Польза русских народных песен

Содержание
  1. Конспект урока-исследования Влияние русской народной музыки на состояние здоровья человека методическая разработка по музыке по теме
  2. Скачать:
  3. Предварительный просмотр:
  4. По теме: методические разработки, презентации и конспекты
  5. Виды, значение народных колыбельных песен для детей и их польза
  6. Что такое народные колыбельные песни: историческая справка
  7. Разновидности колыбельных
  8. Образы в колыбельных песнях
  9. Колыбельные разных народов мира
  10. Русские народные колыбельные песни
  11. Украинские и белорусские народные колыбельные песни
  12. Армянские и грузинские народные колыбельные песни
  13. Английские народные колыбельные песни
  14. Венгерские народные колыбельные песни
  15. Польза колыбельных песен для малыша
  16. Возрастные рекомендации
  17. Вывод
  18. Исследование популярности русской народной музыки в наши дни»
  19. Просмотр содержимого документа «Исследование популярности русской народной музыки в наши дни»»

Конспект урока-исследования Влияние русской народной музыки на состояние здоровья человека
методическая разработка по музыке по теме

Человек всегда хотел быть здоровым, физически сильным, психически устойчивым, творчески активным.

Сегодня перед школой стоит важная задача – создание условий для сохранения здоровья учащихся. Я считаю, что широкое использование в процессе обучения средств музыкального искусства является одним из способов улучшения психического состояния и физического здоровья школьников. Терапия музыкальным искусством может стать методом лечения школьных неврозов, улучшить состояние сердечно-сосудистой системы, органов дыхания и т.д.

Цель:выявить особенности влияния народной музыки на физическое здоровье школьников

Скачать:

Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА: ВЛИЯНИЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ МУЗЫКИ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Берновская средняя общеобразовательная школа имени А.С Пушкина», с.Берново, Старицкий район

Человек всегда хотел быть здоровым, физически сильным, психически устойчивым, творчески активным.

Сегодня перед школой стоит важная задача – создание условий для сохранения здоровья учащихся. Я считаю, что широкое использование в процессе обучения средств музыкального искусства является одним из способов улучшения психического состояния и физического здоровья школьников. Терапия музыкальным искусством может стать методом лечения школьных неврозов, улучшить состояние сердечно-сосудистой системы, органов дыхания и т.д.

Выбранная структура урока способствует лучшему усвоению материала. Каждый этап урока логически связан с предыдущим, чередование форм и методов позволяет наиболее полно раскрыть и усвоить новый материал, обобщить и закрепить ранее полученные навыки и знания.

На первом этапе «Музыкальное приветствие, распевание» используется метод активации неспецифической резистентности (устойчивости) организма, т.е. вокалотерапия. После данных упражнений дыхание становится более экономным, а, по утверждению ученых, от этого напрямую зависит работоспособность человека. Проведенные упражнения обеспечивают качественное функционирование сердечно-сосудистой системы, поскольку большая нагрузка приходится на диафрагму, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, за счет которых происходит массаж внутренних органов.

На втором этапе вопросы строятся таким образом, чтобы прослеживалась логическая цепочка «от знакомого к новому». Используются методы диалога, проблемный и индивидуальный подход при опросе. Это позволяет плавно перейти к третьему этапу – раскрытие темы урока. Главный акцент делается на развитие творческих способностей учащихся. Творчество требует от школьника координации всех нравственных сил, и этот всплеск активности благотворно действует на его психику, а значит, и на его физическое здоровье, т.е. творческий процесс исцеляет. Учащиеся имеют возможность выразить себя, свое непосредственное эмоциональное состояние при помощи вокальной, двигательной, инструментальной, ритмической импровизации. Выполнение творческих заданий на уроках музыки является одним из наиболее эффективных приемов оптимизации психического состояния школьников. Используемые на данном этапе фольклорные песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и их легкие, дыхание, голосовой аппарат. Все – кости рук, ног, мышцы, кровь – все до последней клетки вступает во взаимодействие, когда ученик говорит, кричит, поет. Характерная для русских танцев релаксация рук, особенно кистей, позволяет производить сбросы накопившихся зажимов.

При подготовке к уроку на четвертом и пятом этапе очень хотелось добиться эффекта удивления, создать игровую ситуацию, роль эдакого эрудита-биолога (нахождение точки пересечения музыки и биологии). Основными методами данного этапа были: проблемный, поисковый, исследовательский.

Глядя на учащихся, можно сказать, что на уроке удалось создать оптимальные условия для положительной динамики эмоционально-психическокого настроя. Улыбка ребят при исполнении заключительной песни этому подтверждение и это важно. Потому что, когда ребенок поет и улыбается, то за счет этого звук становится светлым, чистым, свободным. Постепенно его качества переходят и на личность ребенка в результате постоянной тренировки улыбки. Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней, и школьник уже с ней смотрит на мир и на людей.

На мой взгляд, содержание материала, формирование межпредметных способов учебной деятельности обеспечили достижение конечной цели урока – благотворное влияние народной музыки на эмоциональное, познавательное и физическое развитие школьника.

Цель: выявить особенности влияния народной музыки на физическое здоровье школьников.

образовательная – развитие умения анализировать музыкальные произведения, делать самостоятельные выводы, закрепление элементов музыкальной речи;

развивающая – развитие исследовательских способностей; формирование умения рассуждать; развитие креативных способностей учащихся, музыкально-сенсорных способностей, эмоционального отклика на музыку;

воспитательная – привлечение внимания учащихся к творчеству русского народа, к роли музыки в жизни человека.

проблемный, поисковый, исследовательский, активации неспецифической резистентности (устойчивости) организма, музицирования, соучастия, импровизации и художественное движение, «музыкальный театр», забегание вперед и возвращение назад, межпредметные связи.

русские народные песни «Во саду ли, в огороде», «Ходила младешенька», «Валенки»; классическая музыка; рок-музыка из репертуара группы «Рамштайн».

музыкальные инструменты – треугольники, трещотка, маракасы, бубенцы, аккордеон; проигрыватель, музыкальный центр; микроскопы, предметные стекла, пробирки с полезными микроорганизмами – инфузориями.

Способ получения инфузории туфельки:

Проходя мимо доски, приклеить нотку, цвет которой показывает с каким настроением пришли на урок.

I. Музыкальное приветствие.

Добрый день, добрый день! Заниматься нам не лень. ( ускоряя темп и усиливая звук)

Добрый день, добрый день! Заниматься нам не лень. (замедляя темп и затихая)

Распевание по схеме p p, p

До – воробышка гнездо, Ре – деревья во дворе, Ми – котенка покорми,

Фа – в лесу кричит сова, Соль – играет детвора, Ля – запела вся Земля,

Си – поем мы для того, Чтоб вернуться снова к До.

До, си, ля, соль, фа, ми, ре, до.

До, ре, ми, фа, соль, ля, си, до.

II. Повторение пройденного материала.

— Посмотрите на доску: правильно ли составлена схема распевания?

— О каком элементе музыкальной речи мы говорим?

— Какие еще элементы музыкальной речи вы знаете?

— Для чего нам нужно знать элементы музыкальной речи?

III. Исходные экспериментальные данные.

Сегодня на уроке мы будем говорить о выразительности и красоте русской народной музыки.

Ты откуда, русская, зародилась музыка?

То ли в чистом поле, то ли в лесе мглистом?

В радости ли? В боли? Или в птичьем свисте?

Ты скажи, откуда грусть в тебе и удаль?

В чьем ты сердце билась с самого начала?

Как же ты явилась? Как ты зазвучала?

Пролетели утки – уронили дудки

Пролетели гуси – уронили гусли.

Их порою вешней нашли, не удивились.

Ну а песня? С песней на Руси родились.

Какие русские народные песни вы знаете?

Повторение названий музыкальных инструментов, деление на группы, работа учителя с каждой группой, соединение полученных результатов.

Итог: вам понравилось, что получилось. Если у вас хорошее настроение, самочувствие прекрасное возьмите желтую – солнечную нотку, а если нет, то синюю, как грозовая туча и наклейте их на ленты.

Народные песни можно не только петь, исполнять на музыкальных инструментах, но и инсценировать. Давайте посмотрим, какое у вас будет настроение и самочувствие после инсценирования песни «Ходила младешенька»

Мы с вами убедились, что русская народная музыка может поднимать настроение.

Как вы считаете, может ли она влиять на здоровье человека?

Сегодня мы с вами докажем, что если слушать, исполнять русскую народную музыку, то это благотворно повлияет на состояние здоровья человека.

V. Экспериментальная проверка.

— С уроков «Мир вокруг нас» вы знаете из чего состоит наш организм. Вспомните чего больше всего в нашем организме.

— Как можно узнать, сколько воды содержится в нашем организме (массу тела разделить на 3 и умножить на 2).

— На дом вам было дано задание узнать, сколько воды содержится в вашем организме.

В 2004 году в журнале «Природа и человек» были опубликованы интересные данные. Оказывается, классическая и народная музыка воздействуют на структуру воды, придавая ей лечебные свойства. А раз организм человека на 70% состоит из воды, что мы можем сказать?

(музыка оказывает лечебное действие на наш организм).

Инструктаж работы с микроскопами.

Ну а теперь кульминационный момент нашего урока. Я сейчас буду включать разные направления музыки, а вы смотреть как ведут себя инфузории.

Классическая музыка «Вальс цветов»

Русская народная песня «Валенки»

Инфузории замедляют движение и останавливаются (умирают)

Какой вывод мы можем сделать, проведя данный опыт.

Если слушать, исполнять русскую народную музыку, то это благотворно влияет на состояние здоровья человека. Русский фольклор, включающий в себя своеобразную музыку, интонации, движения, обладает целительным воздействием на человеческую личность.

Что бы вы хотели пожелать ребятам, которые не присутствовали на нашем уроке.

Выставление оценок, исполнение песни по настроению и желанию ребят.

Уходя из класса и проходя мимо доски, приклеить нотку, цвет которой показывает с каким настроением уходят с урока.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

На открытом уроке по классу синтезатора представлен пример создания аранжировки вариаций на тему русской народной песни « Мужик пашенку пахал», используя методику И. Красильникова и технологию создани.

Актуальность и необходимость заниматься вопросами такого природного явления, как атмосферное давление, возникло давно. Люди с древних времен занимались этим, с.

Влияние занятий физической культурой на состояние здоровья.

Сегодня все сложнее оставаться здоровым. Это связано с бешеным ритмом, в котором приходится жить современному человеку (особенно жителю мегаполиса), неблагоприятной экологической обстановкой, некачест.

Источник

Виды, значение народных колыбельных песен для детей и их польза

Колыбельная песня – как много в этих звуках! Тепло и внимание, заботу и нежность, искреннюю привязанность и неисчерпаемую любовь передают родители своим малышам через эти простые и столь важные мелодии.

У меня две дочки и они обе, пока были маленькими, очень любили слушать мое пение перед сном, по крайней мере, мне так казалось. И могу сказать на собственном опыте, что это хорошо сближает.

Во-первых, во время исполнения колыбельной песни успокаивается не только ребенок, но и родитель – тихие напевы действуют умиротворяюще. Во-вторых, что может быть лучше и прекраснее спящего на руках младенца!

Дети очень быстро вырастают, поэтому нужно успеть дать им свою любовь и тепло – в частности через народные колыбельные песни. Тогда, я думаю, неразрывная связь с ребенком сохранится на всю жизнь.

Читайте также:  Сказочный герой татарских народных сказок

В моей заметке вы сможете не только почитать о народных колыбельных песнях, но и насладиться их звучанием.

Что такое народные колыбельные песни: историческая справка

Вполне возможно, что сколько человек существует на этой планете, столько и сопровождают его эти простые напевы. Ведь корни возникновения народных колыбельных песен уходят в глубокую древность, когда люди даже представить себе не могли современные блага нынешней цивилизации.

Могу предположить, что в пещерное время мама своему ребенку не пела, а скорее всего, просто издавала тихие, спокойные звуки в ритме укачивания, один раз попробовав и уяснив для себя, что они успокаивающе действуют на дитя.

Позже эти мелодии перестали быть лишь усыпляющими мотивами – у них появилась функция заговоров (оберегов) от напастей, болезней и горя, от всего зла, с которым ребенок мог встретиться на протяжении своей жизни. Ведь каждый день мог стать для него последним, кругом подстерегала опасность: дикие звери или враги из соседнего племени.

Конечно с того времени совершенно не сохранилось упоминаний о колыбельных песнях. Выяснить, что в действительности пелось в них и какие образы использовались, стало возможно только после изучения образцов письменности.

Изучением колыбельных песен и их видов в России стали заниматься относительно недавно, примерно 200 лет назад. Для этого специалисты ездили и собирали песни по деревням, записывая слова и мелодии.

Причем происходило это, думаю, не специально, а вкупе с другими народными обрядовыми песнями. Не было цели собрать именно колыбельные, так как считалось, что это не столь значимый материал, как, например, свадебные, трудовые, солдатские и другие песни.

Среди собирателей фольклора самыми известными являются: писатель и этнограф Владимир Иванович Даль; писатель и переводчик Пётр Васильевич Киреевский; музыкант и исполнитель Митрофаан Ефиимович Пятницкий; революционер и этнограф Иван Александрович Худяков.

После изучения подобного материала у разных народов стало ясно, что в простые напевы колыбельных песен вкладывались внутренние переживания и надежды матерей на то, какими вырастут их дети.

Каждой из них, конечно, хотелось, чтобы мальчики стали добрыми, сильными и смелыми воинами, а девочки стали красивыми и могли подарить здоровое потомство своему народу.

Существовали в то время и такие колыбельные песни, которые, как считалось, помогали быстрее отойти в мир иной больному ребенку. Могу предположить, что делалось это из-за высокой смертности новорожденных: ведь лечения особого, кроме заговоров, не производилось, поэтому из жалости родители пели такие песни.

Разновидности колыбельных

Сюжеты народных колыбельных песен весьма разнообразны и на практике они зависят от настроения мамы, ее внутренних переживаний, чаяний и желаний. Различается несколько направлений.

Многие родители согласятся, что когда ребенок вечером очень долго засыпает, то это очень изматывает. Причины могут быть разные: яркий, насыщенный впечатлениями, день или наоборот – малыш много спит днем. В таком случае большинство мам предпочитают петь именно колыбельную-просьбу, упрашивая в них ребенка поскорее успокоится и уснуть.

Баю-баю, спи, дружок,
Повернись на правый бок.
Только ты один не спишь,
Закрывай глаза, малыш!
Лунный лучик-озорник
Сквозь окошечко проник,
Примостился на подушке,
Шепчет песенку на ушко.

В таких колыбельных песнях сюжет построен на том, что в доме все уже давно спят – и родные, и животные. А раз они уже в постели, то и малышу пора уснуть.

Ночь пришла, темно вокруг.
Рыбка спит и спит петух.
Спит коровка, спит щенок.
Засыпай и ты, сынок…

Такие песни сочинялись, видимо, по той причине, что остальные виды колыбельных уже не работали. Не знаю, зачем еще было народу сочинять колыбельные-страшилки для своих любимых чад.

Конечно, в наше время детей подобными текстами не запугать, но в прошлом малыши были более впечатлительные, и подобные напевы действительно могли на них действовать. В них говорилось про разных страшных зверей, про плохих и злых людей, про бабайку, который приходит и забирает непослушных и долго не засыпающих детей.

Баю-баюшки-баю, не ложися на краю –
С краю свалишься, переплачешься.
Придёт серенький волчок, тебя схватит за бочок,
тебя схватит за бочок и утащит во лесок,
И утащит во лесок под ракитовый кусток,
Где волки воют, детям спать не дают.

В подобных напевах мама, бабушка или няня рассказывали ребенку о том, что происходит сейчас дома. В крестьянских домах всегда было работы невпроворот, поэтому перечисляли дела, которыми будут заниматься члены семьи, после того как малыш уснет.

Я качаю, зыбаю,
Отец ушел за рыбою,
Мать ушла пеленки мыть,
Бабушка — коров доить,
Дедушка — дрова рубить,
Братец — печку растоплять,
А я Катеньку качать, аа – а, аа- а…

В них рассказывается о том, что малыш увидит в своих сновидениях. О добрых сказочных героях, о полетах и путешествиях, о возможности увидеть все, о чем он мечтает.

В сказке можно покататься на луне,
И по радуге промчаться на коне,
Со слоненком подружиться
И поймать перо жар-птицы…

В зависимости от веры родителей тексты подобных напевов были разными. Схожи в одном – все они были наполнены просьбами о том, чтобы их любимые малыши росли здоровыми, сильными, крепко спали и были послушными.

Успения Мать,
Уложи младенца спать
На тесовую кровать…
Мимо ангелы летели,
Сына крылышком задели,
Сына крылышком задели,
Сыну спать дольше велели…

Образы в колыбельных песнях

Вне зависимости от места проживания, языка, цвета кожи и верований, в народных колыбельных песнях присутствуют схожие образы и персонажи.

Колыбельные разных народов мира

Во всем мире миллионы матерей, отцов, бабушек и дедушек укладывают спать своих детей с помощью умиротворяющего ритуала пения и раскачивания младенца.

Этот обычай существует во всех культурах, начиная с самых ранних дней человечества – кажется, он проистекает из фундаментальной, глубоко человеческой потребности сопровождать самых маленьких, когда они засыпают, чтобы дать им чувство безопасности и принадлежности к своему роду.

Есть много сходств между колыбельными разных народов, но также много контрастов между отдельными регионами и континентами. В течение некоторого времени русские матери пели свои «баю, баюшки, баю», а южноафриканские бабушки и дедушки усыпляли малышей под «тула баба».

Далее я немного расскажу вам о колыбельных разных народов мира, а вы сможете бесплатно послушать эти песенки онлайн.

Русские народные колыбельные песни

В них встречается очень много персонажей-животных, например: кот, волк, заяц, птицы и другие. Также присутствуют сказочные образы Дрёмы, Бабайки и т.д. В связи с поголовной воцерковленностью в то время, часто в колыбельных можно было услышать слова мольбы к Богу, ангелам и святым.

Русские колыбельные песни были наполнены любовью, заботой и надеждой на то, что ребенок вырастет здоровым, сильным и счастливым. В крестьянских семьях няня или мама во время укачивания ребенка в люльке почти всегда одновременно занималась рукоделием.

В спокойные русские напевы вкладывалась любовь и мудрость поколений, которая воспитывала в малышах доброту и уважение к старшим. Подрастая, ребята сами становились нянями и, перенимая семейные традиции, исполняли своим младшим братьям и сестрам знакомые с детства напевы.

Украинские и белорусские народные колыбельные песни

Напевы украинских и белорусских колыбельных очень схожи с русскими. Даже смысл текста песен может быть понятен без перевода из-за схожести языка. Они такие же протяжные, нежные и певучие.

Украинская колыбельная называется «колисовка», а белорусская – «колыханка». В их основе использовались воспитательные образы. Они рассказывали о мужестве, решительности и стойкости мужчин, о красоте, чистоте и трудолюбии женщин.

Армянские и грузинские народные колыбельные песни

Эти песни протяжные и очень мелодичные. Однако это не просто успокаивающие мелодии – в них воспеваются героические подвиги предков, рассказывается о чести и достоинстве, храбрости и силе духа. Причем колыбельные песни по этой теме пелись для мальчиков.

Девочкам часто пели о материнстве и супружестве, мире и уюте в доме. Воспевалась женская красота и житейская мудрость. Уже с младенчества детей приучали почитать и хранить традиции своего народа.

Английские народные колыбельные песни

В отличие от мелодий кавказских народов, в английских колыбельных песнях не пелось об истории народа, о боевых сражениях и победах, не прославлялись подвиги героев. В них так же, как и в русских напевах, часто использовались образы разных животных.

В них пелось о родительской любви и заботе. Добрые сказочные существа были частыми персонажами мелодичных английских колыбельных песен.

Венгерские народные колыбельные песни

Венгерские народные колыбельные песни наполнены целыми сказочными историями о волшебных существах и природе. В них часто пелось об уснувшем небе, звездах и луне.

В лиричных и напевных мелодиях венгерских колыбельных можно было услышать истории о лесных животных, уснувших пастушках и их многочисленных стадах, рассказы о сказочных снах.

Польза колыбельных песен для малыша

О чём бы ни пелось в колыбельной песни, главным всегда был успокаивающий эффект. Проводилось целое исследование на тему влияния колыбельной песни на ребенка и родителей, в ходе которого был выявлен и доказан ряд положительных терапевтических эффектов. В частности:

Повторюсь, что это не пустые слова, а доказанные учеными из разных стран факты! Польза народных колыбельных песен для малыша очевидна.

Возрастные рекомендации

Ребенку до трех лет важно, чтобы родители сопровождали колыбельные песни простыми, понятными словами – это помогает малышу освоить речь. Народный фольклор идеально подходит для этих целей.

С трех лет возможно использование в качестве колыбельных не только песни, но и записи инструментальных спокойных мелодий.

Детям старшего возраста можно включать записи колыбельных исполненных голосом других исполнителей, главное, в этом возрасте присутствие родителей рядом.

Колыбельные песни очень важны в жизни маленького человека. Они не только успокаивают его, но и очень сближают с родителями.

Вывод

Многочисленные народные колыбельные песни не дают нам возможности отказаться от их исполнения своим малышам. Ведь сегодня любой человек может найти для себя ту самую колыбельную, которая будет передавать частичку любви вашему ребенку с помощью магии слов и волшебного, плавного напева.

И совет папам — не стоит стесняться своего голоса, даже если кажется, что вам «медведь на ухо наступил» – напевать своему ребёнку стоит однозначно! Поверьте, ребенку не так важно, как вы поёте, намного важнее просто слышать ваш успокаивающий голос!

Эта заметка, как и все другие на моем онлайн-дневнике, создана благодаря моему участию в проекте «Одна семья».

Читайте также:  Сочинение на тему гриша добросклонов народный заступник кратко

Напишите, пожалуйста, в комментариях, как вы относитесь к народным колыбельным песням? Какие вы знаете? Желаю вам семейного благополучия и удачи вам во всех делах! С уважением, Соколов Павел.

Источник

Исследование популярности русской народной музыки в наши дни»

Современные люди теряют интерес к фольклорной музыке.Выяснить интересуют ли людей фольклорная музыка и как они к ней относятся

Просмотр содержимого документа
«Исследование популярности русской народной музыки в наши дни»»

Таллиннский Линнамяэский русский лицей

Тема: «Исследование популярности русской народной музыки в наши дни»

Категория: Социальные исследования

Арина Болотских, 17 лет

Наталья Мехреньгина, 17 лет

Руководители: Елена Савчук

Характерные черты русского песенного

Роль и значение песенного фольклора в развитии

творческих способностей детей………………………………………….……………11

Музыкально- творческий проект «Сказка идет в гости»……………20

Начиная с самого рождения, каждого без исключения человека окружают самые разнообразные мелодии и звуки, это и голос матери, напевающий колыбельную, и шелест листьев, и мелодичные переливы множества птиц, и стрекот кузнечиков, и раскаты грома. Ежедневно нас окружает огромное количество самых разнообразных звуков и их влияние на нашу жизнь сложно переоценить. Достаточно сказать, что слух является одним их способов познания окружающего мира. Человеку трудно представить свою жизнь в полной тишине, особенно без звуков музыки, которая делает нашу жизнь более насыщенной и яркой. Без музыки жизнь человека была бы скучной и унылой. Существует множество жанров музыки. Однако у каждого народа есть свои традиции и фольклор, который передается из поколения в поколения многие века. В народной песне отражается жизнь людей: их труд, мысли, настроения, чувства, умения и познания. Народная песня нужна людям как вид искусства, создающий красоту своеобразными выразительными средствами: музыкальными, динамическими, ритмичными и слышимыми. Этими средствами она служит человеку в жизни, помогая в труде и праздниках, в горе и радости. Музыкальные образы народной песни всегда эмоциональны, заразительны, увлекательны. Это все вместе определяет особую поэтику народной песни, ее связь с природой и народным музыкально-поэтическим складом любого национального искусства.

В своей работе мы хотим узнать отношение современных людей к русской фольклорной музыке. Поскольку мы сами занимаемся фольклорным пением, нам очень интересна эта тема. Нам кажется, что фольклорная музыка теряет свою актуальность и популярность. Большинство людей, особенно молодых, предпочитает слушать современную музыку.

Современные люди теряют интерес к фольклорной музыке.

Современный ритм жизни и большая занятость работой и учебой, не дает возможности окунуться в народное творчество. Музыка стала неотъемлемой частью жизни, но потеряла свою уникальность. Кроме того, современное общество стало забывать традиции своего народа, а вместе с ними и фольклорную музыку. Народное творчество перестало быть актуальным в современном мире.

В своей работе мы хотим выяснить, интересует ли людей фольклорная музыка и как они к ней относятся.

Жанры русской народной музыки

Музыкальный традиционный фольклор формировался на протяжении многих веков, начиная с первого по шестой век нашей эры, когда еще разные племена и народности объединялись в единое целое, и до наших дней. В течение этого времени происходили процессы формирования науки и государства, а фольклор связан с этими процессами очень тесно. Самые ранние формы фольклора связаны с языческими верованиями, с обожествлением природы. Музыкальный фольклор на ранних этапах был частью магических языческих обрядов, в которых человек стремился умилостивить природу. Появлялись хороводы, песни, формирующие семейные бытовые отношения (колыбельные, похоронные плачи). К десятому веку существовали народные музыкальные традиции в устойчивых формах, что привело к образованию нового жанра – эпоса. Эпос – это, прежде всего, былины. В центре этого жанра стояли герои, защитники народа, обладающие храбростью и мужеством. Кроме героев-воинов появились герои и другого типа – певцы. С течением времени в былинах перестали появляться новые персонажи, исторические процессы пошли динамичнее. К шестнадцатому веку Русь обрела независимость, вследствие чего и формы народного искусства, наконец, устоялись. Высшее достижение музыкального фольклора на тот момент – лирическая песня. Все перечисленные жанры и формы народной музыкальной культуры оставались в неизменном качестве и не отходили от первоначального канона. Мы хотели бы остановиться на некоторых жанрах русского народного фольклора, так как они существуют и исполняются по сегодняшний день.

Как было сказано выше, раньше всего сформировались обрядовые песни. Обрядовые песни можно разделить на две группы: календарные и семейно – бытовые. Песня составляла существенную часть праздничных обрядов наших предков, совершаемых при солнечных поворотах, при встрече различных времен года, завивании венков, сборе урожая, поклонении богам.

«Ай, клика весна, клика весна,

Клик весна, клика весна.

Ай, что же ты нам принесла?

Красным девкам по веночку,

По веночку, по веночку.

Ай, клика весна, клика весна,

Клик весна, клика весна»

Этот небольшой отрывок из песни является примером календарной обрядовой песни. Эту песню наши предки исполняли, когда встречали весну.

Следующим одним из самых распространенных жанров русской народной песни является былины. Былины — русские народные эпические песни о подвигах богатырей. Основным сюжетом былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории.

Поцелуй дядю Фому, да не сказывай никому.

Кому хлеб, кому сало, кому новый сарафан,

Кому пуговки литы, кому серьги золоты,

Кому пуговки литы, кому серьги золоты»

Ярмарки играли важную роль в жизни русского человека и являлись примечательным эпизодом русской истории, поэтому многие былины посвящены не только героическим событиям, но и праздникам.

Последним из наиболее важных и известных жанров русской народной музыки являются лирические песни. Лирические песни — народные песни, выражающие личные чувства и настроения поющих людей. По содержанию лирические песни можно разделить на песни любовные и песни семейные, обрисовывающие преимущественно положение замужней женщины. По характеру своему народная русская лирика отличается большего частью грустным тоном.

«Ой, цветет калина в поле у ручья.

Парня молодого полюбила я,

Парня полюбила на свою беду,

Не могу открыться, слов я не найду»

Поэтический язык хороводных песен характеризуется особой живостью, красочностью, яркими образами природы, эмоциональным воплощением светлых чувств.

Музыкальный язык хороводов отличается полно выявленным песенным началом, широким использованием колоратурных распевов, особой четкостью метроритма, часто связанного с плясовыми элементами, общим жизнерадостным тонусом.

«Золотые ворота пропускают не всегда:

Первый раз прощаются,

Второй раз запрещаются,

А на третий раз не пропустим Вас

Характерные черты русского песенного творчества

Характерной чертой народного песенного искусства является его глубокая связь с народными традициями. Песенное искусство не представляет собой нечто неизменное. Передаваемое из поколения в поколение, оно постоянно меняется, обогащается новыми элементами, несет в себе новое содержание, отражает конкретный период в жизни людей. Народные песни любой страны глубоко национальны. Композиция песни, манера исполнения, темпы и ритмы, движения, жесты, музыка, мимика, костюм — все эти элементы ярко отражают национальные особенности русского характера. Народная песня, которая дошла до нас, волнует и сегодня своей красотой, заставляет гордиться дарованием его безымянных творцов, создавших великое, пронизанное оптимизмом искусство. Красочная и жизнерадостная, грустная и печальная, тесно связанная с народным творчеством в целом, свободная от жестких норм, и канонов, она являет собой замечательное достижение культуры. Русская народная песня имеет свои характерные черты, связанные с этапами развития национальной культуры, а также с особенностями культуры края, где она формировалась и развивалась.

Среди своеобразных свойств народной песни следует назвать:

преимущественно устную природу песни;

коллективность творческого процесса, отсутствие определенного индивидуального авторства.

Устная традиция воспроизведения и распространения, свойственная произведениям народного творчества, исторически связана с теми далекими временами, когда письменность даже не существовала. Издавна музыкально-поэтические произведения распространялись исключительно изустным путем, переходя от одного певца к другому, из поколения в поколение, из одной местности в другую. Устные рассказы, бывальщины, пословицы, загадки, поговорки, заговоры, трудовые припевки, заклички стихийных сил природы, сопровождавшие труд и быт первобытных охотников и земледельцев, были тем источником, из которого развились дошедшие до нас древнейшие мифологические сказания, сказки, разнообразные виды песен, а позднее, с развитием письменности,— различные науки, художественная литература и композиторское творчество. Вместе с тем, история культуры позднейшего времени (XVIII—XIX веков) свидетельствует о том, что при некоторых относительно благоприятных условиях запись и публикация песен, былин, сказок играли немалую и чрезвычайно положительную роль в распространении произведений народного искусства. Известно, что в XVIII веке в России, с ростом грамотности городского населения, получили распространение рукописные тетради и альбомы с записями народных песен. К этому же времени относятся и первые нотные сборники народных русских песен с напевами.

Другую характерную особенность русской народной песни (в значительной степени вытекающую из устной его природы) составляет явление многовариантности: распространение отдельных произведений народного искусства в разнообразных словесно-поэтических и мелодических вариантах. Одни и те же былины и сказки существуют и в лаконичных и одновременно весьма распространенных редакциях. Варианты одних и тех же народных песен («Горы», «Ты взойди, взойди, солнце красное», «Калинушка с малинушкой»), записанные в разных местностях, имеют не только «разночтения» в поэтическом тексте, но и различные мелодии: то сравнительно простые, то весьма развитые и сложные, связанные с высокой культурой мелодической народной речи.

Созданные первоначально отдельными талантливыми творцами и впоследствии ставшие достоянием широких народных масс, народные песни постоянно подвергаются коллективной творческой переработке. Переходя из уст в уста во все новых, разнообразных вариантах, они своеобразно «корректируются» народными певцами: постоянно видоизменяются, улучшаются, совершенствуются до тех пор, пока в каждом отдельном случае их песенная форма не «отшлифовывается» в соответствии с достигнутым уровнем художественного развития народа, его песенной культуры или же с местными певческими традициями. Мелодии лучших народных песен, бытующих в народе в течение десятков и сотен лет, представляют собой, таким образом, результат творческого труда целых поколений безвестных народных певцов, результат длительного отбора наиболее выразительных и жизненно ценных интонаций, попевок и мелодических оборотов.

Русская народная музыка всегда оставалась больше песенной, но русское фольклорное пение имело и музыкальное сопровождение. Традиционно русскими музыкальными инструментами принято считать балалайку и гусли, а так же домбру, баян, гармошку. Однако самыми распространенными остаются балалайка и гусли. Мы бы хотели остановиться подробнее именно на этих инструментах.

Гусли – деревянный струнный музыкальный инструмент, представляющий собой корпус какой-либо формы с натянутыми на нем жильными или металлическими струнами. Гусли использовались еще в глубокой древности жителями сел и деревень. В современных ансамблях русской народной песни также используются гусли.

Еще один народный музыкальный инструмент свистулька. К сожалению, в наше время этот музыкальный инструмент практически не встречается, но в древности ему уделялось большое значение. Этот музыкальный инструмент получил распространение во многих станах мира, с языческих времен его использовали как магические инструмент для вызывания в летнюю жару дождя и ветра или отпугивания нечистой силы. Впоследствии свистульки утратили свое обрядовое значение, превратившись в детскую забаву в виде игрушек. Свистульки лепят из глины в виде оленей, птиц, коней, собачек, всадников, и фантастических животных, как правило, форма свистулек оригинальна для каждой местности. Готовые свистульки сушат, обжигают, а затем раскрашивают. Деревянные свистульки режутся вручную, как правило, из липы.

Читайте также:  Презентация на тему татарский народный танец

Русская народная музыка неповторима и безгранична. Русский фольклор привлекает людей своей легкостью и душевностью. Русская музыка проникает в самую глубь человеческой души, тем самым помогая человеку справляться со своими проблемами.

Каждый человек находит в ней что-то близкое ему и определяет для себя символ. Как было сказано выше балалайка долгое время остается символом народной музыки. Так же важным символом являются костюмы. Именно они привлекают людей своим ярким видом.

Еще одним символом русского фольклора является манера исполнения. Ведь отношение людей к артисту зависит от подачи песни. Люди поймут, насколько интересен и познавателен фольклор, если артист будет исполнять песню душевно, при этом будет пропускать слова через себя и искренне их переживать.

Роль и значение песенного фольклора в развитии творческих способностей детей

На сегодняшний день именно песенный фольклор наиболее ярко проявляется на фоне других видов фольклора и считается наиболее традиционно сохранившимся, массовым, доступным и популярным в народе художественным явлением, как в быто­вой среде, так и на сценических площадках. Песенный фольклор чрезвы­чайно богат и разнообразен по тематике и содержанию, музыкальному строю, композиции и характеру исполнения.

Значение фольклора переоценить трудно. Оно состоит в следующем:

Народное творчество выполняет воспитательно-образовательную функцию.

Способствует развитию памяти: в произведениях устного народного творчества встречается много повторов, это помогает лучше запомнить, а потом воспроизвести их содержание.

Влияние на оздоровление организма ребенка в целом: пение, музыкальные подвижные игры, пальчиковая гимнастика, ряд потешек можно использовать для развития мелкой моторики.

Произведения народного творчества влияют на развитие речи детей, обогащая словарь, развивая артикуляционный аппарат, фонематический слух.

Народные песни, хороводы, игры с пением можно использовать без сопровождения, что позволяет детям включать их в самостоятельную музыкальную и игровую деятельность, проявлять себя творчески.

Русский фольклор – душа русского искусства, русской музыки. Произведение народного фольклора бесценны. В них сама жизнь. Они поучительны чистотой и непосредственностью. Знакомство с музыкальными фольклорными произведениями всегда обогащает и облагораживает. И чем раньше соприкасается с ним человек, тем лучше.

В практической части своей работы мы решили выяснить, что знают о русской народной (фольклорной) музыке русскоговорящие люди разного возраста. С этой целью мы провели небольшое социологическое исследование среди разновозрастных групп: подростков в возрасте 11-14 лет (учащиеся основной школы ТЛРЛ – 32 учащихся); гимназистов ТЛРЛ и студентов Таллиннского университета в возрасте 16-23 года (39); людей старшего возраста (37- 49) разных профессий (31). В среднем, в каждой возрастной группе было опрошено 34 человека (всего 102 респондента). Для исследования была составлена анкета с разными вариантами ответов (закрытыми и открытыми).

Слушаете ли Вы русскую народную музыку (фольклорную)?

Как Вы относитесь к русской народной (фольклорной) музыке?

Положительно б. Отрицательно в. Затрудняюсь ответить

Присутствовали ли Вы когда-нибудь на исполнении русской народной песни?

Назовите известную Вам русскую народную песню.

Назовите один русский народный инструмент, который вам известен.

Какие жанры русского народного фольклора (песенные или литературные) вы знаете?

Что на ваш взгляд является главной символикой русской народной музыки?

Результаты опроса для удобства представлены в виде диаграмм.

Рисунок 1. Количество слушателей русской народной музыки

Из диаграммы ответов на первый вопрос вырисовывается следующая картина: молодые люди независимо от возраста практически не слушают русскую народную музыку или слушают ее крайне редко, это же касается и более старшего поколения. В этой возрастной группе количество слушателей народной музыки с учетом периодичности самое большое из общего число всех опрошенных.

На вопрос: Как вы относитесь к русской народной (фольклорной) музыке? были получены следующие ответы.

Рисунок 2. Отношение к русской народной музыке

В целом все респонденты положительно относятся к русской народной музыке, радует, что среди подростков число утвердительных ответов достигает 75%, старшая возрастная группа была единодушна, а вот в средней возрастной группе почти треть опрошенных не смогла определиться со своим отношением к национальной певческой культуре, что, по меньшей мере, вызывает недоумение. Тем более, что 70% респондентов этого возраста посещали концерты, на которых исполнялись народные песни и звучала народная музыка. Может быть, им не повезло с исполнителями? Или количество посещений не дало возможности составить более благоприятное мнение? Подростки, в отличие от взрослых (100%), мало посещают подобные мероприятия (30%), что тоже не очень понятно – почему родители не берут с собой своих детей? Или речь идет о стоимости билетов? Хотя концерты народных коллективов вряд ли отличаются высокой ценой билетов. Скорее речь идет об утрате традиций культурного проведения досуга всей семьей. Хочется надеяться, что в большинстве семей, сохраняются национальные традиции и культура.

Рисунок 3. Посещение концертов русской народной музыки

Следующая группа вопросов предполагала открытые ответы, из которых мы выбрали наиболее часто встречающиеся, хотя некоторые респонденты давали сразу несколько ответов на один вопрос.

Назовите известную вам русскую народную песню.

Рисунок 4. Названия известных русских народных песен

Назовите один русский народный инструмент, который вам известен.

Рисунок 5. Названия известных русских народных инструментов

Из русских народных инструментов большинство респондентов отметило балалайку и гусли, некоторые называли домбру, ложки, баян, гармошку.

Какие жанры русского народного фольклора (песенные или литературные) вы знаете?

Рисунок 6. Известные жанры русского фольклора

Ответы на этот вопрос вызвали самое большое недоумение, если старшее поколение вполне разбирается в жанрах народного фольклора, то младшее поколение практически ничего об этом не знает, несмотря на школьные уроки музыки. Еще больше огорчило среднее поколение – почему басни стали жанром именно русского фольклора, остается непонятным. Или в России басни появились раньше, чем в Древней Греции?

Что на ваш взгляд является главной символикой русской народной музыки?

Рисунок 7. Символика русской народной музыки

Что касается символики русской народной музыки, то ответы респондентов разных возрастных групп были практически одинаковы: инструменты и костюмы, старшее поколение добавило так же манеру исполнения народной музыки. Кроме того некоторые респонденты отметили, что символикой русской народной музыки являются игры, хороводы.

Подводя итоги социологического исследования можно сделать следующие выводы:

Вопросы, касающиеся песен и народных инструментов, у всех респондентов не вызвало затруднений, тогда как на вопросы, связанные с жанрами и символикой русской народной музыки, смогли ответить далеко не все.

В ходе социологического исследования выяснилось, что старшее поколение больше знает о русской народной музыке, чем младшее поколение.

Респонденты в возрасте 16-23 лет мало интересуются русской народной музыкой, а, следовательно, и историей культуры своего народа.

Самые младшие респонденты знают гораздо больше о русской культуре, чем респонденты в возрасте 16-23 лет. Это можно объяснить тем, что в младших классах уделяют большее внимание изучению русской культуры, нежели, чем в старших классах.

Сложившаяся ситуация вызывает серьезные опасения – молодежь мало интересуется национальной культурой, не знает традиций и истоков. Следовательно, мало что может передать по наследству своим детям. Что в условиях другой национальной культуры и языка, в условиях, когда культуре и истории России отводится в учебниках минимальное количество времени, может привести к появлению поколения «Иванов, родства непомнящих».

В таких обстоятельствах возрастает роль русскоязычной школы по передаче и сохранению традиций и обрядов русской культуры и соответствующему воспитанию молодого поколения.

Музыкально-творческий проект «Сказка идет в гости»

В 2011 году был организован музыкально-творческий проект, способствующий сохранению русской культуры. Он существует и по сей день. Именно он подтолкнул нас на создание данной исследовательской работы. Принимая участие в проекте, мы осознали роль русского народного творчества в жизни людей разных возрастов и озаботились проблемой потери популярности народного фольклора в современном обществе.

Проект был направлен на дошкольные учреждения, детские сады. Репертуар сказок основан на русском фольклоре и сочетает в себе как устное творчество, так и песенный и танцевальный фольклор. Наши постановки- русские народные сказки: «Колобок», «Теремок» и «Репка». Все спектакли имеют музыкальное и танцевальное сопровождение. Мы считаем, что подобные проекты развивают у детей творческое мышление и умение слушать. Кроме того, это помогает сохранить традиции русского народа.

Русская песенная культура складывалась веками. Народная школа пения развивалась в недрах народной жизни, оставаясь на уровне устной традиции как часть художественного быта русского народа, тесно связанного с песенным творчеством. Однако богатство и жанровое разнообразие русских песен, исполняемых народом, говорило о высокой песенной культуре. Известно, что исполнение народными певцами русских протяжных песен вызывало удивление и восхищение иностранцев, посещавших Россию. Как сообщает один из составителей первого нотного сборника русских песен Н. А. Львов, итальянский композитор Г. Паизиелло был поражен искусством народного хора, его песнями и не хотел верить, что были они, творением простых людей, «полагая оные произведением искусных музыкальных сочинителей». Это сообщение было сделано Львовым в 1790 году, когда заметно вырос интерес к народному музыкальному творчеству, начались работы по записи русских народных песен.

Русская песня – величайшее музыкально-поэтическое создание народного гения. Многообразно и глубоко отражает она жизнь человека, раскрывает его духовную красоту и богатство, его думы и чаяния. Именно в песенном творчестве отразилась во всей полноте извечное стремление русского народа к добру, к правде, к свету, к счастью. Этические и моральные идеалы, заложенные в народной песне, воспитывают многие поколения. Благодаря исключительной задушевности, искренности, народная песня оказывает глубокое эмоциональное воздействие на всех, кто с ней соприкасается. Она учит с достоинством, но без ложной патетики любить свою Родину, народ, природу, землю. Народная песня развивает музыкально-поэтический вкус, пробуждает творческие способности.

Камаев А.Ф., Камаева Т.Ю. Народное музыкальное творчество.- М.: Академия, 2005

Руднева А. Русское народное музыкальное творчество. – М.: Государственное музыкальное издательство, 1994

Щуров В.М. Стилевые основы русской народной музыки. М.: Московская государственная консерватория, 2001

http://ru.wikipedia.org Электронная энциклопедия

Т.А Старостина «Ладовая систематика народной песни»

Музыкальное народное творчество: Учебное пособие

Источник

Поделиться с друзьями
Блог о здоровье и полезных жизненных советах
Adblock
detector