Познавательное развитие народные промыслы старшая группа

НОД познавательное развитие в старшей группе «Народные промыслы»

НОД Познавательное занятие старшая группа

-развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству;

-способствовать развитию у детей эстетического вкуса, формированию прекрасного;

-учить видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий;

-вызвать у детей желание побыть в роли мастеров, расписывающих матрешек.

-развивать мелкую моторику рук.

-работа с раскрасками;

-беседы с детьми о русских народных традициях ;

Материал и оборудование :

— изделия русских народных промыслов : деревянная посуда с хохломской росписью, предметы гжельской керамики, образцы гжельской росписи, посуда и игрушки с городецкой росписью, посуда и подносы с жостовской росписью, разнообразные русские матрешки.

Воспитатель : Тогда предлагаю начинать…. Мы перенесемся с вами в прошлое. На много-много лет назад и узнаем, какими промыслами владели наши с вами предки.

Основная часть : описание ремесел :

Воспитатель : Проходите, гости дорогие, не стесняйтесь! Посмотрите наши товары! Знакомы вам эти изделия?

Дети : Дааааа …. Нееееттт…

Воспитатель : А давайте ка я вам, ребята дорогие, расскажу о наших товарах. (последующий рассказ сопровождается демонстрацией посуды и игрушек)

2. Городецкая деревянная игрушка разнообразна по тематике : люди, лошади, пароходы и т. д. Выразительность формы, яркие, живые краски, наивный «детский» орнамент всё это придаёт игрушке оригинальность, свежесть.

3. Жостовская роспись — народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово. Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному, причем мастер работает сразу над несколькими подносами.

Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.

По назначению подносы делятся на две группы : для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение.

По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и др.

1. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным, зелеными и золотистыми тонами по чёрному фону. На дерево при выполнении росписи наносится незолотой, а серебристо- оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности.

2. Матрёшка, русская красавица Чем она привлекает? Своей простотой и яркой росписью. Прелесть матрёшки не только в её красочности, но и в занимательности. Всех восхищают и удивляют куклы, вложенные одна в другую. Выражение лица у каждой матрёшки своё.

Наиболее известны семёновские и загорские матрёшки, а также полхов-майданские. Все они отличались элементами росписи, но каждая была «одета» в крестьянский костюм : расписной сарафан, платок, полушалок, передник.

Есть для вас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть :

Может три, а может шесть.

Наша …. (Русская матрешка)

Воспитатель : Ой ребята, какие же вы молодцы! И все знаете, и все помните и загадку отгадали!

Воспитатель : А теперь давайте поиграем с вами в игры, в которые играли детки на Руси.

К этой полезной игре можно подготовиться за три минуты.

Возьмите длинную веревочку и две палочки, а посередине можно сделать узелок.

Начинаем соревнование. Пусть два участника возьмут палочки и быстро начнут наматывать на них веревочку.

Кто первым домотал до узелка, становится победителем.

Воспитатель : Ох ребята, какие же вы ловкие и быстрые! Вы молодцы! Ой а кажется мы что-то забыли сделать! Посмотрите внимательно на наших матрешек! Что-то с ними не так!

Дети отвечают, что у них нет лиц

Воспитатель : Правильно ребята! Предлагаю вам подойти к последнему столу – и в многообразии лиц выбрать то для своей матрешки, которое соответствует вашему настроению в эту минуту!

Дети выполняют задание.

Воспитатель : Ребята где мы с вами сегодня побывали и о чем говорили?

Источник

Непрерывная образовательная деятельность по познавательному развитию на тему «Народные промыслы»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №43 «Лесная сказка»

Конспект непрерывной образовательной деятельности
по познавательному развитию на тему «Народные промыслы»
для детей старшего дошкольного возраста

Воспитатель:
Хисамова А.Г.

НОД в группе старшего дошкольного возраста по познавательному развитию на тему «Народные промыслы»

Интеграция образовательных областей:

1) «Познавательное развитие»;

3) «Художественно-эстетическое развитие»;

Цель: воспитывать эстетическое отношение к народному прикладному искусству, прививать интерес к различным видам народных промыслов, к разнообразным природным материалам, из которых делали мастера различные изделия

— Расширять представление детей о старинном быте людей (познавательное развитие).

— Закрепить с детьми понятие «народные промыслы»;

3. Активизировать мыслительную деятельность, закрепить в лексиконе детей слова : быт, мастера, росписи, резьба (речевое развитие).

— Прививать детям интерес к различным видам народных промыслов, к разнообразным природным материалам, из которых мастера делали различные изделия (познавательное развитие).

— Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.

— практические – просмотр слайдов, ответы детей, игра.

— наглядные – демонстрация презентации, демонстрация примеров росписи на посуде, игрушках;

— словесные – беседа, вопросы к детям.

Материалы и оборудование :

— посуда с росписью гжель;

Вступительная часть НОД:

В: Ребята послушайте стихотворение:

«Поезжай за моря-океаны,

Надо всею землёй пролети:

Есть на свете различные страны,

Но такой, как у нас, не найти.

Глубоки наши светлые воды,

Широка и привольна земля,

И гремят, не смолкая, заводы,

И шумят, расцветая, поля. »

— А как нас с вами называют? (Россияне, русские)

Основная часть НОД:

— Посмотрите и скажите, что можно было купить на ярмарке? (Ответы детей)

— До наших дней сохранились в России традиционные промыслы : резьба по дереву, плетение кружев, изготовление глиняной посуды и ее роспись…

В: А между работой нужно и отдохнуть, как вы думаете, как отдыхали рабочие? (ответы детей)

В: конечно же играли! Ребята, давайте и мы с вами поиграем!

Хоровод «Во саду ли, в огороде»

Участники идут вправо по кругу, взявшись за руки, встав поочерёдно: молодец, барышня и поют слова песни:

«Во саду ли, в огороде

(все идут в круг, говорят молодцы, в конце слов топают ногой, при этом молодцы с небольшой силой затягиваю барышень в круг, а барышни слегка упираются).

Что вы, что вы, что вы, что вы».

(Все идут из круга, говорят барышни)…. – 2 раза.

-Что делали люди из глины? (показ слайда №8) (ответы детей)

В: Ребята, подойдите все поближе, чтобы внимательно рассмотреть посуду, на которой изображена роспись гжель.

— Ребята, какой еще материал природа дарит человеку? Это дерево, оно всегда было любимым и легкодоступным материалом (слайд №11)

-А вот и росписи по дереву! Одно из самых ярких явлений в искусстве росписи – это Хохлома! (слайд №13)

Хохломские узоры украшали также столы, стулья, панно.

В: Ребята, а у вас дома не встречалось ли посуды или мебели, на которой была бы изображена хохлома? (ответы детей)

В: Ребята, подойдите к следующему столу, на нем представлены игрушки и шкатулки, на которой изображена хохлома.

Эти вещи нынче в гости к нам пришли!

Чтоб ввести нас в мир России, в мир преданий и добра!

Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди-мастера!

Заключительная часть НОД (рефлексия):

В: Что для вас было сложно сегодня?

В: Все ли вам удалось?

В: Ребята, все с чем мы сегодня познакомились как можно назвать одной фразой? ( народные промыслы ).

Источник

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Народные промыслы на весёлой ярмарке»

по познавательному развитию

на тему: «Народные промыслы на весёлой ярмарке»

для детей старшей группы.

Образовательные технологии: здоровьесбережение, ТРИЗ.

-продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами: Дымково, Хохлома, Гжель;

-закреплять понимание взаимосвязи русского декоративного прикладного искусства, русской народной музыки и русского фольклора;

-дать понятие детям «декоративно-прикладное искусство»;

-развивать наблюдательность, умение видеть отличительные особенности изделий, фон, колорит росписи, элементы узора;

-приобщать детей к истокам русской народной культуры.

-развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству;

-воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам;

-продолжать воспитывать в детях любовь к народным традициям, народной музыке, устному народному творчеству.

-активизировать словарный запас при помощи слов: «ярмарка», «Гжель», «Хохлома», «Дымково», «Самовар».

-способствовать развитию у детей эстетического вкуса, формированию прекрасного;

-учить видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий;

-вызвать у детей желание побыть в роли гжельских мастеров и самостоятельно выполнить узоры Гжели на бумажных шаблонах сервиза.

-развивать мелкую моторику рук.

Работа с родителями: обращение к родителям с просьбой выучить с детьми данные им стихи о русских народных промыслах.

Ход непосредственно-образовательной деятельности.

Воспитатель, одетый в национальный русский наряд звонит в бубен и обращается к детям со словами:

Что я вижу! Что за диво!

Сколько радости вокруг!

Правда, детки, тут красиво?

Аж захватывает дух!

Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие, пожалуйте на весёлую ярмарку! С давних пор у русского народа был обычай устраивать весёлые ярмарки, на которые съезжались люди из разных деревень. А вы знаете, ребята, что такое «ярмарка»?

Воспитатель: Правильно, ярмарка-это место, где никому не тесно, куда отовсюду свой товар привозят, продают, меняют, и если понравится, покупают и везут домой.

Воспитатель: Подходите, да смотрите, какие здесь товары, игрушки да посуда собраны!

Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли!

Чтоб поведать нам секреты древней чудной красоты!

Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра!

Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди-мастера!

Воспитатель: Ребята, давайте поглядим, что же у нас тут есть на ярмарке? Отгадайте-ка загадку!

Игрушки эти не простые, а волшебно-расписные:

Белоснежны как берёзки, кружочки, клеточки, полоски.

Простой, казалось бы, узор, но отвести не в силах взор.

Дети: Это дымковские игрушки.

Воспитатель: Правильно! А скажите, пожалуйста, откуда они к нам приехали? Где их мастерят?

Дети: из села Дымково.

Воспитатель: Совершенно верно! Поэтому и название у них такое-дымковские игрушки. А давайте прочитаем про село Дымково стихи.

Много сказочных мест у России

Городов у России не счесть.

Может где-то бывает красивей,

Но не будет роднее, чем здесь.

Возле Вятки самой- Дымково посёлок.

Окаймлён лесами уголок весёлый.

В нём, не ища покоя, продолжая труд,

Мастера и мастерицы славные живут.

Воспитатель: Молодцы, спасибо, ребята. Действительно, славные мастера живут в селе Дымково. Они и сейчас продолжают нас радовать своими красивыми игрушками.

Воспитатель: Теперь пойдём-ка дальше по базару-посмотреть кой-какого товару! Ах! Что за диво! Взгляните-ка, какая интересная деревянная посуда с необычной росписью! Кто из вас знает, как эта посуда называется?

Ребёнок читает стихотворение о Хохломе:

Как волшебница жар-птица

Чародейка-мастерица, золотая Хохлома!

И богата, и красива

Гостю рада от души!

Кубки, чаши и ковши!

Воспитатель: Ах, как же хороша хохломская посуда! Одно удовольствие из неё пить и есть!

Воспитатель: А ну, пойдём дальше по ярмарке гулять! Чего здесь только нет: и матрёшки, и бусы разные, угощения всякие!

А сейчас, друзья мои, у меня будет к вам просьба: послушайте, пожалуйста, стихотворение и найдите такие предметы на нашей ярмарке, о которых в нём говорится.

Синие птицы по белому небу,

Море цветов голубых.

Читайте также:  Связь времен в народном искусстве 5 класс изо тест с ответами

Подносы и ложки-быль или небыль?

Изделия рук золотых!

Да! Это синяя сказка-глазам загляденье,

Словно весною капель!

Ласка, забота, тепло и терпенье-

Русская звонкая Гжель!

(Дети находят предметы Гжели)

Воспитатель: Ребята, скажите, а дома у вас есть изделия с такими синими узорами?

Воспитатель: А сейчас, ребята, я вам предлагаю послушать сине-голубую сказку. А почему она так называется, сейчас догадаетесь сами.

(дети садятся на стульчики полукругом, воспитатель читает сказку и показывает картинки с изображением гжельской керамики)

В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы стоит деревенька Гжель. Давным-давно жили там смелые да умелые весёлые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им мастерство своё показать, да людей порадовать, край свой прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они в своей сторонушке глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из неё разную посуду и расписывать её синей краской разных оттенков. Сами гжельские жители любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Рисовали на посуде узоры из цветов, капельки, полоски, сеточки. Стал каждый мастер своё умение показывать. Один мастер чайник слепил необычный, другой чашку, третий сахарницу. Гжельские мастера-большие фантазёры. Кроме посуды они лепили животных и птиц. Даже часы в Гжели делают.

Воспитатель: Понравилась вам сказка, ребята? (ответы детей)

-О каком народном промысле эта сказка?

Воспитатель: Правильно, молодцы, ребята, догадались.

Воспитатель: Друзья мои, а знаете, что ещё люди на ярмарке делали? Они не только покупали и продавали товары, но ещё веселились и играли в русские народные игры.

-Давайте и мы с вами сейчас поиграем в русскую народную игру «Карусель».

Русская народная игра «Карусель» (звучит хороводная русская народная музыка)

Дети встают в круг вокруг «Карусели», держатся за ленточки, начинают медленное движение по кругу под музыку, произнося слова:

Еле-еле, еле-еле завертелись карусели,

А потом, потом, потом, всё бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не спешите, карусель остановите.

Раз-два, раз-два, вот и кончилась игра.

Воспитатель: Ну как? Хорошо поиграли? (ответы детей)

Воспитатель: Ребятки, вот так люди на ярмарке играли, веселились, а бывало случалось и так, что посуда билась.

-Давайте с вами соберём битую посуду?

Дидактическая игра «Собери посуду».

(Детям раздаются разрезанные бумажные шаблоны гжельского сервиза. Они собирают предметы посуды, сидя за столами.)

Воспитатель: Какие же вы молодцы! Всё собрали!

-А у меня для вас есть сюрприз. Раз мы сегодня побывали на ярмарке, давайте побудем в роли настоящих гжельских мастеров? Хотите?

Воспитатель: Вот вам белый сервиз, давайте украсим его синими гжельскими узорами, но сделаем это не краской, а пластилином.

Дети украшают бумажные шаблоны сервиза гжельскими узорами под аудиозапись «Незабудковая Гжель» в исполнении Надежды Филатовой.

Источник

Занятие по познавательному развитию для детей старшей группы «Золотая хохлома»

Презентация к уроку

Цель: Познакомить детей с видом народного промысла хохломой.

Задачи:

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости, давайте поздороваемся с ними. Подскажите, пожалуйста, какое у нас сейчас время года? От теплого весеннего солнца у всех людей поднимается настроение, а когда у нас хорошее настроение мы дарим друг другу улыбки.

Ребята, в какой стране мы с вами живем? (ответы детей).

А кто знает название столицы нашей родины? (ответы детей)

А в каком городе мы с вами живем? (ответы детей)

Беседа «История Хохломы»

Воспитатель: Раньше давным-давно Россию называли Русью, и славилась она своими ремёслами, которые изготовляли мастера, причем каждый мастер делал всё сам – от начала и до конца. Да, наша страна красивая и богатая. Она возникла очень давно и у неё древняя и интересная история.

У каждого народа есть свои традиции. Как вы понимаете это слово? Что такое традиция? (предположения детей)

Традиция – слово не русское, оно переводиться с латинского как слово «передача», то есть традиция это то, что передается от одного человека к другому. Есть традиции, которые возникли давным-давно и сохранились до наших дней.

Так дошли до наших дней изделия сделанные руками русских мастеров. Это такие изделия, как игрушки и посуда. Вот посмотрите, у нас на столе представлена посуда. Посмотрите на неё, какая она яркая, нарядная. Это хохлома. Хохлома! – какое странное и веселое слово. В нем и смех слышится и восхищение – ОХ! И восторженное АХ! А как же все начиналось?

Сказ о «Хохломе»

Начинается сказ не про нас, не про вас, а про чудесный рисунок хохломы.
Рассказывают, жил в давние времена в нижегородских лесах чудо-мастер. Построил он себе дом на берегу реки и начал делать да красить деревянную посуду. Его узорные чашки и ложки были похожи на золотые. Слава об этой посуде и до Москвы дошла, и дальше по всему миру пошла. И тогда передал мастер секрет «золотой» посуды жителям села Хохлома, а сам исчез…

В окрестностях города Нижний Новгород, находится село с весёлым названием Хохлома. В Хохломе посуду делали из мягких пород деревьев (липы, берёзы, ольхи). Но посуда изготавливалась также и во многих окрестных селах, затем свозилась в Хохлому и уже оттуда отправлялась на ярмарку для продажи. Потому и называется посуда хохломской.

Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.
Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.
Засияла, поднялась, сладким соком налилась.
А трава, как бахрома. Что же это? …

Дети хором: Хохлома.

Физкультминутка.

Воспитатель: Молодцы! Присаживайтесь.

В чем же секрет красочной хохломы? Как ее рисуют? Оказывается это совсем не просто.

Алгоритм изготовления хохломских изделий:

Роспись хохломских изделий полна неповторимого своеобразия и уходит корнями в прошлое, давайте внимательно ее рассмотрим. Слайд № 12,13, 14, 15.

Основной рисунок – ягоды, листья, цветы и, главное, трава

Какие цвета использовал художник? Правильно, есть черный, красный. Встречается зеленый, но больше всего золотого цвета. Теперь вы понимаете, почему говорят «золотая Хохлома»?

А какие узоры использовал художник? (В узорах есть разные ягоды, листья (чаще всего тройные, декоративные цветы.) А вот этот элемент, который чаще всего встречается, называется «травка». Из травки художники составляют самые разные композиции. Из «травинок» составляют даже изображения Жар птиц, рыбок. Слайд № 20

Игра «Положи слово в шкатулочку»

Ребята, какое настроение у вас вызывает, когда вы смотрите на эту хохломскую посуду? (радостное, веселое от яркости и нарядности) Ребята,

Какие цвета для узоров выбираю мастера? (золотой, черный, красный)

Ребята, какими узорами украшают мастера свою посуду? (веточки, цветочки, кустики). Дети рассматривают узоры на посуде

В современном мире люди используют хохломскую роспись для украшения различных изделий. Слайд № 21

Далее, предложить детям высказать свои впечатления от увиденного.

Исследовательская деятельность.

Предложить детям взять любое из понравившихся изделий и внимательно рассмотреть.

Вопросы:

Игра «Укрась посуду»

На шаблон посуды дети выкладывают элементы хохломской росписи, украшают.

Воспитатель подводит итог:

Молодцы! Много интересного сегодня узнали? (ответы детей)

Источник

Проект Народные промыслы России в старшей группе

МБДОУ «Детский сад «Малыш»

Проект разработан и реализован

воспитателем группы «Ромашка»

Вид проекта: информационно – творческий.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Участники проекта: дети старшей разновозрастной группы, родители воспитанников, воспитатели.

Дата проведения: сентябрь-ноябрь.

Цель проекта: Формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры детей посредством ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством.

1. Познакомить детей с видами народного декоративно-прикладного искусства, с прекрасными творениями народных умельцев дымковской игрушки, хохломских и городецких изделий, гжельской посуды, видами русской матрёшки.

2. Формировать у детей патриотические чувства: чувство любви и гордости к Родине на основе изучения народных промыслов России.

3. Развивать художественно-творческие способности в процессе восприятия произведений декоративного искусства и детской деятельности: рисование, лепка, аппликация.

4. Приобщить к культуре и традициям русского народа; воспитывать лучшие качества, присущие ему: трудолюбие, доброту, взаимовыручку, сочувствие.

5. Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, уважение к культуре, русским традициям и промыслам, мастерам народного творчества.

6. Приобщать к многообразию и особенностям декоративно-прикладного искусства.

7. Донести до воспитанников, что они являются носителями великой русской культуры, наследниками великих мастеров.

8. Содействовать развитию речи ребенка: обогащать словарь, повышать выразительность речи.

1. Познакомить детей и привлечь родителей к историческому и культурному наследию родного края;

2. Закрепление знаний и представлений детей о народных промыслах России;

3. Заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада;

4. Развитие творческого воображения, творческого мышления

5. Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.

1.Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки, плакаты с элементами росписи);

2. Подготовка презентаций по ознакомлению детей с народными промыслами;

3. Подготовка картотеки хороводных и подвижных народных игр;

4. Подбор произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов;

5. Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей;

Формирование проблемы проекта и интереса у детей к теме проекта.

Методы реализации проекта:

Проект реализовывался через следующие виды совместной деятельности:

1. Познавательная деятельность

2. Речевая деятельность

3. Художественно-творческая деятельность

4. Игровая деятельность

5. Работа с родителями

План работы с детьми по осуществлению проекта

Тема: «Веселая дымка»

Цель : научить детей определять дымковскую игрушку и находить в ней отличия от других игрушек народных промыслов России.

— просмотр презентаций «Дымка»

— организация выставки «Дымковская игрушка»

— рассматривание иллюстраций и наглядного материала «Дымковская игрушка»

— дидактические игры «Третий лишний», «Цветные капельки», «Дымковские разрезные картинки»

— раскрашивание раскрасок «Дымка»

— разучивание стихотворения про дымку

«Укрась узорами юбку дымковской барыни»

«В мастерской дымковской игрушки»

«Лепка и роспись дымковской барыни»

Тема: «Филимоновские игрушки»

Цель: познакомить детей с творчеством филимоновских мастеров. Расширять представления о народной игрушке.

— просмотр презентаций «Филимоновская игрушка»

— рассматривание иллюстраций, игрушек

— используя шаблоны, учимся расписывать силуэты игрушек

— дидактические игры ««Третий лишний», «Парные картинки», «Собери картинку».

— разучиваем поговорки и пословицы о труде

— разучивание стихотворения про филимоновскую игрушку

— играем Филимоновской игрушкой

«Рисование филимоновских элементов: полосок, елочек, цветов»

«Роспись бумажных силуэтов филимоновских игрушек»

Тема: «Золотая хохлома»

Цель: расширять знания детей о народном искусстве, уточнять представления о хохломском промысле, учить детей находить характерные особенности хохломских изделий, формировать эстетический вкус.

— изготовление с детьми заготовок – шаблонов для хохломской росписи, тонирование шаблонов.

— тонирование изготовленных из папье – маше изделий (тарелки, ложки, стаканчики)

— просмотр презентаций по теме

— рассматривание образцов хохломской росписи

— работа в раскрасках «Хохлома»

— рисование хохломских узоров

— разучивание стихотворения про хохлому

«Украсим теремок для зверей»

Тема: «Яркий Полхов – Майдан»

Цель : познакомить с росписью Полхов-Майдана, ее характерными элементами (цветами, бутонами, стеблями, листьями). Учить составлять узоры по мотивам полхов-майданской росписи, развивать эстетический вкус.

— раскрашивание раскрасок «Матрешки»

— дидактические игры «Найди пару», «Сложи орнамент»

— рассматривание иллюстраций изделий Полхов – Майдана

— игры с народными игрушками

— составление рассказов и сказок, действующими лицами которых являются матрешки

Тема: «Городецкие узоры – сколько радости для глаз»

Цель: познакомить детей с изделиями городецких мастеров, развивать эстетическое восприятие.

— чтение и заучивание стихотворении о Городце

— дидактические игры «Выложи узор», «Что лишнее»

— практическое задание «Обведи элемент»

— рассматривание иллюстраций, альбомов по Городецкой росписи

— сюжетно-дидактическая игра «Магазин сувениров»

— роспись полоски росписью

— прорисовывание элементов «купавки», «листья»

«Рисование по мотивам Городецкой росписи»

«Рисование городецкого узора на тарелке»

Роспись «Городецкая сказка»

Читайте также:  Украшение зала в русско народном стиле

Тема: «Голубая гжель»

— рисование элементов Гжельской росписи

— раскрашивание раскрасок «Гжель»

«Рисование элементов Гжельской росписи»

«Роспись гжельской посуды»

«Роспись гжельского подноса»

2. Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. // Дошкольное воспитание. 2004 №6.

3. Гаранина Н. К. Приобщение дошкольников к народной культуре

4. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М. : Просвещение, 2006.

5. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент, 1997.

Тема: «Народные промыслы России».

Цели: 1. Формирование у учащихся эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам русского народного декоративно – прикладного искусства.

2. Формирование умений различать стили наиболее известных выводов декоративной живописи: хохломской, городецкой, гжельской, и др.; учить выделять характерные особенности изделий различных народных промыслов; осваивать характерные элементы, колорит, композицию.

3. Формирование умений создавать выразительные узоры на бумаге; воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии.

4. Работа над коррекцией недостатков мелкой моторики рук, внимания.

Оборудование: наглядный материал (книжки – раскраски «Гжель», «Хохлома», «Матрешки»), игрушки – богородская, дымковская, матрешки; деревянная посуда с хохломской росписью, росписью гжель; елецкие кружева.

(Подготовка рабочих мест к проведению занятия: раздача красок, альбомных листов, простых карандашей и др.)

Сообщение темы занятия.

— Ребята, сегодня мы побеседуем о русском декоративно – прикладном искусстве, о русских промыслах. Посмотрите, какие здесь у меня собраны изделия. А сделали их русские мастера – умельцы.

Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты

Древней, чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России,

Мир преданий и добра

Чтоб сказать, что есть в России

Чудо – люди – мастера!

Беседа по теме занятия.

— Издавна славятся красотой изделия русских мастеров: украшенная яркими узорами посуда, игрушки, шкатулки и другая домашняя утварь.

— Русское народное искусство тесно связано с обычаями и обрядами, народными праздниками, народной музыкой. Все изделия русских мастеров делались вручную. В каждое мастер вкладывал всю свою душу и умение. А украшал свои изделия затейливой росписью. Назывались изделия по имени селений, где их создавали. У каждого мастера была своя отличная манера изготовления. А о более известных направлениях народного промысла я вам сейчас расскажу.

У каждого из нас дома есть посуда. Она бывает разной (Какая?) В старину на Руси пользовались деревянной посудой. А изготавливали ее мастера деревянных промыслов. Дерево всегда было одним из самых доступных и любимых материалов русских умельцев.

Один из деревянных промыслов зародился в Нижегородской области, в окрестностях города Нижний Новгород. Здесь находится село с веселым названием Хохлома. В хохломе посуду вырезали из мягких пород деревьев (липы, березы, ольхи). Называли ее хохломской.

Вырезанную вещь вначале покрывали слоем глины, затем пропитывали льняным маслом и несколько раз олифой. После этого мастер кистью наносил рисунок, затем изделия вновь пропитывалось олифой и закаливалось в печи. Под воздействием жара олифа желтела и приобретала золотистый цвет.

Роспись хохломских изделий полна неповторимого своеобразия. Основной рисунок – колосья, ягоды, листья, цветы и главное трава. «Травка» – черно-красная трава по золотистому фону – считается основой для хохломского художника. (Рассматриваются, анализируются изделия посуды, фотографии)

— Какие основные цвета использовал художник? (черный, красный, встречается зеленый, но больше всего золотого цвета)

— Какие узоры использовали художники? (ягоды, листья, цветы, завитки)

— А какое настроение вызывает эта посуда?

Искусство росписи передавалось из поколения в поколение – от отца к сыну, от деда к внуку. Эти стихотворные строки точно передают особенности хохломских изделий:

Как волшебница жар – птица,

И богата и красива,

Рада гостю от души.

Кубки, чаши и ковши.

И чего здесь только нету:

Гроздья огненных рябин,

Маки солнечного лета

Листья рдеют, не редея,

Входим в царство Берендея,

В мир волшебной хохломы.

2) Сине-голубое чудо Гжели.

— А сейчас посмотрим на рисунки этой посуды (просмотр альбома «Гжель»). Что общего в ней? Правильно, эта посуда окрашена сине-голубым узором, расположенном на белом фоне. Называется эта посуда гжельской, потому что сделана она на фарфоровом заводе, который находится в с.Гжель Московской области. А зародился этот промысел более 400 лет назад. Из белой глины умельцы лепили самую разную посуду, которую украшали лепными деталями. Лепили фигурки людей, животных, птиц. Украшали все это узорами сине-голубого цвета. А еще есть сказка – легенда:

«Пошли как-то девушки, жившие в селе Гжель, полоскать белье на речку. А в речке небо отражается. Река синяя – и небо в ней синее. Показали девушки мастерам красоту такую. И решили, что такого синего неба нигде в мире не найти. Вот тогда то и стали расписывать мастера свои изделия всеми оттенками синего цвета, словно старались оставить частичку синего неба на посуде. А узоры для росписи брали у природы – травинки и былинки в поле, цветы на лугу и в саду».

Гжельские изделия всегда легко отличить. (По каким признакам?) В гжельском промысле всегда отводилось большое место настольной скульптуре. Это небольшие фигурки высотой 5-20 см. изображающие персонажей народных сказок, бытовые сценки, а так же детские игрушки. (Показать).

«Синяя сказка – глазам загляденье,

Словно весною капель.

Ласка, забота, тепло и терпенье –

Русская звонкая Гжель»!

— Ребята, а чем славится Липецкая земля? Какой старинный русский промысел прославляет г.Елец?

В Начале XIX века в Ельце стали осваивать ремесло кружевоплетения на частной фабрике Протасовой. (Показываю кружева)

Техника кружевоплетения сложна, она требует сноровки, большого опыта и терпения. А плетут кружево с помощью гладких деревянных палочек – коклюшек, на которые намотаны нитки. Кружевница передвигает коклюшки, делает узелки, и постепенно рождается у нее под руками кружевная сказка. (Показать рисунок).

С давних пор на Руси народные умельцы делают игрушки, которые называются по имени селений, где их создают. Познакомимся с некоторыми из них.

(Показываю игрушку «Кузнецы») Эта игрушка из села Богородское Московской области. Богородскую игрушку вырезают из липы. Особенно любят делать богородские мастера медведей. Здесь медведь с мужиком в кузнице работают, молотами стучат. Богородские игрушки умеют двигаться. Детям такие игрушки особенно нравятся.

А вот глиняные лепные игрушки. Называют их дымковскими. Их делают в селе Дымково рядом с русским городом Вяткой. Люди придумали делать эти игрушки давным давно. Сначала их делали не для забавы, они охраняли домашний очаг, семью, служили оберегом. Потом дымковцы стали раскрашивать их яркими красками и использовать их как игрушки и сувениры. Детьми и взрослыми очень любимы были глиняные свистульки, которые умели петь на разные голоса. Знамениты дымковские «Барыни» в пестрых сарафанах, «индюки», «олени», «козлы», «всадники».

— А кто, ребята, из вас сможет рассказать, как такие игрушки делают?

А бывают деревянные игрушки расписные. А как они называются, угадайте, послушав загадку.

Словно репка, она крутобока,

А под алым платочком на нас

Смотрит весело, бойко, широко

Парой черных смородинок-глаз.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А в нутрии секреты есть:

Может, три, а может шесть.

Наша русская ……… (Матрешка)

— Правильно, самыми любимыми игрушками в народе, у детей были матрешки. Фигурка матрешки вырезана из деревянного бруска. Она разнимается на две части, а в ней оказывается еще одна, и еще, и еще… и так до 10-12 куколок.

Наиболее известны семеновские и загорские матрешки. Все они отличались элементами росписи, но каждая была «одета» в крестьянский костюм: расписной сарафан, платок, передник. Позже на матрешек стали наносить всевозможные сценки из жизни – о крестьянском быте, о веселых ярмарках, о народных праздниках.

(Просмотр альбома и анализ изображений матрешек)

Кажется, что матрешка пришла к нам из мира легенд и сказок, из седой древности. На самом деле ей всего немногим больше ста лет. Её прообразом послужили ярко раскрашенные пасхальные яйца, которые издавна вытачивали из дерева и расписывали русские мастера. Эти яйца были пустыми внутри, а в большое вкладывалось малое. Отсюда и пошла матрешка, она даже формой чем-то напоминает яйцо. А название «матрешка» произошло от старинного женского имени Матрена, считавшегося одним из наиболее распространенных женских имен.

— Русские мастера умели трудиться, и в свою работу они вкладывали все свое умение, всю душу, потому изделия получались такими красивыми, так радовали душу. Про упорный труд народ сложил свои пословицы и поговорки. Давайте сейчас вспомним их.

Без труда не вытащишь…. (и рыбку из пруда)

Делу – время,…… (потехе – час)

Терпенье и труд… (все перетрут)

Сделал дело – … (гуляй смело)

Семь раз отмерь – … (один отрежь)

— Ребята, а может, вы сможете назвать ещё какие – либо промыслы России? (Тульские самовары, пряники, жостовские подносы, филимоновские свистульки, и т.д.)

Обо всем на одном занятии не упомнишь, уж очень много разных народных промыслов существует и возрождается на Руси.

Вы сегодня узнали много нового о народных промыслах. И я хочу, чтобы вы навсегда запомнили, что велика наша Россия и что богата она талантами. И вы выйдете из школы и будете трудиться, неважно где, главное, чтобы вы вкладывали в свой труд всю свою душу, все старание и умение!

И в заключении, давайте еще раз назовем те промыслы России, о которых вы узнали на занятии.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе

Знакомство детей с дымковской игрушкой.

Продолжать знакомство детей с дымковской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства для обогащения зрительных впечатлений, формирования эстетических чувств и оценок.

Создать условия для творчества детей по мотивам дымковской игрушки. Обратить внимание детей на образную выразительность предметов искусства.

Формировать представления о некоторых художественных ремеслах, знания о том, какими материалами и инструментами пользуются мастера (для изготовления игрушек нужны: глина, гончарный круг, особая палочка или кисточка, чтобы рисовать узор, печь, чтобы обжигать изделие, особые краски для росписи).

Материалы, инструменты, оборудование. 4-5 дымковских игрушек (барыня, лошадка, индюк, баран и пр.), поворотный диск для демонстрации игрушек или подставка,; Презентация «Дымковская игрушка»

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, художественное творчество, музыка

Использование современных образовательных технологий: информационно-компьютерные технологии

Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей!
В ней нету цвета дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги,
От капельки росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы!
Удивительному чуду
Мы поклонимся не раз
И о дымковской игрушке
Поведем сейчас рассказ.

Все игрушки не простые,

а волшебно расписные,
Белоснежны, как берёзки,

кружочки, клеточки, полоски.
Казалось бы — простой узор,

но отвести не в силах взор.

Вятка вздрогнула от свиста,
Всяк свисток к губам прижал.
И пошла базаром сказка –
Родился в веселый час
Вятский праздник – “Свистопляска”,
Город весь пустился в пляс!

Сегодня мы совершили с вами увлекательное путешествие в далёкое прошлое к мастерам дымковской игрушки. Научились определять дымковскую игрушку и находить в ней отличия от других игрушек народных промыслов России. (Филимоновская, Каргопольская, Тверская)

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе с использованием ИКТ.

Образовательная область «Художественное творчество».

Тема: «Дымковская барышня». Роспись дымковской барышни.

Задачи: Продолжать знакомство детей с дымковской игрушкой. Закреплять навыки рисования основных элементов росписи, передавать особенности и своеобразие ее колорита. Способствовать развитию творческих способностей. Воспитывать любовь к народному творчеству.

Читайте также:  Похож ли алеша на героев народных волшебных сказок ответ

Оборудование: Мультимедийная установка, краски, кисти, стаканчики с водой,– вылепленные ранее из глины и побеленные в свободной деятельности фигурки барышень, бумажные салфетки, образцы дымковской росписи (игрушки – различные виды барышень, пластиковые салфетки, аудиозапись.

Предварительная работа: Рассматривание дымковских игрушек, беседа о народных промыслах, декоративное рисование в альбоме для детского творчества «Дымковские игрушки», лепка дымковских барышень из глины, их побелка.

(Дети сидят за столами, расставленными полукругом. На одном столе – фигурки различных видов дымковских барышень. Они веселые и нарядные. Рассматриваем их. На другом столе – фигурки барышень, вылепленные и побеленные детьми ранее.)

Воспитатель: Ребята, вам не кажется, что эти барышни грустят? (Ответы детей.) – Как вы думаете, почему? (Ответы детей.)

– В слободе на Вятке,

Сестренки и братья

Только мне, бедняжке,

Для меня, как видно».

(Показываю слайды с изображением элементов дымковской росписи.)

Воспитатель: На что похожи эти элементы? (Ответы детей.)

— Кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятнышки, точки. (Обращаю внимание на цвет.) – Краски малиновые, красные, зеленые, желтые, оранжевые, синие. Пестро и весело, как в хороводе.

Показываю расписанную игрушку и говорю:

— В такой нарядной юбке и шляпке барышне, наверное, очень комфортно и весело. Ну, а ее подружки пока грустят. Давайте их распишем, сделаем их одежду нарядной, нарисуем улыбку на лице, красивые глазки и румяные щечки.

(Показываю приемы рисования.)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, как я набираю на кисть краску. Концом кисти ставлю точку, волнистые и прямые линии рисую всем ворсом, «листочки» примакиванием.

Физкультминутка (проводится 2 раза):

Мы старались рисовать, (руки в стороны)

Трудно было не устать. (наклоны туловища в стороны)

Мы немножко отдохнем (присесть, руки вперед)

И рисовать опять начнем. (встать, руки опустить)

Самостоятельная деятельность детей (под музыкальное сопровождение – музыка детского счастья из Ералаша: «Ля-ля!»).

(Дети сами выбирают, какими узорами будут расписывать свою барышню. Напоминаю об аккуратности. Советую не набирать много краски, лишнюю воду промакивать о салфетку. В конце занятия всех барышень выставляем на доску. Предлагаю рассмотреть работы, какие они красивые. Спрашиваю, какие работы понравились больше и почему.)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Сегодня вы побывали настоящими мастерами. Все постарались, хорошо справились со своей работой. (Предлагаю дать работам просохнуть, а после отнести на выставку.)

Занятие: лепка и роспись

Закреплять умение лепить по мотивам народной игрушки. Формировать умение лепить полые формы (юбка барышни), соблюдать пропорции фигуры. Развивать эстетическое восприятие, чувство формы, эстетический вкус, творчество. Совершенствовать умение правильно оценивать свою работу и работы товарищей.

Рассмотреть и обследовать с детьми фигурки нескольких дымковских барышень. Уточнить приемы лепки барышни. Предложить приступить к работе. Добиваться тщательной отделки формы. Все вылепленные фигурки выставить на подставке, рассмотреть с детьми, обсудить, отметить разнообразие. Обратить внимание на сходство и различия фигурок по форме, содержанию (няня, водоноска, барышня на прогулке и др.; узоры на юбках, кофтах, кокошниках).

Дымковская барышня, пластилин, доски для лепки, салфетки, баночка для воды, гуашь, палитра, кисти, белая краска водоэмульсионная с добавлением клея ПВА.

Связь с другими образовательными областями.

Организация выставки изделий дымковских мастеров. Рассматривание иллюстраций с изображением дымковских изделий. Занятие ознакомление с окружающим миром, тема «Дымковские игрушки».

продолжать учить рассматривать дымковские игрушки (выделяя детали узора, колечки, кружочки, точки, линии).

учить выделять средства выразительности у дымковской барышни.

учить лепить дымковскую барышню, передавать характерные особенности (юбка-колокол, волосы и др.), сглаживать поверхность для последующей росписи.

воспитывать эстетическое отношение к изделиям народных мастеров.

уважение труд мастеров.

развивать чувство цвета и композиции.

совершенствовать технические умения.

развитие мелкой моторики.

Ребята, отгадайте загадку:

«Кофточки цветные, юбки расписные,

Ответ: дымковские барышни.

Рассматриваем с детьми выставку дымковских барышень, затем рассказываю и показываю последовательность лепки дымковской барышни.

Воспитатель: Еще раз рассмотрим дымковских барышень. Обратите внимание дети на их праздничный наряд.

Посмотри, как хороша эта девица – душа,

Щечки алые горят удивительный наряд,

Сидит кокошник горделиво.

Барышня так красива!

Как лебедушка плывет, песню тихую поет.

Приступаем к раскрашиванию дымковской барышни.

По окончании работы рассматриваем всех барышень и отмечаем наиболее интересные работы.

Стихи о народных промыслах

Пусть вам лучшею подружкой
Станет русская игрушка.
И недаром все музеи
Дорожат, гордятся ею.

Стихи для детей о русских народных промыслах.

Погляди-ка ты в окошко.
Что случилось на дворе?
Баба Маня, как Матрёшка
Что-то машет детворе.

Побегу-ка, тоже гляну,
Что за детский маскарад?
Вон и бабушка Ульяна
К ней присела тоже в ряд.

Подошла. Дела какие!
Что здесь крутится народ?
Всем игрушки расписные
Баба Маня раздаёт.

А сама, как разоделась!
И кокошник, сарафан.
Мне так тоже захотелось
Рисовать в цветочках храм.

Появляются матрёшки
В этом сказочном дворе,
Разрисованные плошки.
Всё на радость детворе.

Ах! Чуть жив от восхищенья!
Чудо всем на удивленье:
Расписные медвежата,
Барыни, коньки, утята,
Расписные даже хрюшки –
Царство дымковской игрушки!
Удивительному чуду
Мы поклонимся не раз
И о дымковской игрушке
Поведем сейчас рассказ.

Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету света дымного,
А есть любовь людей.

В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы,
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы.
Она глядит не прянично,
Ликующе и празднично.

В ней молодость-изюминка,
В ней удаль и размах
Сияйте охра с суриком.
По всей земле в домах.
От дымковской игрушки
Идет тепло и свет.

Это что за хоровод

В селе Дымково живёт?

Платья яркие в горошек,

Много точек и дорожек,

И на белом материале

Узор дети расписали.

Постарались от души,

Ах! Плясуньи хороши!

Ходит конь по бережку,

Вороной по зелёному.

Он головушкой помахивает,

Черной гривушкой потряхивает,

Золотой уздой побрякивает!

Точно солнечный цветок.

А высокий гребешок,

Красный, высоко горя,

Индюк сказочно красив

И напыщен, горделив.

Смотрит свысока вокруг

Птица важная – индюк.

Есть в России уголок,
Где из труб идет дымок,
Знаменита деревушка
Яркой глиняной игрушкой:
Свистульками звонкими
С голосами тонкими,
Пестрыми фигурками.
Кошечками Мурками,
Расписными петухами,
Курицами, индюками,
Змейки, ленточки и точки.
Клетки, кольца, завиточки,
Веселит, ласкает взор
Пестрый Дымковый узор.

Был у мастериц в руках,
Загляденье, просто ах!
И она уж так старалась,
Легко глина поддавалась.

Хороши, румяны щёчки,

На передниках – цветочки!

Хлопайте в ладошки:

Восемь кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут,

Всех матрёшками зовут.

Подарили мне матрешку.
Допустила я оплошку:
Разломила пополам –
Интересно, а что там?
Там еще одна матрешка,
Улыбается, дурешка;
Хоть и жаль ее ломать,
Буду дальше разбирать.

Стихотворение “Русская матрешка”.

Кто матрешку сделал, я не знаю.
Но известно мне, что сотни лет
Вместе с Ванькой-встанькой, как живая,
Покоряет кукла белый свет.

Где он краски брал, искусный мастер,
В нивах шумных, в сказочном лесу?
Создал образ неуемной страсти,
Истинную русскую красу.

На щеках навел зари румянец,
Неба синь всплеснул в ее глаза
И, пустив в неповторимый танец,
Он, должно быть, весело сказал:

“ Ну и ой, гуляй теперь по свету,
Весели себя, честной народ”.
И матрешка через всю планету
До сих пор уверенно идет.

Выступает гордо, величаво,
С удалой улыбкой на лице,
И летит за ней по миру слава
О безвестном мастере-творце.

Все они матрешеньки,
Все они милешеньки,
Все с аленькими щечками
Под пестрыми платочками.
Нарядные, пригожие,
Чуть на меня похожие!

Мы веселые матрешки,
Ладушки-ладушки.
На ногах у нас сапожки
Ладушки-ладушки.

Завязали мы платочки,

Разгорелись наши щёчки,

В сарафанах наших пестрых,
Ладушки-ладушки.
Мы похожи словно сестры,
Ладушки-ладушки.

Наша русская матрешка
Не стареет сотню лет.
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет.

Мы на ярмарке бывали
И подарки выбирали.
Принесли вам сундучок –
Позолоченный бочок.
Сундучок тот не простой,
И товар в нем расписной.
Вынимаем напоказ
И ведем про них рассказ.
Кукла первая толста, а внутри она пуста,
Разнимается она на две половинки.
В ней живет еще одна кукла в серединке.

— Я тетушка Матрешка.
Несу грибов лукошко.
За мной родные внучки
Идут, сложивши ручки.
И все они – матрешеньки,

И все они – милешеньки,
Все с аленькими щечками,

Под пестрыми платочками
Нарядные, пригожие.

И каждая в корзинку
Набрала мне малинку.

Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка. (Матрешка)

Дуйте в дудки, Бейте в ложки!
В гости к вам пришли матрешки.
Ложки деревянные, Матрешечки румяные.

Весь народ глядит в окошки:
Танцевать пошли Матрешки.
Трое водят хоровод,
А четвертая поет.

Шли Матрешки по дорожке,
Было их немножечко:
Три Матрешки, две Матрешки
И одна Матрешечка.

Пыль клубится по дорожке.
Едут с ярмарки Матрешки
На баранах, на быках,
Все с гостинцами в руках. (авт. В.Берестов.)

Мы игрушки знатные,
Складные, да ладные,
Мы повсюду славимся,
Мы и вам понравимся! (авт. Петр Синявский)

Алый шелковый платочек
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может 3, а может 6.
Кукла первая толста, а внутри она пуста,
Разнимается она на две половинки.
В ней живет еще одна кукла в серединке.
Разрумянилась немножко
Наша русская (матрешка).

Была доска некрашеной,

А стала разукрашенной

И празднично нарядной.

В руках умельца досочка

Гирляндою из розочек

Вот барышня – красавица

И, видно, очень нравится

А молодец на конике

Ах, милая провинция

Талантами гордиться ей,

Куплю я эту досочку,

В цене не поскуплюсь.

Ах, с городецкой розочкой

Я сердцем веселюсь!

Хохломская роспись –
Алых ягод россыпь,
Отголоски лета
В зелени травы,
Рощи – перелески,
Шелковые всплески.
Солнечно – медовый
Золотой листвы.
У красы точеной
Сарафан парчовый,
По волнам узоров
Яхонты горят.

Что за чародеи
Хохлому одели
В этот несказанный
Праздничный наряд…
Роспись хохломская,
Словно колдовская,
В сказочную песню
Просится сама.
И нигде на свете
Нет таких соцветий.
Всех чудес чудесней
Наша хохлома!

Красной краской от зари.

Елена Никонова, СПб, 1997г.

Стих. Виктора Набокова “Хохлома”.

Птицы и петли, круженья, разводы
Листья и стебли, колосья и злаки,
Редкие, мудрые формы природы
Сердце влюбленного тайные знаки.
Это придумали русские люди
Те, что молились пенькам и березе.

На деревянном языческом блюде
Травы, цветы, легендарные розы.
Как я люблю хохломское искусство!
Ложки и те у меня хохломские
К ним у меня постоянное чувство,
С детства они мне родные, родные.

Я разложу их, и гости довольны
И никаких замечаний и жалоб.
Слышно одно в разговоре застольном:
Щец бы горячих, борща не мешало.
Кисть хохломская! – Большое спасибо!
Сказывай сказку для радости жизни.
Ты, как душа у народа красива,
Ты, как и люди, служишь Отчизне!

Посуда не простая,
А точно – золотая!
С яркими узорчиками
Ягодками и листочками.
Называется она-
Золотая Хохлома.

Кисть хохломская! Большое спасибо!
Сказывай сказку для радости жизни!
Ты как душа у народа, красива,
Ты, как и люди, служишь Отчизне!

Ветка плавно изогнулась
И колечком завернулась.
Рядом с листиком трёхпалым
Земляничка цветом алым
Засияла, поднялась,
Сладким соком налилась
А трава как, бахрома,
Золотая хохлома!

Чудо с синими цветами,
Голубыми лепестками,
Синими цветочками,
Нежными виточками.
На белом фарфоре,
Как на заснеженном поле,
Из – под белого снежочка.
Растут синие цветочки.
Неужели, неужели,
Вы не слышали о Гжели?

Источник

Поделиться с друзьями
Блог о здоровье и полезных жизненных советах