Познавательная игровая программа народным играм жить и крепнуть

Игровая программа «Старые игры по новому»

Сценарий игровой программы «Старые игры по новому»

Цель: Приобщение детей к основам народной культуры, через участие их в русских народных играх.

Задачи: знакомство детей с русскими народными подвижные играми;

развитие нравственных чувств, физическое укрепление ребенка; создание определенного духовного настроя, интереса к народному творчеству

Оборудование: малые мячи, мелки, красные ленты для водящих, значки: «шишки», «жёлуди», «орехи».

Я пойду куплю дуду,

Громче, дудочка, дуди

Шла кукушка мимо сети,

А за нею малы дети.

Кукушата просят пить.

Выходи – тебе водить.

Тили – тили, птички пели,

Взвились, к лесу полетели.

Стали птички гнезда вить!

Кто не вьет, тому водить.

Инцы-брынцы, не хочу!

Инцы-брынцы, вон пойду!

Катился горох по блюду.

Игра будет веселой и интересной если никто:

не будет нарушать правила игры, правила изменять во время игры нельзя.

не обижать товарищей (задевать стоящих во время игры, задерживать играющих, отбирать силой мяч, выталкивать из круга),

не обзывать тех, кого постигла какая-то неудача в игре, смеяться над ним.

Когда ты водящий, ты не имеешь права уходить из игры.

Ведущий – А теперь давайте играть!

Русская народная игра «Платок».

— Встаньте в круг. Каждый свое место отметьте кружком. Выберем водящего. Водящий с платком идет по кругу и кладет его на плечо одному из играющих и быстро бежит по кругу. А тот, берет платок в руки и бежит за водящим. И тот и другой стараются занять о свободное место в круге. Если игрок с платком сумеет догнать водящего и положить платок ему на плечо, тот вновь становится водящим, а игрок занимает свободное место.

Игра «Ветер сдул всех у кого…»

Теперь водящий говорит «Ветер сдул всех у кого например, черная обувь». Все у кого черная обувь должны поменяться местами, а водящий занять свободное место. Кто остался без места, тот становится водящим.

Игра «Шишки, желуди, орехи»

Разделимся на «Шишки, желуди, орехи». Теперь когда водящий говорит, например, «шишки», все шишки должны поменяться местами. Водящий должен занять свободное место. Кто останется без места, тот становится водящим.

Игра «Ловишки в кругу». На площадке очерчивают большой круг. Все участники игры, кроме ловишки стоят за кругом. Они перебегают через круг, а ловишка их ловит. Пойманный игрок становится Ловишкой.

Игры с мячом – одни из самых древних игр. История не знает ни года, ни места рождения игр с мячом. Игры в мяч очень популярны и считаются самыми распространенными, встречаются они почти у всех народов мира.

Вариант игры. Водящий стоит в центре круга и выполняет упражнение с мячом, дети счтитают до пяти. На счет «пять » все разбегаются. Водящий ловит мяч и кричит: «Стоп!» все должны остановиться, а водящий, не сходя с места должен попасть мячом в кого–либо из играющих. Запятнанный становится водящим. Если же водящий промахнулся, то остается им вновь и игра продолжается.

«Свечи ставить» в земле делают небольшую ямку, опускают в нее одним концом дощечку так, чтобы другой ее конец был приподнят над землей. В ямку на доску кладут мяч, водящий бьет ногой по выступающему концу доски, мяч летит вверх, играющие бегут за ним. Тот кто мяч поймал или первым поднял с земли становится водящим.

Ведущий – Ребята, вам понравилось играть? Что развивают русские народные игры?

Русские народные игры оказывают большое влияние на ума, характера, воли, физически укрепляют вас, развивают нравственные чувства

Источник

Познавательная игровая программа народным играм жить и крепнуть

Автор: Аслезова Елена Александровна

Организация: МДОУ Детский сад №5

Населенный пункт: Республика Коми, г. Ухта

Цель. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русским народным традициям посредством подвижных игр.

Задачи.

1. Закреплять знания о русских народных традициях, народных подвижных играх русского народа.

2. Развивать координацию движений, ловкость, быстроту реакции. Формировать способность к взаимодействию с партнерами по игре.

3. Воспитывать любовь, интерес к русской народной культуре.

Предварительная работа:

1. Ознакомление детей с подвижными русскими народными играми посредством бесед, сказок, музыки, экскурсий.

2. Разучивание считалок, жеребьёвок.

3. Подбор атрибутов к народным играм.

Оборудование. Старинный сундук, платки, шапочка, метла, мячик, деревянный лук со стрелами, платковые куклы; аудиозаписи русских песен.

Ход развлечения

Ведущая в русском народном костюме встречает детей. Звучит веселая народная музыка, дети входят в музыкальный зал, и рассаживаются на места под слова ведущего.

Гости желанные, милые, званые!

Праздник русский начинается,

Сюда все приглашаются!

К нам спешите вы скорей!

Ждет вас множество затей.

В игры разные играть! Честно силу показать!

Ведущая. Ребята, сегодня у нас праздник русских народных игр. Мы с вами отправимся в путешествие в прошлое к русскому народу. Вспомним и поиграем в игры, в которые играли наши предки.

Русский народ всегда любил праздники. В эти дни все одевались красиво, ходили в гости, пели песни, танцевали, водили хороводы и играли в веселые игры. Давайте вспомним какие русские народные праздники вы знаете? (ответы детей). И все эти праздники были связаны и отмечались в определенное время года – осенью, зимой, весной или летом. Какой самый любимый праздник был весной? (Масленица). Да в этот день провожали зиму и встречали весну, зазывали солнце, по которому так соскучились все длинными зимними вечерами.

Вот и солнышко проснулось,

Стало жарче припекать,

Всех детей зовёт гулять.

Вместе с солнышком вставай

Читайте также:  Чем вывести описторхоз народные средства

И в игру скорей сыграй

Чтобы солнце ярче припекало и быстрее весна наступала все играли в веселую игру «Горелки». Давайте, не зевайте быстро парами вставайте! Будем солнце зазывать, будем весело играть! «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (Проводится игра «Горелки»)

Ведущая. Посмотрите ребята какой интересный сундук стоит у нас, как вы думаете, что раньше хранили в сундуках? (ответы детей). Правильно в сундуках наши предки хранили одежду в основном новую или ту, которую на праздники одевали. Давайте заглянем в наш сундук (ведущий достает русские платки). Посмотрите, какая красота – русский народный платок. Пускай наши девочки примерят их, а мы полюбуемся. В старину женщины одевали на праздники самые красивые платки, а мужчины дарили платки своим возлюбленным.

Заглянем в старый сундучок

Лежит там бабушкин платок,

Ведь с незапамятных времён-

Он женский спутник и дружок!

Мы с вами не только полюбовались на наших девочек в красивых платках, но еще и поиграем в старинную народную игру с этими платками.

Наш платочек расписной

Поиграть хотим с тобой

Веселимся мы, играем,

И нисколько не скучаем.

Ведущая. Издавна русский народ называли «гостеприимным», потому, что они с уважением, любовью и заботой встречали гостей. Для гостей готовили самые вкусные угощения, самым любимым, из которых были пироги, которые пекли в русской печи и запах от которых плыл по всей округе. Ребята вы любите пироги, а с какой начинкой? (ответы детей).

Давайте поиграем с вами в игру, которая так и называется «Пирог». Но прежде, давайте заглянем в наш сундук и посмотрим, что нам надо для этой игры. Кто первый догадается тот и начнет игру и будет первым «пирогом».

Дети достают из сундука шляпу и проводят игру «Пирог».

Какую игру, связанную с охотой вы знаете и что нам, потребуется для этой игры сейчас? (ответы детей). Проводится игра «Охотник».

Ведущая. Как вы знаете ребята раньше не было телевизоров и люди не смотрели кино и мультфильмы, а рассказывали детям сказки, которые сочиняли сами. А вы любите сказки, много сказок знаете? (ответы детей). Тогда вы легко отгадаете мои загадки.

Приходили к нему Мышка,

Лиса, Зайка, Косолапый Мишка.

Он не низок, не высок,

Стоит в поле. (Теремок)

Как-то мышка невеличка

На пол сбросила яичко.

Плачет баба, плачет дед.

Что за сказка, дай ответ!

С пылу с жару из печи,

Ни минуты не молчит –

По тропинке катится

Подвигами хвалится. (Колобок)

В глухом лесу в своей избушке

Совсем одна живет старушка.

Метлой она не пол метет,

Ведущий. Ай да молодцы, все сказки узнали! Посмотрите, какая замечательная метла есть у меня, в какую игру мы с вами сейчас сыграем с этой метлой, для какого персонажа сказки и ведущего игры она нужна? (ответы детей). Проводиться игра «Баба – яга».

Ведущая. Друзья, храните народные традиции, справляйте праздники, пойте русские песни, читайте сказки, играйте в народные игры. Старинные народные игры да забавы и веселые, и интересные, и не хуже современных потех. Русский народ придумывал игры и забавы с заботой и любовью для своих детей, надеясь, что с их помощью они не только весело и полезно для здоровья проведут свое свободное время, а еще станут быстрыми, ловкими и сильными, научатся общаться друг с другом, ценить дружбу, приходить на выручку, быть честными и не бояться трудностей, твердо веря в свои силы и помощь друзей. А мы с вами прощаемся – праздник наш завершается!

Дружно с вами мы играли,

И нисколько не скучали,

А теперь пришла пора

Нам проститься детвора.

Без игры вы не скучайте,

Скучно станет – поиграйте!

«Горелки»

Цель. Развивать внимание; упражнять в быстром беге; развивать ориентировку в пространстве.

Ход игры. Играющие выстраиваются парами друг за другом – в колонку. Дети берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота». Последняя пара проходит «под воротами» и становится впереди, за ней идет следующая пара. «Говорящий» становится впереди, шагов на 5-6 от первой пары, спиной к ним. Все участники поют или приговаривают:

Выбегай скорее вон!

По окончании песенки двое ребят, оказавшись впереди, разбегаются в разные стороны, остальные хором кричат:

«Горящий» старается догнать бегущих. Если игрокам удается взять друг друга за руки, прежде чем одного из них поймает «горящий», то они встают впереди колонны, а «горящий» опять ловит, т.е. «горит». А если «горящий» поймает одного из бегающих, то он встает с ним, а водит игрок, оставшийся без пары.

«Золотые ворота»

Цель. Развивать ловкость и внимание, упражнять в танцевальных движениях.

Ход игры. Играющие выбирают двух ведущих. После этого ведущие берутся за концы платка и поднимают его вверх, образуя «золотые ворота». Остальные участники игры выстраиваются один за другим и гуськом проходят в «ворота», при этом говоря:

Пропускают не всегда!

В первый раз прощается,

Второй раз запрещается,

На последнем слове ведущие опускают руки и закрывают «ворота», задерживая одного из игроков платком. К то попался в воротца, тот что – нибудь исполняет, откупается (песня, стих загадка, пляска). Чтобы не быть пойманными, идущие невольно ускоряют шаг, иногда переходят на бег, а ловящие, в свою очередь, меняют скорость речитатива. Игра становится более подвижной и веселой.

«Пирог»

Цель. Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в беге, умению играть в коллективе.

Ход игры. Дети стоят в двух шеренгах друг к другу лицом. Между шеренгами садится участник, изображающий «пирог» (на него надета шапочка). Все поют:

Читайте также:  Скачать сталкер народная солянка объединенный пак 2 через торрент 2016

Да экий он высоконький,

Да экий он широконький,

Да экий он мякенький,

Сразу после слов «Режь его да ешь» к «пирогу» бегут по одному участнику от каждой шеренги. Кто первый коснется «пирога», уводит его в свою команду. На место «пирога» садится ребенок из проигравшей команды. Выигрывает группа, забравшая больше «пирогов»

«Охотник»

Ход игры. Одного из детей по считалке выбирают охотником, все остальные игроки – дичь. Охотник стоит посредине площадки с мячом в руках, остальные перемещаются по площадке. Охотник кричит «Дичь». Все останавливаются, и охотник со своего места пятнает кого-то из детей. Запятнанный становится помощником охотника. Игра повторяется.

Для усложнения детям позволяется уклонятся от мяча.

Цель. Учить двигаться с увертыванием, развивать творчество, передавая игровой образ.

Бабка Яга скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется – тот замирает.

Источник

Рабочая программа по дополнительному образованию «Народные игры»

Народные игры как часть традиционной культуры каждого народа всегда занимали значимое место в социализации ребенка. Передаваемые из поколения в поколение, они выбрали в себя лучшие национальные традиции. В них выражаются культура, быт, представления о нормах поведения в конкретных взаимоотношениях, в которых протекает жизнь ребенка.

Народные игры привлекают детей простотой, доступностью, занимательностью игровых действий, ярко выраженной эмоциональной окрашенностью. В отличие от народного праздника игра не имеет интегрирующего значения. Однако она является неотъемным его элементом, элементом народной культуры.

Игра, как особая форма общения была обязательной составляющей любого народного праздника, посиделок, вечерок и могла дать разнообразные переживания, почувствовать пластику танца и красоту пения, показать свою удаль и ловкость, эрудицию, сообразительность, юмор, свою индивидуальность в самых неожиданных ситуациях.

Игра, особенно детская (так как для детей игра – это совершенно необходимая форма их существования, самовыражения и состояния) несет только положительную психологическую функцию: успокаивает, раскрепощает, снимает внутреннее напряжение, дает выход избытку сил и эмоциям. А то, что она имеет жизненную важность для формирования характера человека, не вызывает сомнении.

В старые времена на Руси существовало около трехсот игр. Даже представить себе трудно. Сохранились только самые увлекательные. Сколько веселья и азарта дарили игры детям. А сколько ловкости и умения нужно для них.

Игры вызывают активизацию мыслительной деятельности школьников, способствуют расширению их кругозора, физических способностей, стимулируют естественное развитие организма детей. Кроме того, они воспитывают важные для лого человека качества, связанные с умение общаться и взаимодействовать в коллективе, отвечать за свой личный вклад в результат коллективной деятельности.

Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. Вместе в тем, на игры можно посмотреть, и с точки зрения педагогики и психологии, как средства образования и воспитания. В дополнении ко всему, это и отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить процессы мышления, фантазерства, эмоциональную составляющую нашей жизни. Русский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал именно таким образом, через игру.

Характерная особенность русских народных игр – движения в содержании игры (бег, прыжки, метания, броски, передачи и ловля мяча, сопротивления и др.) Эти двигательные действия мотивированы сюжетом игры. Специальной физической подготовленности играющим не требуется.

Таким образом, русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе русских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности русского народа в физкультурном аспекте деятельности.

Через игру школьники познают окружающий мир. Русские народные игры как бы созданы для того, чтобы подтвердить эту истину. Народные игры – своеобразная школа ребёнка. В них удовлетворяется жажда действия, предоставляется обильная пища для работы ума и воображения; воспитывается умение преодолевать неудачи, переживать их, постоять за себя и справедливость. Неоценимым национальным богатством являются календарные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. Многие из них имитируют серьёзные занятия взрослых – охоту на зверей, ловлю птиц, уход за посевом и т.д. Есть игры, в которых играющие делятся на команды. Чтобы при этом не возникало споров, использовались сговорки: Кого выбираешь? Что выбираешь? Что возьмёшь? Практически каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки. Считалка обнаруживает свою древнюю традицию. Обыкновение пересчитывать также идёт из быта взрослых.

Направленность программы «Веселуха» по содержанию является художественно – эстетической; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – групповой; по времени реализации – двухгодичной.

Новизна программы состоит в том, что обучающимся предоставляется возможность почувствовать целостность мира культуры, в котором невозможно разделить духовную и материальную культуру, разорвать цепь времён и поколений. Содержание программного материала включат в себя изучение народной игры. Осуществляется комплексный подход к духовно-нравственному развитию личности обучающихся посредством введения в программу разделов: «Народная игра» «Народный календарь» «Народное искусство» и «Народных традиций», приобщаясь к культуре, традициям и обычаям своего народа.

Актуальность программы обусловлена потребностью общества в творческой, активной, интеллектуальной и духовно-нравственно развитой личности. Программа «Веселуха»

— создание условий для развития ребенка;

— развитие мотивации обучающихся к познанию и творчеству;

— обеспечение эмоционального благополучия ребёнка;

— приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

— профилактику асоциального поведения;

— самоопределение творческой самореализации личности ребёнка

— интеллектуальное и духовно-нравственное развитие личности ребенка;

— укрепление психического и физического здоровья;

— взаимодействие педагога с семьёй обучающихся.

Педагогическая целесообразность программы «Веселуха» обусловлена тем, что все занятия направлены на развитие обучающихся самостоятельного творчества, которое определяется как продуктивная деятельность, в ходе которой ребёнок создаёт новое, оригинальное, активизирую воображение и реализует свой замысел, находи средства для его воплощения. Эффективным для творческого развития обучающихся является такой введение нового теоретического материала, которое вызвано требованием творческой практики. Обучающийся должен уметь сам сформулировать задачу, новые знания теории помогут ему в процессе решения этой задачи.

Читайте также:  Тест народные выступления в 17 веке

Данная программа строится на основе следующей системы дидактических принципов:

— принцип психологической комфортности – создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса;

— принцип деятельности – новые знания вводятся не в готовом виде, а через самостоятельное открытие его детьми;

— принцип минимакса – обеспечение возможности продвижения каждого ребенка своим темпом;

— принцип целостного представления о мире – при введении нового материала раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;

— принцип вариативности – формирование у детей умения осуществлять свой собственный выбор и предоставление им возможности выбора;

— принцип творчества – процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;

Обучить ребёнка народной культуре, играм, традициям, обычаям. Сформировать знания, умения и навыки в области духовно-нравственного восприятия.

Грамотно развить и воспитать ребенка – носителя и хранителя национальной культуры – посредством использования различных форм и методов эстетического образования.

Цель предполагает выполнение следующих задач :

— познакомить обучающихся с народными играми

— познакомить обучающихся с календарными и христианскими праздниками, традициями и обрядами. Фольклором и кукольным театром.

— развить внимание, память, наблюдательность.

— сформировать устойчивый интерес в изучении истории своей Родины, народной культуры, традиции и обычаев;

— сформировать интерес у ребенка к народным играм и поддержать его в течении всего срока обучения.

— воспитать чувство уважения и почитания народных традиций;

— воспитать чувство коллективизма, взаимопомощи, ответственности путем приобщения детей к совместным формам организации занятий (работа в паре, группе, команде)

— воспитать взаимоуважение, взаимопонимание в семье путем вовлечения детей и их родителей в совместную творческую деятельность (участие в конкурсах, праздниках).

Отличительной особенностью данной образовательной программы является её вариативность, что позволяет проводить обучение в тесной взаимосвязи с современной жизнью. Все образовательные разделы предусматривают усвоение не только теоретических знаний. Практические занятия способствуют развитию у детей творческих способностей, усвоению знаний и развитию образного мышления и творческого воображения ребенка. Возраст детей участвующих в реализации, данной образовательной программы 6 – 11 лет.

— познакомить с русскими народными играми с историей возникновения игр;

— показать дружное взаимодействие разных поколений ради общих семейных целей, общего блага;

— вызвать у детей понимание необходимости заботы друг о друге, своих близких, чувство доброты, сострадания, ответственности;

— познакомить с русской народной песней и народной игрой;

— развитие творческих способностей

— познакомить с календарно-обрядовой культурой;

— приобщение к народному творчеству;

— воспитание нравственного отношения к миру через обычаи предков;

— формирование наглядно-образных и чувственных понятий об окружающем мире;

— формирование мышления, фантазии, творчества в процессе художественно-практической деятельности детей;

— развитие творческих способностей.

В результате регулярного посещения занятий учащиеся должны:

— знать игры – из условия и правила – и использовать их в свободное время;

— использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;

— познакомиться с привычками и обычаями только известной местности, семейной жизни, известной среды, окружающей ребёнка;

— развить фантазию настолько, чтобы потом сам мог изобретать подобные игры;

В результате освоения программы воспитанник должен знать:

— О многосоставности понятия фольклор, его отличии от профессиональной культуры;

— Основные народные праздники и их отличия друг от друга;

— Знать игры – их условия и правила и использовать их в свободное время;

— Применять на практике полученные знания, участвуя в праздниках, фестивалях и др.;

— Организовать с пользой свой досуг для себя и общества.

— аукцион народной мудрости (викторины, кроссворды и др.)

— устный опрос по теме;

— итоговые мероприятия (занятие-обряд, занятие-праздник).

Источник

Подготовила: социальный педагог Семенова М.В.

Оборудование : игровое поле, цветик – семицветик.

Старик у ворот тепло уволок, сам не бежит, стоять не велит.(Мороз)

Задание №2 Частушки

Не хотела я плясать,

Стояла и стеснялась,

А гармошка заиграла,

Ты зачем меня шарахнул

Балалайкой по плечу?

Я затем тебя шарахнул,

Задание № 3 Пословицы.

Что нам делать для того, чтоб красиво говорить,

Все толково объяснить

Мысль свою бы пояснить,

А для этого нужна нам пословица одна.

Кто же больше всех их знает, тот нигде не пропадает.

Хлеб, да каша – пища наша.

На полях лежать и куска хлеба не видать.

Хлебушко – калачу Дедушка.

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

Без беды друга не узнаешь.

Книга, а в ней кукиш да фига.

Задание № 4 Русская народная песня.

Задание №5 скороговорки

Говорить мы все умеем,

Но сейчас проверим вас,

Кто из команды без запинки

В срок скороговорку произнести.

Шесть мышат в камышах шуршат.

Три сороки – тараторки, тараторили на горке.

Шел косой козел с косой.

Задание№6 Сказка – театр.

Роли: царь, царица, дочка Марфа, конь, шут, кот, дуб, Соловей- разбойник.

«Лети, лети лепесток,

через Запад, на Восток

Через Север, через Юг

Возвращайся, сделав круг,

Лишь коснешься ты земли, быть по – моему вели»

А теперь пусть каждый из вас загадает свое заветное желание, поверьте оно обязательно сбудется.

Ну а теперь представляем слово жюри. Все с нетерпением ждем результатов, так какая же команда победила?

Источник

Поделиться с друзьями
Блог о здоровье и полезных жизненных советах