Познавательное развитие народные промыслы подготовительная группа

Конспект НОД по познанию в подготовительной к школе группе на тему: «Русские народные промыслы»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Дети учатся различать и называть предметы быта, игрушки, посуду русских народных мастеров-умельцев. Видеть красоту, созданную руками народных умельцев, приобщая детей к культурно-историческому наследию своего народа. Прививаем уважение к труду русских народных мастеров. Дети учатся понимать смысл пословиц и поговорок, учатся объяснять их.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №79 комбинированного вида

Выборгского района Санкт-Петербурга

в подготовительной к школе группе

на тему: «Русские народные промыслы»

Подготовила и провела:

воспитатель гр. «Заячий островок»

Материалы и оборудование

Интеграция с другими образовательными областями

Образовательная область «Развитие речи»

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

«… Клетки, кольца, завиточки,

Змейки, ленточки и точки…»

«Белый фон, как снег пушистый,

А на нем лишь синий цвет.

Он узор рисует чистый

И других здесь красок нет». Раскрасить чашку.

«Листочки, ягодки, цветочки,

Здесь хозяева – три цвета:

Красный, черный, золотой». Расписать разделочную доску.

Образовательные технологии, используемые в работе.

Ход игры – путешествия

Дети: Ярмарка – это веселый, яркий базар, куда люди съезжались из разных городов и деревень, чтобы купить или продать товар…

Педагог: Откуда народ брал товар?

Дети: Летом деревенские жители работали в поле, а в долгие зимние дни и вечера делали глиняную и деревянную посуду, игрушки для ребят…

А какие вы пословицы о труде можете вспомнить?

Дети: Умелец да рукоделец себе и другим людям радость приносит.

Педагог: Какой смысл заложен в этой пословице?

Дети: Человек трудится, старается, а потом люди радуются, когда покупают игрушки или посуду. И сам умелелец радуется, что его работа нравится людям.

Педагог: А еще какие пословицы о труде вы знаете?

Дети: Не учись безделью, а учись рукоделью.

Доброе дело само себя хвалит.

Откладывай безделье, да не откладывай дело.

Каков мастер, такого и дело.

Какие труды, такие и плоды.

Красна птица перьем, а человек уменьем.

Хорошая работа два века живет.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Педагог: Молодцы. Пора отправляться на ярмарку.

Давайте встанем полукругом.

На чем мы сможем добраться до ярмаки?

Дети: …на велосипеде…, на машине…, на ракете…, на самолете…, на автобусе…, на катере…, на лодке…

Педагог: Молодцы. Как можно назвать одним словом всё то, что вы мне сказали?

Педагог: Правильно… А я предлагаю полететь на воздушном шарике.

Дети сочетают речь с движением пальцев рук:

Оставайся большой трубочку», пятятся назад, образуя

И не лопайся. большой круг.

трубочку», двигаясь к центру круга.

Дети, вдохнув, дуют, снова образуя большой круг.

Взявшись за руки, пробегают один круг.

Педагог: Вот мы с вами приземлились на поляне перед ярмаркой.

Буквы соединяете с первыми звуками названия картинок и читаете пословицу.

Выставить на фланелеграф пословицу-головоломку.

Источник

НОД в подготовительной группе «Народные промыслы России »
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

НОД в подготовительной группе «Народные промыслы России »

Скачать:

Предварительный просмотр:

НОД в подготовительно « Народные промыслы России й группе»

Цель: формирование представления детей о русских промыслах (гжель, хохлома, дымковская игрушка, городецкая роспись)

В группе организована выставка «Народные промыслы России».

Воспитатель: дети, я сегодня получила

сказочное письмо, давайте посмотрим,

Дети: давайте посмотрим.

Воспитатель с детьми открывают

конверт и находят в нем аудиодиск.

Воспитатель включает аудиозапись:

«Дети, я сказочница-хранительница

русских народных промыслов, очень

торопилась к вам в гости с сюрпризом,

но злой сказочный волшебник заколдовал

все тропинки на моем пути. Помогите

найти волшебные ключики, тогда я смогу

найти к вам дорогу, их 3 и они в вашей группе.

А помогут вам ваши знания русских

народных промыслов! Спешите!»

Воспитатель: дети, а что такое русские народные

Дети: это то, что мастерили русские люди…

Воспитатель: да, русские люди – удивительный

народ. Они всегда стремились к красоте, замечали

ее вокруг себя: восход солнца, снегопад, хоровод

осенних листьев. Своими руками русские люди

тоже творили чудеса: делали посуду, игрушки

и много других предметов, не для музеев и выставок,

а для своей семьи, своих детей.

Так появились русские народные промыслы.

Ну, что ж, поможем сказочнице – хранительнице народных промыслов, найдем волшебные ключики.

Воспитатель: тогда в путь. Мы с вами отправляемся в Подмосковье. А куда, я вам подскажу:

Есть в России такое местечко,

Где белая рощица, синяя речка.

И светлеет вода родниковая,

И дыхание ветра свежей,

Расцветает в полях васильковая,

Воспитатель: дети, а почему в стихотворении Гжель называют васильковой и незабудковой?

Дети: потому, что цвета голубые, синие…

Воспитатель: где расположен узор?

Воспитатель: а Слава знает сказку про Гжель? Хотите послушать?

Рассказ Славы: В некотором царстве, в некотором

государстве, недалеко от Москвы, средь полей и лесов

стоит деревенька Гжель. Давным-давно жили там

смелые да умелые, весёлые да красивые мастера.

Собрались они однажды и стали думу думать, как бы

Читайте также:  Тест на тему русское народное творчество 3 класс

им мастерство своё показать, да людей всех

порадовать, край свой прославить. Думали-думали и

придумали. Нашли они в своей сторонушке глину

чудесную, белую-белую, и решили лепить из неё

предметы разные. Мастера не только лепили свои изделия, но и расписывали посуду синей краской разных оттенков. Сами гжельцы любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Рисовали на изделиях различные узоры из сеточек, полосочек, цветов. Изображали сказочных животных и птиц. Всегда одной краской. А какая нарядная и праздничная получилась роспись. Полюбилась людям красивая работа мастеров, и стали называть её “нежно-голубое чудо”.

Воспитатель: спасибо, Слава, замечательная сказка. Дети, давайте найдем на нашей выставке гжельскую посуду и сувениры.

Воспитатель с детьми подходят к выставке, находят Гжель и обсуждают узор росписи.

Воспитатель: дети, а как можно назвать одним словом изделия Гжельских мастеров?

Дети: гжельская керамика.

Воспитатель: а сейчас выложите на ковре модель работы гжельских умельцев.

Дети выкладывают модель и рассказывают по ней о работе мастеров Гжели.

Воспитатель: посмотрите, а вот и второй ключик!

Мы нашли его и помогли нам ваши знания.

Продолжим наш путь.

Есть, дети, старинный город. Там живут веселый

народ. Разрисовывают мастера ворота, ставни,

мебель, посуду яркими цветами и сказочными

птицами. Что это за город?

Есть на Волге город древний,

По названью – Городец.

Славится по всей России

Своей росписью творец.

Ярко красками горя,

Чудо- птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

На экране ноутбука появляется слайд с

изделиями городецкой росписи.

Дети рассматривают предметы.

Воспитатель: а какой росписью расписаны

доски и другие предметы?

Дети: городецкой росписью.

Дети и воспитатель подходят к выставке и

находят предметы, расписанные городецкой росписью.

Воспитатель: а какими красками и приемами пользуются городецкие мастера?

Дети: городецкие мастера пользовались голубой, розовой, оранжевой красками. Рисовали разные завитки.

Воспитатель: правильно, Городецкая роспись отличается своей особой праздничностью и красочностью. Орнамент с пышными бутонами, соцветиями, листьями создаёт светлое настроение. Узоры светятся разными оттенками голубого и розового, фиолетового и оранжевого цветов. Важная часть Городецкой росписи – это оживление рисунка узорными декоративными сеточками, завитками и ушками.

Красота всем нравится.

И весенней просини.

Дети и воспитатель любуются досками и

другими предметами, расписанными городецкой

Воспитатель: дети, а вот и третий волшебный ключик, значит, вы все правильно рассказали про замечательных городецких мастеров.

И мы поспешим в село Дымково.

Дети и воспитатель подходят к ноутбуку.

Воспитатель: в селе Дымково делают

дымковские игрушки. Вы с ними уже хорошо

знакомы. Посмотрите на них.

На экране ноутбука появляется слайд с

изображением дымковских игрушек.

Воспитатель: посмотрите, какие они яркие, веселые и нарядные. Сколько озорства, веселья вложил мастер в эти игрушки. Значит, и сам мастер был человек весёлый.

У этих игрушек,
У этих зверюшек,
Веселая, яркая гамма цветов
А сколько полосок, штрихов
Завитушек, колечек и точек
И разных кружков.

Воспитатель: ласково и нежно эту игрушку называют дымка. Давайте рассмотрим на нашей выставке дымковскую игрушку.

Дети и воспитатель возвращаются к выставке

и рассматривают дымковские игрушки.

Воспитатель: а какие элементы росписи

дымковской игрушки вы видите?

Дети: игрушки украшены кружочками, прямыми

и волнистыми полосками, клеточками, пятнами и

Воспитатель: а какие краски используют художники, раскрашивая дымковскую игрушку?

Дети: яркие краски… малиновые, красные, зеленые, желтые, оранжевые, синие.

Воспитатель: правильно, поэтому дымковские игрушки веселые и пестрые от такого хоровода красок! Вот барыни в цветастых кокошниках, а вот павлины с нарядными хвостами! А из чего сделаны дымковские игрушки?

Воспитатель: значит, это какие игрушки?

Воспитатель: а глиняные игрушки могут разбиться?

Воспитатель: дети, смотрите, у меня все игрушки перебились, помогите их собрать.

Дети собирают разрезные картинки «Дымковская игрушка»

Сказочница-хранительница: спасибо, дети, во т порадовали! А какая красивая выставка! Вижу я, что знаете вы много о творениях русских мастеров! Храню я богатство русских мастеров, и хожу по России, рассказываю всем о красоте русских народных промыслов! Пора мне в дорогу, до свидания!

Воспитатель : дети, а давайте к нашей выставке добавим свои работы и оформим вернисаж «Народные промыслы России?

Воспитатель : но для этого надо выполнить еще одно задание и вспомнить элементы каждой росписи. Готовы?

Дети выкладывают картинки – предметы к соответствующей картинке с изображением элементов росписи.

Проходите к столу и приступайте к работе!

Вы сегодня настоящие матера русского народного промысла!

Дети рисуют, используя трафареты, на выбор выбирают любую роспись.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АннотацияВсе мы – родители, воспитатели пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?» Ребенок поп.

Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров.

Цель: показать родителям, что их ребенок 6 – 7 лет проходит непростой период в жизни, учить их смотреть на мир его глазами, постараться понять его, оказать поддержку.

Цель: Закрепить у детей представления о произведениях декоративно-прикладного искусства, в частности о русской матрёшке.

Выпускной бал «Фильм-фильс-фильм». Музыкальная сказка «Аленький цветочек».

Источник

Конспект НОД в подготовительной группе «Народные промыслы»

Конспект НОД в подготовительной группе «Народные промыслы»

Конспект интегрированного НОД в подготовительной группе

Интеграция образовательных областей : познание, художественное творчество, физическая культура, развитие речи

Виды деятельности : продуктивная, коммуникативная

Цель : развитие творческих способностей и речи через закрепление мотивов народного декоративно-прикладного творчества

Закрепить знания детей о русском народном декоративно-прикладном искусстве

Различать виды народного декоративно-прикладного искусства

Различать и называть знакомые народные игрушки (Дымка, предметы разных промыслов (Жостово) с растительным узором (Городец, Хохлома, Гжель)

Читайте также:  Татарская народная сказка башмак

Воспитательные задачи : воспитывать любовь к прекрасному, к народному декоративно-прикладному искусству

Предварительная индивидуальная работа : заучивание стихотворений наизусть

Ответы детей : человек славится тем, что он хорошо умеет делать, в чём он мастер

Посмотрите! Эти вещи

Нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты

Древней, чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России,

Мир преданий и добра,

Чтоб сказать, что есть в России

На доске появляется изображение гжельской росписи.

В : почему эти изделия называют гжельскими?

Дети : потому что они из деревни Гжель

В : Чем же эта роспись отличается от других росписей, как вы её узнали?

Дети : всего два цвета : белый и синий!

В : Что обычно расписывают этой росписью?

Дети : гжелью обычно расписывают посуду или фарфоровые фигурки

В : давайте посмотрим, что на нашем столике есть из гжели?

Дети подходят к столику с предметами народного промысла

Арсений, выбери предмет гжельской росписи.

Если в Гжели вы бывали,

То посуду там видали,

Что за синие просторы!

Дети возвращаются на стульчики. На экране изображение дымковской игрушки

Дети : Дымковская игрушка

В : почему она так называется?

Дети : потому что она из седа Дымково

В : что изображают эти игрушки?

Дети : дымковские игрушки изображают людей и животных

В : из чего сделаны эти игрушки?

Дети : эти игрушки сделаны из глины, затем их обжигают в печи

В : какие элементы использовали умельцы в этой росписи?

Дети : волнистые линии, геометрические фигуры, горошины

Дети подходят к столу

Дарина берёт дымковскую игрушку и рассказывает стих :

В Дымково есть мастера,

Глиной заняты с утра.

Лепят барынь расписных

И зверушек озорных.

Дети возвращаются на свои места. На экране появляется изображение предметов городецкой росписи

В : ребята, а это у нас какая роспись?

Дети : это городецкая роспись!

В : почему она называется городецкой?

Дети : потому что она из города Городец

В : что расписывали городецкой росписью?

Дети : изделия домашнего обихода, предметы быта

В : как вы узнали городецкую роспись? Какие образы используют в ней мастера?

Дети : часто используется образ коня и птицы

В : а почему именно этих животных выбрали умельцы?

Дети : конь считается символом богатства, а птица – символом счастья

В : умнички! Давайте пройдём к нашему столику. Ваня, выбери предмет городецкой росписи

Ваня Попов выбирает :

Едет в город Городец

Покупать товар купец :

Люльки, доски и качалки

Дети возвращаются на свои места. На экране изображение жостовского подноса..

В :дети, что это за роспись?

Дети : это жостовская роспись

В.: Где зародилась эта роспись?

Д. В селе Жостово Московской области

В : Что расписывали этой росписью?

Д. железные подносы разной формы

В На каком фоне делают эту роспись и какие используют краски?

Д. На черном фоне, красную, желтую, зеленую и синюю.

В. Что служило основным мотивом для росписи?

Д. Букеты садовых и полевых цветов.

Дети : На подносе из металла

Я цветы нарисовала

Россыпь маков, лилий, роз

В : молодцы! Дети, посмотрите внимательно, а есть ли у нас тут роспись, которую мы не называли?

Дети : да! Это хохломская роспись!

В : Анечка, расскажи нам про неё

Блещут золотом дома!

Миски, ложки, чаши, блюда –

Золотая вся посуда!

В :что же такое хохлома, почему её называют золотой?

Д : потому что много жёлтого цвета

В : а ещё какие цвета используют хохломские мастера?

Дети : чёрный, красный, зелёный

В : что расписывают этой росписью?

Дети : посуду, мебель

В : какие элементы присутствуют в этой росписи?

Дети : ягодки, листочки, завиточки

В : правильно, дети, и это называется растительный орнамент, потому что он берётся из природы

В : дети, а посмотрите, какие красивые ложки хохломские! А вы знаете, что ложки сначала были простые, для еды, а затем их стали украшать росписью и стало это искусством. Но в последствии, появились ложкари. А кто же это такие? Это не те, которые их изготовляет, а которые играют на них и с ними танцуют! А ну, ребята, взяли ложки! Давайте попробуем сыграть на них! Постучим ими, послушайте, как ложки красиво звучат!

Дети постучали ложками

Дети проходят к столам и садятся.

В : какие это ложки у нас?

В : как мы с вами будем расписывать ложки?

Дети : хохломской росписью

В : А что нужно сделать перед рисованием?

Дети : размять ручки!

В. И дети делают пальчиковую гимнастику.

В : берём кисточки в руки : держим кисточку вот так :

Это трудно? Нет, пустяк!

Вправо-влево, вверх и вниз,

Побежала наша кисть.

Кисточка бежит кругом

Закрутилась, как волчок,

За тычком идёт тычок!

В : ребята, давайте возьмём наши краски, которые мы с вами изготовили, и распишем ложки золотой хохломой!

Звучит музыка, и дети расписывают ложки

В : о каких видах росписи мы говорили?

В : а на память о нашем путешествии вам остаются эти ложки, которые вы расписали сами.

Источник

НОД в подготовительной группе «Народные промыслы»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Цель: Формирование у детей познавательного интереса к русской культуре через ознакомление с народными промыслами русского народа.

Задачи:- Развивать навыки художественного творчества детей.

-Закрепить знания детей о народных промыслах: гжель, дымково, хохлома, жостово, городец.

-Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус

-Учить различать особенности характерные для каждого вида росписи.

-Содействовать обогащению словаря, развивать навыки речевого общения в совместной деятельности.

— Продолжать знакомить с народными традициями, воспитывать уважение к труду народных мастеров.

— Воспитывать у детей гордость за свою страну.

Скачать:

Предварительный просмотр:

НОД в подготовительной группе «Народные промыслы»

Цель: Формирование у детей познавательного интереса к русской культуре через ознакомление с народными промыслами русского народа.

Читайте также:  Список ныне живущих народный артист ссср

Задачи:- Развивать навыки художественного творчества детей.

-Закрепить знания детей о народных промыслах: гжель, дымково, хохлома, жостово, городец.

-Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус

-Учить различать особенности характерные для каждого вида росписи.

-Содействовать обогащению словаря, развивать навыки речевого общения в совместной деятельности.

— Продолжать знакомить с народными традициями, воспитывать уважение к труду народных мастеров.

— Воспитывать у детей гордость за свою страну.

Оборудование: изделия народных промыслов, работы детей, заготовки для росписи.

Предварительная работа: Беседы о народных промыслах, лепка дымковских игрушек, роспись силуэтов посуды, разучивание стихов.

Воспит. : Ребята, сегодня, я хочу пригласить вас в музей, но прежде давайте вспомним правила поведения в музее. (ответы детей). Правильно: громко не говорим, внимательно слушаем и не трогаем экспонаты руками. Воспитатель приглашает детей пройти в зал.

Воспит. : Сегодня в музее выставка работ народных умельцев. Давайте подойдем к первому стенду (дымка).

Экскурсовод (ребенок) : В Дымково есть мастера

Глиной заняты с утра.

Лепят барынь расписных

И зверушек озорных.

Дымковская игрушка-русский народный промысел, который зародился в слободе Дымково, около города ВяткИ. Дымковские игрушки делаются из глины. В основном это барыни, скоморохи, нарядные индюки и петухи. Для росписи мастера использовали яркие краски, узорами служат простые геометрические фигуры.

Восп. : Внимательно слушали экскурсовода? В каком селе делают эти веселые игрушки?

Восп. : А где же находится это село?

Дети: Недалеко от города Вятка, на берегу реки Вятка.

Экскур. : Молодцы, ребята.

Восп. : Ну что же пойдем дальше.

Подходят к стенду с жостовскими подносами.

Экскурсовод (ребенок) : На подносе из металла

Я цветы нарисовала

Россыпь маков, лилий, роз

Вот он- жостовский поднос.

Жостовская роспись- народный промысел, который зародился в деревне Жостово, Московской области. Жостовские мастера расписывают металлические подносы разной формы. Роспись они делают по черному фону. В качестве основного мотива используют букет из садовых и полевых цветов. В русской культуре поднос символизирует богатство, достаток в доме.

Восп. : Ребята, а какие краски используют мастера при росписи подносов? На каком фоне?

Дети: красную, желтую, зеленую, синюю. На черном фоне.

Восп. : Уважаемый экскурсовод, правы ли наши дети?

Воспит. : А это что за посуда? Такая белая с сине-голубыми цветами.

Дети: Это гжельская посуда.

Экскурс. : Правильно, ребята. Если в гжели вы бывали

То посуду вы видали

Что за синие просторы

Гжель- старинный народный промысел. Первые гжельские мастера обжигали керамическую посуду в печах и называли ее- Гжель. Покрывали посуду белой эмалью и расписывали в синих тонах. Местность, в которой производили гжельскую посуду, тоже стали называть Гжелью.

Восп. : Дети, а какие элементы росписи использовали гжельские мастера?

Дети: Точки, полоски, мазки, бордюры.

Восп. : А почему они использовали только синий цвет и его оттенки

Дети: Мастера хотели передать цвет синего гжельского неба на своих изделиях.

Восп. : Молодцы! Ребята, а русские мастера умели не только трудиться, но и веселиться. А какое же веселье без игры. Давайте ка и мы с вами поиграем в р. н. игру » ЗАРЯ».(проводится игра)

Восп. : Ну, веселиться вы тоже умеете, но давайте вернемся к музейным экспонатам и подойдем поближе к следующему стенду.

Экскур. (ребен.) : Едет в город Городец

Покупать товар купец

Люльки, доски и качалки.

Городецкая роспись-русский народный промысел зародившийся в районе города Городец. Яркая городецкая роспись выполнена в основном черной краской

, украшала прялки, мебель, ставни, двери и другие изделия домашнего обихода. В городецкой росписи часто используется образ коня, символизирующий богатство и образ птицы- символом счастья.

Восп. : А знаете ли вы, что Городец-родной брат Москве. Он моложе Москвы всего на 10 лет. Основал его так же, как и Москву Юрий Долгорукий.

Восп. : Пройдем к последнему стенду нашего музея.

Экскур. (реб.) : Хохлома, хохлома

Блещут золотом дома!

Миски, ложки, чашки, блюда-

Золотая вся посуда!

Хохлома-старинный народный промысел, зародившийся в округе Нижнего Новгорода. Хохлома- это декоративная роспись деревянной посуды и мебели, выполненная черным и красным цветом по золотистому фону. Для хохломской росписи характерен растительный орнамент: цветы и листья украшают эти изделия.

Восп. : ребята, а какие еще элементы хохломской росписи вы знаете?

Восп. : Молодцы! К сожалению, наша экскурсия подошла к концу. И в заключении я хочу сказать, что велика наша родина-Россия и что богата она талантами. Наверняка, и из вас вырастут хорошие мастера. И не важно где вы будете трудиться, когда станете взрослыми, главное, чтобы вы вкладывали в свой труд всю душу, все старание и умение и у вас все получится. А на память о нашей выставке, я хочу пригласить вас на настоящую ярмарку.

Восп. : Солнце яркое встает,

Спешит на ярмарку народ!

Открывается занавес. За столом стоит барышня и зазывает гостей:

Что понравится берите.

Восп. : Вы можете выбрать любую, понравившуюся, заготовку и проявить свое умение в росписи дымковской или городецкой, а может быть жостовской или хохломской.

Дети выбирают заготовки.

Восп. : Все довольны? Понравилась вам экскурсия? Работы каких мастеров были представлены в музее (ответы детей)

— Давайте поблагодарим наших экскурсоводов и попрощаемся с ними.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Успешному развитию творческих способностей детей помогает умелое использование произвелений народного прикладного искусства.

НОД в подготовительной группе «Народные промыслы России ».

Представляю вашему вниманию конспект интегрированного НОД (познавательное и художественно-эстетическое развитие) по Урало-сибирской росписи.

Закрепление знаний детей о разнообразии и особенностях народных орнаментов в досуговой деятельности.

Интегрированное занятие для детей подготовительной группы «Народные промыслы&raquo.

воспитание познавательного интереса к изучению своего края.

Источник

Поделиться с друзьями
Блог о здоровье и полезных жизненных советах