Познание подготовительная группа народные игрушки

Занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе тема. «История народных игрушек».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Занятие по ознакомлению с окружающим миром

в подготовительной группе

тема. «История народных игрушек».

Цель: приобщать и продолжать знакомить детей с всемирно-известными русскими промыслами народной игрушки.

познакомить детей с историей народной игрушки, с историей рождения русской деревянной матрёшки;

— закрепить знания о разнообразии народной игрушки;

— дать понятие о богородской, филимоновской, дымковской, каргопольской игрушке.

Материалы и оборудование: компьютерная презентация, образцы народных игрушек и игрушек ручной работы из народного уголка группы, наборы лоскутов ткани (по количеству детей) для изготовления кукол, народные костюмы для девочек, синтепон, шпагат.

Закрепление словаря: дымковская и богородская игрушки.

Расширение словаря: каргопольская и филимоновская игрушки, Аука, Полкан.

Поговорим мы сегодня об игрушках.

Все знают русскую народную сказку «Василиса Прекрасная» в обработке А. Н. Афанасьева. Наши девочки сейчас вам ее напомнят.

Родоначальниками наших игрушек являются народные игрушки. Русская народная игрушка образна, красочна, оригинальна по своему замыслу. Это знакомые детям сказочные образы, люди и животные, выполненные из соломы, ткани, дерева, глины. Мастерили также игрушки и из соломы, мха, еловых шишек, льна.

Тряпичная

Игровые куклы

делались, чтобы во время игры научить ребенка жизни. Такие куклы служили развлечением для ребенка (Петрушка, куклы в чулочной технике).

Обереговые куклы

Обереговые куклы, от слова беречь, охранять, оберегать, были призваны оберегать жителей дома (домашних животных) от голода, от болезней, от плохих людей,обереги жилища, достатка, обереги здоровья, детства (Домовой).

Обрядовые куклы

У каждого народа есть свои обряды. Наши предки использовали куклы при проведении сезонных праздников, свадьбы, рождения ребенка. Например, масленицу сжигали, прося ухода зимы и приближения весны «Уходи зима снежная, приходи лето красное». Считалось, что с дымом уходят в небо все горести, болезни и неприятности.

Как я говорила, мастерили игрушки и из соломы, мха, еловых шишек, льна. Соломенная кукла

Матрешка русская и ее история

Русскую деревянную куклу назвали Матрёшкой. Она явилась символом материнства и плодородия. Матрёшка — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трех и более. Почти всегда они имеют («яйцеподобную») форму с плоским донцем и состоят из двух частей — верхней и нижней. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и желтом платке. Темы для росписи могут быть очень разными.

Точная история происхождения матрёшки неизвестна. Существует предположение о том, что матрёшка имеет японские корни. Изобретение формы русской матрёшки приписывается токарю из подмосковного города Подольска В. П. Звёздочкину в 1890-х годах, а автором первой росписи был профессиональный художник С. В. Малютин.

Наша первая матрешка игрушка представляла собой детскую группу: восемь кукол изображали девочек разных возрастов, от самой старшей (большой) девушки с петухом до завернутого в пеленки младенца. Интересно и то, что после появления первой детской матрешки в разных районах России художники начали расписывать матрешек, так понравилась им эта кукла.

Танец матрешек. (Девочки в народных костюмах исполняют танец матрешек)

Дымковская игрушка

Название игрушек пошло от названия села Дымково, в котором с давних времен делали русские народные игрушки. На гулянье, «Свистопляску», люди приносили с собой небольшие свистульки и целый день свистели в них. Так и повелось, что «в Вятке делают игрушки для свиста». Раньше эти игрушки делали семьями, дети и женщины также принимали участие в изготовлении дымковских игрушек. Местные жители копали глину, месили ее с песком ногами и руками, обжигали в печи и затем разрисовывали. Из печи игрушка выходит красно-коричневой, но затем цвет глины скрывается побелкой.

Роспись дымковской игрушки

Побеленная игрушка расписывается. Узор строго геометрический, состоящий из комбинаций полос, клеток, кругов, круглых пятен.Характер одежды – желтый, синий, зеленый, красный, малиновый, черный.

В настоящее время мастера изготовляют эти игрушки в мастерских.

Филимоновские игрушки

Известным народным промыслом славится деревня Филимоново Тульской области, где делают удивительную глиняную игрушку. Деревня находится около залежей хорошей белой глины. Легенда говорит, что жил в этих местах дед Филимон, он и делал игрушки.

Роспись яркая, и в основном преобладает желтый, красный, оранжевый, зеленый, синий и белый цвета. Роспись игрушек традиционна: коней, коров баранов окрашивают полосами, а фигурки людей расписывают, используя все элементы в самых различных сочетаниях. Лица фигурок всегда остаются белыми, только небольшими штрихами и точками намечаются глаза, рот, нос.

Игрушки смешные, причудливые и в то же время просты по исполнению и очень выразительны. Сюжеты филимоновской игрушки традиционны — это барыни, крестьянки, наездники на лошадях, солдаты с эполетами, танцующие пары; из животных — коровы, бараны, с туго закрученными рогами, лиса с петухом и таинственные существа, прообраз которых трудно определить.

Подвижная игра «Карусели»

Каргопольская игрушка

Каргополь — древний русский город, окруженный лесом. С давних времен жители этого города и его окрестностей занимались гончарным делом, изготовляли глиняную игрушку. Рядом с яркими, звонкими по цвету дымковскими и филимоновскими игрушками пластика фигурок этого северного края может показаться суровой. Это первое впечатление создается из-за того, что в цветовую гамму росписи входят черные, темно-зеленые и коричневые цвета. Что касается сюжетов, то среди них много забавных образов, вылепленных просто, с большой теплотой и народным юмором.

Читайте также:  Тонизирующие средства народной медицины

Каргопольской игрушке свойственны и многофигурные композиции — веселые тройки с седоками в санях, танцующие фигуры, катания на лодке и многие другие сцены, точно подмеченные мастерами. Помимо фигурок людей каргопольцы лепят коней, коров, медведей, оленей, героев сказок и былин. Одним из самых популярных персонажей в каргопольской игрушке был и остается Полкан полуконь-получеловек (могучий богатырь) с окладистой бородой, при орденах и эполетах.

Любят каргопольские мастера изображать и животных, встречаются сюжеты на темы народных сказок. Все фигурки несколько приземистые, с короткими руками и ногами, туловище удлиненное, толстая и короткая шея и сравнительно большая голова. Каргопольские мастера, изображают зверей толстоногими и порой динамичными.

Cейчас мастера для оживления игрушек вносят желтый, голубой и оранжевый цвета.

Богородская игрушка

Еще один вид русских народных игрушек. В отличие от других русских народных игрушек, эти изготавливаются из резного дерева.

По одному из преданий первые игрушки из дерева стал резать основатель Троице-Сергиева монастыря, Сергий Радонежский, оделявший ими приходивших к нему крестьянских детей.

А еще говорят, что в маленькой деревеньке около современного Сергиева Посада жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку. Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда отец взял щепку и вырезал игрушку из дерева, а дети прозвали ее Аука. Долго забавлялась ребятня, а потом кукла им наскучила. И отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, которому игрушка показалась занятной, и заказал крестьянину целую партию. С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись «игрушечным» ремеслом

Богородские игрушки более 300 лет изготавливаются. Их редко раскрашивают и расписывают. Два года должна сохнуть липа, прежде чем из нее изготовят игрушки.

Все богородские игрушки – шутейные, юмористические, подвижные забавы.

Игра «Назови игрушку»

Дети делятся на 2 команды. Каждая команда, по очереди, называет, посовещавшись, название игрушки (богородская, дымковская, каргопольская) У кого больше правильных ответов, тот победил.

Источник

Конспект НОД для детей подготовительной группы «Знакомство с русской народной игрушкой»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Скачать:

Предварительный просмотр:

для детей подготовительной группы

«Знакомство с русской народной игрушкой»

-Подвести к мысли о неоднозначности куклы в народной традиции(кукла-игрушка, кукла-оберег).

-Через игрушку продолжать знакомить с историей Руси, традициями.

— Познакомить детей с изготовлением традиционной «куклы – пеленашки».

-Развивать мелкую моторику рук.

-Развивать внимание, творческие способности детей.

— Развивать эмоциональность, чувство прекрасного.

-Воспитывать любовь к Родине через изучение традиций народной культуры.

-Воспитывать желание самим сделать тряпичную куклу.

-Воспитывать терпеливость, усидчивость.

Чтение сказки «Василиса Премудрая», рассматривание иллюстраций о русской народной кукле, заучивание старинных колыбельных песен дома.

МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ:

Сундучок, куклы современные и тряпичные; заготовки из ткани для изготовления куклы.

-Ребята к нам пришли гости. А мы гостям всегда рады. Какими словами мы встречаем гостей?

Ответы детей: Здравствуйте.

Мы рады вас видеть.

— Как много хороших добрых слов вы сказали, а в ответ, посмотрите, получили много ласковых улыбок и сияющих глаз. Ведь недаром говорится «Чем больше человек делает добро, тем больше он получает в ответ»

— А теперь: Уши слушают – и все слышат.

Глаза смотрят – и всё видят.

Ноги – руки не мешают.

А голова хорошо думает.

Есть рот, но не говорит.

Доставляет детям радость, но сама

радоваться не может.

— Скажите, а для чего нужны куклы?

— Из какого материала сделана эта кукла? (пластмасса)

— Я заметила, что тут сундучок стоит, да не простой, а волшебный. И указание есть как его открыть:

Открывай свой бочок!

— Кто запомнил заветные слова?

— Давайте вместе скажем, ласково, как в старину разговаривали с вещами.

— Открываю сундучок (достаю несколько кукол: тряпичные, соломенные, глиняные и другие).

— Скажите, а такие куклы у вас есть?

— Как вы думаете, из чего они сделаны? (ответы детей)

Ответы детей (есть лицо, волосы, сделаны из разных материалов)

— Таких кукол НЕ ПОКУПАЛИ, родители сами мастерили своим детям из подручного материала:

тряпочек, соломы, бересты, глины, дерева и наряжали.

— Как вы думаете, что означает слово ПОДРУЧНЫЙ материал?

Правильно, который всегда под рукой.

— А сейчас поиграем в игру «Какая кукла»

Дети садятся на ковре полукругом, воспитатель катит мяч и говорит:

-Кукла сделана из глины, какая она? (глиняная)

— Поиграли, отдохнули, а сейчас посмотрите на этих кукол ещё раз, да меня послушайте.

— ДАВНЫМ давно на Руси была такая присказка:

В каждом доме, в каждой хате,

на крылечке, на полатях

кукла сидит во все стороны глядит.

— Как называли такую куклу?

— Почему у куклы не было лица?

-Ребята, сейчас я вам расскажу о нескольких обережных куклах.

Читайте также:  Проблема народного счастья в поэме кому на руси жить хорошо эпиграф

ДЕНЬ – НОЧЬ оберегала жилище, была двуликая, то есть имела

два лица. Рано утром поворачивали светлой

стороной на «день», а вечером – тёмной «на

ночь», приговаривали: «День прошёл спокойно, слава

ТРАВНИЦА – мешочек из разных лечебных трав. Ребёнок играл,

такая кукла излечивала от болезней.

ЗЕРНУШКА – наполняли куклу зерном свежего урожая и хранили до

нового посева. Считалось, что такая игрушка сберегает

силы МАТУШКИ ЗЕМЛИ.

— А давайте вспомним какая русская народная сказка поведала нам про куклу оберег (Василиса Прекрасная)

— Вспомните, что дала матушка Василисе?

— Зачем она дала куколку

— Какой совет дала, чтобы правильно обращаться?

(Никому не показывать, прежде чем попросить что – нибудь, покормить куколку).

— Получив по наследству куклу, Василиса приобрела помощницу, которая всегда выручала из беды.

-А вы хотели бы попробовать сделать обережную куклу своими руками?

— Посмотрите какая интересная куколка, свёрнутая в маленький кулёчек. Это кукла ПЕЛЕНАШКА. В старину считалось, что бы сбить злых духов с толку такую подкладывали младенцу в колыбель, чтобы она принимала на себя все напасти.

— Сделать такую куклу очень просто. Крестьянская девочка уже в 5 лет делала такую куклу своим младшим братьям и сестрёнкам. Я думаю и у вас получится.

В старину долгими зимними вечерами вся семья садилась за рукоделие. Электричества не было и приходилось работать при свечке, поэтому важно было хорошее зрение.

— А теперь я вам покажу, как сделать куклу – пеленашку

— Берем лоскут белой ткани. Какой он формы? (прямоугольной)

— Скручиваем его вот так, трубочкой. Потом берем полоски и перевязываем – получается головка.

— А теперь перевязываем Пеленашке талию. Покажите, где у вас талия?

— Что у нас получилось? (голова, туловище куклы).

— Берем цветной лоскуток. Какой он формы? (треугольной)

— Это платок Пеленашки. Надеваем платочек на голову Пеленашке, подогнув кромку треугольного лоскутка. Делаем складки с боков. Концы платочка заворачиваем назад, на спину кукле. Чтобы нашей Пеленашке было тепло, мы заворачиваем, пеленаем её в красивое одеяло. Какой формы этот лоскут? (прямоугольной)

— Кладем Пеленашку на одеяло и заворачиваем вот так: сначало с боков, потом ноги.

— Что можно сделать, чтобы одеяло не развернулось?

— У нас ещё есть полоска ткани, которой я завязываю одеяло кукле. Вы можете завязать, как вам нравится: перекрещивая, бантом, узелком и помочь друг другу.

— Теперь вспомним, что надо сделать, чтобы получилась кукла Пеленашка?

(Скрутить лоскут ткани)

— Что надо сделать потом? (перевязать головку и талию)

— Что вы сделаете потом? (нужно запеленать куклу в одеяло и завязать)

— Когда вы будете делать куклу Пеленашку, придумайте ей имя, подумайте, как вы будете с ней играть, а, может быть, вы решите её подарить какому-нибудь малышу как оберег.

— Чтобы наши пальчики были ловкими и умелыми во время работы, давайте разомнем их, поиграем с ними.

А ещё на Руси любили играть, я приглашаю вас на ковёр, встаньте, пожалуйста в круг, повторяйте за мной слова и движения:

У Маланьи у старушки (хлопки в ладоши)

Жили в маленькой избушке

(сложить руки домиком)

Семь сыновей (семь пальцев)

Все без бровей, (очертить брови пальцем)

Вот с такими ушами, (растопырить ладони, поднести к ушам)

Вот с такими носами, (показать нос двумя растопыренными руками)

Вот с такими усами, (нарисовать пальцем усы)

Вот с такой головой, (очертить большую голову)

Вот с такой бородой, (показать руками)

На Маланью всё глядели, (держа руки у глаз, похлопывая пальцами, как ресницами)

И все делали вот так… (показать любое движение).

Самостоятельная работа детей.

— А теперь давайте возьмем наших замечательных кукол. Они получились такими красивыми, потому что вы вложили в каждую куколку тепло своих рук. Когда смотришь на них, на душе-праздник. В группе поиграете с ними и подарите тем, кому задумали.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Матрёшка- русская народная игрушка. Вторая младшая группаЦель: Знакомство с национальной культуры России.Задачи: Познакомить с народной игрушкой – матрёшкой; расширять словарный запас; раз.

В конспекте автор попытался представить материал по пересказу сказки «Волк и лиса», согласно требованиям ФГОС.

Формировать у детей эмоциональную отзывчивость на восприятиедеревянной матрешки, как символа русского народного искусства.

Задачи:Дать первоначальные знания детям о истории России русской народной игрушки.Учить устанавливать связь между назначением предметов и их строением, а также материалами, из которых они изготовлены.

Презентация знакомит детей старшего дошкольного возраста, с Народной куклой, ее классификацией (куклы-обереги, обрядовые куклы, игровые). Расширяет представления детей о культуре русского народа, восп.

Источник

Конспект занятия «Народная игрушка» (подготовительная группа)

Светлана Попова
Конспект занятия «Народная игрушка» (подготовительная группа)

Конспект «Народная культура и традиции» (подготовительная группа)

Цель: Развивать интерес к познанию истории и культуры наших предков у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: Воспитание уважения к русским народным обычаям, играм и традициям.

Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским богатырям, желание им подражать. Развивать интерес к культуре русского народа: быт, одежда, устное народное творчество. Вспомнить историю русской народной игрушки, разнообразие материалов при её изготовлении.

Расширять словарный запас, формировать навыки устной речи через коммуникативные игры. Способствовать общему развитию детей, прививая им любовь и уважение к Родине (русской культуре, русскому языку, русским традициям).

Читайте также:  Сталкер народная солянка 2016 где найти старые документы для акима часть 2

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, а давайте вспомним как можно приветствовать друг друга. (Дети предлагают свои варианты). А прослушайте, как я вас буду приветствовать.

Здравствуйте, добры молодцы, красны девицы!

Пусть наделит вас Господь

И житьём, и бытьём, и здоровьицем!

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, когда так люди приветствовали друг друга (Ответ). Сегодня мы отправимся с вами в старину стародавнюю, в былинные времена.

Воспитатель: Посмотрите к нам пришли Маша и Ваня. Какая необычная у них одежда. Кто-нибудь может рассказать о ней? (Ответ).

Воспитатель: Женский народный костюм состоит из рубахи и сарафана. Для традиционного русского костюма характерен прямой крой, для свободы движения с прямоугольными или косыми вставками (поликами и ластовицами их называли).

Воспитатель: Всякое житьё начинается с дома.

— В каких домах жили русские люди в прошлые времена? (в деревянных)

— Почему строились деревянные дома? (Кругом был лес. Деревянные дома тёплые, сухие. Их построить просто.)

Воспитатель: Вот перед нами деревянное жилище. Как по-другому называли жилье в старину? (терем, изба, хоромы, землянка). Давайте заглянем, что в ней. (Рассматривают убранство русской избы.)

-Что внутри этой избы? (Русская печь)

— Почему так говорили? (Она и накормит, и напоит, и обогреет, на ней спали.)

Воспитатель: Ребята, взрослые в старину, чтобы прокормить семью, трудились от зари до темна. А что делали дети? (Ответ) А вечером детки залезали на печь. Прежде чем уснуть, родители рассказывали им сказки. Вспомните, какие русские народные сказки вы знаете? (Ответ) А чтобы позабавить, пели плачущим малышам народные песенки. Перечислите их. («Жили у бабуси», «Жил-был у бабушки.»). Пели взрослые колыбельные народные песенки, назовите. Вспомните потешки. (У богатого Ермошки). Ребята, сказки, песенки, потешки, пословицы, загадки – всё это народный фольклор. Слово «Фольклор» иностранное, английское, обозначает «народная мудрость». Все это родилось в народе. Поэтому мы бережем нашу культуру.

На моём лице повязка,

Есть такая вот игра,

Воспитатель: Я давно в траве сижу,

Ни за что не выхожу.

Пусть поищут, раз не лень,

Воспитатель: Давайте поиграем еще в одну русскую народную игру: «Шла коза по лесу».

Забава: Дорогие дети, выходите, большой круг заводите.

Пошла коза по лесу, по лесу, по лесу

Искать себе принцессу, принцессу, принцессу- идут по кругу, взявшись за руки;

Прошла коза по лесу, по лесу, по лесу – останавливаются лицом в круг;

Нашла себе принцессу, принцессу, принцессу – коза выбирает себе принцессу, одевает ей на голову корону и выводит в середину круга;

Давай коза попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем – все участники игры прыгают;

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем – все выполняют движение, согласно тексту;

Давай коза покружимся, покружимся, покружимся – все кружатся;

И мы с тобой подружимся, подружимся, подружимся – поворачиваются к друг другу лицом и обнимаются.

Воспитатель: В старые времена русский народ с любовью и трепетом относился к окружающей природе и оберегал ее. Люди ласково называли реченьку быстрой, солнышко красным, травушку шелковой. А землю называли кормилицей. Этим они очень дорожили и охраняли. Ребята, а в старину охранял свой народ, свою землю от недруга. (Ответ)

Воспитатель: А кто на такой печи долго пролежал один из русских богатырей. Как его звали? (Илья Муромец). Почему его так звали – Муромец? (Богатырь родился в селе Карачарово, недалеко от города Мурома)

-Какая болезнь приключилась с Ильей Муромцем? (Отнялись у него ноги резвые, он и ходить перестал)

— Кто помог ему избавиться от тяжелого недуга и как? (Калики перехожие, выпить воды студеной колодезной заставили)

— Куда решил отправиться Илья после исцеления? (Нести богатырскую службу).

Пословица «Не родом богатырь славен, а подвигом»

-Как вы понимаете эту пословицу? (Илья Муромец не из богатой семьи, но о нем все знают). Давайте повторим эту пословицу еще раз.

Дидактическая игра «Назови доспехи богатыря»

На доске картинки с богатырскими доспехами. (Кольчуга, шлем, щит, копье, лук, меч.)

1. Сидел Соловей-разбойник во сыром дубу,

Свистел Соловей-разбойник, да по-соловьему,

Рычал злодей-разбойник по-звериному,

От его свиста все цветочки осыпалися,

2. Но срубил ему Илья буйну голову,

Говорил притом таковы слова:

«Тебе полно-тко свистать по-соловьему,

Тебе полно-тко кричать да по-звериному,

Тебе полно-тко стращать малых детушек!»

Динамическая пауза «Мы теперь богатыри»

Мы теперь богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек,

— Правильно, это значит, что их не покупали, а родители сами мастерили такие игрушки в минуты отдыха на забаву своим детям. Дети постарше сами могли сделать такую игрушку без помощи взрослого. Это называется народный промысел.

— Из какого материала сделаны эти игрушки? (ответы детей). Игрушки отличаются друг от друга формами, узорами, цветами. О промысле мы поговорим в следующий раз.

Воспитатель: Сегодня мы поговорили о чем?

подготовительной группе

«Народная игрушка — русский сувенир Матрёшка». Конспект занятия по изодеятельности с детьми подготовительной к школе группы Цель:расширение представлений детей о разнообразии народной игрушки, разных видах росписей матрёшек. Задачи:1. Создать условия для сравнения.

Конспект занятия по ФЭМП «Котята» (подготовительная группа) ФЭМП подготовительная группа Тема «Котята» Педагогическая цель: познакомить с составом чисел от 0 до 10, совершенствовать навыки количественного.

Источник

Поделиться с друзьями
Блог о здоровье и полезных жизненных советах