Познавательный час народные промыслы прикамья

Презентация к классному часу на тему «Народные промыслы Пермского края»

Описание презентации по отдельным слайдам:

«Народные промыслы Пермского края»

Роспись по дереву. В традиционной народной культуре широко были развиты народные промыслы и ремесла: деревообрабатывающие и связанные с переработкой сельскохозяйственной продукции,художественные промыслы (ткачество, вышивка, ковка металла, берестоплетение) и т. д. Самым ярким явлением в народных промыслах всего Прикамья стала Обвинская роспись, получившая свое название по реке Обва, в бассейне которой она возникла и развивалась. Излюбленным мотивом обвинских мастеров была «Обвинская роза»: цветок-звезда с 8 лепестками. Она как фирменный знак качества была известна далеко за пределами Пермской губернии. Обвинские прялки и другая расписная деревянная продукция была высокого качества и пользовалась большим спросом на всех ярмарках.

Народная декоративная роспись была тесно связана с иконописью, так как украшением бытовой утвари и интерьеров, как правило, занимались иконописцы. Разнообразию травных орнаментов способствовала специализация в изготовлении икон. Среди иконописцев были «травники», «личники», « доличники».

Для обвинских прялок характерно традиционное композиционное построение, когда три цветочные группы располагаются на оси симметрии, хотя встречались и непривычные живописные приёмы, что было связано с индивидуальным творчеством мастеров. Все варианты обвинской росписи объединял образ необычного дерева или куста. Крестьяне по-разному понимали мотив растущего дерева. Для одних это было дерево жизни, для других символ райских садов. Но он всегда был основой содержания этого искусства, придавал глубокий смысл росписям уральских прялок.

В Ильинском краеведческом музее хранится богатейшая коллекция прялок. Обвинские прялки. Верещагинский район.

Орнаменты. Припечная доска. Усольский район. Рисунки, который создавали пермские мастера, были сюжетными или орнаментальными. Орнамент – это узор, в котором равномерно чередуются одни и те же элементы. Орнаменты бывают растительные (с листьями и цветами), животные (с изображением зверей) и геометрические (с разными фигурами).

Русские художники Прикамья использовали все виды орнамента, в то время как у татар и башкир по их мусульманским обычаям изображать животных и птиц запрещалось. Значки для орнаментов народные художники подсматривали в окружающей жизни, в природе. Орнамент был не только украшением, но и оберегом.

В музеях Пермского края (Соликамске, Ильинском, Чердыни, Перми) хранятся богатые коллекции расписных деревянных изделий. Они показывают продукцию художественных промыслов, которые существовали близ Перми, Кунгура, Оханска и других городов Прикамья.

Каменные сказы. Изделия из цветных поделочных камней, созданные на Урале, украшают музеи и дворцы Москвы и Петербурга. Обработкой поделочного камня в Прикамье стали заниматься с середины XIX века.

Сначала отдельные мастера-самоучки вытачивали изделия для продажи на ярмарках, потом камнерезы стали собираться в артели.

В наши дни изделия из мягкого камня выпускают комбинат «Уральский камнерез», который находится в местечке Красный Ясыл под Кунгуром, и Кунгурский завод художественных изделий.

Селенит. Слово «селенит» происходит от греческого слова «селена» – луна. Камень действительно как будто отливает лунным светом.

В Пермском краеведческом музее собрана интересная коллекция пермских художников-камнерезов.

Оникс. Родонит. Изумруд. Лабрадорит.

Берестяной промысел Прикамья. В нижнем течении реки Чусовой существовал крупный центр производства туесов с тиснением. Тисненый орнамент покрывал весь туес сверху донизу. Геометрический орнамент, состоящий из ромбов, крестиков, диагональных и вертикальных полосок, звездочек, зигзагов, облагораживал берестяные туеса и не нарушал целостности материала. Самые лучшие туеса делали мастера с Чусовских городков. Пермские губернские ведомости в 1865 (№ 33) отмечали, что за зиму в Нижне-Чусовских городках крестьяне делают до 100000 штук туесов. Про них говорили: «Летом рыбачат, зимой бурачат». В окрестностях Нижнего Тагила, кроме тисненых туесов, делали расписные туеса и украшенные переводными картинками.

Лозоплетение, резьба по дереву, ткачество, вышивка, вязание, изготовление фольклорных кукол – сразу все эти ремесла представлены в Большесосновском районе Пермского края. Всего здесь живет около пятидесяти мастеров, чьи работы могут соперничать на уровне всей России. Художественной обработкой металла занимается старейшее предприятие 000 «Производственное объединение «Суксунский самовар», и другие.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Номер материала: ДБ-391468

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также:  Склероз сосудов головного мозга лечение у пожилых народными средствами

Источник

Презентация «Народные промыслы Пермского края»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Народные промыслы Пермского края МАОУ «СОШ № 127» учитель начальных классов Холкина С.А.

В традиционной народной культуре широко были развиты народные промыслы и ремесла: деревообрабатывающие и связанные с переработкой сельскохозяйственной продукции,художественные промыслы (ткачество, вышивка, ковка металла, берестоплетение) и т. д. Самым ярким явлением в народных промыслах всего Прикамья стала Обвинская роспись, получившая свое название по реке Обва, в бассейне которой она возникла и развивалась. Излюбленным мотивом обвинских мастеров была «Обвинская роза»: цветок-звезда с 8 лепестками. Она как фирменный знак качества была известна далеко за пределами Пермской губернии. Обвинские прялки и другая расписная деревянная продукция была высокого качества и пользовалась большим спросом на всех ярмарках.

Берестяной промысел Прикамья. В нижнем течении реки Чусовой существовал крупный центр производства туесов с тиснением. Тисненый орнамент покрывал весь туес сверху донизу. Геометрический орнамент, состоящий из ромбов, крестиков, диагональных и вертикальных полосок, звездочек, зигзагов, облагораживал берестяные туеса и не нарушал целостности материала. Самые лучшие туеса делали мастера с Чусовских городков. Пермские губернские ведомости в 1865 (№ 33) отмечали, что за зиму в Нижне-Чусовских городках крестьяне делают до 100000 штук туесов. Про них говорили: «Летом рыбачат, зимой бурачат». В окрестностях Нижнего Тагила, кроме тисненых туесов, делали расписные туеса и украшенные переводными картинками.

Лозоплетение, резьба по дереву, ткачество, вышивка, вязание, изготовление фольклорных кукол – сразу все эти ремесла представлены в Большесосновском районе Пермского края. Всего здесь живет около пятидесяти мастеров, чьи работы могут соперничать на уровне всей России. Художественной обработкой металла занимается старейшее предприятие 000 «Производственное объединение «Суксунский самовар», и другие.

». В 2009 году было проведено более 10 краевых выставок изделий народных промыслов, в том числе: — Краевая выставка-ярмарка народных промыслов и ремесел «Уинская ярмарка»; — Выставка-ярмарка в рамках краевого фестиваля национальных культур финно-угорских народов «Чудный карнавал» в г.Кудымкаре; — Выставка-ярмарка художественных промыслов и декоративно-прикладного искусства в рамках VI Краевого фестиваля народного творчества татар и башкир Пермского края «Туган ягым моннары» в с.Барде; — Выставка-ярмарка народных художественных промыслов и ремесел в рамках межрегионального форума «Дни культуры башкир Пермского края в Республике Башкортостан», и др.

Народные промыслы

Пермский край широко известен своими традициями народных художественных промыслов.

Номер материала: ДБ-432505

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Народные промысла и ремесла

Пермский край

Прикамские народные промыслы и ремесла, талант мастеров известны далеко за пределами края. Это частица пермской истории и культуры, частица нашей славы.

Мастером в прошлом был каждый крестьянин. Орудия труда, упряжь, утварь, одежда, обувь – почти все это «мастерилось» самими крестьянами. Многие образцы пермских народных промыслов и ремесел сегодня можно встретить только в музеях, как, например, знаменитую роспись по дереву, широко бытовавшую в Пермском крае. Не только прялки, лагуны для кваса и пива, коромысла и туеса расписывали пермские и приезжие (вятские, костромские и поволжские) мастера, но и интерьер дома кисть мастера превращала в чудесный цветущий сад, с сидящими на розовых кустах птицами. Еще и сегодня в пермских деревнях есть мастера, знающие как из лыка сплести лапти, владеющие секретами традиционного ткачества, бондарного ремесла, плетения из ивового прута.

Культура края всегда развивалась в диалоге с традициями разных народов. Узорное вязание, ткачество коми-пермяков и русских соседствовало с шитьем тюбетеек, многоцветным ткачеством полотенец и паласов пермских татар и башкир. За браными полотенцами и узорными варежками коми-пермяков следует отправиться в Кудымкар, за расшитыми бисером тюбетейками – в Барду, за татарскими полотенцами и паласами – в Ординский, Уинский или Кунгурский районы. Эти народные ремесла, с многовековой историей, живы и до настоящего времени.

Бурачный промысел сохраняется и развивается в Пермском крае уже не одну сотню лет. Характерная особенность традиционных пермских туесов – тисненый орнамент. В прошлом своими туесами-бураками славились Верхне-Чусовские городки. В наши дни мастера бурачного дела работают в Перми, Суксуне, Кунгуре, Верхне-Чусовских городках. Традицию классических тисненых туесов сохраняет артель «Пермская береста» (г. Пермь).

Читайте также:  Русские народные танцы барыня видео

Богатые природные запасы, талантливые мастера, широкая ярмарочная торговля определили многообразие промыслов и ремесел в Сылвенско-Иренском поречье (Кунгурский, Ординский, Суксунский районы). Наибольшую известность далеко за пределами Пермского края получил камнерезный промысел. Еще в конце XVIII в. жители деревень Покрово-Ясыл, Ключики, Павлово, Опачевка (Осинский уезд, ныне – Ординский район) стали обрабатывать редкий полудрагоценный камень селенит, месторождения которого расположены по берегам Ирени. В то время из селенита делали лишь пасхальные яйца и шкатулки, которые скупались проезжавшими купцами и расходились по всей России. Уже в советские время народный промысел был поставлен на промышленную основу – созданы Кунгурский (1933 г.) и Красно-Ясыльский (1966 г.) художественные комбинаты. Кроме селенита мастера стали использовать и другие мягкие поделочные камни (ангидрит, кальцит и др.). Расширился и ассортимент изделий. Популярностью стала пользоваться мелкая пластика, основными сюжетами которой стали звери и птицы уральских лесов, персонажи уральских сказов. У многих пермяков можно встретить богатые коллекции изделий из мягкого поделочного камня. Редкий гость Прикамья уезжает домой без сувенирной селенитовой фигурки.

Запасы красной глины стали сырьевой основой развития гончарного промысла в Сылвенско-Иренском поречье. Мастера-горшечники были чуть ли не в каждой деревне, а в крупных селах и в Кунгуре работали десятки мастеров. В то время без глиняной посуды не обходилась ни одна крестьянская изба. Горшки, корчаги, латки, рыльники, топники, чашки, игрушки-свистульки – вот далеко не полный перечень местных гончарных изделий. Сегодня традиции гончаров Кунгурского уезда продолжают мастера художественного предприятия ЗАО «Кунгурские народные промыслы» (г. Кунгур). Основу производства предприятия составляют керамическая посуда, панно, вазы, светильники. Современные мастера наряду с традиционными осваивают и необычные для гончаров сюжеты, например, пермского звериного стиля.

Небольшой заводской поселок Суксун своими мастерами и медными изделиями также известен далеко за пределами Прикамья. Именно здесь, на Суксунском медеплавильном заводе, основанном Демидовыми в 1729 году, начался в 1730-1740-е гг. выпуск самоваров. Конечно, Тульские заводы, тульские самовары получили большую известность, но Суксун по праву отстаивает первенство в изобретении самовара. До начала XX в., производство самоваров не носило промышленного характера, а имело форму промысла. Сегодня в Суксуне работает один из существующих в России самоварных заводов. Традиционные самовары в форме рюмки суксунские художники стали орнаментировать сюжетной росписью, появились самовары новых форм. В Суксунском музее хранится, например, самовар в форме первого советского спутника.

На Суксунском заводе отливали и медные колокола. Сорок восемь из них уже более века «поют» на звоннице Большого театра в Москве. Мастера меднолитейного дела Суксуна и Кунгура в XIX в. освоили и производство поддужных колокольчиков, может быть потому, что и стояли эти поселения на знаменитом Сибирском тракте. Даже появление стихотворения «Однозвучно гремит колокольчик» связывают с Суксуном. По преданию, в деревне Верх-Суксун в 1840-е гг. нашли замершего ямщика, в кармане кафтана которого и был найден листок со строками этого стихотворения.

Последнее десятилетие по-разному отразилось на развитии того или иного промысла. Одной из характерных черт этих лет явился огромный интерес к народным традициям, к народному наследию. И как следствие, создается множество новых центров народных промыслов и ремесел. В г. Перми появилась мастерская, где делают глиняные свистульки, копилки и подвески. Пермские мастера-кузнецы изготавливают ажурные кованые решетки, подсвечники и не обычную, а витую кочергу для камина.

Источник

Презентация по ИЗО на тему «КАРТА народных промыслов Пермского края» (5 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

КАРТА
народных промыслов
Пермского края

Материал подготовила учитель изобразительного искусства: Фадеева Полина Александровна
Пермский край, г. Лысьва, МБОУ СОШ №7

КУНГУРСКИЙ
КАМНЕРЕЗНЫЙ ПРОМЫСЕЛ
Камнерезные промыслы
с. Красный Ясыл
Сылвенско-Иренское поречье
Гончарный промысел
КУНГУРСКАЯ КЕРАМИКА
БЕРЕСТЯНОЙ ПРОМЫСЕЛ
г. Чусовой.
Поселок Суксун –
родина самоваров

КУНГУРСКИЙ КАМНЕРЕЗНЫЙ ПРОМЫСЕЛ
Один из центров резьбы по мягкому поделочному камню в Прикамье это Кунгур. В 1932 была организована камнерезная артель, мастера которой производили сувенирную продукцию из гипсового камня – мелкую анималистическую пластику, пудреницы, шкатулки, броши, рамки для фотографий. В 1960 г. на базе артели открыт Завод художественных изделий.
В 1936 г. открыта камнерезная художественная школа, в 1943 – художественно-камнерезная профтехшкола, впоследствии профессиональное училище № 58. В настоящее время – Кунгурский государственный Художественно-промышленный колледж, в котором несколько отделений: художественная резьба по камню, художественная керамика, художественная обработка дерева, художественный текстиль, художественная роспись по эмали, художественное оформление.
Следуя художественным традициям, мастера создают оригинальные авторские произведения из алебастра, селенита, ангидрита, талькохлорита, кальцита; являются участниками многих выставок, в т. ч. зарубежных; преподают в художественном колледже.

Камнерезные промыслы.
с. Красный Ясыл
Комбинат Государственное предприятие УРАЛЬСКИЙ КАМНЕРЕЗ сформировалось на базе товариществ резчиков по камню, возникших в 1928 году. Современный промысел специализируется на выпуске анималистической скульптуры малых форм, декоративных ваз, подсвечников, туалетных коробочек, лоточков из мягкого камня – кальцита, тальпохлорита, золотисто-розового селенита. Художники промысла искусно используют и живописно воссоздают сценки и образы из любимых уральских сказок. Виртуозное владение секретами своей профессии и, конечно, природные свойства камня позволяют умельцам создавать уникальные произведения искусства. Лучшие работы уральских камнерезов экспонируются на отечественных и международных выставках, хранятся в ведущих музеях страны, экспортируются в 36 стран мира.

Читайте также:  Северные народные песни слова

КУНГУРСКАЯ КЕРАМИКА
Своими корнями Кунгурская керамика уходит в глубокую древность. О мастерах-гончарах упоминается в первой летописи. Будучи в 1790 году проездом в Кунгуре, А.Н. Радищев записал в своем дневнике: «На базаре продают лен, дрова, сено, горшки…». Изделия крестьян были удобны и дешевы, хотя не отличались особенной красотой, что объяснялось их назначением. Это были простые, но необходимые в крестьянском быту вещи, как корчаги, кринки, горшки. Расцвет гончарного промысла в Кунгуре приходится на вторую половину ХIХ в. Помимо мелких кустарных, как правило, семейных, возникают более крупные объединения, фабрики и заводы. К концу ХIХ в. по Кунгуру насчитывалось 62 гончарных круга и 155 гончаров, кроме того, в Кунгурском уезде действовало 12 гончарных заведений, выпускающих недорогую глиняную и фаянсовую посуду.

БЕРЕСТЯНОЙ ПРОМЫСЕЛ.
г. Чусовой.
В нижнем течении реки Чусовой существовал крупный центр производства туесов с тиснением. Тисненый орнамент покрывал весь туес сверху донизу. Геометрический орнамент, состоящий из ромбов, крестиков, диагональных и вертикальных полосок, звездочек, зигзагов, облагораживал берестяные туеса и не нарушал целостности материала. Самые лучшие туеса делали мастера с Чусовских городков. Пермские губернские ведомости в 1865 (№ 33) отмечали, что за зиму в Нижне-Чусовских городках крестьяне делают до 100000 штук туесов.
Про них говорили: «Летом рыбачат, зимой бурачат». В окрестностях Нижнего Тагила, кроме тисненых туесов, делали расписные туеса и украшенные переводными картинками.

Источник

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемВасилий Подосенов

Похожие презентации

Презентация на тему: » Каменные сказы. Пермская роспись по дереву. Лялина Наталия Васильевна учитель начальных классов г. Пермь МАОУ «СОШ 101»» — Транскрипт:

1 Каменные сказы. Пермская роспись по дереву. Лялина Наталия Васильевна учитель начальных классов г. Пермь МАОУ «СОШ 101»

2 Каменные сказы. Изделия из цветных поделочных камней, созданные на Урале, украшают музеи и дворцы Москвы и Петербурга. Обработкой поделочного камня в Прикамье стали заниматься с середины XIX века.

3 Мастера – камнерезы. Сначала отдельные мастера-самоучки вытачивали изделия для продажи на ярмарках, потом камнерезы стали собираться в артели.

4 В наши дни изделия из мягкого камня выпускают комбинат «Уральский камнерез», который находится в местечке Красный Ясыл под Кунгуром, и Кунгурский завод художественных изделий.

5 Ведущим российским художником по камню в 60-е годы стал Анатолий Моисеевич Овчинников. Его изделия известны в стране и за рубежом. Любимый камень мастера – селенит. Все вещи из него получаются нежными, теплыми.

6 Селенит. Слово «селенит» происходит от греческого слова «селена» – луна. Камень действительно как будто отливает лунным светом.

7 Художник Овчинников знает и любит родную природу, поэтому очень интересно изображает животных. Его птички и зверьки удивительно грациозны и милы.

8 Немало работ художник посвятил героям сказок, особенно бажовских сказов. И это понятно, так как Павел Бажов в своих сказах воспел таких же мастеров каменного дела, как и сам Овчинников.

9 В Пермском краеведческом музее собрана интересная коллекция пермских художников-камнерезов.

11 Оникс. Родонит. Изумруд. Лабрадорит.

16 В Ильинском краеведческом музее хранится богатейшая коллекция прялок. Обвинские прялки. Верещагинский район.

18 Кроме обвинской в Прикамье существовали и другие виды росписей.

19 Орнаменты. Рисунки, который создавали пермские мастера, были сюжетными или орнаментальными. Орнамент – это узор, в котором равномерно чередуются одни и те же элементы. Орнаменты бывают растительные (с листьями и цветами), животные (с изображением зверей) и геометрические (с разными фигурами). Припечная доска. Усольский район.

20 Русские художники Прикамья использовали все виды орнамента, в то время как у татар и башкир по их мусульманским обычаям изображать животных и птиц запрещалось. Значки для орнаментов народные художники подсматривали в окружающей жизни, в природе. Орнамент был не только украшением, но и оберегом.

21 В музеях Пермского края (Соликамске, Ильинском, Чердыни, Перми) хранятся богатые коллекции расписных деревянных изделий. Они показывают продукцию художественных промыслов, которые существовали близ Перми, Кунгура, Оханска и других городов Прикамья.

22 На этих промыслах делали мебель, прялки, веретена, игрушки, посуду, сани, телеги, дуги, коромысла, сундуки. Сейчас уже нет тех промыслов, но в разных уголках нашего края искусство росписи сохранилось.

23 Вопросы: О каких видах искусства вы узнали? Где родилось камнерезное искусство? Какой росписью владеют наши художники? Резьба по камню, роспись по дереву. В Кунгуре. Обвинская роспись.

Источник

Поделиться с друзьями
Блог о здоровье и полезных жизненных советах