Русская народная доска с узорами

Русь деревянная. Домовая резьба на рубеже 19-20 веков.

Желание написать эту статью появилась, когда в очередной раз по кругу прозвучало, бездумно повторяя попугаями, что строки принадлежат Лермонтову:

Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ.

Я уверена, что эти строки не могли принадлежать М. Лермонтову. И делала об этом тему. Стихи были опубликованы в 1873 года (через 32 года после смерти поэта, вдруг «нечаянно» обнаруженные). И они периодически всплывают в информационном поле.

В ответ на эти строки мне захотелось показать какие люди заселяли эту «немытую Россию» в этот период, творение их рук и возвышенность их устремлений, выраженных в красоте русского зодчества. Такое чудо не могли творить «рабы» и «тупые»!

Восьмое чудо света

К сожалению, через 100 лет после начала его строительства из-за ветхости дворец был разобран, и только благодаря повелению императрицы Екатерины II перед его разборкой предварительно были сделаны все замеры и создан деревянный макет дворца, по которому стало возможно его восстановление в наши дни.

Домовая резьба

В северной Руси дома всегда строили деревянные, и не потому, что не умели строить каменные, а потому, что деревянный дом теплее, микроклимат в нем лучше, чем в каменном. Из дерева рубили царские дворцы, боярские хоромы, усадьбы крестьян, крепостные стены и башни, церкви и монастыри.

В конце 1880-х архитектуру ждали серьезные перемены: на авансцену вышла резьба. Раньше ее можно было увидеть только в церквях, жесткие регламенты не позволяли украшать деревянными кружевами здания. Но в 1880-е обязательные проекты отменили. И фасады домов мгновенно преобразились! Возникло целое направление в резном народном творчестве – домовая резьба.

В домовой резьбе нашли применение практически все виды деревянной резьбы:

— глухая рельефная (барочная) резьба. Такой резьбой со сплошным «глухим» фоном и высоким рельефом узора украшали фронтоны домов, наличники окон;

Барочная или рельефная резьба.

Считается, что такая резьба взяла начало от украшательства судов, ходивших по Волге еще в середине XVIII-начале XIX веков. В те времена суда — бáрки было принято украшать резными досками с узорами в виде орнаментов и диковинных существ. Но сама традиция вырезать травяной орнамент и «чудо-существ» сохранилась ещё с языческих времён, когда люди придавали каждому изображению смысл и вкладывая в них значение оберегов.
Известны археологические находки деревянных коней-охлупеней, украшавших жилища древних славян.

Судостроители воздвигали суда как правило в холодное время года, а весной им приходилось искать подработку. Так видимо и повелось, что своё искусство они применяли не только на кораблях, но и для украшения жилищ. Долбленые изображения львов, русалок-фараонок, сиринов в обрамлении замысловатого растительного орнамента из виноградных лоз и листьев аканта покрывают сплошным узором доски фасадов, наличники, крыльца.

Ивановская обл

Применение такой резьбы с раскрашиванием яркими масляными красками в украшении дома в Ивановской области. Ивановская обл.(фот. Побединский Владимир)Домовая резьба. Деревня Жабриха Ивановской области. Дом купца Балакирева (19 в.) (фот. Побединский Владимир)фот. Побединский Владимир

Нижегородская область

Археологические раскопки, сделанные в Новгороде, датируются началом XI века и служат доказательством того, что рельефная резьба применялась еще в древнерусском зодчестве. Нижний Новгород. Берегини Птицы-Сирин, 1864 Нижегородская область. Колосово. Глухая резьба Нижегородская область. Колосово. Глухая резьба

Архангельская область Архангельская область Черевково, Красноборский район. Фото Николая Телеги.Там же

Ажурная (пропильная) резьба

Ажурная или пропильная резьба являлась визитной карточкой мастеров русского Севера: Владимирской, Ярославской, Костромской областей, а также Урала, Поволжья и Сибири. На русском Севере, в Поволжье, на Урале и в Сибири сохранились деревянные дома 18-19 веков — наиболее яркие памятники архитектурной резьбы.

В 80-х годах 19 в. глухая рельефная резьба начинает вытесняться сквозной прорезью доски — так называемой пропильной резьбой, которой в настоящее время украшено абсолютное большинство сельских домов.

Ивановская область

Нижегородская область

Пенза

Томск

Томск, как и большинство городов в России, всегда был деревянным. Но ему повезло больше других: провинциальный статус помог сберечь значительно больше деревянных построек, чем в крупных городах. Деревянное кружево — тончайшая резьба, украшающая дома XIX века на улицах Томска

Почти все дома, созданные на рубеже веков, обладают декором.Дом на Кузнецова, 27 Позволить резьбу могли себе не только богатые люди. Почти все дома, созданные на рубеже веков, обладают декором.Некоторые здания поражают роскошной резьбой дворцовой стилистики. Например, такие здания есть на Шишкова, на Пушкина, на Татарской.Особняк ХомичаОсобняк Хомича.

Читайте также:  Свербит в носу и слезятся глаза что делать народные

Визитной карточкой тюменского купеческого дома является объемная «иконостасная» резьба. Тюменские мастера — «сницари» еще с XVII столетия славились изготовлением резных иконостасов на Урале и Сибири.

Широкое распространение в тюменской домовой резьбе имеет геометрический орнамент — круг, крест, квадрат и ромб. Все эти знаки весьма архаичны. Время их появления можно отнести к периоду каменного века.

В дальнейшем элементы иконостаса вышли на улицы Тюмени в виде резных цветочно-плодовых гирлянд и виноградной лозы.К концу XIX века на первый план выходит декоративность наличника, в связи с этим усложняются и увеличиваются в размерах верхняя и нижняя его части, боковины. Поверхность навершия становится плоскостью, где размещаются резные панно, то же происходит и с подоконной доской, которая также становится местом размещения декора.Именно поэтому на тюменские дома, созданные с любовью, можно смотреть часами и не уставать, а только поражаться мастерству и искусности умельцев.Особенное значение в декоре зданий придавалось украшению окон. При всем богатстве и многообразии декоративных элементов дома, именно наличник в этом отношении является наиболее значимым.Резьба очень разновысокая, подчеркивает игру света и тени, и при этом не выглядит массивной. Наличники выполнена из кедра, а кедровое масло — фитонцид, так что обитатели дома открывали окно, вдыхали кедровый запах — и были здоровыми.Преобладающими видами в тюменской домовой резьбе являются глухая и объемная, меньшее распространение получила пропильная резьба.Форма и характер наличников чрезвычайно разнообразны, своеобразие их зависит от многих причин. К наиболее древнему типу наличников относятся валютные с гладким полем навершия и слаборазвитой подоконной доской, в более скромном виде повторяющей мотив верхней его частиОсобую красоту такой резьбе придает ее разновысокость: в пределах одной подоконной доски есть самая выпуклая точка, оторванная от фона сантиметров на пятнадцать, а то и больше, и самая низкая, приближенная к фону.Эта подвижность рельефа и обогащает игру светотени — то полупрозрачной, то густой, насыщенной.ам термин «наличник» на Руси начинает использоваться уже с XV века.Однако только в XIX веке, с расцветом домовой резьбы, он приобретает особенную архитектурно-декоративную ценность в украшении всего здания.Так, у наличника, как и у дома, выделяют: фронтон, карниз, фриз, консоль и другие конструктивные части. Как и дом, наличник отражает представления человека о строении Вселенной.

Особую красоту такой резьбе придает ее разновысокость: в пределах одной подоконной доски есть самая выпуклая точка, оторванная от фона сантиметров на пятнадцать, а то и больше, и самая низкая, приближенная к фону. Эта подвижность рельефа и обогащает игру светотени — то полупрозрачной, то густой, насыщенной.

Ещё одной особенностью Тюменских наличников можно назвать украшение нижней части наличники — под окном. Хотя этот элемент украшения встречается и в других городах, но здесь он более распространен, что и позволяет говорить о вытянутой форме наличника, при вполне обычных пропорциях собственно окна.

О современных мастерах уральской глубинки

Изучая памятники народного деревянного зодчества, мы видим не только красоту построек, но и можем понять смысл труда и быта самих строителей — плотников-крестьян как того далекого времени, когда зарождалось строительное искусство Урала. так и совсем недавнего.Терем кузнеца Кириллова находится в старинной деревне Кунара в 20 км от города Невьянска Свердловской области, но известен и за ее пределами, да и тема об этом доме у нас есть. Можно глянуть вот тут: Самые красивые русские избы часть 1В 1999 году по итогам всероссийского конкурса самодеятельного деревянного зодчества дом Сергея Ивановича Кириллова был признан лучшим в России.СССР, кресты и купола церквей, всадники на коне, женихи с невестами, дети, голуби, котята, сотни кованых цветов и тысячи каких-то симпатичных завитушек – такое ощущение, что этот дом создавала рука ребенка.В городе Берёзовский Свердловской области есть красивый домик «Дом Вольхина» который тематикой своего орнамента напоминает домик в Кунаре, кузнеца Сергея Кириллова.

Источник

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

Мезенская роспись по дереву или палащельская роспись — тип росписи домашней утвари — прялок, ковшей, коробов, братин, сложившийся к началу XIX века в низовьях реки Мезень.

Мезенская роспись одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Её истоки теряются в отдалённых веках первоначального формирования славянских племён.

Предметы густо испещрены дробным узором — звёздами, крестиками, чёрточками, выполненным в два цвета: чёрный — сажа и красный — «земляная краска», охра. Основные мотивы геометрического орнамента — солярные диски, ромбы, кресты — напоминают аналогичные элементы трёхгранно-выемчатой резьбы.

Среди орнаментов — фризы со стилизованными схематичными изображениями коней и оленей, которые начинаются и обрываются на границах предмета. Выполненные чёрной и красной красками, фигурки животных словно возникают из геометрического орнамента. Все изображения очень статичны и лишь благодаря многократному повтору возникает ощущение динамики.

Изображения на обратной стороне прялки были менее насыщенны орнаментом, более вольны в сюжете. Здесь можно увидеть по-детскинаивно написанные жанровые сценки: охота, пароход, те же кони, только резвящиеся на воле.

Готовое изделие расписывали по чистому негрунтованному дереву сначала охрой с помощью измочаленной на конце деревянной палочки (тиской), потом пером глухаря или тетерева делали чёрную обводку и кисточкой, сделанной из человеческого волоса наносили узор.

Расписанный предмет покрывали олифой, что предохраняло краску от стирания и придавало изделию золотистый цвет.

Городецкая роспись — русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.

Городецкая роспись держит свое начало от резных городецких прялок, имевших свою особенность: гребень и донце. Для украшения донец городецкие мастера пользовались своеобразной техникой — инкрустацией: фигуры вырезались из дерева другой породы и вставлялись в соответствующее по форме углубление. Вставки, сделанные из темного мореного дуба, рельефно выделяются на светлой поверхности донца. Таким образом, располагая всего двумя оттенками дерева и несложным инструментом, народные умельцы превращали поверхность доски донца в настоящую картину.

Позже мастера для изобразительного богатства стали применять подкраску, яркое сочетание желтого цвета с темным дубом, добавление синего, зеленого, красного цветов делало донце еще более нарядным и красочным.

Необходимость увеличить производство прядильных донец натолкнуло мастеров на мысль упростить технику декоративного оформления. Со второй половины XIX века сложная и трудоемкая техника инкрустации стала заменяться просто резьбой с подкраской, а с 1870-х годов на Городецких донцах преобладает живописная манера украшения.

В нижегородских росписях можно различить два типа — павловские и городецкие росписи, которыми украшали сундуки, дуги, сани, детскую мебель, донца для прялок и многие мелкие предметы обихода. Городецкий стиль отличается прежде всего содержательностью. В росписях основное впечатление дают жанровые сцены. Все эти изображения условны по характеру, очень вольны и декоративны по форме, а иногда граничат с шаржем. Это — быт крестьянства, купечества, пышный парад костюмов. Значительное место занимают цветочные мотивы — пышные «розаны», писанные широко и декоративно. Рядом с жанровыми реалистическими мотивами в городецких росписях живут и идеализированные, декоративные образы птиц и животных.

Встречаются экзотические львы и барсы. Особенно часто изображение горячего, сильного коня или петуха в гордой, воинственной позе. Чаще всего это парные изображения, геральдически обращенные друг к другу. Городецкие мастера росписи любят цветы. Они всюду разбросаны на поле росписей веселыми гирляндами и букетами. Там, где позволяет сюжет, мастера охотно пользуются мотивом пышного занавеса, подхваченного шнуром с кистями. Декоративность мотивов подчеркивается декоративностью цвета и приемов. Любимые фоны — ярко-зеленый или напряженный красный, глубокий синий, иногда черный, на котором особенно сочно расплескивается многоцветие Городецкого колорита.

Роспись ведется кистью, без предварительного рисунка, свободным и сочным ударом. Он очень разнообразен — от широкого мазка до тончайшей линии и виртуозного штриха. Работа мастера быстра и экономна. Поэтому она очень обобщена, проста по приемам, свободна в движении кисти.

Жостовская роспись — народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области.

Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых. В прейскуранте Вишняковых значилось: «Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч.. существует с 1825 г.».

В самобытном искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов и плодов сочетается с декоративной обобщенностью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках и т. п.

Художественная роспись подносов все больше обретала высокий авторитет и популярность не только массовыми изделиями, но и уникальными произведениями ведущих мастеров, все чаще привлекавшими внимание на многочисленных выставках в стране и за рубежом. За свою историю жостовские подносы из бытового предмета стали самостоятельными декоративными панно, а ремесло, служившее некогда подспорьем к земледелию, обрело статус уникального вида русского народного искусства.

Сегодня декоративная роспись находится на подъеме. Жостово подражают, пытаются подделываться под стиль и даже авторские манеры художников.

Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами. Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.

По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение. По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и др.

Источник

Народное искусство: резные пряничные доски

Резные доски для приготовления печатных пряников издавна имелись во многих русских семьях. С распространением в XIX в. массового производства пряников на продажу печатные доски стали необходимым приспособлением и на пряничных заводах.

Доски всевозможных размеров и разной сложности декоративного узора вырезались искусными мастерами из дерева березы, груши, ивы или липы.

Выделяется пять типов пряничных досок: фигурные, штучные, наборные, почетные и городские. Наиболее ранними считаются фигурные и штучные, возникшие до XVIII в. Эти небольшие по размеру доски служили для формования отдельных пряников.

Фигурные пряничные доски имеют как правило прямоугольную форму. На их лицевой стороне имеются крупные фигурные изображения. Это птицы (петух, птица-пава, птица-лебедь, птица-сирин), конь (часто изображается оседланным), лев, рыба. Со временем круг мотивов расширяется, на фигурных досках появляются изображения овцы, барана, коровы, гуся, курицы, всадников, военных персонажей, кавалера с дамой.

Доска пряничная. XIX в. Размер 24х21,5 см.

Доска пряничная. Вторая половина XIX в. Размер 15х20,5 см.

Формовочная сторона штучных пряничных досок украшалась исключительно орнаментальными узорами, отличавшимися большим разнообразием.

Доска пряничная. XIX в. Размер 16,3х23 см.

Доска пряничная. XVIII в. Размер 14х12 см.

Наборная пряничная доска представляет собой форму для набора небольших пряников, прямоугольных, квадратных или трапецеобразных, схожих по размеру, резной технике и декоративному узору. Доски такого типа применялись в массовом производстве пряников и получили распространение в те времена, когда пряничные заводы стали главными поставщиками печатных пряников.

Наборные доски обычно имели прямоугольную форму, были размером побольше фигурных и штучных и рассчитывались на разное число пряников. Доски с изображениями преимущественно птиц и зверей рассчитаны в среднем на 8-12 пряников. На досках, сочетающих зооморфные и орнаментальные мотивы, набор включал 16-20 пряников. Доски с небогатыми орнаментальными мотивами могли быть рассчитаны на 40, 50, 80 и даже 120 малых квадратных или прямоугольных пряников (так называемых «грошевиков»).

Доска пряничная. XIX в. Размер 22х29 см.

Доска пряничная. Конец XIX в. Размер 28,3х13,7 см.

Доска пряничная. Вторая половина XIX в. Размер 25,5х33 см. Доска пряничная. XIX в. 28х39,5 см.

На узорах наборных досок изображались зооморфные и геометрические узоры, растительные мотивы (цветы, листья, плоды) и отдельные бытовые предметы (нож и вилка, стол с самоваром, пирог, кувшин, корона, пушка, часы, сапоги). Среди изображений человека можно отметить пряху, охотника, сеятеля, пастуха, солдата.

Наиболее сложным декоративным убранством, монументальными размерами досок, сложностью композиции резного узора отличаются почетные доски (также назывались подносные, заздравные, или поздравительные), имевшие особенно широкое распространение на протяжении всего XVIII в.

Почетные доски обычно имеют форму удлиненного прямоугольника, реже встречаются круглые или многоугольные. Изготовление доски для почетного пряника требовало от рисовальщиков и резчиков большого мастерства. Знаменовать (рисовать, «проектировать») и резать такую доску являлось ответственной задачей; поэтому, вероятно, некоторые из сохранившихся почетных досок донесли до нас имена резчиков-художников.

По типу резного узора можно выделить орленые почетные доски (центральным мотивом узора было изображение двуглавого орла), хоромные (с изображением архитектурной композиции) и сложноузорные (с растительным орнаментом).

Доска пряничная. XVIII-первая половина XIX в. Размер 37,5х25 см. Доска пряничная. XVIII в. Размер 71х46 см.

Доска пряничная. 1778 г. Автор Ворошин Матвей. Размер 25х39 см.

Общей характерной чертой декоративного узора почетных досок были резные надписи, содержащие имя мастера, название города, иногда сопутствуемое цифровой датой, приветственное пожелание или качественное обозначение данного пряника. «1778 1 д месяца марта пятого дня си доску рисовал матвеи вороши», «се пряник кушать здобрыми людми в бесъеде на здрав», «ково люблю того дарю». Встречаются надписи, подтверждающие изготовление почетных досок по специальному заказу для подношения пряника определенным лицам.

Тип городских пряничных досок – самый простой как с технической, так и с художественной точки зрения – сформировался позже других (в начале XIX в). К тому времени пряники утратили свое традиционное обрядовое значение и стали просто доступным лакомством, широко распространенным в деревенском быту и у городского населения.

Городские пряничные доски небольшие по размеру, как правило имели форму удлиненного прямоугольника. Их формовочную сторону украшала крупная резная надпись с названием города (например, «сия ковришка верейская», «ковришка костромская», «тула», «москва», «вологда») и несложный орнамент.

Доска пряничная. XIX в. Размер 10,5х20,5 см.

Доска пряничная. XIX в. Размер 13,5х19,8 см.

Наиболее значительные коллекции пряничных досок хранятся в Русском музее, Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, Рыбинском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике.

Источник

Поделиться с друзьями
Блог о здоровье и полезных жизненных советах
Adblock
detector