Познавательный час народное творчество

Классный час на тему «Народное творчество и народная мудрость» (3 класс)

МКОУ Таловская СОШ

и народная мудрость

Перова Ольга Ивановна

учитель начальных классов

Народное творчество и народная мудрость

освоение учащимися нравственных ценностей народа

приобщение детей к народному творчеству;

активизация познавательных интересов учащихся;

привитие уважения и любви к народным традициям.

иллюстрации с изображением лисы, волка, щуки и фламинго;

иллюстрации к сказкам «Царевна-лягушка», «Конёк-Горбунок», «Сказка о царе Салтане», «Сивка-бурка», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Гуси-лебеди», «Крокодил Гена и его друзья»;

портреты Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, М.В. Ломоносова, Я.А. Коменского;

рисунки, изображающие деда, комара, репей;

аудиозаписи фольклорных песен: «Детский русский фольклор», «Игранчики»;

призы в виде шоколадок или конфет.

Ход классного часа

Звучат «Лирические попевки» А. Шалаева из цикла «Детский русский фольклор»

Учитель: Устное народное творчество родилось в глубине веков и передавалось из уст в уста, от одного поколения к другому. Вместо «устное народное творчество» иногда говорят «фольклор», что в переводе с английского языка означает «народная мудрость, народное знание».

— Какие виды и жанры произведений фольклора вы можете назвать?

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Сказки, легенды, былины помогают воссоздавать характерные черты народной речи, напевной и мелодичной. А пословицы и поговорки, к примеру, демонстрируют её сжатость и мудрость. Давайте будем изучать и сохранять народное творчество.

Сегодня наш классный час пройдет в форме викторины.

Все вопросы, которые будут заданы, связаны с народным творчеством.

Давайте познакомимся с правилами викторины:

викторина состоит из трех туров;

на обдумывание каждого вопроса дается пять секунд;

за правильный ответ игрок получает один балл;

после каждого тура отсеиваются игроки, набравшие наименьшее количество баллов.

Сейчас нам надо выбрать жюри, которое будет оценивать игру участников викторины и подсчитывать очки.

Проходят выборы жюри.

Учитель: Начинаем первый тур. Он будет посвящен сказкам. Прежде чем вы научились читать, вы слушали сказки. В сказках также заключена мудрость наших предков. «Сказка ложь, да в ней намёк — добрым молодцам урок». Хорошо ли вы знаете сказки? Сейчас проверим!

Начинаем первый тур викторины.

Задание первое. Перед вами имена героев русских народных сказок: Иван Быкович, Никита Кожемяка, Соловей-разбойник. В русских народных сказках всегда сталкиваются добро и зло. Какой из этих героев является отрицательных персонажем?

Учитель: Задание второе. Какой сказочный герой смог победить двенадцатиголовое чудо-юдо?

Учащиеся: Иван Быкович.

Учитель: Задание третье. На этих иллюстрациях изображены персонажи сказок «Царевна-лягушка», «Конёк-Горбунок», «Сказка о царе Салтане», «Сивка-бурка». Во всех ли сказках речь идёт о трёх братьях?

Учащиеся: В «Сказке о царе Салтане» говорится о трёх сестрицах.

Учитель: Задание четвёртое. Сказки бывают разные — волшебные, бытовые, сказки о животных. Сказки о животных, пожалуй, самые древние по происхождению. Их персонажи наделялись человеческими качествами: добротой и коварством, глупостью и

хитростью. Но животные являются не только персонажами сказок, но и басен.

Перед вами иллюстрации животных — лисы, волка, щуки и фламинго.

Задание первое. Все ли эти животные являются персонажами басен Ивана Андреевича Крылова?

Учащиеся: Фламинго не является.

Учитель: Задание пятое. Кто из этих персонажей обладал волшебной силой в сказке о Емеле?

Учитель: Задание шестое. Как вы думаете, какое животное из представленных здесь чаще всего становилось героем русских народных сказок?

Учитель: Задание седьмое. Перед вами иллюстрации к сказкам «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Гуси-лебеди», «Крокодил Гена и его друзья». Все ли эти иллюстрации являются иллюстрациями к русским народным сказкам?

Жюри оценивает ответы, подсчитывает количество баллов и выбирает игроков, которые выбывают из игры.

Звучат народные мелодии

Учитель: К большому сожалению, из конкурса выбывают несколько игроков. Чтобы вам не было горько, вручаем участникам сладкие призы.

Мы начинаем второй тур. Он посвящен пословицам и поговоркам. У каждого народа существует множество пословиц и поговорок. Одна из величайших способностей человека — способность передавать свои мысли, чувства, ощущения, своё восприятие окружающего мира и различных явлений жизни через меткое образное изречение. Пословицы и поговорки доходят до глубины души человека, ведь, в пословицах и поговорках содержится кладезь мудрости. Михаил Шолохов назвал пословицу «крылатой мудро стью». Вот как говорят в народе: «Пословица не даром молвится», «Пословица — всем делам помощница»

Задание первое. Знаете ли вы пословицы и поговорки, в которых присутствуют числа?

Заслушиваются ответы учащихся:

«Одна голова хорошо, а две — лучше»,

«Один в поле не воин»,

«Одна рука узла не вяжет»,

«Хвастуну цена — три копейки»,

«У семи нянек дитя без глазу»,

«Семь раз отмерь — один отрежь»,

«Семеро одного не ждут»,

«Одним махом семерых убивахом»,

«Лук — от семи недуг» и т.д.

Учитель: Посмотрите на портреты писателей и педагогов Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, М.В. Ломоносова, Я.А. Коменского.

Задание второе. Кто из этих великих людей в книге для начальных классов поместил триста пословиц и поговорок?

Учащиеся: К.Д. Ушинский в книге «Родное слово»

Учитель: Задание третье. Кто из этих великих людей является автором классических книг, ставших в России образцами детской и народной литературы?

Учащиеся: Л.Н. Толстой.

Учитель: Задание четвертое. Назовите пословицу о дружбе.

Заслушиваются ответы учащихся:

«Дружный дом — счастья полон, дружбу потерял — счастье расплескал»,

«Дружба крепка взаимностью»,

«Дружба — богатство бесценное»,

«Дружи с тем, у кого приятелей много, откровенничай с тем, у кого друзей мало»

Учитель: Задание пятое. Продолжи пословицу.

У настоящих друзей и. (дети дружны).

Уважай всякого, кто. (хочет жить в дружбе).

Худой мир лучше. (доброй ссоры).

Сила птицы — в крыльях, сила человека. (в дружбе).

Дружба крепка. (взаимностью).

Если друг твой слепой, и ты. (один глаз свой прикрой)

Заслушиваются ответы учащихся. Жюри оценивает ответы, подсчитывает количество баллов и выбирает игроков, которые выбывают из игры.

Учитель: Пока работает жюри, предлагаю послушать записи фольклорных песен.

Звучат аудиозаписи фольклорных песен.

Учитель: И вновь из конкурса выбывают несколько игроков. Им также вручаются сладкие призы.

Начинаем последний, третий тур. Устное народное творчество многогранно — это сказки, былины, пословицы и поговорки, загадки, обрядовые песни.

Задание первое. Нужно назвать жанр того произведения, которое я сейчас прочитаю.

Дождик-дождик, пуще лей

На меня и на людей!

А на бабу Ягу лей по целому ведру!

Прокоп-укроп, Медный лоб. Сам с аршин, Голова с кувшин.

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Как вы уже поняли, третий тур посвящен потешкам, считалкам, дразнилкам, закличкам, а также загадкам. Загадки, приметы, заклички показывают, что человек одушевляет мир природы, относится к нему сердечно, как к живому, чувствуя своё родство с природой.

Задание второе. Вспомните и прочитайте песенку, закличку, дразнилку, потешку.

Заслушиваются ответы учащихся. Жюри оценивает ответы.

Учитель: Задание третье. Послушайте, посмотрите на рисунки и отгадайте загадку: «Дедушка осердился, в бабушку вцепился».

Учитель: Может быть другой ответ на эту загадку? Или возможны оба ответа?

Учащиеся: Да. Комар. Репей.

Заслушиваются ответы учащихся

Заслушиваются ответы учащихся.

Жюри оценивает ответы, подсчитывает количество баллов и выбирает игроков, которые выбывают из игры

Учитель: И вновь звучат народные мелодии. Выбывшие из игры после третьего тура получают сладкие утешительные призы. Жюри подводит итоги викторины. А желающим я предлагаю рассказать, что нового узнали сегодня? Что заинтересовало? К чему хотелось бы вернуться вновь?

Заслушиваются ответы учащихся.

Проходит награждение победителей викторины.

Источник

Открытый классный час по теме «Устное народное творчество» 2 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Мантуровская средняя общеобразовательная школа»

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Подготовила и провела:

учитель начальных классов

Цели:

приобщение младших школьников к русскому фольклорному искусству;

воспитание уважения к русскому слову, обогащение словарного запаса учащихся.

1.Образовательные: познакомить с традициями русского народа.

2.Воспитательные: воспитывать интерес к русским народным праздникам, к особенностям русского характера: желание быть радушным, гостеприимным, заботливым хозяином; добрым и трудолюбивым; воспитывать культуру отношения к другому и самому себе.

3.Развивающие: обогащать словарный запас детей типично русскими словами и выражениями, развивать коммуникативные способности.

Оформление, оборудование : выставка рисунков «Сказка ложь, да в ней намек», открытки с пословицами, магнитофон, ромашка (на лепестках написаны скороговорки), сладкие призы, книги, презентация «Устное народное творчество» с музыкальным сопровождением,

Веселья Вам, да радости.

— Давным-давно мы ждём вас поджидаем,

Праздник без вас не начинаем.

-Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус:

кому- сказку, кому-правду, кому-песенку.

— Удобно ли вам, гости дорогие?

Всем ли слышно? Всем ли места хватило?

— У каждого листочка,

Есть главное на свете

Для ивушки плакучей

Нет реченьки милей,

Для беленькой березки

— Есть ветки у листочка,

У каждого на свете

А там, где мы родились,

Где радостно живем,

— А что такое «устное народное творчество»?

Устное народное творчество – это всё то, что люди передавали из уст в уста на протяжении веков. Это мудрость нашего народа, которая сохранилась в сказках, легендах, былинах, пословицах, поговорках, скороговорках, загадках, присказках, частушках, прибаутках, песнях. И всё это относится к устному народному творчеству.

— Какие сказочные, волшебные средства передвижения вы знаете? (ковер- самолет, Сапоги- скороходы, ступа и метла)

— На чем ездил Емеля?

— Кто помнит заклинание, чтоб добраться до первой станции? (хором)

(на доске печка. Проговаривание заклинания. Сопровождение презентацией)

1 станция «ПОСЛОВИЦЫ»

-Пословицы недаром молвятся

Без них прожить никак нельзя!

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья.

— Порой они нас наставляют

Советы мудрые дают.

Порой чему-то поучают

И от беды нас берегут.

— Пословица вовек не сломится –

Ведь с ней и горе не беда,

И наша речь красна пословицей.

Давайте вспомним их, друзья!

Прочитайте пословицы. (слайд)

Какие пословицы о дружбе?

(нет друга – ищи, а нашел береги.

Все за одного, один за всех.

Старый друг лучше новых двух.)

Какие пословицы о труде?

(делу время – потехе час.

Терпенье и труд все перетрут.

Семь раз отмерь, один отрежь.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.)

Б) дополни пословицу.

-Делаешь наспех –делаешь… (насмех).

-Лес рубят –щепки…(летят)

-Не имей сто рублей, а имей… (сто друзей).

-Мороз невелик, а стоять…( не велит).

-Под лежачий камень и вода…( не течет).

-Лесом шел, а дров…( не видел)

— Отправляемся на следующую станцию. Скажем дружно заклинание.

2 станция «Считалки»

Считалки были частью игры. Считалка в простейшей форме – счет. Счетом решали – кому водить. Считалку отличает четкий ритм, и всюду он выразителен.

– Какие считалки знаете, мы сейчас проверим.(дети проговариваем считалку и выбирают водящего)

-Отправляемся на следующую станцию: «По щучьему ……»

3 станция: Скороговорки

-Для конкурса дети отбираются с помощью считалок. Считалки, предварительно пройденные на уроке литературы, проговаривают дети.

Кот ловил мышей и крыс
Кролик лист капустный грыз.

Зимним утром от мороза
На заре звенят березы.

3. У пеньков опять пять опят.

4. Слышала старушка, как куковала кукушка на опушке.

5. Ушел косой козел с козой.

Читайте также:  Роль устного народного творчества в формировании личности ребенка

6. Все покупки у прилавка упакованы в кульки.

Пока дети готовятся, идёт игра с залом.

4 станция «ИГРЫ»

Играют в игру «Ушки» и «Каравай».

Русская народная хороводная игра «Каравай»

Наверно, самая знаменитая хороводная игра в России! Она является чуть ли не обязательным атрибутом любого дня рождения детей с года и до окончания начальной школы. Такой русский аналог американского «Happy birthday!». Хоровод очень простой. Все встают в круг и берутся за руки. Именинник встает в центр хоровода. Хоровод начинает двигаться по кругу в сопровождении слов:

Как на … именины (называют имя ребенка-именинника)

Испекли мы Каравай.

Вот такой вышины! (руки поднимают как можно выше)

Вот такой нижины! (присаживаются на корточки, руки практически кладут на пол)

Вот такой ширины! (расходятся в стороны, стараясь сделать хоровод как можно большего диаметра)

Вот такой ужины! (хоровод сходится, сжимается, подходит вплотную к имениннику)

Каравай, каравай, кого любишь выбирай! (хоровод приходит к своему «нормальному» размеру и останавливается)

Именинник говорит: Я люблю, конечно всех,

Но вот … больше всех! (называет имя выбранного ребенка, берет его за руку и ведет в центр хоровода)

Теперь именинник становится в хоровод, а выбранный им ребенок становится «именинником».

Русская народная хороводная игра «Пузырь»

Эта игра очень веселая и динамичная. Дети играют в нее с удовольствием. Ребята берутся за руки, образуют круг. Перед началом игры хоровод сходится как можно ближе к центру. Пузырь сдут. Далее «надувают» пузырь, т.е. расходятся в стороны, стараясь сделать хоровод максимально большим. Хоровод-пузырь «надувается» до тех пор, пока кто-то из участников хоровода не выдержав напряжения, не отпустит руки. Значит, пузырь «лопнул». Игра сопровождается следующим текстом:

Игра «Ушки» (русские народные игры 1 класс)

Двое играющих становятся друг против друга и поднимают согнутые в локтях руки так, чтобы ладони одного были обращены прямо к ладоням другого. Ударяют в ладоши и приговаривают:

Мама била, била, била
И все папе доложила.
Папа бил, бил, бил
И все бабе доложил.
Баба била, била, била
И все деду доложила.
Дед бил, бил, бил
И все сестрам доложил.
Сестры били, били, били
И все братьям доложили.
Братья били, били, били
И в кадушку закатили,
А в кадушке две лягушки.
Закрывай скорее ушки!

При последних словах играющие должны очень быстро прикрыть ладонями свои уши. Побеждает в этой забаве тот, кто первым сделает это движение.

5 станция «ПОТЕШКИ»

МИНИ-СЦЕНКИ:

– Здорова, кума!
– Да на рынке была.
– Никак глуха?
– Купила петуха.
– Прощай, кума!
– Пять рублей дала.

-Кафтан прожёг. –Медведя поймал.

-Зашить можно. –Так веди сюда!

-Да иглы нет. –Да он не идёт.

6 станция «ЗАГАДКИ»

Отгадывайте загадки, тренируйте свою смекалку!(от каждой группы несколько загадок)

Загадки для гостей ……

7 станция «СКАЗКИ»

-Ребята, ну вот мы и дошли до последней станции. Поговорим о сказках. Поднимите руки, кто любит сказки? Все, но конечно они вызывают восторг, пробуждают воображение. Они полны чудес; учат быть твердыми, советуют бороться со злом. Скажите, пожалуйста, вы много прочитали сказок?

-Угадайте, кому принадлежит этот предмет? ( рукавичка, корзинка, стрела, топорик, яйцо, избушка)

1.Не лежалось на окошке –

Покатился по дорожке.

2. По тропе Шагая бодро,

Сами воду тащат ведра!

3.Красна девица грустна:

Ей не нравиться весна,

Ей на солнце тяжко!

Слезы льет бедняжка!

Не послушался Кота,

И пропали все куда-то.

(Волк и семеро козлят.

7. Колотил да колотил

Ничего не проглотил

Ну а хвост ко льду прирос.

(Битый небитого везет.)

9. Победил кот людоеда.

Съел его вместо обеда.

В этой сказке всего по три: три героя, по три предмета у каждого. Назовите сказку. (Три медведя.)

Где спрятался седьмой козленок? (В печи.)

Героя какой сказки все хотели съесть? (Колобок.)

Кто может позвать словами Ивана Сивку-Бурку? (“Сивка-бурка, вещая каурка! Стань передо мной, как лист перед травой!”)

Чем играл братец Иванушка из сказки”Гуси-лебеди” у бабы Яги? (Золотыми яблочками.)

Как в сказках лиса обычно называла волка? (Кум, куманек.)

Из какой сказки выражение”Как аукнулось, так и откликнулось”? (Лиса и журавль.)

Из чего солдат варил кашу? (Из топора.)

Кто выручил из беды Петушка в сказке “Кот, Петух и лиса”? (Кот.)

Чем ловил волк рыбу в сказке “Лисичка-сестричка и серый волк”? (Хвостом.)

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

— В какую страну мы сегодня путешествовали?

— Кому понравилось? (за активное участие грамотой награждаются классы)

( внимание на выставку книг )

Берегите ее тишину и покой,

Этот хлеб на столе

Без нее нам не жить.

Берегите ее, чтоб вечно ей быть

Нашей правдой и силой,

Всею нашей судьбой.

Источник

Сценарий познавательного мероприятия «Народные промыслы»

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования

Дом творчества «Октябрьский»

педагогом доп. образования

Место проведения: Дом творчества «Октябрьский» ( здание по

Время проведения: 16.05.2016г. 10.00.

Оформление: Плакаты: «Даже в будни, может труд, Сделать праздничными днями»

«Где мысль сильна – там дело полно силы»

Оборудование: Компьютер для показа презентации (видео сюжет «Народные промыслы») экран, карта, флаг России, самовар, выставка изделий народных промыслов, русские народные песни («Хохлома», «Ярмарки краски», «Матрешки»)

Цель: воспитание гражданина своей страны, любви к Родине и родному краю

ознакомление учащихся с географией народных промыслов России, историей их создания и художественной ценностью,

расширение знаний об обычаях русского народа, о культуре своей Родины и родного края,

развитие образного мышления,

воспитание эстетического вкуса

(Звучат песни д/о « Истоки » )

Посмотрите! Эти вещи

Нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты

Древней, чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России,

Мир преданий и добра.

Чтоб сказать, что есть в России

Вед: Максим Горький писал, что человек по своей натуре художник, он повсюду, так или иначе стремится вносить в свою жизнь красоту.

Народные художественные промыслы восходят к древности, к домашним промыслам и деревенскому ремеслу.

Вед: Ремесло и промысел, в чём их отличие, что обозначают эти слова.

Ремеслом владеет один человек, это система навыков, которая позволяет ему создать предмет декоративно – прикладного искусства, промысел – когда люди семьями, селениями овладевают ремеслом с целью продажи своих изделий.

Виды народных промыслов в России (хохлома, гжель, дымковская игрушка, вологодское кружево, елецкое кружево, тульские самовары и т.д).

Видео ролик «Народные промыслы России».

Вед: Современная цивилизация приглаживает, причесывает и устраняет образ жизни и облик городов и горожан, следует единой мировой моде. И в Европе, и в Австралии люди пользуются одинаковыми вещами, изготовленными по похожим технологиям – сошедшими с конвейера. Предметы быта, сделанные от начала до конца вручную одним мастером согласно традициям предков, перешли в разряд сувениров. Но потеряв свою утилитарную ценность, народное прикладное искусство, как правило, не умирает, ведь художественные ремёсла – одно из самих ярких материальных отличий одного народа от другого.

Вед: Почти всё в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, ткали, вышивали, плели лапти, корзины. Хотя и не отличалось убранство избы разнообразием мебели: стол, лавки, скамьи, сундуки – всё делалось с любовью. Мастерство передавалось от поколения к поколению. Поэтому неудивительно, что обычные бытовые предметы становились всё совершеннее. Появились народные умельцы, зарождались промыслы.

Вед: Какие народные промыслы и ремёсла в Липецкой области? Ребята, о каких вы слышали, знаете? (хохломская роспись, елецкое кружево, глиняная игрушка, вышивка, резьба по дереву).

Вед: Земля наша Русская испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми которые создавали и создают своими руками сказочную красоту. Каждый народ имеет сою богатую историю, веками сложившиеся традиции, культуру и быт. На территории и нашей области живут и ныне мастера.. Наша область, как лоскутное одеяло, создана из 7 губерний или из 18 районов. На территории Липецкого края издавна существовали такие промыслы: как кружевоплетение, гончарное ремесло, хохломская роспись, валяние из шерсти, лоскутное шитьё, вышивка, лозоплетение, резьба по дереву.

Вед: В городе Липецке есть музей декоративно – прикладного искусства, где находится очень много различных экспонатов. У нас сегодня на фестивале присутствует сотрудник музея Сергачева Е.С.

(Выступление сотрудника музея )

Вед: Музей декоративно – прикладного искусства есть и в доме детского творчества «Октябрьский». Там находится тоже очень много различных экспонатов, которые ребята собирают совместно с педагогами в летних исследовательских экспедициях. В этом году предстоит семнадцатая экспедиция и ждёт ребят Добринский район.

Вед: Богата Липецкая область народными ремеслами и промыслами и славится мастерами своими. Давайте познакомимся с историей зарождения этих промыслов и их особенностями. В доме детского творчества работают мастера, которые учат детей и передают своё мастерство.

Вед: Детское объединение «Хохломская роспись».

Учащиеся д/о «Хохломская роспись».

Старики рассказывают, будто давным- давно поселился за Волгой весёлый мужичок, умелец. Избу поставил, стол, ложки сладил, посуду деревянную вырезал. Прилетела к его порогу жар-птица. Он и её угостил. И вдруг жар-птица прикоснулась своим крылом к чаше. Чаша стала золотой. Это, конечно, легенда, сказка-ложь,…

Источник

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Непосредственно образовательная деятельность На тему “Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре

Непосредственно образовательная деятельность

На тему “Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре”

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОЬРАЗОВАНИЯ

В УСЛОВИЯ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС”

Сергеева Валентина Алексеевна,

Д.Ушинский писал: “Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека. ” именно поэтому наши интересы обратились к нравственным ценностям, к национальной культуре нашего народа.

Актуальность этой проблемы в наше время приводит к мысли, что нам, педагогам, необходимо проводить с детьми громадную работу в данном направлении: от возрождения колыбельной, умения рассказывать детям сказки и предания своего народа, до приобщения детей к высотам классической, отечественной и мировой литературы, пластических искусств, театра, музыки.

Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайно, не секрет, что помимо экономических трудностей, Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому, очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Безжалостное отрубание своих корней от народности в воспитательном процессе ведет бездуховности. Поэтому главной задачей своей деятельности вижу обогащение детей знаниями о национальной культуре.

А поскольку все это возможно только посредством яркой и образной речи, то темой работы я выбрала: “Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре”

Начиная работу по теме с детьми младшего дошкольного возраста, мною были определены цель, задачи и содержание деятельности.

Цель: Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к устному народному творчеству, воспитание у детей патриотических чувств и духовности.

В процессе работы над темой решаю задачи :

Создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество.

Развивать эмоциональную отзывчивость, фантазию, творческие способности дошкольников и умения находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях на произведения русского народного творчества.

Создать разнообразную речевую среду соответственно возрасту. Обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, выразительности интонации и фонематического слуха.

Читайте также:  Чтобы не потели зеркала в ванной народными средствами

Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам.

Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через приобщение к устному народному творчеству, знакомство с календарными праздниками их обычаями и традициям.

Устное народное творчество – это коллективное художественное творчество русского народа. Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт, коллективную мудрость трудящихся масс и передавало их младшим поколениям, активно пропагандируя высокие нравственные нормы и эстетические идеалы.

Через устное народное творчество у ребенка формируется потребность в художественном слове. Поэтому не случайно, важным моментом в моей воспитательной работе стало широкое знакомство детей с различными видами фольклорного творчества.

Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо и доступно, что красиво и что некрасиво.

Народная поэзия раскрывает самые существенные связи и закономерности жизни, оставляя в стороне индивидуальное, особенное. Фольклор дает им самые главные и простые понятия о жизни и о людях. Он отражает общеинтересное и насущное, то, что затрагивает всех и каждого: труд человека, его взаимоотношения с природой, жизнь в коллективе. Детям импонирует свойственная народному творчеству поэтизация природы, удивление и ее могуществом и красотой, восхищение силой рук и ума человека. Фольклор воспитывает у детей эстетическое отношение к природе, к труду, ко всей окружающей действительности, учит видеть прекрасное в человеческих отношениях.

Фольклор как культурная ценность устной традиции является эффективным средством приобщения детей дошкольного возраста к традиционной народной культуре, если:

в педагогическом процессе фольклор представлен как этнографический подлинник в широких контекстных взаимосвязях и региональной специфике;

овладение детьми фольклором опирается на использование его характерных свойств, таких как традиционность, устность, вариативность, коллективность, функциональность;

включение ребенка в традиционную народную культуру происходит посредством специально организованной педагогической деятельности, содержание которой обусловлено тесной взаимосвязью духовного, фольклорного, познавательного и бытийно-практического компонентов;

эффективность фольклорных занятий с детьми определяется комплексным подходом к освоению фольклора;

методика приобщения являет собой совокупность педагогических форм, методов и приемов наследования подлинных народных традиций в современных условиях;

процесс приобщения реализуется в атмосфере сотворчества детей и взрослых в ситуации “проживания” фольклора, его социальной востребованности.

Проблема вытекает из специфики приобщения детей дошкольного возраста к традиционной народной культуре средствами фольклора в доступных для этого возраста формах, видах, методах. Данный педагогический процесс рассматривается как особый вид художественной деятельности детей, основанный на подлинном народном материале и направленный на овладение детьми культурным опытом народа через восприятие произведений фольклора, пение, танец, игру, народный театр.

Приобщения детей дошкольного возраста к традиционной народной культуре провожу через все виды деятельности, с использованием различных форм, что способствует лучшему усвоению. Для решения педагогических задач огромное значение придаю индивидуальной работе с детьми, тщательному изучению возможностей и психологических особенностей каждого ребенка. Решая задачу воспитания интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам организуем праздники: календарные, фольклорные, обрядовые, дни именин и развлечения. В фольклорных праздниках принимают участие дети всех возрастов, меняется лишь долевое их участие от возраста к возрасту.

В группе создана разнообразная речевая среда соответственно возрасту. По многим литературным произведениям CD-диски, аудиокассеты с записями инсценировок по мотивам народных сказок, закличек, небылиц, русских народных песен. Создана библиотечка красочных книг с русскими народными сказками, потешками, загадками. В группе отведено место для театральной деятельности. Имеется уголок ряженья с элементами костюмов и шапочки для игр-драматизаций и инсценировок сказок, куклы «би-ба-бо», настольный, теневой и пальчиковый театры, театр на фланелеграфе, по сюжетам русских народных сказок, дидактические и настольно-печатные (лото, мозаика) игры: «Подбери картинку», «Собери сказку», «Мои любимые сказки», «Ты чей, малыш?», «Найди половинку».

Реализация данного направления работы в полной мере стала возможна при тесном взаимодействии детского сада и семьи. Обе стороны при этом направляли свои усилия на познание возможностей развития каждого ребенка, создания благоприятных условий. Совместные мероприятия способствовали установлению доверительных отношений с родителями, что оказывало положительное влияние на состояние педагогического процесса. Моя работа не была бы столь плодотворной, если бы не помощь родителей. Чтобы найти отклик в их сердцах, проводила с ними короткие беседы, консультации. Также разъясняла, какую огромную пользу приносит народное творчество детям.

По итогам работы своим достижением считаю создание в группе атмосферы доброжелательности, сочувствия и взаимопонимания. В результате приобщения дошкольников к фольклору на практике убедилась, что они научились тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка, обогатился словарь за счет эпитетов, сравнений, эмоционально-оценочной и сказочной лексики.

Устное народное творчество является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины.

В сегодняшней социальной ситуации в нашей стране, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей пропаганда народного творчества приобретает более сильное значение.

Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников. В будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России и за ее пределами.

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме “Люблю березку русскую!”

Воспитывать любовь к Родине через устное народное творчество, познание родной природы.

Познакомить детей с деревом, ставшим символом России.

Расширить представления детей об образе березы в фольклоре, поэзии, музыке, искусстве.

Развивать познавательный интерес у детей.

Интеграция образовательных областей: чтение художественной литературы, познание, коммуникация, социализация, художественное творчество, здоровье.

Предварительная работа: рассматривание березы на прогулке, рассматривание иллюстраций, картин; чтение и заучивание потешек, закличек; разучивание хоровода «Береза»; прослушивание музыкальных произведений.

Оборудование: Презентация “Люблю березку русскую!”, муляж березки, платочки, магнитофон, музыкальные произведения, корзинка, листья березки из цветного картона.

I. Организационный момент

Дети выходят под русскую народную музыку. Встречает воспитатель в костюме девицы.

Приветствие “Здравствуйте”
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, беленький снежок!
Здравствуйте, гости дорогие.
Здравствуйте, детишки: девчонки и мальчишки
Здравствуйте, я вам скажу и загадку расскажу!

Русская красавица,
Стоит на поляне.
В зеленой кофточке,
В белом сарафане.

Слайд 1 “Русская березка”

Звучит песня на слова М. Матусовского “С чего начинается Родина. ”

Воспитатель: Правильно, эта песня о Родине. Как вы думаете, что такое Родина? (Это место, где мы живём; это мама и моя семья; это наш город; это наш детский сад. )

Рассматривание березы. Дети останавливаются у муляжа березы. Слайд 3“Березы”

Березка моя, березонька,
Березка моя белая,
Березка моя кудрявая.
Стоишь ты, березонька,
Посередь долинушки (кланяется).
На тебе, березонька,
Листья зеленые.
Под тобой, березка,
Трава шелковая.

Воспитатель раздаёт детям красивые платочки

Танец с платочками. В конце танца дети украшают березку платочками.

Рассказ о русской березке

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о русской березке.

Красавицей русских лесов называют люди березку.
Прекрасна березка и в чистом поле, и на лесной поляне, а в березовой роще всегда много света, воздух прозрачен и чист.
На полянах, на пригорке,
Над окном среди полей,
Белокурые березки – символ Родины твоей.

Демонстрация картин с изображением березок.

Слайд 4 “Картины с изображением русских берез”

Воспитатель: Многие русские художники запечатлели березу на своих картинах.

Прекрасна береза в разное время года. Слайд 5 “Березы в разное время года”:

Осенью – в золотом убранстве,

Зимой – сверкающая в ажурном инее,

Весной – ослепительно белая на фоне зеленой травы

Летом – длиннокосая, кудрявая

Воспитатель: Вокруг березы водят хороводы, песни поют да играют. Слайд 6 “Хороводы”

К нам сюда скорее просим,
Приходи, честной народ.
Ныне русские березки
Затевают хоровод.
Хоровод наш заводи!
Ножкой топнем от души!
Как ребята хороши!
Хоровод, хоровод!
Веселись честной народ!

Хоровод “Мы вокруг берёзки хороводом встали” Слова А.Малининой. Музыка Рустамова.

Воспитатель: Спасибо тебе, берёзка, что дала нам хоровод поводить! Низкий тебе поклон! Кланяются в пояс.

Игра “Ветерок” Слайд 7“Листья”

Воспитатель: Ребята, где можно встретить, увидеть березу?

(В лесу, на поляне, около дома, в парке. )

Представим, что мы оказались в березовой роще. Посмотрите, сколько листьев осыпалось с деревьев. Давайте с вами поиграем.

Ветер, ветер зашумел,
Листик с дерева слетел.
Лист березовый найди
И в корзинку отнеси.

Дети под музыку собирают листья в корзинку.

Воспитатель: О белоствольной русской красавице – березе сложено много стихов и песен (дети читают стихи).

Рассказ о русских угодьях. Послушайте еще одну загадку про березку:

Стоит дерево, цветом белое,
А в нем четыре угодья.
А что это за угодья, хотите знать? (ответ детей)

Аппликация “Русская березка.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам сегодня стать “ маленькими художниками”.

(дети выполняют работу под музыкальное сопровождение)слайд 9

Итог: О чем мы сегодня говорили?

Что нового узнали о березе?

Береза – очень красивое ценное дерево, поэтому мы должны беречь и заботиться о ней.

Я в России родился!
Я в России живу!
Потому и березку
От души я люблю!

Методические пособия: «Знакомим дошкольников с литературой» О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш; «Модульный принцип педагогического процесса в ДОУ» А.И. Иванова; «Взаимодействие воспитателя с семьей по организации домашнего чтения» Н.В. Микляева, Т.С. Мишина и др. интернетресурсы

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вари ант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с“ руководствуясь ФГОС дошкольного образования, пользуюсь рекомендациями, изложенными в программе “Приобщение детей к истокам русской народной культуры” (О.Л. Князева, М.Д. Маханева

Парциальная Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду О.С.Ушакова

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Непосредственно образовательная деятельность

На тему “Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре”

ПО КУРСУ

“АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОЬРАЗОВАНИЯ

В УСЛОВИЯ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС”

Сергеева Валентина Алексеевна,

Д.Ушинский писал: “Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека. ” именно поэтому наши интересы обратились к нравственным ценностям, к национальной культуре нашего народа.

Актуальность этой проблемы в наше время приводит к мысли, что нам, педагогам, необходимо проводить с детьми громадную работу в данном направлении: от возрождения колыбельной, умения рассказывать детям сказки и предания своего народа, до приобщения детей к высотам классической, отечественной и мировой литературы, пластических искусств, театра, музыки.

Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайно, не секрет, что помимо экономических трудностей, Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому, очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Безжалостное отрубание своих корней от народности в воспитательном процессе ведет бездуховности. Поэтому главной задачей своей деятельности вижу обогащение детей знаниями о национальной культуре.

А поскольку все это возможно только посредством яркой и образной речи, то темой работы я выбрала: “Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре”

Читайте также:  Традиционные средства нравственного воспитания и обучения детей в народной педагогике

Начиная работу по теме с детьми младшего дошкольного возраста, мною были определены цель, задачи и содержание деятельности.

Цель: Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к устному народному творчеству, воспитание у детей патриотических чувств и духовности.

В процессе работы над темой решаю задачи:

1.Создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество.

2.Развивать эмоциональную отзывчивость, фантазию, творческие способности дошкольников и умения находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях на произведения русского народного творчества.

3.Создать разнообразную речевую среду соответственно возрасту. Обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, выразительности интонации и фонематического слуха.

4.Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам.

5.Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

6.Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через приобщение к устному народному творчеству, знакомство с календарными праздниками их обычаями и традициям.

Устное народное творчество – это коллективное художественное творчество русского народа. Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт, коллективную мудрость трудящихся масс и передавало их младшим поколениям, активно пропагандируя высокие нравственные нормы и эстетические идеалы.

Через устное народное творчество у ребенка формируется потребность в художественном слове. Поэтому не случайно, важным моментом в моей воспитательной работе стало широкое знакомство детей с различными видами фольклорного творчества.

Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо и доступно, что красиво и что некрасиво.

Народная поэзия раскрывает самые существенные связи и закономерности жизни, оставляя в стороне индивидуальное, особенное. Фольклор дает им самые главные и простые понятия о жизни и о людях. Он отражает общеинтересное и насущное, то, что затрагивает всех и каждого: труд человека, его взаимоотношения с природой, жизнь в коллективе. Детям импонирует свойственная народному творчеству поэтизация природы, удивление и ее могуществом и красотой, восхищение силой рук и ума человека. Фольклор воспитывает у детей эстетическое отношение к природе, к труду, ко всей окружающей действительности, учит видеть прекрасное в человеческих отношениях.

Фольклор как культурная ценность устной традиции является эффективным средством приобщения детей дошкольного возраста к традиционной народной культуре, если:

в педагогическом процессе фольклор представлен как этнографический подлинник в широких контекстных взаимосвязях и региональной специфике;

овладение детьми фольклором опирается на использование его характерных свойств, таких как традиционность, устность, вариативность, коллективность, функциональность;

включение ребенка в традиционную народную культуру происходит посредством специально организованной педагогической деятельности, содержание которой обусловлено тесной взаимосвязью духовного, фольклорного, познавательного и бытийно-практического компонентов;

эффективность фольклорных занятий с детьми определяется комплексным подходом к освоению фольклора;

методика приобщения являет собой совокупность педагогических форм, методов и приемов наследования подлинных народных традиций в современных условиях;

процесс приобщения реализуется в атмосфере сотворчества детей и взрослых в ситуации “проживания” фольклора, его социальной востребованности.

Проблема вытекает из специфики приобщения детей дошкольного возраста к традиционной народной культуре средствами фольклора в доступных для этого возраста формах, видах, методах. Данный педагогический процесс рассматривается как особый вид художественной деятельности детей, основанный на подлинном народном материале и направленный на овладение детьми культурным опытом народа через восприятие произведений фольклора, пение, танец, игру, народный театр.

Приобщения детей дошкольного возраста к традиционной народной культуре провожу через все виды деятельности, с использованием различных форм, что способствует лучшему усвоению. Для решения педагогических задач огромное значение придаю индивидуальной работе с детьми, тщательному изучению возможностей и психологических особенностей каждого ребенка. Решая задачу воспитания интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам организуем праздники: календарные, фольклорные, обрядовые, дни именин и развлечения. В фольклорных праздниках принимают участие дети всех возрастов, меняется лишь долевое их участие от возраста к возрасту.

В группе создана разнообразная речевая среда соответственно возрасту. По многим литературным произведениям CD-диски, аудиокассеты с записями инсценировок по мотивам народных сказок, закличек, небылиц, русских народных песен. Создана библиотечка красочных книг с русскими народными сказками, потешками, загадками. В группе отведено место для театральной деятельности. Имеется уголок ряженья с элементами костюмов и шапочки для игр-драматизаций и инсценировок сказок, куклы «би-ба-бо», настольный, теневой и пальчиковый театры, театр на фланелеграфе, по сюжетам русских народных сказок, дидактические и настольно-печатные (лото, мозаика) игры: «Подбери картинку», «Собери сказку», «Мои любимые сказки», «Ты чей, малыш?», «Найди половинку».

Реализация данного направления работы в полной мере стала возможна при тесном взаимодействии детского сада и семьи. Обе стороны при этом направляли свои усилия на познание возможностей развития каждого ребенка, создания благоприятных условий. Совместные мероприятия способствовали установлению доверительных отношений с родителями, что оказывало положительное влияние на состояние педагогического процесса. Моя работа не была бы столь плодотворной, если бы не помощь родителей. Чтобы найти отклик в их сердцах, проводила с ними короткие беседы, консультации. Также разъясняла, какую огромную пользу приносит народное творчество детям.

По итогам работы своим достижением считаю создание в группе атмосферы доброжелательности, сочувствия и взаимопонимания. В результате приобщения дошкольников к фольклору на практике убедилась, что они научились тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка, обогатился словарь за счет эпитетов, сравнений, эмоционально-оценочной и сказочной лексики.

Устное народное творчество является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины.

В сегодняшней социальной ситуации в нашей стране, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей пропаганда народного творчества приобретает более сильное значение.

Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников. В будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России и за ее пределами.

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме “Люблю березку русскую!”

Задачи:

1.Воспитывать любовь к Родине через устное народное творчество, познание родной природы.

2.Познакомить детей с деревом, ставшим символом России.

3.Расширить представления детей об образе березы в фольклоре, поэзии, музыке, искусстве.

4.Развивать познавательный интерес у детей.

Интеграция образовательных областей: чтение художественной литературы, познание, коммуникация, социализация, художественное творчество, здоровье.

Предварительная работа: рассматривание березы на прогулке, рассматривание иллюстраций, картин; чтение и заучивание потешек, закличек; разучивание хоровода «Береза»; прослушивание музыкальных произведений.

Оборудование: Презентация “Люблю березку русскую!”, муляж березки, платочки, магнитофон, музыкальные произведения, корзинка, листья березки из цветного картона.

Ход занятия

I. Организационный момент

Дети выходят под русскую народную музыку. Встречает воспитатель в костюме девицы.

Приветствие “Здравствуйте”
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, беленький снежок!
Здравствуйте, гости дорогие.
Здравствуйте, детишки: девчонки и мальчишки
Здравствуйте, я вам скажу и загадку расскажу!

Загадка:

Русская красавица,
Стоит на поляне.
В зеленой кофточке,
В белом сарафане.

Слайд 1 “Русская березка”

Звучит песня на слова М. Матусовского “С чего начинается Родина. ”

Воспитатель: Правильно, эта песня о Родине. Как вы думаете, что такое Родина? (Это место, где мы живём; это мама и моя семья; это наш город; это наш детский сад. )

Воспитатель:

Рассматривание березы. Дети останавливаются у муляжа березы. Слайд 3“Березы”

Воспитатель:

Березка моя, березонька,
Березка моя белая,
Березка моя кудрявая.
Стоишь ты, березонька,
Посередь долинушки (кланяется).
На тебе, березонька,
Листья зеленые.
Под тобой, березка,
Трава шелковая.

Воспитатель раздаёт детям красивые платочки

Танец с платочками. В конце танца дети украшают березку платочками.

Рассказ о русской березке

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о русской березке.

Красавицей русских лесов называют люди березку.
Прекрасна березка и в чистом поле, и на лесной поляне, а в березовой роще всегда много света, воздух прозрачен и чист.
На полянах, на пригорке,
Над окном среди полей,
Белокурые березки – символ Родины твоей.

Демонстрация картин с изображением березок.

Слайд 4 “Картины с изображением русских берез”

Воспитатель: Многие русские художники запечатлели березу на своих картинах.

Прекрасна береза в разное время года. Слайд 5 “Березы в разное время года”:

Осенью – в золотом убранстве,

Зимой – сверкающая в ажурном инее,

Весной – ослепительно белая на фоне зеленой травы

Летом – длиннокосая, кудрявая

Воспитатель: Вокруг березы водят хороводы, песни поют да играют. Слайд 6 “Хороводы”

К нам сюда скорее просим,
Приходи, честной народ.
Ныне русские березки
Затевают хоровод.
Хоровод наш заводи!
Ножкой топнем от души!
Как ребята хороши!
Хоровод, хоровод!
Веселись честной народ!

Хоровод “Мы вокруг берёзки хороводом встали” Слова А.Малининой. Музыка Рустамова.

Воспитатель: Спасибо тебе, берёзка, что дала нам хоровод поводить! Низкий тебе поклон! Кланяются в пояс.

Игра “Ветерок” Слайд 7“Листья”

Воспитатель: Ребята, где можно встретить, увидеть березу?

(В лесу, на поляне, около дома, в парке. )

Представим, что мы оказались в березовой роще. Посмотрите, сколько листьев осыпалось с деревьев. Давайте с вами поиграем.

Ветер, ветер зашумел,
Листик с дерева слетел.
Лист березовый найди
И в корзинку отнеси.

Дети под музыку собирают листья в корзинку.

Воспитатель: О белоствольной русской красавице – березе сложено много стихов и песен (дети читают стихи).

Северная берёза
Есть на севере берёза,
Что стоит среди камней.
Побелели от мороза
Ветви черные на ней.
На морские перекрестки
В голубой дрожащей мгле
Смотрит пристально берёзка,
Чуть качаясь на скале.
Так ей хочется “Счастливо!”
Прошептать судам вослед
Но в просторе молчаливом
Кораблей всё нет и нет.
Спят морские перекрёстки,
Лишь прибой гремит во мгле.
Грустно маленькой берёзке
На обветренной скале.
(Н. Рубцов)

Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками!
Люблю ее нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую!
А. Прокофьев

Рассказ о русских угодьях. Послушайте еще одну загадку про березку:

Стоит дерево, цветом белое,
А в нем четыре угодья.
А что это за угодья, хотите знать? (ответ детей)

Воспитатель:

Аппликация “Русская березка.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам сегодня стать “ маленькими художниками”.

(дети выполняют работу под музыкальное сопровождение)слайд 9

Итог: О чем мы сегодня говорили?

Что нового узнали о березе?

Береза – очень красивое ценное дерево, поэтому мы должны беречь и заботиться о ней.

Я в России родился!
Я в России живу!
Потому и березку
От души я люблю!

Методические пособия: «Знакомим дошкольников с литературой» О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш; «Модульный принцип педагогического процесса в ДОУ» А.И. Иванова; «Взаимодействие воспитателя с семьей по организации домашнего чтения» Н.В. Микляева, Т.С. Мишина и др. интернетресурсы

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вари ант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с“ руководствуясь ФГОС дошкольного образования, пользуюсь рекомендациями, изложенными в программе “Приобщение детей к истокам русской народной культуры” (О.Л. Князева, М.Д. Маханева

Парциальная Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду О.С.Ушакова

Источник

Поделиться с друзьями
Блог о здоровье и полезных жизненных советах
Adblock
detector