Познавательный час народная кукла феномен традиционной культуры

Мастер-класс «Народная кукла – как средство приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Тема: « Народная кукла – как средство приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Свернута из тряпки,

Глазки – пара точек.

Я предлагаю Вам проделать интересное путешествие в мир добра, взаимопонимания и радости, оно будет посвящено изготовлению народной тряпичной куклы-оберега. А как все началось?

На праздновании дня города на одном из мастер-классов своими руками изготовила маленькую куколку – оберег Подорожницу. Услышала информацию, в которой говорилось, что этот оберег всегда должен быть с человеком, когда тот находится в пути. И все… Меня заинтересовало, почему? И я решила выяснить, решила найти ответы на вопросы: как появились куклы-обереги? Какие они бывают? Каково их значение в народной культуре? Какое влияние оказывают на ребенка? И многие другие.

Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость её заполнить. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли и, что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.

Что такое кукла и её особенности.

Раньше игрушек в магазине не было, и их делали сами: из дерева, соломы, кусочков ткани. Куколки делались и для того, чтобы защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастия, помочь состояться хорошему урожаю, чтобы были в доме достаток и изобилие. В изготовлении этих кукол не использовались режущие и колющие предметы (иглы, ножницы, ножи). Ткань и нити рвали вручную. Считалось, что кукла-оберег, изготовленная при помощи иголки, не будет охранять человека, а, наоборот, может ему повредить, поранить, как острая иголка.

На Руси кукол делали и для совершения разных обрядов. Обрядовыми куклами можно было играть детям, а игровые куклы ни в коем случае нельзя было использовать при обряде.

У традиционных народных кукол лицо не изображалось. Считалось, что если нарисовать лицо кукле, в неё может вселиться «злой дух».

Были ещё особенности в изготовлении рукодельных кукол сделанных для обрядовых целей. Их делали «в один присест», никогда не оставляя недоделки на потом.

По своему назначению народные куклы делятся на три большие группы: куклы- обереги, игровые и обрядовые.

3. Типы и назначения кукол

В глубокой древности куколка была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Кукла берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня. О куклах-оберегах сочиняли сказки, в которых они являлись волшебными помощницами: охраняли, спасали, давали своим хозяйкам мудрые советы .

Все помнят сказку из сборника Афанасьева «Василиса Прекрасная», в которой кукла помогла Василисе пережить много горя и пройти через все испытания, которые готовили ей мачеха и Баба-Яга.

Берегиня- Мой дом — моя крепость! Поэтому кукла Берегиня имела особое значение. Берегиня — от слова «беречь», «оберег». Эту куклу традиционно ставят напротив входной двери, выше головы людей, чтобы она встречала всех входящих и не пускала злые силы в дом, охраняла семью от темных сил, ссор, болезней

Десятиручка- Кукла «Десятиручка» помогала девушке или молодухе (девушка, которая недавно вышла замуж) в хозяйстве. Такую куклу часто дарили на свадьбу, чтобы женщина все успевала, и все у нее ладилось.

Легенда о кукле Десятиручке

Для такого дара была особая причина. Женщина, привыкшая трудиться и стараться, совсем выбилась из сил и перестала все успевать. Дав волю слезам, она высказалась вслух о своих трудностях – так ее и услышала Макошь. Сжалившись, богиня подарила труженице еще одну пару рук. Но это не улучшило положение вещей. Четыре руки женщину тоже не спасли. Дошло до того, что женщина превратилась в десятирукую, но по-прежнему ничего не успевала. Терпение Великой Ткачихи подошло к концу, поэтому она забрала назад все лишние руки, оставив на память талисман с десятью руками. С тех пор эти маленькие десятирукие помощницы следят, чтобы хозяйка дома все успевала.

Подорожница- Подорожница — хранительница-невеличка, оберегающая вас на протяжении всего предстоящего пути, напоминающая о близких, которые остались дома. Недаром куколка маленькая, размером с ладошку. Держишь её в кулачке и помнишь о тех, кто ждёт вашего возвращения. В узелочке у неё крупа. Как у Подорожницы есть, чем перекусить, так и вы, чтобы в дороге не остались без пропитания.

Девочка –радость (на удачу и здоровье)- Кукла-оберег на счастье ― одна из самых популярных разновидностей оберегов, которые изготавливали для себя славяне в древности. Внешний облик куклы на счастье не случаен, все элементы куклы нацелены на усиление её магического потенциала. Длинная коса — символ женской красоты. Длинная косичка, к тому же неестественно направленная вперёд и вверх символизирует достаток, долголетие и физическое здоровье. Кроме того, длинная коса подчёркивает женское начало куклы и наделяет её женской силой. Маленький рост куклы позволяет всегда иметь её при себе. Таким образом кукла на счастье будет служить своей хозяйке всегда, а не только заботиться о доме. Редко, но всё же изготавливались куклы на счастье мужского пола. Кукла имела мужскую одежду, но по-прежнему была с длинной косой. Коса у куклы-мужчины направлялась в сторону земли и служила опорой, если оберег стоял на поверхности.

Пеленашки – обережные куклы для самых маленьких. Их всегда ложили в колыбель к малютке, чтобы кукла оберегала от болезней и дурного глаза.

Успешница – это славянский оберег, помогающий достичь желаний и устранить препятствия на пути к цели

Хороводница. Хороводница – задорная и очень нарядная куколка. Она может «танцевать», если вращать палочку, на которой закреплена куколка. Можно вращать одновременно двух куколок в каждой руке.

Утешница. Знакомясь с историей этой куклы, я узнала немало интересного. Например, мамы, бабушки, няни всегда носили её в своём кармане. А когда ребёнок грустит, плачет, или вдруг по неосторожности в играх поранился или ушибся, а может просто капризничает, тогда из кармана доставали куколку и с её помощью успокаивали (утешали) плачущего малыша. И даже говорят, что последние слёзки на личике ребёнка вытирали подолом юбочки этой куколки.

Кулачный боец – игровая народная кукла для мальчиков. Как и Хороводница, это кукла на длинной палочке, которую надо вращать. У кулачных бойцов, конечно, нет нарядных юбочек, которые будут при этом весело крутиться. Зато есть ручки с кулаками. В эти кулаки вкладывают что-то тяжелое – камешки, гаечки, монетки. Поэтому размахивают Бойцы руками очень даже грозно. Обычно, это игра для двоих. Куколок вращают, стараясь сбить с головы противника шапочку. Кому это первому удалось – тот победил.

Кормилица – Пышногрудая кукла символизировала мать-кормилицу, в разных местах ее еще называли Кормилкой или Рожаницей.

Лихоманки. Ровно год был отпущен оберегу, который назывался «12 лихорадок». Делали его в виде 13 фигурок, подвешенных на красной нитке над печкой, чтобы отпугивать приносящих болезни демонов-трясовиц, которых звали Дряхлея, Глупея, Глядея, Ленея, Немея, Ледея, Трясея, Дремлея, Огнея, Ветрея, Желтея и Авея. Повелевает сестрами-лихорадками старшая сестра по имени Кумоха. Считалось что тот, кто спит под вечер, тот проспит Кумоху.

Читайте также:  Свиридов военный марш для народного оркестра

(ОСТАЛЬНЫЕ КУКЛЫ НА СЛАЙДЕ)

Кувадки – Если над кроваткой ребёнка висит “Кувадка’’, то она отгоняет эту злую силу. За две недели до рождения ребёнка будущая мать помещала такую куклу – оберег в колыбель. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл.

Кострома – наши предки делали куклу Кострому в день летнего солнцестояния и проводили купальские обряды в знак памяти и почитания непростой судьбы наказанных богами брата и сестры Костромы и Купалы. Сначала происходили гуляния в честь устоявшейся летней поры, а потом куклу Кострому отдавали реке вместе со своими грехами и несчастиями.

Глава 3. Кукла в жизни человека (ребенка)

C первых лет жизни ребенок находится под влиянием взрослых, а также в процессе игр, общения со сверстниками он активно приобретает опыт, усваивает нормы и правила общества, а это приводит не только к накоплению знаний и умений, но и к развитию способностей, к формированию необходимых качеств личности.

Ребенок рождается не злым и не добрым, не нравственным, не безнравственным. То, какие качества у него развиваются, зависит, прежде всего, от отношения к нему окружающих, от того, как они его воспитывают.

Результатом такого воспитательного действия являются эмоциональные нарушения у детей: повышенная агрессия, высокая тревожность, нарушение межличностных отношений, появление детских страхов, фобий, неблагоприятно влияющих на развитие личности ребенка.

Использование народной куклы в работе с детьми играет важную роль:

— она является близким другом для ребенка;

— в играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие;

— главное в этих играх – эмоциональный контакт;

— дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним как к живым существам.

В том, что эти маленькие куколки помогают, я убедилась на своих учениках. В каждом классе есть особенные дети с нарушением психики. У некоторых не получаются буквы, цифры и другое. Ребенок нервничает. Я обратилась за помощью именно к кукле. На одном из занятий кружка «Умелые руки» я предложила ребятам сделать куклу – Зайчика на пальчик. Результат не заставил себя ждать. Буквально на следующем занятии, этот Зайчик, стал нам помогать. Вмести с ним мы учились читать, писать, правильно говорить. Ребенок верит в то, что он помогает. Многие куклы с рождения развивают мелкую моторику рук (Горошина, Хороводница, Кулачные бойцы) и просто учат детей общению. Такова роль народной куклы в жизни ребенка.

Музей народной куклы.

Как уже говорилось ранее, интерес к народным ремёслам в современном мире, возрастает. Начиная с 1990 годов, в России начали появляться и приобрели большую популярность музеи народных кукол, рассказывающие о русской кукольной культуре. Сейчас в стране работает уже около 20 таких проектов, некоторые представляют также авторские и антикварные экземпляры:

Московский музей «Кукольный дом» создан в 1993 г. усилиями деятелей русской культуры (Ольги Окуджава), имеет коллекцию старинных кукол, домики для кукол, экспозицию народных экземпляров и театральных.

Музей уникальных кукол в Костроме (создан в 1996 г. Ю. Вишневской) — содержит коллекцию экземпляров Российской Империи 19-20 веков, европейских кукол, азиатских, игрушечные домики.

Музей народной игрушки «Забавушка» (г. Москва) — представляет коллекции глиняных, соломенных, лоскутных экспонатов, здесь же представлена и русская народная кукла.

Музей игрушки в Сергиевом Посаде (основан в 1918 г. коллекционером Н. Д. Бартрамом) — экспонируется коллекция старинных изделий из глины и дерева, фарфоровых кукол в русских народных костюмах, коллекция игрушек детей русского императора Николая Второго;

Санкт-Петербургский музей кукол — начиная с 1998 г., представляет коллекции современных и народных экспонатов, проводит тематические выставки (40 тыс. единиц хранится в музее: куклы, предметы убранства, одежда, этнографические вещи, сувенирные экземпляры в исторических костюмах различных эпох и народов, авторские работы современных мастеров и дизайнеров).

Музей-усадьба «Берегиня» (с. Козлово, Калужская обл.) — под руководством народной мастерицы Тарасовой собрано 2 000 традиционных кукол из всех уголков России; среди экспонатов — образцы традиционных промыслов (гжель, филимоновская, дымковская и др.), игрушки в национальных костюмах областей России и народов мира (40 стран)

Изготовление куклы – оберега Благополучницы.

У обрядов на Руси множество заветов,

По поверью, талисман, защитит хозяев,

Забирая на себя бремя испытаний.

А сейчас я предлагаю Вам изготовить куклу-хозяюшку или, как её чаще называют Благополучницу. Она привлекает процветание в семью, оберегает от различных напастей и несчастий. Если вложите в куклу всего себя — результат вас очень порадует.

Для изготовления куклы Благополучницы нам понадобится:

— ткань белого цвета для головы примерно 10х10 сантиметров;

— красные и белые нити; ткань для рук (достаточно 20х5 сантиметров);

— ткань для юбки ― 15х15 сантиметров; пятикопеечная монетка;

— вата и лечебные травы для набивки;

— кусочки ткани для косынки и повойника.

Как и большинство славянских кукол изготовление Благополучницы начинается с головы.

Начинаем изготавливать куклу с головы. Кусочек ваты обматываем белой тканью и перевязываем нитью.

Юбку сделать очень просто ― нужно сложить ткань треугольником и отрезать уголок, у вас получится круг.

Затем нужно сделать набивку ― вату, травы и монетку утрамбовывайте в середину.

Далее нужно сосборить по краю юбку, просунуть в неё голову и перевязать нитью.

Ткань, приготовленную для рук, складываем несколько раз и связываем узлом по центру.

Затем руки крепятся к голове (узел должен быть спереди). Кончики рук связываем нитью, той же самой, которой сборили юбку.

Повойник служит украшением для головы, а поверх него одевается косынка.

И еще крепится фартучек.

Место в доме Благополучница должна выбрать сама: нужно встать с куколкой в руках по центру комнаты и довериться своим ощущениям, вот куда куколка поведет — туда её и поставить.

1

Русская тряпичная куколка простая. Славила Россию игрушка удалая.

Бодрая, веселая, немного озорная,

А по нраву русская, значит нам родная.

В этих куклах доброта и грусть,

Они помнят Киевскую Русь.

Мы берем этих кукол в руки –

И оживают истории звуки.

Исходя из проделанной работы, можно сделать вывод, что народные куклы не только игрушки, но и близкие друзья. Они похожи на людей.

Сегодня интерес к народному творчеству необычайно велик: создаются кружки народной игрушки, организуются выставки народного творчества, возрождаются праздничные народные гуляния, в высокой моде находят неожиданные отражения элементы русского народного костюма.

Полки современных магазинов радуют взор совершенством разнообразной кукольной продукции. Такими куклами любуются, украшают интерьеры квартир, ими играют дети. Но самой любимой куклой всегда будет только та, которая сделана своими руками, оживлена собственной вдохновенной фантазией. Именно народные куклы несут в себе такие черты индивидуальности.

Прикоснувшись к истории возникновения народной куклы, я понимаю, что кукла во все времена служила средством воспитания и развития человека, несла добро и тепло человеческих рук. Она была игрушкой, оберегом, символом обрядовых действий. Многие национальные традиции наших предков забыты. С помощью проделанной работы, повысился интерес учащихся к народной культуре, мы обратились к истокам создания куклы-оберега. Изучили традиционные технологии изготовления обереговых кукол, овладели основными навыками прикладного творчества.

Русская тряпичная куколка простая.

Славила Россию игрушка удалая.

Бодрая, веселая, немного озорная,

Читайте также:  Трава зубчатка народное название

А по нраву русская, значит нам родная.

В этих куклах доброта и грусть,

Они помнят Киевскую Русь.

Мы берем этих кукол в руки –

Оживают истории звуки.

Являясь частью культуры всего человечества, народная кукла охраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

Особенности изготовления кукол.

Процесс изготовления куклы оберега имеет свои определенные каноны.

Главное правило изготовления магического помощника — хорошее настроение и добрые помыслы.

Обезличивание. Любой оберег в виде куклы должен быть исполнен без лица, что защищает амулет от вселения злых духов (энергетических сущностей).

Еще одной особенностью — белый цвет лица олицетворяющий чистые помыслы и благие намерения.

Славянские куклы создавать могут лишь женщины.

Изготовление куколки на столе размывает магические свойства.

Делать оберег следует на коленках (в подоле). На стол можно

положить материалы. Саму куколку от начала изготовления не

выпускают из рук, при необходимости кладут на колени.

Наличие яркой нити красного цвета. Любая кукла, обережный узор изготавливались с красной нитью. Считается что данный цвет увеличивает силу оберега.

После изготовления оберег заговаривается с целью «пробуждения» магической силы. При изготовлении оберега славянской кукле через мысленный или словесный посыл передается энергия на исполнения желания. Например, изготавливая талисман на исполнение желания следует мысленно представлять конечный результат.

При наматывании нити или завязке узлов выполняйте действие 3 раза. Обережный крест наматывается также трижды.

Набивка должна быть плотной. Магические куколки не любят пустот.

При изготовлении выполняйте все максимально аккуратно, особенно

важно выполнить лицо, оно должно быть гладким.

Источник

Опыт работы на тему «Народная тряпичная кукла как средство приобщения дошкольников к традиционной культуре народа»

«Народная тряпичная кукла как средство приобщения дошкольников к традиционной культуре народа»

Гончаровой Инны Анатольевны

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

В настоящее время важнейшим приоритетом современного образования является патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Необходимо стремиться к тому, чтобы подрастающее поколение знало традиции и обычаи русского народа, историю народной культуры, могло проникнуться чувством понимания ее древности и величия, чтобы приобщиться к ее истокам. Сегодня возрождается интерес к народному творчеству. Приобщение к нему детей является средством формирования у них патриотических чувств. Акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

В современном мире, во время развития информационных технологий, люди все реже вспоминают культуру своего народа, практически не посещают музеи, не проявляют должного внимания к истории своего края, не умеют различить народные промыслы.

На научно-теоретическом уровне актуальность опыта обусловлена важностью аспектов патриотического воспитания на основе народной педагогики. Ведь сила народной педагогики состоит в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной педагогике.

В культурах разных народов всегда особое место занимала игрушка. Вместе с народной сказкой и народной песней народная игрушка способствует формированию у детей дошкольного возраста национального

самосознания, положительного отношения к традициям своего народа, созданию у них образа Родины, включенного в целостный образ всего мира.

Куклы любого народа имеют свои педагогические, художественные и технологические традиции — простые и ясные, определенные своеобразием национальной культуры, быта народа, его педагогикой.

Народные куклы являются частью традиционной культуры. Они несут в себе определенные образы, а именно, представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве. С точки зрения воспитания целесообразно вводить традиционные куклы в жизнь современных детей. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память, так как н ародная традиционная кукла выполняет не только игровую функцию, но играет познавательную и образовательную роль.

Также а ктуальность проблемы патриотического воспитания дошкольников средствами народных игрушек на социально– педагогическом уровне продиктована социальным заказом государства на формирование общей культуры личности ребенка, в том числе представления о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках.

Исходя из этого, определена цель опыта: приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре через знакомство с тряпичной народной куклой.

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

знакомить детей старшего дошкольного возраста с традициями и обычаями русского народа посредством ознакомления с историей создания народных тряпичных кукол, их смыслового значения для людей;

формировать у детей общие представления о традиционных и обрядовых праздниках, систему знаний о традиционном крестьянском быте, народном костюме;

обобщать и систематизировать представления детей о народной тряпичной кукле, о способах ее изготовления и использования в современном мире;

развивать познавательный интерес к рукотворной тряпичной кукле;

развивать мелкую моторику рук на основе обучения действиям с тканью, из которой сделаны куклы, а также использования наполнителей (горох, гречка, душистые травы и т.д.);

развивать эстетический вкус и творчество детей;

воспитывать интерес к изготовлению тряпичной народной куклы;

воспитывать уважительное отношение к истории и культуре своего народа, чувство патриотизма;

воспитывать трудолюбие, аккуратность в работе при изготовлении тряпичной куклы;

привлекать родителей воспитанников к участию в работе над данной проблемой.

О возрождении культурных традиций, в которых значительное место

занимает народная кукла, говорят исследования ученых Е. И Суховой, Н. Ю.

Зубенко. Ученые рассматривают традиции, как нормы и правила жизни людей, передающиеся от поколения к поколению и складывающиеся под влиянием нравственных принципов, и считают народные игры, русские народные сказки, песни, русскую народную куклу средствами духовно-нравственного воспитания детей. Приобщение к традициям и обычаям народа является составной частью работы по патриотическому воспитанию дошкольников.

Был изучен опыт работы других детских садов по приобщению детей старшего дошкольного возраста к народной культуре посредством ознакомления с традиционной народной куклой, освещение данной технологии в методических пособиях.

В настоящее время изобретено большое разнообразие игрушек, способных не только развивать наших детей, но и нарушать ход нормального психического развития ребенка, и мы, педагоги и родители, часто задумываемся над тем, какие игрушки находятся рядом с детьми.

Вместе с тем народные игрушки способны гармонизировать сферу человеческих отношений, ориентируя лишь на положительные общечеловеческие ценности.

Тряпичная игрушка играет неоценимую воспитательную роль: у будущих хозяюшек воспитываются усидчивость, аккуратность, терпение ; дети учатся любить свой труд и уважать труд других.

Раньше игрушки, сделанные своими руками, хранили и передавали по наследству. Как хочется, чтобы эта славная традиция вернулась!

Практические уроки рукоделия при изготовлении тряпичной народной куклы развивают мелкую моторику рук ребёнка, что, как доказано, способствует его общему развитию, развиваются глазомер, образное и пространственное мышление.

Раньше сам процесс творения игрушки был педагогическим средством: взрослые, делая игрушку, размышляли вслух по поводу создаваемого образа, поощряли положительные качества, указывая путь к развитию личности. Формировались конкретные, первоначальные представления ребёнка, в которых широко отражались разнообразные человеческие отношения: семейные отношения и идеалы, любовь детей к родителям, заботливые отношения между братьями и сёстрами, мудрость и жизненный опыт старых людей. Через игрушку с раннего возраста происходило формирование нравственных понятий, отношение к людям и вещам. В процессе совместного творчества удовлетворялись и поддерживались потребность в общении, любознательность, побуждалась наблюдательность детей.

Читайте также:  Русская народная сказка не плюй в колодец пригодится воды напиться распечатать

При изготовлении конкретной куклы-поделки дети учатся планировать и контролировать свою деятельность, а также анализировать и адекватно оценивать ее результаты. Таким образом, формируется целенаправленная деятельность дошкольников .

Дети имеют возможность попробовать себя в области прикладного искусства, а это способствует развитию творческого потенциала, творческому самовыражению ребенка. На собственном опыте убедилась, что «истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев».

В начале учебного года был проведён опрос среди детей старшего дошкольного возраста. Детям задавались вопросы (Приложение 1), уточняющие их знания о культуре родного края. Проанализировав ответы детей, я сделала следующие выводы:

86% опрошенных детей не смогли ответить на вопрос об истории возникновения кукол, об их роли в древности, о разновидностях тряпичных народных кукол;

из предложенных на картинках элементов старинной одежды, 52% детей не смогли назвать лапти, валенки, кафтан;

67% детей не знают о народных праздниках и обрядах;

Народный фольклор тоже знают плохо, 67% детей не смогли вспомнить и назвать потешку, закличку, пословицу, народную сказку и хороводную игру.

Исходя из полученных данных был составлен план работы по приобщению детей дошкольного возраста к традиционной культуре через изготовление тряпичных народных кукол, который построен на обучении детей изготовлению кукол по принципу от простого к сложному (Приложение 2).

Занятия строятся по определенному алгоритму:

2) история возникновения данного вида куклы;

3) соотнесение куклы с обрядом в соответствии со временем года и его особенностями;

4) использование аутентичного материала в разных частях занятия в зависимости от темы: произведений художественной литературы и устного народного творчества, народные обрядовые игры, связанные с данным видом куклы и временем года, слушание народных песен;

5) Определение и показ последовательности работы;

Самостоятельная работа детей по изготовлению основы куклы;

Оформление куклы: создание костюма, аксессуаров;

Анализ работ, итог занятия (выставочная деятельность).

Д ети знакомятся с обычаями и традициями народа, с и сторией народной куклы, с разновидностями обереговых, обрядовых и игровых моде лей кукол, с народным костюмом.

Также в работе использую разные методы обучения детей:

словесные (рассказы, беседы, слушание, обсуждения);

практические (роспись доски, изготовление тряпичной куклы, рисование кукол, одежды для них);

наглядные (рассматривание иллюстраций, картин, и пр.)

В обучении детей по данной теме были использованы разные виды детской деятельности:

коммуникативная (беседы: «История возникновения тряпичной куклы», «Осенние традиции и обряды русского народа», «Куклы- обереги», «Как отмечают праздник Пасхи» и т.д.; отгадывание загадок об осенних явлениях, зимних приметах; заучивание пословиц о семье, труде, ситуативные разговоры); чтение художественной литературы (чтение русских народных сказок «Василиса Прекрасная», «Крошечка-Хаврошечка», стихотворений М. Пожарова «Тряпичная кукла», И. Рюмина «Куклы наших бабушек»; заучивание колыбельных песен, колядок; использование кукольного театра);

продуктивная (мастерская по изготовлению тряпичных кукол: «Кувадка», «Пеленашка», «Ангелочек», «Кукла-бабочка»);

игровая ( использование всех видов игр: подвижные, дидактические «Узнай элемент узора», «Закончи узор», «Народные промыслы», «Найди пару», «Дорисуй юбку», словесные «Скажи наоборот», «Повтори»);

познавательно-исследовательская (наблюдения в природе).

Особое внимание уделяется работе с родителями воспитанников: знакомлю их с традициями и культурой русского народа, с традиционными тряпичными куклами, используя такие формы работы:

— консультации (например, «Народная тряпичная кукла в воспитании детей», «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре», «Народные промыслы», «Мудрые игрушки наших предков», «Тряпичная кукла в развитии творчества детей») ;

— привлечение родителей к подбору ма териалов для изготовления кукол;

— сотворчество родителей с детьми: «Нарядим кукол к празднику».

— мастер–класс по изготовлению тряпичных кукол «Кувадка», «Пеленашка».

Результатом работы по данной теме, исходя из данных мониторинга на конец учебного года, явилось то, что у детей появились знания о народных традициях и праздниках, о предметах старины и их назначении, о труде взрослых в старину, о процессе изготовления вещей из разных материалов разными инструментами.

Таким образом, и спользование народной тряпичной куклы на практике оказалось эффективным средством повышения уровня воспитательно- образовательного процесса, формирования познавательной и творческой активности дошкольников, способствующим развитию духовности, формированию нравственно-патриотических позиций:

— в результате совместной творческой деятельности педагога, родителей по осуществлению намеченных мероприятий в положительную сторону изменились представления детей о добре, милосердии, великодушии, отзывчивости, трудолюбии, гражданственности и патриотизме, повысился интерес детей и уровень их знаний о народной культуре, истории, обычаях, традициях предков;

— изготавливая куклу своими руками, ребенок получает ценнейший опыт позитивных достижений: «я – старался, делал и у меня получилось!»;

— занятия с детьми дошкольного возраста с тряпичной куклой помогают педагогам и родителям более успешно устанавливать психологически комфортный контакт с ребенком, при котором каждый из участников творческого процесса получает желаемый результат;

— в процессе работы над созданием куклы, у детей развивается моторика пальцев, закрепляются навыки работы с ножницами, нитками. В практической работе дети учатся употреблять в дело любые имеющиеся под рукой лоскуты; гармонично сочетать их по цвету, следить за правилами экономии материала; в работе применять прямые и косые кусочки ткани, извлекая красоту из обычных, казалось бы, бросовых обрезков, кромок, кусочков пряжи.

Изготовление кукол доставляет детям радость и увлекает. Тряпичная кукла не требует особых материальных затрат и дает огромные возможности для фантазии и творчества. Такую народную куклу не купишь в магазине. Нигде так не оживает старый лоскуток как в кукле, сделанной своими руками.

Вместе с тем, в процессе этих занятий сформируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, разовьется мелкая моторика – все эти качества и навыки окажут неоценимую помощь ребенку для успешной учебы в школе.

Я думаю, что в настоящее время традиционная народная игрушка может помочь сохранить психическое здоровье и воспитать искренние чувства патриотизма, любви к природе, труду, уважение к родной культуре и своей земле.

Народная традиционная кукла является необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру с куклой ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе. Кукла служит своеобразным пособием для передачи ребенку знаний о материальном мире.

Список использованной литературы

«Воспитание духовности через приобщение детей к русской народной культуре» // Справочник старшего воспитателя. 2011. №4. С. 29 – 35.

Ельцова О. М., Круглова Н. А. «Приобщение дошкольников к истокам русской праздничной культуре»// Справочник старшего воспитателя. 2011. №5. С. 24 – 33.

Зимина З.И. «Текстильные обрядовые куклы». –Москва, Ладога-100. 2007.

«Истоки русской народной культуры в детском саду» / авт.-сост. И. Г. Гаврилова.Детство-пресс, 2008.

«Календарные и народные праздники в детском саду». Вып.2:Весна/авт.-сост.А.Лапшина.-Волгоград, 2002.

Князева О.А., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». –Акцидент, 1997

Котова И.Н. и Котова А.С. «Русские обряды и традиции. Народная кукла». Санкт-Петербург. Папитет-2008

Кривошеева Г.А. «Народные праздники в детском саду» //Методические рекомендации.- Ульяновск, 1995. С.47

Лялина Л.А. «Народные игры в детском саду». – М.: ТЦ Сфера, 2009.

«Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет»/ авт.-сост.В. Косарева. – Волгоград: Учитель, 2012.

«Народная кукла как средство приобщения к родной культуре.» Аскарова А.// Дошкольное воспитание. 2011. №7. С. 117 – 125.

«Народное искусство в воспитании детей». / Под ред. Комаровой Т.С.. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

Шайдурова Н. В. Традиционная тряпичная кукла// Учебно-методичекое пособие.Детство-пресс», 2012.

Яковлева Н. Н. «Использование фольклора в развитии дошкольника.Детство-пресс, 2005

Источник

Поделиться с друзьями
Блог о здоровье и полезных жизненных советах
Adblock
detector