Познание жизненный опыт народная мудрость здравый смысл мифология

тест. Многообразие познания. Обществознание, 10 класс.
тест (история, 10 класс) по теме

Текущий тест по обществознанию.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Текущий тест. Многообразие познания. Вариант № 1.

1) теория обыденного сознания 2) теория мифологического познания

3) теория научного познания 4) теория религиозного познания

2. Возникающее на ранних этапах человеческой истории повествование, фантастические образы которого были попыткой обобщить и разъяснить различные явления природы и общества, называ-
ется

1) рассказом 2) религией 3) мифом 4) элегией

3. Мифы о смене времен года, повествующие об умирающих и о воскресающих богах и героях, называются –

1) тотемическими 2) календарными 3) этиологическими 4) теогоническими

4. Укажите верное высказывание. Функционалисты считали, что

А. в мифе способ поддержания определенного порядка, который связывает воедино не только общность людей, живущих в одно время и в одном месте, но и их предков.

Б. мифы – это ритуальные тексты, в которых все не случайно, всему свое место и время.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба высказывания 4) оба высказывания неверны

5. Знания — не самоцель, а представляют собой «побочный продукт», в –

1) мифе 2) народной мудрости 3) искусстве 4) жизненном опыте

6. Оценочные знания, связанные с повседневным опытом, называют –

1) обыденно-практическими 2) формализованными 3) эмпирическими 4) теоретическими

7. Обобщенные практические знания составили основу

1) жизненной практики 2) народной мудрости 3) мифологии 4) религиозного мировоззрения

8. Стихийно складывающиеся под воздействием повседневного опыта взгляды людей на окружающую действительность и самих себя, причем эти взгляды являются основанием для практической деятельности и морали – это

1) народная мудрость 2) жизненный опыт 3) обыденное мировоззрение 4) здравый смысл

9. Специфический для искусства способ воспроизведения объективной действительности в живой,
конкретно-чувственной, непосредственно воспринимаемой форме с позиций определенного
эстетического идеала, называется

1) народной мудростью 2) художественным образом 3) здравым смыслом

4) эсхатологическим мифом

10. Все, что сегодня наука объяснить не может, — это область

1) мифологии 2) искусства 3) паранауки 4) религии

Источник

Познание жизненный опыт народная мудрость здравый смысл мифология

Виды ненаучного познания:

3. Народная мудрость,

Миф с греческого «слово».

Миф – это сказание в образной форме, передающее представление о мире, его происхождении и героях.

Миф – общественное соткание древнего человека. Наиболее ранее духовная форма культуры человека.

В мифе были соединены зачатки знания, элементы верований, и т.д.

В мифе отражалось понимание природных явлений.

Как правило, мифологические события отделены значительным временным промежутком. Миф не только рассказывает о прошлом, но и будущем.

Миф – это мировоззрение и способ мышления.

1. Неотчётливое разделение субъекта и объекта, предмета и знака, пространственных и временных отношений.

2. Замена научного принципа объяснения вещи и мира в целом, рассказом о происхождении и сотворении.

3. Очеловечивание природы, т.е. перенесение на мир человеческих черт.

4. Эмоциональная образная форма восприятия мира.

Мифы можно разделить на несколько категорий:

I. Героические – скрывают реальные события.

II. Этиологические – объясняют происхождение названия, обрядов, обычаев.

III. Космогенические – о происхождении мира, о происхождении хаоса в космосе, о борьбе героев и богов с демоническими силами.

IV. Календарные – о смене времён года, об умерших и воскресших богах.

V. Эсхатологические – описывают гибель космоса, конце мира и космоса, о воскрешении мира.

Черты опытного познания.

1) В отличие от науки, где знание самоцель, знание это побочное явление.

2) Обязательный способ формирования, ученичество у опытного наставника.

3) Опытному познанию способствует свой язык.

4) Большинство опытных знаний не требует теоретического обоснования.

5) Человек усваивает не только практические знания, но и оценивает нормы поведения. Усваивает без усилий действия по образцу.

Основа народной мудрости – обобщенные практические знания разных людей.

На ранних этапах истории мудрость присваивалась богам, которые в виде дара наделяли ею отдельных людей.

Мудрость – умение разбираться в земных событиях самих по себе, без соотнесения с миром богов. Из обобщения опыта возникали своеобразные афоризмы, поговорки, суждения, содержащие практические выводы.

Отличительной чертой народной мудрости как своеобразного свода рецептов повеления для разных случаев является то, что она не однородна, противоречива.

Здравый смысл – явление достаточно консервативное, он меняется мало, новые сведения с трудом вытесняют старые, однако всё-таки с течением времени изменения происходят.

Читайте также:  Региональный реестр добровольных народных дружин

Паранаука грешит туманностью и загадочностью сведений, которыми она оперирует.

Паранаука используя сведения, не подтверждающиеся в эксперименте, не вписывающиеся в принятые теории или просто противоречащие общепринятым и проверенным практикой научными знаниям.

Паранаука отличается претензией на универсальность. Паранаука не стремиться к ответам на вопросы, она безапелляционно испоьзует подобную формулу, объясняя с её помощью причины болезни и другие проявления человека.

Для паранауки характерны также завышение претензии на внимание к себе. Всякие предложения провести дополнительные экспертизы или проверки воспринимаются как оскорбление и недоверие.

Для неё характерны уход от конкретных объяснений, стремление обойти те факты, которые противоречат или не соответствуют используемым ею методам.

Искусство не ограничивается познанием мира. В искусстве выражается эстетическое отношение человека к действительности.

Специфическим способом художественного познания является использование художественного образа.

Литературный рассказ о событии не является самим событием, но он даёт возможность воссоздать его при помощи фантазии читателя.

С помощью художественного образа искусство создаёт своего рода гипотезу окружающего мира или его частей.

Познавательная деятельность весьма разнообразна.

Ваши работы, мнения, пожелания и все что хотите присылайте мне по адресу: polychi5@narod.ru

Или напишите ваш отзыв в гостевой.

Источник

Разработка урока на тему; «Жизненный опыт, здравый смысл, пара наука»

Таможников Александр Николаевич

Урок по обществознанию в 10 классе

Тема урока: «Жизненый опыт,

Подготовил учитель обществознания

учреждения «Средней общеобразовательной

школы №3» п.Чернянка Белгородской области.

Тема урока: Жизненый опыт, здравый смысл, народная мудрость,

-Продолжить изучение познания, на примере жизненного опыта,

здравого смысла, народной мудрости. Познакомиться с

паранаукой и явлениями, которые она изучает.

— Воспитывать активную творческую личность учащихся,

умеющую видеть, ставить и решать нестандартные проблемы.

Используемые средства: Компьютер, компьютерная презентация, учебник,
дополнительная литература, раздаточный материал.

Мир освещается солнцем, а

Ребята вы, наверное, слышали, что есть такое философское выражение « У мира множество путей познания». Оно означает, что действительность не скрыта от нас, и постигать её можно различными способами.

Вопрос 1. Какие существуют пути познания мира?

Существует несколько путей познания мира.

Не научное познание

Вопрос 2. С каким познанием вы уже знакомы?

Предполагаемый ответ: Мы уже познакомились с научным познанием мира.

Вопрос 3. Скажите в чем же, заключаются особенности научного познания?

Прежде всего, научное познание отличает стремление к объективности т.е. к изучению мира таким, какой он есть вне и независимо от человека. Полученный при этом результат не должен зависеть от частных мнений, пристрастий, авторитетов.

Даже сейчас, в начале ХХ I в., большинство людей черпают многие сведения о мире отнюдь не из научных трактатов. Наряду с наукой существуют и другие пути познания.

Сегодня на уроке нам с вами предстоит познакомимся с не научным познанием, которое включает в себя:

Тема нашего урока : Жизненый опыт, здравый смысл, народная

Запишите пожалуста тему урока в тетрадь.

Ребята скажите на ваш взгляд верно ли утверждение, что не научное познание ведет человека к истине.

Чтобы убедится в правильности ваших суждений, вам нужна необходимая информация. Эту информацию предлагаю найти, самостоятельно работая в группах.

Ребята, прежде чем приступить к работе в группах вы должны распределить обязанности и познакомиться с функциями (спикера, секретаря – таймкипера, аналитиков).

Организует работу группы, интегрирует и представляет предложения и доказательства, оценивает работу группы.

Протоколирует ход рассуждения группы, фиксирует все высказывания, тезисы в защиту, какой либо точки зрения, Контролирует время.

Собирают информацию в различных источниках знаний. Высказывают идеи и предложения, пути решения проблемы.

(роль супервайзера выполняет учитель)

Каждая группа получает задание.

1. Группа: Имеет ли право на существование такого рода знание, как паранаука.

(Обоснуйте свой ответ)

2. Группа: Имеет ли право на существование такого рода знание, как народная

Мудрость. (Обоснуйте свой ответ)

3. Группа. Имеет ли право на существование такого рода знание, как здравый

смысл. (Обоснуйте свой ответ)

4. Группа. Имеет ли право на существование такого рода знание, как Жизненый

опыт. (Обоснуйте свой ответ)

(Работая в группах ребята должны подобрать информацию из различных источников знаний, выстроить логически правильное решение поставленного задания, сделать необходимые выводы, подготовить необходимую информацию для защиты).

Защита каждой группой полученной информации.

Дискуссия по основному вопросу.

Верно ли утверждение, что не научное познание ведет человека к истине.

Ребята теперь попробуем ответить на вопрос с учетом полученных знаний. Пожалуста свой ответ аргументируйте.

Подведение итогов урока.

Оцениваю учащихся и комментирую оценки.

1. Мне на уроке было……………

2. После сегодняшнего урока я получил……….

3. На уроке я себя чувствовал………….

5. Такие уроки проводить…….

Номер материала: ДВ-089038

Читайте также:  Со скольки лет дают кредит в народном банке

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Познание мира
презентация урока для интерактивной доски по обществознанию (10 класс) на тему

Рассматриваются вопросы: Этапы (виды) познания. истина и её критерии. Наука и особенности научного познания, виды наук. Многообразие форм ненаучного познания. Особенности социального познания.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Этапы (виды) познания. И стина и её критерии. Наука и особенности научного познания, виды наук. Многообразие форм ненаучного познания. Особенности социального познания.

Результат познания – знания. Это многозначное понятие. Знание – это: способности, умения, навыки, которые базируются на осведомленности о каком-либо объекте; познавательно значимая информация; особая познавательная единица, выражающая отношение человека к действительности. Познание – активное отражение действительности в сознании человека; процесс постижения им новых фактов, явлений, закономерностей развития природы, общества, человека.

Особенности этапов (видов) познания Чувственное (ощущение, восприятие, представление) Рациональное (понятие, суждение, умозаключение) Непосредственный контакт органов чувств с познаваемым предметом; наглядность информации; воспроизведение внешних сторон и свойств объектов Логические операции; опора на результаты чувственного познания; абстрактность и обобщенность; выявление существенных признаков, связей, закономерностей, законов

Истина Абсолютная Полное, исчерпывающее знание о предмете, которое не может быть опровергнуто или изменено. В научном познании является скорее идеалом, целью, а в познании посредством религии, мифологии и т.п. представлена широко Относительная Ограниченно верное знание Свойства истины Обусловлена реальной действительностью, общественной практикой (объективность); истина – это процесс постижения объекта; истина всегда конкретна (связана с условиями места, времени и т.п., которые необходимо учитывать в процессе познания).

Критерий истины – это то, что позволяет отличить истину от заблуждения или лжи. Не существует универсального критерия истины. В качестве критерия принимается: авторитетность источника знания; соответствие законам логики; соответствие ранее открытым законам, теориям той или иной науки; договоренность (конвенция) специалистов в данной области; простота, ясность мысли; парадоксальность идеи и др. В качестве основного критерия истины признают общественную практику.

Роль практики в процессе познания Роль Характеристики Практика – источник и цель познания Появление многих наук связано с практическими потребностями общества. Человек познает окружающий мир и себя самого для того, чтобы использовать результаты познания в своей практической деятельности Практика – основа познани я Человек в процессе своей жизнедеятельности преобразует окружающий мир. Практика даёт объекты познания, методы, оборудова ние Практика – критерий истины Пока теоретическое положение не будет проверено, не претворится в практике, оно останется всего лишь гипотезой (предположением)

Формы научного познания Формы научного познания Характеристика Научный факт (лат. faktum – сделанное, совершившееся Отражение объективного факта в сознании, т.е. описание посредством определенной системы знаков, символов Эмпирический закон Объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами Проблема Осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа

Формы научного познания Формы научного познания Характеристика Теория (греч. theoria – наблюдение, рассмотрение, исследование) Наиболее развитая форма научного знания, представляющая целостное отображение закономерных и существенных связей определённой области действительности Гипотеза (греч. hypothesis – основа, предположение) Научное предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого имеет вероятностный характер и нуждается в доказательстве, проверке, обосновании

Методы эмпирического сознания Методы целенаправленное и организованное восприятие внешнего мира; отсутствие преобладающего воздействия субъекта на объект исследования; возможность использования приборов и инструментов в целях компенсации естественной ограниченности человеческих органов чувств Основные черты Наблюдение активное воздействие на объект при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования, или же через изменение течения процесса в нужном направлении; наличие преобладающего воздействия субъекта познания на объект исследования; создание необходимых условий, включая устранение всех мешающих факторов; измерения с применением соответствующих технических устройств Эксперимент

Методы эмпирического сознания Измерение Определение количественных значений, свойств объекта с использованием специальных технических устройств и единиц измерения Описание Перечисление основных признаков объекта Классификация Группировка объектов исследования или наблюдения в соответствии с их общими признаками Методы Основные черты Систематизация Распределение объектов по группам на основе установления сходства и различия между ними

Читайте также:  Полип эндометрия в матке лечение народные средства

Особенности научного познан ия цель науки – исследование объективных законов, закономерностей, действующих в природе и обществе; объективность (независимость знания от качеств познающего субъекта); проверяемость знаний (уникальный результат, который не может быть проверен другими исследователями, не включается в научное знание); рациональность ( эмпирические данные приобретают научный характер только при их включении в систему теоретических положений, выводов); системность (элементы научного знания взаимосвязаны; понятия, теоретические положения, гипотезы, аргументы, выводы и т.п. составляют научную теорию, а эмпирические данные служат основой или обоснованием теоретических положений);

Особенности научного познания доказательность (любое теоретическое положение, гипотеза должны быть обоснованы); наличие специального «языка науки», развитость понятийного аппарата, высокая степень обобщения и абстрактности научных категорий; использование специальных способов и инструментов познавательной деятельности.

Уровни научного познания Эмпирический Непосредственная направленность на выявление конкретных свойств определенных объектов познания Формы знания: научный факт, эмпирическая закономерность. Методы познания: наблюдение, эксперимент, измерение, описание, систематизация и др. Теоретический Направлено на выявление общих признаков, тенденций, закономерностей, законов Формы знания: проблема, закономерность, закон, гипотеза, концепция, теория и др. Методы познания: общефилософские (диалектика и др.), общенаучные методы (анализ, синтез и др.), методы конкретных наук

Границы между отдельными науками и областями научного знания весьма условны и подвижны. Всё чаще происходит соединение научных исследований в форме так называемых стыковых дисциплин (генная инженерия, физическая химия, биофизика и т.п.).

Фундаментальные науки выясняют основные законы и принципы организации реального мира. У них нет прямой ориентации на практическое применение полученных знаний. Результаты прикладных наук находят непосредственное применение при решении конкретных производственных и социально-практических задач; эти науки используют законы, закономерности, установленные фундаментальными науками.

Существование ненаучного знания обусловлено многосторонностью человека, разнообразием его интересов, необходимостью изучать и обобщать опыт и явления повседневной жизни. Наука не всесильна, но именно благодаря науке человек получает объективные знания о мире. Формы ненаучного познания Мифология (миф всегда содержит в себе яркую образную информацию о мире и человеке, воспринимаемую некритически, как истину) Религиозное познание (основным элементом является вера в сверхъестественное) Игровое познание Паранаука (« околонаука ») (знание, которое не поддается объяснению с точки зрения современной науки, а иногда и здравого смысла (телекинез, экстрасенсорика и т.д.), но содержит некоторые атрибуты научного знания) Художественно-образное познание (искусство) Обыденно-практическое познание (здравый смысл, житейский опыт; опирается на жизненную практику людей)

Процесс приобретения и развития знаний о человеке и обществе называется социальным познание м Социальное познание должно опираться на следующие принципы анализ социальной действительности в развитии; изучение общественных явлений в их многообразных связях, во взаимозависимости; выявление общих исторических закономерностей и особенностей общественных явлений.

Особенности социального познания Субъект и объект познания совпадают (общество познает себя) Социальное знание имеет ценностный характер (люди рассматривают общественные явления через призму собственных жизненных принципов) С ложность объекта познания (общество имеет сложную структуру и находится в постоянном движении) Получаемое социальное знание всегда связано с интересами субъектов познания (социальное познание всегда непосредственно связано с интересами людей, организаций) Ограниченная возможность применения такого метода научного познания, как эксперимент (общество как объект постоянно изменяется, поэтому эксперименты невоспроизводимы)

Какое понятие объединяет все позиции представленного ниже ряда? образ озарение здравый смысл народная мудрость обобщение жизненной практики передача опыта рассказы о богах и героях Ответ: ненаучное познание

Установите соответствие между характерными чертами и видами (этапами) познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго. Характерные черты Виды (этапы) познания А) определение пространственного расположения объекта Б) отражение общих существенных свойств предмета В) отображение отдельных свойств предметов, воспринимаемых в данный момент Г) абстрактность и обобщенность Д) выявление закономерностей, формулирование законов чувственное познание рациональное познание Ответ: 12122

Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к формам научного познания. научный факт наблюдение проблема гипотеза систематизация теория Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны. Ответ: 25

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ученический проект на тему «Моделирование как путеводная звезда в познании мира». Цель проекта показать, как с помощью различных моделей человек получает новую информацию.

Представленный материал может помочь учителю «украсить»материал вводного урока физики в 10 классе.

Элективный курс разработан на основе существующих и опубликованных курсов и адаптирован для Оренбургского президентского кадетского училища. Представлен в сокращенном виде.

Календарно-тематическое планирование элективного курса «Познание мира по картам»(для ОПКУ).

Представлен конспект урока по теме «Чувственное познание окружающего мира» по предмету «Информатика и ИКТ» для обучающихся 6 класса.Также здесь представлен раздаточный материал и презентация «Чувствен.

Источник

Поделиться с друзьями
Блог о здоровье и полезных жизненных советах
Adblock
detector