется рекомендация собрания граждан СССР по месту жительства или собрания трудового коллектива по месту работы, а также документальное оформление прав совладения имуществом СССР.
Лица, не имеющие надлежащих доказательств их права собственности на имущество СССР, иностранные граждане и лица без гражданства, лица с неустановленным гражданством и мнимым гражданством самопровозглашенных, вымышленных субъектов права, принимать участие в народном контроле использования общего имущества граждан СССР не могут.

Секретариат ОИК ВОИНР СССР
27.05.2017

По поручению Секретариата
Смирнов Н.И.

Источник

Положения СССР 1917-1992

Положение об органах народного контроля в СССР утв. Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР от 19.12.1968 N 1020

Центрального Комитета КПСС

и Совета Министров СССР

от 19 декабря 1968 г. N 1020

ОБ ОРГАНАХ НАРОДНОГО КОНТРОЛЯ В СССР

В Советском государстве, выражающем интересы и волю всего народа, право контроля принадлежит самому народу, как единственному хозяину своей страны.

Органы народного контроля занимают важное место в советском обществе, являясь одной из форм социалистической демократии. Через них широкие массы трудящихся осуществляют право контроля в области экономики, хозяйственного и культурного строительства, участвуют в управлении делами государства.

В органах народного контроля сочетается государственный контроль с общественным контролем трудящихся на предприятиях, в колхозах, учреждениях и организациях. Главной их силой являются рабочие, колхозники и служащие, которые работают в группах, постах и комитетах народного контроля, участвуют в проверке исполнения директив Партии и Правительства, помогают претворению их в жизнь, добиваются единства решения и дела.

Органы народного контроля работают под руководством Партии и Правительства, выступают их активными помощниками в повседневной деятельности по воспитанию кадров в духе высокой организованности и дисциплины. Партийные организации направляют деятельность органов народного контроля, оказывают им всемерную поддержку и помощь в работе.

I. Основные задачи органов народного контроля

1. Главным в деятельности органов народного контроля является оказание помощи партийным и государственным органам в систематической проверке фактического исполнения директив Партии и Правительства советскими, хозяйственными и другими организациями, в дальнейшем совершенствовании руководства коммунистическим строительством, в борьбе за всемерный подъем экономики, укрепление государственной дисциплины и социалистической законности.

Органы народного контроля:

а) осуществляют систематический контроль за ходом выполнения государственных планов и заданий;

б) ведут активную борьбу за выявление и использование резервов народного хозяйства, повышение эффективности общественного производства, экономное расходование трудовых, материальных ресурсов и денежных средств, внедрение в производство всего нового, прогрессивного;

в) решительно выступают против нарушений государственной дисциплины, проявлений местничества, ведомственного подхода к делу, бесхозяйственности и расточительства, любых попыток обмана государства, посягательств на социалистическую собственность;

г) строго пресекают проявления бюрократизма и волокиты, добиваются совершенствования работы государственного аппарата и его удешевления, внедрения научной организации труда и управления, четкой постановки ведомственного контроля.

Всей своей деятельностью органы народного контроля призваны развивать у советских людей чувство хозяина страны, чувство высокой ответственности каждого за дела всего общества.

4. Органы народного контроля работают на основе принципа коллективности.

Практические вопросы органы народного контроля решают в тесной связи с соответствующими партийными, советскими, хозяйственными, кооперативными, профсоюзными, комсомольскими и другими организациями.

5. Органы народного контроля в своей деятельности руководствуются действующим в СССР законодательством, решениями Партии и Правительства, настоящим Положением. Они периодически отчитываются перед партийными и советскими органами о своей работе, докладывают им о результатах наиболее важных проверок, вносят предложения по устранению вскрытых недостатков, передают, когда это необходимо, на их рассмотрение дела на работников, допустивших недостатки и нарушения.

6. Органы народного контроля воспитывают своих работников и активистов в духе высокой ответственности за выполнение возложенных на них почетных обязанностей.

7. Советские, хозяйственные, кооперативные и общественные организации, должностные лица должны оказывать всяческое содействие органам народного контроля, создавать необходимые условия для выполнения возложенных на них обязанностей.

II. Построение, организация работы органов

8. Органами народного контроля в СССР являются: Комитет народного контроля СССР, комитеты народного контроля союзных республик, комитеты народного контроля автономных республик, краевые, областные, автономных областей, окружные, городские и районные комитеты народного контроля, группы и посты народного контроля при сельских и поселковых Советах депутатов трудящихся, на предприятиях, в колхозах, учреждениях, организациях и воинских частях. Комитеты, группы и посты народного контроля составляют единую систему органов народного контроля СССР.

Группы и посты народного контроля

9. Основу системы органов народного контроля составляют группы и посты народного контроля. Они призваны осуществлять контроль непосредственно на предприятиях, в колхозах, учреждениях и организациях, помогать партийным организациям и администрации добиваться на всех участках производства, управления и обслуживания создания обстановки, которая исключала бы возможность проявления бесхозяйственности и расточительства, нарушения государственной и производственной дисциплины, социалистической законности.

10. Группы и посты народного контроля в необходимых случаях проводят проверки, рейды, смотры на предприятиях, в колхозах, учреждениях и организациях, принимают участие в проверках и ревизиях их производственной и финансово-хозяйственной деятельности, осуществляемых вышестоящими органами, имеют право знакомиться с документами и материалами, характеризующими состояние дел на проверяемых объектах, заслушивать по итогам проверок объяснения лиц, виновных в срыве производственных планов и заданий, допустивших нарушения государственной дисциплины, бюрократизм и волокиту, бесхозяйственность и злоупотребления, объявлять виновным лицам общественные порицания, обязывать их выступить перед коллективом с сообщением о мерах, принимаемых к устранению недостатков, передавать дела на рассмотрение товарищеских судов.

Группы и посты народного контроля ставят перед администрацией, партийными и другими общественными организациями коллектива вопросы, которые возникают в результате проверок, в частности вопросы о привлечении к ответственности работников, виновных в допущении тех или иных недостатков.

Руководители предприятий, колхозов, учреждений и организаций обязаны оказывать группам и постам народного контроля всемерную помощь в работе, рассматривать их предложения, рекомендации и принимать необходимые меры к устранению вскрытых недостатков. Группы и посты проверяют, как осуществляются их предложения и рекомендации, и результаты проверок доводят до сведения коллективов трудящихся.

В необходимых случаях группы и посты народного контроля обращаются с вопросами, вытекающими из их деятельности, в партийные, советские, хозяйственные органы, в комитеты народного контроля. Они вносят на рассмотрение комитетов народного контроля предложения о проведении более глубокой проверки соответствующего предприятия, колхоза, учреждения, организации с участием представителей того или иного комитета народного контроля, о приостановке явно незаконных распоряжений и действий должностных лиц, о производстве денежных начетов, привлечении виновных лиц к ответственности и по другим вопросам.

Группы народного контроля при сельских и поселковых Советах депутатов трудящихся образуются путем избрания членов групп на собраниях граждан населенных пунктов, расположенных на территории соответствующего сельского, поселкового Совета, или на собраниях их уполномоченных. Эти группы работают под руководством соответствующих партийных организаций, сельских и поселковых Советов и комитетов народного контроля. Они осуществляют контроль по вопросам, относящимся к компетенции сельских и поселковых Советов, координируют свою работу с деятельностью групп народного контроля, созданных на предприятиях, в колхозах, учреждениях и организациях, расположенных на территории соответствующего Совета.

Читайте также:  Рассказывание русской народной сказки теремок конспект

В группы и посты народного контроля избираются передовые, наиболее активные и авторитетные рабочие, колхозники, служащие, студенты, а также пенсионеры и домашние хозяйки, как коммунисты, так и беспартийные.

Количественный состав группы или поста народного контроля определяется собранием коллектива трудящихся с учетом необходимости широкого вовлечения рабочих, колхозников, служащих в дело контроля и в зависимости от объема работы и масштаба предприятия, колхоза, учреждения, организации. Избрание членов групп и постов производится открытым голосованием. Коллективы трудящихся на своих собраниях могут давать наказы группам и постам народного контроля. Группы и посты отчитываются о своей деятельности перед избравшими их коллективами трудящихся.

Собрание или конференция представителей коллектива трудящихся по своей инициативе или по предложению группы, поста народного контроля могут досрочно отозвать члена группы, поста, если он не оправдал оказанного ему доверия.

Группа народного контроля предприятия (колхоза, учреждения, организации) осуществляет контроль в масштабе всего предприятия (колхоза, учреждения, организации), руководит работой групп и постов в цехах, отделениях, бригадах.

Руководитель поста народного контроля избирается открытым голосованием на собрании членов поста и организует их работу.

13. Группы и посты народного контроля на предприятиях, в колхозах, организациях и учреждениях работают под руководством партийных организаций и соответствующих комитетов народного контроля. Они должны проявлять в своей работе инициативу, широко привлекать к участию в проверках рабочих, колхозников, служащих, специалистов, общественных контролеров профсоюзных и комсомольских организаций.

14. Члены групп и постов народного контроля осуществляют свою деятельность на общественных началах. Эта их работа является почетной общественной обязанностью.

Народный контролер призван постоянно проявлять заботу о сохранении и приумножении народного достояния, показывать пример трудолюбия, высокой организованности и дисциплинированности, быть требовательным к себе, принципиальным и непримиримым, когда дело идет о защите государственных и общественных интересов.

Комитеты народного контроля, партийные, советские, хозяйственные, кооперативные и иные общественные организации используют для поощрения наиболее отличившихся активистов народного контроля действующие формы поощрения.

Комитеты народного контроля

Важными задачами районных, городских, окружных, областных, краевых комитетов народного контроля являются осуществление руководства группами народного контроля, обеспечение активной деятельности каждой из них, повышение ответственности групп и постов за состояние дел на предприятиях, в колхозах, учреждениях и организациях.

17. Комитет народного контроля СССР является союзно-республиканским органом. Комитет работает под непосредственным руководством ЦК КПСС и Совета Министров СССР.

Комитет народного контроля СССР направляет деятельность всех органов народного контроля в стране, осуществляет контроль за выполнением директив Партии и Правительства, государственных планов и заданий министерствами, ведомствами, советскими и хозяйственными организациями, предприятиями и колхозами.

Комитет народного контроля СССР своей деятельностью способствует осуществлению задач, поставленных перед министерствами и ведомствами, содействует воспитанию их кадров в духе строгого соблюдения государственных интересов и дисциплины, повышению ответственности каждого работника за порученное ему дело.

Комитет народного контроля СССР по результатам проверок вносит в ЦК КПСС и Совет Министров СССР предложения, имеющие общегосударственное значение, представляет доклады о состоянии дел в отдельных отраслях народного хозяйства, об организации работы в министерствах и ведомствах.

Контроль в Вооруженных Силах СССР осуществляется Комитетом народного контроля СССР на основании настоящего Положения и в соответствии со специальной инструкцией, утверждаемой Советом Министров СССР.

Органы народного контроля осуществляют контроль в отраслях оборонной промышленности на основании настоящего Положения и в соответствии со специальной инструкцией, утверждаемой Советом Министров СССР.

18. Комитеты народного контроля по результатам проверок принимают соответствующие постановления и в пределах предоставленных им настоящим Положением прав определяют меры по устранению вскрытых недостатков. Руководители предприятий, колхозов, организаций, министерств, ведомств должны безотлагательно устранять вскрытые недостатки и нарушения и о результатах сообщать комитетам народного контроля.

19. Комитет народного контроля СССР, комитеты народного контроля союзных и автономных республик, краевые, областные, окружные, городские, районные комитеты народного контроля в соответствии с возложенными на них задачами имеют право:

а) запрашивать у руководителей и должностных лиц предприятий, колхозов, организаций, министерств, ведомств необходимые документы и материалы, заслушивать по итогам проверок их доклады и объяснения, давать (соответственно) указания об устранении вскрытых недостатков и нарушений;

б) в случае необходимости назначать и с участием представителей соответствующих органов проводить ревизии хозяйственно-финансовой деятельности, производственно-технические экспертизы;

в) приостанавливать явно незаконные распоряжения и действия должностных лиц и сообщать об этом руководителям соответствующих предприятий, колхозов, учреждений и организаций или вышестоящим органам;

г) указывать на недостатки, допущенные должностными лицами, делать им предупреждения, передавать материалы об их проступках на обсуждение коллективов трудящихся, общественных организаций.

20. В случаях, когда средств общественного воздействия недостаточно и проступки по своему характеру вызывают необходимость привлечения допустивших или совершивших их должностных лиц к более строгой ответственности, комитеты народного контроля:

а) налагают на виновных взыскания (постановка на вид, выговор, строгий выговор);

б) производят в соответствии с утвержденными Советом Министров СССР Правилами денежные начеты на тех должностных лиц, кто своими действиями причинил материальный ущерб государству, кооперативно-колхозным и общественным предприятиям и организациям;

в) отстраняют от занимаемых постов должностных лиц за срыв выполнения решений Партии и Правительства, грубые нарушения государственной дисциплины и другие серьезные упущения в работе. Последующее увольнение указанных работников производится в установленном порядке;

г) направляют в органы прокуратуры материалы о хищениях, злоупотреблениях и других преступных действиях должностных лиц.

Правила производства денежных начетов утверждены Постановлением Совета Министров СССР от 4 августа 1969 г. N 612.

Жалобы на постановления комитетов народного контроля о привлечении должностных лиц к ответственности рассматриваются вышестоящими комитетами народного контроля или другими органами, которым комитеты народного контроля, наложившие взыскания, подчинены.

21. Взыскания, наложенные комитетами народного контроля, снимаются ими по заявлениям лиц, подвергшихся наказанию, или по ходатайству соответствующих органов народного контроля, министерств, ведомств, предприятий, колхозов, учреждений и организаций после устранения недостатков, за которые были наложены взыскания.

22. Комитеты народного контроля наряду со штатным аппаратом создают отделы по отраслям хозяйства, науки и культуры, постоянные и временные комиссии, работающие на общественных началах. Работники этих отделов и комиссий отбираются из числа наиболее авторитетных, опытных рабочих, колхозников, служащих, а также пенсионеров и утверждаются комитетами народного контроля по рекомендациям партийных и других общественных организаций.

Работники внештатных отделов и комиссий комитетов народного контроля выполняют поручения, как правило, в общественном порядке, а в необходимых случаях по согласованию с руководителями соответствующих предприятий, колхозов, учреждений, организаций с освобождением от основной работы на срок до двух недель в год, с сохранением среднемесячной заработной платы по месту работы.

Комитеты народного контроля привлекают к проверкам, обследованиям, ревизиям рабочих, колхозников, специалистов, а также представителей советских, хозяйственных, профсоюзных и комсомольских организаций, работников печати, министерств, ведомств, членов ревизионных комиссий кооперативных организаций, с их участием вырабатывают меры по устранению выявленных недостатков и улучшению общего положения дел.

23. Комитеты народного контроля создают бюро жалоб и предложений трудящихся, которые рассматривают поступающие в комитеты предложения, заявления и жалобы, добиваются правильного решения поставленных в них вопросов. Бюро жалоб и предложений изучают причины, вызывающие жалобы, вносят на обсуждение комитетов наиболее важные вопросы, вытекающие из писем и заявлений, осуществляют контроль за исполнением решений комитетов, принятых по жалобам и предложениям трудящихся.

Руководители и должностные лица предприятий, колхозов, учреждений и организаций, которым комитеты народного контроля направляют на рассмотрение жалобы и предложения трудящихся, должны давать на них ответы в установленные сроки.

Комитеты народного контроля осуществляют прием трудящихся. Прием ведут председатели, заместители председателей, члены комитетов, работники бюро жалоб и предложений и другие штатные и внештатные работники аппарата.

24. Структура и численность работников аппарата Комитета народного контроля СССР, а также общая штатная численность работников комитетов народного контроля утверждаются Советом Министров СССР. Комитет народного контроля СССР имеет право вносить изменения в структуру и утверждать штатное расписание своего аппарата в пределах установленных для центрального аппарата численности работников и фонда заработной платы, с соблюдением схемы должностных окладов.

Структура и штаты комитетов народного контроля союзных республик и местных комитетов народного контроля в пределах общей численности работников органов народного контроля утверждаются Советами Министров союзных республик по согласованию с Комитетом народного контроля СССР.

25. Финансирование комитетов народного контроля осуществляется за счет средств союзного бюджета.

26. Комитет народного контроля СССР имеет печать с изображением Государственного герба СССР и со своим наименованием.

Комитеты народного контроля союзных и автономных республик, краевые, областные, окружные, городские и районные комитеты народного контроля имеют печати с изображением Государственного герба союзной республики и со своим наименованием.

Источник

Поделиться с друзьями
Блог о здоровье и полезных жизненных советах
Adblock
detector