Познание здравый смысл научный эксперимент художественный образ народная мудрость

Урок в 10 кл Ненаучное познание

Тема урока «Ненаучное познание»

Сформировать представление учащихся о разнообразных способах и формах ненаучного познания окружающего мира.

Развивать умения и навыки самостоятельной работы с учебником и источниками, анализировать и делать выводы из изученного.

Помочь в поиске собственной позиции в современных спорах о познавательной деятельности во всем её многообразии и противоречивости, умение применять в реальной жизни различные формы ненаучного познания, опираясь на опыт предшествующих поколений.

Тип урока: изучение нового материала.

Основные понятия: мифология, народная мудрость, здравый смысл, паранаука, художественный образ, эсхатология, ритуал, миф.

Учебник: Обществознание, часть 1, 10 класс, под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. – М.: Просвещение, 2003.

Дидактические материалы по курсу “ЧЕЛОВЕК и ОБЩЕСТВО” 10-11 классы, под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Т. Кинкулькина. – М.: Просвещение, 2007.

Рабочие листы учащихся.

Проектор, экран, компьютер.

Подготовка урока: класс предварительно делится на 5 групп.

“… “ Господи, сделай так,
чтобы дважды два не было четыре”.

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала:

Народная мудрость и здравый смысл.

Познание средствами искусства.

III. Закрепление нового материала.

IV. Обобщение изученного материала.

V. Домашнее задание.

I. Организационный момент.

Беседа по вопросам:

Что такое познание?

В чем особенность научного познания?

А как еще можно познавать мир?

Как вы думаете, к какому виду познания можно отнести эпиграф нашего урока? Попытаемся это выяснить.

II. Изучение нового материала

По вопросам 1 – 5 организуется работа в группах, в ходе которой каждая группа выполняет свои задания по карточкам. Итогом работы является создание кластера и его защита.

Карточка № 1 “Миф и познание мира”

Используя, радел “Мудрость мифа” параграф 10, и статью “Диалектика мифа” выполните задание:

Определите виды мифов.

В чем отличие мифологии от науки?

Карточка № 2 “Жизненный опыт”

Используя раздел “И опыт, сын ошибок трудных …” параграф 10 ответьте на вопросы:

Что такое жизненный опыт?

На чем основан жизненный опыт?

Чем отличается жизненный опыт от науки?

Почему жизненному опыту соответствует свой язык?

Приведите примеры жизненного опыта.

Карточка № 3 “Народная мудрость и здравый смысл”.

Используя раздел “Народная мудрость и здравый смысл” параграф 10 ответьте на вопросы:

Что такое народная мудрость?

Выделите её отличительные черты?

Что такое здравый смысл?

Чем он характеризуется?

Карточка № 4 “Искусство как вид познания”.

Используя раздел “Познания средствами искусства” параграф 10 ответьте на вопросы:

В чем особенности познания средствами искусства?

Что такое художественный образ?

Чем отличается результат познания средствами искусства от других результатов познавательной деятельности человека?

Карточка № 5 “Там где кончается наука”.

Используя раздел “Там, где кончается наука” параграф 10 ответьте на вопросы:

Что такое паранаука?

Почему она возникла и существует?

Ш. Закрепление нового материала.

В ходе урока учащиеся задают друг другу вопросы и заполняют рабочие листы.

После представления результатов работы группы учителем используются соответствующие слайды презентации “Ненаучное познание”.

1.Рациональное познание, в отличие от чувственного,

расширяет знания об окружающем мире

формирует наглядный образ предмета

осуществляется в форме ощущений и восприятий

использует логические умозаключения

2.Вывод: «Возраст нашей планеты – около 5 млрд. лет», – является результатом

обобщения повседневного опыта

3.Эмпирический и теоретический уровни знания присущи

1) любому виду познания

2) научному познанию

3) обыденному познанию

4) рациональному познанию

4.Какой метод получения знаний используется преимущественно на теоретическом уровне научного познания?

2) проведение наблюдений

3) накопление экспериментальных данных

4) выдвижение гипотезы

5.Установите соответствие между признаком и отраслью культуры, которую он характеризует: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

эстетическое освоение мира

воздействие на эмоции человека

комплексное описание объекта

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

«Практика выступает одним из __________ __________».

Ответы 1-4, 2-1,3-2. 4-4, БАББА, критерий истины.

IV. Обобщение изученного материала: обсуждение эпиграфа урока. Учащиеся приходят к выводу о том, что грань между научным и ненаучным познанием очень тонкая.

V. Домашнее задание: Прочитать параграф 10,ответить на вопросы №5,7 стр 81, закончить решение тестов. Привести примеры ненаучного познания из СМИ.

1 Здравый смысл – стихийно складывающиеся под воздействием повседневного

опыта взгляды людей на окружающую действительность и самих себя.

объясняются непонятные для древних людей явления окружающей

3 Мифология – совокупность мифов одного народа. Например, греческая

4 Народная мудрость – обобщенные практические знания

5 Паранаука – околонаучное знание.

6 Ритуал – форма последовательности действий.

7 Художественный образ – специфический способ художественного познания.

конечной судьбе мира и человека.

«… «Господи, сделай так, чтобы дважды два не было четыре».

Народная мудрость и здравый смысл.

Познание средствами искусства.

Отличие мифологии от науки:

2. Соотнесите вид мифа с отрывком:

Но каждый год покидает свою мать Персефона.

И вся природа горюет об ушедшей.

Когда же возвращается к Деметре её дочь, тогда великая богиня плодородия щедрой рукой сыплет свои дары людям…

Вначале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни мира. Все возникло из безграничного Хаоса – весь мир и бессмертные боги.

Шло время, и люди постепенно начали забывать о богах. Решил Зевс наслать на землю потоп и уничтожить весь людской род.

У прекрасной Алкмены, царицы города Фивы, родился от Зевса ребенок, которому дали имя Геракл. Зевс знал, что именно этот его сын станет героем – защитником людей и богов, и был очень рад его рождению.

На чем основан жизненный опыт

Чем отличается жизненный опыт от науки

Почему жизненному опыту соответствует свой язык

Задание: Из перечисленного укажите, что относится к жизненному опыту.

Каждый человек обладает определенным набором генов – носителей информации

Все люди стремятся к материальному достатку

Домашняя копейка лучше заезжего рубля

Чтобы не убежало молоко, нужно добавить чайную ложку сахара

Народная мудрость и здравый смысл.

Выделите отличительные черты народной мудрости

Чем характеризуется здравый смысл

Приведите примеры народной мудрости и здравого смысла

В чем особенности познания средствами искусства

Что такое художественный образ

Чем отличается результат познания средствами искусства от других результатов познавательной деятельности человека.

Что такое паранаука

Почему она возникла и существует

Прочитайте статью и ответьте на вопрос.

В одном городе был открыт музей шарлатанства. Здесь представлены всевозможные бутылочки с «чудодейственными микстурами» против всех болезней; есть и «спектрометр», излечивающий якобы все недуги, и музыкальный электрод. «Изобретения» выставлены в закрытых витринах. И все же посетители музея растаскивают экспонаты и потихоньку глотают таблетки.

Читайте также:  Сравнить образцы народной и профессиональной художественной культуры

Чем можно объяснить сохранение в людях даже в век бурного научного прогресса веры в чудеса?

Министерство образования Республики Башкортостан.

Аургазинский районный отдел образования.

МОУ СОШ д. Кебячево.

Разработка урока по обществознанию

Разработал учитель истории

Кебячево – 2008 год.

Номер материала: ДВ-138417

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Познание мира
презентация урока для интерактивной доски по обществознанию (10 класс) на тему

Рассматриваются вопросы: Этапы (виды) познания. истина и её критерии. Наука и особенности научного познания, виды наук. Многообразие форм ненаучного познания. Особенности социального познания.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Этапы (виды) познания. И стина и её критерии. Наука и особенности научного познания, виды наук. Многообразие форм ненаучного познания. Особенности социального познания.

Результат познания – знания. Это многозначное понятие. Знание – это: способности, умения, навыки, которые базируются на осведомленности о каком-либо объекте; познавательно значимая информация; особая познавательная единица, выражающая отношение человека к действительности. Познание – активное отражение действительности в сознании человека; процесс постижения им новых фактов, явлений, закономерностей развития природы, общества, человека.

Особенности этапов (видов) познания Чувственное (ощущение, восприятие, представление) Рациональное (понятие, суждение, умозаключение) Непосредственный контакт органов чувств с познаваемым предметом; наглядность информации; воспроизведение внешних сторон и свойств объектов Логические операции; опора на результаты чувственного познания; абстрактность и обобщенность; выявление существенных признаков, связей, закономерностей, законов

Истина Абсолютная Полное, исчерпывающее знание о предмете, которое не может быть опровергнуто или изменено. В научном познании является скорее идеалом, целью, а в познании посредством религии, мифологии и т.п. представлена широко Относительная Ограниченно верное знание Свойства истины Обусловлена реальной действительностью, общественной практикой (объективность); истина – это процесс постижения объекта; истина всегда конкретна (связана с условиями места, времени и т.п., которые необходимо учитывать в процессе познания).

Критерий истины – это то, что позволяет отличить истину от заблуждения или лжи. Не существует универсального критерия истины. В качестве критерия принимается: авторитетность источника знания; соответствие законам логики; соответствие ранее открытым законам, теориям той или иной науки; договоренность (конвенция) специалистов в данной области; простота, ясность мысли; парадоксальность идеи и др. В качестве основного критерия истины признают общественную практику.

Роль практики в процессе познания Роль Характеристики Практика – источник и цель познания Появление многих наук связано с практическими потребностями общества. Человек познает окружающий мир и себя самого для того, чтобы использовать результаты познания в своей практической деятельности Практика – основа познани я Человек в процессе своей жизнедеятельности преобразует окружающий мир. Практика даёт объекты познания, методы, оборудова ние Практика – критерий истины Пока теоретическое положение не будет проверено, не претворится в практике, оно останется всего лишь гипотезой (предположением)

Формы научного познания Формы научного познания Характеристика Научный факт (лат. faktum – сделанное, совершившееся Отражение объективного факта в сознании, т.е. описание посредством определенной системы знаков, символов Эмпирический закон Объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами Проблема Осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа

Формы научного познания Формы научного познания Характеристика Теория (греч. theoria – наблюдение, рассмотрение, исследование) Наиболее развитая форма научного знания, представляющая целостное отображение закономерных и существенных связей определённой области действительности Гипотеза (греч. hypothesis – основа, предположение) Научное предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого имеет вероятностный характер и нуждается в доказательстве, проверке, обосновании

Методы эмпирического сознания Методы целенаправленное и организованное восприятие внешнего мира; отсутствие преобладающего воздействия субъекта на объект исследования; возможность использования приборов и инструментов в целях компенсации естественной ограниченности человеческих органов чувств Основные черты Наблюдение активное воздействие на объект при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования, или же через изменение течения процесса в нужном направлении; наличие преобладающего воздействия субъекта познания на объект исследования; создание необходимых условий, включая устранение всех мешающих факторов; измерения с применением соответствующих технических устройств Эксперимент

Методы эмпирического сознания Измерение Определение количественных значений, свойств объекта с использованием специальных технических устройств и единиц измерения Описание Перечисление основных признаков объекта Классификация Группировка объектов исследования или наблюдения в соответствии с их общими признаками Методы Основные черты Систематизация Распределение объектов по группам на основе установления сходства и различия между ними

Особенности научного познан ия цель науки – исследование объективных законов, закономерностей, действующих в природе и обществе; объективность (независимость знания от качеств познающего субъекта); проверяемость знаний (уникальный результат, который не может быть проверен другими исследователями, не включается в научное знание); рациональность ( эмпирические данные приобретают научный характер только при их включении в систему теоретических положений, выводов); системность (элементы научного знания взаимосвязаны; понятия, теоретические положения, гипотезы, аргументы, выводы и т.п. составляют научную теорию, а эмпирические данные служат основой или обоснованием теоретических положений);

Особенности научного познания доказательность (любое теоретическое положение, гипотеза должны быть обоснованы); наличие специального «языка науки», развитость понятийного аппарата, высокая степень обобщения и абстрактности научных категорий; использование специальных способов и инструментов познавательной деятельности.

Уровни научного познания Эмпирический Непосредственная направленность на выявление конкретных свойств определенных объектов познания Формы знания: научный факт, эмпирическая закономерность. Методы познания: наблюдение, эксперимент, измерение, описание, систематизация и др. Теоретический Направлено на выявление общих признаков, тенденций, закономерностей, законов Формы знания: проблема, закономерность, закон, гипотеза, концепция, теория и др. Методы познания: общефилософские (диалектика и др.), общенаучные методы (анализ, синтез и др.), методы конкретных наук

Границы между отдельными науками и областями научного знания весьма условны и подвижны. Всё чаще происходит соединение научных исследований в форме так называемых стыковых дисциплин (генная инженерия, физическая химия, биофизика и т.п.).

Читайте также:  Почему массовое искусство вытесняет народное

Фундаментальные науки выясняют основные законы и принципы организации реального мира. У них нет прямой ориентации на практическое применение полученных знаний. Результаты прикладных наук находят непосредственное применение при решении конкретных производственных и социально-практических задач; эти науки используют законы, закономерности, установленные фундаментальными науками.

Существование ненаучного знания обусловлено многосторонностью человека, разнообразием его интересов, необходимостью изучать и обобщать опыт и явления повседневной жизни. Наука не всесильна, но именно благодаря науке человек получает объективные знания о мире. Формы ненаучного познания Мифология (миф всегда содержит в себе яркую образную информацию о мире и человеке, воспринимаемую некритически, как истину) Религиозное познание (основным элементом является вера в сверхъестественное) Игровое познание Паранаука (« околонаука ») (знание, которое не поддается объяснению с точки зрения современной науки, а иногда и здравого смысла (телекинез, экстрасенсорика и т.д.), но содержит некоторые атрибуты научного знания) Художественно-образное познание (искусство) Обыденно-практическое познание (здравый смысл, житейский опыт; опирается на жизненную практику людей)

Процесс приобретения и развития знаний о человеке и обществе называется социальным познание м Социальное познание должно опираться на следующие принципы анализ социальной действительности в развитии; изучение общественных явлений в их многообразных связях, во взаимозависимости; выявление общих исторических закономерностей и особенностей общественных явлений.

Особенности социального познания Субъект и объект познания совпадают (общество познает себя) Социальное знание имеет ценностный характер (люди рассматривают общественные явления через призму собственных жизненных принципов) С ложность объекта познания (общество имеет сложную структуру и находится в постоянном движении) Получаемое социальное знание всегда связано с интересами субъектов познания (социальное познание всегда непосредственно связано с интересами людей, организаций) Ограниченная возможность применения такого метода научного познания, как эксперимент (общество как объект постоянно изменяется, поэтому эксперименты невоспроизводимы)

Какое понятие объединяет все позиции представленного ниже ряда? образ озарение здравый смысл народная мудрость обобщение жизненной практики передача опыта рассказы о богах и героях Ответ: ненаучное познание

Установите соответствие между характерными чертами и видами (этапами) познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго. Характерные черты Виды (этапы) познания А) определение пространственного расположения объекта Б) отражение общих существенных свойств предмета В) отображение отдельных свойств предметов, воспринимаемых в данный момент Г) абстрактность и обобщенность Д) выявление закономерностей, формулирование законов чувственное познание рациональное познание Ответ: 12122

Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к формам научного познания. научный факт наблюдение проблема гипотеза систематизация теория Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны. Ответ: 25

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ученический проект на тему «Моделирование как путеводная звезда в познании мира». Цель проекта показать, как с помощью различных моделей человек получает новую информацию.

Представленный материал может помочь учителю «украсить»материал вводного урока физики в 10 классе.

Элективный курс разработан на основе существующих и опубликованных курсов и адаптирован для Оренбургского президентского кадетского училища. Представлен в сокращенном виде.

Календарно-тематическое планирование элективного курса «Познание мира по картам»(для ОПКУ).

Представлен конспект урока по теме «Чувственное познание окружающего мира» по предмету «Информатика и ИКТ» для обучающихся 6 класса.Также здесь представлен раздаточный материал и презентация «Чувствен.

Источник

Конспект урока по обществознанию 10 класс по теме: «Многообразие путей познания мира»

Обществознание 10 класс

Тема урока: Многообразие путей познания мира

Цель: объяснить понятия и термины: «уровни человеческих знаний», «мифологическое знание», «рационально-логическое знание», «жизненный опыт», «здравый смысл», «эсхаталогия», «паранаука»;

ознакомить с видами и уровнями человеческих знаний;

развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;

способствовать выработке гражданской позиции учащихся.

I. Организационный момент

В истории рассматривались различные виды знаний: рациональное и чувственное, логичное и алогичное, научное и ненаучное, обыденное и художественное, нравственное и философское и др. И далеко не всегда процесс познания совершается за письменными столами или в научных лабораториях. Не всегда люди стремились и к академическим знаниям. Всякая молитва, говорил И.С. Тургенев, сводится к одному: «Господи, сделай так, чтобы дважды два не было четыре».

— Действительно, нужна ли человечеству вера в чудесное?

— Какую роль играла фантазия в процессе познания истины?

— Помогает ли искусство лучше понять мир?

Поразмышляем над этими вопросами.

Тема урока: «Многообразие путей познания мира». Мы рассмотрим следующие вопросы:

1. Миф и познание мира.

2. «И опыт, сын ошибок трудных. »

3. Народная мудрость и здравый смысл.

4. Познание средствами искусства.

5. Там, где кончается наука.

Итак, класс должен разделиться на группы, каждая из которых будет представлять определенную роль убежденных сторонников своих, ненаучных способов познания мира и истины. Условие лишь одно: вы должны быть убедительны во время представления своего способа познания. А для этого вам придется поработать с материалами параграфа и дополнительными материалами.

Группа 1 готовит выступление в защиту мифологических знаний, используя п. 1 «Миф и познание мира» § 23 и дополнительный материал.

Группа 2 готовит выступление в защиту обыденных знаний, используя п. 2 «И опыт, сын ошибок трудных. » § 23 и дополнительный материал.

Группа 3 готовит выступление в защиту народной мудрости и здравого смысла, используя п. 3 «Народная мудрость и здравый смысл» § 23 и дополнительный материал.

Группа 4 готовит выступление в защиту художественно-образных знаний, используя п. 1 «Миф и познание мира» § 23 и дополнительный материал.

Группа 5 готовит выступление в защиту паранаучных знаний, используя п, 4 «Там, где кончается наука» § 23 и дополнительный материал.

Каждая группа предъявит результаты своей работы на заседании «круглого стола », опираясь на вопросы и задания.

Материал для группы 1

Попытки человека создать картину универсума осуществлялись сначала в виде мифов. Долгое время миф считали фантастическим вымыслом, сказкой, созданной невежественными дикарями. Но в таком случае остается непонятным, зачем было человеку в условиях жестокой борьбы за существование рассказывать друг другу сказки?

Усилиями целого поколения исследователей наконец-то выявлена важность мифа для развития общества.

Что же такое миф и как он появился?

Итак, миф живет, умирает и возрождается вновь. Его невозможно устранить. Ведь из него современные исследователи могут почерпнуть бездну знаний.

Перед вами один из древних греческих мифов, прочитайте его и ответьте на вопросы к нему.

Первой была Темнота, а из Темноты возник Хаос. От союза Темноты с Хаосом возникли Ночь, День, Эреб (мрак) и Воздух.

От союза Ночи, Воздуха и Дня возникли Гея-Земля, Небо и Море.

Читайте также:  Русская народная сказка про кошку

От союза Земли и Тартара возникли гиганты.

Приведенные ниже мифы были созданы разными народами. Но есть нечто, что их всех объединяет. Какую общую мысль они несут? О чем они могут нам рассказать?

В древнеегипетской мифологии говорится о том, что первые люди были созданы богом плодородия из глины на гончарном круге.

В аккадских мифах содержатся сведения о том, что боги сотворили людей из глины попарно, а затем через пуповину вселили в них жизнь.

В мифах народов Скандинавии повествуется о том, как боги нашли на берегу моря незавершенные фигуры первой пары людей и оживили их. Фигуры были из разных пород дерева. Так появились на свет Аск (Ясень) и Эмбла (Ива).

Некоторые народы, населяющие Бирму и Бангладеш, полагают, что люди произошли от птиц.

Основные тематические циклы мифов:

Роль и значение мифов:

• черпаем знания о принятой в данном обществе системе правил и ценностей;

• создаем картину целостной жизни народа;

• мифы сохраняют жизненный опыт народов;

• постигая мифы, человек соотносит свой личный опыт с родовым опытом коллектива, сообщества людей;

• обеспечивает преемственность культурного опыта;

• передает лучшие нравственные качества героев и предлагает им следовать последующим поколениям.

Материал для группы 2

Историк прошлого века С. М. Соловьев описал строительство Успенского собора в Московском Кремле. Прочитайте текст и подумайте, какие практические знания появились у русского народа в ходе сооружения собора.

Из «Истории России с древнейших времен»

— Если бы был лучше мелкоскоп, который в пять миллионов увеличивает, так вы изволили бы увидать, что на каждой подковинке мастерово имя выставлено: какой русский мастер ту подковку делал.

— Где же ваш мелкоскоп, с которым вы могли произвести это удивление?

— Мы люди бедные и по бедности своей мелкоскопа не имеем, а у нас так глаз пристрелявши.

— Какая практическая деятельность или житейские ситуации породили следующие пословицы и поговорки? Продолжите их ряд, подобрав свои примеры.

• Человека узнаешь, когда с ним пуд соли ложкой расхлебаешь.

• Портной без кафтана, сапожник без сапог, а плотник без дверей.

• Домашняя копейка лучше заезжего рубля.

«И опыт, сын ошибок трудных. »

• Практические знания не претендуют на теоретическое обоснование и обходятся без него.

• Практическому знанию свойственен свой язык: «чуть-чуть», «на глазок».

• Приобретаются не только практические знания, но и оценки, нормы поведения (духовно-практические).

Материал для группы 3

Поехали. Ехали-ехали, ночь настала. Зашли к богатому купцу. Богатый с богатым сидят, едят, водку пьют, а бедняк лежит на печке; захотелось ему посмотреть, что кушают богатые, свесился с печки, не удержался, упал в колыбель и задавил ребенка. Купец закричал: «И я пойду к Шемяке-судье!»

Барин запричитал: «И я пойду к Шемяке-судье!» Приезжают к судье. Богатый брат жалуется, а бедный завернул камень в платок и показывает судье. Шемяка-судья думает, что тот ему деньги хочет дать, и говорит богатому брату: «Отдай ему лошадь, и пусть он ее у себя держит, пока не вырастет хвост!»

Стал купец жаловаться, а бедняк опять на камень в платке судье показывает. Шемяка-судья говорит купцу: «Отдай ему жену, и пусть он ее у себя держит, пока не родится ребенок!»

Взял это все себе бедняк и сейчас живет богато.

— Какие оценочные суждения вытекают из следующих пословиц? Согласны ли вы с содержащейся в них оценкой?

• Не испортив дела, мастером не станешь.

• В людях живал, свету видал; топор на ногу обувал, топорищем подпоясывался.

• Лучше жить бедняком, чем разбогатеть грехом.

Народная мудрость и здравый смысл

Примеры народной мудрости:

• поговорки: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»;

• суждения: «Куй железо, пока горячо»;

• загадки: «Что хочешь, того не купишь; чего не надо, не продашь».

Материал для группы 4

1. Подберите отрывок из литературного произведения, в котором наглядно демонстрируется справедливость утверждения Гесиода: «Музы говорят ложь, которая похожа на правду».

2. Проанализируйте стихотворение.

После посещения парижского кладбища Сен-Женьев де Буа, где похоронены многие участники белого движения, Р. Рождественский написал такие стихи:

Я прикасаюсь ладонью к истории.

Я прохожу по гражданской войне.

Как бы хотелось им в Первопрестольную

Въехать однажды на белом коне.

. Как они после забытые, бывшие –

Все проклиная и нынче и впредь,

Рвались взглянуть на нее,

Березовый отсвет покоя.

И облака, будто белые кони,

Мчатся над сенью Сен-Женевьев де Буа.

3. Перед вами картина С. В. Иванова «В приказе московских времен».

— Какие знания вы можете почерпнуть о политической системе XVII в., глядя на нее?

Познание средствами искусства

Произведения искусства помогают ощутить дух времени.

Художественный образ создает гипотезу окружающего мира или его частей.

Материал для группы 5

— Какое явление иллюстрирует приведенный ниже текст? Что вы думаете по поводу данного явления?

Знаменитый английский физик Дж. Рэлей интересовался парапсихологией и спиритизмом, а под конец жизни даже был президентом Общества психических исследований. К изучению всех этих таинственных явлений он подходил с основательностью физика-экспериментатора. Так, для проверки способностей одного медиума, который умел на спиритическом сеансе в темноте заставить духов писать и рисовать, Рэлей запаял в большую реторту лист бумаги и два карандаша. Опыт закончился неудачей, гости с того света не смогли оставить на бумаге ни следа. Эта реторта хранится в доме-музее Рэлея в Эссексе, и бумага остается чистой уже более 120 лет.

— Каково ваше мнение по поводу следующей информации? Ответ аргументируйте.

Некоторые энтузиасты пытаются если не доказать существование призраков и привидений, то хотя бы рационально объяснить, откуда могут браться эти фантомы. Канадский нейрофизиолог М. Персинджер собрал 203 сообщения о появлении призраков умерших за последние 37 лет и сопоставил их с географическими данными о магнитной активности в соотетствующие дни. Оказалось, что обычно призраки появляются во время высокой геомагнитной активности, в периоды магнитных бурь.

Отличительные черты паранауки:

• Паранаука отличается претензией на универсальность.

• Завышенные претензии на внимание к себе.

• Нередко нетерпимость к традиционной науке. Положительное воздействие паранауки в том, что она способствует выдвижению новых научных проблем.

Вот и закончилась наша пресс-конференция. Давайте подведем ее итоги.

— С какими ненаучными способами познания истины мы познакомились? Какой из них вам показался самым убедительным?

— Что объединяет все эти направления?

— Можно ли утверждать, что ненаучное познание ведет человека к истине? Ответ аргументируйте.

Источник

Поделиться с друзьями
Блог о здоровье и полезных жизненных советах