Сравни сказки мамина сибиряка и одоевского с народными сказками заяц хваста и морозко ответы таблица

Содержание
  1. Сравнение произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» с русской народной сказкой «Заяц-хваста»
  2. Ход урока
  3. I. Организационный момент
  4. II. Проверка домашнего задания
  5. III. Повторение
  6. IV. Физкультминутка
  7. V. Продолжение работы над сравнением произведений
  8. VI. Работа по определению характера главного героя
  9. VII. Итог
  10. Рассмотри обложки. Какие из представленных книг можно отнести к литературным (авторским) сказкам?
  11. Запиши названия сказок, которые можно поместить на выставку «Литературные сказки».
  12. Составь список литературных сказок, которые ты прочитал. Какая из них тебе больше всего понравилась? Напиши отзыв.
  13. Отзыв на сказку П. П. Бажова «Синюшкин колодец»:
  14. В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница»
  15. Придумай смешную историю, основная мысль которой заключается в поговорке «Хвастовство само себя наказывает».
  16. Смешная история про лисицу, которую погубило хвастовство для 3 класса.
  17. В. Ф. Одоевский. Мороз Иванович
  18. Опиши Рукодельницу и Ленивицу, используя слова
  19. Как автор относится к Рукодельнице и Ленивице? Почему ты так думаешь? Подтверди текстом.
  20. Раздели сказку «Мороз Иванович» на части, озаглавь их. Запиши план. Сделай иллюстрации. Перескажи текст, используя свои рисунки.
  21. Картинный план — иллюстрация сказки «Мороз Иванович» по плану для пересказа.
  22. Чем отличается народная сказка от литературной?
  23. Таблица сравнения народной сказки «Морозко» и литературной сказки «Мороз Иванович»
  24. Запиши, чем литературная сказка похожа на народную
  25. Запиши, чем литературная и народная сказки различаются
  26. Волжский класс
  27. Боковая колонка
  28. Рубрики
  29. Видео
  30. Книжная полка
  31. Малина для Админа
  32. Боковая колонка
  33. Опросы
  34. Календарь
  35. Проверочная работа по разделу “Литературные сказки”, с. 48 – 49
  36. Ответы к стр. 48 – 49
  37. Сопоставительный анализ сказок «Мороз Иванович» и «Морозко»
  38. Ход работы на уроке
  39. Технологическая карта урока по Литературному чтению по теме: В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение с народной сказкой «Морозко». Сравнение героев». методическая разработка по чтению (3 класс)
  40. Скачать:
  41. Предварительный просмотр:

Сравнение произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» с русской народной сказкой «Заяц-хваста»

— учить детей находить отличие русской народной сказки и литературной;
— прослеживать характер главного героя;
— развивать речь, обогащать словарный запас, память, мышление.

Оборудование. Макет сцены с занавесом, рисунки детей к каждому эпизоду, изображение зайца к сказке Д. Н. Мамина – Сибиряка.

Ход урока

I. Организационный момент

У. Какую сказку вы прочитали вчера?

Д. Сказку Д. Н. Мамина – Сибиряка “Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост”.

У. Сегодня мы продолжим работу с этим произведением и попытаемся сравнить с похожей сказкой.

II. Проверка домашнего задания

У. А сейчас мы побываем в необычном театре, где вы будете и актерами, и зрителями. Задание – по эпизодам пересказать сказку. Занавес открывается, представление начинается.

(На доске установлен “театр”. Рисунки детей к каждому эпизоду меняются учителем по мере того, как ребята пересказывают сказку.) Ученики пересказывают сказку (16 человек).

У. Аплодисменты. Молодцы, хорошо подготовили дома пересказ текста. (Оценивание ответов детей).

III. Повторение

У. Я вам предлагаю вспомнить знакомую сказку. Откроем с. 15 учебника (О. В. Джежелей “Чтение и литература”, 2 класс). Открывает доску.

Русская народная сказка “Заяц – хваста”

Дети читают сказку.

Работа со словами, которые вызвали непонимание детей: “гумно”.

У. На что вы обратили внимание?

Д. Главный герой – заяц.

Д. В обоих текстах зайцы хвастаются.

Д. В обеих сказках зайцев слушают другие зайцы.

У. Хорошо. А в чем различие этих сказок?

Д. В русской народной сказке ворона воспитывает зайца, он ее боится. Потом спасает.

Д. В сказке Мамина – Сибиряка зайца хочет съесть волк, но заяц случайно прыгает на лоб волку, они бегут в разные стороны.

Д. Зайцы ищут храброго зайца, он лежит под кустиком.

Д. Заяц никого не спасает, ему другие зайцы говорят, что он храбрый, он этому верит. (Зачитывают из текста).

IV. Физкультминутка

Елочки зеленые на ветру качаются,
На ветру качаются,
Низко наклоняются.
Сколько елочек зеленых,
Столько сделаем наклонов.

Учитель показывает детям иллюстрацию, на которой изображены лиственные и хвойные деревья.

V. Продолжение работы над сравнением произведений

У. Как заканчиваются сказки, почему?

Д. В русской народной сказке ворона говорит: “Ну ты молодец. Не хваста, а храбрец”. Сказку можно продолжить.

У. Почему так заканчивается сказка?

Д. Потому что это сказка из сборника “Аленушкины сказки”. Автор написал сказки для своей дочери Аленушки.

Д. Она долго болела. Мамин – Сибиряк рассказывал ей эти сказки на ночь.

У. А заголовки у сказок похожи?

Д. Нет. У Мамина – Сибиряка название сказки длинное, а в русской народной сказке – короткое.

VI. Работа по определению характера главного героя

У. Вчера мы с вами на уроке рисования приготовили иллюстрации к эпизодам, на доске вы видите свои рисунки. Я тоже дома попыталась нарисовать героя к одной из сказок. Нравится вам зайчик?

Попробуйте догадаться, к какой сказке мой герой. Докажите, зачитайте из текста.

Дети говорят свои версии, доказывают текстом.

У. Молодцы, вы все внимательно читали тексты, поэтому правильно угадали. Скажите, какой заяц в тексте у Мамина – Сибиряка?

У. Значит, мы неправильно определили героя?

Д. Нет, правильно. Слово “храбрый” автор использует в переносном смысле.

У. Как бы повел себя заяц – хваста, если бы пришел волк? Подумайте, порассуждайте.

— Придумайте еще одну историю про трусливого зайца.

У. Сейчас я задам вам еще более трудное задание. Прочитайте запись на доске.

У страха глаза велики.

У. Что это? Как вы понимаете смысл?

Д. На самом деле может быть не такая и большая беда, просто не знаешь, что это.

Д. Например, идешь в темноте и всего боишься. А на самом деле ничего страшного нет.

У. Эту пословицу я нашла в книге “Пословицы русского народа” великого русского ученого-собирателя Владимира Ивановича Даля в разделе “Смелость – отвага – трусость”.

Учитель показывает сборник, раздел.

У. К какой сказке подходит эта пословица?

Д. К сказке Мамина – Сибиряка, потому что заяц испугался, убежал, спрятался под кустик. (Зачитывает из текста).

Д. Волк тоже убежал.

Д. В русской народной сказке заяц действительно совершает храбрый поступок, он спасает ворону от собак.

VII. Итог

У. Молодцы, хорошо поработали. Назовите еще раз названия сказок, с которыми мы сегодня работали. (Ответы детей)

У. А какая сказка появилась раньше: русская народная или Мамина – Сибиряка?

Д. Русская народная. Сказки раньше рассказывали друг другу, затем собиратели собирали их, записывали, создавали сборники.

У. Почему Мамин – Сибиряк написал сказку, похожую на русскую народную сказку?

Д. Ему понравилась сказка, он взял ее, добавил своих героев, закончил по-своему.

У. Какая сказка вам больше понравилась?

Дети отвечают на вопрос, доказывают свою точку зрения.

У. Я рада, что сказки вам понравились. И нельзя сказать, какая сказка лучше, все хороши по-своему.

У. А сейчас я напоминаю вам, что завтра у нас будет урок внеклассного чтения по книге Д. Н. Мамина – Сибиряка “Аленушкины сказки”. Напоминаю, на какие вопросы вам нужно подготовить ответы:

— Какие имена дает автор своим героям.

— Есть ли в сборнике сказка, по сюжету похожая на “Сказку про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост”? (“Сказка про Комара Комаровича – длинный нос и про мохнатого Мишу – короткий хвост”).

— Жизнь каких насекомых описывает автор? (“Сказочка про козявочку”, “Сказка о том, как жила – была последняя Муха”).

— Сегодня все очень хорошо работали. Всем спасибо. Урок окончен.

Источник

Рассмотри обложки. Какие из представленных книг можно отнести к литературным (авторским) сказкам?

Сказки О. Уайльд и А. С. Пушкина; П. П. Ершов «Конёк-Горбунок».

Запиши названия сказок, которые можно поместить на выставку «Литературные сказки».

Составь список литературных сказок, которые ты прочитал. Какая из них тебе больше всего понравилась? Напиши отзыв.

Здесь необходимо указать те произведения, которые ты действительно прочитал.

А также сказ Павла Бажова «Синюшкин колодец».

Отзыв на сказку П. П. Бажова «Синюшкин колодец»:

«Синюшкин колодец» — занимательный и поучительный сказ русского писателя Павла Петровича Бажова.

Читайте также:  Презентация народные промыслы федоскино

В ней присутствуют четыре главных героя: Лукерья, Илья, Кузька Двоерылко и бабка Синюшка.

Лукерья очень мудрая женщина.

Именно с её уст звучит главная мысль произведения о том, что не богатство, а душа человека является счастьем.

Бабка Синюшка отправляет на испытания двух юношей, один из которых впоследствии умер.

Илья и Кулька – две противоположности.

Илья вызывает уважение, а Кузька имеет скверный характер, он жадный и способен на воровство.

За своё двуличие он получил от автора прозвище Двоерылко.

За своё добродушие, храбрость и честность получил Илья награду от Синюшки.

Автор учит нас брать пример с этого героя, ведь Добро и благородные качества преодолевают любые препятствия.

В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница»

Придумай смешную историю, основная мысль которой заключается в поговорке «Хвастовство само себя наказывает».

Смешная история про лисицу, которую погубило хвастовство для 3 класса.

В одном дремучем лесу жили — были две подруги мудрая сова и хвастливая лисица.

Сова жила в дупле огромного дуба, а лисичка в норе неподалёку.

Каждый день лиса приходила к подруге и рассказывала, какая она красавица и умница.

Сова её слушала и ничего не отвечала, так как лисе ответ был не нужен.

В один прекрасный день лиса пришла к сове и рассказывала, какой у неё красивый хвост.

Она вспомнила, что слышала разговор охотников о том, что если найти лису с огромным пушистым хвостом и продать её русской царице, то получишь сто золотых рублей.

Лисичка, поглаживая свой хвост, и говорит сове: Представляешь, как дорого мой хвост стоит?

Ведь за сто золотых рублей можно купить целый дом и стадо коров.

Сова, как обычно, ничего не отвечала, а только качала согласно головой: угу, угу.

И тут вдруг откуда ни возьмись, появляется волк из-за дуба, хвать лисицу за хвост и в мешок.

Подруга — сова тут проснулась и спрашивает его — Ты, куда мою подругу потащил?

А он и говорит, послушал я недавно, что тут лиса рассказывала о том сколько её хвост стоит и решил узнать правда ли это.

Оказалось это правдой, вот и решил лису схватить и продать за сто золотых рублей.

Взял мешок с добычей на плече и пошёл на базар.

Как жаль. — подумала сова — нет у меня больше подруги.

Погубила она себя своими рассказами.

Вот она народная мудрость в действии: Хвастовство само себя наказывает!«.

В. Ф. Одоевский. Мороз Иванович

Опиши Рукодельницу и Ленивицу, используя слова

Рукодельница в сказочке Ф. Одоевского «Мороз Иванович»— это очень добрая и трудолюбивая девочка.

Сложилось так, что она упала в колодец к Морозу Ивановичу.

Но благодаря своей скромности и отзывчивости, вернулась домой с прекрасными дарами.

Автор показывает, что добродушие, забота, ласка и трудолюбие всегда ценятся и вознаграждается.

А Ленивица была её противоположностью.

Самонадеянная девочка кинулась в колодец, дабы тоже получить щедрые дары.

Но Мороз Иванович не любил капризных и ленивых.

К тому же она ещё была неблагодарной и невнимательной.

И когда Ленивица вернулась домой, то все богатства, что ей дал Мороз Иванович, просто растаяли.

Как автор относится к Рукодельнице и Ленивице? Почему ты так думаешь? Подтверди текстом.

Одоевский восхищается Рукодельницей, любуется её душевной красотой и трудолюбием:

. Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшины нальёт;

да ещё какая затейница: коли вода нечиста, так свернёт лист бумаги, наложит в неё угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин да нальёт в неё воды, а вода-то, знай, проходит сквозь песок да сквозь уголья и каплет в кувшин чистая, словно хрустальная;

а потом Рукодельница примется чулки вязать или платки рубить, а не то и рубашки шить да кроить да ещё рукодельную песенку затянет;

и не было никогда ей скучно, потому что и скучать-то было ей некогда: то за тем, то за другим делом, а тут, смотришь, и вечер — день прошёл.

К Ленивице писатель относится пренебрежительно, осуждает её за скверный характер:

А Ленивица меж тем в постельке лежала, потягивалась, с боку на бок переваливалась.

Встанет, попрыгает да и сядет к окошку мух считать.

Как всех пересчитает Ленивица, так уж и не знает, за что приняться и чем бы заняться.

Сидит, горемычная, и плачет да жалуется на всех, что ей скучно, как будто в том другие виноваты.

Раздели сказку «Мороз Иванович» на части, озаглавь их. Запиши план. Сделай иллюстрации. Перескажи текст, используя свои рисунки.

Выберите один из вариантов ответа:

1) Две сёстры: Ленивица И Рукодельница.

2) Рукодельница упала в колодец.

3) Услужение Рукодельницы у Мороза Ивановича.

4) Вознаграждение от Мороза Ивановича.

5) Ленивица тоже хочет награду.

6) Служба Ленивицы у Мороза Ивановича.

7) «Заработанные подарки» от Мороза Ивановича.

Картинный план — иллюстрация сказки «Мороз Иванович» по плану для пересказа.

1) Жизнь двух сестёр.

2) Рукодельница уронила ведро.

4) Дерево с яблоками.

5) Рукодельница падает в колодец.

6) Служба Морозу Ивановичу.

7) Награда за хорошую службу.

8) Возвращение домой Рукодельницы.

9) Зависть Ленивицы.

10) Ленивица и пирожки.

11) Ленивица и яблоки.

12) Ленивица прыгает в колодец.

13) Самоуверенная девочка просит награды.

14) Лентяйка получает по заслугам.

Чем отличается народная сказка от литературной?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, надо сравнить сказки.

Таблица сравнения народной сказки «Морозко» и литературной сказки «Мороз Иванович»

Вывод: В отличие от литературных, авторы народных сказок неизвестны.

Поэтому и считается, что их сочинил народ в общем.

Все герои и характеристики часто переходят с одной сказки в другую.

События народной сказки также часто сохраняются в разных произведениях народного творчества.

Народ использует в своих творениях много устаревших слов, фразеологизмов, поговорок и пословиц.

Это может быть присуще и литературной сказке, но не является для неё обязательным.

Народные сказки начинаются присказкой в виде пословицы либо поговорки и заканчиваются такого же типа заключением.

Запиши, чем литературная сказка похожа на народную

Литературная сказка, как и народная характеризуется наличием волшебного мира.

В ней есть фантастические элементы и волшебные предметы — помощники.

Герои делятся на позитивных и негативных, будучи соответственно воплощением Добра и Зла.

К тому же, авторы литературных сказочек часто заимствуют имена народных персонажей.

Все сказочки имеют счастливый конец, когда Добро побеждает.

В литературной сказочке, как и в народной могут использоваться устаревшие слова, различные пословицы, поговорки и фразеологизмы.

Запиши, чем литературная и народная сказки различаются

Авторы народных сказок неизвестны, а автора литературной сказки мы знаем.

К тому же персонажи народных творений часто повторяются в разных произведениях.

Герои литературных сказок, могут быть, как заимствованными у народа, так и вымышлены самим автором и больше нигде не встречаться.

Народ даёт персонажам устойчивые характеристики (девица красная, злая мачеха), а автор подбирает более оригинальные слова, чтоб описать своего героя.

Народные сказки начинаются присказкой в виде пословицы либо поговорки и заканчиваются такого же типа заключением.

Литературные сказки не характеризуются такой особенностью, всё зависит от желания автора.

Источник

Волжский класс

Боковая колонка

Рубрики

Видео

Книжная полка

Малина для Админа

Боковая колонка

Опросы

Календарь

Апрель 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30

Проверочная работа по разделу “Литературные сказки”, с. 48 – 49

Ответы к заданиям. Кутявина С.В. Тетрадь по литературному чтению. 3 класс.

Ответы к стр. 48 – 49

1. Сравни литературную сказку с народной. В чём их сходство и различие? Напиши.

Сходство: и в фольклорной или литературной сказке есть элементы вымысла и фантастики. В сказках всегда назидательный смысл. Литературная сказка похожа на народную тем, что в ней действуют те же герои, что и в народных, действуют волшебные силы, есть в ней волшебные предметы и помощники, которые помогают положительным героям одержать верх над злом. В авторской сказке, как и в народной, зло всегда наказано, побеждает добро. Есть зачин, концовка, троекратные повторения, фантастическое место действия, стилистика языка приближена к народному, много устаревших слов, устойчивых выражений (фразеологизмов, поговорок, пословиц).

Различие:

Народная сказка :
1. Автор – народ.
2. Существует в устной форме
3. Каждая сказка существует в нескольких вариантах (создатель может вносить изменения).
4. Время создания определить невозможно.
5. Народная сказка ограничивается определённым жанром:
– волшебная;
– бытовая;
– о животных.

Литературная сказка :
1. Автор – конкретное лицо.
2. Создаётся в письменной форме.
3. Внесение изменений не допускается.
4. Время создания сказки известно.
5. Не ограничивается определённым жанром; включает в себя черты и бытовой сказки, и волшебной, и сказки о животных, и даже фантастику.

2. Допиши слова, пропущенные в названиях произведений, и укажи авторов.

Сказка про храброго Зайца-Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост”
Автор: Д.Н. Мамин-Сибиряк

“Лягушка-путешественница
Автор: В.М. Гаршин

Мороз Иванович”
Автор: В.Ф. Одоевский

3. Прочитай пословицы. К кому из героев прочитанных сказок их можно отнести?

Как аукнется, так и откликнется.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Кто хвалится, тот с горы свалится

4. В какой сборник входит сказка Д.Н. Мамина-Сибиряка о храбром Зайце? Запиши его название Знакомы ли тебе другие сказки из этого сборника? Какие? Напиши.

Эта сказка из сборника “Алёнушкины сказки”. Я ещё знаю сказки из этого сборника: “Сказка про Комара Комаровича — длинный нос и про мохнатого Мишу —короткий хвост”, “Сказочка про Козявочку”, “Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу “

5. Какие качества можно отнести к лягушке-путешественнице? Отметь.

хитрая V находчивая
V смелая V любопытная
скромная V решительная
V болтливая V неунывающая
V хвастливая V изобретательная
осторожная V сообразительная

6. Какие черты характера есть у всех отрицательных героев сказок? Напиши.

7. Напиши о любимой литературной сказке. Как она называется? Кто её написал? О чём она?

Сказочная повесть “Дядя Фёдор, пёс и кот”. Её написал Эдуард Николаевич Успенский. В этом произведении рассказывается о приключениях Дяди Фёдора, кота Матроскина и пса Шарика. Главный герой повести – шестилетний мальчик, получивший прозвище Дядя Фёдор. Ему пришлось уйти из дома, когда родители запретили ему оставить в квартире говорящего бездомного кота. Тема и основная мысль сказки: ребёнок более приспособлен к жизни, чем часто считают его родители.

Источник

Сопоставительный анализ сказок «Мороз Иванович» и «Морозко»

Последние исследования психологов, педагогов и методистов показали, что квалифицированный читатель должен обладать особыми читательскими умениями, без которых невозможно адекватное восприятие и понимание художественного текста.

Необходимым читательским умением является умение анализировать художественный текст исходя из принципа единства формы и содержания. Сложносоставное умение анализировать текст предполагает, в частности, умение вести сопоставительный анализ текстов, выявляя общие черты художественных произведений и их индивидуальные особенности.

Именно в таком виде анализа кроются возможности дальнейшего эстетического развития ребенка-читателя, а также огромный потенциал для развития логического мышления и всех его операций, включая операции сравнения, анализа, обобщения и т.д.

Сопоставительный анализ целесообразнее вести на материале классических произведений, которые хорошо знакомы и интересны учащимся, вошли в золотой фонд литературы для детей. Они дают богатейший материал для анализа, способствуют формированию эстетических и нравственных представлений учащихся, развивает их интерес к чтению, литературный кругозор, культуру аналитической работы с художественным текстом.

Можно порекомендовать в первую очередь обратиться к сопоставительному анализу русских литературных сказок, выявляя фольклорные традиции, которые использовали писатели-классики в своих произведениях.

Работа со сказками В.Ф. Одоевского, которого В.Г. Белинский в своих статьях назвал «детским праздником», дает читателю возможность углубить представления о народных корнях литературной сказки: о фольклорных сюжетных мотивах; о традиционных образах-персонажах; о народных средствах поэтической речи. Обращение к фольклорным истокам позволяет яснее увидеть специфику литературной сказки.

Так, в сказке Одоевского «Мороз Иванович» в отличие от народной сказки «Морозко»:

Обязательным условием при организации такого вида анализа является наличие на уроке текстов обоих произведений, знание их детьми. Рассмотрим подробнее, как можно организовать такую работу на уроках в начальной школе при изучении сказки В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович».

Народная сказка «Морозко» Сказка В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович»

Задачи урока:

Ход работы на уроке

За несколько дней до проведения этого урока учитель дает задание учащимся прочитать народную сказку «Морозко». На самом уроке на партах учащихся лежат экземпляры этой сказки. Дети делятся впечатлениями о народной сказке.

После этого учитель может провести викторину по русским народным сказкам с целью актуализировать представления учащихся о разновидностях народной сказки.

Педагог зачитывает фрагменты известных сказок или описания их героев, а учащиеся должны вспомнить название сказки. Учитель записывает названия сказок на доске или прикрепляет к ней заранее подготовленные аншлаги с названиями сказок в три столбика. После викторины учитель спрашивает:

Почему названия сказок размещены в три колонки? Учащиеся должны вспомнить три основных вида народных сказок. После этого учитель вывешивает на доску аншлаги с названиями видов народной сказки. План доски может быть следующим.

Источник

Технологическая карта урока по Литературному чтению по теме: В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение с народной сказкой «Морозко». Сравнение героев».
методическая разработка по чтению (3 класс)

Технологическая карта урока по Литературному чтению по теме: В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение с народной сказкой «Морозко». Сравнение героев». 3 класс

Скачать:

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О. Щербакова Ксения Игоревна

Предмет: литературное чтение

Тема: В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение с народной сказкой «Морозко». Сравнение героев.

Тип урока: открытия новых знаний

Цель: создание условий для восприятия и осмысления художественного произведения В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович»

Знать : ФИО автора, название произведения,

Понимать : прочитанный текст

Применять : читать выразительно и правильно, анализировать поступки героев, отвечать на вопросы учителя.

Анализ : прочитанного текста, поступков героев

Синтез : формулировка проблемы х/п

Оценка : полученных знаний для дальнейшего изучения данного произведения и литературы в целом.

— определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

— проговаривать последовательность действий на уроке.

— учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

— преобразовывать информацию из одной формы в другую.

— делать выводы в результате совместной работы

— находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

— развитие умения слушать и понимать речь других.

— выразительно читать и пересказывать текст.

— оформлять свои мысли в устной форме.

— развитие умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

— о ценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

— ф ормирование мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Межпредметные связи: музыка

Основные понятия: В. Ф. Одоевский, русская народная сказка, авторская сказка

Технологии: совместного целеполагания

Для учителя: учебник «Литературное чтение» 3 кл ч2 Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А, презентация, музыкальное произведение

Для учащихся: учебник «Литературное чтение» 3 кл ч2 Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

1. Мотивация познавательной деятельности

– Добрый день, ребята! Проверим готовность к уроку. На парте должен лежать учебник по литературному чтению и карточки с текстом.

– Давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь видеть ваши улыбки. Помните, что на уроке нельзя выкрикивать с места, чтобы ответить, необходимо,

поднять руку. Успехов вам и удач!

– Тихонько сели девочки. Тихонько сели мальчики.

Здороваются, проверяют рабочее место.

2. Актуализация необходимых знаний

Упражнение, направленное на развитие правильности восприятия и понимания текста.

(Отрывок из русской народной сказки «Морозко»).

— Перед вами лежит текст (отдельные буквы, окончания, части слов закрашены белым цветом).

— Прочитайте текст глазами (у учащихся на столах карточки с текстом, который им нужно восстановить).

(Поехал старик в лес, доезжает до того места, — под большою елью сидит его дочь, веселая, румяная, в собольей шубе, вся в золоте, в серебре, и около — короб с богатыми подарками.

Старик обрадовался, положил все добро в сани, посадил дочь, повез домой).

— Ваша задачей будет восстановить текст.

Ст..рик обрадова…, положил все добро в сани, посадил дочь, пове.. домой.

-Посмотрите на слайд, сверьте так ли у вас?

— Кто догадался, из какого произведения этот отрывок? (Из русской народной сказки «Морозко»).

— Объясните, почему сказка называется народной? (Сочинил народ, передавал из уст в уста).

— Какие виды сказок вы знаете? Дополните схему.

(На слайде появляется схема):

СКАЗКИ

ВОЛШЕБНЫЕ БЫТОВЫЕ О ЖИВОТНЫХ

— К какому виду сказок относится сказка «Морозко»? (волшебная сказка)

— Давайте вспомним, что характерно для волшебных сказок?

-Ребята, что такое присказка?

— Какие черты волшебной сказки можно обнаружить в этом фрагменте?

(чудо: падчерица сидела под большою елью вся в золоте, в серебре и около короб с богатыми подарками).

Восстанавливают текст, затем читают получившийся текст.

(Родовые окончания имен прилагательных, проверяемая безударная гласная в корне слова, мягкий знак для обозначения мягкости согласных, разделительный мягкий знак, парные согласные.)

(Из русской народной сказки «Морозко»).

(Сочинил народ, передавал из уст в уста).

Присказка — шутливое вступление или концовка сказки, рассказа, иногда в виде прибаутки, поговорки.

Начиная рассказывать длинную сказку, сказочник приговаривает: «это присказка, а сказка ещё впереди»; «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».

Сказка — ложь, да в ней намёк,

Добрым молодцам урок, —

заканчивает свою «Сказку о золотом петушке» А. С. Пушкин.

(чудо: падчерица сидела под большою елью вся в золоте, в серебре и около короб с богатыми подарками).

3. Организация познавательной деятельности

III. Сообщение темы и цели урока.

— Ребята, как вы думаете, чем отличается литературная сказка от народной? (Литературными сказки называются так, потому что они написаны писателями. Иногда писатели обрабатывают народные сказки, и они становятся литературными).

-Так произошло и со сказкой, название которой вы мне скажете после просмотра видео фрагмента. Показываю отрывок из советского мультфильма «Мороз Иванович)

-Ребята, из какой сказки этот отрывок?

— Верно отрывок из сказки «Мороз Иванович», которую написал Владимир Фёдорович Одоевский на основе русской народной сказки «Морозко».

— Как вы думаете какая будет цель нашего сегодняшнего урока?

Цель урока: вот сегодня, ребята, мы начнем читать сказку «Мороз Иванович» и попробуем ее сравнить с русской народной сказкой «Морозко»: что общего? Чем они отличаются? Что нового открыла сказка, обработанная В.Ф. Одоевским?

— Прежде чем начать работать со сказкой, я хочу вам рассказал о Владимире Федоровиче Одоевском.

Одоевский Владимир Федорович – русский писатель, философ и музыкальный критик.

Владимир Федорович родился в Москве 13 августа в 1803 году. Владимир Федорович стал последним представителем славного рода Одоевских, одних из предков знаменитых Рюриковичей. Интерес к литературе проявился у Владимира Федоровича еще в раннем детстве. Уже тогда мальчик твердо знал, что его истинное призвание – писать. У Владимира Федоровича было несколько произведений для детей: «Городок в табакерке», «Сказка о четырёх глухих» и «Мороз Иванович».

Очень много своего времени Одоевский посвящал благотворительности. Благодаря его стараниями было отремонтировано множество детских домов, создано несколько больниц (в том числе и детских), а также организовано Общество посещения бедных.

Владимир Федорович Одоевский является одним из основоположников русского музыкознания. Он же изобрел отечественную музыкальную критику. Владимир Федорович сам создал несколько интересных сочинений для фортепиано. Давайте, послушает одно из них под названием «Вальс соль минор».

1. Выявление главного настроения.

Ребята, как вы думаете какое настроение хотел передать в своем музыкальном произведении Владимир Федорович Одоевский?

Какая мелодия (темп, характер ее)? Быстрая, отрывистая, но и плавная.

Какое настроение у вас вызвала эта музыка? Что бы хотели делать под эту музыку? Танцевать

Ф ИЗМИНУТКА (под произведение Одоевского)

IV. Работа над новым материалом.

— Откройте учебник на странице 76.

— Можно ли сразу определить вид сказки?

— Для работы над сказками нам пригодится схема- план (внимание на слайд):

2. Какие персонажи помогают главным героям?

3. Волшебные предметы

4. Чудеса, превращения.

5. Троекратность (повторы)

7. Твой любимый герой

2. Работа над сказкой.

2.1. Чтение первой части.

(Прослушивание 1 части сказки (читает диктор), дети глазами следят по тексту).

— Подумайте, как можно озаглавить данную часть. (Жизнь Рукодельницы и Ленивицы. В одном доме жили. Знакомство с Ленивицей и Рукодельницей).

В одном доме жили Рукодельница да Ленивица.

В одном доме жили две девочки Рукодельница да Ленивица, а при них нянюшка. Рукодельница была умная девочка: рано вставала, сама, без нянюшки, одевалась, а вставши с постели, за дело принималась: печку топила, хлебы месила, избу мела, петуха кормила, а потом на колодец за водой ходила.

Между тем Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшины нальет; да еще какая затейница: коли вода нечиста, так свернет лист бумаги, наложит в нее угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин да нальет в нее воды, а вода-то знай проходит сквозь песок да сквозь уголья и каплет в кувшин чистая, словно хрустальная; а потом Рукодельница примется чулки вязать или платки рубить, а не то и рубашки шить да кроить, да еще рукодельную песенку затянет; и не было никогда ей скучно, потому что и скучать-то было ей некогда: то за тем, то за другим делом, а тут, смотришь, и вечер день прошел.

— Что вы заметили в этих сказках? (в сказке «Мороз Иванович» у девочек есть имена, которые характеризуют самих девочек).

3. Класс делится на 2 группы.

1 группа. Представьте Рукодельницу, ее внешний облик. Подберите слова, характеризующие девушку. Докажите словами из текста. Найдите в тексте описание. Подготовьте чтение.

Сравнить с падчерицей.

2 группа. Представьте Ленивицу, ее внешний облик. Подберите слова, характеризующие девушку. Докажите словами из текста. Найдите в тексте описание. Подготовьте чтение.

Сравнить с родной дочерью.

4. Заполнение таблицы (работа в паре).

Падчерица- неродная дочь

Рукодельница- добрая, умная, внимательная, трудолюбивая, любознательная

Ленивица- злая, глупая, ленивая, ничем не интересуется.

2.2. Чтение второй части.

(Читают дети по цепочке или запись).

Однажды с Рукодельницей беда приключилась: пошла она на колодец за водой, опустила ведро на веревке, а веревка-то и оборвись; упало ведро в колодец. Как тут быть? Расплакалась бедная Рукодельница, да и пошла к нянюшке рассказывать про свою беду и несчастье; а нянюшка Прасковья была такая строгая и сердитая, говорит:

— Сама беду сделала, сама и поправляй; сама ведерко утопила, сама и доставай.

Нечего было делать: пошла бедная Рукодельница опять к колодцу, ухватилась за веревку и спустилась по ней к самому дну. Только тут с ней чудо случилось. Едва спустилась, смотрит: перед ней печка, а в печке сидит пирожок, такой румяный, поджаристый; сидит, поглядывает да приговаривает:

— Я совсем готов, подрумянился, сахаром да изюмом обжарился; кто меня из печки возьмет, тот со мной и пойдет!

Рукодельница, нимало не мешкая, схватила лопатку, вынула пирожок и положила его за пазуху.

Идет она дальше. Перед нею сад, а в саду стоит дерево, а на дереве золотые яблочки; яблочки листьями шевелят и промеж себя говорят:

— Мы, яблочки наливные, созрелые; корнем дерева питалися, студеной росой обмывалися; кто нас с дерева стрясет, тот нас себе и возьмет.

Рукодельница подошла к дереву, потрясла его за сучок, и золотые яблочки так и посыпались к ней в передник.

— А! сказал он. Здорово, Рукодельница! Спасибо, что ты мне пирожок принесла; давным-давно уж я ничего горяченького не ел.

Тут он посадил Рукодельницу возле себя, и они вместе пирожком позавтракали, а золотыми яблочками закусили.

Знаю я, зачем ты пришла, говорит Мороз Иванович, ты ведерко в мой студенец (колодец) опустила; отдать тебе ведерко отдам, только ты мне за то три дня прослужи; будешь умна, тебе ж лучше; будешь ленива, тебе ж хуже. А теперь, прибавил Мороз Иванович, мне, старику, и отдохнуть пора; поди-ка приготовь мне постель, да смотри взбей хорошенько перину.

2.3. Работа над второй частью, анализ.

— Как можно озаглавить вторую часть? Ваши варианты.

— А теперь подумайте, какой пункт нашей таблицы мы сейчас можем заполнить?

Падчерица- неродная дочь

Рукодельница- добрая, умная, внимательная, трудолюбивая, любознательная

Ленивица- злая, глупая, ленивая, ничем не интересуется.

2. Какие персонажи помогают главным героям?

Источник

Поделиться с друзьями
Блог о здоровье и полезных жизненных советах
Adblock
detector