Закон о авто обучении

Содержание
  1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 декабря 2013 г. N 1408 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий» (с изменениями и дополнениями)
  2. С изменениями и дополнениями от:
  3. ГАРАНТ:
  4. Новый закон об автошколах
  5. Приказы об автошколах в России
  6. Какой нормативный акт регламентирует допуск к экзамену в ГИБДД?
  7. Заключение
  8. Изменения ПДД с 1 января 2020 года. Новые правила учебной езды
  9. Новые термины
  10. Обучающий вождению
  11. Что это значит?
  12. Что изменится на практике?
  13. Обучающийся вождению
  14. Что это значит?
  15. Что изменится на практике?
  16. Учебная езда на автомагистралях
  17. Новые правила учебной езды
  18. Закон о авто обучении
  19. Письмо Министерства образования и науки РФ от 1 августа 2014 г. № АК-2131/06 “Об особенностях реализации примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств”
  20. Разъяснения об особенностях реализации примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий
  21. Обзор документа

Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 декабря 2013 г. N 1408 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий» (с изменениями и дополнениями)

Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 декабря 2013 г. N 1408
«Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий»

С изменениями и дополнениями от:

ГАРАНТ:

См. Методические рекомендации по разработке организационно-методической документации для реализации примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств различных категорий и подкатегорий, направленные письмом Минобрнауки России от 18 августа 2015 г. N АК-2292/06

См. Методические рекомендации по разработке методики и технического средства контроля эффективности, безопасности и экологичности вождения в условиях дорожного движения и рекомендаций по их применению для профессионального обучения водителей транспортных средств различных категорий и подкатегорий, направленные письмом Минобрнауки России от 18 августа 2015 г. N АК-2290/06

См. Методические рекомендации по организации образовательного процесса в организациях, осуществляющих профессиональное обучение водителей транспортных средств различных категорий и подкатегорий, утвержденные письмом Минобрнауки России от 18 августа 2015 г. N АК-2294/06

См. Методические рекомендации по дополнению учебных планов и программ подготовки водителей положениями, касающимися обучения применению порядка упрощенного оформления дорожно-транспортных происшествий, и организации обучения по данной теме, направленные письмом Минобрнауки России от 13 апреля 2015 г. N АК-1041/06

Об особенностях реализации примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств см. письма Минобрнауки России от 11 сентября 2014 г. N АК-2924/06, от 11 сентября 2014 г. N АК-2925/06 и от 1 августа 2014 г. N АК-2131/06

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. N 980 «Об утверждении Правил разработки примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 45, ст. 5816) приказываю:

1. Утвердить по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации:

примерную программу профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «А» (приложение N 1);

примерную программу профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «В» (приложение N 2);

примерную программу профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «С» (приложение N 3);

примерную программу профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «D» (приложение N 4);

примерную программу профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «BE» (приложение N 5);

примерную программу профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «СЕ» (приложение N 6);

примерную программу профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «DE» (приложение N 7);

примерную программу профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «Тm» (приложение N 8);

примерную программу профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «Тb» (приложение N 9);

примерную программу профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «М» (приложение N 10);

примерную программу профессиональной подготовки водителей транспортных средств подкатегории «А1» (приложение N 11);

примерную программу профессиональной подготовки водителей транспортных средств подкатегории «В1» (приложение N 12);

примерную программу профессиональной подготовки водителей транспортных средств подкатегории «С1» (приложение N 13);

примерную программу профессиональной подготовки водителей транспортных средств подкатегории «D1» (приложение N 14);

примерную программу профессиональной подготовки водителей транспортных средств подкатегории «С1E» (приложение N 15);

примерную программу профессиональной подготовки водителей транспортных средств подкатегории «D1E» (приложение N 16);

примерную программу переподготовки водителей транспортных средств с категории «В» на категорию «С» (приложение N 17);

примерную программу переподготовки водителей транспортных средств с категории «В» на подкатегорию «С1» (приложение N 18);

примерную программу переподготовки водителей транспортных средств с категории «В» на категорию «D» (приложение N 19);

примерную программу переподготовки водителей транспортных средств с категории «В» на подкатегорию «D1» (приложение N 20);

примерную программу переподготовки водителей транспортных средств с категории «С» на категорию «В» (приложение N 21);

примерную программу переподготовки водителей транспортных средств с категории «С» на категорию «D» (приложение N 22);

примерную программу переподготовки водителей транспортных средств с категории «С» на подкатегорию «D1» (приложение N 23);

примерную программу переподготовки водителей транспортных средств с категории «D» на категорию «В» (приложение N 24);

примерную программу переподготовки водителей транспортных средств с категории «D» на категорию «С» (приложение N 25);

примерную программу переподготовки водителей транспортных средств с категории «D» на подкатегорию «С1» (приложение N 26);

примерную программу повышения квалификации водителей транспортных средств соответствующих категорий «М», «А», подкатегорий «A1», «B1» с автоматической трансмиссией (приложение N 27);

примерную программу повышения квалификации водителей транспортных средств соответствующих категорий «В», «С», «D», подкатегорий «B1», «C1», «D1» с автоматической трансмиссией (приложение N 28).

2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 июня 2010 г. N 636 «Об утверждении Примерных программ подготовки водителей транспортных средств различных категорий» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 августа 2010 г., регистрационный N 18150).

Зарегистрировано в Минюсте РФ 9 июля 2014 г.

Регистрационный N 33026

В связи с этим утверждены примерные программы профессионального обучения водителей ТС соответствующих категорий и подкатегорий.

Приказ Минобрнауки России об утверждении Примерных программ подготовки водителей ТС различных категорий признан утратившим силу.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 декабря 2013 г. N 1408 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 9 июля 2014 г.

Регистрационный N 33026

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 1 августа 2014 г. N 172/1 (специальный выпуск)

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 октября 2017 г. N 1016

Изменения вступают в силу с 25 ноября 2017 г.

Источник

Новый закон об автошколах

Обучение вождению аналогично образовательной деятельности других российских учебных заведений. Потенциальных автомобилистов ждут в автомобильных школах, а удостоверение водителя может быть получено после прохождения экзаменов по теории и практике на площадках ГИБДД. Качество работы автошкол контролирует государство путем выдачи лицензий. Примерные программы для автошкол утверждает Министерство образования и науки. Существенные изменения в работе автомобильных школ произошли в 2014 г., когда учебные заведения обязали проходить лицензионную проверку.

Приказы об автошколах в России

Работу автошкол регламентируют несколько законодательных актов, которые касаются обязательного лицензирования, утверждения программ. В 2013 г. Правительство России утвердило постановление «О лицензировании образовательной деятельности» № 966. Согласно этому документу, все школы, в которых обучают вождению, с 2014 г. должны иметь лицензию. Кроме этого, программы по обучению (переподготовке) водителей должны согласовываться с Государственной автоинспекцией, которая контролирует и соответствие материальных, технических баз установленным нормам. Отсутствие лицензии приведет к тому, что выпускников не допустят к экзаменам.

Читайте также:  Как поменять пружины для авто

Учебные программы регламентируют образовательный процесс согласно Приказу Министерства образования и науки «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения» № 292 г. от 18.04.2013 г. Приложение к данному документу дает право автошколам устанавливать:

На базе примерных программ педагоги разрабатывают и представляют для согласования свои программы, по которым будут обучаться студенты в конкретной автошколе. При составлении нужно учитывать пропускную способность классов. Что касается материально-технических условий, то база учреждения должна включать (по минимальным требованиям):

Что касается программ, по которым автомобильные школы обязаны готовить студентов, то ранее они регламентировались Приказом Минобрнауки РФ № 636, принятым в 2012 г. Однако с августа 2014 г. действуют новые нормы, предписанные Приказом Минобрнауки РФ «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий» № 1408. Этот акт устанавливает примерное содержание программ для обучения (переподготовки) водителей всех категорий (подкатегорий). Здесь прописаны требования к учебным и материальным базам, которые обязана соблюдать автомобильная школа.

Какой нормативный акт регламентирует допуск к экзамену в ГИБДД?

Постановлением Правительства РФ «О допуске к управлению ТС» № 1097 (действует с 2014 г.) установлены «Правила проведения экзаменов на право управления ТС…». Акт ссылается на статью 26 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», которая указывает, что допуск к экзаменам могут получить только студенты:

Именно последний пункт дает право сотрудникам ГИБДД не допускать к экзамену студентов из автомобильных школ, не прошедших процедуру лицензирования. Тот факт, что требования об обязательном получении лицензии действуют уже около 3-х лет, не исключает функционирования нелицензированных автомобильных школ. Это учебные заведения, которые не прошли проверку на соответствие программ обучения установленным нормам. Материальная база подобных заведений далека от нормы, что не позволяет студентам получить необходимые практические навыки вождения в полном объеме.

Более того, работа автошкол без лицензии влечет за собой как административное, так и уголовное наказание. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 99 предусматривает, что нанесение ущерба правам и законным интересам граждан является грубым нарушением лицензионного законодательства. Федеральный Кодекс об административных правонарушениях (ст. 14) предусматривает наложение штрафа от 40 тыс. руб. за отсутствие лицензии у юридического лица. За грубые нарушения деятельности, для которой требуется лицензия, учреждение могут закрыть на 3 мес. или оштрафовать на 200 тыс. руб. Уголовный Кодекс (ст. 171) предусматривает наказание за работу без лицензии, при условии получения крупной прибыли. Это может быть штраф от 300 тыс. руб., исправительные работы, арест на полгода и даже заключение.

Заключение

Деятельность автомобильных школ регламентирована теми же законами, что и работа других образовательных учреждений. Существуют правила и требования к программам, материально-техническим базам автошкол, а также к процессу получения лицензии. Нарушение этих требований грозит ответственностью для собственников школ, при этом студенты-выпускники лишаются допуска к сдаче экзаменов.

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

Источник

Изменения ПДД с 1 января 2020 года. Новые правила учебной езды

Добрый день, уважаемые читатели! После ввода моратория на изменения в Правила дорожного движения со стороны МВД в 2019 году не было ни одной правки правил, как по инициативе МВД, так и других ведомств.

Новый 2020 год же начался сразу с изменений. Поправки вступили в силу 1-го и 2-го января. Что нового в правила появилось 2-го января я рассказал в предыдущем обзоре, а на этой странице об изменениях в ПДД с 1 января 2020 года. Сразу скажу ничего серьезного. Начнём.

Как вы поняли из заголовка речь пойдет об учебной езде.

Новые термины

Обучающий вождению

«Обучающий вождению» — педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность и реализующей основные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, квалификация которого отвечает квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам (при наличии), обучающий управлению транспортным средством.

Что это значит?

Обучающий вождению, в простонародье автоинструктор:

Что изменится на практике?

На практике с 2020 года исключена частная деятельность по обучению вождению.

Обучающийся вождению

«Обучающийся вождению» — лицо, проходящее в установленном порядке соответствующее профессиональное обучение в организации, осуществляющей образовательную деятельность и реализующей основные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, имеющее первоначальные навыки управления транспортным средством и освоившее требования Правил.

Что это значит?

Обучающийся вождению, в простонародье ученик:

Что изменится на практике?

Как вы помните Правила дорожного движения устанавливают порядок движения на дорогах страны, отсюда для выезда в город нужно выполнить следующие условия:

Самое интересное это изменение штрафа.

До 1 января 2020 года нарушение правил учебной езды квалифицировалось по статье 12.22 со штрафом 500 рублей. Эти правила существуют и существовали ранее, но не были внесены в ПДД.

Теперь же невыполнение условий для выезда в город это управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления по части 1 статьи 12.7 — от 5000 до 15000 рублей — ученику, и по части 3 статьи 12.7 — 30000 рублей — инструктору за передачу управления транспортным средством лицу, заведомо не имеющему водительских прав.

Учебная езда на автомагистралях

С 1 января 2020 года — можно. Из пункта 16.1 исключен абзац: «Учебная езда»

Учебная езда по автомагистрали разрешена

Дорога для автомобилей

Новые правила учебной езды

Полностью в новой редакции изложены пункты 21.1 — 21.4. Смотрим изменения.

О чем упомянули в определении, перед выездом в город, необходимо получить первоначальные навыки вождения.

Второе предложение перенесено в термин.

Уточнение, что у инструктора должен быть доступ к дублирующим органам управления. Сложно представить автоинструктора на заднем сидении автомобиля, теперь это отражено в правилах.

21.4. К учебной езде на дорогах допускаются обучающиеся вождению, достигшие возраста:

16 лет — при обучении управлению транспортным средством категорий «В», «С» или подкатегории «С1»;

20 лет — при обучении управлению транспортным средством категорий «D», «Tb», «Tm» или подкатегории «D1» (18 лет — для лиц, указанных в пункте 4 статьи 26 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», — при обучении управлению транспортным средством категории «D» или подкатегории «D1»).

На 1 год раньше можно начать обучение вождению на общественном транспорте (был 21 год, стало 20 лет) и на военных автобусах (было 19 лет, стало 18 лет).

Из списка исключены мотоциклы, так как обучение на категорию «А» не осуществляется на дорогах общего пользования и соответственно Правилами дорожного движения не регулируется.

Благодарю за внимание, всего вам доброго и безопасных дорог!

Источник

Закон о авто обучении

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Министерства образования и науки РФ от 1 августа 2014 г. № АК-2131/06 “Об особенностях реализации примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств”

В связи с вступлением в силу 11 августа 2014 г. приказа Минобрнауки России от 26 декабря 2013 г. № 1408 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий» (зарегистрирован Минюстом России 9 июля 2014 г., регистрационный № 1408) и в связи с многочисленными запросами, поступающими от организаций, которые осуществляют обучение водителей транспортных средств, Минобрнауки России направляет разъяснения об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере профессионального обучения водителей транспортных средств.

Читайте также:  Затянуть авто винилом цена

Приложение: на 11 л. в 1 экз.

Разъяснения
об особенностях реализации примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий

Вопрос 1. Федеральным законом № 196-ФЗ установлено 16 категорий и подкатегорий транспортных средств. Приказом № 1408 утверждено 28 примерных программ. Чем вызвана необходимость такого количества примерных программ?

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 92-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», вступивший в действие 5 ноября 2013 г., установил новый перечень категорий и подкатегорий транспортных средств. В соответствии с новой редакцией статьи 25 Федерального закона № 196-ФЗ был существенно расширен перечень типов транспортных средств, который включает 10 основных категорий и 6 подкатегорий транспортных средств.

Введение подкатегорий обусловлено новыми требованиями Конвенции о дорожном движении от 8 ноября 1968 г., с поправками принятыми 28 сентября 2004 г. в г. Вене, и направлено на облегчение процесса обучения и получения водительских удостоверений. Например, желающим управлять грузовиками с небольшой грузоподъемностью и автобусами вместимостью менее 16 посадочных мест не обязательно будет проходить курс обучения для управления большегрузными автомобилями и многоместными автобусами. Желающие также могут освоить вождение автомобиля с автоматической трансмиссией.

В целях реализации Федерального закона № 196-ФЗ приказом № 1408 утверждены 28 примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий:

1) 16 примерных программ профессиональной подготовки водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий: «А», «В», «С», «D», «BE», «СЕ», «DE», «Tm», «Tb», «M», «A1», «B1», «C1», «D1», «С1E», «D1E»;

2) 10 примерных программ переподготовки водителей транспортных средств: с категории «В» на категорию «С», с категории «В» на подкатегорию «С1», с категории «В» на категорию «D», с категории «В» на подкатегорию «D1», с категории «С» на категорию «В», с категории «С» на категорию «D», с категории «С» на подкатегорию «D1», с категории «D» на категорию «В», с категории «D» на категорию «С», с категории «D» на подкатегорию «С1»;

3) 2 примерные программы повышения квалификации водителей транспортных средств категорий «М», «А», подкатегорий «A1», «B1» с автоматической трансмиссией, категорий «В», «С», «D», подкатегорий «B1», «C1», «D1» с автоматической трансмиссией.

Программы повышения квалификации позволят водителям, которые имеют специальную отметку в водительском удостоверении о праве управления транспортным средством с автоматической трансмиссией, обучиться управлению транспортным средством с механической трансмиссией. Программы очень короткие и включают только обучение вождению транспортного средства: 10 часов для мототранспорта и 16 часов для автотранспорта.

Вопрос 2. В чем принципиальное отличие Примерных программ, утвержденных приказом № 1408 от тех, которые были утверждены приказом № 636?

В Примерных программах содержание образования разделено на циклы: базовый (изучается один раз при получении любой категории или подкатегории и перезачитывается при обучении на любую другую категорию); специальный, необходимый для подготовки водителей транспортных средств определенной категории или подкатегории; профессиональный цикл, обеспечивающий освоение основ профессии водителя (изучается при обучении на те категории и подкатегории транспортных средств, которые могут осуществлять перевозку пассажиров и грузов).

При этом последовательность изучения разделов и тем учебных предметов базового, специального и профессионального циклов определяется автошколами.

Особое внимание в Примерных программах уделено вопросам психологии водителя, поэтому в базовый цикл введен новый предмет «Психофизиологические основы деятельности водителя». В процессе освоения данного предмета обучающиеся смогут освоить навыки саморегуляции и профилактики конфликтов.

В учебном предмете «Основы управления транспортным средством» впервые предложено изучение принципов экологичного и экономичного управления транспортным средством, а также таких вопросов, как обеспечение безопасности наиболее уязвимых участников дорожного движения, детская пассажирская безопасность.

Количество часов по предмету «Первая помощь» сокращено. Это связано с уменьшением перечня состояний, при которых оказывается первая помощь и перечня мероприятий по оказанию первой помощи, которые утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 4 мая 2012 г. № 477н.

Примерными программами предусмотрены различные учебные планы для обучения вождению на транспортных средствах с механической трансмиссией и на транспортных средствах с автоматической трансмиссией.

В Примерных программах увеличено количество часов практических занятий.

Длительность теоретических занятий измеряется в академических часах, а длительность практических занятий по обучению вождению в астрономических часах.

Впервые предусмотрена возможность проведения занятий в условиях дорожного движения в темное время суток, в условиях недостаточной видимости.

Разработка учебных маршрутов по вождению возложена на руководителей автошкол. Можно предусмотреть маршруты с разной интенсивностью, включая сложные участки, кроме тех, где учебная езда запрещена правилами дорожного движения.

В учебный предмет «Вождение транспортных средств» включена тема «Движение с прицепом», на которую отведено 6 часов. Обучение движению с прицепом проводится по желанию обучающегося. Для выполнения задания используется прицеп, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг.

Кроме изменения содержания учебных предметов, новым является то, что Примерные программы содержат планируемые результаты освоения программы, систему оценки результатов освоения программы, условия реализации программы (организационно-педагогические, кадровые, информационно-методические, материально-технические) и учебно-методические материалы, обеспечивающие реализацию Примерной программы.

Впервые введены формулы для определения пропускной способности учебных кабинетов и необходимого количества транспортных средств в автошколе.

Вопрос 3. Нужно ли будет педагогическим работникам автошкол проходить повышение квалификации?

Примерные программы содержат требования к кадровым условиям их реализации. Так, педагогические работники, реализующие программу профессионального обучения водителей транспортных средств, в том числе преподаватели учебных предметов, мастера производственного обучения, должны удовлетворять квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках по соответствующим должностям и (или) профессиональным стандартам. Преподаватели и мастера производственного обучения вождению в автошколе должны иметь высшее образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы. Также у мастеров производственного обучения должно быть удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории.

Вопрос 4. Действительно ли все кандидаты в водители после обучения в автошколе получат навыки профессионалов?

Федеральным законом № 196-ФЗ подготовка водителей отнесена к профессиональному обучению. В свою очередь, Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что профессиональное обучение в образовательной организации заканчивается квалификационным экзаменом, что подтверждается свидетельством о профессии водителя.

В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона № 196-ФЗ к сдаче экзаменов допускаются лица, достигшие соответствующего возраста, имеющие медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами и прошедшие профессиональное обучение.

В соответствии с пунктом 3 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к программам профессионального обучения относятся программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.

Читайте также:  Как ремонт компрессора кондиционера авто

Из этого следует, что результатом обучения является присвоение новой профессии или повышение квалификации работника по уже имеющейся профессии. Следует отметить, что данный подход, относящийся к водителям транспортных средств различных категорий, присутствует давно. Начиная с 1993 года, в Российской Федерации действуют программы обучения, не устанавливающие различия в обучении водителей, работающих по найму и не имеющих право работать по найму. Отсутствует и отметка в водительском удостоверении, запрещающая работать по найму.

Включение учебных предметов профессионального цикла в Примерные программы обучения предполагает введение обучающегося в автомобильную профессию посредством изучения общих положений транспортного законодательства, основ организации грузовых и пассажирских перевозок, а также методов оптимизации перевозочного процесса и снижения вредного влияния на окружающую среду.

Данный подход соотносится с международным опытом и соответствующими нормативными правовыми документами.

Получение дополнительных практических профессиональных навыков Примерными программами не предусмотрено. Практические навыки, необходимые для профессиональной деятельности в качестве водителя могут быть приобретены при прохождении профессионального отбора в автопредприятиях, при стажировке водителя перед допуском к самостоятельной работе.

Вопрос 5. Можно ли осуществлять образовательную деятельность по реализации программ профессионального обучения водителей транспортных средств без заключения Госавтоинспекции о соответствии материально-технической базы установленным требованиям и согласования программ с Госавтоинспекцией?

В связи с этим для осуществления образовательной деятельности по реализации Примерных программ, утвержденных приказом № 1408, необходимо наличие заключения Госавтоинспекции о соответствии материально-технической базы, установленной требованиями, и программ, согласованных с Госавтоинспекцией.

Вопрос 6. Кем устанавливается процедура согласования с Госавтоинспекцией программ подготовки (переподготовки) водителей автомототранспортных средств, трамваев и троллейбусов, а также получения заключения о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям?

Порядок согласования с Госавтоинспекцией программ подготовки (переподготовки) водителей автомототранспортных средств, трамваев и троллейбусов, а также получения заключения о соответствии учебно- материальной базы установленным требованиям устанавливается Госавтоинспекцией.

Вопрос 7. Как привести учебно-материальную базу в соответствие с требованиями программ?

Условия реализации Примерных программ предусматривают раздел «Материально-технические условия реализации Примерной программы». Данный раздел содержит перечень учебного оборудования (технических средств обучения и учебно-наглядных пособий по предметам), требования к учебным транспортным средствам и закрытым площадкам (автодромам) для первоначального обучения вождению.

Для приведения учебно-материальной базы в соответствие с Примерными программами, необходимо обеспечить выполнение требований, установленных в разделе V приказа № 1408 «Условия реализации примерной программы».

Вопрос 8. Необходимо ли иметь в автошколе прицеп?

Необходимо. В автошколе должны быть созданы условия для предоставления обучающемуся возможности обучения вождению с прицепом, поскольку Примерной программой предусмотрено обучение вождению транспортного средства с прицепом по желанию обучающегося. Наличие прицепа является также одним из требований к учебно-материальной базе, установленной Примерными программами.

Вопрос 9. Необходимо ли иметь в автошколе аппаратно-программный комплекс тестирования и развития психофизиологических качеств водителя и тренажер?

Необходимость применения аппаратно-программного комплекса тестирования и развития психофизиологических качеств водителя определяется автошколой. В качестве тренажера может использоваться учебное транспортное средство.

Вопрос 10. Когда автошколы должны начать работать по Примерным программам, утвержденным приказом № 1408?

Автошколы должны начать обучение по Примерным программам с момента вступления в силу приказа № 1408.

Вопрос 11. Каким образом будут завершать обучение в автошколе обучающиеся, которые начали обучение до момента вступления в действие приказа № 1408?

Обучающиеся, которые начали обучение до момента вступления в действие приказа № 1408, завершают обучение в соответствии с программами, утвержденными приказом № 636.

С момента вступления в силу приказа № 1408 обучение должно производиться в соответствии с Примерными программами.

Вопрос 12. Какие требования предъявляются к документам, которые выдаются по итогам освоения программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий?

В соответствии с разделом VI Примерных программ по результатам квалификационного экзамена выдается свидетельство о профессии водителя. Минобрнауки России подготовлены и направлены в автошколы Методические рекомендации по разработке, заполнению, учету и хранению бланков свидетельств о профессии водителя.

Вопрос 13. Необходимо ли будет переоформлять лицензию на осуществление образовательной деятельности в связи с вступлением в действие Примерных программ?

В связи с вступлением в действие Примерных программ переоформление лицензии не предусмотрено. В соответствии с частью 9 статьи 108 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ранее выданные лицензии на осуществление образовательной деятельности переоформляются до 1 января 2016 года.

Автошколы могут осуществлять подготовку, переподготовку и повышение квалификации водителей транспортных средств, если в лицензии содержится такой вид образования, как профессиональное обучение.

Вопрос 14. Какие преимущества дают Примерные программы, утвержденные приказом № 1408?

Введение в действие Примерных программ позволит гражданам страны реализовать свои права на получение новых категорий и подкатегорий, установленных Федеральным законом № 196-ФЗ.

Примерные программы предоставляют возможность обучения и, соответственно, получения водительского удостоверения на право управления транспортными средствами как с механической трансмиссией, так и с автоматической трансмиссией.

Примерные программы обучения на категорию «М» позволяют подросткам освоить навыки безопасного управления мопедами, скутерами и стать полноправными участниками дорожного движения.

Программы повышения квалификации позволяют водителям, которые имеют специальную отметку в водительском удостоверении о праве управления транспортным средством с автоматической трансмиссией, достаточно быстро обучиться и получить право на управление транспортным средством с механической трансмиссией.

Преимуществом для автошкол является то, что базовый цикл имеет единое содержание во всех Примерных программах подготовки на категории и подкатегории (за исключением программ подготовки на категории BE, CE, DE, и подкатегории, в которых базовый цикл отсутствует). Это обеспечивает возможность одновременно проводить занятия с обучающимися, независимо от того, на какую категорию или подкатегорию они пришли обучаться.

Для тех обучающихся, которые по собственной инициативе желают повторно изучить базовый цикл при обучении на другую категорию, такая возможность Примерными программами предусмотрена.

Объем времени, отводимый Примерными программами на обучение приемам вождения автомобилем увеличен за счет того, что один час практических занятий обучения вождению рассматривается как астрономический.

В Примерные программы включены темы, предусматривающие обучение приемам экономичного, безопасного и эффективного управления транспортным средством.

Директор департамента
государственной политики в сфере
подготовки рабочих кадров и ДПО
Н.М. Золотарева

Обзор документа

11.08.2014 вступает в силу Приказ об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей ТС соответствующих категорий и подкатегорий. Приведены разъяснения об особенностях реализации примерных программ.

Введение подкатегорий обусловлено новыми требованиями Конвенции о дорожном движении.

В примерных программах содержание образования разделено на 3 цикла: базовый, специальный и профессиональный. Первый изучается 1 раз при получении любой категории или подкатегории и перезачитывается при обучении на любую другую категорию, второй необходим для подготовки водителей определенной категории или подкатегории, третий обеспечивает освоение основ профессии водителя и изучается при обучении на те категории и подкатегории, которые предусматривают перевозку пассажиров и грузов.

Количество часов практических занятий увеличено.

Количество часов по предмету «Первая помощь» сокращено. Это связано с уменьшением перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи.

Впервые предусмотрена возможность проведения занятий в условиях дорожного движения в темное время суток, в условиях недостаточной видимости. Также впервые введены формулы для определения пропускной способности учебных кабинетов и необходимого количества транспортных средств в автошколе.

В автошколе должны быть созданы условия для предоставления обучающемуся возможности обучения вождению с прицепом.

Обучающиеся, которые начали обучение до вступления приказа в действие, завершают обучение по прежним программам.

Источник

Поделиться с друзьями
Блог о здоровье и полезных жизненных советах