Родной русский язык 6 класс конспект диалекты как часть народной культуры

Урок родного русского языка в 6 классе «Диалекты как часть народной культуры»
план-конспект урока (6 класс)

Конспект урока родного русского языка «Диалекты как часть народной культуры»

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Михайловская средняя школа

Воротынского района Нижегородской области

Конспект урока по родному (русскому) языку
в 6 классе

«Диалекты как часть народной культуры»

Осипова Лариса Геннадьевна

учитель русского языка и литературы

Тема: «Диалекты как часть народной культуры. Диалектизмы».

Цели урока: 1) обучающие: познакомить учащихся с диалектной лексикой– частью народной культуры; формировать умение понимать диалектные слова.

2) развивающие: продолжить работу по развитию творческого воображения и мышления учащихся; расширить кругозор учащихся.

3) воспитательные: продолжить воспитание бережного отношения к родному языку, к диалектным словам как части национальной культуры, воспитание патриотизма.

Планируемые результаты обучения :

1) личностные : уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

2) предметные: формирование навыка работы с «Толковым словарем живого великорусского языка » В.И.Даля;

3) метапредметные: понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока, высказывать своё мнение, оценивать результаты своей деятельности.

Добрый день, ребята!

Сегодня мы продолжим увлекательное путешествие в прошлое нашей родины и познакомимся с очень интересными словами.

2. Актуализация знаний по теме и проблемное учебное действие.

Прочитаем и проанализируем стихотворение А. Романова «Русский язык»

(читает подготовленный ученик)

Русский язык! Звонких житниц запас

Собран Владимиром Далем для нас.

Только к его Словарю прикоснусь,

В душу повеет могучая Русь.

Буквы заглавные – что терема.

Говор живой – что держава сама.

Словно в зарницы, в страницы вглядись –

Даль развернется, откроется высь.

В гнездах, что пчелы, взроятся слова.

Соты медовы, в них мудрость жива.

В пашнях страниц всколыхнется страда.

Каждому слову – своя борозда.

Слово за словом – и слышится речь:

Родину надо крепить и беречь!

Голос за голосом – слышен народ:

В смутах ли страшных, в нужде ли какой

Эту великую книгу открой.

Вопросы для обсуждения:

– Кто такой Владимир Даль?

– О каких страницах, о какой книге идёт речь в стихотворении?

– Почему от этого Словаря «веет могучая Русь»

– Какие слова вам показались непонятными?

– А что из себя представляет этот словарь? Какие слова в нём собраны?

Прослушаем фрагмент из книги Л.В.Успенского «Слово о словах».

Вопросы для обсуждения:

–Какие события описаны в тексте? С какой целью?

–О каких особенных словах рассказано в тексте?

– Каким лингвистическим термином его можно назвать?

– Почему эти слова требуют специальных разъяснений?

– Ребята, как вы думаете, какова тема нашего урока?

Запишем тему урока «Диалекты как часть народной культуры. Диалектизмы».

– Какова цель нашего урока?

4. Изучение нового материала.

Давайте обратимся к мудрейшему источнику знаний, к нашему учебнику с. 17 упр. 12.

Учащиеся выписывают слова: диалекты, диалектология, давая им толкование.

Далее учащиеся читают вслух статью ( стр. 18-19) о севернорусских, южнорусских и среднерусских наречиях.

Вопросы для обсуждения:

– Назовите 3 основных диалекта в русском языке?

– О каких особенностях русских диалектов вы узнали?

5. Закрепление материала.

– Какую информацию можно извлечь из неё?

Анализ словарной статьи «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И.Даля.

– Какие диалектные слова использовал автор во фрагменте? Определите их значение по контексту.

– С какой целью писатели использовали диалектную лексику?

– Какой из диалектизмов стал общеупотребительным?

— Ушли и уходят вместе с людьми старшего поколения многие слова, обозначающие обряды, обычаи, понятия, предметы быта традиционной деревни. Вот почему так важно как можно полнее и подробнее записать живой язык деревни. В каждой местности можно найти десятки и даже сотни таких слов, а в общей сложности их в русском языке тысячи. Точное же количество местных слов подсчитать просто невозможно.

Бабушка (первой внучке): Внученька, сходи-ка на мост, насыпь песку, будем варенье из крупляниги и виктории варить, а то третьёго дни набрата.

Внучка.Во что насыпать, бабушка?

Бабушка.Да кринку хоть возьми в чулане.

(Второй внучке). А ты слазь на подловку, сыми банок, а то в одну – то не уберётся варенье.

Вот и дед пришёл. Уделал машину – то?

Дедушка. Уделал, но ездить – то пока погожу, надо ещё кой-чего посмотреть.

Бабушка. Моя – то! Чай, устал. Мой руки. Девчонки, подайте деду утирку чистую. Айда обедать.

Какие диалектные слова, употребляемые в наших сёлах, вы услышали?

Запишите диалектное, а рядом общеупотребительное слово. Далее ребятами называются слова из сценки, а в тетрадях появляется запись:

Круплянига – лесная клубника

Виктория – садовая клубника

Кринка – крынка (ёмкость для молока)

Моя – то – обращение к лицам и женского, и мужского пола

Чай – наверное, надеюсь

— Последнее слово является своеобразной визитной карточкой жителей нашей области.

6. Подведение итогов урока. Рефлексия.

– Как вы оцените свою работу на уроке? Было ли вам интересно?

– Смогли ли вы добиться желаемого результата, достичь цели, которую ставили в начале урока?

Читайте также:  Сказки про глупость русские народные

Родные, знакомые с детства слова

В полях поляши – тетерева,

Залавок – подобье комода..

Нас к этим словам привадила мать,

Милы они с самого детства,

И я ничего не хочу уступать

Из вверенного наследства.

Но как отстоять его,

И есть ли такие средства?

7. Домашнее задание:

упр.19 или составить словарь диалектизмов наших сёл.

Источник

Конспект урока родного (русского) языка «Диалекты как часть народной культуры»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Михайловская средняя школа

Воротынского района Нижегородской области

Конспект урока по родному (русскому) языку
в 6 классе

«Диалекты как часть народной культуры»

Осипова Лариса Геннадьевна

учитель русского языка и литературы

Тема: «Диалекты как часть народной культуры. Диалектизмы».

Цели урока: 1) обучающие: познакомить учащихся с диалектной лексикой– частью народной культуры; формировать умение понимать диалектные слова.

2) развивающие: продолжить работу по развитию творческого воображения и мышления учащихся; расширить кругозор учащихся.

3) воспитательные: продолжить воспитание бережного отношения к родному языку, к диалектным словам как части национальной культуры, воспитание патриотизма.

Планируемые результаты обучения :

1) личностные : уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

2) предметные: формирование навыка работы с «Толковым словарем живого великорусского языка » В.И.Даля;

3) метапредметные: понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока, высказывать своё мнение, оценивать результаты своей деятельности.

Добрый день, ребята!

Сегодня мы продолжим увлекательное путешествие в прошлое нашей родины и познакомимся с очень интересными словами.

2. Актуализация знаний по теме и проблемное учебное действие.

Прочитаем и проанализируем стихотворение А. Романова «Русский язык»

(читает подготовленный ученик)

Русский язык! Звонких житниц запас

Собран Владимиром Далем для нас.

Только к его Словарю прикоснусь,

В душу повеет могучая Русь.

Буквы заглавные – что терема.

Говор живой – что держава сама.

Словно в зарницы, в страницы вглядись –

Даль развернется, откроется высь.

В гнездах, что пчелы, взроятся слова.

Соты медовы, в них мудрость жива.

В пашнях страниц всколыхнется страда.

Каждому слову – своя борозда.

Слово за словом – и слышится речь:

Родину надо крепить и беречь!

Голос за голосом – слышен народ:

В смутах ли страшных, в нужде ли какой

Эту великую книгу открой.

Вопросы для обсуждения:

– Кто такой Владимир Даль?

– О каких страницах, о какой книге идёт речь в стихотворении?

– Почему от этого Словаря «веет могучая Русь»

– Какие слова вам показались непонятными?

– А что из себя представляет этот словарь? Какие слова в нём собраны?

Прослушаем фрагмент из книги Л.В.Успенского «Слово о словах».

Вопросы для обсуждения:

– Какие события описаны в тексте? С какой целью?

– О каких особенных словах рассказано в тексте?

– Каким лингвистическим термином его можно назвать?

– Почему эти слова требуют специальных разъяснений?

– Ребята, как вы думаете, какова тема нашего урока?

Запишем тему урока «Диалекты как часть народной культуры. Диалектизмы».

– Какова цель нашего урока?

4. Изучение нового материала.

Давайте обратимся к мудрейшему источнику знаний, к нашему учебнику с. 17 упр. 12.

Учащиеся выписывают слова: диалекты, диалектология, давая им толкование.

Далее учащиеся читают вслух статью ( стр. 18-19) о севернорусских, южнорусских и среднерусских наречиях.

Вопросы для обсуждения:

– Назовите 3 основных диалекта в русском языке?

– О каких особенностях русских диалектов вы узнали?

5. Закрепление материала.

– Рассмотрим статью «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И.Даля.( на выбор)

– Какую информацию можно извлечь из неё?

Анализ словарной статьи «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И.Даля.

Задания по группам:

Фрагмент повести В.П.Астафьева «Последний поклон»

Предложения из «Записок охотника» И.С.Тургенева

– Какие диалектные слова использовал автор во фрагменте? Определите их значение по контексту.

– С какой целью писатели использовали диалектную лексику?

– Какой из диалектизмов стал общеупотребительным?

— Ушли и уходят вместе с людьми старшего поколения многие слова, обозначающие обряды, обычаи, понятия, предметы быта традиционной деревни. Вот почему так важно как можно полнее и подробнее записать живой язык деревни. В каждой местности можно найти десятки и даже сотни таких слов, а в общей сложности их в русском языке тысячи. Точное же количество местных слов подсчитать просто невозможно.

Учениками разыгрывается костюмированная, заранее отрепетированная сценка

Бабушка (первой внучке): Внученька, сходи-ка на мост, насыпь песку, будем варенье из крупляниги и виктории варить, а то третьёго дни набрата.

Внучка.Во что насыпать, бабушка?

Бабушка.Да кринку хоть возьми в чулане.

(Второй внучке). А ты слазь на подловку, сыми банок, а то в одну – то не уберётся варенье.

Вот и дед пришёл. Уделал машину – то?

Дедушка. Уделал, но ездить – то пока погожу, надо ещё кой-чего посмотреть.

Бабушка. Моя – то! Чай, устал. Мой руки. Девчонки, подайте деду утирку чистую. Айда обедать.

Какие диалектные слова, употребляемые в наших сёлах, вы услышали?

Запишите диалектное, а рядом общеупотребительное слово. Далее ребятами называются слова из сценки, а в тетрадях появляется запись:

Круплянига – лесная клубника

Виктория – садовая клубника

Кринка – крынка (ёмкость для молока)

Моя – то – обращение к лицам и женского, и мужского пола

Чай – наверное, надеюсь

— Последнее слово является своеобразной визитной карточкой жителей нашей области.

Читайте также:  Усиление иммунитета народными средствами

6. Подведение итогов урока. Рефлексия.

– Как вы оцените свою работу на уроке? Было ли вам интересно?

– Смогли ли вы добиться желаемого результата, достичь цели, которую ставили в начале урока?

Родные, знакомые с детства слова

В полях поляши – тетерева,

Залавок – подобье комода..

Нас к этим словам привадила мать,

Милы они с самого детства,

И я ничего не хочу уступать

Из вверенного наследства.

Но как отстоять его,

И есть ли такие средства?

7. Домашнее задание:

упр.19 или составить словарь диалектизмов наших сёл.

Источник

Диалекты как часть народной культуры

Содержимое разработки

Урок русского родного языка в 6б классе

учитель русского языка

МБОУ лицея №6 г. Ессентуки

То ловишь отзвук древнего напева,

То говор поздних дней.

И слово состоит подобно древу

Незыблема его первооснова

На много тысяч лет,

Выходит так, что у любого слова

Есть запах, вкус и цвет.

Слова и фразы нижутся, как звенья,

И как растет строка,

И можно различить сердцебиенье

Сидят теперь четыре института

Над словарем одним.

А Даль всё так же нужен почему-то,

Великой Отечественной войны

1801-1872 «…до последних дней моей жизни я буду записывать новые слова и их значения».

О каком словаре идёт речь в стихотворении?

Иначе как подвигом во славу русского языка нельзя назвать более чем 50-летлетний труд В.И. Даля по созданию четырехтомного «Толкового словаря живого великорусского языка». Более двухсот тысяч слов собрал и объяснил в своем словаре этот подвижник русского слова.

Около трети из них– диалектные слова.

Язык народа, бесспорно, главнейший и неисчерпаемый родник наш… ( В.Даль )

Круг чтения Л.Успенский «Слово о словах»

—Какие события описаны в тексте? С какой целью?

О каких особенных словах рассказано в тексте?

Каким лингвистическим термином его можно назвать?

лингвист и филолог

Почему эти слова требуют специальных разъяснений?

Тринадцатое сентября Диалекты как часть народной культуры. Диалектизмы

Если бы литературный язык оторвался от диалектов, от «почвы», то он, подобно Антею, потерял бы всю свою силу и уподобился бы мёртвому языку, каким является теперь латинский язык.

Диалекты как часть народной культуры. Диалектизмы

– познакомимся с диалектной лексикой как частью народной культуры ;

– научимся определять лексическое значение диалектных слов;

– узнаем о диалектах нашей малой родины.

Разновидность русского литературного языка

Диале́кт ( др.-греч. Dialektos — наречие, от διαλέγομαι — говорить, изъясняться ) — разновидность языка, которая употребляется как средство общения между людьми, связанными между собой одной территорией.

Диалектные словари ( словари русских диалектных говоров ) фиксируют диалектные слова.

Назовите 3 основных диалекта в русском языке?

— О каких особенностях русских диалектов вы узнали?

Северные говоры Южные говоры

1. ОКАНЬЕ – различие звуков О и А в безударной позиции: [ О кн О ]- окно, [с´ э л О ]-село.

1. АКАНЬЕ – совпадение А и О в безударной позиции: [ А кно]- окно, [с´ А ло]-село

3. Произношение местоимений: я, у мен Я , про теб Я

3. Произношение местоимений: я, у мен Э , про тебЭ

4. У глаголов в форме з лица настоящего и простого будущего времени звук Т произносится твердо пишу Т

4. У глаголов в форме 3 лица настоящего или простого будущего времени звук Т произносят мягко или не произносят совсем

Среднерусские говоры возникли в результате «смешения» северорусских и южнорусских диалектов

Дождь, до’ждикъ, дожжъ, до’жжикъ, до’зжикъ м. вода въ капляхъ или струями изъ облаковъ. (Древнее дъжгь; дъжгемъ, дождемъ; дъжгевый, дождевой; дъжгити, одождить). Си’тничекъ, самый мелкiй дождь; ли’вень, проливной, самый сильный; косохлёстъ, подстёга, косой дождь, по направленiю сильнаго вuтра. Гро’зный дождь, съ грозою; мокрые дожди’, осеннiе, продолжительное ненастье. Дряпня’, хи’жа, чи’черъ, ле’пень, снuгъ съ дождемъ. Сuногно’й, дожди во время покоса. Мо’рось, бусъ, мельчайшiй дождь, ещо мельче ситника. Купальный или окатный дождь, рuшето, въ баняхъ и купальняхъ, черезъ которое вода льется дождемъ. Дождь черезъ солнце, сквозь солнце, одновременно. Дождь пополамъ съ солнышкомъ, по утопленникu, либо праведникъ померъ. Дождь пробилъ до костей. Дождь сухой нитки не оставилъ; промокъ словно юша, нижег. кстр. Послu дождика дастъ Богъ солнышко. Послu грозы дождь, послu ведра ненастье.

Рассмотрим статью «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И.Даля.( к слову дождь)

– Какую информацию можно извлечь из неё?

— Какие признаки были положены в основу названия дождей?

В языке художественной литературы диалектизмы используются для изображения местных особенностей, специфики быта, культуры. Они помогают ярче охарактеризовать героя. Так, очень много диалектных слов мы встречаем в произведениях Л.Толстого, И.Тургенева, М.Шолохова, В.Астафьева, В.Распутина и др.

Ниже даны отдельные предложения из «Поднятой целины» М.Шолохова. В первом столбике – первоначальный текст, во втором – последняя редакция автора.

— Какие диалектные слова использовал автор во фрагменте? Определите их значение по контексту.

– С какой целью писатели использовали диалектную лексику?

– Какой из диалектизмов стал общеупотребительным?

Предложения из «Записок охотника» И.С.Тургенева

– место, где пасётся скот

– хлев для мелкого скота и птицы

Виктор Петрович Астафьев

Бирюк – человек одинокий и

угрюмый в Орловской губернии

– крутой поворот в овраге

Бучило – глубокая яма

Иван Сергеевич Тургенев

«С чего начинается Родина?»

Читайте также:  Что такое народное зодчество

Разнотравье в… словаре

Если пожевать ягоду шиповника, она будет колоть, щипать язык – иначе говоря, «свербить» во рту. Звук «в» потерялся, а сама суть «сверберины» осталась

«С чего начинается Родина?»

Разнотравье в… словаре

КРАПИВА ( от слова КРАПАТЬ – брызгать; она обжигает, оставляя россыпь пятнышек, словно брызги)

«С чего начинается Родина?»

Разнотравье в… словаре

Говор Ставрополья, яркий, колоритный, меткий и сочный, отражает особенности народной культуры Ставрополья и укрепляет любовь к малой родине.

Андрей Терентьевич Губин

Родные, знакомые с детства слова

Нас к этим словам привадила мать,

Милы они с самого детства,

И я ничего не хочу уступать

Из вверенного наследства.

Но как отстоять его,

И есть ли такие средства?

Оцените свою деятельность на уроке, пользуясь диагностической картой

Познакомился с диалектизмами, но остался вопрос по теме.

Научился находить диалектизмы в текстах художественной литературы, но не уверен, что всегда смогу. Скажу себе: «Я работал хорошо!»

Научился находить диалектизмы в текстах художественной литературы, искать их значение в словарных статьях. Могу объяснить товарищу. Обязательно продолжу работу. Скажу себе: «Молодец!»

1)Наименования крестьянского жилища в диалектах русского языка.

2)Диалектные названия коллективной помощи в сельской работе.

3)Глаголы со значением «пахать» в русских говорах.

4)Диалектные слова деревни ( села)…

5) Диалектизмы жителей ст. Ессентукская (по текстам произведений А.Т.Губина )

Источник

Урок русского языка для 6 класса на тему «Диалектизмы»

Урок русского языка в 6 классе на тему «Диалектизмы».

Цель урока: познакомить учащихся с термином «Диалектизмы», научить работать с ним на примере конкретных текстов.

1. Урок проводится при изучении § 16 («Диалектизмы»).

2. При обучении используется у чебник по русскому языку для 5 класса под редакцией М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской и др. М., «Просвещение», 2011.

1. Диалектизмы – это слова, употребляемые только жителями определенной местности.

2. В словарях диалектные слова помечаются «обл.» – областное.

Понева – шерстяная юбка замужних женщин из нескольких кусков ткани (как правило, темно-синей клетчатой) с богато украшенным подолом (обл., юж.).

3. Значение диалектных слов толкуется в словаре русских народных говоров, в Толковом словаре В. И. Даля.

Буряк (свекла), цибуля (лук), гуторить (говорить), кушак (пояс), баской (красивый), голицы (рукавицы), кочет (петух), балка (овраг).

4. Диалектизмы используются в художественной литературе. С помощью них писатели показывают особенности речи героев, отражают местный колорит при описании быта.

Примеры диалектизмов из сказов П. П. Бажова:

Долдонить. Твердить, повторять одно и то же, бубнить. «Когда с полчаса долдонит, а сам головой, мотает, руками размахивает» (П. П. Бажов, «Тараканье мыло»).

Пустоговорье. Пустые слова. «Горное начальство, может, половину того немецкого пустоговорья не понимало, а только про себя смекало: раз этот немец от вышнего начальства присланный, не прекословить же ему» (П. П. Бажов, «Тараканье мыло»).

II. Практический блок:

Задание № 1: спишите, заменяя общеупотребительные слова (в скобках) диалектизмами (см. слова для справок); диалектизмы подчеркните как члены предложения:

1). Он ложится спать на … (шкура лося) прямо на полу. 2). Косец ударяет (…), то есть большим серпом. 3). Раз я заговорил о пчеле – меня не понимали, а когда я нарисовал, то сказали, что это (…), то есть шмель. 4). Совсем уже стемнеет, закричит в лесу (…) (филин). 5). Теперь наседка уведет с собой весь (…) (выводок). 6). Я заметил, что все (…) (охотники) разделяются на две группы: те, которые ходят на мелкую дичь, и те, которые бью «звиря».

Слова для справок: детник, горбуша, полесник, гугай, лосина, медовик.

1). Он ложится спать на лосину прямо на полу. 2). Косец ударяет горбушей, то есть большим серпом. 3). Раз я заговорил о пчеле – меня не понимали, а когда я нарисовал, то сказали, что это медовик, то есть шмель. 4). Совсем уже стемнеет, закричит в лесу гугай. 5). Теперь наседка уведет с собой весь детник. 6). Я заметил, что все полесники разделяются на две группы: те, которые ходят на мелкую дичь, и те, которые бью «звиря».

Задание № 2: выпишите из стихотворения А. Яшина диалектизмы:

Родные, знакомые с детства слова / Уходят из обихода: / В полях поляши-тетерева. / Лисятина-дичь, / Пересмешки-молва, / Залавок – подобье комода. / Не допускаются в словари / Из сельского лексикона: / Сугрёвушка, фыпики-снегири, / Дежень, воркуны вне закона. / Слова исчезают, как пестери, / Как прясницы и веретена.

(1) Поляши, (2) лисятина, (3) пересмешки, (4) залавок, (5) сугрёвушка, (6) фыпики, (7) дежень, (8) воркуны, (9) пестери, (10) прясницы.

Задание № 3: из данного отрывка (повесть Д. В. Григоровича «Антон-Горемыка») выпишите диалектизмы, подберите к ним общеупотребительные синонимы:

(12) Пробавлялись – зарабатывали.

Задание № 4: спишите, подчеркните диалектизмы как члены предложения и устно поясните их значение:

1. Парубки гуртом провозгласили, что лучшей девки и не было ещё никогда и не будет никогда на селе. Оксана была капризна, как красавица. Если бы она ходила не в плахте и запаске, а в каком-нибудь капоте, то разогнала бы всех девок.

1. Парубки гуртом провозгласили, что лучшей девки и не было ещё никогда и не будет никогда на селе. Оксана была капризна, как красавица. Если бы она ходила не в плахте и запаске, а в каком-нибудь капоте, то разогнала бы всех девок.

Источник

Поделиться с друзьями
Блог о здоровье и полезных жизненных советах
Adblock
detector