Закон о мобилизации авто

Изъятие автомобилей и воинский учёт ТС – правда ли это и что за новый закон?

Изъятие авто на войну

В июле 2018 года социальные сети и новостные издания начали кишеть информацией о якобы изменениях в законе о военном времени. Согласно нововведениям, абсолютно все автомобили обычных граждан нужно будет обязательно зарегистрировать в военкомате на учёте, а в случае начала войны (в рамках мобилизации) даже легковые машины смогут отобрать в военных целях.

Это правда и когда вступит в силу?

Правда только отчасти. Речь идёт о новом проекте закона, который вносит изменения в Приказ Минобороны №151 «О перечне средств для предоставления вооружённым силам РФ«. Это только проект, и он находится на стадии разработки.

Это значит, что если в новостях Вы читаете «жёлтый» заголовок «У россиян отнимут легковые автомобили в случае войны» или «Граждан обяжут ставить свои машины на воинский учёт в военкомат и отнимут их«, то это неправда. Правда в том, что, действительно, есть такой законопроект, который вносит изменения в вышеуказанный приказ, но далеко не факт, что:

Но и сейчас речь идёт не совсем об изъятии и не столько о легковых автомобилях. А вот о чём!

Что за новый закон?

Итак, новый проект изменений вносит поправки в Приказ о перечне ТС для постановки на учёт в военкоматы. Если ранее там значились не самые массовые виды и классы транспортных средств, то после изменений в список попадают легковые автомобили.

На 18 Марта 2021 года, согласно этому Приказу, в перечень попадают автомобили следующих категорий:

Соответствующие изменения в список автомобилей, которые необходимо ставить на воинский учёт, добавят категорию M1 – все легковые автомобили, имеющие не более 8 мест и с максимальной массой не более 3,5 тонны.

Как видим, закон этот вовсе не новый, а хорошо забытый старый, о котором вспомнили многочисленные СМИ, благодаря изменениям с включением сюда легковых автомобилей. В отношении грузовых автомобилей, автобусов и спецтехники всегда существовала такая практика при военном положении. А около 20 лет назад полноприводные российские внедорожники необходимо было ставить на специальный учёт в военном комиссариате и без этого их было не зарегистрировать в ГАИ.

Смогут ли отнять легковой автомобиль?

По букве текста проекта изменений да. Но, пожалуй, лишение своей машины – это меньшее, о чём необходимо будет беспокоиться в случае введения военного положения в России.

С другой стороны, самая массовая часть автопрома нашей страны – легковушки с клиренсом 14-17 см – будут наименее интересны для военных при соответствующем положении. Прежде всего, нововведение прорабатывается в целях использования полноприводных автомобилей с повышенных клиренсом – внедорожников и кроссоверов. Об этом прямо говорит и депутат-инициатор изменений.

Изъятием также эту процедуру назвать нельзя. Изъятие предусматривается действующим на 2021 год законодательством в различных делопроизводствах. В административном праве, к примеру, предусмотрено изъятие вещей и документов, но никак не автомобиля. И происходит это для обеспечения доказательств по делу, но не для использования в нуждах государства.

Как это будет работать?

Согласно проекту новшеств, транспортные средства категории M1 – то есть легковые машины граждан – не будут направляться в горячие точки, где ведутся активные боевые действия. Даже логически толка от них будет очень мало. Но при предоставлении вооружённым силам внедорожников и кроссоверов не исключается такая возможность. Как говорят сами законодатели-инициаторы, речь идёт о таких марках, как УАЗ и Нива.

Но и здесь отбирание «предоставление» военным гражданских авто будет произведено в рамках недостатка собственной техники или пока такая техника транспортируется к месту боевых действий. После этого автомобили будут возвращены их законным владельцам, а, если им будет в результате военных действий причинён ущерб, он также будет компенсироваться. Правда, не уточняется, как именно будет производиться расчёт компенсации. Если речь идёт о калькуляции по единой методике расчёта ущерба в страховании, то, очевидно, средств к восстановлению может не хватить.

Источник

Изъятие автомобилей и военный учет транспортного средства. Правда или вымысел.

Многие соцсети и разные новостные издания пестрят информацией о якобы грядущих конфигурациях в законы, связанные с военными действиями. Ходит масса слухов, что абсолютно все автомобили граждан страны, не имеющих отношения к воинскому учету, нужно будет обязательно зарегистрировать в военкомате, а уж в случае начавшихся военных действий практически все автомобили, не исключая легковые, можно будет чуть ли не конфисковать на законных основаниях у любого гражданина в военных целях. Разберемся, где вымысел, а где правда.

1. Что за новый закон, действует ли он сейчас.

Скорее всего, слухи начались с обсуждения проекта изменений в ныне действующий Приказ Министра обороны РФ от 14.03.2014 N 151, которым утверждается перечень и порядок учета транспортных средств, передаваемых обычными гражданами военным Российской Федерации.

То есть речь идет всего лишь о проекте изменений, не более того. А что такое проект? Проект это текст закона, который предлагается для принятия и подписания. Каждый день их предлагают большое количество, и только единицы принимают форму закона.

Таким образом, сегодня нового закона нет, согласно которому у людей в Российской Федерации отнимут все транспортные средства в случае войны или которым обяжут срочно поставить транспортные средства на учет. У законодателей возникла лишь очередная идея внести изменения, которые так и не были внесены. Стоит отметить, что приказы Минобороны вообще не относятся к категории именно законов, а являются подзаконными актами, которые лишь конкретизируют и детализируют предписания законов.

Даже в случае, если появляются новые проекты, а их может быть несколько разных вариантов одновременно, то совершенно не обязательно, что его примут и подпишут в установленном законом порядке.

Подытожим, на август 2019 года нового закона (приказа, постановления, указа и прочего), которым на граждан возлагалась бы обязанность передать в обязательном порядке свои легковые транспортные средства в случае военных действий государству или обязательно поставить на военный учет указанные, нет.

2. Какие же правила действуют сегодня?

Итак, с 1998 года действует Указ Президента России с последними изменениями в октябре 2015 года), которым утверждается положение о военно-транспортной обязанности граждан страны (http://base.garant.ru/179480/). Согласно указу, военно-транспортная обязанность устанавливается для своевременного, качественного обеспечения транспортными средствами военных в Российской Федерации именно в период мобилизации и в военное время.

В перечень транспортных средств входят: железнодорожный, морской, внутренний водный, воздушный, трубопроводный транспорт, специальные суда, суда рыбопромыслового флота, автомототранспортные средства, тракторы, дорожно-строительные, подъемно-транспортные и другие машины и механизмы. Под предоставлением транспортных средств по закону понимается их поставка, передача и использование в интересах войск, формирований и органов.

Военно-транспортная обязанность действует уже с почти как 20 лет, заключается в том, что в военное время граждане и организации должны предоставить войскам, формированиям и органам те транспортные средств, которые применяются в этих формированиях и войсках. При этом гражданам выдаются документы, которые подтверждают предоставление ими транспортных средств. Перечни транспортных средств, подлежащих предоставлению гражданами войскам, формированиям и органам, устанавливаются Министерством обороны Российской Федерации. В эти перечни входят:

L6– квадроциклы и квадрициклы,

M2 и M3– автобусы весом до 5 тонн и более,

N– все грузовые машины,

O– все прицепы к грузовым автомобилям, автобусам и мототранспортным средствам,

G– машины повышенной проходимости,

Спецтехника (автокраны, бульдозеры, тракторы, лесовозы, скорая помощь и другие).

Исходя из изложенного выше, сделаем вывод, что правила, по которым граждане Российской Федерации обязаны передать транспортные средства в военное время войскам формирований существуют уже много-много лет. Категории M1, то есть легковые машины, граждан, в данном перечне нет. То есть, закон этот вовсе не новый, а давно существующий, о котором вдруг решили вспомнить под какую-то «горячую» тему средства массовой информации. В отношении грузовых автомобилей, автобусов и спецтехники всегда существовала такая практика в случае военных действий и при военном положении.

Обращает на себя в указанном перечне категория G. Согласно действующим правилам, к транспортным средствам повышенной проходимости (категории G) могут быть отнесены транспортные средства категорий M (в том числе и М 1) и N, если они удовлетворяют таким требованиям, что в них имеется, к примеру хотя бы одна передняя и одна задняя ось, конструкция которых обеспечивает их одновременный привод, включая и транспортные средства, в которых привод одной оси может отключаться, хотя бы один механизм блокировки дифференциала или один мехахнизм аналогичного действия, если они могут преодолевать подъем 30%, угол въезда должен быть не менее 25°, угол съезда должен быть не менее 20° и прочее.

3. Смогут ли у Вас изъять автомобиль, относящийся к категории легкового.

По действующему закону, нет Легковой автомобиль изъять не имеют права и в случае военных действий. Однако все проекты изменений на данную тему касаются именно автомобилей с высоким клиренсом и полным приводом, то есть внедорожников и кроссоверов. Понятие «изъятие» не корректно с точки зрения юриспруденции, так как само по себе изъятие является мерой административно-правового воздействия, выражающейся в принудительном лишении лица права пользоваться и распоряжаться своей вещью. В данном случае, имеется в виду все же временное пользование вещью, а именно автомобилем.

Вряд ли стоит беспокоиться владельцам малолитражек и «легковушек» с передним приводом. Опять же, повторимся, на данный момент, нет принятых и вступивших в силу новых изменений по поводу обязательного изъятия у граждан или организаций легковых автомобилей в случае военных формирований и военных действий.

4. В чем был смысл проекта изменений с идеей «передать легковой автомобиль военным».

Легковые автомобили граждан и организаций категории M1 не должны направляться в места, где идет война и активные боевые действия, предлагали те, у кого возникла идея дополнить список, указанный выше транспортных средств категорией M1.

Якобы обязанности предоставить для военных свой автомобиль должна возникнуть только в случае недостатка собственной техники или пока такая техника транспортируется к месту боевых действий. После этого автомобили обязательно будут возвращены их собственникам и владельцам, а в случае причинения ущерба транспортным средствам в результате военных действий, ущерб обязательно будет компенсироваться владельцам. Однако, не понятно, из каких именно источников и каким образом. Видимо, подразумевалось, что будет разработаны еще и правила оценки ущерба владельцу транспортного средства в случае использования указанно при военных действиях, так как методом оценки ущерба достаточно много.

Изменений в ныне действующие правила и законы нет. Обязанность по передаче транспортных средств определенных категорий вооруженным силам в случае военных действий существует очень давно. Легковые автомобили никуда не передаются в случае военных действий. Все проекты изменений, а их невероятное количество, пока не имеющих статус в установленном законом порядке принятых и подписанных, не стоят пристального внимания и не должны вызывать беспокойство. Однако, следить за законотворчеством все же следует.

Читайте также:  Картинки тюнингованных авто ваз

Источник

В случае войны: какие автомобили могут реквизировать у россиян

Фото: ПГ/Игорь Самохвалов

Минобороны планирует расширить список гражданских транспортных средств, подлежащих учёту в военкоматах и передаче в войска в случае введения военного положения.

О том, какие автомобили «призовут» в армию и при каких условиях, «Парламентской газете» рассказал военный эксперт, главред журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко.

Оборонное ведомство разместило на портале правовой информации проект поправок в приказ министра обороны от 14 марта 2014 года №151, посвящённый учёту транспортных средств, которые в случае войны будут изыматься у граждан и передаваться в войска.

Как говорится в пояснительной записке к документу, он разработан в связи с изменениями организационной структуры военных комиссариатов, а также с целью оптимизации учёта в них транспортных средств.

Главным новшеством, которое затрагивает многих автовладельцев, стало то, что список автомобилей, подлежащих учёту, расширен за счёт автомобилей категории технического регламента Таможенного союза «М1». Теперь, помимо грузовиков, автобусов и тракторов на учёт в военкоматы поставят все легковые автомобили вместимостью до 8 человек, которые находятся в собственности россиян.

Конкретные марки в документе не указаны, но есть уточнение, что в том числе приказ касается внедорожников УАЗ-469, УАЗ-3151, УАЗ-2966, УАЗ-3163 «Патриот» и квадроциклов.

По словам военного эксперта Игоря Коротченко, такая норма существует во всех странах. Во время ведения боевых действий транспорт часто выходит из строя, поэтому военные заимствуют его у гражданских, а в случае повреждений движимого имущества собственникам компенсируют ущерб.

«Какие автомобили будут мобилизованы, решит Главное организационно-мобилизационное управление Генерального штаба, — пояснил он. — Транспорт необходим для ускорения мобилизации и доставки команд резервистов к местам формирования воинских частей».

При этом вероятность того, что Минобороны воспользуется своим правом, и у граждан начнут изымать автомобили, крайне мала, убеждён Игорь Коротченко.

«Эта норма разработана на случай войны. В этих условиях государство действует исходя из высших интересов обеспечения обороны и безопасности страны и сохранения граждан», — подчеркнул эксперт.

Последний раз эта норма применялась в годы Великой Отечественной войны, когда тысячи тракторов, грузовых и легковых автомобилей были направлены на фронт.

При этом, по словам Коротченко, локальные военные конфликты, наподобие принуждения Грузии к миру в 2008 году или сирийской кампании, не являются основанием для реквизирования военными транспорта у российских граждан.

«Речь идёт о большой войне, — уточнил военный эксперт. — Грубо говоря, когда на нас нападёт НАТО либо США. Тогда и понадобятся такие меры для мобилизации и формирования новых воинских частей».

Он добавил, что в связи с тем, что вероятность большой войны крайне мала, то россиянам не стоит беспокоиться за сохранность своих авто. Эту информацию «Парламентской газете» подтвердили и в Минобороны.

Никакого изъятия либо иных способов отчуждения транспортных и технических средств у граждан и организаций вносимые изменения не предусматривают, сообщили в Департаменте информации и массовой коммуникации Минобороны.

«Вооруженные силы Российской Федерации обладают достаточным количеством штатного автомобильного транспорта, полностью обеспечивающего выполнение войсками задач по предназначению. Привлечение для нужд обороны дополнительной автомобильной техники, принадлежащей гражданам и организациям, возможно лишь в исключительных случаях и только в порядке, установленном действующим законодательством», — подчеркнули в военном ведомстве.

Источник

Федеральный закон от 26.02.1997 N 31-ФЗ (ред. от 23.11.2020) «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»

О МОБИЛИЗАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКЕ И МОБИЛИЗАЦИИ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 января 1997 года

13 февраля 1997 года

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия

2. Под мобилизацией в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени.

Мобилизация в Российской Федерации может быть общей или частичной.

Статья 2. Основные принципы и содержание мобилизационной подготовки и мобилизации

1. Мобилизационная подготовка и мобилизация в Российской Федерации проводятся в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «Об обороне» и являются составными частями организации обороны Российской Федерации.

2. Основными принципами мобилизационной подготовки и мобилизации являются:

заблаговременность, плановость и контроль;

комплексность и взаимосогласованность.

3. В содержание мобилизационной подготовки и мобилизации входят:

1) нормативное правовое регулирование в области мобилизационной подготовки и мобилизации;

2) научное и методическое обеспечение мобилизационной подготовки и мобилизации;

3) определение условий работы и подготовка органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций к работе в период мобилизации и в военное время;

4) проведение мероприятий по переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени;

5) подготовка Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований к мобилизации;

6) проведение мобилизации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований;

8) подготовка экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, подготовка организаций к работе в период мобилизации и в военное время;

9) проведение мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу организаций на работу в условиях военного времени;

10) оценка состояния мобилизационной готовности Российской Федерации;

11) создание, развитие и сохранение мобилизационных мощностей и объектов для производства продукции, необходимой для удовлетворения потребностей государства, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований и нужд населения в военное время;

12) создание и подготовка специальных формирований, предназначенных при объявлении мобилизации для передачи в Вооруженные Силы Российской Федерации или использования в их интересах, а также в интересах экономики Российской Федерации;

13) подготовка техники, предназначенной при объявлении мобилизации для поставки в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования, органы и специальные формирования или использования в их интересах;

14) создание в составе государственного материального резерва запасов материальных ценностей (в том числе запаса мобилизационного резерва и неснижаемого запаса государственного материального резерва), предназначенных для мобилизационных нужд Российской Федерации;

15) создание и сохранение страхового фонда документации на вооружение и военную технику, важнейшую гражданскую продукцию, объекты повышенного риска, системы жизнеобеспечения населения и объекты, являющиеся национальным достоянием;

16) подготовка и организация нормированного снабжения населения продовольственными и непродовольственными товарами, его медицинского обслуживания и обеспечения средствами связи и транспортными средствами в период мобилизации и в военное время;

17) создание в установленном порядке запасных пунктов управления органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций и подготовка указанных пунктов управления к работе в условиях военного времени;

18) подготовка средств массовой информации к работе в период мобилизации и в военное время;

19) организация воинского учета в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях;

19.1) создание запаса Вооруженных Сил Российской Федерации, запаса Службы внешней разведки Российской Федерации, запаса Федеральной службы безопасности Российской Федерации;

20) подготовка граждан по военно-учетным специальностям для комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований в период мобилизации и в военное время;

22) проведение учений и тренировок по мобилизационному развертыванию и выполнению мобилизационных планов;

23) повышение квалификации работников мобилизационных органов;

24) международное сотрудничество в области мобилизационной подготовки и мобилизации.

Статья 3. Правовые основы мобилизационной подготовки и мобилизации

Правовыми основами мобилизационной подготовки и мобилизации являются Конституция Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об обороне», Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в данной области.

Раздел II. ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

И ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,

ПОЛНОМОЧИЯ И ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО

САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ МОБИЛИЗАЦИОННОЙ

ПОДГОТОВКИ И МОБИЛИЗАЦИИ

Статья 4. Полномочия Президента Российской Федерации

1. Президент Российской Федерации:

1) определяет цели и задачи мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации;

2) издает нормативные правовые акты в области мобилизационной подготовки и мобилизации;

3) обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти в области мобилизационной подготовки и мобилизации;

4) устанавливает порядок представления ежегодных докладов о состоянии мобилизационной готовности Российской Федерации;

5) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации о сотрудничестве в области мобилизационной подготовки и мобилизации;

6) в случаях агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против Российской Федерации, объявляет общую или частичную мобилизацию с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе;

7) устанавливает режим работы органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций в период мобилизации и в военное время;

8) устанавливает порядок организации работ по бронированию на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях;

9) предоставляет (приостанавливает) право на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации гражданам или отдельным категориям граждан.

2. Президент Российской Федерации кроме полномочий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляет и иные полномочия в области мобилизационной подготовки и мобилизации, не урегулированные настоящим Федеральным законом.

Статья 5. Полномочия палат Федерального Собрания

1) рассматривает расходы на мобилизационную подготовку, установленные принятым Государственной Думой федеральным законом о федеральном бюджете;

2) рассматривает принятые Государственной Думой федеральные законы в области обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации;

2. Государственная Дума:

1) устанавливает расходы на мобилизационную подготовку федеральным законом о федеральном бюджете;

2) принимает федеральные законы в области обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации.

Статья 6. Полномочия Правительства Российской Федерации

1. Правительство Российской Федерации:

1) руководит мобилизационной подготовкой и мобилизацией в Российской Федерации в пределах своих полномочий;

2) осуществляет меры по обеспечению мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации;

3) по поручению Президента Российской Федерации определяет полномочия федеральных органов исполнительной власти, а также руководит их деятельностью в области мобилизационной подготовки и мобилизации;

4) организует согласованное функционирование и взаимодействие федеральных органов исполнительной власти с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации;

5) организует разработку мобилизационных планов для удовлетворения потребностей государства, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований и нужд населения в военное время;

6) определяет порядок заключения договоров (контрактов) о выполнении организациями мобилизационных заданий (заказов) и об обеспечении указанных заданий (заказов) материально-техническими ресурсами;

7) определяет порядок финансирования мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации;

8) решает в пределах своих полномочий вопросы об ассигнованиях на мобилизационную подготовку и мобилизацию из федерального бюджета и о предоставлении льгот организациям, имеющим мобилизационные задания (заказы);

9) разрабатывает проекты нормативных правовых актов, подлежащих введению в действие в период мобилизации и в военное время, а также проекты нормативных правовых актов в области мобилизационной подготовки;

10) организует выполнение обязательств, содержащихся в международных договорах Российской Федерации о сотрудничестве в области мобилизационной подготовки и мобилизации;

Читайте также:  Как соединить клеммы в авто

11) ведет международные переговоры в области мобилизационной подготовки и мобилизации;

12) организует научное, методическое и информационное обеспечение мобилизационной подготовки и мобилизации;

13) организует повышение квалификации работников мобилизационных органов;

14) организует мобилизационную подготовку и осуществляет контроль за ней, устанавливает статистическую отчетность, оценивает состояние мобилизационной готовности Российской Федерации в пределах своих полномочий и ежегодно докладывает об этом Президенту Российской Федерации;

15) при объявлении мобилизации осуществляет в пределах своих полномочий контроль за проведением мероприятий по переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного время;

16) при объявлении мобилизации организует в установленном порядке перевод экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований на работу в условиях военного времени;

17) организует бронирование на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях;

18) организует проведение учений и тренировок по мобилизационному развертыванию и выполнению мобилизационных планов;

19) определяет порядок формирования, хранения и обслуживания мобилизационного резерва и порядок использования неснижаемого запаса государственного материального резерва;

20) определяет порядок создания, сохранения и использования страхового фонда документации на вооружение и военную технику, важнейшую гражданскую продукцию, объекты повышенного риска, системы жизнеобеспечения населения и объекты, являющиеся национальным достоянием.

2. Правительство Российской Федерации кроме полномочий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляет и иные полномочия в области мобилизационной подготовки и мобилизации, не урегулированные настоящим Федеральным законом.

Статья 7. Полномочия федеральных органов исполнительной власти

1. Федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий:

1) организуют и обеспечивают мобилизационную подготовку и мобилизацию;

2) руководят мобилизационной подготовкой организаций, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения;

3) создают мобилизационные органы;

4) определяют необходимые объемы финансирования работ по мобилизационной подготовке;

5) разрабатывают мобилизационные планы;

6) проводят во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации мероприятия, обеспечивающие выполнение мобилизационных планов;

7) заключают договоры (контракты) о выполнении мобилизационных заданий (заказов) с организациями, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения;

8) при объявлении мобилизации организуют во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации проведение комплекса мероприятий по переводу организаций на работу в условиях военного времени;

9) вносят в Правительство Российской Федерации предложения по совершенствованию мобилизационной подготовки и мобилизации;

10) в случае несостоятельности (банкротства) организаций, имеющих мобилизационные задания (заказы), принимают меры по передаче этих заданий (заказов) другим организациям, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения;

11) организуют воинский учет и бронирование на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в федеральных органах исполнительной власти и организациях, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения, и обеспечивают представление отчетности по бронированию в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

12) организуют повышение квалификации работников мобилизационных органов.

2. Федеральные органы исполнительной власти обеспечивают исполнение законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации в области мобилизационной подготовки и мобилизации.

Статья 8. Полномочия и функции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления

1. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют следующие полномочия в области мобилизационной подготовки и мобилизации:

1) организуют и обеспечивают через соответствующие органы мобилизационную подготовку и мобилизацию;

2) руководят мобилизационной подготовкой муниципальных образований и организаций, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения;

4) обеспечивают исполнение настоящего Федерального закона, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации в области мобилизационной подготовки и мобилизации;

5) разрабатывают мобилизационные планы;

6) проводят мероприятия по мобилизационной подготовке экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований;

7) проводят во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти мероприятия, обеспечивающие выполнение мобилизационных планов;

8) заключают договоры (контракты) с организациями о поставке продукции, проведении работ, выделении сил и средств, об оказании услуг в целях обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

9) при объявлении мобилизации проводят мероприятия по переводу экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований на работу в условиях военного времени;

10) в случае несостоятельности (банкротства) организаций, имеющих мобилизационные задания (заказы), принимают меры по передаче этих заданий (заказов) другим организациям, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения;

11) оказывают содействие военным комиссариатам в их мобилизационной работе в мирное время и при объявлении мобилизации, включая:

организацию в установленном порядке своевременного оповещения и явки граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации, поставки техники на сборные пункты или в воинские части, предоставление зданий, сооружений, коммуникаций, земельных участков, транспортных и других материальных средств в соответствии с планами мобилизации;

организацию и обеспечение воинского учета и бронирования на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения, обеспечение представления отчетности по бронированию в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

организацию в установленном порядке своевременного оповещения и явки граждан, входящих в состав аппарата усиления военных комиссариатов. Под аппаратом усиления военных комиссариатов понимаются граждане, участвующие на договорной основе в работе по обеспечению оповещения, призыва и отправки мобилизационных ресурсов в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования, органы и специальные формирования. Порядок создания и работы аппарата усиления военных комиссариатов устанавливается Положением о военных комиссариатах, утверждаемым Президентом Российской Федерации, и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

14) вносят в органы государственной власти предложения по совершенствованию мобилизационной подготовки и мобилизации;

2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации координируют и контролируют проведение органами местного самоуправления и организациями, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения, мероприятий по мобилизационной подготовке, а также осуществляют методическое обеспечение этих мероприятий.

Раздел III. ОБЯЗАННОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ И ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ

МОБИЛИЗАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ И МОБИЛИЗАЦИИ

Статья 9. Обязанности организаций

1. Организации обязаны:

1) организовывать и проводить мероприятия по обеспечению своей мобилизационной готовности;

3) разрабатывать мобилизационные планы в пределах своих полномочий;

4) проводить мероприятия по подготовке производства в целях выполнения мобилизационных заданий (заказов) в период мобилизации и в военное время;

5) выполнять мобилизационные задания (заказы) в соответствии с заключенными договорами (контрактами) в целях обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации;

6) при объявлении мобилизации проводить мероприятия по переводу производства на работу в условиях военного времени;

7) оказывать содействие военным комиссариатам в их мобилизационной работе в мирное время и при объявлении мобилизации, включая:

обеспечение своевременного оповещения и явки работающих (проходящих службу, обучающихся) в этих организациях граждан, входящих в состав аппарата усиления военных комиссариатов или подлежащих призыву на военную службу по мобилизации, на сборные пункты или в воинские части;

обеспечение поставки техники на сборные пункты или в воинские части в соответствии с планами мобилизации;

10) предоставлять в соответствии с законодательством Российской Федерации здания, сооружения, коммуникации, земельные участки, транспортные и другие материальные средства в соответствии с планами мобилизации с возмещением государством понесенных ими убытков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

11) создавать военно-учетные подразделения, выполнять работы по воинскому учету и бронированию на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в этих организациях, обеспечивать представление отчетности по бронированию.

2. Организации не вправе отказываться от заключения договоров (контрактов) о выполнении мобилизационных заданий (заказов) в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, если с учетом мобилизационного развертывания производства их возможности позволяют выполнить эти мобилизационные задания (заказы). Возмещение государством убытков, понесенных организациями в связи с выполнением ими мобилизационных заданий (заказов), осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

3. Организации обязаны предоставлять информацию, необходимую для разработки и осуществления мобилизационных мероприятий, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Статья 10. Обязанности граждан

1. Граждане обязаны:

1) являться по вызову военных комиссариатов, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, для определения своего предназначения в период мобилизации и в военное время;

2) выполнять требования, изложенные в полученных ими мобилизационных предписаниях, повестках и распоряжениях военных комиссариатов, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас;

3) предоставлять в соответствии с законодательством Российской Федерации в военное время в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства здания, сооружения, транспортные средства и другое имущество, находящиеся в их собственности, с возмещением государством понесенных ими убытков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

2. Граждане в период мобилизации и в военное время привлекаются к выполнению работ в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также зачисляются в специальные формирования в установленном порядке.

3. Граждане за неисполнение своих обязанностей в области мобилизационной подготовки и мобилизации несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Раздел IV. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ МОБИЛИЗАЦИОННОЙ

ПОДГОТОВКИ И МОБИЛИЗАЦИИ

Статья 11. Организация и порядок мобилизационной подготовки и мобилизации

1. Организация и порядок мобилизационной подготовки и мобилизации органов государственной власти, органов местного самоуправления, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований определяются нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

2. Организация и порядок мобилизационной подготовки и мобилизации экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, а также организаций определяются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Статья 12. Мобилизационные органы

1. Федеральные органы государственной власти, федеральные органы исполнительной власти и организации, имеющие мобилизационные задания (заказы) или задачи по мобилизационной работе, для организации мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации и контроля за их проведением создают мобилизационные органы.

2. Структура и штаты мобилизационных органов определяются исходя из характера и объема мобилизационных заданий (заказов) или задач по мобилизационной работе. В зависимости от объема указанных заданий (заказов) или задач вместо создания мобилизационного органа могут назначаться мобилизационные работники.

3. Руководители мобилизационных органов или мобилизационные работники подчиняются непосредственно руководителям соответствующих федеральных органов государственной власти, федеральных органов исполнительной власти и организаций.

4. Функции, права и обязанности мобилизационных органов, создаваемых в федеральных органах исполнительной власти и организациях, определяются в соответствии с примерным положением о мобилизационных органах, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

5. Положения о мобилизационных органах, создаваемых в федеральных органах государственной власти, утверждаются руководителями этих федеральных органов.

6. Положение о федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, создаваемом в соответствии с Федеральным законом «Об обороне», утверждается Президентом Российской Федерации.

8. Мобилизационные органы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, их структура и штаты создаются и определяются решениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в зависимости от объема мобилизационных заданий или задач по проведению мероприятий по переводу экономики субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на работу в условиях военного времени.

Читайте также:  Замена кузова авто процедура

Статья 13. Военно-транспортная обязанность

1. Для обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований транспортными средствами в период мобилизации и в военное время в Российской Федерации устанавливается военно-транспортная обязанность.

3. Возмещение государством убытков, понесенных организациями и гражданами в связи с предоставлением в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства транспортных средств и другого имущества, находящихся в их собственности, осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

4. Порядок исполнения военно-транспортной обязанности определяется Положением о военно-транспортной обязанности, утверждаемым Президентом Российской Федерации.

Статья 14. Финансирование мобилизационной подготовки и мобилизации

1. Работы по мобилизационной подготовке в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации являются расходными обязательствами Российской Федерации.

2. Организации по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, с деятельностью которых связана деятельность организаций или в отношении имущества которых они осуществляют функции собственника, могут нести расходы на проведение работ по мобилизационной подготовке, не подлежащие компенсации из бюджетов, включая затраты на содержание мощностей и объектов, загруженных (используемых) в производстве частично, но необходимых для выполнения мобилизационных заданий (заказов), которые включаются в соответствии с законодательством Российской Федерации во внереализационные расходы.

3. Финансирование мероприятий по мобилизации осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Статья 16. Режим проведения мобилизационной подготовки и мобилизации

Организация работы и защита информации в области мобилизационной подготовки и мобилизации осуществляются в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственной тайне» и нормативными правовыми актами по вопросам секретного делопроизводства.

Раздел V. ПРИЗЫВ ГРАЖДАН НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО МОБИЛИЗАЦИИ

Статья 17. Призыв граждан на военную службу по мобилизации

1. Призыв граждан на военную службу по мобилизации проводится в соответствии с федеральными законами.

2. Призыву на военную службу по мобилизации подлежат граждане, пребывающие в запасе, не имеющие права на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации.

3. Граждане, пребывающие в запасе и не призванные на военную службу по мобилизации, могут направляться для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований.

4. Призыву на военную службу по мобилизации не подлежат граждане, имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления.

5. Военнослужащие при объявлении мобилизации продолжают проходить военную службу. Военнослужащие женского пола, которые имеют одного ребенка и более в возрасте до 16 лет или срок беременности которых составляет не менее 22 недель, имеют право на досрочное увольнение с военной службы.

Статья 18. Отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации

1. Отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации предоставляется гражданам:

1) забронированным в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

3) занятым постоянным уходом за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы в постороннем постоянном уходе (помощи, надзоре) либо являющимися инвалидами I группы, при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;

3.1) являющимся опекуном или попечителем несовершеннолетнего родного брата и (или) несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;

4) имеющим на иждивении четырех и более детей в возрасте до 16 лет или имеющим на иждивении и воспитывающим без матери одного ребенка и более в возрасте до 16 лет (гражданам женского пола, имеющим одного ребенка и более в возрасте до 16 лет, а также в случае беременности, срок которой составляет не менее 22 недель);

4.1) имеющим жену, срок беременности которой составляет не менее 22 недель, и имеющим на иждивении трех детей в возрасте до 16 лет;

5) матери которых кроме них имеют четырех и более детей в возрасте до восьми лет и воспитывают их без мужа;

6) членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы.

2. Отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации кроме граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, предоставляется другим гражданам или отдельным категориям граждан, которым дано такое право указом Президента Российской Федерации.

Статья 19. Сроки призыва граждан на военную службу по мобилизации

Призыв граждан на военную службу по мобилизации осуществляется в сроки, устанавливаемые мобилизационными планами Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований.

Статья 20. Организация призыва граждан на военную службу по мобилизации

1. В целях своевременного перевода Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов на организацию и состав военного времени и создания специальных формирований граждане, пребывающие в запасе, заблаговременно приписываются к воинским частям (предназначаются в специальные формирования) для прохождения военной службы в военное время на воинских должностях или для работы на должностях гражданского персонала, предусмотренных штатами военного времени.

2. Граждане, приписанные к воинским частям (предназначенные в специальные формирования) для прохождения военной службы в военное время, призываются на военную службу по мобилизации в случае осуществления мероприятий по переводу воинских частей, к которым они приписаны, на организацию и состав военного времени, а также в случае создания специальных формирований.

3. Призыв граждан на военную службу по мобилизации или направление их для работы на должностях гражданского персонала, предусмотренных штатами военного времени, осуществляет призывная комиссия по мобилизации граждан, создаваемая в субъекте Российской Федерации, муниципальном районе, городском округе и на внутригородской территории города федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

4. Порядок создания и деятельности призывной комиссии по мобилизации граждан, а также порядок призыва граждан, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования) для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, и направления граждан для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований определяется Правительством Российской Федерации.

Статья 21. Обязанности граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации

1. При объявлении мобилизации граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться на сборные пункты в сроки, указанные в мобилизационных предписаниях, повестках и распоряжениях военных комиссариатов, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас.

2. Гражданам, состоящим на воинском учете, с момента объявления мобилизации воспрещается выезд с места жительства без разрешения военных комиссариатов, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас.

Раздел VI. БРОНИРОВАНИЕ ГРАЖДАН, ПРЕБЫВАЮЩИХ В ЗАПАСЕ,

НА ПЕРИОД МОБИЛИЗАЦИИ И НА ВОЕННОЕ ВРЕМЯ

Статья 22. Бронирование граждан на период мобилизации и на военное время

Бронирование граждан, пребывающих в запасе и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, на период мобилизации и на военное время проводится в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Статья 23. Граждане, подлежащие бронированию на период мобилизации и на военное время

1. Бронирование граждан, пребывающих в запасе, проводится в целях обеспечения на период мобилизации и на военное время деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.

2. Граждане, подлежащие бронированию, освобождаются от призыва на военную службу по мобилизации и последующих призывов в военное время на время предоставленной отсрочки.

Статья 24. Организация и порядок бронирования граждан на период мобилизации и на военное время

Организация и порядок бронирования граждан, пребывающих в запасе, на период мобилизации и на военное время определяются настоящим Федеральным законом и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Раздел VII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 25. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Статья 26. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

26 февраля 1997 года

Судебная практика и законодательство — 31-ФЗ О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации

11) организацию и обеспечение мобилизационной подготовки в соответствии с Федеральным законом от 26 февраля 1997 г. N 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 9, ст. 1014; 1998, N 29, ст. 3395; 2000, N 32, ст. 3341; 2001, N 53, ст. 5030; 2002, N 12, ст. 1093; N 52, ст. 5132; 2003, N 52, ст. 5038; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 1, ст. 10; N 6, ст. 637; N 44, ст. 4534; 2010, N 11, ст. 1176; 2012, N 53, ст. 7613; 2013, N 14, ст. 1663);

6.6. Федеральный закон Российской Федерации от 26 февраля 1997 г. N 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»;

6.7. Федеральный закон Российской Федерации от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ «О гражданской обороне»;

1) обеспечение в пределах своей компетенции исполнения Президентом Российской Федерации полномочий в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации органов государственной власти;

В соответствии с Федеральными законами «Об обороне» и «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» постановляю:

Утвердить прилагаемое Положение о военно-транспортной обязанности.

В целях приведения нормативных правовых актов Президента Российской Федерации в соответствие с Федеральным законом «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» постановляю:

1. Признать утратившими силу:

Указ Президента Российской Федерации от 21 марта 1992 г. N 288 «О мобилизационной подготовке народного хозяйства России»;

2) Федеральным законом от 26 февраля 1997 г. N 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 9, ст. 1014; 1998, N 29, ст. 3395; 2000, N 32, ст. 3341; 2002, N 12, ст. 1093; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 1, ст. 10; N 6, ст. 637; N 44, ст. 4534; 2010, N 11, ст. 1176);

13) организацию и обеспечение мобилизационной подготовки в соответствии с Федеральным законом от 26 февраля 1997 г. N 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 9, ст. 1014; 1998, N 29, ст. 3395; 2000, N 32, ст. 3341; 2001, N 53, ст. 5030; 2002, N 12, ст. 1093; N 52, ст. 5132; 2003, N 52, ст. 5038; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 1, ст. 10; N 6, ст. 637; N 44, ст. 4534; 2010, N 11, ст. 1176; 2012, N 53, ст. 7613; 2013, N 14, ст. 1663).

установленных Федеральным законом «О мобилизационной

подготовке и мобилизации Российской Федерации»

По данному виду расходов отражаются расходы федерального бюджета, передаваемые бюджетам субъектов Российской Федерации на выполнение федеральных полномочий, установленных Федеральным законом «О мобилизационной подготовке и мобилизации Российской Федерации».

В соответствии со статьей 6 Федерального закона «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» постановляю:

1. Поручить Правительству Российской Федерации определять полномочия федеральных органов исполнительной власти, а также осуществлять руководство их деятельностью в области мобилизационной подготовки и мобилизации.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Блог о здоровье и полезных жизненных советах